-Метки

alexandre dumas andre norton cats celebrities and kittens flowers grab grave harry harrison historia rossica illustrators james hadley chase karl may kurt vonnegut nature roger zelazny sidney sheldon the best tombe umberto eco white cats Достоевский Умберто Эко азбука-классика александр дюма александр пушкин андрей усачёв андрэ нортон аукционы белая россия белоснежка белые кошки библиотека вокруг света библиотека огонек библиотека поэта библиотека приключений биографии большие книги военные мемуары воспоминания гарри гаррисон генри лайон олди даты день поэзии детектив и политика джеймс хедли чейз журналы звёздный лабиринт звезды мирового детектива золотой век английского детектива иван тургенев иллюстраторы иртыш календарь карл май коллажи котоарт котоживопись котолитература котофото коты кошки курт воннегут лев толстой лучшее из лучшего максим горький малое собрание сочинений марина дяченко минувшее мировой бестселлер миры... молодая проза дальнего востока мосты научно-биографическая литература некрополь николай гоголь нить времён нобелевская премия новинки современника обложки книг письма подвиг природа роджер желязны роман-газета россия забытая и неизвестная русская фантастика самуил полетаев семипалатинск сергей лукьяненко сидни шелдон собрание сочинений стрела времени фантастика: классика и современность фото фотографы цветы человек и кошка эксклюзивная классика эксклюзивная новая классика юрий лотман

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Виктор_Алёкин

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.08.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 67328


Трудно быть творцом

Среда, 20 Июня 2018 г. 10:12 + в цитатник
https://www.ivi.ru/watch/146207/reviews/49080

Рецензия на фильм Довлатов от Евгений Нефёдов

Сергей Довлатов просыпается, в очередной (наверное, в сотый) раз выслушивая от любимой мамы упрёки в том, что растрачивает жизнь попусту: лучше бы сидел и писал роман, а не терял время в газетёнке. Дальше следует план-эпизод (в том значении, какое вкладывал в термин Андре Базен), задающий смысловую направленность всему кинопроизведению: зрителю дают понять, что репортёр и непризнанный литератор обретается в комнате в «коммуналке». Естественно, приятного тут мало. Однако то, что один из жильцов называет «общим бытом», можно изобразить по-разному. Например, с отличавшими «Покровские ворота» /1983/ Михаила Козакова тёплым юмором и ностальгией. Даже с нотками героического пафоса, присущими «Моему другу Ивану Лапшину» /1985/ Алексея Германа, отца постановщика, где слова рассказчика-повествователя (1) отнюдь не вступали в противоречие с тем, как нарисована картина будней начальника уголовного розыска Унчанска и его соседей. Ну, хотя бы – с не слишком умной незлобивой издёвкой, как в видеоклипе на песню «Коммунальная квартира» группы «Дюна». Но нет! Нам без обиняков показывают всё самое скверное и пошлое: люди, не стесняясь, жалуются на свои болячки, пожилая женщина неделикатно вмешивается в телефонный разговор Серёжи с бывшей женой и т.п. И лишь его тонкая душевная организация не позволяет отреагировать на ситуацию гневно… Во всяком случае – пока не позволяет.

Примерно так и протекает жизнь Довлатова в Ленинграде. Точнее, даже не жизнь – своего рода скитания по белу свету покойника, поставившего диагноз самому себе, отметив в закадровом тексте, что в СССР, если не состоишь в Союзе писателей, ты мёртв… Всё, что открывается взору, провоцирует гулкий внутренний протест – и вызывает ехидную реакцию. Например, слова «жертвы пропаганды» – старика, вопрошающего в общественном транспорте других пассажиров, солидарны ли те с оценкой деяний сионистов. Или провокация «подставного» спекулянта иностранными книгами, предлагающего из-под полы (по поручению компетентных органов) роман Владимира Набокова про «американскую пионэрку» Лолиту. Или затеянные силами трудового коллектива судостроительной верфи съёмки фильма с ряжеными пролетариями в ролях Александра Пушкина, Льва Толстого, Фёдора Достоевского. И, уж конечно, Сергей ни в малейшей степени не проникается энтузиазмом в предвкушении празднования очередной годовщины Октябрьской революции, выражая недовольство холодами, наступившими в начале ноября 1971-го…

Быть может, мастера словесности согревает связь с творческими личностями, с друзьями из среды таких же, неоценённых поэтов, прозаиков, художников? Тоже как-то не похоже. В общении с близким другом Иосифом Бродским всё-таки сохраняется дистанция. Разговоры на посиделках в квартирах и встречах на открытом воздухе становятся всё более вымученными, рутинными. Не лучше положение вещей и в смежных профессиях (например, в киноискусстве). Ещё один приятель, по имени Давид, умудряется органично сочетать занятие живописью с ремеслом фарцовщика, что в конечном итоге приводит к трагедии: арестованный ОБХСС, он предпочтёт тюрьме гибель под колёсами армейского грузовика. О том же, сколько нервов потратил Довлатов на диспуты в редакциях периодических изданий и литературных журналов, излишне и упоминать. Не получается у него исполнять заказы – хоть тресни. Не удаётся сохранять серьёзность, не сбиваясь на иронию, не привнося нотки абсурда, которым-де пронизан окружающий мир. И участь неопубликованных рукописей – отправиться в макулатуру (буквально).

Разумеется, сложно не согласиться с утверждением авторов в том духе, что человек, чувствующий в себе призвание сочинять и не представляющий иной судьбы, не должен отчаиваться и прекращать борьбу. К тому же, и сам Довлатов строго выговаривает товарищу по несчастью: негоже плакаться, терпя фиаско, поскольку талант и успешность – понятия перпендикулярные. Вот только во всём прочем… Режиссёр вряд ли надеялся потрясти публику выпячиванием отрицательных сторон жизни в социалистической сверхдержаве: в данном отношении фильм слабоват даже по меркам «перестройки», не то что отдельных «откровений» последних лет. Но и той правды, которая, как сетовал Сергей, не нужна властям, в ленте почти не чувствуется. «Почти» – это за исключением одного-единственного фрагмента: журналист, пришедший взять интервью у стихотворца-метростроевца, становится очевидцем душераздирающей сцены (обнаружены останки нескольких десятков детей, погребённых заживо в Блокаду), ощущает внутреннее родство с окружающими, столь же обострённо воспринимая горечь невосполнимых потерь, понесённых в Великую Отечественную войну… Остальное экранное время он невольно напоминает инопланетянина, скитающегося по чуждой планете, не понимающего устремлений местных обитателей, безразличного к их радостям, горестям, исканиям – и тем не менее искренне удивляющегося тому, что не может пробиться через стену ответного непонимания и безразличия. Не бюрократических препон, не идеологической опеки, не интриг завистников – именно непонимания и безразличия.

Оставим на совести создателей фильма финальное заявление про миллионы почитателей таланта, обнаружившиеся после скоропостижной кончины писателя в эмиграции. Важнее, что не выдерживает элементарной проверки ни один из ключевых тезисов, озвучиваемых персонажем. Отсутствие членства в вожделенном профессиональном союзе ничуть не мешало чувствовать себя живым (во всех смыслах!), допустим, Владимиру Высоцкому, легко нашедшему отклик в сердцах сограждан: от нефтяников и подводников до номенклатурных работников. И «смелая» догадка о том, что солдаты внутренних войск мало чем отличаются от заключённых, которых стерегут, опровергается тут же: в сновидении, где Сергей возвращается на место службы, дела обстоят очевидным образом иначе. А уж беседа во сне с Леонидом Ильичом Брежневым и вовсе отдаёт жалким фиглярством… По завершении сеанса убеждённости в том, что бескомпромиссный Довлатов с единомышленниками действительно являлись последней надеждой русской словесности или хотя бы голосом поколения, мягко говоря, не возникает. Даже усилия по реконструкции атмосферы канувшей в Лету эпохи не видятся мало-мальски удачными – не идут ни в какое сравнение ни с достижениями Алексея Юрьевича (советского периода), ни с ранними работами самого Германа-младшего. Куда там выдвигать претензии на проникновение в суть того времени, о каком кинематографисты составили весьма поверхностные и приблизительные представления…

__________
1 – «При том мы всё умели, всё могли, всё нам было по плечу. Всё вместе, все вместе, понимаете?»
Рубрики:  ПИСАТЕЛИ, ПОЭТЫ (Р)/Сергей Довлатов
ФИЛЬМЫ, СЕРИАЛЫ
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку