-Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция версаль галерея галерея виктории германия голландия города россии гравюра дворец дети династия женщина живопись животные иисус христос император импрессионизм интерьер испания история италия кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы рейксмузеум религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна филадельфия флора фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

Скумбрия под шубой(вариант Селёдки под шубой) - (0)

Скумбрия под шубой( необычный вариант Селёдки под шубой)   Скумбрия под шубой( необыч...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 139946


Эрмитаж. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (1599 — 1660)

Понедельник, 04 Мая 2020 г. 05:31 + в цитатник
Bo4kaMeda


Diego Velazquez, Ritratto d'uomo, 1630
olio su tela
Capitoline Museums, Rome, Italy


Мы подходим к величайшему испанскому художнику, к несомненному гению, к Веласкесу (1599 — 1660). К сожалению, Эрмитаж не выясняет чарующей фигуры этого “царя живописи”. Нам достались лишь вещи второстепенные, сомнительные или прямо ошибочно приписываемые мастеру. Но и из них мы можем хоть что-то узнать о развитии и достоинствах Веласкеса, этого художника, которого принято называть “самым живописным из живописцев”.


Для знакомства с “источниками” Веласкеса важна его юношеская картина “Завтрак”, написанная еще совершенно в духе Караваджо, плотно, твердо, простодушно, но с бесподобным мастерством, в особенности что касается передачи мертвой натуры: скатерти, хлеба, посуды и сельдей.



Веласкес де Сильва, Диего. 1599-1660
Завтрак
Испания, около 1617 г.
холст, масло
108,5 x 102 см
Происходит из собрания Екатерины II


Диего Веласкес, в творчестве которого испанская живопись достигла вершины, написал картину «Завтрак», когда ему было 18 лет. Его привлекали сцены из народного быта. Собравшиеся за столом мужчины представляют три возраста жизни человека. Молодому художнику удалось дать точную характеристику каждому персонажу. Картина написана под влиянием искусства Караваджо, о чем говорят темный фон, резкие контрасты света и тени, объемность лежащих на столе предметов. Обратите внимание: хлеб и ручка ножа кажутся выдвинутыми за плоскость полотна. Изображенный старик встречается также на других картинах мастера. Известен и мальчик: он жил у Веласкеса и служил ему моделью. А вот молодой человек, сидящий справа, который, безусловно, также должен иметь вполне конкретное портретное сходство, не выявлен на других полотнах художника. Существует предположение, что это автопортрет Веласкеса. На стене висит белый воротник старика. По традиции того времени, когда садились за стол в помещении, то снимали и оставляли на вешалке шляпу и воротник. Веласкес изобразил в этих простолюдинах присущие испанцам национальные черты характера: веселость и сдержанность, добродушие и некоторую суровость.


До какой степени должно было властвовать в Севилье увлечение натурализмом, если даже аристократический юноша, каким был Веласкес, ученик идеалиста-теоретика Пачеко, мог не только поддаться общему веянию, но дать в этом направлении неподражаемые по совершенству образцы. Веласкес остался верен коренным принципам натурализма и впоследствии, когда он поступил ко двору Филиппа IV, где он занимал почетные должности и кончил жизнь в чине гофмаршала. Вообще же трудно себе вообразить менее придворного художника, нежели Веласкес. Лесть ему была чужда абсолютно. Но эта “дерзость” искупалась удивительным даром мастера во всем находить красоту и величественность. Все испанские художники обладают известным “благородством мысли”, но у Веласкеса эта черта приобретает полноту выражения, без малейшей натяжки, при совершенной простоте. Судить об этой едва ли не самой существенной черте Веласкеса мы можем в Эрмитаже по двум копиям (Maco или Парехи?) портретов Веласкеса, изображающих Филиппа IV и его любимца премьер-министра герцога Оливареса. Особенно “поучителен” последний.



Веласкес де Сильва, Диего. 1599-1660
Портрет дона Гаспара де Гусмана, графа-герцога де Оливареса
Испания, около 1638 г.
холст, масло
67 x 54,5 см


Художник не польстил своему покровителю ни на каплю. Более смешной и странной физиономии трудно себе представить. Несколько вульгарное лицо конде-дуке приобретает особую значительность благодаря тому, что оно “посажено напоказ” вверху над длинной черной фигурой, покоящейся на обтянутых черных ногах. Однако здесь нет тени иронии. Все строго, величественно, торжественно, и, глядя на портрет, веришь громадной силе очарования, которой обладал этот фатальный для Испании министр, за ошибки и грехи которого пришлось расплачиваться много лет после его падения.

Но не только “психологическая” сторона ценна в портретах Веласкеса (кроме портретов Веласкес почти ничего и не писал), но и внешняя, чисто живописная. По упомянутым черноватым и вдобавок сильно почерневшим копиям в Эрмитаже трудно судить о пленительности красок Веласкеса, но кое-что можно предчувствовать о тех радостях, которые ожидают посетителя музея Прадо в Мадриде, изучая этюды к портретам короля, министра и папы Иннокентия Х



Диего Веласкес. Портрет Папы Иннокентия Х. Ок. 1650.
Холст, масло
49,2 х 41,3
Продан из Эрмитажа в июле 1930 – феврале 1931 в коллекцию Эндрю В. Меллона. Национальная галерея, Вашингтон


Особенно хорош последний. Говорят, папа воскликнул, увидав свое изображение: “Е troppo vero” — “Это слишком похоже!”. И действительно, святой отец не польщен. Он больше похож на предводителя разбойников, нежели на Наместника Христова. Но картина прекрасна. Она написана всего тремя красками: белой, черной и красной. И однако комбинациями их и магией светотени Веласкес достиг полной передачи натуры и такой жизненности, что становится жутко, вглядываясь в это изображение.

Два помощника Веласкеса, которые всегда находились при нем и видели мастера за работой, Maco и Пареха, так удачно переняли все особенности манеры Веласкеса, что лучшие их произведения трудно отличить от произведений самого великого художника. Нашего “большого Оливареса”, вероятно, и нужно считать за картину Maco (1615 — 1687), что же касается невольника, “слуги” Веласкеса Парехи (1606 — 1670), то оказывается, судя по надписи на оборотной стороне холста, что ему принадлежит хороший, но, к сожалению, слишком потемневший (или грязный?) портрет сурового мрачного командора ордена Сант-Яго де Компостелла.
Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа
Бенуа Александр Николаевич



Веласкес де Сильва, Диего, школа. 1599-1660
Мужской портрет
Испания, 1640-е гг.
холст, масло
47,5 x 41 см




Веласкес де Сильва, Диего, мастерская. 1599-1660
Портрет испанского короля Филиппа IV, между 1656 и 1660 гг.
холст, масло
67 x 53 см




Веласкес де Сильва, Диего, мастерская. 1599-1660
Портрет испанского короля Филиппа IV, около 1638 г.
холст, масло
203 x 122 см
Поступил в 1850 г. Приобретен на аукционе собрания нидерландского короля Вильгельма II в Гааге




Веласкес де Сильва, Диего. 1599-1660
Мужская голова в профиль
около 1616-1617 гг.
холст, масло
39,5 x 35,5 см




Веласкес де Сильва, Диего, последователь. 1599-1660
Голова смеющегося мальчика
не ранее 1630-х гг.
холст масло
27 х 22 см




Гойя-и-Лусиентес, Франсиско Хосе де. 1746-1828
Инвентор: Веласкес де Сильва, Диего. 1599-1660
Пьяницы (Вакх) 1778 г.
бумага, офорт, сухая игла
395 х 465 мм




Люилье, Виктор Гюстав. 1844-1889
Инвентор: Веласкес де Сильва, Диего. 1599-1660
Греческий философ Маннип
Франция XIX в.
бумага офорт, резец
435 х 305 мм




Гуаданьини, Гаетано, ок. 1800-1860
Инвентор: Веласкес де Сильва, Диего. 1599-1660; Инвентор: Муцци, Антонио. 1815-1894
Портрет неизвестного в костюме с фрезом 1842 г.
бумага гравюра резцом
479 х 339 мм




Бруна, Винченцо делла. 1804-1871
Инвентор: Веласкес де Сильва, Диего. 1599-1660
Инвентор: Гарио, Поль-Сезар. Род. 1811
Портрет неизвестного в плаще, накинутом на одно плечо, держащегося за эфес шпаги, скрытой под плащом 1842 г.
бумага гравюра резцом
479 х 339 мм




Понтиус, Пауль. 1603-1658
Автор оригинала: Веласкес де Сильва, Диего. 1599-1660
Автор копии: Рубенс, Питер Пауль (Пьетро Пауло). 1577-1640
Портрет герцога Оливареса
около 1626 г.
бумага резец
613 х 440 мм


culture.wikireading.ru
hermitagemuseum

.
Рубрики:  РЕТРО
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 8 пользователям