Британец Роджер Фентон — один из основателей искусства фотографии в Великобритании и первый военный фотограф. В 1855-м году с помощником они отправились на Крымскую войну по заданию своего издателя.
Аппаратура, химикалии, стекла были тяжелми и громоздкими, и Фентон нашел уникальное решение: сконструировал пароконный Фотографический фургон — так гласила надпись на его бортах. Повозка одновременно являлась и темной кабиной, так необходимой для фотографических занятий.
Вид Балаклавы, на заднем фоне стоят английские корабли.
В мае 1855-го Фентон со своей повозкой появился вблизи Севастополя и в короткие сроки сделал около 800 боевых снимков. От высоких температур колодион (вещество, применяемое в те времена при фотографировании) кипел в баках, внутри кабины было особенно душно, приходилось ожидать прохладных дней. Впрочем, сложности такого рода случались с англичанами на съемках в Египте. Точно неизвестно, сколько именно времени Фентон провел в Крыму. После отхода от Севастополя русских войск в 1856-м там появился еще один англичанин-фотограф — Джеймс Робертсон.
Английский военный лагерь.
Вскоре, когда война в Париже и других европейских столицах была окончена, то в продаже появились наборы карточек, отснятых Фентоном и Робертсоном. Понятия "фотоальбом" в те времена еще не существовало, и снимки продавались отдельными листами или комплектами как гравюры. Отдельные листы были наклеены на паспарту, но комплекты покупатель оформлял по своему вкусу.
Английский военный корабль стоит на пристани в Балаклавской бухте.
Отпечатки были на плотных листах размером примерно 18х24 сантиметра. Из-за фотохимических недостатков они плохо сохранились, на многих появились пятна, или отпечатки выцвели и приняли желтоватый оттенок. Но часть из них вполне передает события легендарной обороны. Все, что могло двигаться (мачты кораблей, фигуры людей) на снимках получилось несколько смазано, но неподвижные объекты переданы достаточно четко.
Офицеры во время совещания.
Редут после боя.
Трактирный мост.
Воронцовский овраг, засыпанный вражескими ядрами.
Руины севастопольских солдатских казарм.
Разбитый блиндаж коменданта редута.
Русская батарея после бомбардировки.
Английский вояка на отдыхе, как говорится: "Война войной, а отдых по расписанию".
За войну фотографу удалось сделать более 300 крупноразмерных негативов.