|
Часто позитивную психологию путают с «розовыми очками»: «внуши себе, что все хорошо, и все будет хорошо». Ничего общего. Воздействия и приемы, которые используют в науке, чтобы сформировать ощущение счастья и удовлетворенности жизнью, – это не самовнушение, а помощь в поиске позитивного начала.
Мы часто чего-то не замечаем в жизни, а надо не только замечать, но и действовать.
1. Благодарность. Это один из приемов, который достоверно работает (это доказано): каждый вечер перед сном вспоминать, за что вы сегодня могли поблагодарить кого-то из окружающих, самого себя, какую-то высшую силу – неважно…
2. Другой прием – с определенной периодичностью вспоминать конкретного человека, который что-то сделал для вас важное, заслуживающее признательности, а вы по той или иной причине в свое время никак не откликнулись. Надо найти этого человека, приехать и поблагодарить (телефон и электронная почта не считаются). Такая обратная связь повышает удовлетворенность жизнью.
Когда отзывчивость, благодарность входят в привычку, люди по-другому – более эмоционально – начинают видеть свою жизнь, потому что перестают воспринимать все хорошее как само собой разумеющееся, и начинают ему радовать
Отличные техники из интервью с Дмитрием Леонтьевым:
Если в обществе наблюдается массовая шизофрения, то и лечить ее надо с помощью массовой психотерапии?
Д.Л.: Думаю, лечить ее надо с помощью психотерапии реальностью. Реальность – важная вещь. Часто позитивную психологию путают с «розовыми очками»: «внуши себе, что все хорошо, и все будет хорошо». Ничего общего. Воздействия и приемы, которые используют в науке, чтобы сформировать ощущение счастья и удовлетворенности жизнью, – это не самовнушение, а помощь в поиске позитивного начала.
НП: Создание новых смыслов?
Д.Л.: Не создание новых смыслов, не фантазирование. На одни и те же вещи можно посмотреть по-разному: стакан может быть наполовину пуст или наполовину полон. Мы часто чего-то не замечаем в жизни, а надо не только замечать, но и действовать. Очень мощная вещь – благодарность. Это один из приемов, который достоверно работает (это доказано): каждый вечер перед сном вспоминать, за что вы сегодня могли поблагодарить кого-то из окружающих, самого себя, какую-то высшую силу – неважно…
Другой прием – с определенной периодичностью вспоминать конкретного человека, который что-то сделал для вас важное, заслуживающее признательности, а вы по той или иной причине в свое время никак не откликнулись. Надо найти этого человека, приехать и поблагодарить (телефон и электронная почта не считаются). Такая обратная связь повышает удовлетворенность жизнью. Когда отзывчивость, благодарность входят в привычку, люди по-другому – более эмоционально – начинают видеть свою жизнь, потому что перестают воспринимать все хорошее как само собой разумеющееся, и начинают ему радоваться.
НП: Счастье в современном понимании – это и есть «жить достойной жизнью»?
Д.Л.: От слова «счастье» профессионалы все больше отходят, свою роль оно сыграло. А достойная жизнь – понятие многогранное. Скажем, в основе социальных процессов последнего года в России – не столько политическая составляющая, сколько психологическая. Непосредственные причины и толчки протестных движений – это изменившееся самоощущение людей. Те условия, в которых они вынуждены жить, не соответствуют их представлениям о достойной жизни. Причем не обязательно в экономическом отношении.
Исследования показывают пределы, в которых материальная обеспеченность влияет на счастье. Пока не все базовые потребности удовлетворены, рост финансового благосостояния действительно влияет на удовлетворенность жизнью. Но до какой-то точки. Как в формуле Шолом-Алейхема: «Не так с деньгами хорошо, как без денег плохо». Эта точка примерно соответствует понятию «средний класс». На этом уровне счастье перестает зависеть от дальнейшего прироста денег и начинает определяться другими факторами. На этом этапе помогают стать счастливее творчество, вера, предпринимательство и так далее. На первое место выходит проблема смысла, а счастье определяется тем, насколько человек успешен в реализации жизненно важных целей. Любопытно, что успешное достижение целей, спущенных сверху или внушенных общественным мнением, счастливее не делает.
НП: Люди иногда слышат внушения: там жизнь яркая и веселая, а ты в офисе – как в тюрьме. Оглянись!
Д.Л.: Это предложение заменить одну не свою жизнь другой не своей. По большому счету люди прекрасно понимают, что для них хорошо, а что плохо, но сами отталкивают от себя возможности осознания и действия. Всем нам приходится заниматься не только тем, что доставляет удовольствие. Поступая таким образом, мы платим определенную цену за что-то другое, что нам более важно. Если мы понимаем, что это неизбежная цена, то гармония сохраняется. А если нет, мы это сами ощущаем.
НП: Может ли позитивная психология повлиять на тотальный негативизм?
Д.Л.: Наши культурные особенности действительно осложняют принятие идей позитивной психологии. Люди в России не стремятся получать удовольствие от жизни – просто не умеют. В какой-то степени это связано с климатогеографическими условиями. Важно, где точка отсчета, что мы принимаем за «ноль», «нейтральную зону». В США, например, точка отсчета – «все хорошо», у нас – когда все терпимо. В США на вопрос «Как дела?» вам, как правило, ответят: «Великолепно, прекрасно». У нас такой ответ никто не поймет – обязательно нужно пожаловаться на жизнь.
НП: Получается, что купить счастье можно, но только в самом начале и только небольшую часть. Какова технология воспитания вкуса к жизни, позволяющая чувствовать себя счастливым?
Д.Л.: Очень правильное выражение – «вкус к жизни». Квинтэссенция позитивной психологии воспитания – в книгах Симона Соловейчика. Нельзя не отметить более современную книгу Екатерины Патяевой «От рождения до школы». Сейчас все больше авторов в разных странах обращаются к системе условий, которые важны, чтобы вырастить позитивную личность. Конечно, ребенка надо любить, но этого мало. В США жгут книги доктора Спока, который испортил целое поколение американцев неверным пониманием любви к детям. Получилось как в сказке Евгения Шварца: «Детей нужно баловать – тогда из них вырастают настоящие разбойники!» Пришло понимание, что недостаточно баловать детей и любить их на расстоянии, прежде всего нужно присутствие родителей. Они должны быть рядом, взаимодействовать, уделять внимание, спрашивать, отвечать. Мать или отец могут не знать ответ на вопрос ребенка и вправе сказать: «Я не знаю. Но давай подумаем вместе, где мы можем найти ответ». Тогда и сыграет свою роль позитивная психология – придет «вкус» к жизни, стремление жить ярко и достойно. А счастье ли это, каждый решает сам.
http://www.psyh.ru/rubric/6/articles/1618/