-Приложения

  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

 -Цитатник

ЮБКА ШКОЛЬНАЯ - (0)

ЮБКА ШКОЛЬНАЯ Автор Hlada Пряжа семеновская Лидия ( 50% шерсть, 50% акрил, 1613м/100г) ...

Формируем окат рукава и пройму изделия при вязании спицами - (0)

Формируем окат рукава и пройму изделия при вязании спицами Источник https://vk.com/bookma...

Соединение деталей. Видео от Поперечное вязание крючком - (0)

Соединение деталей. Видео от Поперечное вязание крючком Источник https://vk.com/bookmarks...

Схема узора для мужского свитера с воротником на молнии от HEDRICY - (0)

Схема узора для мужского свитера с воротником на молнии от HEDRICY Вязание LenkomKnit ...

Топ с ажурными ромбами - (0)

Топ с ажурными ромбами Простая летняя модель топа с прямыми проймами для тех, кому нравят...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Belenaya

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.04.2013
Записей: 78017
Комментариев: 82650
Написано: 166974


Главные тайны собора Василия Блаженного. Часть 1.

Вторник, 19 Мая 2020 г. 13:03 + в цитатник
Цитата сообщения Оксана_Лютова Главные тайны собора Василия Блаженного. Часть 1.


Храм Василия Блаженного на протяжении пяти веков - один из главных символов Москвы и России в целом. Однако вокруг него по-прежнему ходит много легенд. 

Барма и Постник, которых ослепил Иван Грозный

Считается, что строителями собора были русские зодчие Барма и Постник, а потом их лишил зрения Иван Грозный. На самом деле имя архитектора до сих пор неизвестно. В летописях и документах, современных строительству храма, нет упоминаний о Барме и Постнике. Их имена значатся лишь в более поздних источниках XVI-XVII веков: «Житии митрополита Ионы», «Пискаревском летописце» и «Сказании о великорецкой иконе чудотворца Николы».

Относительно того, кто является архитектором собора, существует несколько точек зрения. Советский историк Николай Калинин писал, что строителем собора был один человек – Постник Яковлев по прозвищу Барма. Представитель современной школы Александр Мельник, развивая идею историка и искусствоведа Николая Брунова, утверждает, что зодчий был западноевропейского происхождения.

В начале XVII века появилась легенда об ослеплении архитекторов храма Василия Блаженного Иваном Грозным, чтобы они не смогли повторить свой шедевр. Но документального подтверждения эта история не имеет.

Строительство собора завершено в 1560 году

До середины XX века было принято думать, что храм был построен в 1560 году: это число фигурировало во всех официальных документах, монографиях и научных трудах. Но во время реставрации 1957 года под несколькими слоями масляной росписи в шатре центральной церкви храма нашли храмозданную надпись. Спустя 4 года, когда ее раскрыли полностью, выяснилась точная дата освящения собора – 12 июля 1561 года по новому стилю. 

Храм Василия Блаженного – официальное название собора

С конца XVII века за собором закрепилось название Храма Василия Блаженного. Между тем, он освящен Собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, и по-прежнему называется так в официальных источниках.

Собор был возведен по случаю победы в Казанском походе и изначально являлся в большей степени мемориальным: не отапливался, службы зимой не проводились. В 1588 году, после обретения мощей Василия Блаженного, появился придел, названный его именем. Эта церковь, единственная из всего храма, была открыта для прихожан и паломников круглый год, даже в ночные часы. Таким образом название церкви Василия Блаженного стало «народным» именем всего собора.

Средства на строительство храма собирал Василий Блаженный

По одной из легенд, устоявшихся в фольклоре, деньги на возведение храма собирал Василий Блаженный. Якобы он приносил монеты на Красную площадь, бросал через правое плечо, и никто не трогал их, пока юродивый перед смертью не передал всю сумму Ивану Грозному.

Но этот миф не находит отражения ни в одной из редакций жития святого. Более того, согласно тексту сокращенного жития, святой умер 2 августа 1552 года: за 2 месяца до окончания Казанского похода – события, к которому приурочено строительство храма. А сам собор был заложен лишь спустя три года, в 1555.

Все церкви Храма Василия Блаженного посвящены Казанскому походу

Не все церкви собора имеют связь с этим событием. Походу посвящены меньше половины, 4 из 9 церквей. Церковь Святой Троицы, например, построена на месте древней Троицкой церкви, поэтому и названа так. Придел Василия Блаженного, как уже было сказано, освящен именем юродивого, захороненного в этом месте. В честь соответствующего праздника построена церковь Входа Господня в Иерусалим. Варлаам Хутынский, именем которого названа юго-западная церковь, являлся покровителем царского рода. А церковь Николы Великорецкого посвящена образу Николая Чудотворца.

Библиотека Ивана Грозного в подвалах Покровского собора

Существует легенда о том, что в мрачных подвалах Покровского собора находится библиотека Ивана Грозного. Проблема только в том, что подвалов здесь нет и быть не может: храм возводился на искусственном насыпном холме, единственно возможным был неглубокий ленточный фундамент. Он едва ли достигает 2 метров при 61-метровой высоте здания. Опора конструкции сосредоточена в подклете.

Визуальную функцию подвала выполняет пространство между первым ярусом упраздненной церкви Феодосии девы и соборной ризницей XVII века. Реставраторы специально не трогали его, чтобы можно было видеть своды Феодосии Девы и аутентичную стену прилегающей церкви Василия Блаженного. 

Попытки уничтожения храма и противостояние им

Первым, по легенде, собор пытался взорвать Наполеон Бонапарт. Но после молитвы москвичей произошло чудо: пошел дождь и загасил фитили французских пушек. Документальных подтверждений этой истории нет, равно также, как и знаменитому инциденту с Кагановичем. Якобы когда он представлял Сталину проект реконструкции Красной площади и снял с макета фигурку собора, вождь скомандовал: «Лазарь, поставь на место!».

Нет официальных свидетельств и тому, что архитектор и реставратор Петр Барановский активно выступал за защиту от уничтожения. В 1936 году власти постановили, что храм мешает автомобильному движению, и предложили Барановскому заняться обмерами для сноса. Тогда, со слов его дочери, реставратор отправил в Кремль телеграмму: заявил, что вместе с собором взорвет себя сам.

Во время ареста архитектора якобы шантажировали тем, что собор уже взорвали. Согласно легенде, освободившись досрочно, Барановский первым делом поехал на Красную площадь лично убедиться в том, что храм Василия Блаженного стоит на месте.

Источник: Главные тайны собора Василия Блаженного
© Русская Семерка russian7.ru



Культовое строение, воздвигнутое при Иване Грозном, строилось порядка пяти с половиной лет (с тысяча пятьсот пятьдесят пятого года по год тысяча пятьсот шестьдесят первый год). На едином подклете (основании) размещены сразу десять церквей, каждая из которых имеет собственное название. Предел храма назван в честь Василия (юродивого), жившего во времена правления Ивана Грозного, от этого и сам храм со временем стал называться не иначе, как Храм Василия Блаженного.

Для данной постройки, вопреки всем законам  конструктива, характерен довольно мелкий фундамент и высокий подклет, который словно бы врос в холм. Сегодня Храм Василия Блаженного – это музей куда можно прийти и восхититься трудами зодчих времён Ивана Грозного. Сооружение действительно впечатляет! Только представьте себе: десять церквей в одном месте! Это же самое настоящее чудо!

Каждая из девяти круговых церквей имеет своё название и посвящена разным святым, например: Григорию Армянскому, Варлааму Хутынскому, Александру Свирскому и т.д. Центральная церковь названа в честь Богородицы. Все до одной церкви, увенчаны «головами», отличающими друг от друга. Церкви группируются вокруг столпообразной (центральной) церкви, увенчанной так же маленькой луковицей.


Казалось бы, мы знаем о Храме Василия Блаженного всё и даже больше, но это ни так. Величественное строение хранит много секретов, ответы на которые ищутся до сих пор.

Тайна первая.

Десять церквей, имеющих одну основу. Такого на Руси ещё не было. Иван Грозный велел стоить храм в честь взятия Казани. Как только Казанское ханство было повержено (произошло сие событие в день Покрова Пресвятой Богородицы), данное событие нужно было как-то увековечить в истории. А что могло стать лучшим свидетельством победы? Конечно же, Церковь, построенная на самой главной площади Руси. А быть может постройка связанна не только с казанскими событиями?

Тайна вторая.

След  Леонардо да Винчи. Споры об авторстве собора не умолкают ни на час. До сих пор находятся те, кто считают, что идеи Леонардо легли в основу конструктива. Ведь у гения было много чертежей восьмиугольных церквей, практически таких же, как Храм Василия Блаженного. Да, конечно, что-то переработано, но в целом, очень похоже… И где же находится истина?

Тайна третья.

Следы Революции.  Пламя революции прошлось по всей Руси-матушке. Какие-то города и веси пострадали больше, какие-то меньше. Бои шли и в Москве, в том числе на территории Кремля. Один из снарядов, выпущенной красными, угодил в купол какой-то из церквей Храма Василия Блаженного. И сегодня следы тех боёв можно обнаружить, если знать о данном факте, который почему-то не особо афишируется…

Тайна четвёртая.

Юродивый Василий – государственный человек.  Наверное, это удивительно, но Иван Грозный, несмотря на свой крутой нрав, остерегался в своей жизни только одного человека – юродивого Василия. Этому человеку было позволено многое. Прежде всего потому что события грядущего были ему ведомы. Так однажды он предсказал пожар, случившийся в Великом Новгороде. Есть данные, что Иван боялся Василия. Но так или это на самом деле?


Тайна пятая.

Многократное чудесное спасение. Храм Василия Блаженного мог бы быть разрушен много-много раз. Его мог стереть в лица Красной площади Наполеон в одна тысяча восемьсот двенадцатом году, когда храм был даже заминирован. Его могли взорвать большевики, которым храм мешал маршировать по Красной, но этого тоже не случилось. Сам Иосиф Сталин дал распоряжение храм не трогать. Обращаясь к Кагановичу, он сказал оставить строение на том месте, где оно находится. Почему? Какая неведомая сила так много раз спасала храм? Или это просто счастливое совпадение?

Тайна шестая.

Тайна Библиотеки Ивана Грозного. О ней ходят легенды, но она до сих поре не обнаружена. Ах, как бы хотелось прочесть все его книги! В некоторых источниках говорится о том, что она может быть спрятана в подвалах Храма Василя Блаженного. Правда, это маловероятно. Ведь подвала как такового в храме не существует, а сам храм возведён на искусственном насыпном холме. Или подвал всё же имеется и он всё ещё не обнаружен? И потом, где же всё-таки находится знаменитая библиотека?

Тайна седьмая.

Сокровища Ивана Грозного и других царей. Когда-то в подклете храма находились ниши, а  них тайники. Возможно, они-то и дали пишу для разговоров о библиотеке. Сегодня остались лишь петли, на которых некогда висели двери, закрывавшие ниши. Да, с незапамятных времён в подклете хранилась царская казна. Была тут и внутренняя лестница, о которой ведали лишь посвященные. Теперь лестницы нет, говорят её замуровали. Или всё же она существует? Как и сами сокровища?

 

Тайна восьмая.

Ослеплённый мастер. Существует легенда о том, что архитектор храма был ослеплён по приказу царя. Логика  данного распоряжения была простой: якобы Иван не желал, чтобы подобная архитектурная красота где-то ещё раз повторилась. На самом деле, никаких фактов, подтверждающих подобное злодейство, не существует. Но, как известно, дыма без огня тоже не бывает… Так где же правда?

Каждый год Храм Василия Блаженного принимает тысячи туристов. Люди из разных стран мира попадая внутрь, могут прикоснуться к саркофагу, где хранятся мощи святого и попросить его о чем-то для себя важном. Они рассматривают богатую роспись, иконостасы, ступают на каменные ступени, давно изъеденные временем, они дышат тем же воздухом, что жители Москвы времён Ивана Грозного (разве что выхлопных газов добавились), и кажется, что всё здесь предельно просто и понятно. Всё здесь изучено и нет такого слова, которое можно было сказать в дополнение о данном храме, однако, тайн ещё очень много и они ждут того часа, когда будут раскрыты.

via

 

Долгое время считалось, что храм Василия Блаженного или, как более верно исторически, собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, является делом рук русских зодчих Бармы и Постника (по другой версии, одного зодчего Постника Яковлева по прозвищу «Барма»). Однако во время строительства собора Яковлев строил церкви в Казани. Согласно современным исследованиям, с большой долей вероятности архитекторы для строительства Покровского храма были приглашены из Европы.

Архитектурная конструкция главного храма - шатер, известный по работам итальянских зодчих. До Покровского в подобном стиле были построены лишь два храма: Троицкая церковь в Александровой слободе и храм Вознесения в Коломенском. Оба они возведены итальянцами.

К тому же, русские зодчие не использовали при строительстве храмов кирпич, предпочитая дерево и белый камень. В Покровском же соборе кирпич, с которым, опять же, работали исключительно итальянцы, занимает главенствующее место, в том числе и во внутренней отделке - стены помещений храма были расписаны «под кирпич».

Исторические архивы свидетельствуют, что царь Иван Грозный отправлял своих посланников в Европу, чтобы нанять там зодчих. В XVI веке архитекторов в Италии было так много, что предложение сильно опережало спрос, а самих специалистов даже начали называть «весенними ласточками», потому что строительные артели после каждой зимы разъезжались по Европе в поисках работы.

Ко всему прочему, в не имеющем аналогов в мире архитектурном облике храма заложен глубокий смысл: правда ли, что в нем зашифрованы события Казанского похода? Действительно ли царь приказал ослепить зодчих после строительства, чтобы они не смогли повторить свою работу? На самом ли деле Покровский собор должен был превратить Москву в новый Иерусалим и сделать ее центром всего мира?

via

 

Ну и почему это «Храм Василия Блаженного»?

 

В стародавние времена на Руси очень уважали юродивых. Московский блаженный по имени Василий был особо любим москвичами за свой незлобивый нрав. Кроме того, говорят он имел дар предвидения и не отказывал людям в ответе. И к нему шли люди с вопросами, конечно такой дар в народе быстро стал известен. До самого царя рассказы дошли. После смерти его похоронили у стен строящегося собора. Сын Ивана Грозного – Федор Иоаннович – канонизировал Василия блаженного в 1586 году и через два года над могилой блаженного Василия был пристроен придел. Только этот придел был достаточно просторным и отапливался в зимнее время. Поэтому народ предпочитал службы именно в этом приделе, говоря: «Пойдем к Василию блаженному». Так название одного придела стало народным и закрепилось за всем храмом.


Покров на раку св. Василия Блаженного. 1589 г.

 

Признано, что мощи Василия Блаженного чудотворны

Юродивый Василий Блаженный проповедовал на улицах Москвы милосердие и помощь близким. В жару и страшный холод ходил почти обнаженный, а в знак покаяния и как символ покаяния и приношения себя в жертву ради Христа, носил тяжелые вериги. Так как, что он обладал даром ясновидения, люди слушали его. Он даже предсказал Великий московский пожар 1547 года. Неоднократные случаи исцеления прихожан наблюдались над могилой Василия Блаженного. Случаи исцеления продолжаются и в наши дни. Рака с мощами Василия Блаженного бережно хранится в храме.


 

А действует ли собор в наши дни или это только музей?

 

Историко-архитектурный музей открыли в соборе в далеком 1923 году. Даже тогда, в советское время, богослужения в соборе все равно проходили, но только до 1929 года. Затем война с религией победила. Но в 1991 году богослужения в храме возобновились по воскресеньям, а еще, разумеется, 15 августа, в день памяти Василия Блаженного. И, конечно, в день Покрова Пресвятой Богородицы, которую считают покровительницей храма.

 

Как всё начиналось?

Царь Иван IV Грозный в середине XVI века приказал построить на Красной площади рядом со Спасскими воротами храм. Этот храм он посвятил своей победе над Казанским ханством, в знак благодарности.  


 

В подклете экспонируется портрет Ивана IV Грозного. (1935 г.) Копия портрета из книги 1672 года

По официальной версии Святитель Московский митрополит Макарий предложил основную композицию храма. Версий о том, каким должен был быть изначально храм много, но главное, что в результате получилось: 8 церквей вокруг центральной Покровской церкви.

 

План второго яруса Покровского собора

Сам храм был построен из кирпича, очень необычного на тот момент материала. Фундамент и цоколь был построен из белого камня.

 

Здание строилось на песчаном влажном грунте. Из-за этого нельзя было сделать глубокий фундамент. Поэтому было решено, что массивный храм будет опираться на состоящий из нескольких помещений подклет. Нижний этаж имеет в высоту шесть метров и ширину стен три метра.

 

Белый камень фундамента – это белый известняк. Он хорошо впитывает влагу, что хорошо в случае подтопления.

 

Вся основа здания напоминает пчелиные соты и поэтому имеет повышенную прочность. На подклетах установлены восьмиугольные основы, на которых построены церкви.

 

Наши предки были довольно сообразительными. Чтобы акустика в соборе была хорошей, в стены заложили глиняные горшки голосники горловинами внутрь помещений. Кроме того, это облегчило давление на несущие стены храма.

 

Глядя на собор сверху видно, что 8 церквей, окружающие центральную, создают четкую геометрическую фигуру – Вифлеемскую звезду, символ Пресвятой Богородицы.

Интересно, что из-за этого у собора нет одного главного фасада: все фасады выглядят основными. Собор имеет высоту более 60 метров и неудивительно, что долгие годы он был самым высоким зданием Москвы.


 

Панорама Москвы 1820-х годов

Новый собор построили очень быстро – всего за шесть лет (1555-1561). Митрополит Макарий освятил собор 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года. Кроме того, каждая церковь получила своё отдельное посвящение.

 

Интересно, что первоначально, сразу после окончания строительства, собор не был таким цветным и легко узнаваемым. Он был расписан в технике фрески под кирпичную кладку с периодически вставленными цветными изразцами. И лишь в XVIII веке, когда императрица Екатерина II выделила деньги на ремонт храма, он приобрел современное разноцветие в росписях и куполах.



Читать подробнее: https://naminteresno.com/?p=26973

 

Продолжение следует...

Рубрики:  ЭТО ИНТЕРЕСНО/ИСТОРИЯ

Понравилось: 4 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку