-Рубрики

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в larans

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.10.2011
Записей: 10872
Комментариев: 1322
Написано: 16173


Без заголовка

Четверг, 09 Сентября 2021 г. 15:32 + в цитатник
Цитата сообщения Dmitry_Shvarts ✨Истории знаменитого тенора Николая Иванова

 

Истории знаменитого тенора Николая Иванова

Когда вспоминают о наших оперных талантах, прославившихся на весь мир, первый, чье имя приходит в голову - Фёдор Иванович Шаляпин. Но значительно раньше такую же блестящую карьеру на Западе сделал другой maestro russo - русский тенор украинского происхождения Николай Кузьмич Иванов.

В 30-40 годы 19 века - он был звездой итальянского бельканто в одном ряду с легендарными Рубини, Тамбурини и Лаблашем. Ни один тенор из России никогда не занимал таких высоких позиций, как он. Он пел во всех главных театрах Европы и был любимцем публики Италии, Франции, Англии.

Так получилось, что сегодня его мало кто знает и в России, и на Западе. Там он остался чужим, заезжим, а у нас память о нём была стёрта умышленно. 

Иванов и Глинка

Николай Иванов был одним из подающих надежды мальчиков, привезённых из Малороссии в 1820 году для пополнения Придворной певческой капеллы Санкт-Петербурга ( в то время она была чем-то вроде хоровой академии самого высокого уровня). В капелле он вырос, получил музыкальное образование и после мутации стал обладателем очень красивого лёгкого тенора, благодаря которому часто бывал приглашён выступать в музыкальных салонах российской столицы.

Здесь с ним познакомился молодой и ещё ничем выдающимся себя не проявивший Михаил Глинка.

Их знакомство стало началом истории, которая привела к неожиданным результатам.

 


	

Истории знаменитого тенора Николая Иванова

Михаил Глинка в возрасте 20 лет.

Молодой Глинка - "смоленский советник в отставке, страстный охотник до музыки" (так писал о нём в служебном рапорте Николаю I директор Придворной капеллы Львов), был одержим не только музыкой, но и "охотой к перемене мест". Он мечтал о заграничном путешествии. Своих средств он не имел, поэтому всё зависело от воли его отца. Но отец беспокоился за неприспособленного к жизни Мишеля и боялся отпускать его далеко от дома.

Только аргументы врача, прописавшего болезненному Глинке длительное лечение в тёплом климате, и обещание сына найти себе компаньона сломили его сопротивление. Этим компаньоном и был 20-летний Николай Иванов - приятель Глинки по совместным музыкальным выступлениям в светских салонах Петербурга.

Кстати, тот не очень-то хотел ехать и долго колебался. Ивану Николаевичу (отцу Глинки) пришлось отправиться из Смоленска в Петербург, для того, чтобы уговорить сначала его, а потом директора Придворной капеллы Львова, где служил Иванов. Чтобы повлиять на положительное решение вопроса, Иван Николаевич взял на себя все хлопоты по устройству этого дела, а также дал личные финансовые гарантии для его поездки.

В прошении на имя директора Придворной певческой капеллы Иванов писал о необходимости лечения на водах (он страдал какой-то формой дерматита) и вокального "моего усовершенствования, которое обязан буду посвятить в пользу отечества" - обратите внимание на этот последний оборот.

В итоге весной 1830 года была оформлено разрешение на служебный отпуск для Иванова за государственный счёт сроком на два года. В конце апреля приятели выехали в Германию, а потом в Италию.

 

" ... Чёрствый сердцем и туп умом"

Всё это Глинка описал в своих мемуарах.

Но на том, как он рассказывает об Иванове, лежит какая-то странная тень. Обо всех людях - даже случайных попутчиках - он обычно пишет ярко, образно, метко и, как правило, доброжелательно. Однако об Иванове он не говорит вообще ничего, кроме фактов (поехал, заболел, учился, пел). Человек, с которым Глинка два года провёл в поездках и прожил бок о бок, ходил вместе с ним в театры и на все уроки вокала, болел, лечился и развлекался, так и остался в его мемуарах условным "Ивановым", совершенно картонной фигурой - без лица, голоса и характера.

Это тем более странно, что Иванов ещё до отъезда гостил у Глинки в Новоспасском и был знаком со всей его семьёй. Именно Глинка учил Иванова итальянскому языку, и он был первым, кто вообще обратил внимание на выдающийся талант Иванова и приложил усилия к его профессиональному продвижению.

Однако в своих мемуарах он едва упоминает даже о самом важном событии их итальянского вояжа - блестящем дебюте Иванова на сцене неаполитанского театра Сан-Карло. И вообще, говорит о нём очень отстранённо, как будто специально дистанцируясь.

В конце концов он вдруг с явной досадой пишет о нём такие резкие слова: "Иванов был человек трудный, чёрствый сердцем, неповоротлив и туп умом".

В Неаполе их пути разошлись (Глинке не подошёл климат), и дальше в его записках имя Иванова нигде не упоминается.

Этот неприязненный тон Глинки объясняется тем, что вокальная карьера Николая Иванова стоила самому композитору и его отцу значительных неприятностей. Дело в том, что выучившись в Италии на государственные деньги, Иванов нарушил свои обязательства, данные им директору Придворной капеллы и лично государю императору, и самовольно остался в Италии. Вышло так, что отец Глинки поручился за обманщика, да и сам Глинка тоже был невольно вовлечен в эту неприятную историю.

Когда Глинка писал свои Записки, Иванов был в России на положении персоны нон грата.

Чтобы было понятно, как это всё получилось, надо вернуться к началу этого путешествия

 

Ренегат Иванов против русского императора

Приехав с Глинкой в Италию, Иванов быстро понял, что напрасно он сомневался в целесообразности этой поездки.

Во-первых, здесь он получил возможность очень качественного вокального образования. Под руководством знаменитого неаполитанского педагога Андреа Нодзари - учителя великого итальянского тенора Рубини - он совершенно преобразовал и сильно развил свой небольшой голос, но сохранил уникальный тембр, от которого публика была в восторге.

Во-вторых, для его здоровья климат этой страны был просто спасительным. И в-третьих, именно в Европе перед ним открылись блестящие карьерные перспективы, которых он никогда не имел бы в России. Состояние оперного театра в то время у нас было, по отзывам современников, "жалким". Русская опера ещё не обрела себя, а итальянская труппа в скором времени была закрыта. Искушение остаться в Италии - на родине оперы - было слишком велико.

Первые два года он посылал в Петербург отчёты о своих успехах в учёбе. Затем несколько раз пытался продлить срок своего пребывания за границей и просил новых выплат пособия, ссылаясь то на необходимость продолжения учёбы, то на слабое здоровье. Когда аргументы для продления были исчерпаны, Иванов стал просить об отставке.

Все эти бесконечные объяснительные письма и прошения он отправлял своему непосредственному начальнику - директору Придворной капеллы Фёдору Петровичу Львову. Львов в соответствии с регламентом придворной канцелярии передавал их в министерство, министерство запрашивало высочайшего соизволения. Вся эта канитель тянулась три года и очень сильно раздражала Николая I.


	

Истории знаменитого тенора Николая Иванова

Николай I.

Сначала он давал тенору поблажки, разрешал дополнительные субсидии и продлевал срок командировки. Затем, видя, что всё это тянется бесконечно, Николай I начал ставить на прошениях резолюции "вернуть" и "доставить" беглеца. Но поскольку тот уже был довольно известной фигурой на Западе, полицейские меры могли бы иметь нежелательный политический резонанс в Европе.

В конце концов Николай I махнул на Иванова рукой и отдал приказ уволить невозвращенца со службы в Капелле. Но вся эта история обмана, неповиновения и напрасной траты государственных средств вызвала сильный гнев государя. Некоторое время Иванов всерьёз опасался ареста и преследований. До этого, правда, не дошло, но на упоминание его имени в российской прессе был наложен негласный запрет. Так Иванов был стёрт из национальной исторической памяти.

Однако какая-то информация о нём всё же просачивалась, в основном, по личным каналам - в Европу ездило много русских. И действительно, было о чём говорить - карьера Иванова складывалась совершенно блестящим образом.

 

"Серебряный тенор"

Его голос производил на публику чарующее, волшебное впечатление. Дело, видимо, было в особом тембре - "серебристом", "звонком", лёгком, юном. Хоть Глинка и избегал хвалебных эпитетов в его адрес по изложенным выше причинам, он тоже в своё время был покорён этим тембром, музыкальностью и способностями Иванова и писал о "прелести" его голоса и "инстинктивной способности подражать в пении". А это важнейшее условие быстрого обучения.

Недаром Андреа Нодзари взялся учить Иванова бесплатно. И не только учить, но и протежировать ему. Вряд ли без его связей юному и никому не известному русскому тенору удалось бы дебютировать на знаменитой сцене огромного по тем временам неаполитанского театра Сан-Карло. Его дебют имел большой успех и стал толчком для новых контрактов.

Через некоторое время он оказался в знаменитой труппе парижской Итальянской оперы - вотчине Джоаккино Россини. Газеты с восторгом писали о дебюте Nicola Ivanoff в "Анне Болейн" Доницетти. С первых же звуков его пения.

"в зале раздался шёпот одобрения".
"В голосе нового тенора заключалось что-то такое молодое, такое чистое, такое звонкое", что "после окончательной арии, «Vivi tu, te ne scengiuro» раздались общие pyкоплескания, и публика требовала повторения арии, которую Иванов пропел опять с новым успехом и при повторном громе рукоплесканий".

Вот эта ария в исполнении Рамона Варгаса:

 



 

Такой же успех ждал Николая Иванова и в Лондоне, и вообще везде, где он только ни появлялся. Его тембр и манера отличались ярким своеобразием. Кроме того, он был строен, высок и вообще очень хорош собой. Иванов пел на одной сцене с кумирами итальянского бельканто. Самые известные сопрано того времени - Мария Малибран, Джудитта Паста, Полина Виардо и Джузеппина Стреппони были его партнёршами.

Джузеппина Стреппони, кстати, оставила несколько коротких, но интересных воспоминаний об Иванове в своих письмах. Она пишет о нём как о капризной звезде, диктующем композитору и импресарио свою волю - "этого я петь не буду", в результате чего опера перекраивалась до неузнаваемости.

Голос Иванова по современным вокальным стандартам относился к "россиниевскому тенору" - высокий, звонкий, подвижный, лёгкий, нежный. Причём, в данном случае "россиниевский" можно употреблять в самом прямом смысле слова, потому что Иванов был любимцем Россини.

 

"Дорогой Николаша!"

Вероятно, Николай Иванов обладал не только выдающимся вокальным даром, но ещё и каким-то человеческим обаянием. И учителя пения, и сотрудники российских миссий в западных странах, к помощи которых ему часто приходилось прибегать, относились к нему с симпатией и охотно действовали в его интересах.

Буквально с первых шагов своей карьеры он совершенно очаровал Джоаккино Росснини. Великий композитор до самого конца карьеры Иванова был ему старшим другом и заботился о нем как о родном сыне. В письмах к нему он ласково называл своего протеже "дорогим Николашей" (они опубликованы в книге Константина Плужникова о Николае Иванове).

Эта дружба сыграла огромную роль в карьере русского тенора. Россини знал об оперном мире всё и имел на него огромное влияние. По его просьбе Доницетти, Верди и Меркаданте писали специально для голоса Иванова вставные арии и дуэты, позволявшие ему блеснуть в полную силу своих возможностей. Возможно даже, что Россини частично оплачивал эти заказы.

Кстати, Россини не только протежировал Иванову, но и помогал ему выгодно размещать заработанные деньги. В итоге к моменту выхода на заслуженный отдых (карьера Иванова продолжалась около двадцати лет) он был очень обеспеченным человеком. Он владел виллой под Флоренцией, а позже, по некоторым источникам, домом в Болонье.

Судя по тому, что именно писали для Иванова итальянские композиторы, можно судить о его сильных сторонах. Это, прежде всего, романсовые, медленные арии с красивыми мелодическими линиями.

Вот, например, фрагмент арии Эрнани из одноимённой оперы, написанной Верди по просьбе Россини для Иванова.

 .

 



 

Николай I не забыл Иванову измены. В 1843 году он обласкал царской милостью Джованни Рубини, дав ему титул "первого придворного певца". По его просьбе Рубини сформировал итальянскую оперную труппу, которая два года с большим успехом выступала в Петербурге.

В составе этой труппы были и другие знаменитости - Антонио Тамбурини и Полина Виардо. Но звезды такой же величины - воспитанника Придворной певческой капеллы Николая Иванова - среди них не было. В это же самое время он с триумфом пел на зарубежных сценах. На родину путь ему был заказан.

Николай Иванов закончил свою карьеру в 1852 году. К этому времени он принял английское гражданство и, всеми забытый, спустя 28 лет умер в Болонье.

_________________________________________________

music-video.mirtesen.ru   


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку