-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в algor42

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.09.2010
Записей: 8798
Комментариев: 2389
Написано: 12292


Вино и сны Чжуан-цзы

Четверг, 03 Ноября 2011 г. 21:13 + в цитатник
Цитата сообщения Tessa_Fiery-Phoenix Вино и сны Чжуан-цзы

"Однажды мне приснился сон, будто я бабочка.

И когда я проснулся, долго не мог понять, кто я:

человек, которому приснилось, что он бабочка,

или бабочка, которой снится, что она человек?

Так всех нас когда-нибудь ожидает великое пробуждение.

А дураки спят и думают: "Я - царь, я - пастух..."

Конфуций

 

Вино и сны  в философии Чжуан-цзы. Послушаем, например, беседу из его трактата о сверхъестественных свойствах человека.

 

     - "Почему настоящий человек идёт под водой и не захлёбывается? Ступает по огню и не обжигается? Идёт над тьмой вещей и не трепещет?"

     - "А ты видел когда-нибудь, чтобы пьяный, упав с повозки, разбился бы до смерти? Кости у него такие же, как у других людей, а повреждение иные. Ибо душа у него целостная! Сел в повозку неосознанно и упал неосознанно.

     Думы о жизни и смерти, удивление и страх не нашли места в его груди, поэтому падая он не сжимается от страха.

      Если человек обретает подобную целостность от вина, то какую целостность он может обрести от природы! Мудрый человек сливается с природой, поэтому ничто не может ему повредить!"

 

 Оказывается, во сне можно ставить и решать самые сложные философские вопросы, вопросы о смысле жизни, о жизни после смерти, ибо сам сон напоминает смерть. Почти за двадцать веков до разговора Гамлета с черепом бедного Йорика с Чжуан-цзы произошла следующая необычная история.

     Однажды Чжуан-цзы шёл по просёлочной дороге и вдруг наткнулся на голый череп, побелевший, но сохранивший форму. Чжуан-цзы ударил по черепу хлыстом и обратился к нему с вопросом:

 

     - «Бедный череп! Довела ли тебя до этого безрассудная жажда жизни или секира на плахе, когда служил ты побеждённому царю? Довели ли тебя до этого недобрые дела, опозорившие отца и мать, жену и детей? Или муки голода и холода? Довели ли тебя до этого многие годы жизни?»

 

     Закончив свою речь, Чжуан-цзы хлебнул вина из фляги и лёг спать, положив под голову череп. В полночь череп привидился ему во сне и сказал:

 

     - «В твоих словах - бремя мучений живого человека. После смерти их не будет. Для мёртвого нет ни царя наверху, ни слуг внизу, не страшна для него смена времён года. Такого счастья нет даже у императора, обращённого лицом к югу».

     - «О, мудрый череп, - отвечал Чжуан-цзы - Хочешь, я велю Ведающему судьбами возродить тебя к жизни, отдать тебе плоть и кровь, вернуть отца и мать, жену и детей, соседей и друзей?»

     - «Разве захочу я сменить царственное счастье на человеческие муки?!» - с достоинством и невозмутимостью ответил череп.

 

     Вообще по учению великого китайского мудреца сон является воплощением мечты человека о счастливой жизни, мгновенной и яркой, словно блеск молнии. В ином философском сне сливаются границы между реальностью и фантазией. Чжуан-цзы довёл это слияние до полного логического завершения в знаменитой притче о бабочке.

 

     «Однажды Чжуан-цзы приснилось, что он - бабочка, весело порхающий мотылёк. Он наслаждался от души и не осознавал, что он Чжуанцзы. Но, вдруг проснулся, очень удивился тому, что он - Чжуанцзы и не мог понять: снилось ли Чжуанцзы, что он - бабочка, или бабочке снится, что она - Чжуан-цзы?!»

 

     Вот какая философская бабочка порхает в нашем музее. А вопрос, поставленный великим китайским мудрецом «кто же кому приснился - бабочке мудрец, или мудрецу бабочка?», остаётся неразрешённым и поныне. Современные философы серьёзно относятся к анализу сновидений. Они доказали, что логическим путём парадокс Чжуан-цзы разрешить нельзя. Однако мудрецам не хочется в это верить, и они продолжают ломать голову над древним китайским парадоксом.

     Что ж, рискните и Вы на досуге разобраться, кто же кому приснился? А мы, как учит древнекитайская мудрость, должны вовремя замолчать, склонив голову перед человеческой мудростью.

 

                              Жаль мотылька

                              Моя рука

                              Нашла его

                              В раю цветка

 

                              Мой краток век,

                              Твой краток срок

                              Ты - человек

                              Я - мотылёк.

 

                              Порхаю, зная:

                              Сгребёт, сметёт

                              Рука слепая

                              И мой полёт.

 

                              Но если мыслить

                              И значит - быть,

                              А кончив мыслить,

                              Кончаем жить, -

 

                              То жить желаю

                              Мой краткий срок

                              Весь век порхая,

                              Как мотылёк.

 

Чжуан-цзы, также Чжуан Чжоу (кит. трад.Учитель Чжуан) — знаменитый китайский философ предположительно IV века до н. э. эпохи Сражающихся царств, входящий в число учёных Ста Школ. Согласно биографии, Чжуан-цзы жил между 369 до н. э. и 286 до н. э..

 

"Не обманывай в темноте - это пригодится тебе, когда ты будешь на виду"

Учитель Кун


источник:http://www.psi.lib.ru/

Рубрики:  ИНТЕРЕСНЫЕ ИСТОРИИ

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку