-Рубрики

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в larans

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.10.2011
Записей: 10872
Комментариев: 1322
Написано: 16173


Ян-ван Эйк Гентский алтарь [1425-1433]

Суббота, 04 Мая 2013 г. 11:33 + в цитатник

071011121414 (700x521, 103Kb)

375х520 см.

Гент, собор Святого Бавона Гентский алтарь похож на гигантскую книгу с картинками.

Чтобы в полной мере оценить величественность и значимость произведения, сначала следует ознакомиться со смыслом, который оно содержит.

Все сцены и фигуры снабжены тщательно исполненными надписями на латыни: на рамах, геральдических лентах, архитектурных элементах и одеяниях.

Сюжеты поделены на двадцать четыре эпизода, каждый из которых заключен в плоскую раму. Хотя некоторые из эпизодов делятся еще на дополнительные секции, алтарь все равно состоит из двенадцати секторов, как в открытом, так и в закрытом виде.

На первый взгляд конструкция алтаря выглядит несоразмерной, но геометрический и технический анализ показывает цельность его дизайна.

Это отнюдь не полиптих, секции которого исполнялись в различное время и вначале предназначались для других произведений, как нередко предполагалось вначале. Алтарь был частью внутренней обстановки первой южной радиальной часовни церкви Святого Иоанна Крестителя в Генте (современный собор Святого Бавона, где, по техническим соображениям, алтарь сейчас располагается в другой части здания).

Строительство часовни было начато на деньги Иодокуса Вейда и его жены Элизабет Борлют. Иодокус Вейд был влиятельным гентским политиком, имевшим связи с Бургундским двором. Строительство часовни сопровождалось учреждением ежедневной мессы «в честь Господа, Святой Богоматери и всех святых» ради спасения душ основателей часовни и их предков, так как у супругов не было детей.

Документ был составлен 13 мая 1435 года в присутствии представителей городского магистрата и церковного комитета. Так что это не эпитафия: Иодокус Вейд и его жена были похоронены раздельно в другом монастыре. Первоначальное название часовни (Бог и все святые) стало сложным синтезом христианского учения о Спасении и сбора пожертвований во время церковной службы.

В левом углу — персонажи из Ветхого Завета: патриархи и пророки с книгами, в которых они предрекают пришествие Спасителя; за ними стоят знаменитые «благие» язычники. Увенчанный лавром человек в белом похож на Вергилия. За ним видны государи и военачальники верхом: они выполняют свой христианский долг, являясь праведными судьями и воинами Христа.

В 1934 году створка с изображением судей была похищена, и ее заменили современной копией. Справа от Агнца располагаются персонажи из Нового Завета. Коленопреклоненные фигуры в серых одеяниях — апостолы; за ними находятся их последователи, энергичные руководители Церкви.

Это прелаты и священники во главе с тремя Папами, все одетые в красное в знак своего мученичества. За церковными иерархами следуют все другие мученики мужского пола. На правых створках изображены отшельники, включая двух женщин: Магдалину и Марию Египетскую.

Далее следуют пилигримы в сопровождении своего покровителя Святого Христофора. Некогда над алтарем находился каменный свод. Мы можем его представить благодаря двум картинам П.Ф. де Нотера, написанным в начале XIX века. Наличие купола делало сходство алтаря со священным зданием полным.

Возможно, Святое Причастие располагалось в раке между двумя ярусами. Двойные створки каждого яруса могли складываться по отдельности, подобно гармошке. Как и секция с изображением Господа, верхние боковые створки первоначально были прямоугольными, верхние закругления были добавлены позднее.

Живопись свидетельствует о выдающемся подборе материала и техническом мастерстве исполнения. Фигуры изображены с недостижимым ранее натурализмом, и это обстоятельство должно было произвести неизгладимое впечатление на современников.

Особенно поразительными должны были казаться Адам и Ева, а также ангелы, по выражению лиц которых можно угадать тональность песни. Произведение принесло ван Эйку (который скончался в 1441 году) мгновенное международное признание.

Если Робер Кампен был великим новатором в развитии реалистической живописи на досках, его более молодой современник первым разработал систему живописи, в которой детальное материалистическое изображение предметов не было препятствием к объединению их между собой и включению их в правдоподобное пространство, подчиняющееся законам природы.

Как и Кампен, ван Эйк больше не соревновался со скульпторами, если не считать использования зрительных эффектов. Он обнаружил, что основная функция цвета — передача освещения.

С ван Эйком отошло в прошлое пространство трех измерений как признак, концепция или формула, характеризовавшая всю раннюю живопись.

Его Поклонение Агнцу — живая картина, в которой Господь, ангелы, Адам и Ева, Агнец, Папы, пророки, благие жены, всадники, деревья, трава, цветы, воздух, драгоценные камни и здания исполнены с равно выдающимся мастерством. Они принадлежат к одному и тому же хрустальному миру и кажутся одинаково реальными.

rodon.org/art-071011121414
Рубрики:  живопись

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку