-Рубрики

 -Метки

9 мая Крещение Господне анна кирьянова богородица вера декоративно - прикладное искусство день победы дети духовные стихи духовный мир елена ваенга елена ваенга шансон женский образ живопись живопись художники животные здоровье икона икона божией матери иконы индейка истории из жизни исторические личности история история россии картины ксения петербургская кулинария кулинарные советы молитва молитвы монастырь мужчина и женщина музыка народные обычаи народные традиции национальная одежда национальный костюм николай чудотворец николин день память пасха пейзажи поздравительные открытки поздравление полезная информация полезная информация для дневника полезные продукты поминовение поминовение усопших поучение поэзия православие православие иконы православие иконы праздник притча проповедь просьба о помощи психология психология жизни психология отношений рамочка родительская суббота рождество романовы святитель николай святые советы стихи традиции упражнения уход за лицом фарфор фитнес храмы храмы архитектура художники церковный праздник шансон ювелирное искусство юмор

 -

Быстрый переход по страницам блога Алефтина_Рыжкова:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алефтина_Рыжкова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.06.2009
Записей: 4256
Комментариев: 2398
Написано: 11867


Скорбященская церковь. г. Мичуринск.

Суббота, 30 Июля 2011 г. 14:06 + в цитатник

История церкви.

800px-Скорбященская_церковь_в_Мичуринске (600x466, 54Kb)

 

Церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбя­щих Радость» на Новом кладбище г. Козлова (ныне г. Мичуринск) была построена на средства козловского купца Ивана Ивановича Воронова. В «Историко-статистическом описании Тамбовской епархии» протоиерея Георгия Хитрова, вышедшем в 1861 году, годом постройки церкви назван 1803 год. До 1808 года церковь была приписной, то есть не имела своего причта. Это следует из записи в «Памятной книжке Тамбовской губернии, 1894 год», где Скорбященская церковь упомянута как самостоятельная с 1808 года.

 Протоиерей Георгий Хитров указывает также, что церковь была трех-престольная. Два других престола были: во имя Казанской иконы Божией Матери и Иоанна Предтечи («Список духовенства Тамбовской епархии на 1876 год». Запись в «Памятной книжке Тамбовской епар­хии, 1902 г.» говорит о том, что к тому времени в церкви осталось лишь два престола – престол во имя Казанской иконы Божией Матери был упразднён. К 1911 году церковь стала однопрестольной («Историко-статисти­ческое описание Тамбовской епархии, 1911 год»).

Иван Иванович Воронов скончался в 1805 году и был погребен у алтаря построенной им церкви. Рядом с ним погребена его супруга, Мария Леонтьевна, скончавшаяся в 1808 году в возрасте 55 лет.

В начале 20-го века Скорбященская церковь содержала церковную школу в одном из купеческих домов и выделяла  на её содержание определённые годовые суммы (ГАТО.-Ф. 181, оп. 1, д. 2119).

Утверждение советской власти на Тамбовщине сопровождалось упразднением церквей и закрытием монастырей. К концу 1918 года официально завершилась ликвидация тамбовских монастырей. Городские власти докладывали: «Монашествующие до 55-летнего возраста, как элемент паразитирующий, выселены, старые и больные переданы в ведение отдела социального обеспечения». Началось закрытие церквей. Особенно усиленно уничтожалась епархия в 20–30-х годах «в связи с фактами выступления против советской власти при вспышке кулацко-эссеровского мятежа в Тамбовской губернии в 1920–1921 годах». Не помогло и обновленческое движение, начавшееся здесь весной 1922 года. К концу 30-х годов в Тамбовской епархии не было ни одной действующей церкви. В Скорбященской церкви в эти годы размещалась тракторная мастерская. В 1939 г.  церковь должны были разрушить, но успели разобрать только колокольню.

 В конце лета 1943 г. при церкви была создана община верующих Патриаршей юрисдикции во главе с митрофорным протоиреем Александром Лебедевым. Она стала первым православным приходом в Тамбовской епархии. Здание церкви было передано общине 30 сентября 1943 года решением исполкома Мичуринского горсовета. Состояние церкви было ужасающим.Вот как пишет об этом времени дочь протоиерея Александра Лебедева Вера Александровна Рябова:

 «Алтарь был пробит, стены облуплены, разрушены, холод, пола не было. Стройматериалы достать было невозможно. Папа, староста Изумрудов Леонид, его помощница Любовь Яковлевна с радостью принялись за работу. Народ ликовал. Несли в храм всё что у них было: кирпичики, дощечки, краски, железо. Нашлись рабочие-энтузиасты, те, что не годились на фронте, кровельщики, художники. Храм оживал очень быстро. Народ воспрял духом, радовался. С Божией помощью все было сделано. Запел хор, зазвенели колокола, художники сделали росписи. Появился иконостас».

Уже к 20 октября храм был подготовлен к богослужению. О получении церкви и окончании ремонта было своевременно сообщено Священному Синоду, однако ответ Синода почему-то не был получен. Уступая просьбам верующих, протоирей Александр Лебедев, избранный настоятелем храма, совершив малое освящение церковного здания, приступил к общественному богослужению и исполнению треб без благословения Святейшего Патриарха. Кроме просьб верующих, начать службу его понудило опасение, что храм могут захватить обновленцы. В свое время в г.Мичуринске было большое обновленческое движение, возглавляемое архиепископом Алексием Буем. Со дня передачи здания храма верующим «буемцы» подняли яростную агитацию против Патриарха Сергия, убеждая подписавших ходатайство об открытии церкви отказаться от своих подписей и выйти из состава религиозной общины. Учитывая это положение и возможные вредные последствия, протоирей Лебедев принял решение начать богослужения, о чем он сообщил 1 декабря в своем прошении к Святейшему Патриарху Сергию, прося благословения, получения указаний и распоряжений. К прошению были приложены заявления и послужные списки митрофорных протоиреев Александра Лебедева, Георгия Успенского и священника Иоанна Свищева. Святейший Патриарх Сергий 13 декабря благословил служение всем троим — Лебедеву, Успен­скому и Свищеву.

«Храм содержал много семей фронтовиков, кормил, одевал их сирот, покупал беднякам дрова, картошку. Помогал детишкам учиться, заботился о больных и престарелых. Папа очень любил детей и они его любили, доверчиво льнули к нему.

Папа без устали причащал, отпевал, служил на могилках панихиды, что было запрещено. Ходил в любую погоду, в дождь, метель, морозы по деревням с требами. Никогда не имел ни зимнего пальто, ни валенок. Отказа никогда не было ни кому.

В деревнях была нищета, холод, голодные дети. Папа (о. Александр) никогда ничего не брал за труды. Оставлял что у него было и уходил. Возвращался домой замерший, с сосульками в бороде, но с душевной радостью.

В Тамбовской епархии в это время был архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Он очень любил моего папу, был с ним очень дружен и ласков. Папа часто ездил к нему в Тамбов. У них было очень много общего. Даже места их ссылок были те же...» (Из письма дочери о. Александра Лебедева от 5 февраля 2005 г.)

В конце 1943 года в Тамбовской епархии имелось лишь два действующих храма — Покровская церковь в г. Тамбове, где богослужения начались лишь в конце декабря, и Скорбященская Новокладбищенская церковь в г. Мичуринске.

В тяжёлые годы войны, только за несколько месяцев 1944 г., прихожане Скорбященского храма, вместе с прихожанами двух других действующих церквей Тамбовской епархии (Покровская в  г. Тамбове и Никольская в г. Моршанске), собрали более 250 тысяч рублей на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского. Всего же за неполных два года церквями Тамбовской епархии в фонд Победы было перечислено около миллиона рублей.


К глубокому сожалению, данных о служивших в храме священниках практически нет.

1876 год

Причт: священник, викарный диакон. и псаломщик.

Священник: Петр Кириллович Троицкий, рукоположен в 1869 г.

Церковный староста: козловский купеческий сын Прутцков, 1873 г. («Список духовенства Тамбовской епархии на 1876 год»).

1898 — 1930 

Священник Михаил Трофимович Богородицкий, рукоположен 7 июня 1898 г.

Священномученик. Канонизирован 24 декабря 2004 года.

Дни памяти: Собор новомучеников и исповедников Российских
(первое воскресение, начиная от 25.01/07.02);

24 ноября / 7 декабря — день мученической кончины (1937 г.).

Михаил Трофимович родился в 1872 году в селе Студенецкие Выселки Липецкого уезда Тамбовской губернии. Окончил Тамбовскую духовную семинарию. 33 года отец Михаил прослужил в нашем храме. Вместе с матушкой Марией воспитал в духе православия одиннадцать детей.

В 1930 году отец Михаил был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации и заключен в тюрьму г. Тамбова. 19 марта 1930 года осужден тройкой при ПП ОГПУ СССР по Центрально-Черноземной области. Приговор: 5 лет ссылки.

После ссылки отец Михаил вернуться в свой храм не мог, так как храм захватили обновленцы, поэтому батюшка был назначен в село Беломестная Двойня Тамбовского района. В начале октября 1937 года председатель сельсовета предупредил отца Михаила: «Богородицкий, уезжайте, Вас должны арестовать». – «А на кого же я оставлю храм и прихожан?» – ответил батюшка. После этого разговора отец Михаил поехал в город Мичуринск, где на частной квартире жили его жена и тринадцатилетний сын, отремонтировал ей плиту (этому научился в лагере), починил для себя одежду попрактичнее и на вокзале простился с женой навсегда.

12 ноября 1937 протоиерей Михаил был арестован и заключен в тюрьму, а 20 ноября того же года осужден тройкой при УНКВД СССР по Тамбовской области. Обвинение: «Систематическая контрреволюционная агитация, дискредитация вождя ВКП(б), разжигание религиозного фанатизма верующих, призывы к противодействию мероприятиям партии и Советской власти и использовании трибуны церкви для ведения контрреволюционной пропаганды и агитации, призывы к колхозникам оказывать организованное сопротивление хлебосдаче». По этому обвинению отец Михаил был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян 7 декабря 1937 года.

Псаломщик - диакон Петр Иванович Полянский, 55 лет, рукоположен 6 декабря 1868 г.

Псаломщик Иван Алексеевич Данилов, 51 год.

1910  – ?

 Церковный староста: личный почётный гражданин Козлова купец Михаил Николаевич Прудской

1943 – 1948 гг.

Священник: митрофорный протоиерей Александр Лебедев.

1943 – ?

Церковный староста: Леонид Изумрудов.

1945 – 1972 гг.

Диакон: протодиакон Митрофан Федорович Рыжкин. 

1949 – ?

Священник: протоиерей Георгий Семенович Дарков.

1953 г.– ?

Настоятель: протоиерей Димитрий Нестеров.

 

vs003-1m

Общий вид на иконостас
Иконостас установлен настоятелем Скорбященского храма протоиереем Александром Лебедевым в 1943–1946 гг.

vs004-1m

Икона Божией Матери
«Всех скорбящих Радость»
Акафист и молитвы

vs005m

Икона святителя Питирима,
епископа Тамбовского
В 2009 г. икона была отреставрирована, позолочена и установлена в новый киот. Тогда же была вложена частица св. мощей.

vs006m

Икона Матери Божией
«Нечаянная Радость»
Реставрация иконы была выполнена в 2010 г.
Для иконы изготовлен новый напольный киот

vs007m

Икона святителя Николая Мирликийского

vs008m

Ковчег со святыми мощами
святителя Николая, архиепископа
Мир Ликийских, чудотворца.
Ковчег и аналой приобретены
на средства прихожан в 2010 г.

vs009m

Икона святителя Тихона Задонского
Приобретена в 2008 г., тогда же был изготовлен киот и вложена частица св. мощей

vs010m

Икона святителя Митрофана Воронежского
Приобретена в 2007 г., тогда же был изготовлен киот и вложена частица св. мощей

 

vs003b.jpgОбщий вид на иконостас Скорбященской церкви (379x650, 120Kb)

 

Общий вид на иконостас

 

Один престол в честь  иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости».

 

vs004b.jpgИкона Всех скорбящих радость (455x650, 150Kb)

 

Празднование иконы  24 октября ст. ст. / 6 ноября н.ст.

 

Икона Матери Божией «Нечаянная Радость»  имеет большое историческое, культурное и, в первую очередь, духовное значение для храма. Она тесно связана с памятью матушки Серафимы (Белоусовой). Это была одна из наиболее почитаемых ей икон.

 

s001b.jpgИкона Божией Матери Нечаянная радость (367x700, 156Kb)

 

Икона Божией Матери "Нечаянная радость"

 

Празднование иконы 9 декабря ст.ст / 22 декабря и 1 мая ст.ст. / 14 мая н.ст.

 

Mozaika_Skorb_Mich.jpgМозаика Скорбященской церкви (360x700, 141Kb)

 

Мозаика стены церкви

 

index.php.jpgХрам во имя иконы Всех скорбящих радость (507x700, 145Kb)

 

 

church-10.jpgСкорбященская церковь (500x598, 46Kb)

 

Храм во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" охраняется как памятник истории и культуры ХIХ века.


Настоятель храма протоиерей Александр Филимонов возглавлял Мичуринский центр православной культуры и образования, открытый в 1995 году по благословению высокопреосвященнейшего Евгения, архиепископа Тамбовского и Мичуринского. 

Церковь во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" была построена в 1803 году. С тех пор минуло два столетия, и храм "Всех скорбящих Радость" с годами стал утрачивать свою красоту. Ему требуется капитальный ремонт: обветшалые стены буквально рассыпаются, из-за сильной сырости исчезает большинство старинных фресок, которые нужно срочно реставрировать. Время не щадит ни людей, ни строения, какими бы великими они ни были. Как сказал преподобный Ефрем Сирин, "всё почитай тленным и только добродетель нетленною". В основном благодаря пожертвованиям прихожан Скорбященская церковь постепенно начинает преображаться.

 

http://68.my1.ru/_fr/3/4068840.jpeg

 

Маковка церкви

 

http://68.my1.ru/_fr/3/s7069679.jpg

 

 

http://68.my1.ru/_fr/3/s3229649.jpg

 

 

http://68.my1.ru/_fr/3/s8791727.jpg

 

 

Есть на старом кладбище, что рядом с церковью Всех скорбящих Радость, могилка, к которой приходят и приезжают из других городов люди за утешением и исцелением. Чище и спокойнее становится на душе у прихожан после этих недолгих посещений места захоронения матушки Серафимы - они знают, как любила мичуринская старица людей, всем старалась помочь при жизни, и верят, что и после смерти она не оставит их своей милостью.

Матушка Серафима была истинной молитвенницей земли мичуринской - своим смирением, любовью к ближним и молитвою она обрела благодатный дар прозорливости исцеления. К ней обращались многие со своими печалями и горестями, и никому она не отказывала в участии. По свидетельству схиархимандрита Макария, матушка говорила: "Когда я умру, приходите ко мне на могилку, просите как у живой. Я умолю Бога послать вам то, о чём вы просите". Нередко, приходя на могилку матушки, прося её молитвенного ходатайства о заступлении, многие избавляются от своих скорбей, несчастий, бед.

 

Вид Скорбященской  церкви сверху (500x340, 58Kb)

 

s7760843.jpgНадгробная часовня (334x500, 37Kb)

 

 Надгробная часовня

 

s1598413.jpgМогилка схимонахини Серафимы (375x500, 46Kb)

 

Могилка схимонахини Серафимы (Белоусовой)

 

 

Со дня кончины схимонахини Серафимы (Белоусовой) прошёл не один десяток лет, но чудеса, творимые по её молитвам, не иссякают. Народная память о ней не исчезает. По благословению епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия в 2004 году создана комиссия по канонизации подвижницы.

 

Источник: http://www.hramvsr.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=117&Itemid=76

http://michurinsk.name/viewtopic.php?id=297

Серия сообщений "Мичуринск":
Часть 1 - Боголюбский собор г. Мичуринска.
Часть 2 - Боголюбский собор г. Мичуринска. История храма.
...
Часть 8 - Троицкий мужской монастырь. г. Мичуринск.
Часть 9 - Архитектура и реликвии козловских храмов ( современное название города - Мичуринск).
Часть 10 - Скорбященская церковь. г. Мичуринск.
Часть 11 - Утраченные и сохранившиеся храмы Мичуринска.
Часть 12 - Утраченная святыня - Боголюбский женский монастырь города Мичуринска.
...
Часть 22 - Храм Ильи пророка города Мичуринска.
Часть 23 - МОНАСТЫРЬ В СВЯЩЕННОЙ ДУБРАВЕ.
Часть 24 - СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ В МИЧУРИНСКЕ.

Серия сообщений "монахи и монахини":
Часть 1 - Монахиня Адриана.
Часть 2 - Матушка Адриана.
...
Часть 4 - Жизнеописание схимонахини Серафимы (Белоусовой). г. Мичуринск.
Часть 5 - Схимонахиня Серафима (Белоусова). г. Мичуринск.
Часть 6 - Скорбященская церковь. г. Мичуринск.
Часть 7 - Пред образом Спасителя.
Часть 8 - Молитва инока.
...
Часть 14 - Иеромонах Роман.
Часть 15 - Мичуринская старица схимонахиня Серафима (Белоусова).
Часть 16 - Жизнь и подвиг Мичуринской старицы схимонахини Серафимы (Белоусовой).

Рубрики:  Православие/храмы соборы монастыри
Православие/иконы
города
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

Мария_Вера   обратиться по имени Четверг, 04 Августа 2011 г. 19:42 (ссылка)
Алефтина_Рыжкова, спасибо, Алечка, очень понравился пост.)))
Ответить С цитатой В цитатник
Алефтина_Рыжкова   обратиться по имени Пятница, 05 Августа 2011 г. 11:09 (ссылка)
Вера_Надеждина, Аннушка, я очень благодарна своим землякам - мичуринцам, благодаря которым которым многое узнала об этом храме и был создан этот пост. Мне очень помогли ссылки, которые были указаны на форуме Мичуринска, часть фото и материала была найдена в интернете. Низкий поклон моим землякам, которые ищут и публикуют материал и фото об утраченным и сохранившихся храмах.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 05 Августа 2011 г. 19:16ссылка
Алефтина_Рыжкова, присоединяюсь к твоим благодарственным словам. Интернет раскрыл огромные возможности узнавать, никакая домашняя библиотека не справилась бы.)))