-Рубрики

 -Метки

9 мая Крещение Господне анна кирьянова богородица вера декоративно - прикладное искусство день победы дети духовные стихи духовный мир елена ваенга елена ваенга шансон женский образ живопись живопись художники животные здоровье икона икона божией матери иконы индейка истории из жизни исторические личности история история россии картины ксения петербургская кулинария кулинарные советы молитва молитвы монастырь мужчина и женщина музыка народные обычаи народные традиции национальная одежда национальный костюм николай чудотворец николин день память пасха пейзажи поздравительные открытки поздравление полезная информация полезная информация для дневника полезные продукты поминовение поминовение усопших поучение поэзия православие православие иконы православие иконы праздник притча проповедь просьба о помощи психология психология жизни психология отношений рамочка родительская суббота рождество романовы святитель николай святые советы стихи традиции упражнения уход за лицом фарфор фитнес храмы храмы архитектура художники церковный праздник шансон ювелирное искусство юмор

 -

Быстрый переход по страницам блога Алефтина_Рыжкова:

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алефтина_Рыжкова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.06.2009
Записей: 4256
Комментариев: 2398
Написано: 11867


Архитектура и реликвии козловских храмов ( современное название города - Мичуринск).

Пятница, 29 Июля 2011 г. 16:49 + в цитатник

Архитектура и реликвии козловских храмов

 

Наиболее интересны по архитектуре две козловские церкви Архангельская (1765 год) и Ильинская (1781 год).

 

old_arhangelskaya.jpgАрхангельская церковь (600x496, 50Kb)

 

Архангельская церковь

8350713.jpgИльинская церковь Мичуринска 1 (550x463, 13Kb)

 

Ильинская церковь

 

0487655.jpgИльинская церковь 2 (553x699, 24Kb)

 

Ильинская церковь

 

По-видимому, авторами проектов этих церквей были петербургские архитекторы. Из описания Ильинской церкви узнаем, что она двухэтажная, нижний этаж теплый, верхний – холодный. Оба были украшены богатыми иконостасами, художественными иконами и картинами священной истории. В строительстве Ильинской церкви нашли воплощение новые строительные приемы – подкупольное пространство второго этажа не имело промежуточных опор. Шпиль, венчавший здание, придавал постройке легкость и величественность. Описывая эту церковь, протоиерей Г. В. Хитров в 1861 году сообщал, что архитектура ее строгого величавого стиля. В ней есть иконы, писанные отличной кистью, в особенности икона пророка Илии, которая поставлена в богато убранном киоте. В Ильинской церкви когда-то хранились редчайшие образцы прикладного искусства: икона Скорбящей Богоматери, украшенная двенадцатью бриллиантами, Евангелие 1703 года издания весом почти полтора пуда. Московский митрополит Филарет подарил храму предметы культовой утвари в 1865 году после произошедшего в церкви пожара. В 1875 году были завершены реставрационные работы, которые выполнялись лучшими московскими мастерами. Был изготовлен иконостас по рисунку архитектора П. П. Зыкова, иконы писал академик живописи В. В. Шокорев, производство серебряных работ, бронзовых паникадил и подсвечников было поручено А. М. Постникову – придворному фабриканту королевы Вюртембергской.

Редкие издания Евангелия хранились с 1663 года в Никольской церкви города Козлова и с 1774 года в Козловском Троицком монастыре.

 

index.php.jpgНикольская (Пушкарская) церковь (534x600, 154Kb)

 

Никольская церковь

 

При многих тамбовских храмах существовали библиотеки книг религиозного содержания. Наиболее крупными церковными хранилищами были библиотеки при Спасо-Преображенском соборе Тамбова и Троицком храме в Моршанске. Хорошие библиотеки были в Тамбовской Духовной семинарии и Варваринской церкви. Церковные библиотеки нередко содержали ценные исторические документы. Например, редкие царские грамоты хранились в Козловском Троицком монастыре, в приходской церкви села Карели находились жалованные татарские грамоты. В темниковской Соборной церкви были обнаружены грамоты Иоанна и Петра Алексеевичей. В тамбовском Вознесенском монастыре хранился старинный синодик или помянник, ветхий, но отличавшийся великолепно выполненными иллюстрациями цветной печати с подписями духовных стихов. В монастыре хранились также другие стихи – старинные образцы религиозного народного творчества.

Памятниками местной истории и культуры по праву можно считать летописи тамбовских монастырей – Саровского, Санаксарского, Козловского Троицкого, Вознесенского. Монастырские летописи были насыщены разнообразными легендами и богаты местным фольклором. Часто они объясняли малопонятную топонимику или существующие предания, передававшиеся от поколения к поколению.

В написанной в 1901 году статье И. И. Дубасова "Покровский храм села Громушки Козловского уезда и его древности" автор описывает сохранившиеся древние ценные реликвии. Из старого иконостаса в храме сохранилось 16 икон, среди которых изображения Спасителя, Богоматери, апостолов. Все эти иконы имели одинаковый размер, святые на них изображались во весь рост, само изображение было очень выразительным и художественным. Живопись эта была очень древней, но прекрасно сохранившейся. По мнению специалистов, иконы эти были современницами икон, хранящихся в Успенском соборе кремля и Троицком соборе Сергиевой Лавры. Было высказано предположение, что эти иконы были взяты из старого иконостаса московских храмов и переданы в Козловский собор.

Подлинными хранителями и созидателями православного искусства на территории Тамбовского края являлись монастыри. В начале ХХ века на Тамбовщине было 11 мужских и 12 женских обителей. Из них наиболее крупными и богатыми считались Лебедянский Троицкий (основан в 1621 г.), Шацкий Черниев (1573 г.), Санаксарский монастырь (1659 г.), Саровская пустынь (1703 г.), Трегуляевский монастырь (1668 г.), Козловский Ильинский монастырь (1638 г.). На территории монастырей располагались крупные храмовые комплексы. Богатые ризницы монастырей хранили ценнейшие культовые реликвии и произведения декоративно-прикладного искусства. Монастыри вели активную хозяйственную деятельность, производя все необходимые продукты и предметы потребления. При монастырях действовали художественные мастерские, где изготовлялись иконы и всевозможная утварь, используемая при богослужениях. В мастерских ряда монастырей производились различные предметы быта, изысканно выполненное белье, одежда, столярные, кузнечные и ювелирные изделия, которые шли на продажу и реализовывались на многочисленных ярмарках. В частности, отделения живописи, чеканки окладов икон, художественной вышивки существовали в Боголюбском женском монастыре Кирсановского уезда, в Ильинском женском монастыре Козловского уезда. Широко были известны иконописные и живописные мастерские Сухотинского Знаменского и Оржевского монастырей, Саровской пустыни. Мастерская Тамбовского Вознесенского женского монастыря специализировалась на изготовлении высокохудожественных предметов женского туалета и постельного белья.

Козловский Троицкий монастырь был основан старцем Иосифом в 1627 году. В библиотеке монастыря хранилось множество ценных документов, относящихся ко времени правления Петра I, грамоты, подписанные Петром I, А. Д. Меншиковым и Григорием Волконским. Строительство каменного соборного храма началось в 1687 году и завершилось в 1692 году. Собор представлял собой куб с единственной луковичной главой на высоком круглом барабане. Стены храма были украшены пилястрами, верх здания оформлен профилированным карнизом, элементом византийских традиций зодчества были ложные окна, оформлявшие барабан с изящным рельефом наличников. Реставрационные работы в монастыре, сильно пострадавшем от пожара 1697 года, начались только в 1792 году. Был заново отделан внутренний интерьер храма. Стены в алтаре и храме расписаны, вызолочен иконостас и отреставрированы иконы. Для храмовой иконы Пресвятой Троицы была изготовлена серебряная риза весом 10,5 килограмм. Местная икона Тихвинской Богоматери была украшена серебряной ризой "чеканной работы с драгоценными каменьями весом 21 фунт". Монастырская колокольня была оснащена 11 колоколами, обладавшими очень мелодичным звучанием. Редкой мелодичностью отличался самый крупный колокол, весивший свыше 442 пудов.

В 1790 году была построена трапезная церковь. Ее фасад был оформлен тремя разновеликими окнами с циркульным завершением и тремя каплевидными главками. В архитектуре трапезной ярко проявлялись элементы барокко, свойственные творческой манере архитектора П. Егорова.

По повелению императрицы Елизаветы Троицкому монастырю разрешалось содержать мастеровых людей по всем специальностям, в том числе плотников, столяров и мастеров иконописи. Кроме того, монастырю разрешалось набирать и обучать по этим специальностям детей-сирот из монастырской вотчины или приглашать для этих же целей бобылей.

Из описания убранства монастырской церкви и церковных одежд Троицкого монастыря, относящегося к 1777 году, узнаем, что среди вещей было большое количество воздухов и покровцов – элементов церковной утвари, выполненных из ткани. Судя по описанию, все они представляли большую ценность и были подлинными образцами мастерства вышивальщиц. Например, хранилось "два покровца и воздух крестообразной формы серебряного глазета небесного цвета с херувимами, шитыми серебром, коих лики писаны на тафте, обложены кругом серебряной бахромою, кресты, шитые серебром по карте, средина коих на покровцах обойдена четвероугольником серебряной тесьмой". Еще одно описание: "Пелена к образу Живоначальной Троицы белого глазета, вышитая по краям синелью разными цветами, на ней четыре крестика небольшие, а в середине их пятый большой, шитый золотом по карте". В описи вещей, которые списывались из обихода монастыря и передавались в ризницу в сентябре 1837 года, фигурируют ветхие образы Спасителя и Иоанна Предтечи, образ Казанской Богоматери в серебряном окладе, которые были заменены на новые. Церковная утварь, хранившаяся в ризнице, представляла собой подлинные шедевры ювелирного искусства. Например, крест наперстный архимандричий серебряный, вызолоченный на цепочке, отделанный вокруг стразами, вверху креста небольшой камень лилового цвета, а внизу на подвеске – зеленого. Или описания икон: "Икона живоначальной троицы на кипарисной доске, риза из серебра 84 пробы, весом 56 золотников; икона Ахтырской Божией матери в серебряной чеканной и вызолощенной ризе, и венец таковой же с короною. Весу в ризе 124 золотника… в вызолощенной раме, убранной кругом вызолощенной резьбою, а на верху с сиянием".

 

monastir.jpgТроицкий мужской монастырь (538x445, 103Kb)

 

Троицкий мужской монастырь г.Козлова

 

Бурное строительство церквей на Тамбовщине в ХIХ веке предопределило огромную потребность в иконописцах для создания церковных интерьеров, написания новых икон и изготовления иконостасов. Поначалу спрос этот удовлетворялся приглашенными рязанскими и московскими мастерами. В первой половине ХIХ века появляется целая плеяда тамбовских мастеров. Среди них Палладий Данилов, Трофим Попов, Александр Лебедев. В Козлове начинает работать иконописный мастер И. М. Машков. Под его руководством группа московских мастеров в 1825 году расписывала Вознесенскую церковь Козлова. В начале ХIХ века мастеров для росписи храмов готовили в России всего в трех школах – Арзамасе, Саранске и Козлове. Школу в Арзамасе основал член Санкт-Петербургской академии художеств А. В. Стурин. Его ученик А. Надеждин открыл свою школу в Козлове в 1832 году. Педагогическую работу он совмещал с активной творческой деятельностью. Так, он выполнял по заказам иконы для 60 иконостасов Тамбова, Липецка, Кирсанова. Для Никитской церкви города Козлова им написано несколько картин на библейские сюжеты: "Крещение Ольги", "Снятие с креста", "Избиение Вифлиемских младенцев", "Явление Христа в Эммаусе", которые по сути были копиями работ петербургских художников.

 

index.php.jpgВознесенская (Никитская) церковь (700x492, 142Kb)

 

Никитская церковь

 

В конце ХIХ века в Козлове плодотворно работала иконописная мастерская, возглавляемая выпускником школы А. Надеждина М. Ф. Юрьевым. Это было крупное художественно-промышленное заведение, в котором работало до 100 живописцев, более пятидесяти резчиков по дереву и 20 позолотчиков. Мастерская эта была известна на всю Россию, позже в ней работали мастера не только религиозного, но и светского искусства. Кроме того, хорошие мастера-иконописцы работали в селах Большая Липовица, Спасское (Козловского уезда). В последнем работал воспитанник духовной семинарии Н. М. Лебедев.

 

Источники:

http://oldkozlov.ru/articles/relics

http://michurinsk.name/viewforum.php?id=30

 

 

Серия сообщений "Мичуринск":
Часть 1 - Боголюбский собор г. Мичуринска.
Часть 2 - Боголюбский собор г. Мичуринска. История храма.
...
Часть 7 - Схимонахиня Серафима (Белоусова). г. Мичуринск.
Часть 8 - Троицкий мужской монастырь. г. Мичуринск.
Часть 9 - Архитектура и реликвии козловских храмов ( современное название города - Мичуринск).
Часть 10 - Скорбященская церковь. г. Мичуринск.
Часть 11 - Утраченные и сохранившиеся храмы Мичуринска.
...
Часть 22 - Храм Ильи пророка города Мичуринска.
Часть 23 - МОНАСТЫРЬ В СВЯЩЕННОЙ ДУБРАВЕ.
Часть 24 - СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ В МИЧУРИНСКЕ.

Рубрики:  Православие/храмы соборы монастыри
города
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю