-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в elinor_051

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.02.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 54463


Замок Альбрехтсбург. ч.2: планировка и интерьеры

Четверг, 04 Мая 2017 г. 22:00 + в цитатник

0_1а (700x469, 306Kb)
Арнольд фон Вестфален показал себя прогрессивным архитектором также и в подходе ко внутренней планировке замка. Им были предусмотрены помещения для самых разных функций: жилой, парадно-репрезентативной, административно-канцелярской и хозяйственной.
Albrechtsburg_Innenraumgestaltung_8 (469x700, 61Kb)
План-реконструкция помещений первого этажа

00а (432x700, 53Kb)
Планы трех основных этажей замка

Новаторство Арнольда фон Вестфалена проявилось, в частности, в том, что он отказался от традиционных для готической архитектуры наружных контрфорсов. Вместо этого зодчий скрыл опоры внутри здания, причем по мере роста этажности толщина опор ступенчато увеличивается (на мансардном этаже она достигает 4 метров!), и освещенность помещений соответственно уменьшается. Фактически архитектор разделил каменные стены на несущие «пилястры», а между ними устроил глубокие оконные ниши. Пилястры пронизывают всё здание, от подвала до чердака, но снаружи незаметны. Эта оригинальная система убранных вовнутрь здания пристенных опор затем применялась во многих замковых и церковных постройках Саксонии и Богемии. Лишь благодаря этой находке мастеру Арнольду удалось создать необычный внешний облик замка: использование скрытых внутри опор позволило оставить фасады гладкими и снабдить их большими, пропускающими много света оконными проемами. Именно эти большие остекленные поверхности определяют внешний облик замка.
00fc (700x393, 70Kb)

0_c5af1_981b5e5c_XXL (700x463, 142Kb)

Meissen_21 (700x664, 109Kb)
Выходящий во двор (на Соборную площадь) западный фасад выделяется башней с Большой винтовой лестницей — шедевром Арнольда фон Вестфалена. Задней стороной башня примыкает к фасаду, а передняя выступает из него в виде части шестиугольника. Раньше по этой лестнице из двора поднимались прямо в Большой зал.
00fc (510x700, 84Kb)

00fc (490x700, 113Kb)
Эта головокружительная лестница, невероятно плавная и пологая — одно из главных архитектурных чудес замка Альбрехтсбург, шедевр Арнольда фон Вестфалена, который впоследствии многократно пытались копировать другие зодчие в последующую ренессансную эпоху.
00ас (525x700, 98Kb)
Снаружи, со стороны фасада, мы видим всего лишь нарядно украшенную замковую башню, внутри же обнаруживаем ее сердце — хрупкую спираль лестницы, настоящее чудо легкости и элегантности. Лестница отличается исключительно оригинальной конструкцией и представляет собой филигранное, почти ювелирное произведение из камня. Ступени лестницы завиваются вокруг полой сердцевины. Несущим ядром служат три опоры в виде тонких стержней, перетекающие в перила — гибкие, перекрученные, словно живые ползущие лианы.
00ас (525x700, 95Kb)

00ас (525x700, 75Kb)

00ас (466x700, 243Kb)

После переезда мануфактуры в 1863 году замок вновь опустел. В 1864-1870 годах старые производственные корпуса снесли, а исторический архитектурный облик сооружения восстановили.
Одним из инициаторов перевода фарфорового производства в другое место и проведения реставрационных работ был король Саксонии Иоганн — большой любитель искусства, понимавший всю уникальность майсенского замка. Из контрибуций, которые в 1871 году Саксония получила от Франции, король выделил на реставрацию Альбрехтсбурга 500 тысяч марок. Проект комплексной художественной реконструкции замка разработал надворный советник Вильгельм Росман (Wilhelm Rossmann).
0_1а (700x469, 56Kb)
Члены Дрезденской академии изобразительных искусств в 1873-82 годах выполнили роспись залов обоих главных этажей мейсенского замка. Всего Антон Дитрих, Генрих Хофман, Фридрих Преллер, Юлиус Шольц и другие живописцы создали 25 монументальных росписей на тему истории Саксонии, замка Альбрехтсбург и дома Веттинов. Эти пышные росписи, сплошным ковром покрывающие стены резиденции, с успехом заменили отсутствующие гобелены.
00ав (700x468, 150Kb)

00ав (700x437, 304Kb)
Все этажи замка перекрыты сводами, что является редкостью в немецком замковом зодчестве: строительство сводов требовало больших финансовых затрат и инженерных усилий.
00ав (700x466, 90Kb)

00а (550x412, 187Kb)
На первом этаже замка находятся парадные залы с богатыми настенными росписями. Здесь сосредоточены самые интересные интерьеры.
00ав (700x466, 287Kb)

00ав (700x466, 267Kb)


Центральный корпус замка занимает Большой зал.
00ав (700x459, 120Kb)
Этот зал не отапливался и в обычное время выполнял функцию проходной зоны, соединявшей различные помещения. Иногда он использовался для проведения банкетов.
В центре Большого зала установлены три мощных опоры — составных столба, разделяющих его на две половины. Из них вырастают характерно перекрученные желобчатые нервюры, создающие фантастический эффект. Очень интересно выполнено оформление нижней части опор.
Здесь мы сталкиваемся с поразительными сотовыми, или ячеистыми, сводами (Zellengewölbe), изобретенными архитектором Арнольдом фон Вестфаленом и названными так из-за сходства с пчелиными сотами. Другое их название — «алмазные своды» (Diamantgewölbe). В отличие от звездчатых сводов, где образующиеся между ребрами (нервюрами) треугольники заполняются кладкой как часть непрерывной криволинейной поверхности (распалубки), сотовые своды составлены из пирамидальных впадин, образованных тремя ровными гранями, — в результате чего получается оригинальный многократно «изломанный» потолок, создающий необыкновенную игру света.
Zellengewoelbe_Albrechtsburg-free (700x525, 37Kb)
Как и большинство других помещений замка, Большой зал украшают настенные росписи XIX века. Три основных панно посвящены древней истории майсенского замка: основанию предыдущей крепости королем Генрихом I Птицеловом в 929 году; захвату замка польским князем Мешко II в 1015 году; и вступлению Конрада Великого, назначенного маркграфом Мейсена, в крепость в 1125 году.
00ав (525x700, 124Kb)

00ав (525x700, 109Kb)

00ав (520x700, 76Kb)

На противоположной стене — под галереей для музыкантов (Trompeterstuhl), которая украшена типичными для поздней готики орнаментами в виде «рыбьих пузырей», — находятся портреты супружеских пар.
00ав (700x466, 374Kb)
Саксонские правители и их жены: курфюрст Саксонии Фридрих II Кроткий и Маргарита Австрийская, курфюрст Фридрих I Воинственный и Катерина Брауншвейг-Люнебургская, маркграф Мейсена Фридрих III Строгий и Катарина фон Хеннеберг.

Вдоль западной стены, на откосах глубоких оконных ниш, разместились портреты маркграфов и курфюрстов из династии Веттинов.
00аа (525x700, 116Kb)

00ав (517x700, 84Kb)
Восточную часть зала занимает невероятно красочная замковая капелла (Kapelle). В средние века подобные капеллы являлись наиболее богато оформленными зонами подобных залов. Иногда они отделялись от основного помещения большими дверьми.
00аа (525x700, 124Kb)
В Альбрехтсбурге капелла устроена в отдельной башне, выступающей в виде многогранника из восточного, обращенного к Эльбе фасада.
Пышные настенные росписи капеллы были выполнены в XIX веке. На стенах по бокам от входа изображены герцог Саксонии Оттон I Великий (основатель Мейсенской епархии) и популярнейший епископ Мейсенский Бенно, святой покровитель города.
00аа (518x700, 116Kb)


Соседний Банкетный зал (Большой парадный зал) отличается, наверное, самым нарядным интерьером в замке Альбрехтсбург и запоминается больше всего, хотя это и не самое аутентичное помещение.
00аа (700x525, 156Kb)
Банкетный зал, как и Большой, имеет три величественных центральных опоры и ячеистые своды. И опоры, и своды обильно украшены росписями в неоготической манере, что и придаёт этому залу особую пышность. В отличие от Большого зала, который использовался лишь периодически, Банкетный зал был центром повседневной жизни замка и к тому же отапливался. Именно этот зал, имеющий 34 метра в длину и 13,5 метров в ширину, является самым большим помещением Альбрехтсбурга.
00аа (700x525, 134Kb)

Малая столовая (Kleine Tafelstube), расположена по диагонали, в северо-восточном углу замка.
00аа (700x525, 124Kb)
Это относительно небольшое и удивительно уютное помещение с расписными сводами, глубокими оконными нишами и всё теми же окнами-арками в виде «занавеса». Неизвестно, какие функции выполняла эта комната изначально. Нынешнее название она получила лишь в 1608 году, а прежде ее именовали просто «комнатой рядом с большим банкетным залом». Возможно, тут были жилые покои. Не исключено, что эта комната и расположенная прямо над ней спальня предназначались для высокопоставленных гостей Альбрехтсбурга. Позднее ее стали использовать как княжескую столовую, где для правителей накрывался отдельный стол. Здесь реставраторы воссоздали полноценную обстановку: стол и стулья, люстры, благородные резные комоды... Благодаря этому создаётся более живое, теплое ощущение. Вся мебель датируется 1878 годом и является подарком замку по случаю серебряной свадьбы короля Саксонии Альберта и его супруги Каролы Ваза.
00аа (700x525, 126Kb)

На первом этаже находятся также две комнаты курфюрстов (Kurfürstenzimmer), большая и малая. Комнаты расположены в противоположной части замка, в южном корпусе.
00а (700x466, 350Kb)

На втором этаже замка помещения по большей части не столь нарядные, но более насыщенные экспонатами. Залы здесь довольно пустые, оживляемые лишь расписными сводами да яркими изразцовыми печами.
00ас (700x466, 69Kb)

00ас (517x700, 73Kb)


Наиболее примечателен здесь — так называемый «зал Бёттгера» (Böttgerzimmer). Как несложно догадаться, он назван в честь алхимика и изобретателя Иоганна Фридриха Бёттгера (1682-1719), который вместе с Эренфридом фон Чирнхаусом открыл секрет изготовления фарфора.
00ав (700x466, 269Kb)
Отсюда и тематика настенных росписей — самых известных росписей замка Альбрехтсбург. Они были выполнены в 1875 году художником Паулем Кислингом (1836-1919), мастером портретной и исторической живописи. Одно панно называется «Бёттгер в алхимической лаборатории» («Бёттгер в поисках рецептуры»), второе, особенно знаменитое, — «Август Сильный посещает лабораторию Бёттгера» («Бёттгер показывает Августу Сильному арканум»).
00аа (525x700, 130Kb)

00аа (512x700, 84Kb)
Вдоль всего Бёттгеровского зала тянется длинный зеркальный стенд. Помимо витрин с экспонатами, в этот «прилавок» вмонтирован сенсорный экран с программой «Лаборатория фарфора» — интерактивной игрой, которая позволяет виртуально поэкспериментировать с различными этапами производства фарфора: приготовлением фарфоровой массы, формованием на гончарном круге и обжигом. Можно самостоятельно устанавливать различные параметры и смотреть, что получится. Для самых любознательных даётся строгая научная информация.
00а (700x466, 63Kb)
Тут же представлено лабораторное оборудование XVII-XVIII века. Именно такими котлами, горшками, перегонными колбами, бутылями, ступками, черпаками и проч. пользовались в химических и алхимических лабораториях того времени. Аналогичные приспособления применял в своих экспериментах и Бёттгер (как мы помним, начинал этот юноша именно как алхимик и лишь позднее переключился на поиски «белого золота» — фарфора).
00а (700x525, 124Kb)

Очень интересен — как интерьером, так и экспозицией, — соседний зал, так называемый Малый зал судебных заседаний. Своды и стены покрыты росписями, а в углу играет красками изразцовая печь (копия нюрнбергской печи XV века).
00а (515x700, 97Kb)

00аа (509x700, 98Kb)

00а (525x700, 178Kb)
Экспозиция этого зала рассказывает о раннем майсенском фарфоре: красном и белом.
00а (700x525, 116Kb)

В центральном корпусе замка на втором этаже основную часть занимает Большой зал судебных заседаний. Своими узорчатыми сводами и расписными стенами он вызывает ассоциации с теремом.
00а (509x700, 100Kb)
Конечно, все росписи были выполнены в XIX веке, так что это стилизация. Своды сплошь покрыты орнаментами, геральдическими символами и образами прорицательниц (сивилл).
00а (514x700, 121Kb)

00а (525x700, 163Kb)
Особым украшением зала служит очередная изразцовая печь. На этот раз это копия печи XV века из зала капитула собора Эрфурта.
00а (525x700, 92Kb)

По соседству с этим залом находится небольшое укромное помещение, расположенное в восточной башне замка, непосредственно над замковой капеллой. Ее длинное название, Kapellenturmstübchen, можно перевести как «комнатка в башне с замковой капеллой».
00а (520x700, 161Kb)

Здесь же расположена и комната курфюрста Августа (Kurfürst-August-Zimmer), в которой установлена большая витрина-«карусель» с различными фарфоровыми изделиями, а стену украшает роспись художника Леонхарда Гая(1838-1894) «Курфюрст Август Саксонский и его супруга Анна Датская с народом на фоне города Мейсена».
00а (700x466, 118Kb)

00а (700x525, 149Kb)

К комнате курфюрста Августа примыкает интереснейший Гербовый зал (Wappensaal), занимающий северо-восточную пристройку. В отличие от остальных помещений замка, возникших в XV веке, этот зал был создан позднее, на последнем этапе строительства замка.
Зал возник в эпоху Георга Бородатого, в 1521-24 годах, и является творением архитектора Якоба Хайльмана, известного в первую очередь своей работой в церкви Св. Анны в Аннаберге. Украшающие зал бюсты с гербами выполнил в 1524 году скульптор Кристоф Вальтер, известный по барельефам на главной лестничной башне. Главной изюминкой этого зала являются необычные своды, отчасти напоминающие своды Бенедикта Рейта в пражском Владиславском зале. Данный тип сводов в немецкой архитектуре принято называть Schlingrippengewölbe, что можно перевести как «свод с вьющимися/извивающимися/ленточными/криволинейными нервюрами». Переплетения изгибающихся нервюр образуют затейливые узоры. Подобные своды были характерны для поздней готики в Саксонии и Богемии.
00а (700x466, 107Kb)

Третий этаж замка Альбрехтсбург недавно тоже стал доступен для посещения. Интерьеры здесь, по сравнению с двумя нижними этажами, довольно скромные, но зато устроена интерактивная экспозиция, рассказывающая о политической деятельности саксонского дворянства и архитектуре самого замка.
В залах этого этажа можно узнать, как замок строился, какие инструменты были в то время в ходу среди ремесленников, а также как мог быть устроен быт людей, живших в замке в XV веке. В частности, можно услышать отрывки из писем Сидонии Богемской своему супругу Альбрехту III Смелому и их сыну Георгу Бородатому. Сидония была одной из немногих, кто действительно какое-то время жил в Альбрехтсбурге.
00а (700x466, 46Kb)
В отдельном зале демонстрируется подробный макет замка и всего ансамбля Замковой горы.
00а (700x525, 96Kb)
Также на третьем этаже открыта для посещения небольшая тюремная камера, в которой сохранились граффити середины XVII века. Одна из надписей гласит: «Смерть неизбежна; непредсказуем лишь ее день. И час смерти никому неведом. Так подумай об этом и воздай почести Господу, ибо каждый твой час может быть последним».


И на "десерт" еще немного о барельефах замка.

Парапеты грациозной лестничной башни замка украшены барельефами работы Кристофа Вальтера, выполненными в 1524 году. Скульптор приехал в Мейсен по приглашению Георга Бородатого и, помимо этих барельефов, создал скульптурные элементы для Гербового зала замка.
00а (525x700, 105Kb)

00а (700x525, 98Kb)
Если в целом Альбрехтсбург вписывается в стиль поздней готики, то эти барельефы сделаны уже в духе Ренессанса. Более того, это одни из наиболее хорошо сохранившихся скульптурных произведений раннего саксонского Ренессанса.
Барельефы первого этажа башни посвящены античной мифологии и нравоучительным сюжетам из Ветхого Завета (в частности, они предупреждают о том, что «Вино и женщины развращают разумных»). Выше следует ряд геральдических изображений, связанных с домом Веттинов (щиты с регалиями держат различные существа: львы, собаки, грифоны, ангелы и просто юноши). Наконец, на третьем уровне представлены сценки по мотивам сатирических стихов (шванков) миннезингера XIII века Нейдхарта фон Ройенталя. Основная тема композиций — разнообразные искушения и высмеивание тех, кто им поддался и от этого пострадал.
Выполненные с грубоватым юмором, эти барельефы в наглядной форме предостерегают от простодушия, глупости и других пороков. Кому-то может показаться странным присутствие таких сценок на фасаде благородного замка, но это вполне укладывается в традиционное метафорическое значение башни как символа добродетельности и справедливости правителей. Тем более что ярус с геральдическими мотивами не случайно расположен по центру. Он зримо объединяет нижний и верхний циклы и четко привязывает эту аллегорическую программу к саксонской династии.
00а (700x525, 84Kb)

Источник: https://www.mishanita.ru/2015/03/23/25142/
https://www.mishanita.ru/2015/03/24/25172/

Серия сообщений "Замки, крепости":
Часть 1 - Замок Херренкимзее - баварский Версаль
Часть 2 - ЗАМОК ХИВЕР
...
Часть 46 - Замок Эйлен Донан в Шотландии
Часть 47 - Замок Альбрехтсбург. ч.1: история и архитектура
Часть 48 - Замок Альбрехтсбург. ч.2: планировка и интерьеры
Часть 49 - Замок Азей-ле-Ридо (Chateau d'Azay-le-Rideau)

Рубрики:  Путешествия
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 6 пользователям

Domro4ka   обратиться по имени Четверг, 04 Мая 2017 г. 22:52 (ссылка)
Вот это я понимаю ,,хрущёвка,,!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 05 Мая 2017 г. 23:27ссылка
Ага, такую хрущевку сносить не станут, сами в ней поселятся.
ulakisa   обратиться по имени Четверг, 04 Мая 2017 г. 23:22 (ссылка)
Спасибо Лена за знакомство и историю создания,интересный замок!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 05 Мая 2017 г. 23:35ссылка
Необычный замок для Германии, я имею ввиду интерьеры, навеянные искусством полабских славян.
Марина_Ушакова   обратиться по имени Четверг, 04 Мая 2017 г. 23:31 (ссылка)
Прекрасные, необычные планы. Очень нравятся винтовые лестницы. ЗдОрово.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 05 Мая 2017 г. 23:28ссылка
Для меня главное, что они пологие, а не как в итальянских дворцах по полметра высотой, да еще и без перил.
браило   обратиться по имени Пятница, 05 Мая 2017 г. 10:06 (ссылка)
Какие необычные своды, похожие на русские ( роспись)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 05 Мая 2017 г. 23:32ссылка
Думаю, что это не случайно. Саксония - место, где жили славяне, в данном случае полабские, а для славян такая роспись привычна.
Elena_ARVIK   обратиться по имени Пятница, 05 Мая 2017 г. 11:00 (ссылка)
интересно было бы побродить по этому замку, вживую всё увидеть. Спасибо, Леночка, за интересный рассказ.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 05 Мая 2017 г. 23:33ссылка
Мне понравилось, как потомки берегут замок из столетия в столетие, хотя сами так не живут.
Откровения_Красоты   обратиться по имени Воскресенье, 07 Мая 2017 г. 07:42 (ссылка)
Шедевр архитектурного искусства! Поразил! Спасибо, Лена!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 07 Мая 2017 г. 21:46ссылка
Для Германии он уникален - таких "славянских" сводов нет больше нигде.
Тор5   обратиться по имени Понедельник, 08 Мая 2017 г. 20:55 (ссылка)
elinor_051,
Интересно бы почитать меню бывших обитателей сего архитектурного творения...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 09 Мая 2017 г. 01:34ссылка
Думаю, что это невозможно. Владельцы его в нем не жили, бывали только наездами и меню явно не составляли на долгий срок.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку