-Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия библиотека конгресса сша бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы рейксмузеум религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна флора фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей: 12725
Комментариев: 64806
Написано: 140218


Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич (1878 — 1939) в коллекции Третьяковской галереи (часть 3)

Пятница, 12 Апреля 2024 г. 11:30 + в цитатник

ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2



01. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
ГОЛОВА ДЕВУШКИ 1910

33,8 x 24,2
бумага
акварель, прессованный уголь





02. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
ПОРТРЕТ МАДАМ БОДЭН 1924

30,2 x 23,1
бумага
акварель, графитный карандаш




03. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
ЖЕНСКАЯ ГОЛОВА 1927

30,3 x 25,5
бумага
Тчерная акварель




04. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
ЖЕНСКАЯ ГОЛОВА 1910

33,2 x 22,8
бумага
графитный карандаш




05. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
ГОЛОВЫ МАЛЬЧИКОВ 1918

25,3 x 22,7
бумага
сепия




06. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
В КИНО 1924

24,4 x 31,9
бумага
черная акварель




07. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
ЖЕНЩИНА С ДЕТЬМИ В САДУ 1924

30,2 x 22,4
бумага
графитный карандаш, акварель


Этот карандашный набросок с легкой подцветкой акварелью был сделан во Франции, в деревне Пью, близ Дьеппа на берегу Ла-Манша. На рисунке изображена жена художника Мария Фёдоровна с племянницей, дочерью ее сестры Габриэлы Блинд, и своей маленькой Алёнушкой.

К. С. Петров-Водкин с семьей с 8 августа 1924 года находился во Франции по командировке Наркомпроса, в которой предписывалось «серьезное ознакомление с взаимоотношениями изобразительного искусства с индустриальной промышленностью, с постановкой художественного образования в Западной Европе, с последним достижением в области живописи». Но для семьи одной из причин поездки была необходимость лечения Марии Фёдоровны. Она страдала от тромбофлебита после родов.

В беглой зарисовке сценки художник сохраняет специфику портретиста. Он умело сопоставил трех персонажей: грустную, еще не оправившуюся от болезни женщину, неловкую фигурку девочки-подростка и самозабвенно копающегося в песке ребенка. Композицию дополняет пушистый клубок свернувшейся лохматой собачки на переднем плане. В легком, едва заметном расцвечивании отдельных фрагментов акварелью передано нежное, любовное отношение художника к моделям.

Командировка не оплачивалась. Петров-Водкин много работал, писал картины и портреты, участвовал в парижских выставках, мечтал открыть художественную школу.
В августе 1925 года семья возвратилась в Ленинград.



08. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
САМАРКАНД. БИБИ-ХАНЫМ 1921

22 x 28,5
бумага
акварель, графитный карандаш


В июле – октябре 1921 года Петров-Водкин совершил путешествие в Среднюю Азию. Вместе с ближайшим учеником Александром Самохваловым он вошел в состав экспедиции Российской академии истории материальной культуры и Главного комитета по делам музеев и охране памятников искусства, старины и природы.

7 июля 1921 года художники оказались в Самарканде. Необычный мир величественного средневекового города, столицы Тамерлана, послужил неожиданным, но на удивление естественным расширением образной системы Петрова-Водкина. Он осознал древнюю землю как ценность, подчиненную общему движению планеты.

Личностное восприятие художника (его «наука видеть») отразилось в многочисленных картинах, натурных рисунках и иллюстрациях книги «Самаркандия», ставших результатом этого путешествия.

Петров-Водкин так описывал свои самаркандские пространственные впечатления: «Необъятный вид – широкие дали и небо. Первый раз в жизни вижу такое небо, точно у меня над головой опрокинули синюю чашу».

Экспериментальная графика, связанная с самаркандским путешествием, выглядит порой даже более смело, чем законченные живописные вещи. Художник убедительно выражает в ней идею «движения как протяженности мира предметного и пространственного».

Акварель из собрания Третьяковской галереи изображает прекрасную соборную мечеть Биби-Ханым, которая была воздвигнута по приказу и под личным наблюдением Тамерлана в ознаменование его побед в Индии. По легенде, мечеть получила свое название в честь любимой жены великого властителя.



09. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
У ОВРАГА. ХВАЛЫНСК 1931

21,8 x 28,8
бумага
акварель, графитный карандаш


В этой работе Кузьма Петров-Водкин воспел свою малую родину – Хвалынск в Саратовской губернии. Даже если этот город не называется прямо, его ощущение угадывается во многих произведениях. Ему же, например, посвящена и написанная художником философская повесть «Хлыновск», которая, несмотря на измененное название места, сохранила автобиографичность и узнаваемость места.

Согласно Петрову-Водкину, «в искусстве самое трудное – соподчинение и соравенство формы и содержания…». Пластическая целостность рисунка «У оврага. Хвалынск» сочетается с характерной «сферичностью» композиции. Панорама изб и заборов разворачивается вокруг пустоты оврага, занимающего весь центр листа. Многочисленные детали: острые срезы крыш на первом плане, сараи, скворечня, купол храма вдалеке подчинены общей пространственной идее, выражающей вращение планеты.

Философско-поэтическая мощь, красота, пластическая убедительность графики Петрова-Водкина не только не уступает его живописным шедеврам, но, может быть, и превосходит их. Заурядный пейзаж превращается у него в видение вселенского размаха. Понимание Земли как планеты, «космистское» представление о мироздании для Петрова-Водкина – основа искусства.



10. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
У ОКНА. ПАРИЖ 1918

24,5 x 32,3
бумага
черная акварель


Когда Петров-Водкин уехал с семьей во Францию, он надеялся открыть в Париже свою академию и обрести учеников, работал над небольшими живописными холстами, акварелями и рисунками, выставлялся рядом с французскими художниками. Вероятно, думал о возможности остаться надолго, если не навсегда.

Композиция «У окна» не передает никакого конкретного парижского впечатления. На фоне большого мансардного окна с открытыми створками и видом на неброский городской пейзаж изображены двое: мужчина и женщина. О характере их взаимоотношений можно лишь догадываться. Композиционный принцип здесь совмещает сугубо натурную достоверность и убедительность с поэтическим чувством и личностным философским ощущением, объединяющим (и уравнивающим) многие жанры: портрет, пейзаж, натюрморт и черты сюжетной композиции.

Такие произведения нельзя отделять от теоретических рассуждений автора, ведь для него непосредственность натурного восприятия («живое смотрение») лишь часть «науки видеть».
Акварель отличает поэтизация повседневности и то остро индивидуальное ощущение пространства, которое привнес Петров-Водкин в мировое искусство. Неслучайно эта работа демонстрировалась на выставке «Москва – Париж» в 1981 году.



11. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
ПОРТ В ДЬЕППЕ 1925

25 x 32
бумага
акварель


Акварель, изображающая приморский курорт Дьепп в Нормандии, на северо-западе страны, представляет собой обобщенную композицию, почти картину, но сохраняет убедительность натурного ощущения. Художник имел возможность изучить побережье Ла-Манша (неподалеку жила сестра жены Петрова-Водкина, Марины Фёдоровны). Минимальными художественными средствами Петров-Водкин передает панораму города, раскинувшегося на прибрежных меловых утесах, дома и корабли, отражающиеся в воде, холмистые дали.

Мастер всегда верен себе, и главное для него не сюжет, но философские рассуждения о мироздании. Характерная («сферическая») перспектива, острое сочетание масштабности видения и авторских переживаний, наконец особая (почти музыкальная) интонация, свойственные этой акварели, создают запоминающийся художественный образ.



12. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
ОБНАЖЕННАЯ С ЗЕРКАЛОМ 1912

45,5 x 59,5
бумага
итальянский карандаш, акварель


Данный рисунок изображает обнаженную женщину, смотрящую в зеркало. Ее образ – отсылка к лежащей перед зеркалом Венере, излюбленному сюжету многих европейских мастеров предшествующих столетий. Модель на рисунке Петрова-Водкина запечатлена в спокойной позе. Художник слегка подцвечивает драпировки голубой акварелью.
Произведения Петрова-Водкина можно узнать не только по их техническим особенностям или художественной манере, но и по характерной монограмме «КПВ» – зачастую именно так он подписывал свои графические и живописные работы.



13. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
ЖАР-ПТИЦА 1918

36,8 x 62,6
бумага
акварель, графитный карандаш


В эскизе панно «Жар-птица» через сказочный сюжет Петров-Водкин изобразил преображение простодушного деревенского парня в достойного рыцаря. В этой композиции он воплотил свою веру в то, что народ, пройдя через жестокие испытания революцией, обретет достоинство и благополучие. Он выйдет из затхлой атмосферы избы и безнадежного сидения на печи к жизни на вольном просторе. В акварельном эскизе − излюбленный колорит мастера: сочетание красного, желтого и голубого; и мотив зреющих на ветвях яблок, часто использованный им в произведениях 1917−1918 годов.

Массовое участие художников в оформлении октябрьских празднеств в 1918 году стало ярким проявлением настроений интеллигенции, принявшей пролетарскую революцию. Петров-Водкин с учениками, студентами Академии, осуществили оформление площади Мариинского театра (Театральной). Было сделано четыре огромных панно, убранство площади дополняли гирлянды белых и красных флагов.

Русь предстала на панно Петрова-Водкина уже не образами материнства и женственности, как в картинах недавних лет, но в своей мужской, мужицкой ипостаси − богатырской силой, способностью к авантюрному единоборству с судьбой, несущему героям русских сказок и удачу, и гибель, и славу.



14. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
НОЧЬ В ПУСТЫНЕ 1908

37,5 x 48,5
холст масло


На небольшом полотне запечатлена освещенная лунным светом пустыня. С темно-синим ночным небом с едва заметными светлыми точками звезд гармонично сливается не яркая, но многоцветная поверхность земли. В глубине изображено поселение в оазисе с высокими пальмами и пышными деревьями за оградой. Плоскость земли правее середины разрезает бело-голубоватая полоса канала. В центре полотна выделяется куб освещенного луной здания. По охристой окраске земли художник намечает множество серо-зеленых и серо-голубоватых пятен: то ли камни, то ли растения. В левом углу размещен мощный жесткий куст. В характере пейзажа ощущается, что это – экзотический для русского художника вид.

Пейзаж «Ночь в пустыне» был написан после поездки Петровым-Водкиным в Северную Африку в апреле − июне 1907 года. Он поехал туда из Парижа, где продолжал художественное образование в школе Филиппо Коларосси. В Африке было сделано множество рисунков и живописных эскизов. Наблюдение за африканцами и приметами экзотического быта, запечатленное им в поездке по странам африканского побережья, дало художнику богатый материал для творческого эксперимента. Новые впечатления от природы и городов Северной Африки стали причиной изменений живописной манеры, ясно осознанных автором. Он написал матери после возвращения из поездки: «…два с половиной месяца африканских прошли для меня как сказочный сон, <…> и я чувствую, что это было необходимо, полезно мне по части живописи».

В пейзажах пустыни Петров-Водкин освободился от наработанного в Париже условного, сдержанного колорита, вернулся к воздушной «серовской» гамме, в которой он работал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В.А. Серов был тогда его любимым учителем. А впечатления от белых кубических зданий в африканских оазисах возникали впоследствии в иллюстрациях и эскизах мастера на евангельские сюжеты.



15. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
СТЕКЛЯННАЯ ПРИЗМА И ЛИЦА 1920

38,4 x 31,4
бумага
кисть, перо, тушь


Рисунок относится к вершинным достижениям Кузьмы Петрова-Водкина, определяющим уровень его зрелого искусства.

Заурядный мотив (головы двух достаточно условных персонажей, аскетичный натюрморт – стол, стекло) проникнут «пафосом изучения формы в ее жизненной природной достоверности» и характерной «сферичностью» перспективы. Разная мера законченности отдельных деталей только подчеркивает остроту пространственно-временного эксперимента. Очевидны выраженная индивидуальность художника, его отделенность от любых влияний и одновременно непрямые, но глубокие связи с различными модернистскими направлениями европейского искусства.

Метод зрелого Петрова-Водкина – поиск пластики предмета, «минуя его название», – доказательство того, что для него нет жестких рамок школ, направлений. Варианты анализа «пластических возможностей» натуры позволяют ему, в зависимости от задачи, либо становиться предельно конкретным, либо почти абстрагировать видимое.
Интересно сопоставить в этой связи рисунок «Стеклянная призма и лица» с художественной аналитикой Павла Филонова, одного из столпов русского авангарда. У обоих авторов роднящая их глубина и убедительность суждений об искусстве, ощущение духа и ритма времени, стремление к технической «сделанности», абсолютная свобода в трактовке пространства-времени.

Для понимания различий между двумя мастерами важна логика развития метода каждого, последовательная цепочка рассуждений, приводящая их в разные художнические станы. У Петрова-Водкина – приоритет наблюдения натуры, преображенной поэтическим «внутренним»… У Филонова – культ и художественного «изобретения», и «саморазвивающейся» формы.

tretyakov.ru
Рубрики:  ПЕРСОНЫ
МУЗЕИ МИРА
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 9 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку