-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в liudmila_leto

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.11.2010
Записей: 18807
Комментариев: 3233
Написано: 31963


27 октября - день рождения великого Никколо Паганини

Пятница, 27 Октября 2023 г. 10:29 + в цитатник
558018 (285x400, 35Kb) 27 октября 1782 года родился итальянский скрипач-виртуоз, композитор Никколо Паганини.

Никколо Паганини – мрачного вида человек, игрок и дебошир совершенно преображался, взяв в руки скрипку.

Даже тем, кто считал, что его слава лучшего скрипача в мире раздута, приходилось смириться, когда им доводилось услышать его игру.

Для людей, в музыке не разбиравшихся, он устраивал настоящие представления с звукоподражанием – “жужжал”, “мычал” и “разговаривал” струнами.

Родился будущий гений в семье мелкого торговца в Генуе. Его отец безуспешно пытался учить музыке старшего сына, Карло. Но когда Никколо подрос, отец забросил занятия с Карло, чему тот, несомненно, был рад.

Как вырастить гения и виртуоза? Можно увлекать и развлекать одаренного ребенка, как делал это отец Моцарта. А можно запирать его в кладовке, до тех пор, пока он не выучит особенно сложный этюд. Именно в такой атмосфере растили Никколо. У мальчика практически не было детства, все его дни проходили в бесконечных изнуряющих занятиях музыкой. От рождения у него был потрясающе тонкий слух, он погружался в мир звуков и пытался повторить его с помощью гитары, мандолины и скрипочки.

Первый концерт Никколо Паганини состоялся в одиннадцать лет. Концерт вундеркинда, исполнявшего свои вариации известных произведений, потряс публику. В генуэзской газете «Аввизи» от 31 мая 1794 года можно было прочитать:
«В понедельник 26 мая в церкви Сан-Филиппо Нери состоялась месса. Был исполнен гармонический концерт искуснейшим молодым человеком одиннадцати лет – синьором Никколо Паганини, учеником знаменитого преподавателя музыки Джакомо Коста, который вызвал всеобщее восхищение».

У мальчика появились знатные покровители. Джанкарло де Негро, негоциант и меломан, обеспечил его возможностью продолжать обучение. Нельзя не отметить еще одного учителя Никколо Паганини – виолончелиста, прекрасного полифониста Гаспаро Гаретти, привившего юноше отличную композиторскую технику. Развивая способность слышать внутренним слухом, он заставлял его сочинять без инструмента.
"Вечное движение"



Ансамбль скрипачей Государственного академического Большого театра СССР п/у Ю.Реентовича

Завершив обучение, Никколо становился все известнее. Он начал зарабатывать хорошие деньги, давая концерты по всей Италии. Музыкант обещал раскрыть секрет своего мастерства, когда закончит свою карьеру, и этим только подогревал интерес публики.

Таинственным в нем казалось все. Его внешность – мертвецки бледная кожа, запавшие глаза, выдающийся нос крючком и невероятно длинные пальцы, дерганные движения тощей фигуры. Его игра на скрипке – от Бога или от дьявола, но она определенно была нечеловечески хороша. Его образ жизни и пристрастие к азартным играм, из-за которого он часто сидел на мели. И его отрешенное, возвышенное состояние, когда он стоял на сцене, сливаясь с инструментом воедино.

Путешествуя и выступая, маэстро сочинял музыку. В то время (1801-1804) он жил в Тоскане и, гуляя по залитым солнцем улицам, сочинял свои знаменитые каприсы для скрипки. На некоторое время (1805-1808) Никколо даже стал придворным музыкантом, но потом снова вернулся к концертам. Своеобразная, легкая и непринужденная манера исполнения и виртуозное владение инструментом вскоре сделали его самым популярным скрипачом Италии.

За шесть лет (1828-1834) он дал сотни концертов в европейских столицах. Паганини вызывал восхищение и восторг у коллег-музыкантов. Ему посвящали восхищенные строки Гейне, Бальзак и Гёте.
78938535 (421x600, 212Kb)

Находясь в Праге в 1829 году, Паганини в своем письме другу Джерми жаловался:
«Если бы ты знал, сколько врагов тут у меня, ты бы просто не поверил. Я не делаю никому зла, но те, кто меня не знает, расписывают меня как самого последнего негодяя – жадного, скупого, мелочного и т.д. И я, чтобы отомстить за все это, официально заявляю, что еще больше повышу цены входных билетов на академии, которые дам во всех других странах Европы».

И хотя Паганини часто выступал с благотворительными концертами, всегда раздавал бесплатные билеты артистам и студентам-музыкантам, щедро одаривал родственников и благотворительные общества, – дурную молву ничем нельзя было заглушить. А ведь этот человек обладал поистине добрым сердцем, иначе, чем можно было бы объяснить благородный поступок по отношению к тем, кто считался его врагом.

Согласно посмертному завещанию непревзойденный виртуоз безвозмездно дарил все свои драгоценные скрипки не только друзьям-музыкантам, но и недругам, талант которых он был способен оценить!

Нельзя умолчать о той помощи, которую оказал Паганини своему коллеге – композитору Берлиозу, еще никому не известному на тот момент времени, и находящемуся в крайне затруднительном материальном положении. Тем самым маэстро обеспечил талантливому начинающему композитору существование на несколько лет вперед. Однако в мелочах Паганини действительно проявлял скупость, и это объясняется, видимо, привычкой экономить, сохранившейся с детства, когда он жил в бедности. Так, например, он не любил тратить деньги на одежду и часто покупал ее у старьевщиков, упрямо с ними торгуясь.

Собрание квартетов (струнное трио и гитара)



Quartet No. 4, (Op. 5 No. 1) M.S.31:
0:00:00 I. Presto
0:11:39 II. Andante
0:16:21 III. Cantabile, quasi larghetto
0:23:37 IV. Finale – Prestissimo

Quartet No. 15 in A Major, M.S.42:
0:25:13 I. Maestoso
0:37:09 II. Minuetto a canone, andantino
0:40:16 III. Recitativo, andante sostenuto e con sentiment
0:42:33 IV. Adagio cantabile
0:45:40 V. Rondò, allegretto

Quartet No. 9 in D Major, M.S.36:
0:49:21 I. Allegro moderato
0:56:48 II. Minuetto alla valtz
1:00:22 III. Adagio sostenuto appassionatamente
1:06:22 IV. Allegro vivace

Quartet No. 6 in D Minor, (Op. 5 No. 3) M.S.33:
1:10:34 I. Allegro
1:17:51 II. Moderato
1:21:07 III. Tema cantabile, quasi larghetto
1:28:56 IV. Polacchetta, allegro con brio

Quartet No. 8 in A Major, M.S.42:
1:32:27 I. Allegretto
1:42:58 II. Minuetto, andantino
1:47:25 III. Cantabile molto adagio
1:51:40 IV. Rondò, allegretto

Quartet No. 12 in A Minor, M.S.39:
1:58:05 I. Allegro giusto
2:07:07 II. Largo tenuto con precision
2:13:20 III. Minuetto (Allegretto mosso)

Quartet No. 5 in C Major, (Op. 5 No. 2) M.S.32:
2:21:53 I. Allegro
2:29:54 II. Minuetto, allegretto
2:35:51 III. Cantabile, larghetto
2:39:56 IV. Polacca, quasi presto

Quartet No. 11 in B Major, M.S.38:
2:43:33 I. Allegro moderato
2:51:19 II. Minuetto (Allegretto)
2:54:10 III. Larghetto, con passione
2:57:20 IV. Polacca (Andante mosso)
Исполнители: Альберто Мьюзик (гитара), Дэниел Роуленд (скрипка), Владимир Мендельсон (альт), Разван Попович (альт), Джоэль Уотерман (альт), Майя Богданович (виолончель) и Клод Фрошо (виолончель)


Его творческий путь оборвался стремительно и трагично. Из-за туберкулеза Паганини пришлось вернуться в Италию, а приступы кашля не давали ему разговаривать. В родную Геную он вернулся глубоко больным человеком. Ужасно страдая от тяжелейших приступов, Никколо прожил еще три года. Музыкант умер в Ницце, 27 мая 1840 года.

Папская курия долго не позволяла похоронить его в Италии из-за образа жизни. Два месяца забальзамированное тело лежало в комнате, еще год – в подвале его дома. Его несколько раз перезахоранивали, и спустя 36 лет Никколо Паганини обрел покой в Парме. После смерти Паганини человечеству осталось в наследство 24 каприса, множество вариаций на оперные и балетные темы, шесть концертов для скрипки с оркестром, сонаты, сонаты для скрипки и гитары, вариации и вокальные композиции.

Кстати, незадолго до смерти Паганини раскрыл свой секрет великолепного владения скрипкой. Он заключается в полном духовном слиянии с инструментом. Надо смотреть и ощущать мир через инструмент, хранить воспоминания в грифе, самому становиться струнами и смычком. Кажется, что все просто, но далеко не каждый профессиональный музыкант согласиться принести свою жизнь и личность в жертву музыке.

Концерт №1 для скрипки с оркестром ре мажор соч.6



1. Allegro maestoso (ре мажор соч.6) 00:00
2. Adagio espressivo (ре мажор соч.6) 21:10
3. Rondo. Allegro espressivo (ре мажор соч.6) 26:02
Леонид Коган


Несколько фактов и легенд из жизни великого маэстро.


На концертах Паганини устраивал настоящее шоу. На публику это производило настолько сильное впечатление, что некоторые теряли сознание в зале. Каждый номер и выход он продумывал до мельчайших деталей. Всё было отрепетировано: от репертуара, состоящего исключительно из собственных композиций, до эффектных трюков, вроде лопнувшей струны, расстроенной скрипки и “привета из деревни” – подражания звукам животных. Паганини научился имитировать гитару, флейту, трубы и валторны и мог заменить собой оркестр. Влюбленная публика прозвала его “Южным колдуном”.

Паганини категорически отказывался писать псалмы для церковников, поэтому католики поливали его грязью:
“Все лучшее и высокое в мире связано с христианством. Лучшие музыканты нашего века пишут церковные гимны. Нет ни одного классического композитора, который не писал бы оратории и мессы. Реквием Моцарта, оратории Баха, мессы Генделя свидетельствуют о том, что Господь не оставляет Европы и что вся наша культура строится на началах христианской любви и милосердия. Но вот появился скрипач, который сворачивает с этой дороги. Всем своим поведением, ненасытной алчностью, упоительным ядом земных соблазнов Паганини сеет тревогу на нашей планете и отдает людей во власть ада. Паганини убивает младенца Христа”.

Для одних Паганини был несомненным гением, для других – удобной жертвой для нападок. Его родителям таинственные “доброжелатели” присылали письма с описаниями кутежей и разврата, в которых якобы погряз их сын. Вокруг него вились слухи, один удивительнее другого. Например, о том, что Никколо Паганини оттачивал свое мастерство не изнурительными занятиями в детстве и юности, а развлекал себя музыкой, сидя в тюрьме, не знал только ленивый. Эта легенда оказалась такой живучей, что даже нашла свое отражение романе Стендаля.

Газеты часто печатали сообщения о смерти Паганини. Началось все со случайной ошибки, но журналисты вошли во вкус – ведь газеты с опровержением расходились двойным и тройным тиражом, а популярность скрипача из-за этого только росла. Когда Паганини скончался в Ницце, газеты привычно напечатали его некролог с припиской:
“Надеемся, что скоро, как обычно, опубликуем опровержение”.

В 1893 году гроб с маэстро опять откопали, потому что люди якобы слышали странные звуки, доносившиеся из-под земли. В присутствии внука Паганини, чешского скрипача Франтишека Ондржичека, прогнивший гроб вскрыли. Ходит легенда, будто тело музыканта к тому моменту истлело, но лицо и голова были практически невредимы. Конечно, после этого еще не одно десятилетие по Италии ходили самые невероятные слухи и сплетни. В 1896 году гроб с останками Паганини вырыли еще раз и перезахоронили на другом кладбище Пармы.

Паганини был любимцем не только народных масс, но и титулованных особ. Каждый европейский монарх считал своим долгом пригласить его для личного выступления. Конечно, за выступления он получал невероятные гонорары, но из-за несдержанности в азартных играх он часто попадал в ситуации, когда ему не хватало денег за еду. Ему приходилось неоднократно закладывать свою скрипку и просить помощи у друзей. С рождением сына он стал спокойнее и к старости смог скопить состояние, которое после смерти Паганини составило несколько миллионов франков.

Никколо Паганини говорил, что у него были отношения с Элизой Бонапарт – старшей сестрой Наполеона. Музыкант был капитаном ее личной гвардии и имел титул «придворного виртуоза»: давал концерты и руководил спектаклями.

В один прекрасный день Никколо заявил при дворе, что написал новую музыкальную пьесу под названием «Любовная сцена». Новость вызвала живейший интерес, и каково же было удивление присутствующих, когда они увидели, что на скрипке, с которой вышел Паганини всего две струны: одна должна была выразить сердце девушки, другая голос его пылкого возлюбленного.
«Любовная сцена»
Duetto amoroso, Op. 63, MS 111



1) Principio (Начало);
2) Preghiera (Просьба);
3) Acconsentito (Согласие);
4) Timidezza (Робость);
5) Contentezza (Радость);
6) Lite (Ссора);
7) Pace (Мир);
8) Segnale d`Amore (Знак любви);
9) Notizia della Partenza (Сообщение об отъезде);
10) Pistacco (Разлука).

«Нежный и взволнованный разговор возлюбленных» не оставил равнодушной Элизу, но гордый нрав итальянки незамедлительно бросил вызов таланту Паганини, — теперь ему предстояло сыграть на одной струне. Эта идея понравилась Никколо, и несколько недель спустя он написал сонату для четвертой струны под названием «Наполеон». 15 августа, в день рождения императора, он блестяще исполнил ее перед многочисленной аудиторией.
Соната для четвертой струны под названием «Наполеон»



Introduzione. Adagio - Larghetto - Andantino variato - Variazioni I-III - Finale. Largamente
Исполняет скрипач Сальваторе Аккардо с Лондонским филармоническим оркестром под управлением Шарля Дютуа.


Успех превзошел его ожидания, и с того дня он всегда отдавал предпочтение игре на 4-ой струне.

Никколо Паганини был масоном. Он написал масонский гимн и исполнил его в ложе Великого Востока Италии; документы общества тоже подтверждают его принадлежность к масонам.

Маэстро предпочитал не записывать свои произведения на бумаге, чтобы оставаться единственным исполнителем (а тех, кто мог исполнить мелодии Паганини даже с нотами, было ничтожно мало). Представьте себе удивление мастера, который услышал собственные вариации в исполнении скрипача и композитора Генриха Эрнста! Возможно ли, что вариации были подобраны им на слух? Когда Эрнст пришел с визитом к Паганини, тот спрятал рукопись под подушку. Удивленному музыканту он сказал, что после его выступления стоит опасаться не только его ушей, но и глаз.
2023-10-27_09-48-12 (431x650, 464Kb)

Свою любимую скрипку работы Гварнери виртуоз завещал родному городу, Генуе (маэстро не хотел, чтобы на ней кто-то играл после его смерти). Позже инструмент получил имя «Вдова Паганини». Также в коллекции скрипок виртуоза были работы Страдивари и Амати. Посмертное завещание Никколо Паганини заканчивалось так: «Запрещаю какие бы то ни было пышные похороны. Не желаю, чтобы артисты исполняли реквием по мне. Пусть будет исполнено сто месс. Дарю мою скрипку Генуе, чтобы она вечно хранилась там. Отдаю мою душу великой милости моего Творца».

Памяти Никколо Паганини
Сергей Рахманинов
Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром. соч. 43.



Исполняют Михаил Плетнев (фортепиано) и Ленинградский симфонический оркестр. Дирижер - Юрий Темирканов.

**********


"Скрипка Паганини"



исполняет Карел Готт
Композитор – Карел Свобода, автор слов – Зденек Боровец, русский текст Андрея Вознесенского.


https://www.classicalmusicnews.ru/signdates/niccolo-paganini-birthday/
https://vm.ru/entertainment/162197-7-udivitelnyh-f...izni-i-smerti-nikkolo-paganini
Рубрики:  музыка/любимое
искусство
история
Camelot
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку