(Выкладывается по просьбе
Бубен_Верхнего_Мира и
psina)
Казалось бы, на вопрос можно ответить двумя словами: НЛП – это нейролингвистическое программирование. Изобретенный Ричардом Бендлером (математиком) и Джоном Гриндлером (лингвистом) термин, по замыслу авторов, должен был объединить в себе наработки Грегори Бейтсона (изучавшего экологию разума) и Милтона Эриксона (в свободные время создававшего новые направления психотерапии
![](//i.li.ru//images/brandnewsmilies/air_kiss.gif)
). Несмотря на то, что сам Милтон Эриксон охарактеризовал создателей НЛП как «взявших раковину, но забывших про жемчужину», ныне «раковина» гораздо популярнее «жемчужины». Об НЛП в той или иной степени слышал почти каждый, а эриксоновский гипноз остается уделом специалистов. С другой стороны, современные специалисты почти не разделяют эти два понятия – одно из самых популярных отечественных пособий по НЛП так и называется – «А вы пробовали гипноз?» (автор Григорий Горин).
В чем же изюминка НЛП, за счет чего оно стало таким популярным? Одна из основных причин этого лежит в простоте, даже, не побоюсь этого слова, примитивности основных его методик. Неважно, что, важно – как; 90% времени наблюдай, 10% действуй – эти и многие другие фразы разят наповал своим лаконизмом. Выделил ведущую модальность (систему взаимодействия с внешним миром – зрительную, слуховую или кинестетическую, основанную на ощущениях) – прошел первую треть пути. Понаблюдал за глазодвигательными стратегиями (последовательностями смены ведущих модальностей при принятии решений, при этом каждое движение глаз (влево-вверх, вправо-вниз и т.д.) сопоставляется с той или иной модальностью) – покорил вторую треть. «Втерся в доверие», добившись совпадения стратегий – и все, победа! Клиент вылечен (если мы лечим), договор подписан (если мы строим бизнес), девушка без ума от нас (если мы знакомимся).
Но те, кто считает, что все так просто, не видят ничего дальше своей раковины – сравните «Семинар с Милтоном Эриксоном» под редакцией Джеффри Зейга с горинской книжкой, и вы поймете, что всем нам еще учиться, учиться и учиться…