-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Vladimir_Vysotsky

 -Интересы

10 дней которые потрясли мир абдулов авторская песня бард большой каретный василий шукшин вертикаль визбор владимир высоцкий вознесенский волчек высоцкий галилей гамлет гафт гитара говорухин демидова депардье добрый человек из сезуана

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.01.2007
Записей: 1221
Комментариев: 1468
Написано: 4040


М.Цыбульский - Владимир Высоцкий в Сибири. Продолжение

Среда, 30 Января 2008 г. 16:42 + в цитатник
Denis-K все записи автора

        Выступления Высоцкого проходили с 4 по 8 февраля 1973 г. Как и всегда, был аншлаг, театр заработал 41 тысячу рублей (огромные деньги по тем временам, рубль-то ещё не был "деревянным"). Казалось бы, всё прекрасно, но кому-то не давала покоя сумма, заработанная Высоцким – 3693 рубля 50 копеек (так указано в договоре).

        30 марта 1973 года в газете "Советская культура" появляется заметка "Частным порядком", автор которой, журналист М.Шлифер, сообщал, что публика в Новокузнецке высказывала "и недоумение, и возмущение. В.Высоцкий давал по пять концертов в день!".

        Понятно, конечно, что Шлифер свою заметку писал с чьей-то "подачи". В редакционном комментарии газеты содержится прямой призыв к расправе: "Хочется надеяться, что министерство культуры РСФСР и областной комитет партии дадут необходимую оценку подобной организации концертного обслуживания жителей города Новокузнецка". На Новокузнецком металлургическом комбинате, февраль 1973 г.            Фото В.Богачёва, из коллекции В.Чейгина (Санкт-Петербург)

        Естественно, надежды газеты оправдались. В номере от 24 апреля сообщалось, что "факты подтвердились". Директор театра Д.Барац получил строгий выговор, начальник управления культуры отделался предупреждением.

        И тут начинается самое интересное. Упомянутый выше начальник областного управления культуры, стремясь, видимо, искупить вину за свою "политическую близорукость", организовывает финансовую проверку Новокузнецкого драматического театра.

        Комиссия (в которую, заметим, входил и директор театра Барац, подписавший договор с Высоцким) выявила вещи просто "вопиющие": оказывается, Высоцкому незаконно были выплачены деньги за тексты "Я не люблю" и "Человек за бортом". Автором второго текста комиссия объявила Е.Евтушенко, относительно первого скромно промолчала.

        Во-вторых, Высоцкому незаконно были выплачены 1500 рублей за музыку к песням, поскольку "песни эти были проданы автором другим театрам Союза". Это, кстати, правильное замечание, но оно верно относительно лишь нескольких песен, – однако комиссия идёт на подтасовку и объявляет, что все пятнадцать песен, указанных в сценарии спектакля "Драматическая песня", были давно проданы.

        Акт проверки заканчивается фразой, ради которой всё и затевалось: "Один экземпляр акта передан в следственные органы". Сохранилось и письмо членов комиссии по проверке финансовой деятельности театра прокурору Новокузнецка. Его просили "возбудить уголовное дело по факту злоупотребления и присвоения денежных средств на сумму 2034 руб. 41 коп.".*18

        По какой-то причине дело закончилось, не начавшись. Публикатор В.Плющев сообщал, что он располагает оригиналами и акта проверки, и заявления в прокуратуру, что, видимо, следует рассматривать доказательством того, что до адресата они не дошли (впрочем, возможно, документы взяты из "дела"). Видимо, кто-то из власть предержащих сообразил, что ни славы, ни наград на этом деле не заработаешь, "и рога протрубили отбой".

        Есть, однако, и другое свидетельство. С.Жильцов, составитель многотомного собрания сочинений Высоцкого, указывает в разделе "Биография": "21 июля 1973 г. состоялся суд о гастролях в Новокузнецке, с Высоцкого взыскали штраф 900 руб.".*19 Мне об этом суде ничего не известно, а Жильцов ссылок на источник информации не даёт.

        Здесь, судя по всему, допущена неточность в формулировке, о чём мне написал знакомый юрист. Одно из двух: или с Высоцкого в гражданском порядке взыскали по иску прокуратуры сумму "причинённого ущерба" (в таком случае это не штраф), или этот "штраф" – мера наказания в уголовном деле. С другой стороны, уголовное дело должно было бы рассматриваться не в Москве, а по месту совершения "преступления" – в Новокузнецке. К сожалению, не располагая материалами, мы не можем сказать, состоялся гражданский или уголовный процесс.

        До сих пор остаётся невыясненным, сколько же именно концертов дал Высоцкий в Новокузнецке. В договоре между ним и дирекцией театра указано, что состоится 17 выступлений. Эта же цифра указана в цитировавшемся выше акте проверки финансовой деятельности театра. Журналист Шлифер, как мы помним, говорил о 16-ти концертах. Это же число называет и сам Высоцкий в письме, отправленном весной 1973 г. в Отдел культуры МГК КПСС. При этом уточняет: "Количество концертов не было оговорено заранее, но по приезде я узнал, что... число их было увеличено".*20

        А вот новокузнецкий журналист В.Богачёв, фотографировавший Высоцкого во время тех гастролей и опубликовавший свои воспоминания о тех днях в четырёх газетах, неизменно указывает, что, во-первых, Высоцкий гостил в городе лишь три дня, а во-вторых, что в предпоследний день "на сцене с Володей случилась беда – горлом пошла кровь... Два выступления пришлось отменить".*21 Так сколько же было концертов?

        Неизвестные подробности пребывания Высоцкого в Новокузнецке сообщил мне народный артист России Л.Дуров. По его словам, они с Высоцким оказались в городе примерно в одно время: Высоцкий с концертами, а Л.Дуров приехал играть главную роль в спектакле "Трибунал", поставленном в местном театре.

        Однажды после спектакля Высоцкий пригласил Дурова на домашний концерт, где он до трёх часов ночи пел новым знакомым. В другой раз они вдвоём давали концерт в районном центре Двуреченске. Об этом выступлении до сих пор известно не было, так что информация очень важная, но ещё более усложняющая вопрос о том, сколько раз выступал Высоцкий на новокузнецкой земле.

        До сих пор мы говорили о визитах Владимира Высоцкого в Западную Сибирь, но однажды он посетил и Восточную её часть. Случилось это в июне 1976 года. По приглашению своего друга известного старателя В.Туманова Высоцкий отправился в артель "Лена", которую тот возглавлял. Впрочем, намеревался он посетить и другие старательские артели. Владимир Высоцкий и Леонид Мончинский.            Фото из коллекции В.Чейгина (Санкт-Петербург)

        Я попробовал выяснить, где же именно побывал Высоцкий во время той поездки и, если возможно, установить хронологическую последовательность посещения городов и посёлков Восточной Сибири. Первая задача оказалось нетрудной (в основном благодаря многочисленным, хотя и во многом повторяющим друг друга статьям Л.Мончинского, написавшего в соавторстве с Высоцким первую часть романа "Чёрная свеча"), вторая – невыполнимой. Различные источники дают, порой, разную информацию, поэтому маршрут Высоцкого можно вычислить лишь приблизительно.

        "Сибирь Высоцкому приглянулась. В день приезда прямо с аэропорта уехал на Байкал... Добрых пять часов сидел на берегу озера, от всего отрешённый, тихий, вглядывался в зеленоватые волны. В крохотной деревушке Большая Глубокая, что по Култукскому тракту у Байкала, беседовал до первых петухов с седой, много пережившей старушкой".*22

        "С дороги вдоль Байкала мы ехали по Листвянке, Володя увидел кресты над куполами и говорит: "Толя, туда можно проехать?" – вспоминает бывший старатель из артели "Лена" А.Тюркин. – Я отвечать не стал, дал руля влево и поехали.... Мы вошли и Володя перекрестился".*23

        Любитель творчества Высоцкого из Улан-Удэ Ю.Ботоев знает эти места с детства, и несоответствие, на которое я не обратил внимания, он заметил сразу. "Большая Глубокая действительно находится по Култукскому тракту, – писал он мне. – Но Высоцкий там быть не мог, поскольку это вовсе не по дороге на Листвянку! Это по карте видно".*24

        Таким образом, из двух описанных мест Высоцкий мог быть только в одном, и место это – Листвянка, что подтверждается наличием фотографии Высоцкого на пороге церкви. К.Ведерников, В.Высоцкий, С Зимин, В.Туманов.            Бодайбо, 16.06.1976 г.            Фото из коллекции В.Чейгина (Санкт-Петербург)

        С Байкала Высоцкий, очевидно, отправился в Иркутск, а затем поехал в Бодайбо, где выступил перед старателями. Оттуда вертолётом летал в посёлок Барчик, где дал двухчасовой концерт, и в тот же день выступал на прииске Хомолхо. Было это 16 июня 1976 г. Дата абсолютно точная, поскольку, находясь в воздухе, Высоцкий дал автограф пилоту вертолёта и поставил число. Через много лет владелец автографа лётчик А.Шемяков рассказал на страницах газеты о том памятном для него дне.*25

        Там, в промежутках между концертами, Высоцкий написал ныне всем известную песню. "Рассказывая Высоцкому всякую всячину из артельской жизни, упомянули и произнесённую кем-то из старателей фразу: "Я на Вачу еду – плачу, с Вачи еду – хохочу". Сказали мимоходом и забыли, а Владимир Семёнович не забыл, – рассказывает бывший главный инженер артели "Лена" С.Зимин. – Пока летели в вертолёте с Барчика на Хомолхо, он, сидя на железной лавке, склонившись, что-то усердно писал под грохот двигателя. Как впоследствии оказалось, это была известная баллада".*26

        Впрочем, филолог А.Кулагин приводит другую версию возникновения этой песни. В статье "Заметки на полях"*27 он приводит частушку:

                Я на Качу еду – плачу,
                С Качи еду – веселюсь:
                Все подружки мне грозятся –
                Ничего я не боюсь!

        Кача – так в Красноярском крае зовут нижнее течение реки Абакан. Если идея Кулагина верна, то подобные частушки Высоцкий мог услышать в Красноярском крае в 1968 г. во время съёмок "Хозяина тайги". Известно, как долго, порой, в памяти Высоцкого оставались впечатления, пока они не становились материалом для песни, так что эту гипотезу нельзя сбрасывать со счетов. Фото – на сайте А.Земскова

        По возвращении в Бодайбо, как вспоминает Шемяков, Высоцкий дал концерт для местных авиаторов. Затем были выступления в Нижнеудинске и Чистых Ключах. Потом Высоцкий вернулся в Иркутск, гостил у Л.Мончинского и однажды пел с балкона его квартиры. Теперь под этим балконом установлена мемориальная доска. Говорят, там всегда лежат живые цветы.

        Есть такой человек – Павел Палей. Бывший солдат, бывший политзек, бывший старатель в артели Вадима Туманова. В конце 1970-х гг. он эмигрировал в США и через несколько лет стал президентом русскоязычного американского телевидения в Нью-Йорке. В августе–октябре 1980 г. Палей опубликовал в США свои "воспоминания" о Владимире Высоцком. Слово "воспоминания" взято в кавычки не случайно. Во-первых, вспоминать ему было особенно нечего, – знакомство с Высоцким было шапочным. Во-вторых, в его "Повести о Владимире Высоцком" написано так много откровенной чепухи, что даже тратить время на её опровержение не имеет смысла. (Кстати, однажды сам автор на вопрос, зачем он написал такую ерунду, ответил: "А так интереснее").

        По всей вероятности, Палей общался с Высоцким лишь однажды, во время поездки того по Восточной Сибири. Подтверждением этому являются и фотографии, где он снят рядом с Высоцким, и факты, приводимые им в своей "Повести". (Воспоминания Л.Мончинского опубликованы на несколько лет позже, так что Палей явно пользовался своими впечатлениями.). Пожалуй, рассказ о поездке Высоцкого в Сибирь – единственное достоверное место, так что есть смысл процитировать П.Палея.

        В тот день неосторожный попутчик раздавил в машине гитару Высоцкого, чудесную работу уже умершего французского мастера. В гостинице в Иркутске Высоцкий попросил найти ему другую. "Я чувствовал: ему это нужно сейчас, саднит потеря, избывает он горе. Поиграл несколько минут, запел негромко. Вдруг – тихий стук в дверь. Я отворил. На пороге – горничная. Просит: "Нельзя ли оставить дверь открытой, чтобы и нам послушать?" Я поглядел на Высоцкого. Он, не прерываясь, кивнул утвердительно: оставь, мол, пускай... Уж потом я узнал, что в соседней комнате некий гражданин выразил недовольство: "Спать не дают, буду жаловаться". Так его перенесли доброхоты в дальний конец коридора, в другой номер, только чтобы не прервало пения".*28 В.Высоцкий и В.Туманов на станции Зима, июнь 1976 г.            Фото из коллекции И.Попова (Москва)

        И ещё о Палее. Существует известная фотография: Высоцкий и Туманов сняты на станции Зима, на родине Е.Евтушенко. Палей мне сказал, что автор снимка – он. Мончинский однажды написал, что авторство снимка принадлежит ему. А Евтушенко рассказал мне совсем другую историю и был очень удивлён, когда я передал ему изложенные выше гипотезы.

        Об истории этой фотографии (точнее, фотографий) упомянутый выше А.Тюркин (ныне – глава иркутской фирмы "Сибтонар") рассказал автору вышедшей в Иркутске в 2002 г. книги "Владимир Высоцкий – актёр, поэт, исполнитель авторской песни" В.Кульгавову.

        Оказалось, что он был одним из тех, кто встречал Высоцкого, когда тот прилетел в Иркутск (а всего встречавших было четверо – А.Тюркин, Л.Мончинский, сын В.Туманова Вадим Туманов-младший и друг Туманова В.Церетели).

        Сперва Высоцкому показали Листвянку (тут-то и было посещение церкви, о котором говорилось выше). "Он остался очень доволен. Сильно понравился ему санаторий, и он был просто в восхищении от Байкала и сибирской природы. Мы много там фотографировались. Наутро Высоцкий вылетел в Бодайбо...
        Через три или четыре дня, сейчас точно не помню, я встретил Высоцкого из Бодайбо. Сразу взяли билеты на поезд в г.Нижнеудинск. Поехало нас четыре человека, в СВ, в двух купе. Я и Высоцкий в одном, Мончинский и Сигиневич – экономист артели – в другом".*29 Слева направо: А.Тюркин, В.Высоцкий, Л.Мончинский.            Фото опубл. в кн.: В.Кульгавов. ''Владимир Высоцкий – актёр, поэт, исполнитель авторской песни'',            Иркутск, 2002 г.

        Как вспоминает А.Тюркин, на вокзал ехали на двух машинах, причём, сам он был не вполне трезв, но ехал с превышением скорости. Машину остановил сотрудник ГАИ, но моментально забыл о том, что водителя надо наказать, когда узнал, что в "Волге" едет Высоцкий. Он начал просить автограф, но нигде не мог найти ни кусочка бумаги.

        "Инспектор сильно разнервничался, достал 25 рублей и говорит Высоцкому: "Распишитесь, пожалуйста, на ней. Я эту купюру буду всю жизнь хранить и не потрачу". У Высоцкого с юмором было очень хорошо. Он засмеялся и сказал : "Мне правительство запретило на госзнаках ставить свою подпись". Наконец, кто-то нашёл блокнот, и Высоцкий всем желающим раздал автографы".*30

        "Утром мы приехали в Нижнеудинск на базу артели "Лена". Была приготовлена баня и накрыт стол. Но времени у нас было мало.
        Надо было срочно лететь на вертолёте на старательский участок "Бирюса", где Высоцкий должен был дать концерт, а погода портилась".*31 Вертолётчики брались доставить Высоцкого на "Бирюсу", но не гарантировали, что смогут его быстро оттуда забрать. Всё будет зависеть от погоды, – могло случиться, что Высоцкий застрял бы там дней на десять.

        Высоцкий лететь в такой ситуации не мог (были дела в Москве и всего через несколько дней – вылет во Францию), поэтому он сделал на магнитофон запись нескольких песен, плёнка с которыми была отвезена старателям.

        "Высоцкий сделал запись, и мы сразу же поехали на вокзал в Нижнеудинск и взяли билеты обратно в Иркутск в СВ на проходящий поезд Владивосток – Москва.
        На станции Зима мы вышли и сфотографировались. Высоцкий сказал: "Я подарю эту фотографию Евгению Евтушенко, он будет очень рад, что я был на его родине".*32

        Заметим, что имя П.Палея А.Тюркин не упоминает в рассказе вовсе, что, вроде бы, начисто снимает возможность того, что он был автором фотографий на станции Зима. Но ведь не упомянут и В.Туманов, снятый рядом с Высоцким на той фотографии! Увы, человеческая память – инструмент несовершенный, так что авторство снимка остаётся под вопросом.

        Ещё один любопытный случай, относящийся к той поездке, припомнил Л.Мончинский. Оказывается, кому-то из иркутских милиционеров пришла в голову идея: подложить в багаж Высоцкого золото, найти его, ну и... остальное понятно. Операцию отменили в самый последний момент. Другие детали автору не известны.*33

        Последний приезд Высоцкого в Сибирь состоялся, как вспоминает его администратор В.Гольдман, в самом начале 1980 г. Высоцкий прилетел в Новосибирск только затем, чтобы узнать, что его концерт ... запрещён.

        В Сибири Высоцкого любят и помнят. В Иркутске имеется упомянутая в статье мемориальная доска, а неподалёку, в посёлке Марково, есть улица Высоцкого.

        Не отстаёт и Западная Сибирь. К 60-летию Высоцкого одну из улиц Томска назвали именем любимого российского поэта. подпись и источник

        А ещё в Томске в 1997 г. вышел прекрасный справочник – "В.С.Высоцкий в изданиях Западной Сибири". Пользуясь случаем, хочу поблагодарить его составителя Я.Яковлева за помощь материалами, использованными при написании этой статьи.

        В этом же городе 21–25 января 2003 г. прошли вечера памяти Высоцкого, приуроченные к его 65-летию. На них городские барды исполняли свои песни, посвящённые любимому поэту. Лучшие из них вышли на компакт-диске "Вечера памяти поэта".

        В 1990 г. в Красноярске прошёл первый Чулымский фестиваль авторской песни памяти Владимира Высоцкого. Начиная с 1991 г. эти фестивали ежегодно проводятся в сибирском городе Назарово. На концертах, в рамках фестиваля, сибирские поэты с гитарой исполняют и свои песни, и песни Высоцкого.

        25 января 2004 г. в Новосибирске "в сквере возле театра "Глобус" (бывший ТЮЗ) состоялась торжественная закладка памятного камня, на месте которого ровно через год планируется возведение памятника Владимиру Семёновичу Высоцкому", – сообщил интернет-сайт ''Novosibirsk.ru''.*34 Памятник был открыт "при огромном скопленье народа" 25 июля 2005 г. Шестиметровая фигура изготовлена по проекту московского скульптора А.Таратынова.

        Там же в Новосибирске ""Сибирским фондом по увековечиванию памяти Владимира Высоцкого" учреждена премия "Признание", которая будет вручаться вместе с медалью "Бард России" ежегодно одному из лучших представителей этого жанра", – сообщает агентство ''NEWSru.com''.*35

        На празднование 70-летия со дня рождения Высоцкого одним из первых откликнулся иркутский музыкант Антон Темнов, выпустивший в конце 2007 г. компакт-диск "Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее..." А.Темнов регулярно включает песни Высоцкого в свои выступления и, как мне думается, безусловной его заслугой является отсутствие подражания автору, собственное их прочтение. В целом, компакт-диск является несомненной удачей музыканта.

        Работа по сбору материалов о жизни и творчестве Владимира Семёновича Высоцкого продолжается. В его биографии всё ещё немало "белых пятен". Буду очень признателен, если после прочтения этой статьи откликнутся те, кто знал Высоцкого, встречался с ним, бывал на его концертах, владеет интересными материалами (звукозаписями выступлений, фотографиями, газетными статьями и т.д.) Любая помощь будет принята с искренней благодарностью.

_______________________________________________

Автор просит всех, кто располагает дополнительной информацией по данному вопросу писать ему на mtsibulsky@hotmail.com . В начало.

  1. 1 - Цит. по журналу "Студенческий меридиан", Москва, 1988 г., № 9.
  2. Цит. по: "Библиотека "Ваганта"", Москва, 1992 г., № 6, стр.24.
  3. Газ. "Молодой ленинец", Томск, 23.01.1988 г.
  4. Газ. "Томский вестник", 31.01.1991 г.
  5. Газ. "Алтайская правда", г.Барнаул, 24.01.1964 г.
  6. Цит. по журналу "Литературное обозрение", Москва, 1990 г., № 7.
  7. Цит. по газете "Эксклюзив", Киев, 1995 г., № 24.
  8. Газ. "Красноярский комсомолец", 17.07.1990 г.
  9. Газ. "Ленинская смена", Горький, 16.08.1986 г.
  10. Газ. "Советское Приангарье", Дивногорск, 23.01.1988 г.
  11. Цит. по фонограмме беседы С.Ромашова с А.Ощепковой 12.01.2005 г.
  12. Цит. по фонограмме беседы.
  13. Цит. по кн.: В.Золотухин. "Дребезги", Москва, 1991 г., стр.225.
  14. Цит. по изданию: В.Высоцкий. Собрание сочинений в пяти томах. Тула, 1995 г., т.2, стр.381.
  15. Инф. из воспоминаний С.Говорухина, опубликованных в книге "Четыре четверти пути", Москва, 1988 г., стр.97.
  16. Цит. по газ. "Красноярский комсомолец", 20.07.1989 г.
  17. Цит. по: Е.Латышев. "Вадим Елин. Он рисовал Высоцкого" – http://irrkut.narod.ru/vospominania/elin.htm. Полный текст воспоминаний В.Елина опубликован в газ. "коМок", Красноярск, № 42, 23.10.1997 г., стр. 8-10.
  18. Цитирование всех документов – по публикации в журнале "Провинция", Кемерово, 1990 г., № 2.
  19. В.Высоцкий. Собр. соч. в 7-и томах, Германия, 1994 г. Цит. по справочному тому, стр.14.
  20. Цит. по газете ''Megapolis-Continent'', Москва, 1991 г., № 41.
  21. Цит. по газете "Кузнецкий рабочий", Новокузнецк, 26.01.1990 г.
  22. Л.Мончинский. "Не играл – жил", газ. "Восточно-Сибирская правда", Иркутск, 3.09.1981 г.
  23. Цит. по газ. "Восточно-Сибирская правда", Иркутск, 7.11.1991 г.
  24. Цит. по письму Ю.Ботоева от 16.03.2005 г.
  25. "Он запомнился прямым, резким, порывистым...", газ. "Сельмашевец", Гомель, 16.04.1988 г.
  26. Цит. по газ. "Восточно-Сибирская правда", Иркутск, № 64 (23948), 5.04.2001 г.
  27. Ж. "Вагант-Москва", 2000 г., №№ 7-9, стр.57-64.
  28. "Новая газета", Нью-Йорк, 23-29.08.1980 г.
  29. Цит. по кн.: В.Кульгавов. "Владимир Высоцкий – актёр, поэт, исполнитель авторской песни", Иркутск, 2002 г., стр.227.
  30. Там же.
  31. Там же, стр.228.
  32. Там же, стр.229.
  33. См. газ. "Аргументы и факты", 1998 г., № 30, стр.9.
  34. См.: http://www.novosibirsk.ru/news/id/85309.
  35. См.: http://www.newsru.com/cinema/25jul2005/vv.html.
Рубрики:  Статьи
Метки:  

jonin   обратиться по имени Среда, 30 Января 2008 г. 18:54 (ссылка)
Спасибо за статью. Очень интересно. Тем более что я живу в Иркутске. Хотелось бы узнать адрес дома на котором мемориальная доска.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку