Выступления Высоцкого проходили с 4 по 8 февраля 1973 г. Как и всегда, был аншлаг, театр заработал 41 тысячу рублей (огромные деньги по тем временам, рубль-то ещё не был "деревянным"). Казалось бы, всё прекрасно, но кому-то не давала покоя сумма, заработанная Высоцким – 3693 рубля 50 копеек (так указано в договоре).
30 марта 1973 года в газете "Советская культура" появляется заметка "Частным порядком", автор которой, журналист М.Шлифер, сообщал, что публика в Новокузнецке высказывала "и недоумение, и возмущение. В.Высоцкий давал по пять концертов в день!".
Понятно, конечно, что Шлифер свою заметку писал с чьей-то "подачи". В редакционном комментарии газеты содержится прямой призыв к расправе: "Хочется надеяться, что министерство культуры РСФСР и областной комитет партии дадут необходимую оценку подобной организации концертного обслуживания жителей города Новокузнецка".
Естественно, надежды газеты оправдались. В номере от 24 апреля сообщалось, что "факты подтвердились". Директор театра Д.Барац получил строгий выговор, начальник управления культуры отделался предупреждением.
И тут начинается самое интересное. Упомянутый выше начальник областного управления культуры, стремясь, видимо, искупить вину за свою "политическую близорукость", организовывает финансовую проверку Новокузнецкого драматического театра.
Комиссия (в которую, заметим, входил и директор театра Барац, подписавший договор с Высоцким) выявила вещи просто "вопиющие": оказывается, Высоцкому незаконно были выплачены деньги за тексты "Я не люблю" и "Человек за бортом". Автором второго текста комиссия объявила Е.Евтушенко, относительно первого скромно промолчала.
Во-вторых, Высоцкому незаконно были выплачены 1500 рублей за музыку к песням, поскольку "песни эти были проданы автором другим театрам Союза". Это, кстати, правильное замечание, но оно верно относительно лишь нескольких песен, – однако комиссия идёт на подтасовку и объявляет, что все пятнадцать песен, указанных в сценарии спектакля "Драматическая песня", были давно проданы.
Акт проверки заканчивается фразой, ради которой всё и затевалось: "Один экземпляр акта передан в следственные органы". Сохранилось и письмо членов комиссии по проверке финансовой деятельности театра прокурору Новокузнецка. Его просили "возбудить уголовное дело по факту злоупотребления и присвоения денежных средств на сумму 2034 руб. 41 коп.".*18
По какой-то причине дело закончилось, не начавшись. Публикатор В.Плющев сообщал, что он располагает оригиналами и акта проверки, и заявления в прокуратуру, что, видимо, следует рассматривать доказательством того, что до адресата они не дошли (впрочем, возможно, документы взяты из "дела"). Видимо, кто-то из власть предержащих сообразил, что ни славы, ни наград на этом деле не заработаешь, "и рога протрубили отбой".
Есть, однако, и другое свидетельство. С.Жильцов, составитель многотомного собрания сочинений Высоцкого, указывает в разделе "Биография": "21 июля 1973 г. состоялся суд о гастролях в Новокузнецке, с Высоцкого взыскали штраф 900 руб.".*19 Мне об этом суде ничего не известно, а Жильцов ссылок на источник информации не даёт.
Здесь, судя по всему, допущена неточность в формулировке, о чём мне написал знакомый юрист. Одно из двух: или с Высоцкого в гражданском порядке взыскали по иску прокуратуры сумму "причинённого ущерба" (в таком случае это не штраф), или этот "штраф" – мера наказания в уголовном деле. С другой стороны, уголовное дело должно было бы рассматриваться не в Москве, а по месту совершения "преступления" – в Новокузнецке. К сожалению, не располагая материалами, мы не можем сказать, состоялся гражданский или уголовный процесс.
До сих пор остаётся невыясненным, сколько же именно концертов дал Высоцкий в Новокузнецке. В договоре между ним и дирекцией театра указано, что состоится 17 выступлений. Эта же цифра указана в цитировавшемся выше акте проверки финансовой деятельности театра. Журналист Шлифер, как мы помним, говорил о 16-ти концертах. Это же число называет и сам Высоцкий в письме, отправленном весной 1973 г. в Отдел культуры МГК КПСС. При этом уточняет: "Количество концертов не было оговорено заранее, но по приезде я узнал, что... число их было увеличено".*20
А вот новокузнецкий журналист В.Богачёв, фотографировавший Высоцкого во время тех гастролей и опубликовавший свои воспоминания о тех днях в четырёх газетах, неизменно указывает, что, во-первых, Высоцкий гостил в городе лишь три дня, а во-вторых, что в предпоследний день "на сцене с Володей случилась беда – горлом пошла кровь... Два выступления пришлось отменить".*21 Так сколько же было концертов?
Неизвестные подробности пребывания Высоцкого в Новокузнецке сообщил мне народный артист России Л.Дуров. По его словам, они с Высоцким оказались в городе примерно в одно время: Высоцкий с концертами, а Л.Дуров приехал играть главную роль в спектакле "Трибунал", поставленном в местном театре.
Однажды после спектакля Высоцкий пригласил Дурова на домашний концерт, где он до трёх часов ночи пел новым знакомым. В другой раз они вдвоём давали концерт в районном центре Двуреченске. Об этом выступлении до сих пор известно не было, так что информация очень важная, но ещё более усложняющая вопрос о том, сколько раз выступал Высоцкий на новокузнецкой земле.
До сих пор мы говорили о визитах Владимира Высоцкого в Западную Сибирь, но однажды он посетил и Восточную её часть. Случилось это в июне 1976 года. По приглашению своего друга известного старателя В.Туманова Высоцкий отправился в артель "Лена", которую тот возглавлял. Впрочем, намеревался он посетить и другие старательские артели.
Я попробовал выяснить, где же именно побывал Высоцкий во время той поездки и, если возможно, установить хронологическую последовательность посещения городов и посёлков Восточной Сибири. Первая задача оказалось нетрудной (в основном благодаря многочисленным, хотя и во многом повторяющим друг друга статьям Л.Мончинского, написавшего в соавторстве с Высоцким первую часть романа "Чёрная свеча"), вторая – невыполнимой. Различные источники дают, порой, разную информацию, поэтому маршрут Высоцкого можно вычислить лишь приблизительно.
"Сибирь Высоцкому приглянулась. В день приезда прямо с аэропорта уехал на Байкал... Добрых пять часов сидел на берегу озера, от всего отрешённый, тихий, вглядывался в зеленоватые волны. В крохотной деревушке Большая Глубокая, что по Култукскому тракту у Байкала, беседовал до первых петухов с седой, много пережившей старушкой".*22
"С дороги вдоль Байкала мы ехали по Листвянке, Володя увидел кресты над куполами и говорит: "Толя, туда можно проехать?" – вспоминает бывший старатель из артели "Лена" А.Тюркин. – Я отвечать не стал, дал руля влево и поехали.... Мы вошли и Володя перекрестился".*23
Любитель творчества Высоцкого из Улан-Удэ Ю.Ботоев знает эти места с детства, и несоответствие, на которое я не обратил внимания, он заметил сразу. "Большая Глубокая действительно находится по Култукскому тракту, – писал он мне. – Но Высоцкий там быть не мог, поскольку это вовсе не по дороге на Листвянку! Это по карте видно".*24
Таким образом, из двух описанных мест Высоцкий мог быть только в одном, и место это – Листвянка, что подтверждается наличием фотографии Высоцкого на пороге церкви.
С Байкала Высоцкий, очевидно, отправился в Иркутск, а затем поехал в Бодайбо, где выступил перед старателями. Оттуда вертолётом летал в посёлок Барчик, где дал двухчасовой концерт, и в тот же день выступал на прииске Хомолхо. Было это 16 июня 1976 г. Дата абсолютно точная, поскольку, находясь в воздухе, Высоцкий дал автограф пилоту вертолёта и поставил число. Через много лет владелец автографа лётчик А.Шемяков рассказал на страницах газеты о том памятном для него дне.*25
Там, в промежутках между концертами, Высоцкий написал ныне всем известную песню. "Рассказывая Высоцкому всякую всячину из артельской жизни, упомянули и произнесённую кем-то из старателей фразу: "Я на Вачу еду – плачу, с Вачи еду – хохочу". Сказали мимоходом и забыли, а Владимир Семёнович не забыл, – рассказывает бывший главный инженер артели "Лена" С.Зимин. – Пока летели в вертолёте с Барчика на Хомолхо, он, сидя на железной лавке, склонившись, что-то усердно писал под грохот двигателя. Как впоследствии оказалось, это была известная баллада".*26
Впрочем, филолог А.Кулагин приводит другую версию возникновения этой песни. В статье "Заметки на полях"*27 он приводит частушку:
Я на Качу еду – плачу, С Качи еду – веселюсь: Все подружки мне грозятся – Ничего я не боюсь!
Кача – так в Красноярском крае зовут нижнее течение реки Абакан. Если идея Кулагина верна, то подобные частушки Высоцкий мог услышать в Красноярском крае в 1968 г. во время съёмок "Хозяина тайги". Известно, как долго, порой, в памяти Высоцкого оставались впечатления, пока они не становились материалом для песни, так что эту гипотезу нельзя сбрасывать со счетов.
По возвращении в Бодайбо, как вспоминает Шемяков, Высоцкий дал концерт для местных авиаторов. Затем были выступления в Нижнеудинске и Чистых Ключах. Потом Высоцкий вернулся в Иркутск, гостил у Л.Мончинского и однажды пел с балкона его квартиры. Теперь под этим балконом установлена мемориальная доска. Говорят, там всегда лежат живые цветы.
Есть такой человек – Павел Палей. Бывший солдат, бывший политзек, бывший старатель в артели Вадима Туманова. В конце 1970-х гг. он эмигрировал в США и через несколько лет стал президентом русскоязычного американского телевидения в Нью-Йорке. В августе–октябре 1980 г. Палей опубликовал в США свои "воспоминания" о Владимире Высоцком. Слово "воспоминания" взято в кавычки не случайно. Во-первых, вспоминать ему было особенно нечего, – знакомство с Высоцким было шапочным. Во-вторых, в его "Повести о Владимире Высоцком" написано так много откровенной чепухи, что даже тратить время на её опровержение не имеет смысла. (Кстати, однажды сам автор на вопрос, зачем он написал такую ерунду, ответил: "А так интереснее").
По всей вероятности, Палей общался с Высоцким лишь однажды, во время поездки того по Восточной Сибири. Подтверждением этому являются и фотографии, где он снят рядом с Высоцким, и факты, приводимые им в своей "Повести". (Воспоминания Л.Мончинского опубликованы на несколько лет позже, так что Палей явно пользовался своими впечатлениями.). Пожалуй, рассказ о поездке Высоцкого в Сибирь – единственное достоверное место, так что есть смысл процитировать П.Палея.
В тот день неосторожный попутчик раздавил в машине гитару Высоцкого, чудесную работу уже умершего французского мастера. В гостинице в Иркутске Высоцкий попросил найти ему другую. "Я чувствовал: ему это нужно сейчас, саднит потеря, избывает он горе. Поиграл несколько минут, запел негромко. Вдруг – тихий стук в дверь. Я отворил. На пороге – горничная. Просит: "Нельзя ли оставить дверь открытой, чтобы и нам послушать?" Я поглядел на Высоцкого. Он, не прерываясь, кивнул утвердительно: оставь, мол, пускай... Уж потом я узнал, что в соседней комнате некий гражданин выразил недовольство: "Спать не дают, буду жаловаться". Так его перенесли доброхоты в дальний конец коридора, в другой номер, только чтобы не прервало пения".*28
И ещё о Палее. Существует известная фотография: Высоцкий и Туманов сняты на станции Зима, на родине Е.Евтушенко. Палей мне сказал, что автор снимка – он. Мончинский однажды написал, что авторство снимка принадлежит ему. А Евтушенко рассказал мне совсем другую историю и был очень удивлён, когда я передал ему изложенные выше гипотезы.
Об истории этой фотографии (точнее, фотографий) упомянутый выше А.Тюркин (ныне – глава иркутской фирмы "Сибтонар") рассказал автору вышедшей в Иркутске в 2002 г. книги "Владимир Высоцкий – актёр, поэт, исполнитель авторской песни" В.Кульгавову.
Оказалось, что он был одним из тех, кто встречал Высоцкого, когда тот прилетел в Иркутск (а всего встречавших было четверо – А.Тюркин, Л.Мончинский, сын В.Туманова Вадим Туманов-младший и друг Туманова В.Церетели).
Сперва Высоцкому показали Листвянку (тут-то и было посещение церкви, о котором говорилось выше). "Он остался очень доволен. Сильно понравился ему санаторий, и он был просто в восхищении от Байкала и сибирской природы. Мы много там фотографировались. Наутро Высоцкий вылетел в Бодайбо... Через три или четыре дня, сейчас точно не помню, я встретил Высоцкого из Бодайбо. Сразу взяли билеты на поезд в г.Нижнеудинск. Поехало нас четыре человека, в СВ, в двух купе. Я и Высоцкий в одном, Мончинский и Сигиневич – экономист артели – в другом".*29
Как вспоминает А.Тюркин, на вокзал ехали на двух машинах, причём, сам он был не вполне трезв, но ехал с превышением скорости. Машину остановил сотрудник ГАИ, но моментально забыл о том, что водителя надо наказать, когда узнал, что в "Волге" едет Высоцкий. Он начал просить автограф, но нигде не мог найти ни кусочка бумаги.
"Инспектор сильно разнервничался, достал 25 рублей и говорит Высоцкому: "Распишитесь, пожалуйста, на ней. Я эту купюру буду всю жизнь хранить и не потрачу". У Высоцкого с юмором было очень хорошо. Он засмеялся и сказал : "Мне правительство запретило на госзнаках ставить свою подпись". Наконец, кто-то нашёл блокнот, и Высоцкий всем желающим раздал автографы".*30
"Утром мы приехали в Нижнеудинск на базу артели "Лена". Была приготовлена баня и накрыт стол. Но времени у нас было мало. Надо было срочно лететь на вертолёте на старательский участок "Бирюса", где Высоцкий должен был дать концерт, а погода портилась".*31 Вертолётчики брались доставить Высоцкого на "Бирюсу", но не гарантировали, что смогут его быстро оттуда забрать. Всё будет зависеть от погоды, – могло случиться, что Высоцкий застрял бы там дней на десять.
Высоцкий лететь в такой ситуации не мог (были дела в Москве и всего через несколько дней – вылет во Францию), поэтому он сделал на магнитофон запись нескольких песен, плёнка с которыми была отвезена старателям.
"Высоцкий сделал запись, и мы сразу же поехали на вокзал в Нижнеудинск и взяли билеты обратно в Иркутск в СВ на проходящий поезд Владивосток – Москва. На станции Зима мы вышли и сфотографировались. Высоцкий сказал: "Я подарю эту фотографию Евгению Евтушенко, он будет очень рад, что я был на его родине".*32
Заметим, что имя П.Палея А.Тюркин не упоминает в рассказе вовсе, что, вроде бы, начисто снимает возможность того, что он был автором фотографий на станции Зима. Но ведь не упомянут и В.Туманов, снятый рядом с Высоцким на той фотографии! Увы, человеческая память – инструмент несовершенный, так что авторство снимка остаётся под вопросом.
Ещё один любопытный случай, относящийся к той поездке, припомнил Л.Мончинский. Оказывается, кому-то из иркутских милиционеров пришла в голову идея: подложить в багаж Высоцкого золото, найти его, ну и... остальное понятно. Операцию отменили в самый последний момент. Другие детали автору не известны.*33
Последний приезд Высоцкого в Сибирь состоялся, как вспоминает его администратор В.Гольдман, в самом начале 1980 г. Высоцкий прилетел в Новосибирск только затем, чтобы узнать, что его концерт ... запрещён.
В Сибири Высоцкого любят и помнят. В Иркутске имеется упомянутая в статье мемориальная доска, а неподалёку, в посёлке Марково, есть улица Высоцкого.
Не отстаёт и Западная Сибирь. К 60-летию Высоцкого одну из улиц Томска назвали именем любимого российского поэта.
А ещё в Томске в 1997 г. вышел прекрасный справочник – "В.С.Высоцкий в изданиях Западной Сибири". Пользуясь случаем, хочу поблагодарить его составителя Я.Яковлева за помощь материалами, использованными при написании этой статьи.
В этом же городе 21–25 января 2003 г. прошли вечера памяти Высоцкого, приуроченные к его 65-летию. На них городские барды исполняли свои песни, посвящённые любимому поэту. Лучшие из них вышли на компакт-диске "Вечера памяти поэта".
В 1990 г. в Красноярске прошёл первый Чулымский фестиваль авторской песни памяти Владимира Высоцкого. Начиная с 1991 г. эти фестивали ежегодно проводятся в сибирском городе Назарово. На концертах, в рамках фестиваля, сибирские поэты с гитарой исполняют и свои песни, и песни Высоцкого.
25 января 2004 г. в Новосибирске "в сквере возле театра "Глобус" (бывший ТЮЗ) состоялась торжественная закладка памятного камня, на месте которого ровно через год планируется возведение памятника Владимиру Семёновичу Высоцкому", – сообщил интернет-сайт ''Novosibirsk.ru''.*34 Памятник был открыт "при огромном скопленье народа" 25 июля 2005 г. Шестиметровая фигура изготовлена по проекту московского скульптора А.Таратынова.
Там же в Новосибирске ""Сибирским фондом по увековечиванию памяти Владимира Высоцкого" учреждена премия "Признание", которая будет вручаться вместе с медалью "Бард России" ежегодно одному из лучших представителей этого жанра", – сообщает агентство ''NEWSru.com''.*35
На празднование 70-летия со дня рождения Высоцкого одним из первых откликнулся иркутский музыкант Антон Темнов, выпустивший в конце 2007 г. компакт-диск "Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее..." А.Темнов регулярно включает песни Высоцкого в свои выступления и, как мне думается, безусловной его заслугой является отсутствие подражания автору, собственное их прочтение. В целом, компакт-диск является несомненной удачей музыканта.
Работа по сбору материалов о жизни и творчестве Владимира Семёновича Высоцкого продолжается. В его биографии всё ещё немало "белых пятен". Буду очень признателен, если после прочтения этой статьи откликнутся те, кто знал Высоцкого, встречался с ним, бывал на его концертах, владеет интересными материалами (звукозаписями выступлений, фотографиями, газетными статьями и т.д.) Любая помощь будет принята с искренней благодарностью.
_______________________________________________
Автор просит всех, кто располагает дополнительной информацией по данному вопросу писать ему на mtsibulsky@hotmail.com . В начало.
|