До Нового года осталось пять дней |
Метки: ya.ru:text ya.ru:author:5105614 Поиск колдунщики решение задач |
Что спрашивают у Яндекса о будущем годе |
Метки: ya.ru:text ya.ru:author:5105614 исследования |
Виртуальное метро |
![]() |
У Яндекса есть несколько сервисов, которые позволяют составить представление о том или ином городе, даже если вы в нём никогда не бывали. Карты расскажут, где что находится, Панорамы покажут, как выглядят улицы и здания, Транспорт и Расписания объяснят, как и на чём добраться из центра в пригород, а Пробки дадут понять, есть ли на дорогах заторы. |
Дмитрий Крюков, от имени команды транспортных сервисов Яндекса
Метки: ya.ru:text ya.ru:author:5105614 транспорт |
Смотри и учись |
В сентябре мы рассказывали о начале обучения в школах Яндекса по самым разным направлениям: от автоматизации тестирования до разработки интерфейсов и системного администрирования. Год подходит к концу, и занятия во многих школах уже завершились. Для тех, кто хотел посетить занятия, но не смог или просто интересуется информационными технологиями, мы выложили видеозаписи лекций.
Первый плейлист — для системных администраторов. В рамках Курса информационных технологий сотрудники Яндекса прочли более 20 лекций о разных аспектах системного администрирования, информационной безопасности и управления базами данных. Из этих лекций вы можете узнать всё о сетевой безопасности, основах DNS, системах управления кластерами и, конечно, о Linux.
Второй плейлист — для тестировщиков. На лекциях и мастер-классах Школы автоматизации процессов разработки рассказывали о статистическом анализе кода, нагрузочном тестировании и фреймворках автоматизации тестирования. Подробнее о том, что интересного было в этой школе, читайте в нашем техноблоге на Хабрахабре.
И, наконец, сборник лекций на самые разные темы для старшеклассников, интересующихся технологиями. Этой осенью в Малом ШАДе рассказывали о том, как правильно выбрать язык программирования, о теории игр или, например, о «мусорных» текстах в интернете. В Малом ШАДе с лекциями выступали как сотрудники Яндекса, так и наши друзья из Высшей школы экономики, Института проблем передачи информации РАН, Российской экономической школы и МФТИ.
Мы будем и дальше публиковать видеозаписи лекций и другие образовательные материалы о разработке, тестировании, управлении проектами и на другие темы, связанные с информационными технологиями. Подписывайтесь на интересные вам каналы и следите за обновлениями. Информацию обо всех наших школах, лекториях и курсах вы можете найти на сайте образовательных программ Яндекса.
Метки: ya.ru:text ya.ru:author:5105614 наука и образование |
Если вас преследуют пылесосы |
Метки: ya.ru:text ya.ru:author:5105614 Директ |
До центра и обратно: загруженность московских улиц |
На этой неделе мы выпустили новое исследование о московских пробках. Оно рассказывает о том, где и когда образуются дорожные затруднения, какие трассы едут хуже и лучше всего в часы пик и как изменилась дорожная ситуация по сравнению с прошлым годом. Впервые за последние несколько лет загруженность столичных дорог не увеличилась, и этой осенью пробок в Москве было даже немного меньше, чем в прошлом году.
Кроме того, мы выяснили, из каких районов города быстрее добираться до центра и наоборот. Для этого посчитали, сколько времени займёт поездка на автомобиле между случайной точкой в любом месте города и точкой внутри ТТК — одной из тех, которые пользователи Яндекса указали как место работы при расчёте пробок на своем маршруте. Всего мы измеряли время для более чем 20 миллионов таких маршрутов — с сентября по ноябрь. Затем разделили карту Москвы на квадраты со стороной 100 метров и закрасили их в зависимости от среднего времени проезда из точек этого квадрата в центр или обратно.
Из зелёных квадратов автомобилисты добираются быстрее, из красных — дольше. Для точек в местах, где невозможно проехать на машине — например, лесов или водоёмов — считалось время от ближайшей дороги. Как видно, самое неудачное время для поездки в центр — с 8:00 до 10:00 утра. Дольше всех в эти часы до работы едут жители востока и юго-востока столицы.
Вечером домой большинство московских автомобилистов едут дольше, чем утром на работу.
Сколько времени водители тратят на то, чтобы проехать отдельные участки дорог Москвы, вы можете посмотреть на карте времени проезда по крупнейшим трассам.
Метки: ya.ru:text ya.ru:author:5105614 исследования Пробки |
Яндекс.Браузер с возможностями для слабовидящих |
Совсем недавно мы выпустили альфа-версию нового Яндекс.Браузера, чтобы показать, каким представляем себе браузер ближайшего будущего. Мы верим, что это будущее не за горами, а пока продолжаем работу над тем, чтобы улучшить настоящее — и обновляем привычную версию браузера.
В этом обновлении мы добавили поддержку средств экранного доступа для слабовидящих. Теперь Яндекс.Браузер поддерживают программы NVDA и JAWS, которые помогают слабовидящим работать за компьютером. Кроме того, в браузере появилась возможность открывать безопасные копии страниц, содержащих вредоносный код, а режим Турбо научился включаться заранее.
Подробнее о новых возможностях читайте в блоге Яндекс.Браузера.
Метки: ya.ru:text ya.ru:author:5105614 Браузер |
Яндекс.Мастер по выгодному тарифу |
В сентябре мы запустили сервис Яндекс.Мастер — агрегатор компаний, которые занимаются бытовыми услугами. Мастер помогает справиться с любыми делами по дому. Неважно, что вам понадобилось, — убраться в квартире, проложить плинтус или привезти товар из магазина, — достаточно просто оставить заявку на сервисе, дождаться, пока её примут, и выбрать исполнителя.
Но есть одна проблема. Цены за одну и ту же работу у разных фирм могут разительно отличаться. И чем вызвана эта разница, как правило, непонятно. А мы не любим, когда что-то непонятно. Поэтому начиная с сегодняшнего дня цены на услуги Яндекс.Мастера будут не выше определённой суммы.
Стоимость установки окон, уборки, ремонта стиральной машины и других услуг теперь не зависит от того, какую компанию вы выбираете для выполнения поручения. Благодаря этому вы можете не беспокоиться о цене и при выборе исполнителя ориентироваться только на описание, рейтинг компаний и отзывы других клиентов.
Цены на услуги Яндекс.Мастера складываются из тарифа, умноженного на количество часов работы, а также платы за использование специального оборудования и расходные материалы. Мы устанавливали цены вместе с партнёрами, и они не превышают средних по городу. Например, в Москве минимальная стоимость уборки будет составлять не более 1200 рублей за три часа, а услуги электрика обойдутся максимум в 800 рублей в час.
Команда Яндекс.Мастера тщательно следит за тем, чтобы качество услуг соответствовало вашим ожиданиям. Мы рассматриваем все жалобы и принимаем участие в решении спорных ситуаций с партнёрами.
Воспользоваться услугами Яндекс.Мастера можно на странице master.yandex.ru или с помощью приложения для iPhone. Пока Яндекс.Мастер работает в Москве и Санкт-Петербурге, но другие города на подходе.
Метки: ya.ru:text ya.ru:author:5105614 решение задач |
2014 год в поиске Яндекса |
Метки: ya.ru:text ya.ru:author:5105614 исследования |
Яндекс открывает «Фабрику данных» |
Сегодня мы открыли новое направление по работе с «большими данными» — Yandex Data Factory. В рамках YDF компании, которые имеют дело с огромными массивами информации, смогут решать свои задачи с помощью технологий Яндекса.
Чёткого определения у понятия «большие данные» нет. Одно из первых описаний предложили в 2001 году — оно известно как принцип «трёх V». Данные называют большими, если они обладают тремя признаками: большой объём (volume), многообразие (variety) и скорость (velocity). Последнее означает, что данные постоянно обновляются и нуждаются в своевременной обработке.
С «большими данными» имеют дело практически в любой сфере бизнеса: от банковского дела до телекоммуникаций, от коммунального хозяйства до здравоохранения. Компании собирают и хранят множество информации: планы, отчёты, сведения о действиях клиентов, показания датчиков, настройки оборудования, характеристики продукции, видео с камер наблюдения. Эта информация объёмна, разнообразна и зачастую обновляется в режиме реального времени.
Умение анализировать «большие данные» даёт много преимуществ. Выявив закономерности в данных, банк, например, сможет определить, какие продукты предложить клиентам, а поставщик коммунальных услуг — предсказать аномальные всплески потребления горячей воды и подготовиться к ним. Сложность, однако, состоит в том, что для анализа «больших данных» — в силу их объёма и разнородности — необходимы специальные инструменты. Такие инструменты есть у Яндекса.
В число технологий, которые используются для анализа данных в Yandex Data Factory, входят метод машинного обучения Матрикснет, глубокие нейронные сети, распознавание образов и речи, рекомендательные системы. Все они были разработаны Яндексом для собственных нужд — и собственных данных. Матрикснет мы изначально создавали для составления формулы ранжирования в поиске — а потом он стал использоваться и для прогнозирования пробок в Яндекс.Картах, и для таргетинга рекламы в Яндекс.Директе, и для машинного перевода текстов с одного языка на другой в Яндекс.Переводе.
Со временем мы убедились, что наши алгоритмы могут применяться и в отраслях, не связанных с интернетом — так как они не анализируют содержание данных, а выявляют в них закономерности. Первым опытом применения технологий Яндекса в сторонних проектах стало сотрудничество с Европейским центром ядерных исследований (CERN). В частности, Матрикснет лёг в основу системы поиска редких событий — данных о столкновениях частиц — в эксперименте LHCb на Большом адронном коллайдере.
В Яндексе работают очень сильные специалисты по анализу данных. А кроме того, у нас есть система их подготовки. С 2007 года обучением в этой области занимается Школа анализа данных. В 2014 году Яндекс и Высшая школа экономики открыли факультет компьютерных наук, в состав которого входит департамент больших данных и информационного поиска.
Перед публичным запуском Yandex Data Factory мы провели несколько пилотных проектов по обработке «больших данных» с компаниями-партнёрами. В частности, для компании, обслуживающей линии электропередач, в Yandex Data Factory создали систему, которая анализирует сделанные беспилотниками снимки и автоматически выявляет угрозы: например, деревья, растущие слишком близко к проводам. А для автодорожного агентства проанализировали данные о загруженности дорог, качестве покрытия, средней скорости движения транспорта и аварийности. Это позволило в режиме реального времени составлять прогноз заторов на дорогах на ближайший час и выявлять участки с высокой вероятностью ДТП.
Услугами Yandex Data Factory могут воспользоваться как российские, так и зарубежные компании из разных отраслей. Подробности о Yandex Data Factory можно узнать на сайте проекта.
Метки: ya.ru:text ya.ru:author:5105614 технологии Яндекса |
Новый поиск похожих картинок |
Метки: ya.ru:text ya.ru:author:5105614 Картинки технологии Яндекса |
Всё как у людей |
Каждый день люди спрашивают Яндекс обо всём на свете. Некоторые запросы объединяет какой-то признак: например, тема или форма запроса. Если выбрать запросы с общим признаком, можно узнать, как то или иное явление отражается в поиске Яндекса. Время от времени мы так и делаем, и тогда на свет появляются поисковые исследования. Сегодня мы опубликовали очередное исследование — о том, на кого хотят быть похожи пользователи поиска.
В сентябре и октябре 2014 года люди задали Яндексу более 500 тысяч запросов со словами «как у»: [часы как у Путина], [зубы как у звёзд], [глаза как у вампира], [бутсы как у Месси] и многие-многие другие. Мы проанализировали эти запросы и выяснили, какие предметы, атрибуты, люди и персонажи пользуются в поиске наибольшей популярностью.
Почти две трети запросов касаются конкретных людей или персонажей — в основном это актёры, телеведущие и спортсмены. Чаще всего люди ищут то, что легко купить или повторить: причёски, макияж, одежду, татуировки и так далее.
Среди всех персонажей и людей, на которых хотят быть похожи авторы поисковых запросов, мы выделили самых популярных. У мужчин лидируют Криштиану Роналду, Владимир Путин и герой Дмитрия Нагиева из сериала «Физрук». У женщин — телеведущие Ксения Бородина и Ольга Бузова, а также Виолетта из одноимённого сериала.
Больше подробностей ищите на странице исследования.
Метки: ya.ru:text ya.ru:author:5105614 Поиск исследования |
Браузер будущего |
Метки: ya.ru:text ya.ru:author:134834766 Браузер |
Большие данные большого коллайдера |
Туннель Большого адронного коллайдера. Фото CERN.
Опыты на БАК проходят так: пучки протонов в кольце коллайдера разгоняют до скоростей, близких к скорости света, и сталкивают друг с другом. В результате этих столкновений происходят рождения и распады новых частиц, которые и являются предметом интереса учёных.
Метки: ya.ru:text ya.ru:author:5105614 наука и образование |
Будущее Яндекс.Карт |
![]() | Чуть больше года назад мы представили бета-версию новых Яндекс.Карт. Тогда нам казалось, что мы реализовали самые смелые наши идеи, и дело за малым. Пройдёт ещё несколько месяцев, мы добавим маршруты, панорамы — и запустим новые Карты. Но это только казалось. |
Сегодня мы включаем новый интерфейс Яндекс.Карт в Турции, а для пользователей из России и Украины обновляем бета-версии. Мне хотелось бы рассказать о том, почему всё оказалось не так просто, как мы думали, и что нового мы сделали за прошедший год.
Когда мы только-только задумали редизайн сервиса, первые макеты выглядели примерно так:
Или так:
Потом была ещё серия различных концепций, и в какой-то момент мы осознали, что генерировать их можно бесконечно. Нужно было остановиться и как-то организовать работу с идеями. В первую очередь собрать все-все идеи про редизайн в одном месте. Большая стеклянная перегородка в одной из комнат офиса прекрасно для этого подошла.
Чтобы свободно проверять новые идеи и не нарушать привычки пользователей Яндекс.Карт, мы решили запустить отдельную бета-версию Карт с новым интерфейсом и в несколько этапов реализовать все записанные идеи.
Публичную бету запустили в октябре 2013 года, после того как был закончен первый этап — поиск по карте. После запуска мы получили много отзывов от активных пользователей и немного сдвинули сроки запуска следующего этапа, чтобы учесть замечания.
Второй этап мы завершили этим летом — в бета-версии Карт появились маршруты. Мы сделали линию маршрута нагляднее, добавили возможность строить маршруты через несколько точек, а водителям стали предлагать альтернативные варианты, чтобы можно было выбрать путь покороче. Немного изменился и интерфейс Карт: у шапки сервиса пропал фон, а поисковая стрелка, логотип и кнопки пробок и маршрутов стали «парить» над картой, которая заполнила всё окно браузера. Кроме этого мы решили проверить ещё одну смелую идею: перенести список поисковой выдачи слева направо — была гипотеза, что так будет удобнее работать с объектами на карте.
Отзывы не заставили себя ждать — активные пользователи написали нам несколько сотен пожеланий и предложений. В сообщениях люди просили добавить панорамы, писали о том, что потеряли контекстное меню по правой кнопке мыши и с трудом находят кнопки маршрутов и пробок в правом верхнем углу. Кроме того, статистика использования и тесты подсказывали, что пользователи немного путаются в логике панелей поиска.
Мы учли большую часть пожеланий, и сегодня готовы поделиться результатами очередного этапа работы.
Главной темой этого обновления стали панорамы — мы их переделали. Во-первых, мы решили отказаться от технологии Flash в пользу HTML5. Это позволяет смотреть панорамы в мобильных браузерах и даёт возможность комфортно работать с плеером панорам. Во-вторых, сделали новый интерфейс — панорама теперь занимает всё окно браузера, а интерфейс спроектирован так, чтобы ничего не мешало её рассматривать. Совсем недавно мы опубликовали панорамы заповедников России. Посмотрите, как здорово в новом плеере просматривать панорамы Байкала или Дивногорья. Возможность одновременно работать с картой и просматривать панорамы тоже сохранилась. Мини-карта в углу по наведению превращается в интерактивную, с возможностью перейти на панораму соседней улицы.
Мы немного упростили логику интерфейса поиска и детально проработали карточки объектов. Теперь на карточке можно увидеть фрагмент панорамы, а для некоторых типов объектов — список организаций, упорядоченный по категориям. Так можно в один клик поискать, что есть рядом. А на карточках городов, например, можно сразу узнать погоду. Построить маршрут теперь тоже можно в один клик — у всех карточек объектов есть удобная кнопка «Как добраться».
Мне всегда хотелось сделать карту по-настоящему интерактивной, и теперь по клику на карте мы сразу показываем, что находится в этом месте. При этом ни результаты поиска, ни уже построенный маршрут не теряются — панели сворачиваются до заголовка, и к ним можно вернуться в любой момент.
Кнопки основных функций стали ещё более заметными. Мы сделали их такими неслучайно. Всё больше и больше людей заходят в Карты с планшетов, и это значит, что новые Карты должны быть удобными на этих устройствах.
Кроме этого в бета-версии Карт немало других мелких улучшений. Мы постарались учесть предыдущий опыт и улучшить удобство всех функций. Сейчас мы тестируем эти решения и проверяем, всё ли мы сделали правильно.
Продолжаем экспериментировать и очень ждём ваших отзывов.
Андрей Кармацкий, от имени команды Яндекс.Карт
Метки: ya.ru:text ya.ru:author:5105614 Карты |
Яндекс приглашает школьников на конференцию по программированию |
Весной этого года мы провели первую Конференцию школьников по программированию. В ней участвовали 32 команды, которые представили проекты в области лингвистики, облачных технологий и компьютерного моделирования. Авторы лучших работ получили дипломы и призы от Яндекса.
Первая конференция показала, что идея и формат оказались удачными, и теперь Яндекс открывает регистрацию на вторую Конференцию школьников по программированию. Она пройдёт 19 апреля 2015 года сразу в семи офисах Яндекса — в Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Симферополе, Петербурге, Москве и Минске.
Конференция проводится для учеников 8-11 классов. Они могут участвовать индивидуально или командой до четырёх человек. На конференции будет несколько секций: «Движение», «Слова», «Облака» и «Интеллект». Первая — для проектов в области компьютерного моделирования, вторая — для работ на стыке лингвистики и программирования, третья — для кроссплатформенных приложений, четвёртая — для проектов, связанных с машинным обучением, параллельными вычислениями и Big Data.
Для участия в конференции нужно до конца года подать заявку, а к апрелю — подготовить презентацию проекта с техническим описанием и скриншотами. Школьники, чьи работы пройдут отбор, смогут представить их на конференции. Там и будут определены лучшие проекты.
Подробное описание и правила конференции можно найти на сайте мероприятия, а о лучших проектах предыдущей конференции читайте в нашей прошлой публикации.
Метки: ya.ru:text ya.ru:author:5105614 конференции и семинары наука и образование |
Зачем нужны учения в дата-центрах |
У Яндекса несколько собственных дата-центров, в которых располагаются десятки тысяч серверов и сетевое оборудование. Дата-центры обеспечивают качественную работу всех наших сервисов в любое время суток. Однако они не застрахованы от аварий. Как показывает опыт, произойти может всё что угодно: от короткого замыкания и неожиданного обрыва кабеля до потопа. К любой из этих ситуаций нужно быть готовым.
Раз в неделю мы отключаем один дата-центр для моделирования аварийной ситуации, которая может повлиять на работоспособность наших сервисов. Мы называем это учениями. Учения помогают найти слабые места и избежать серьёзных последствий аварии, если она вдруг случится. Первое плановое отключение дата-центра в Яндексе произошло в октябре 2007 года, и с тех пор учения проводятся регулярно.
Отключение дата-центра — сложный и многоэтапный процесс, который должен быть правильно скоординирован. О том, как проходят учения и какие выводы мы делаем после их завершения, читайте в нашем техноблоге на Хабрахабре.
Метки: ya.ru:text ya.ru:author:5105614 дата-центры |
Троллейбус подан |
Представьте, что вы ждёте на остановке троллейбус. Раннее утро, холодно, идёт дождь. Троллейбус наконец приходит, но в нём уже столько народу, что вы думаете — а не подождать ли следующий? Правда, когда он приедет, наверняка знать нельзя. Пять минут постоять можно, а вот пятнадцать — уже не очень хочется.
Сегодня Яндекс обновил приложение Транспорт — мобильный справочник по городскому наземному транспорту. Теперь в 10 городах (Воронеже, Екатеринбурге, Казани, Калининграде, Красноярске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Перми и Санкт-Петербурге) и Московской области оно умеет прогнозировать время прибытия транспорта на остановку. Откройте приложение, нажмите на значок нужной вам остановки — и вы увидите, какой автобус или троллейбус в ближайшее время к ней подойдёт и сколько его ждать.
Прогноз позволит лучше спланировать поездку — например, понять, пора выходить из дома или ваш автобус ещё далеко и можно чуть-чуть посидеть в тепле. Или решить, что садиться в переполненный троллейбус не стоит — ведь через две минуты подойдёт следующий. А если вы уже сели и едете, то Яндекс.Транспорт подскажет, сколько минут осталось до нужной остановки.
Чтобы составлять прогноз прибытия и показывать текущее местоположение транспорта на карте, необходимо соблюсти множество условий. Во-первых, нужно, чтобы транспорт был оснащён необходимым оборудованием. Во-вторых, информация о перемещениях должна собираться регулярно и с определённой частотой. Наконец, нужно, чтобы организация, которая отвечает за сбор данных, согласилась предоставить их Яндексу.
Поэтому в разных городах Транспорт работает по-разному. В тех городах, где нам удалось заключить соглашения с местными компаниями, приложение показывает на карте перемещения разных видов транспорта и умеет строить прогноз. Объём данных в разных городах различается — например, в Перми Яндекс.Транспорт знает и об автобусах, и о троллейбусах, и о трамваях, и о маршрутках, а в Нижнем Новгороде — только о маршрутках. Ещё более чем в 30 городах это просто справочник — там можно посмотреть линии маршрутов, интервалы движения и список остановок местного транспорта.
Список городов, для которых у нас есть данные, постоянно растёт. Когда мы в пробном режиме запустили Яндекс.Транспорт в марте 2014 года, их было всего пять. Многие пользователи спрашивают нас, когда Яндекс.Транспорт заработает в Москве. Сейчас москвичи могут следить в приложении за перемещением пригородных автобусов «Мострансавто» и маршруток компании «Автолайн». Появление данных о движении остального общественного транспорта — это вопрос времени.
Скачать Яндекс.Транспорт можно в Яндекс.Store, Google Play и App Store.
Метки: ya.ru:text ya.ru:author:5105614 транспорт |
Заповедные места |
На Яндекс.Картах появились панорамы заповедников, национальных парков и просто красивых мест Карелии, Дивногорья, Северного Кавказа, Горного Алтая и Байкала.
В больших городах панорамы обычно служат практической цели — дают понять, как выглядит незнакомый район, в который нужно срочно съездить. Здесь, за пределами городов, всё по-другому. Можно не спеша осмотреть места, о которых вы когда-то давно читали, — например, исток Ангары или каменные мысы Онежского озера, где на прибрежных скалах высечены изображения зверей, птиц и людей — петроглифы.
Можно прогуляться по воронежскому Дивногорью среди меловых столбов — Див — и взглянуть с высоты на излучину реки Дон.
Или перейти по подвесному мосту алтайскую реку Катунь и оказаться на острове Патмос — и пообещать себе, что вы обязательно съездите сюда по-настоящему. Когда-нибудь.
Панорамы снял постоянный партнёр Яндекса компания neq4. Большую часть путешествия совершили на машине. Всего команда отсняла 1700 километров дорог, дорожек и тропинок.
Путь не всегда был быстрым. На серпантинах Кавказа машина часто делала незапланированные остановки: то и дело встречались коровы, решившие прилечь прямо на дороге. На звуковой сигнал они не реагировали.
Там, где нельзя проехать на автомобиле — например, по каменистым берегам реки Кулисмайоки в Карелии, — передвигались пешком.
Озёра — Ладожское, Телецкое и Байкал — снимали с катера.
Кругобайкальскую железную дорогу сфотографировали, установив аппаратуру на тепловозе. Рабочее место оператора камер находилось в кабине машиниста. Съёмки заняли полтора дня.
Съёмки панорам проходили летом 2014 года, с июня по август, в рамках специального проекта Яндекс.Карт и Ford. Всего за это время команда проекта сделала 113 тысяч фотографий, из которых склеили 28 тысяч панорам. Все панорамы можно посмотреть на странице проекта «Заповедники».
Метки: ya.ru:text ya.ru:author:5105614 Карты панорамы |
Безопасность в интернете: как избежать мошенничества при покупке авиабилетов |
В последнее время мы получаем много жалоб на сайты, которые продают поддельные авиабилеты. Это распространённый вид мошенничества, и сейчас, в преддверии новогодних праздников, мошенники активизировались, поэтому нужно быть особенно внимательным при покупке билетов в интернете.
Схема мошенничества довольно проста. Создаётся и рекламируется сайт, якобы продающий авиабилеты. Цены на этом сайте обычно гораздо ниже реальных, поэтому люди охотно покупают билеты, полагая, что нашли выгодный вариант. После оплаты мошенники могут даже прислать поддельную маршрутную квитанцию. Для проверки квитанции вы можете позвонить в авиакомпанию или воспользоваться специальными сервисами глобальных систем бронирования: checkmytrip.com, virtuallythere.com, viewtrip.com или myairlines.ru. Информация о вашей брони должна быть на одном из этих сайтов.
Обычно мошеннические сайты существуют считанные дни, после чего перестают работать. Поэтому, когда обман вскрывается, обращаться уже некуда. Более того, иногда после закрытия мошеннический сайт перенаправляет пользователя на добропорядочный ресурс, продающий авиабилеты. В результате человек пишет в службу поддержки этого ресурса. Яндекс.Авиабилеты, к примеру, регулярно получают подобные обращения, но помочь в этой ситуации, к сожалению, ничем не могут.
На что стоит обращать внимание при покупке билетов в интернете и как избежать обмана:
1. Изучите сайт продавца. Обратите внимание на контактные данные: адрес, телефон, наименование юридического лица и так далее. Все эти данные имеет смысл проверить — например, позвонить по телефону, указанному на сайте, и поискать информацию о продавце билетов в интернете. Проверьте, сотрудничает ли сайт с крупными метапоисковиками вроде Яндекс.Авиабилетов, Skyscanner или Aviasales. Отсутствие сайта в метапоисковиках может указывать на то, что он принадлежит мошенникам. Ещё один способ проверки — почитать отзывы о сайте в интернете. Почему-то многие люди, например, выбирая чайник, тщательно изучают все отзывы о нём, а при покупке авиабилетов забывают о таких вещах, хотя речь идёт о куда более серьёзных тратах.
Стоит обратить внимание и на другие детали, которые могут показаться незначительными. Например, адрес электронной почты. Как правило, у серьёзной организации не бывает почты на бесплатном сервисе вроде @yandex.ru, @mail.ru или @gmail.com. В отличие от мошенников, которые часто используют бесплатные ящики.
2. Выясните, кому вы платите. Чаще всего за авиабилеты предлагают заплатить банковской картой, однако возможны и другие способы оплаты. Например, некоторые продавцы принимают деньги через платёжные терминалы, некоторые — платежи с электронных кошельков. Способы оплаты могут быть разные, гораздо важнее получатель платежа. Если вам предлагают перевести деньги на интернет-кошелёк или банковскую карту, это серьёзная причина заподозрить обман. Карта или интернет-кошелёк с большой вероятностью принадлежат физическому лицу, а не юридическому. Никакая компания не будет просить вас заплатить деньги кому-то лично, в отличие от мошенников.
Прежде чем совершить платёж, всегда проверяйте, зашифровано ли соединение на странице оплаты. В электронных платёжных системах должен использоваться протокол HTTPS, который обеспечивает защиту передаваемых данных (подробнее о том, как он работает, мы недавно писали). Для того чтобы проверить, зашифровано ли соединение, обратите внимание на адресную строку в браузере:
3. Проверьте цену билета. Если вы нашли подозрительно дешёвый билет на Бали на Новый год, не спешите тут же покупать его. Проверьте цены на это направление в метапоисковиках, а ещё лучше — на сайте авиакомпании. Если цена значительно выше той, которую вы нашли (как правило, на 20% или больше), это подозрительно. Иногда мошенники могут убеждать вас в том, что предлагают билеты по низкой цене благодаря особым условиям сотрудничества с авиакомпанией, специальным тарифам, доступным только им, и мало ли чему ещё. Дешёвые билеты действительно иногда встречаются, но часто подобные объяснения — это признак мошенничества.
4. Не покупайте билеты в соцсетях. В последнее время мошенники часто продают билеты через группы в социальных сетях. Они используют те же приёмы, что и при продаже билетов на мошеннических сайтах. Совет прост: не покупайте авиабилеты в соцсетях, потому что группу в социальной сети может создать кто угодно, и проверить такого продавца будет очень сложно. Если вы будете покупать холодильник, вы, скорее всего, пойдёте в магазин бытовой техники. То же самое и с билетами — покупать их следует у проверенных продавцов, а не с рук.
Как и в случае со многими другими видами мошенничества, нельзя сказать, что есть какой-то один признак, стопроцентно указывающий на обман. Следует всегда обращать внимание на совокупность признаков и не покупать билеты, если у вас есть какие-то сомнения в честности продавца. Если вы всё-таки перечислите деньги мошенникам, то вернуть их потом будет очень сложно — вероятнее всего, для этого потребуется обращение в правоохранительные органы. Поэтому лучше всего сохранять бдительность и не попадаться.
Если у вас остались какие-то вопросы, задавайте их в комментариях — команда Яндекс.Авиабилетов с удовольствием ответит на них.
Метки: ya.ru:text ya.ru:author:5105614 безопасность |