-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в rss_diary_citoex

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.11.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 12




What I said was never what I meant. You can stop or start having any opinion at your convenience. [изображение]


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://diary.ru/~phase-three/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://pay.diary.ru/userdir/1/6/0/4/160492/rss.xml, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

насилие и власть

Вторник, 28 Июля 2020 г. 12:30 + в цитатник
для того, чтобы перейти к новым формам мышления о политическом, с помощью которых было бы возможно открывать новые способы уклада отношений власти, придется пересматривать наше понимание понятия «насилие» в сторону расширительных трактовок, как это уже сделано много десятилетий назад в отношении понятия «власть». власть — это способность путем собственного действия (или, в редких экзотических случаях, бездействия) добиваться того, чтобы другой индивид или организация делали то, чего они не хотят делать, или не делали то, чего они хотят делать. в таком понимании открывается возможность осуществления власти «снизу вверх», а также кросс-агентной власти в горизонтальной сетевой структуре; иными словами, это такая власть, для которой нет нужды в существовании иерархии.

в то же время, такая работа, насколько мне известно, не была проделана в отношении понятия «насилие», которое понимается как нечто необходимо сопровождающееся переживаемым как негативное воздействие. но в действительности воздействие на другого, влияя на его мышление и волю, необязательно должны переживаться (и в действительности не всегда переживаются) как дискомфортные ощущения. предположим, что я нахожусь в лекториуме; слева и справа от меня — люди, но их не так много. я обнаруживаю, что по столу моя ручка откатилась влево достаточно далеко, почти на метр, но мой сосед не обратил на это внимание. у меня есть три пути:

1) наклониться на соседа так, чтобы дотянуться до ручки
2) встать, выйти из-за стола, обойди по заднему и переднему ряду, пролезть между столом и скамейкой, добраться до ручки, забрать ее, сесть на новое место или повторить весь путь, чтобы вернуться назад
3) попросить соседа передать мне ручку

в первом случае я не осуществляю насилие над волей другого, но я определенно произвожу его в виде дискомфорта от нарушенных личных границ. во втором случае я приношу довольно заметный дискомфорт самому себе (и, возможно, людям, которые сидят на моем пути, если они есть; но в рассматриваемом примере предположим, что дискомфорт я наношу только себе). наконец, в третьем случае я практически не трачу усилий; я не направляю насилие на себя, а только лишь мобилизую свои коммуникационные навыки, чтобы добиться желаемого от другого. иными словами, я осуществляю над ним власть. ему не трудно передать мне ручку, но до момента коммуникационного акта у него не было такого желания и интереса; все, что необходимо другому, это определить, что моя просьба не противоречит его интересам, а потому ее исполнение допустимо. между тем, этим актом я влияю на воление этого человека, создавая у него потребность, которой до текущего момента у него не было и без моего участия не могло быть. возможность создавать новые состояния, убирать и изменять старые в воле другого человека — это и есть насилие, переживается оно таковым или нет.

именно поэтому в насилии самом по себе нет ничего плохого, более того, мы охотно отдаем эту способность государству, так как сами по себе по отдельности не умеем и не можем уметь определять, что в любой момент для нас лучше всего.

https://citoex.diary.ru/p219731137.htm


Метки:  

why does patriarchy persist

Воскресенье, 26 Июля 2020 г. 15:49 + в цитатник
во время поездки в питер купил несколько книг, включая сабж, переведенный на русский как «почему патриархат еще существует?». книга выпущена издательством высшей школы экономики одновременно с гораздо более известной работой по гендерной теории — «второй сменой» арли хокшилд, классическим исследованием, в котором сделана попытка измерить, во сколько бы оплачивался труд женщины по бытовой части и воспитанию детей, если применять к нему те же мерки, которые используются для оценки труда в других профессиях. про «почему патриархат еще существует?» я не знал, но решил взять тоже, раз книга небольшая и стоила совсем недорого.

первоначально я думал, что это какой-то известный манифест (а судя по двухчастной структуре и объему это ничто иное как он), но оказалось, что его издали всего пару-тройку лет назад. и когда из трех рекламных выдержек из аннотаций, которые помещают на заднюю обложку книги, одна написана в сдержанных тонах, это сомнительный знак. и еще сомнительный знак, что название why does patriarchy persist перевели именно таким образом. я думаю, если бы авторы хотели передать смысл «еще существует», то им ничего не мешало бы назвать книгу why does patriarchy still exist. то есть, представлялось, что было необходимо делать поправку на качество перевода. стоит, однако, заметить, что во всех местах, где переводчики сомневались в корректности русского эквивалента, они указывали в скобках оригинальное слово. это очень порицаемая практика в переводческой среде, но лично мне она импонирует. правда, обложка выглядела бы комично, если бы на ней был заголовок «почему патриархат все еще существует (persist)?». внутри текста авторы повторяют этот вопрос с небольшими вариациями, например, «почему патриархат так живуч?».

следует добавить, что написание и распространение письменных манифестов и памфлетов — это очень старая и важная литературная традиция в регионе, начавшаяся с первых дней существования североамериканских колоний. мэйфлауерское соглашение 1620 г. — это не только первый договор, который можно взять в качестве точки отсчета для североамериканской государственности (и демократии), но и по форме и стилю в некотором смысле путевой камень, веха в развитии американской публицистики, высшей точкой которой на рубеже xviii и xix веков станет памфлет; и, как видно по работе «почему патриархат еще существует?», эта традиция не утрачивает актуальность и сейчас, с той лишь поправкой, что современной аудитории подчас нелегко воспринимать мысль, если она изложена на нескольких десятках страниц. в общем-то, от памфлетов и не требуется глубокого раскрытия проблематики; обычно достаточно обозначить какую-то идею и «раскручивать» ее, давая новую формулировку одному и тому же в каждой последующей итерации. в то же время памфлет должен не только закрепить осмысление каких-то проблем(атич)ных социальных, политических, экономических, культурных отношениях, но и предложить какое-то решение. памфлет также не должен представлять из себя научное исследование, даже если маскируется под него, — его задачи совершенно иные.

во все эти критерии традиционного американского памфлета (за референсом предлагаю обратиться к «здравому смыслу» томаса пейна) укладывается книга «почему патриархат еще существует?» американских исследовательниц кэрол гиллиган и наоми снайдер. кэрол гиллиган — американских психолог, практикующий то, что я мог бы назвать «женской антропологией», и психологию развития детей. социальные статусы наоми снайдер — женщина, юрист, правозащитник, магистрант, жертва сексуального насилия, выходец из неполной семьи. я перечисляю эти социальные статусы не просто так: наоми возвращается к ним на протяжении книги вновь и вновь, ее опыт переживания соответствующих ролей составляет канву рассуждений и находится на переднем плане. на момент выхода книги наоми снайдер 30 лет или чуть больше, она изучает международное право в престижном университете и присоединяется к семинарам, которые ведет кэрол гиллиган, занимающаяся исследованиями гендера и патриархата уже около 40 лет.

разобравшись с тем, что рассматриваемая работа является именно памфлетом, а не научным исследованием, отмечу, что авторы сами это признают. здесь хотелось бы напомнить о рассуждениях мишеля фуко о тексте, одной из функций которого (по фуко) является автор. лично я понимаю его теорию буквально: читая текст, я не могу отделить написанное от личности автора (хотя нередко бывает, что гениальный автор пишет нечто, глубине и важности чего сам не отдает отчет), а личность автора — с одной стороны, от его субъективности, т.е. травм, страхов, предпочтений, а с другой стороны, от объективного фактора — любой автор является продуктом определенного времени и контекста (необязательно, кстати, своего). читая «почему патриархат еще существует?», от функции автора невозможно избавиться, даже имея предубеждение против постмодернизма и фуко лично. во-первых, у каждой части текста обозначено авторство: будь это гиллиган, снайдер или они обе. то есть, получается такая странная пьеса, две участницы которой обмениваются продолжительными монологами. во-вторых, и без того достаточно эмоциональное и наполненное экзистенциальными якорями изложение (настолько, что можно достаточно легко догадаться, что текст написан женщинами) дополняется личными травмами как наоми снайдер, так и кэрол гиллиган, и именно эти личные травмы формируют канву рассуждений о патриархате, понимаемом как — сюрприз — институционализированный опыт переживания травмы.

чтобы избежать обвинений в надуманности (впрочем, не согласиться со мной в этом может только человек, который книгу не читал), приведу цитату самой наоми снайдер со страницы 116:

«Решив писать о смерти отца, я внезапно осознала: отец был писателем, а значит, начав писать о нем, я смогу вновь установить с ним отношения. Эта работа стала выражением моего протеста против утраты — здоровым сопротивлением утрате связи и одновременно политическим сопротивлением культуре, всячески поощряющей умение приспосабливаться к обстоятельствам, не грузить других своей болью, гневом или горем.»

если наоми снайдер переживает горечь утраты связи с отцом, умершим, когда ей еще не исполнилось пяти лет, то ее старшая коллега переживает об утрате связи с академическим сообществом, склонным признавать ее исследования поэзией, а не наукой, феминизмом, а не психологией, в конечном счете склоняясь к тому, что кэрол гиллиган — больше активист, чем исследователь.

добавлю, что работа посвящена не просто патриархату как объекту гендерных исследований о социальном, политическом и экономическом, а скорее некоторой разновидности патриархата, которая существует в головах женщин. причем из текста нельзя вывести утверждение, что эта конкретная разновидность патриархата существует в голове любых женщин; напротив, речь идет о двух конкретных разновидностях этой разновидности, существующих конкретно в головах наоми снайдер и кэрол гиллиган. под влиянием этой разновидности они воспринимают окружающий мир и дают ему обратную связь; работая с теми аналитическими средствами, которые предоставляет им такой майндсет, они переносят это восприятие на других людей (женщин и детей), чтобы объяснить их поведение опытом переживания собственных травм. иными словами, авторы пытаются рассмотреть не социально-экономические предпосылки патриархата, а дают ему психоаналитическое прочтение, признавая, что патриархат в первую очередь существует в голове женщин. в свою очередь, патриархат как психологическая проблема — экстраполяция детской травмы снайдер, потерявшей в 5 лет отца, и гиллиган, не уверенной в своей состоятельности как ученого и исследователя.

помимо того, что обсуждаемый памфлет — это разновидность психотерапии для его авторов, они с первых же старниц задают тональность, широко оперируя такими понятиями, как «теплота и любовь», «женское мышление», «отношения». но, возможно, только таким языком и можно обсуждать поднятую проблематику? возможно, ограничивая себя сухой рациональностью, мы упускаем что-то важное? авторы вскользь затрагивают эту тему, и я не буду пытаться ни доказать, ни опровергнуть этот тезис; важно только принимать его во внимание, оценивая смысл предлагаемой трактовки (и решения) проблемы.

итак, авторы понимают патриархат как фундаментальную самоподдерживающуюся психологическую установку, производящую несправедливость. в том, как эта установка и несправедливость проявляются, авторы обращаются как к своему личному опыту, так и опыту участников и участниц исследовательских программ, делившихся своим опытом о социализации в ходе развития. программа, обеспечившая авторов наибольшим объемом эмпирического материала, длилась около десяти лет и включала как мальчиков, так и девочек на разных этапах их развития. исследовательницам было интересно отследить динамику восприятия окружающих и себя субъектом, изменения, которые происходят в раннем школьном, а затем в подростковом возрасте. к сожалению, авторы используют крайне ограниченное количество примеров; но, поскольку речь не идет о научном исследовании, не стоит воспринимать это как явный недостаток. они замечают, что в ходе социализации (которую авторы понимают как процесс инициации в патриархат) мальчики и девочки утрачивают определенные черты.

указывается, что патриархальная инициация отнимает у девочек способность публично «знать», то есть давать свободу внутреннему голосу, а у мальчиков — публично «переживать / заботиться» (to care), то есть проявлять эмоции. в действительности это разделение непонятно, потому что можно было бы сделать еще один шаг вперед и найти общее у «знания» и «эмпатии», благо что авторы из раза в раз намекают на то, что это общее существует, и в плане утраты, вокруг идеи которой строится канва работы, мужчины и женщины равны перед лицом патриархата. для того, чтобы показать, что именно теряют мужчины и женщины, они обращаются к различного рода дихотомиям, например — мужская независимость и женская самоотверженность. из-за патриархата как социально-психологической установки мужчины обретают «псевдонезависимость» (то есть независимость от эмоциональной сферы, свободу от публичного проявления чувств), а женщины — патологическую заботу, а также неспособность отдавать себе отчет в том, что в их отношении осуществляется несправедливость. хотя женщины отказываются от рационального, а мужчины — от эмоционального, и те, и другие продолжают нуждаться в этих вещах.

таким образом, по словам авторов, патриархат прямым образом связан с гендером, а инструмент, обеспечивающий живучесть патриархата как процесса непреложного утверждения истины — гендерная бинарность. инициация в патриархат сводится к тому, что мужчины отказываются от «женского», а женщины — от «мужского». используют только понятие «гендер», автоматически предлагая, что все имеющие психологическое выражение различия между мальчиками и девочками необходимо являются социально обусловленными. авторы проницательно подмечают, что процессы внутреннего слома происходят у мальчиков и девочек по-разному. у мальчиков — сначала где-то в 4–7 лет, а затем — в 14–16. у девочек — где-то в 11–14 лет. почему-то авторы подмечают, что раз девочки индоктринируются в патриархат раньше мальчиков, то они раньше учатся приспосабливаться. мне кажется это странным, раз они сами пишут, что у мальчиков этот процесс — двухэтапный. отсутствие хоть какой-то интерпретации этой двухчастности мне тоже непонятно. я уж не говорю о том, что мальчики и девочки переживают биологические изменения, связанные с взрослением; неужели дело действительно только в гендере, а биологически обусловленные половые отличия совершенно никак не сказываются на опыте социализации? авторы будто делают вид, что такого фактора не существует. представляется, что из-за такой настойчивости в признании за гендерной бинарностью ключевой структуры, канализирующей патриархат, работа теряет в глубине и охвате.

но в чем же проблема посвящения в патриархат? по версии авторов, происходящие изменения отказа от «мужского» и «женского» пагубны для психики девочек и мальчиков соответственно, но именно за счет этого отказа патриархат способен выживать. пагубность заключается в том, что человек, следующий патриархальным векторам взросления, переосмысляет свои отношения с окружающими людьми. отношения, на мой взгляд, — это центральное понятие «почему патриархат еще существует?». человек отказывается от некоторых отношений, потому что они являются «неподобающими» его гендеру, и строит новые, более престижные для его социального статуса. здесь авторы вплотную подходят к проблематике расщепления человеческой личности по осям:

  • разум / чувства;

  • сознание / тело;

  • личность / отношения.


  • для авторов это расщепление проблемно, потому что порождает у человека внутренние конфликты, которые перерождаются в отношения иерархии и доминирования, и таким образом производят патриархат.

    наибольшие проблемы возникают в третьей оси, динамике отношений «я» (личности) и отношений как таковых. авторы то ли хотят, то ли не хотят представлять «я» как совокупность отношений с другим. с одной стороны, они не хотят низводить «я» до того уровня, где оно целиком растворяется в другом. с другой, не хотят они и обособлять «я» от окружающего мира, потому что это расщепление, а расщепление — это плохо и патриархат. должен сказать, что авторы сами не обсуждают это противоречие, и оно, возможно, является самым слабым местом всего манифеста, если судить о нем, руководствуясь только лишь внутренним изложением, а не внешними фактами и опытом. для авторов обособление отношений между я и отношениями важно, потому что авторы показывают конфликт, который возникает внутри подростков. индоктринация в патриархат — это процесс, при котором мальчики и девочки учатся разделять «я публичное» и «я подлинное». это расщепление выгодно, потому что всякий раз, когда общество наносит урон человеку, оно не задевает настоящее «я», а просто показывает, как надо переконфигурировать публичное, чтобы в следующий раз не попасть в такую ситуацию. но такой процесс адаптации разобщает эти два «я» и порождает внутреннее напряжение.

    здесь, конечно, необходимо сделать отвлечение и вспомнить евангелион, в котором эта проблематика преподносится более прямолинейно и красноречиво. огромное количество людей считает, что коммуникация — это когда субъект 1 общается с субъектом 2. нет ни одного социального заблуждения о социальном и об отношениях, которое было бы настолько же распространено и ошибочно. в действительности, коммуникация происходит между субъектом 1 и его личным представлением о субъекте 2 и ограничена рамками субъектности субъекта 1. а субъект 2, в свою очередь, общается со своим личным представлением о субъекте 1 — и тоже строго в поле своей субъектности. при этом что первый, что второй пытается строить их себя нечто, чем ни тот, ни другой не является, во имя социального рейтинга, что привносит еще больше запутанности. я нарисовал чарт:



    как видно, субъект 1 обладает подлинным я, которое он пытается замаскировать в виде публичного я, которое выдает (или не выдает) за подлинное. когда в дело вступает субъект 2, он строит ментальную модель субъекта 2 и адаптирует под нее свою публичную личность. субъект 2 тоже не дурак показывать свое подлинное я; за каждым актом коммуникации стоит какая-то задача, и для ее решения субъекту необходимо правильно преподносить себя, вплоть до откровенного введения собеседника в заблуждение. но целиком построить публичное я на пустом месте невозможно, и черты подлинного проникают — осознанно или нет. поэтому в ходе акта коммуникации публичное и подлинное я находятся в созависимости и влияют друг на друга. атака на публичное я может быть спутана с человеком с атакой на подлинное я, и это приносит настоящую боль, страх и другой дискомфорт. коммуникация же происходит путем адаптации модели другого (субъетка 2) в пространстве собственной субъектности субъекта 1. если говоримое не соотносится с представлением субъекта 1 о субъекте 2, субъект 1 обновляет эти представления и достраивает модель. то, насколько эффективно субъект 1 это делает, влияет не только на успех коммуникации, но и на репрезетацию самого субъекта 1 в пределах субъектности субъекта 2. таким образом, два обозначенных на картинке «других» находятся в таких отношениях, которые в теории систем называются отношениями сдерживающей обратной связи: изменения в одном элементе приводят к синхронным изменениям в другом элементе, что отличает этот вид сложной связи, например, от усиливающей, где есть прямое воздействие одного элемента на другой. то есть, отношения между двумя другими нельзя сравнить с невидимыми силовыми линиями, которые искали (и не нашли) физики-механики на протяжении трехсотлет, пытаясь объяснить тяготение между звездой и ее планетами. два самопредставления — это скорее не два элемента, влияющие друг на друга со временным отставанием, а нечто, существующее в настолько тесной созависимости, что не просто изменение, но даже ожидание изменения в одном элементе немедленно производит изменения в другом элементе.

    я подчеркну это еще раз: прямой коммуникации между субъектами нет и не может быть, более того, если бы существовала возможность неопосредованного и идеального взаимодействия между двумя субъектами, коммуникация как таковая была бы невозможна. именно об этом — евангелион и те элементы мировой культуры, из которых хидэаки анно брал вдохновение. в этом аниме проект конвергенции человека — как раз о стирании границы как внутри субъектности, так и между субъектностями как таковыми.

    но вернемся к кэрол гиллиган и наоми снайдер, которые не могут определиться, стоит ли сводить личность к совокупности отношений с другим, для чего они разделяют искренние и подлинные отношения на замещающие их патриархальные «отношения» (в книге кавычки так и используются, ими обособляются те отношения, которые укладываются в версию авторов о патриархате и психологических моделях его самоподдержания). поскольку отношения — это я, а я — это ничто иное, как совокупность отношений с другими, всякий раз, когда человек утрачивает отношения, которые могут стоить ему социального статуса, он отказывается от частицы себя, не прекращая при этом нуждаться в том, что эти отношения предоставляли. авторы делают такую метафору. человеку на руку садится бабочка. желая, чтобы бабочка осталась с ним, он готов ее раздавить; но в таком случае он тоже ее утратит. в этом, с точки зрения авторов, и заключается психологический смысл патриархата; если эта идея понятна и близка, то памфлет целиком можно не читать. таким образом, когда человек утрачивает связь (отношения) с другим, он как будто переживает утрату связи с самим собой, а патриархат — это психологический механизм утраты ради защиты от утраты.

    такая постановка проблемы ставит ряд вопросов. заключается ли проблема действительно в том, что отношения утрачиваются, или же она сводится к нежеланию устанавливать эти отношения по новым правилам, которые требуют от человека работать над собой? ведь ребенок обладает не только позитивными, благонамеренными и искренними установками, но и многими привычками и убеждениями, которые способны посягать на свободу других людей. ребенок может не развить в себе уважение к личным границам, к собственности, к отличающимся нормам поведения, и любой из этих недостатков может быть его чертой характера (подлинного я). является ли в таком случае насилие над подлинным я ребенка проявлением патриархальности? а что вообще такое это «подлинное я»? если «я» — это совокупность отношений с другими, то может ли существовать какое-то «я», отличное или же хотя бы максимально выхолощенное от публичного? есть и проблема с самим определением отношений: существуют ли они за пределами коммуникации? или же отношения — это нечто, возникающее в ходе акта коммуникации и исчезающее в момент ее прекращения? существует ли хоть какое-то «я», если нет другого, на которого можно его направлять?

    здесь видится проблема авторов в том, что они выбирают только один вид отношений из всего их спектра. если вспомнить, например, про трудовые и производственные отношения, через которые безусловно выражается характер человека (а значит, хотя бы отчасти его подлинное «я»), то в чем заключается патриархальный вред от инициации в эти отношения, которые тоже травмируют и расщепляют личность? человек жертвует отношениями «как в детстве» ради патриархальных отношений, потому что ранние отношения — как молочные зубы; вместо них должно вырасти что-то более надежное, укорененное в нечто большем, чем отдельная человеческая личность. чтобы выжить, человеку недостаточно самого себя.
    наоми снайдер пишет, что не променяет преимущества от социальных «отношений» ради ощущения свободы, но проблема в том, что всеобщее гораздо важнее чьих-то ощущений. представляется, что нужно осваивать отношения и «отношения», причем осваивать патриархальные отношения обязательно, а то, что понимается под «искренними», «подлинными» — опционально. ведь в первом случае ты рискуешь социальным положением, а во втором — всего лишь сомнительным чувством свободы противопоставления себя тому, что заведомо больше и важнее твоей жизни.

    почему авторы видят в таких отношениях проблему? по их версии, патриархат лишает нас подлинного «я», искренних отношений с ближним, способности к любви — а значит, демократии, которая строится на способности совокупности подлинных «я» давать свободу своему искреннему голосу на началах равенства. этот элемент для авторов является самим собой разумеющимся и не нуждающимся в доказательстве. чтобы несколько обнадежить читателя, авторы предлагают тезис о том, что патриархат не является естественной и неизбежной общественной установкой, более того, он никогда ею не являлся. этот тезис они доказывают через существование мифов об эдипе и психее, где, соответственно, показывалось, как мужское «я» способно на публичное выражение «женских» атрибутов, и наоборот. аргумент сам по себе представляется недостаточным, а потому слабым; к тому же, он раскрывается очень поверхностно. но, должен повторить, что речь не идет о научном исследовании, а об опыте сублимации конкретных травм двух конкретных женщин, экстраполировавших свои переживания на социальную жизнь.

    научной основой для рассуждений является трехтомник психиатра и психоаналитика джона боулби, где он раскрывает три этапа реакции на утрату: протест, отчаяние и отчуждение. эти этапы наблюдались авторами во время их многолетнего исследования детей и подростков; вербальные реакции на происходящие с ними в ходе социализации изменения они причисляли, соответственно, к одному из этих трех этапов, и также переносили эту концептуальную схему на свой личный опыт. по боулби, у крайней степени реакции на утрату (если связь не удалось восстановить), то есть отчуждения, есть две разновидности: напускная независимость (отрицание потребности, то есть отсутствие выражения испытываемых индивидом чувств по поводу утраты) или же патологическая забота (склонность индивида делиться заботой, соразмерная скрытому желанию ее получать). авторы обнаруживают, и это является безусловным нововведением в дискурсе о гендерных отношениях, что два варианта патологической защиты от утраты соответствуют патриархальным идеалам женского и мужского. наличие механизма защиты от утраты для авторов является проблемой, потому что он «препятствует любви» и «разрушает способность противостоять несправедливости». что имеется в виду, и почему эти вещи принимаются как самоценные добродетели, авторы не поясняют (связывают с демократией).

    патриархат — с одной стороны, про мужчин и женщин, но с другой — вообще про более и менее привилегированных (по достатку, расе и т.д.). то есть, авторы сами понимают зыбкую границу патриархата, из чего можно сделать, что он является не более чем одним из проявлений какого-то более фундаментального явления. почти с самых первых страниц они замечают, что проблема где-то «наверху», и это роднит их с другими искателями «заговора», трактуемого разными мыслителями, как буржуазия, капитализм, неравенство и многое другое. из-за этого представляется, что патриархат, как и капитализм и многое другое — это уши, хобот, хвост слона. но не сам слон.



    хотя вторая половина памфлета посвящена вопросу о том, какой выход можно найти, конкретных предложений практически нет. авторы еще раз подводят итог изложенному раньше и добавляют тезис о том, что патриархат противоречит демократии (и именно поэтому необходимо делать выбор между тем и другим). они рассматривают, что предпринмают солидаризирующиеся женщины, чтобы противостоять патриархальным отношениям в крайней форме. вот в октябре 2017 израильские и арабские женщины маршируют через пустыну в шатры, чтобы высказаться в пользу немедленного прекращения конфликта между израилем и палестиной. конфликт должен быть прекращен, а каким образом и какие будут последствия — не их ума дело, но они устали жертвовать детьми. вот чернокожая женщина в 2007 организовала движение metoo, о котором стало известно спустя десять лет на фоне обвинений в адрес харви вайнштайна. по предложению авторов, как-то надо делать так, чтобы вместо патриархата возник такой общественный уклад, чтобы в его основе социальных отношений лежали искренность, доброта, эмоциональная близость, то есть, все то, что идет в угоду подлинному «я».

    но не станет ли соответствующее этим устремлениям поведение лишь еще одним слоем публичного я, в котором будет выгодно имитировать искренность и заботу? здесь авторы невольно касаются того, что я называю главной проблемой институционализма. скажем, если некая авторитарная страна будет имитировать демократию и воспроизводить у себя ее отличительные черты — разделение властей, свободные выборы, парламентаризм и другое, станет ли она от этого демократией? если «плохой» человек будет имитировать «хорошего», поступая так, чтобы в ходе устанавливаемых им отношений «плохое» было замаскировано, перестанет ли он быть «плохим» человеком? если смотреть на проблему еще более абстрактно, оперируя терминами политической философии: что будет в системе важнее — поведение ее элементов (агенты) или правила, которые заложены в систему (структура)? а эта проблема уже подводит нас к вопросу о сущестовании мира идей, но его имеет смысл обсудить как-нибудь в другой раз. к тому же, действительно ли необходимо отказываться от патриархальной пайдейи в угоду неизвестности? представляется, что общество без патриархата заведомо проигрывает обществу, которым управляют настроенные на конкуренцию философы-воины. отказ от патриархата — это разрыв с античностью, а значит, и с возрождением, и это влечет за собой глубокий пересмотр эпохи просвещения, что, в общем-то, тоже является одним из центральных нарративов современной философии. сами авторы отмечают, что патриархат стремится к созданию отношений без конфликтов, чтобы человек жертвовал своей рациональностью или эмоциональностью в угоду гармонии, в то время как подлинная демократия — это споры и конфликты (которые, как показывают авторы, приводят к распрям внутри самих женских движений).

    местами появляется ощущение, что девочки «не туда воюют», воспринимая естественную часть взросления как происки патриархата; в общем-то, они и понимают взросление как обряд инициации в патриархальное общество и отрицают «естественность» этого процесса. но на деле их претензии выглядят так, будто проблема авторов — «вы верните мне юность, вы верните мне слезы», а не дискриминация. тем не менее, книгу интересно препарировать с разных сторон и можно посоветовать следующим читателям:

  • поклонникам евангелиона;

  • девочкам: во время чтения девочки, скорее всего, включат собственные эмоциональные переживания относительно перечисляемых авторами проблем. возможно, женской аудитории будет казаться, что работа не сообщает им ничего принципиально нового, и на это расчет — книга написана так, чтобы процесс усвоения новой информации из нее напоминал сократовское припоминание;

  • мальчикам: посмотреть, как живут, думают, о чем переживают и на чем заостряют внимание девочки. это может нравиться или не нравиться, но это ментальный континуум, в котором мы живем.


  • к достоинствам книги следует определенно добавить отсутствие феминитивов. даже там, где они были бы уместны. в этой рецензии феминитивов больше, чем, наверное, во всей книге.

    https://citoex.diary.ru/p219697483.htm


    Метки:  

    Запись дневника "diary//cytoex Гарантированная тайна переписки"

    Среда, 22 Июля 2020 г. 13:51 + в цитатник
    походу у меня окончательно утратился интерес к еде. я употребляю пищу каждый день в одно и то же время, поэтому против голода не попрешь. но рассмотрение многочисленных доступных опций воздействует угнетающе: я не могу не думать о количестве калорий в любой из них, а также о наличии моего злейшего врага — углеводов, которые не приносят мне ни добра, ни пользы, а только лишь делают тупым, ленивым и сонным. считаю эту тенденцию положительной: можно подыскивать самые недорогие (а не тратить кучу денег на то, что хочется) и наименее калорийные варианты. лишь бы голод утолить.

    а еще сегодня на работе мне пригодилась одна из неортодоксальных частей моей памяти — та, в которой хранятся имена элитных проституток.

    https://citoex.diary.ru/p219708673.htm


    Метки:  

    1984

    Понедельник, 20 Июля 2020 г. 10:17 + в цитатник
    замечали ли вы, как много людей неправильно прочитали и поняли сабж? можно предположить, что наиболее популярное «прочтение» — это пересказ других представлений этой жутко оверхайпнутой книги, в чем не может сознаться человек, для которого она — необходимый элемент культурного бэкграунда. очень часто идею произведения преподносят как конфликт личного и публичного, человека и государства, но в действительности, и это видно даже по ее структуре, эта книга — о нездоровых межличностных отношениях, в которых государство выступает хоть и незримым, но положительным действующим лицом, «не лишним» третьим. у протагониста все было ок со властью до того, как он познакомился с женщиной, которая, как старуха из сказки про золотую рыбку, требовала от него все большего и большего, завоевывая его бытие. когда гг отдал критическую пропорцию своего бытия не очень-то порядочной женщине, государству приходится вмешиваться. в результате в комнате 101 человек отрезвляется, понимает, кто он, критически перематривает границы своего «я», освобождая его от вредных отношений, и возрождается как личность. гг покидает министерство правды уже человеком, вернувшим, а не утратившим свою свободу.

    это соображение, в общем-то, является и моей мотивацией избегать отношений. нет такой необходимости, чтобы мой потенциальный партнер был настолько же непорядочным человеком, как женщина протагониста «1984», но есть такая необходимость, что каждое мое действие и решение мне придется принимать, помещая его в призму предпочтений другого человека. хотя сейчас мне ничего не нужно, я точно знаю, что как только моя свобода будет ограничена, я захочу, например, отправиться куда-нибудь на две недели. один. у меня уже есть одни договорные отношения, которые определяют мои занятия (а человек — это в первую очередь то, что он делает), и это мои отношения с работодателем; я недостаточно зрелый, чтобы позволить себе еще одни такие же.

    https://citoex.diary.ru/p219700014.htm


    Метки:  

    Запись дневника "diary//cytoex Гарантированная тайна переписки"

    Среда, 08 Июля 2020 г. 11:44 + в цитатник
    блядь с кем я сижу в одном чате

    https://citoex.diary.ru/p219654249.htm


    последний рывок

    Понедельник, 06 Июля 2020 г. 09:47 + в цитатник
    сначала во вторник, а потом в субботу контролируемо сорвался и употреблял алкоголь. насчет того, стоит ли это делать в питере, пока сомневаюсь, но мне будет гораздо проще пить, чем объяснять, что я не пью уже почти полгода и не собираюсь начинать обратно. к тому же, мне понадобится находиться в центре внимания родственников, которых я вижу раз в год и реже, а выполнение этой задачи в трезвом виде всегда идет по одним и тем же лекалам: минут на десять меня хватает, чтобы проявлять вежливость, к пятнадцатой минуте я реагирую на какой-нибудь вопрос, формулировка которого меня выводит из себя, провокативно, и потом я начинаю грубить, огрызаться и делать всем неловко. при алкогольном отравлении я тоже действую провокативно, но менее открыто-конфронтационно.

    осталось написат пару страниц отчета и еще исправить пару страниц в диссертации — и все, можно пару дней страдать бездельем. по этому случаю купил даже пару энергетиков, от которых, как и от кофе, воздерживался с середины марта. но надо держать себя в руках.

    https://citoex.diary.ru/p219646546.htm


    Метки:  

    о перемешивании

    Пятница, 03 Июля 2020 г. 13:57 + в цитатник
    последнюю неделю-полторы пребываю в каком-то постоянном сонном состоянии, которое могу списать только на жаркую погоду, перемежающуюся с осадками. но еще подозреваю, что проблема в перемешивании рабочих и учебных процессов с отдыхом, которые происходят спонтанно. на прошлой неделе я переключался между проектом на работе и подготовкой к защите, надеясь, что сдачу проекта оттянут на неделю, и на этой неделе у меня получился бы учебный аспирантский отдых. тогда бы я потратил его на подготовку к защите, а оставшиеся три рабочих дня передохнул и, возможно, сгонял на выходные в спб, а потом уже спокойно занимался работой. но вместо этого получилось, что я отдыхаю, когда отдыхается, работаю, когда работается, а приоритет отдавал учебным вопросам.

    вот даже и в среду, например, около полутора часов рабочего дня я потратил на то, чтобы срочно ответить соавтору статьи на письмо. а проект вообще-то надо сдавать в понедельник, то есть, хорошо бы, чтобы он сегодня уже был дописан и доступен для чтения; но я предупредил, что может понадобиться доделывать что-то на выходных. ну и вообще огорчительно, что на довольно тупую и техническую часть ушло 3 недели (правда, не фактически, а «планово»), в то время как на интересную и существенную оставалось только примерно три полноценных рабочих дня. в среду я пытался прочитать все, что я пропустил за вторник, а вчера я, как собирлся заранее, потратил довольно много времени на человека, у которого был др.

    мне не нравится попадать в ситуации, бросающие вызов моей трудовой этике или заставляющие отдавать чему-то приоритет в условиях нехватки ресурсов, надеюсь, в будущем в аналогичной ситуации мне хватит соображалки придумать, как обозначить мою потребность в свободном от работы времени для решения других задач более ясной; в этот раз проблема была в том, что никто точно не знал, когда именно будет неделя, которая мне была нужна, до самого последнего момента, когда проекты были уже установлены и распределены. но еще больше надеюсь, что аналогичных ситуаций вообще не будет.

    вот и сейчас выходит, что я взял «настоящий» отпуск на следующую неделю. но отдыхом этот отпуск не будет: первые три дня мне предстоит доделывать диссертацию, получать одобрение от рецензента, заполнять некий итоговый документ. а потом ехать в спб и забирать оригиналы документов у тех членов диссовета, которые находились удаленно. понедельник, 13 число, тоже взял отпуск, чтобы эти самые документы собрать и привезти в вуз. а вообще хотелось бы, конечно, иметь дня три сверх выходных, чтобы просто лежать и ничего не делать. мне предлагали две недели отпуска вместо одной. но тогда получится, что с подготовкой к защите я буду изолирован от полноценного вовлечения в рабочий процесс аж на три недели, а это меня не устраивает еще сильнее. поэтому я отбрехиваюсь от матери, которая просит взять еще две недели в августе, чтобы поехать отмечать ее др в новороссийск. ну вот 3 недели летом мне настолько никто не даст, что я даже пытаться предполагать такой вариант не буду. да и получится, что между двумя моими отпусками будет всего три недели. я не больше двух успею тогда выполнить, а мне так-то хотелось бы нормально так стоимости добавить работодателю. да и нечего в этом году на юге делать.

    кстати, насчет в спб. бывшая жена зачем-то решила проявить вредность и поменяла пароль от ржд. вот не мешало ей последние 3 года, что я им пользовался, а тут внезапно пароль не подошел. может быть, заметила просто. чем ей мешало вообще? хорошо, что нашелся какой-то мой старый аккаунт, судя по никнейму, сделанный не позднее 2009 года.

    https://citoex.diary.ru/p219636629.htm


    Метки:  

    обратный сексизм, доверие и успех

    Вторник, 30 Июня 2020 г. 17:25 + в цитатник
    вчера меня подвел обратный сексизм. когда я хожу что-нибудь сложное распечатывать или делать что-то, что требует вовлеченности и прилежания (например, подобрать упаковку и красиво упаковать подарок), я предпочитаю обратиться к специалисту-девочке. вот и вчера вечером, когда падрэ мне доделал инфографику (и к ней инфографику, — все очень серьезно) по итогам всех правок, я пошел в копирку и увидел, что можно сделать мой большой сложный и разнообразный заказ девочке. проблема состояла в том, что я не на 100% знал, как именно я хочу сделать, и ожидал, что специалист будет проактивно мне какие-то рекомендации давать. с парнями так не проходит: парень ожидает инструкцию и четко ей следует, не заботясь о вариативности форм выполнения. довольно быстро я понял, что идея была не очень хорошая, потому что девочка новенькая. особенно когда она пошла с рулоном блестящей бумаге к специалисту-парню спросить, глянцевая это бумага или нет. потом я выразил озабоченность, что большой принтер распечатал два ватманских листа так, что он загибается внутрь не той стороной, на которой распечатано изображение. то есть, в виде свернутого рулона «рабочая» часть была бы подвержена воздействиям внешней среды. я высказал озабоченность по этому поводу, и девочка начала сворачивать плакаты «против шерсти», чтобы упаковать их в пакет. одна не справлялась, обратилась к сотруднику-парню, а тот пересложил уже той стороной, в которую изгибались листы.

    дома я порепетировал выступление с научным руководителем и собрался было уже ложиться спать, но не вытерпел и решил сложить по папкам все собранные документы, чтобы не заниматься этим утром. так я обнаружил, что в копирке мне недораспечатали один из документов, а на часах было уже поздно; я попросил было своих соседей сделать одолжение и сходить распечатать, но они отказались. я не обиделся, но выводы сделал (с), да и ничего страшного не произошло, потому что я подстраховался и попросил научного руководителя сделать распечатку прямо в вузе и заодно захватить несколько скрепок.

    на диссертационном совете прямо аж захвалили, хотя его состав я подобрал дай боже: один из наиболее авторитетных русскоязычных специалистов по регионализации / регионализму — председатель совета, профессор кафедры интеграционных процессов, один из ведущих, если не наиболее prominent, специалистов по (нео)реализму с петербургского факультета международных отношений, — рецензенты. у всех троих репутация очень строгих и требовательных профессоров)) поэтому без ощутимого числа примечаний не обошлось. это было даже некоторым образом удачно, потому что во время доклада в самом начале я немного волновался и забыл рассказать про теоретико-методологические основания работы, а часть критика именно их и касались, поэтому я успешно наверстал упущенное. отметили, что большинство кандидатских диссертаций не провоцируют развернутую научную дискуссию, но не в моем случае, потому что у меня разработана теория, а разработка теории всегда ставит диссертанта в уязвимое положение, потому что чем-то необходимо жертвовать. теорию обычно разрабатывают в докторской, и если бы это была докторская, то были бы претензии насчет малого количества случаев, которые моя теория рассматривает. но у меня-то не докторская! а потому эта критика автоматически снимается)) но в то же время примечания немного смазали впечатление, потому что на следующей неделе мне придется чуть-чуть повозиться и внести правки. ну и самое главное — я не забыл включить микрофон, на который велась запись моего выступления, которое потом будет оцениваться в ваке.

    ...в общем, защитил я диссертацию.

    https://citoex.diary.ru/p219626173.htm


    Метки:  

    Запись дневника "diary//cytoex Гарантированная тайна переписки"

    Вторник, 23 Июня 2020 г. 10:41 + в цитатник
    на финишной прямой к защите решил поменьше агрессивно шитпостить в ответ на твиты всяким придуркам. очень не хочется все зафейлить из-за того, что я случайно нахамил какому-нибудь небинарному лгбт-френдли «никто-мне-не-указ-живу-как-хочу-для-себя-мне-нужно-больше-всех» мусору, который может оказаться родственником или близким важного для моих дел человека. очень тяжко сидеть в интернете, и с каждым годом все более невыносимо.

    upd: я написал этот пост после того, как в очередной раз нагрубил двум-трем пользователям, которых твиттер мне подгружает под популярные твиты тех, кого я читаю. сейчас шел за мороженым и увидел на гоголевском бульваре трафаретную надпись гомофобия убивает. уж не знаю, убивает или нет, но она точно лишает меня доступа к твиттеру, где меня впервые забанили за offensive месседж. а я всего-то написал, что если человек хочет выражать активную поддержку лгбт, то пусть едет туда, где такое мышление одобряется, а у нас в россии так не принято. и теперь вот мне придется искать левый телефон и привязывать его к твиттеру, а потом искать способ отвязать. все-таки аккаунтами с небольшой, но и не такой уж и маленькой аудиторией возрастом более 10 лет жалко разбрасываться. а что гомофобия? нельзя сказать, что я ненавижу геев; все-таки янчика и его друга или там мишеля фуко я точно не ненавижу. а последний так вообще от жопного спида неиронично сдох, куда уж тут сильнее декадансировать. но что я определенно ненавижу, так это вот подобные выходки; кстати, именно в треде к твиту, где выражается поддержка этой акции, я и разместил свой offensive tweet. надеюсь, путин сегодня выступит именно затем, чтобы объявить им войну за такую хуйню

    https://citoex.diary.ru/p219597828.htm


    Запись дневника "diary//cytoex Гарантированная тайна переписки"

    Понедельник, 22 Июня 2020 г. 12:55 + в цитатник
    владимир путин все-таки молодец (политик, лидер и борец). наверняка он знал, что я, как обычно, отложу все на почти последний момент и не успею сделать защитную речь заблаговременно. поэтому он решил сделать 24 июня выходным днем. а я об этом узнал только сегодня (точнее, сопоставил, что 24 число, эта среда и выходной день относятся к одной сущности). вчера как раз по защитной речи взял у научного руководителя таймаут до среды. мистическое совпадение? скорее, я наконец-то стал главным скрытым бенефициаром режима хДД и даже не пойду поддержать его своим голосом(

    https://citoex.diary.ru/p219594115.htm


    Запись дневника "diary//cytoex Гарантированная тайна переписки"

    Воскресенье, 21 Июня 2020 г. 21:03 + в цитатник
    успел сделать только презентацию((

    https://citoex.diary.ru/p219591971.htm


    лытдыбр физиологически-учебный

    Воскресенье, 21 Июня 2020 г. 14:38 + в цитатник
    всю неделю откладывал важное дело до выходных, а на выходных отложил его на последний выходной, т.е. на сегодня, но не порицаю себя за это. наконец-то выбрался из дома повидаться с другом, которого не видел с конца зимы, и заодно у него взвесился на весах с биоимпендансом. результат ожидаем, и я им доволен: нахожусь на нижней границе своего нормального веса, хотя прибор предлагает набрать еще 9 кг (понятное дело, мышц). за 3 месяца потерял 4 кг жира, но набрал больше 2 кг мышц (в основном занимался кардио). приложение указывает массу нежировых тканей — ровно такое же число показывали весы в начале октября 2017 г., когда у меня начинала кружиться голова всякий раз при попытке встать с кресла или кровати. интересно, какой тогда у меня был body fat. сейчас он составляет 12.4%. в прошлом году тоже сидел на диете, но буквально за пару месяцев не только утратил весь прогресс, но и нажрал сверху — получилось 10 кг разницы между минимумом и максимумом. целенаправленно худеть не очень эффективно, тактически более выгодно сдерживать себя и рассматривать управление весом как процесс принятия решений, каждое из которых дает о себе знать спустя месяцы кумулятивно. хочу сбросить еще кг 3.5 жира и нарастить где-то 1 кг мышц, тогда будет прям вообще хорошо.

    сейчас пишу все это и поедаю сладкое, т.к. вчерашняя поездка еще раз отложила мою самую главную задачу на сегодняшний момент. пообещал сегодня вечером отправить плен презентации и черновик выступления для защиты, которая произойдет настолько скоро, что для меня это было некоторой неожиданностью, парализовавшей меня. члены семьи относятся к ней как к чему-то, уже свершившемуся, и take ее for granted. мне это ужасно не нравится, потому что и без того увеличивает давление, которое я изо всех сил игнорирую, при этом находясь в легком ужасе. хочется написать кому-нибудь из не слишком близко знакомых с жалобами, чтобы напроситься на слова поддержки, но надеюсь, что делать я этого не буду. презентация должна быть небольшая, хочу уместиться слайдов в 12. вроде не такая большая задача, но вопросы мне поставили заковыристые. надо причесать, по сути, все — от онтологий до последних событий, произошедших в регионе.

    а так посидели у друга ничего, посмотрели одну из новых полнометражек lupin iii. там одна из персонажей — девочка, которая написала диссертацию и хочет поступить в хороший вуз; уловил посттравматический стрессовый вайб. за прокрастинацию себя не корю и вообще прокрастинацией не считают — раз написал, что сделаю, значит, сделаю (правда мб не очень качественно))), а в интернете пишут, нет толка мозг ебать за то, что тот хочет поработать вхолостую. отвлекаюсь то на logos review of books, то на статьи из posmotre.li, это русскоязычный аналог тивитропс (кстати, в старой опере работает отлично, очень не хватало кликать по тексту). картинки, чаты и прочее в телеграме за отвлечение не считаю. телеграм — новая лента, какой раньше, до 2016 г., для меня были попеременно вк, жж и дайри. листание ленты — это фундаментальный слой моей жизни, к которому я отношусь, как к работе. очень не хватает ощущения, когда маешься скукой и не можешь придумать, куда приткнуться. даже после защиты я, скорее всего, не смогу к нему вернуться, т.к. должны будут объявить результаты по стажировке в к*рнеги.

    https://citoex.diary.ru/p219590679.htm


    Метки:  

    применение ты/вы в различных сетевых сообществах

    Понедельник, 15 Июня 2020 г. 14:51 + в цитатник
    чат про оффшоры: строго на «ты»
    лингвистический чатик про шутеечки: перекос в «ты»
    украинский чат про инвестиции: перекос в «вы», соотношение примерно 70:30
    джастик: сугубо на «вы»


    морали не будет

    https://citoex.diary.ru/p219566873.htm


    Запись дневника "diary//cytoex Гарантированная тайна переписки"

    Пятница, 12 Июня 2020 г. 08:10 + в цитатник
    повелся на оформление художественного текста под статью на википедии и наукообразность стиля и решил прочитать одну из глав в «квир»-сборнике (страница 34), порекомендованном в одном из каналов в телеграме. все-таки, как бы нарочито узколобым я себя не преподносил, а esthetically appealing вещи я могу воспринимать без разбора. но нет. наукообразность наносная, эстетический аппиал околонулевой, а википедийная структура служит одной цели: хотим ебать растения, и чтобы никто за это не осуждал, а наоборот. пиздец, да у меня с людьми, которые решают, кому можно заключать межэтнические браки, а кому нельзя, в 99999999999 раз больше общего.

    https://citoex.diary.ru/p219555137.htm


    Метки:  

    Запись дневника "diary//cytoex Гарантированная тайна переписки"

    Среда, 10 Июня 2020 г. 16:42 + в цитатник
    мне стало интересно, существует ли фамилия кидало.
    существует.
    ну ее счастливым носителям (в основном украинцам) точно не стоит идти в какое-нибудь финансовое посредничество)

    https://citoex.diary.ru/p219548953.htm


    текущее

    Среда, 10 Июня 2020 г. 11:53 + в цитатник
    научный руководитель проинструктировала начать писать презентацию и защитную речь; судя по всему, на этой неделе уже утвердят дату, и мы сможем собраться где-то уже через две или три недели, если на то будет воля того, кто незримо присутствует в нас)) я решил внедрить в план изложения ответы на замечания рецензетов так, чтобы они были органичной частью презентации, а не отдельным пунктом. к сожалению, по понятным причинам ничего не успел прочитать дополнительно, чтобы подготовиться. но одну статью из сборника по соглашению о свободной торговле и инвестициям между сша и евросоюзам я все-таки прочитаю, все-таки упускать концепцию, настолько близкую рассматриваемой мной теории, было бы расточительством. и ничего, что само соглашение по ttip, как и сборник о нем, возможно, так и останутся в 2018 г. я, правда, в эти предсказания не верю, как и не верил в похороны самого ttp. вот сменится администрация в сша, и если еще что-то останется, наверняка захотят создать зону свободной торговли с европой. а там и великобритация подтянется.

    10 дней назад отправил соавтору на посмотреть свой черновик статьи, но ответа пока нет. мы рассматриваем линии противостояния внутри атр между южной кореей и японией, с одной стороны, и японией и китаем, с другой, и помещаем эти линии разлома в контекст новой стратегии сша по индо-тихоокеанскому региону. с помощью этого примера мы показываем, что многообразие региональной политики в атр нельзя низводить до противостояния между кнр и сша, и шире, до воплощаемых ими стратегий — опоп и итр, соответственно. статья ограничивается этими соображениями, но стоит добавить (и, надеюсь, раскрыть в последующих публикациях), что «метапротивостояние» между моделями (я называю их в приложении к диссеру «аттракторами» — это видение того, как региональная подсистема должна быть организована в сообщество) как таковое существует. просто не нужно, например, ту модель, которую олицетворяет китай, сопоставлять с самим китаем. можно предположить, что китай откажется от этой модели в пользу какой-то другой; возможно и то, что какая-то страна выберет «китайскую» модель, но при этом будет конкурентом китаю. например, это может быть индия, если в ней придет к власти правительство, ориентированное на агрессивную либерализацию торговли, но желающее находиться в равноудаленном положении от сша, японии и китая. или же «американская» модель; сша из институциональных процессов ушли, но аттрактор остался, и освободившуюся нишу пытаются занять то япония, то австралия с новой зеландией, что для последних двух стран крайне непривычная роль. ну, надеюсь, хотя бы по этой статье гладко пойдет с публикацией.

    еще постепенно почитываю бизнесчат лепрозория (догонял с нового года, сейчас остановился на конце апреля, лол) и logos review of books. недавно прочитал рецензию на книгу социолога андреса реквица и хочу прочитать еще раз — она как будто перекликается с проблемой соотнесения идентичностей и личных границ. вообще, как я понимаю, реквиц не пользуется понятием идентичности и заменяет его чем-то более... операциональным (мне надо прекратить судить об идеях исследователей по пересказам из рецензий). проблема связана с агрессивным отстаиванием личных границ как в информационном пузыре той демографии, к которой я отношусь, так и в политическом измерении. но об этом будет другой пост тогда, когда я буду готов его написать.

    сегодня должны прийти очередные две книжки. я заказал брошюру мартина лютера про чуму и главный труд витгенштейна. моя начитка по философским текстам сильно перекошена в континентальную сторону, следует разнообразить.

    https://citoex.diary.ru/p219547797.htm


    Метки:  

    Запись дневника "diary//cytoex Гарантированная тайна переписки"

    Воскресенье, 31 Мая 2020 г. 14:28 + в цитатник
    мир, если бы китайские инфраструктурные кредиты хэджировались американскими госдолговыми бумагами

    https://citoex.diary.ru/p219506175.htm


    о постмарксистском этосе и неолуддизме

    Воскресенье, 31 Мая 2020 г. 11:33 + в цитатник
    вчера привезли logos review of books; стоит увидеть, насколько у него здоровенный формат, почти что газетный. первая рецензия — на книгу джона данахера «автоматизация и утопия», исследование о влиянии машин и алгоритмов на трудовую этику — с точки зрения самой этики. в рецензии определяются дескриптивные свойства труда как терминальной ценности: во-первых, работа является всеобщей обязанностью (что по умолчанию подразумевает маргинализацию тех, кто изолирован или по своей воле избегает вовлечения в трудовые отношения). во-вторых, работа является «универсальным эквивалентом человеческого статуса», а следовательно, «главный признак человека — это его занятия». такая позиция мне очень близка и понятна, через эти признаки я и придаю труду терминальную ценность: в отличие от свободы или безопасности, которые нужны ровно настолько, насколько требуется, чтобы человек мог раскрывать свои другие качества, труд хорош сам по себе.

    такое положение создает конфликт внутри права на труд по двум направлениям. с одной стороны, выгодополучатели от добавленной стоимости имеют непропорциональный контроль над трудом, имея возможность не только в одностороннем порядке решать, как созданное благо будет распределяться, но и вообще отнимать его у человека, руководствуясь прибылью, когда выгодно заменить человека на машину или алгоритм. критика этого подхода заключается в том, что прибыль гарантирует прогресс, а без более совершенной материальной базы работник лишается права на освоение более производительных и осмысленных форм труда. с другой стороны, есть публичная критика со стороны людей, которые не считают труд чем-то ценным самим по себе и предпочли бы «жить для себя»; зачастую они поддерживают и безусловный базовый доход.

    во втором соображении я вижу проблему не столько в том, что люди ходят демаргинализовать свое положение как пребывающих не просто за пределами цепочек производства стоимости, но в том, что такой «выбор» преподносится как равнозначный выбору нормальных людей работать — и определять свою ценность через работу. демаргинализация отказа от труда неизбежно влечет за собой маргинализацию позиции сторонников труда как ценности; в долгосрочной перспективе именно эта смена этической полярности нанесет ущерб человеческой идентичности и благосостоянию, нежели постепенное и неизбежное преобразование материальной базы

    https://citoex.diary.ru/p219505462.htm


    Метки:  

    рациональность и эмерджентность

    Пятница, 29 Мая 2020 г. 11:52 + в цитатник
    зачем развивать и пропагандировать рациональность, если эта твоя хваленая рациональность не позволяет корректно мыслить о вещах, про которые ты пишешь? вот, например, елизер юдковский, который критикует то, о чем обладает по меньшей мере не вполне полным представлением — использование понятия эмерджентности, центрального для теории систем. наверно, человеку трудно отличить сущности, которые объясняют последствия, от сущностей, которые уточняют предпосылки. эмерджентность относится именно ко второму типу. он берет в качестве примеров интеллект как результат деятельности человеческих нейронов и муравейник — как результат деятельности муравьев. трудно объяснить, почему он не зашел дальше и не предложил модель тех же явлений, в которых эмерджентности нет. будет ли выращенный в пробирке конгломерат человеческих нейронов производить интеллект? на этот вопрос окончательного ответа нет. но что, если собрать четыре-пять миллионов муравьев одного вида, соблюдя дифференциацию их ролей, как в обычном муравейнике, и поселить их вместе? образуют ли они муравейник? по всей видимости, нет, потому что им не хватает чего-то, что присуще обычному муравейнику. это что-то — эмерджентность, как бы мистически это ни звучало. человеческие нейроны не просто производят интеллект, а потому, что мы под интеллектом понимаем такую деятельность, при которой каждый отдельный нейрон является чем-то большим, чем отдельный нейрон, когда взаимодействует с другими нейронами. муравейником становится колония муравьев не потому, что каждому муравью сопоставлена какая-то роль, а потому, что эта роль имеет смысл, порождая сложность при сопоставлении с другими ролями.

    мне проще и ближе всего привести объясняющий эмерджентность пример из своей области. мы можем построить простую модель, взяв три элемента — китай, японию и южную корею, и три связи между ними — дипломатические отношения между китаем и японией; дипломатические отношения между японией и южной кореей; дипломатические отношения между южной кореей и китаем. если мы рассмотрим систему, которую отражает эта модель, мы увидим, что существуют явления, несводимые к этим трем элементам и взаимосвязям. эти связи образуют нечто превосходящее их самих. то есть, они производят эмерджентность, которая в выбранном примере приняла форму саммита трехстороннего партнерства и многочисленных договоренностей на его основе, которые не могут свестись ни к одной из трех взаимосвязей по отдельности. если мы заменим в модели южную корею, например, на асеан, эмерджентность потеряется. не существует ничего, порожденного сложностью трех взаимодействий между замененными элементами. чего-то не хватает такого, что отличает треугольник кнр—асеан—южная корея от треугольника кнр—япония—южная корея. это что-то — эмерджентность, и по ее наличию мы способны отличать одну систему от другой, делая определенные выводы.

    с другой стороны, я согласен, что эмерджентность — это признак, а не само объяснение (если только мы не хотим довольствоваться обозначением отличия одной модели от другой), но мне незнакомы примеры в академическом дискурсе, где она претендует на такую роль.

    https://citoex.diary.ru/p219497734.htm


    Метки:  

    три этюда о социальном

    Четверг, 28 Мая 2020 г. 10:10 + в цитатник
    bojack horseman — совершенно потрясающий сериал. одна из вещей, которые мне наиболее по душе в нем — способность рассказывать сюжетные линии, не прибегая к репликам и диалогом, а именно что показывая; при этом отчасти сюжетные линии развиваются вокруг обычных бытовых ситуаций, а не каких-то искусственно помещенных для создания конфликта событий. у меня нет какой-то любимой сюжетной линии, но сегодня в памяти всплыло завершение развития персонажа diane. именно то, как в последнем сезоне она превращается в стереотипную сидящую на антидепрессантах ethnic miniority жирную писательницу второсортных романов для девочек, но никто не обращает на это внимания, чтобы не спугнуть СЧАСТЬЕ. ахахахах вот умора. для меня это, с одной стороны, пример того, чем я не хотел бы стать; и некоторое олицетворение социальной среды, которая движется в векторе одобрения (смещения из фокуса личного в публичное) психотерапии. таблетки ломают движимых амбициями боевитых девочек и превращают их в клуш.

    ***

    считаю себя охуенным сводителем людей между собой, хотя в действительности такое случилось только один раз и, в сущности, без моего участия. энивэй, недавно мне пришло в голову, чтобы было бы неплохо познакомить девочку из офиса россотрудничества в токио с бывшей моего друга, которая работает в рекламном агентстве тоже в токио. они, понятное дело, не знают друг друга, а мы с ними общаемся не то что бы давно и близко. я начал размышлять, как это правильно сделать. надо сначала написать одной, спросить, не против ли она, а потом написать другой. но что именно написать и с кого начать, чтобы никого не обидеть? я полез в инстаграм к девочке из рекламного агентства и увидел, что она от меня отписалась. ну, раз так, подумал я, то нечего и шевелиться. правда, на инстаграм девочки из россотрудничества не подписывался уже я сам.

    ***

    некоторое время назад прочитал в посте на каком-то канале в телеге (а может быть, это вообще был лог чела в одном из чатов), якобы было такое исследование, что испытуемому предлагали либо удар током, либо посидеть одному без каких-либо занятий в течение 15 минут. большинство выбрало удар током; типа, человек готов испытать боль, лишь бы не оставаться наедине с собой и своими мыслями. проверять достоверность этого изложения и искать само исследование я, разумеется, не стал, но мнение имею. мне кажется, что бессмысленно было делать противопоставление таким образом; удар током — не бог весть какой ущерб, болеть он перестает практически сразу (их же наверняка не большой оставляющей ожог мощностью били), а люди просто-напросто хотели поскорее вернуться к своей привычной рутине. следовало бы, наверно, предложить провести минут 20 в комнате, полной разнообразных занятий, или в комнате без ничего, но с небольшим материальным вознаграждением. но даже в этом случае исследование было бы о том, что люди предпочитают или не предпочитают деньги, а не свои мысли. когда-то в детстве я читал, что якобы японских школьников в обязательном порядке отправляют медитировать на красивое, типа, развивают им эстетику. мне кажется, это хорошее начинание, но медитации здесь не при чем.

    когда я взрослел, мне повезло, что в моей жизни время от времени возникали ситуации, когда мне надо было чего-то ждать неопределенный срок — два, три, четыре часа кряду, и я не знал, сколько времени продлится ожидание, и закончится ли это ожидание чем-то вообще. естественно, это не было бы так интересно, если бы ожидание я мог чем-нибудь скрасить. и такой опыт не привил мне чувство комфорта наедине с собой (иначе бы я не тратил каждый свободный вечер или день, чтобы пить). но он определенно привил мне здоровую привычку быть терпеливым и ждать; ожидание в 15 и 30 минут для меня теперь — это вообще ничто. естественно, меня раздражают нетерпеливые люди (как правило, считающие, что им нужнее, чем всем остальным), и идеальная общественная среда — это среда людей, способных ждать. пять часов, день, неделю, месяц, год, 10 лет. как умею ждать я и не форсировать события, чтобы не спугнуть.

    https://citoex.diary.ru/p219493051.htm


    Метки:  

    Поиск сообщений в rss_diary_citoex
    Страницы: 40 39 38 [37] 36 35 ..
    .. 1 Календарь