-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_thor_2006

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 1




Скит боголепный - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://thor-2006.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://thor-2006.livejournal.com/data/rss/, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Трупами завалили...

Среда, 26 Мая 2021 г. 05:45 + в цитатник
Нет, это не то, что вы подумали - это про Первую мировую, про результаты двух вторжений русских войск в Восточную Пруссию в кампанию 1914 г.

product_img_3566


С.Г. Нелипович пишет, что в боях за Восточную Пруссию в августе-октябре 1914 г. участвовало с обеих сторон более 1220 тыс. человек, из которых было убито, ранено, пропало без вести или пленено 433,5 тыс. человек (341884 с русской и 91979 с германской стороны)...
Неплохое такое выходит соотношение потерь - почти 3,5 к 1 в пользу немцев. И это, опять же, в начале войны, когда русская армия была как будто неплохо подготовлена и укомплектована кадровыми военнослужащими, а не ополченцами. Отметим, что в русские потери входят больше 180 тыс. пропавших без вести, большая часть из которых - пленные.

https://thor-2006.livejournal.com/868648.html


Метки:  

Achsenzeit

Вторник, 25 Мая 2021 г. 05:35 + в цитатник
Похоже, что "осевым временем" ( Achsenzeit Ясперса) для Восточной Европы стала 2-я четверть XV в.
А почему именно так? А вот почему - на это время приходится сразу три междуусобных войны в трех государствах-важнейших игроках в "большой Игре" в Восточной Европе. Политическая нестабильность и Смута охватила и Великое княжество Литовское (после смерти Витовта), и Великое княжество Московское (и Владимирское), и Орду (когда сошел с политической сцены Едигей). Спустя четверть века (где-то чуть раньше, где-то чуть позже) смута закончилась, и когда занавес отдернулся, то перед изумленными зрителями предстала удивительная и необычная картина.
Начнем с Орды. Орда де-факто перестала существовать как единое государство. На ее месте образовалось сразу несколько юртов, которые хотя и были связаны общностью истории и элит (и, соответственно, общностью "коллективного бессознательного"), тем не менее, жили весьма недружно - каждый полагал себя лучше соседа и при случае рассчитывал подогнуть его под свое колено. В особенности это касалось Большой Орды и Крымского ханства. Два этих юрта очень скоро вступят в борьбу за право возглавить Renovatio Imperii Tartarorum, которая, в конечном итоге, окончательно доведет до краха постордынский мир.
Великое княжество Литовское вышло из смуты как будто относительно единым и целым, но это лишь видиомсть. Да, как будто проверку на прочность оно прошло, но на самом деле от последствий смуты Литва так до конца и не оправилась. При Витовте Великие княжество Литовское превратилось в, пожалуй, сильнейше государство Восточной Европы - Витовт сажал ордынских ханов на ихнее седалище и менял их при необходимости как перчатки, великий московский князь именовал его своим "отцом", а тверской и рязанский князья ходили у него в служебниках (в особенности рязанский), Псков и Новгород тряслись за свою независимость, ибо еще в конце XIV в. Тохтамыш пожаловал своего "брата" Витовта" этими городами и землями, и Витовт начал постепенно прибирать их к рукам и кто знает, чем бы все это закончилось, не повторили бы Новгород и Псков судьбу Смоленска, если бы не его смерть. Но вот он умер, началась смута, и после ее как будто благополучного завершения от всего этого имперского великолепия практически ничего не осталось - не до жиру, быть бы живу, и главная идея всей внешнеполитической активности Вильно в последующие десятилетия - как бы сохранить все, что было нажило непосильным трудом и предыдущие десятилетия. И, кк мы знаем. не срослось.
Москва. А вот тут все по другому. При Иване Калите и его ближайших преемниках был запущен процесс собирания земель и власти в руках великих московских князей. Василий I растерял многое из того, чтобы было собрано его прадедом, дедом и отцом и признал себя если не "подручником" Витовта, то, по крайней мере, стоящим ниже его в политической иерархии, отдал на съедение Витовту Смоленск и чуть было не потерял Новгород со Псковом. Василию II долго было не до этого - он боролся и за власть и за жизнь сперва с дядей, а потом с двоюродными братьями - Косым, Шемякой и Красным. Борьба эта занятунлась, но, в конце концов, Василий сумел одолеть всех своих врагов, "перебрать людишек" и сконцентрировать власть в своих руках, гарантировав плавный переход ее в руки своего сына Ивана.
Но самое главное даже не это - при нем четко обозначился вектор московской внешней политики на будущее - собирание земель возобновилось, и первым тяжелую руку Василия ощутил на себе Новгород, приютивший было Шемяку и присных его. Устроив новгородцам "блицкриг" зимой 1456 г., Василий принудил их к миру в Яжелбицах. И хотя этот договор формально выглядел как повторение прежних докончаний между новгородской господой и великим московскими князьями, в это-то как раз и заключается его ценность и важность. Добившись от Казимира Ягеллона в 1449 г. признания Новгорода (а заодно и Рязани) своей исключительной сферой влияния (а попутно, чтобы два раза не вставать, установления "братских" отношений с ним), Василий в Яжелбицах восстановил "старину" в московско-новгородских отношениях, основательно порушенную при Витовте. И теперь его сыну Ивану нужно было только развить достигнутый успех, подчинит Новгород и дождаться, когда Бог совсем уж окончательно переменит Орду. Так и случилось к концу XV - началу XVI вв., когда Русское государство превратилось, пожалуй, в сильнейшее в регионе. Средневековье закончилось, началось раннее Новое время.

i_011


P.S. И премного благодарен всем, кто вспомнил меня тихим незлобивым словом и поздравил с днем рождения (хотя, впрочем, 52 года - это не тот праздник, который хотелось бы отмечать - где мои 17 лет? Или 25? Или даже 35?)

https://thor-2006.livejournal.com/868366.html


Метки:  

Гм...

Понедельник, 24 Мая 2021 г. 05:05 + в цитатник
Алексей Владимирович Темников-Нуаро (1966 гр.). "Копейщик. Полк нового строя". 1994 г.

188509320_6229376407087837_8998047594068476256_n


https://thor-2006.livejournal.com/868303.html


Метки:  

Ностальгия

Воскресенье, 23 Мая 2021 г. 04:55 + в цитатник
Глянул намедни кусочек от "Чужого" и вспомнил, что у меня в фетишатнике есть такая вот картинка:

176951982_281081277024922_197920788519812921_n

https://thor-2006.livejournal.com/868003.html


Метки:  

Черепашка

Суббота, 22 Мая 2021 г. 05:11 + в цитатник
Нет, не ниндзя, но очень злобная, агрессивная и кусючая - знакомьтесь, Carbonemys cofrinii , жившая в пресноводных озерах северо-запада Южной Америки в палеоцене:

карбонемис


О ее размерах можно составить представление по этому изображению, на котором один из первооткрывателей карбонемиса, Эдвин Кадена, рядом с остатками ее панциря:

5b48932fae0b31aafa1f62751f3784d4


Считается, что эта почти двухметроворостая 300-килограммовая черепаха с невероятно сильными челюстями была засадным хищником, нападая на все, что неосмотрительно попробовало бы проплыть/проползти мимо ее убежища.
P.S. Вообще, ранний палеоген в северной части Южной Америки был раем для хищных рептилий - динозавры вымерли, млекопитающие еще не достигли своего расцвета? и освободившаяся ниша крупных хищников на суше и в воде была занята (свято место пусто не бывает) крокодилами-гигантами, не менее гигантскими змеями (например, знаменитым титанобоа) и черепахи успели запрыгнуть на подножку уходящего поезда и отметиться на этом поприще.

https://thor-2006.livejournal.com/867730.html


Метки:  

Впечатления...

Пятница, 21 Мая 2021 г. 05:06 + в цитатник
Ну вот, "по совету друзей" глянул "Туриста". И, поскольку на 9 мая посмотрел еще и "Подольских курсантов" (давно уже не позволял себе вот так сесть и глянуть фильм целиком, от начала и до конца), то можно и сравнить их с точки зрения не кинокритика, но рядового смотрителя (в смысле зрителя). В общем сподвигся на кинорецензию краткую (давненько я этого не делал).
И вот что я скажу - за "Подольскими курсантами" длинный такой шлейф выстроился положительных рецензий, коннотаций, мнений и прочего и т.д., и т.п. А вот не впечатляет и не трогает - не то чтобы совсем уж, но вот никак не похоже, на, к примеру, "Горячий снег", "Хронику пикирующего бомбардировщика" или "На войне как на войне". Вот вроде бы как постарались сделать все аутентично - даже гансы на гансов похожи и ихние танки и БТРы на ихние танки и БТРы. А все равно не трогает. Чего-то в фильме не хватает - какой-то связи между эпизодами, что ли - вот по отдельности вроде бы как отдельные фрагменты хороши, а вместе они никак не склеиваются в целостное полотно. Ощущение рваности через весь фильм проходит красной нитью. И еще остро не хватает общего контекста - ну курсанты и курсанты, но почему их подвиг столь важен? Ладно я, мне контекст понятен и мне его разъяснять не надо, но есть же и другие. Неужели нельзя было, как в старое доброе время, ввести в курс событий, нарисовать карту, а на ней показать, как коричневые щупальца тянутся к Москве, а у них на пути никого и ничего нет, и вся надежда только на этих курсантов? В общем, я бы оценил сам фильм на 3+, а за старание поднял бы оценку до 4-. Но не больше. Вес не взят. Лучше еще раз "Звезду" пересмотреть или "Брестскую крепость". Или "Дорогу на Берлин" (кстати, из всех российских фильмов про Войну, снятых в 10-е гг., мне он показался лучшим). На худой случай, "Коридор бессмертия". Как то так.
Теперь по поводу "Туриста" пара слов. Живо он мне напомнил "Балканский рубеж" (и еще чем-то неуловимым - "Падение черного ястреба"), только тот фильм я смотрел в кинотеатре, а этот - с экрана компьютера, так что определенный негативный эффект домашнего просмотра налицо - похоже, что если бы "Турист" шел бы большим экраном, это выглядело бы лучше. Нет, не шедевр "Турист", не шедевр, но и не неудача - хорошо так зашел. Крепкий такой, вполне себе смотрибельный фильм, на твердую "четверку". Чувствуется, конечно, что бюджет невелик, но снято хоть и скромно, но достойно, и все на своем месте. Можем же, если захотим. Пожалуй, я его еще раз посмотрю - потом, когда будет больше времени (когда будет отпуск) и в более спокойной обстановке. Кстати, слоганом к нему я бы эту фразу использовал - "Бедные негры, они просто безнадежны". И другую - "Ни один ублюдок никогда не выигрывал войну, умирая за свою страну. Он победил, заставив другого бедного тупого ублюдка умереть за свою страну". По ощущениям, понемногу у нас начинают мыслить именно этой последней категорией, а не рассуждать о "благородстве поражения". Пора это суровое превознемогание и самурайство доморощенно-посконное изживать - бабы новых солдат, увы, уже не нарожают.



https://thor-2006.livejournal.com/867418.html


Метки:  

Чарли-с-хвоста

Четверг, 20 Мая 2021 г. 05:22 + в цитатник
186556604_4615582931791120_1738680412123612801_n

Ну и стих про него - по ссылке

P.S. Да, я знаю, что в балладе речь идет о "Летающей крепости" и ее стрелке, а тут - англичанин с "Ланкастера", но это детали, которые сути дела не меняют.

https://thor-2006.livejournal.com/867309.html


Метки:  

Победка?

Среда, 19 Мая 2021 г. 05:13 + в цитатник
Перепост (с небольшими сокращениями) из мордокниги, со странички "Военно-морского обозрения":
"10 мая (27 апреля) 1915 г., российский линейный флот одержал единственную бесспорную победу - в эпоху брони и пара.
Дело делали у Босфора, и фабула, полагаем, присутствующим хорошо известна. Черноморский флот вышел в очередной поход к берегам Турции, утром 9 мая атаковал неприятельское судоходство у Эрегли. Командующий германо-турецким флотом, вице-адмирал Вильгельм Сушон, приказал линейному крейсеру "Гебен" выйти в море и помешать безобразию. Однако, к моменту прибытия "Гебена" на арену крейсерской войны нашего флота там уже не было. Немецкий линейный крейсер остался в море, а наши славные броненосцы направились к Босфору.
На 10 мая была запланирована бомбардировка турецких укреплений. Собственно обстрел должны были выполнить броненосцы "Пантелеймон" и "Три Святителя", а три других линейных кораблей - "Евстафий", "Иоанн Златоуст" и "Ростислав" - держались мористее, обеспечивая прикрытие бомбардировщикам. Однако, прежде чем "Пантелеймон" и "Три Святителя" приступили к делу, около 07.00, в поле зрения нашего флота появился "Гебен". Командующий Черноморским флотом вице-адмирал А.А. Эбергард пошёл навстречу "Гебену" с имевшимися у него тремя броненосцами, приказав "Пантелеймону" и "Трём Святителям" присоединиться к главным силам как можно быстрее.
Собственной бой продлился около 20 минут. Огонь был открыт в 07.53, при расстоянии 17 500 м (94 кабельтовых). До 08.05 с нашей стороны огонь вели только "Евстафий" и "Иоанн Златоуст" - дистанция была слишком велика для "Ростислава", а "Пантелеймон" и "Три Святителя" ещё не успели присоединиться к главным силам. По приказанию Эбергарда наш флагман двигался зигзагом и переменной скоростью. Благодаря этому немецкая стрельбы была безрезультатной. Наша оказалась чуть лучше: в 08.00 в бак "Гебена" попал 305-мм фугасный снаряд.
В 08.05 к бою присоединился "Пантелеймон". Открыв огонь с расстояния около 18 500 м (100 кабельтовых), он добился накрытия вторым залпом. Один из снарядов этого залпа, разорвавшись у борта "Гебена", причинил заметные повреждения: борт ниже ватерлинии был вдавлен на протяжении 6 метров, через выбитые заклёпки вода затопила бортовой коридор между 100 и 104 шпангоутами. Осколки снаряда повредили укладку противоторпедной сети, ствол 150-мм орудия и временно вывели из строя орудия, расчёт которого был отправлен в нокдаун. Спустя минуту, в 08.06, "Гебен" отвернул, а в 08.12, с увеличением расстояния до 20 300 м (110 кабельтовых), прекратил огонь.
Словом - короткий бой, стычка. Тем не менее, здесь есть, что отметить. Хотя материальный результат стрельбы наших кораблей был невелик - они выиграли бой "всухую". Чему способствовало решение Эбергарда о движении зигзагом: такой манёвр снижает эффективность огня обеих сторон, но маневрирующей стороне всё же легче, поскольку артиллеристы знают параметры зигзага.
Далее, наши артиллеристы выиграли состязание у немецких - мало кому это удавалось, как минимум в ситуации, когда успеху не способствуют наличие радара или выгодное положение относительно солнца. Наши артиллеристы добились успеха, несмотря на то, что материальная часть - 305/40-мм орудия - была устаревшей по сравнению с немецкими 280/50-мм пушками. И, наконец, "Пантелеймон" в этом бою, видимо, установил рекорд дальности успешного выстрела с додредноута, причинив повреждения "Гебену" на дистанции около 18 500 м (100 кабельтовых).
Наконец, и это главное: бой представлял собой состязание двух "волящих" сторон. Сушон выслал "Гебен" в море для атаки, и командир "Гебена" хотел нанести поражение броненосцам Эбергарда. Который, в свою очередь, решил дать противнику бой - и выиграл. Наш флот сломил волю противника и заставил его отступить - не самим фактом превосходства в силах, а именно успешными действиями, удачной стрельбой.
Почему этой истории стоит уделить особое внимание? Вот почему. Можно утверждать, что лежащее в основе отечественного морского пессимизма утверждение - "наш флот ничего не показывал со времён Синопа" - сводится к куда как более узкому "со времён Синопа наш флот не выигрывал больших сражений". Поскольку и после Синопа в истории нашего флота есть рассказы про "политический эффект, стратегическое влияние и оперативные достижения". Есть успешные действия на коммуникациях и минные постановки, примечательные операции лёгких сил, десанты и эвакуации, грандиозные и героические межтеатровые манёвры. Есть успешные одиночные бои.
Нет - действительно - только большой решительной победы в крупном бою. Большой нет, а малая вот имеется. В связи с чем полезно обратить внимание на условия, в которых эта победа была одержана. Соотнести их с условиями на других театрах и в других войнах. И всерьёз подумать над тем, является ли отсутствие больших побед симптомом тяжёлого флотского недуга - или чем-то совсем другим...".
Единственное, что я бы добавил к этому тексту - это не единственный успех черноморцев именно в такого рода бою в Первую Мировую. Вообще, в эту войну черноморцы действовали не в пример более активно и успешно, нежели балтийцы, и у меня есть сильные подозрения, что и в гипотетичной ситуации, когда с японцами столкнулись бы броненосцы Черноморского флота, то они показали бы себя лучше, нежели балтийцы. Почему? А потому, что Черноморский флот все время был занят конкретным делом - подготовкой к Босфорской операции и был более сплаванным именно как соединение, а не собрание образцов, как на Балтике.

97fe4d5c3c4b


https://thor-2006.livejournal.com/866858.html


Метки:  

А вот такого вы точно еще не видели...

Вторник, 18 Мая 2021 г. 05:20 + в цитатник
Думал написать про русский флот в русско-японскую, но попалась мне картина Глазунова нашего, который Илья, и я не удержался...

Vnuki-Gostomyisla-Ryurik-Truvor-i-Sineus_S-kartinyi-Ili-Glazunova


Внуки, так-скать, Гостомысла - Рюрик со своей братией, Синусом и Трувором. Как то так.

https://thor-2006.livejournal.com/866710.html


Метки:  

Хипстер блаженный...

Понедельник, 17 Мая 2021 г. 05:04 + в цитатник
Сибирский В.М. Александр Невский. 1993 г.

Сибирский В.М. Александр Невский. 1993


https://thor-2006.livejournal.com/866441.html


Метки:  

Упырь лихой...

Воскресенье, 16 Мая 2021 г. 05:13 + в цитатник
А всего то животинко зевнуло

кот хаосит


https://thor-2006.livejournal.com/866274.html


Метки:  

Свинокрок сахарский

Суббота, 15 Мая 2021 г. 05:11 + в цитатник
В 2009 г. в меловых отложениях Нигера был обнаружен череп крокодила, который получил за свой несколько необычный вид имя Kaprosuchus saharicus или свинокрок сахарский:

5af84c6e415ca3aafdaa23b7926add23_large


Поскольку в распоряжении палеонтологов есть только череп (и тот не совсем полный), то его реконструкции носят в значительной степени гипотетический характер.

scale_1200


Однако есть мнение, которое основывается на особенностях устройства черепа, что свинокрок сахарский хотя и жил возле воды, однако был и активным и подвижным длинногим хищником - при длине в 6 с гаком метров (хотя есть и другая версия - всего лишь 3 метра) и весе до полутонны (?) конкурентов в тех краях у него было не так чтобы и очень много.

6391675fb8a2b13f58c6f1e280064d39


В общем не ходите, дети, в Африку гулять - в Африку меловую...

https://thor-2006.livejournal.com/865990.html


Метки:  

Доспех для полумужа...

Пятница, 14 Мая 2021 г. 05:23 + в цитатник
Тирион Ланнистер одобряет.

6601881_1000


6602823_1000


6603115_1000


Вес: 16,5 кг
Высота: 4 фута

Утащил у камрада andrewbek_1974. Доспех принадлежал Руперту, придворному карлику и шуту герцога Иоганна Казимира Саксен-Кобургского.

https://thor-2006.livejournal.com/865643.html


Метки:  

Обидели, значить, Ивана нашего - 4

Четверг, 13 Мая 2021 г. 05:39 + в цитатник
Ну что, перейдем к третьей и заключительной части про то, как обидели Ивана нашего - на этот раз про внешнюю политику и общие выводы.

DzTg1eRXcAA1AxQ




Поскольку всякое войско, рать - это дело государево, то создание стрелецкого войска я таки перенес сюда, в этот раздел. Булат задается вопросом: То, что постоянно вменяется в плюс Ивану Грозному, – создание стрелецкого войска. Как думаете, оно создавалось для населения или для защиты власти от посягательств извне, как «изнутри», так и «снаружи»?. А и в самом деле - для чего оно создавалось? Вообще, для чего существует всякая армия? Для населения? Для власти? А вообще - можно так ставить вопрос? Всякое войско создается прежде всего для борьбы с турком внешним, но, в случае необходимости может пригодиться и для борьбы с турком внутренним. Само же стрелецкое войско создавалось для одной цели, а потом спектр решаемых им задач существенно расширился, но и в том, и в другом случае одна из задач, которое оно решало - это защита православного государства, а, значит, и всего православного люда от ворогов - а хоть тех же казанских татар, кстати.
Теперь про Казань и Астрахань. Да, конечно, про население покоренных территорий можно не говорить – для них это было катастрофой , ну так, как бы то ни было, русские не делали с татарами ничего такого, что татары не делали с русскими - в данный конкретный момент татары оказались слабее, ну а дальше - дальше Бренн популярно объяснил, что vae victus и что побежденные должны плакать (что там Чингис-хан говорил насчет истинного счастья?). Для русского же народа покорение Казани *в большей степени) и Астрахани *в меньшей степени) - безусловно, благо уже хотя бы потому, что на границе стало поспокойнее и не нужно было выходить в поел пахать или гнать скот на пастбище с оружием в руках. И тут дело не в том, какие цели преследовал Иван (а один Иван ли? А что, остальные тут не при чем?), завоевывая Казань или Астрахань - причины этих конфликтов нельзя свести только к одному его желанию отомстить за боль предков, подвергнувшихся разорительному монгольскому нашествию , неким психологическим комплексам или же заботам земельном фонде для нарождающегося дворянства, думая о приросте базы налогоплательщиков . И то, и другое, и третье, и еще много чего - можно долго об этом писать и рассуждать, поскольку причины этих войн носят сложный, комплексный, многоуровневый характер.
Кстати, тут нельзя не сказать, что XVI век вообще век экспансии, и в эту игру играли все, вот только с разными результатами. И когда казанские князья коромольники пригласили в очередной раз на казанское седалище Сафа-Гирея они на что надеялись и на что рассчитывали? Что в Москве сидят толстовцы и непротивленцы злу насилием? Кто виноват в том, что у московского медведя зубы и когти оказались мощнее, чем у казанского волка? Казанская трагедия 1552 г. - в общем-то закономерный итог событий 1505-1506 гг. (если не более ранних).
Опричнина - как много в этом слове для сердца русского (да и не только русского) слилось! Спор вокруг опричнины идет вот уже не одно столетие, и ответ на вопрос - что такое опричнина, для чего она была создана и т.п., так и не найден. Хотя, впрочем, почему не найден - "либеральный" "дискурс" давно его нашел. Булат его формулирует: это была квинтэссенция сущности государства как она есть – безраздельная, неограниченная ничем, кроме собственных представлений об этом, власть небольшой, но энергичной и агрессивной группы людей над большой, но пассивной и «непротивляющейся злу насилием» массы населения . Не говоря о том, что это опять же чистой воды презентизм, отметим, что, во-первых, "злодейства" опричнины, мягко говоря, несколько преувеличены (и Новгород тому едва ли не самый яркий пример!), а во-вторых, если бы я отвечал на вопрос, что такое опричнина и для чего она была создана, то, как ни странно, в каком-то смысле я бы согласился с утверждением Булата о том, что это была царская "гвардия". Но именно в каком-то смысле. Для меня что опричники что преображенцы с семеновцами, что голштинцы или гатчинцы с жандармами - явления одного и того же свойства. Кроме того, на данный момент я полагаю, что создание опричнины - это второй подход Ивана к созданию собственного двора (первый подход был в нач. 50-х гг., с созданием Избранной тысячи и стрелецкого войска, третий - во 2-й пол. 70-х - нач. 80-х гг.).И вот как именно новый извод Государева двора и надо, по моему, рассматривать опричнину, а все остальное - от лукавого и суть историографические фантомы.
Психологическая неадекватность правителя Московской Руси и несостоятельность системы управления, позволяющей такому человеку находиться у власти (царь – от Бога) . Жесткий вердикт. Но здесь опять же есть небольшие такие нюансы. Стоит ли пытаться искать простые ответы на сложные вопросы? Если мы чего-то не понимаем, то нужно ли сводить это непонимаемое до простейшего, примитивнейшего объяснения? Медицинской карты Ивана Грозного у нас под рукой нет, ставить диагноз, основываясь на показаниях явно недоброжелательных по отношению к Tyrann'у современников по меньшей мере решение скоропалительное и явно непродуктивное (хотя и очень удобное).
Ну а что касательно до системы - снова и снова подчеркну, что применительно к раннемодерным государствам стоит все-таки различать их саморепрезентацию, стремление показать себя не такими, какими они есть на самом деле, а такими, какими они хотят казаться, и реальность. А реальность такова, что эти государства, и Россия времен Ивана не исключение, были слабы институционально, и их возможности по осуществлению контроля за населением и навязывания ему своей воли были весьма и весьма ограничены. Так что сила и могущество Ивана Грозного - в значительной степени миф. Его власть покоилась на тонком балансе сил и интересов внутри общества, и сам Иван мог действовать в довольно узком коридоре возможностей, границы которого определялись, с одной стороны, традицией, то самой "стариной" и "пошлиной", которые выступали своего рода неписаной "конституцией" и нарушение которой было чревато весьма неприятными последствиями (Лжедмитрий I как сын Ивана может об этом рассказать поподробнее), а с другой стороны - позицией окружения Ивана, его думными и избными людьми, и позицией растущей бюрократии, служилых корпораций и всей "земли". Не учитывать их мнения Иван не мог - у него был хороший опыт в этом случае, полученный в 1547 г.
Булат пишет о том, что если с «позиции птичьего полета» посмотреть на историю России периода правления царя Ивана, то можно отметить отсутствие какой-либо единой, четкой линии управления страной . Я и здесь не соглашусь с этим утверждением, Что понимать под единой, четкой линией управления страной? Стремление Ивана упорядочить управление Россией, навести определенный порядок, опирающийся на "старину", способствующий тому самому "общему благу" - этого не было? Или после того, как была якобы ликвидирована пресловутая "Избранная Рада", ее "реформы были отменены? Или были колебания во внешней политике, она носила невнятный характер? Тоже нет - Иван решал те же задачи, что его отец и дед, вот только окно возможностей при нем практически захлопнулось и по причинам, от Ивана не зависящим. Собственно говоря, Иван IV расхлебывал кашу, круто заваренную его дедом, и отвечал по сего счетам и векселям. И, надо сказать, для тех конкретных условий довольно удачно и успешно.
Многие земли, как указывают писцовые книги (бесстрастный источник, типа бухгалтерских записей наших дней), в результате правления Грозного царя оказались «в пусте» (опустошенными и без податного населения). По этим документам кажется, что страна в результате правления Ивана IV испытала вражеское нашествие . Вот здесь я бы выделил слово "кажется" - именно что кажется. Писцовые книги сохранились лучше всего по Северо-Западу - именно на этих материалах делаются вывод относительно разорения. Но здесь есть несколько нюансов - этот регион как прифронтовая зона сильнее всего пострадал от военных действий прямо (от неприятеля) и косвенно (от действий своих войск). И не стоит забывать о том, что 2-я пол. 60-х - нач. 70-х гг. ознаменовались для Русской земли катастрофическим по своим последствиям мором и голодом. Неблагоприятные тенденции, которые наметились в экономическом развитии еще в конце 40-х - нач. 50-х гг,, усугубились затянувшейся войной и довершены были этим мором и голодом. Стоит ли после этого удивляться тому, что и земли лежат впусте, и народишко разбежался?
Ну и вишенка на торте - персональная виновность Ивана в Смуте. Иван умер в 1584 г., Смута началась спустя, почитай, два десятилетия. Сменилось целое поколение с тех пор, как грозный царь сошел в политической сцены. Если бы Смута началась сразу после его смерти - то да, в само деле, виноват он и только он, но спустя двадцать лет? Опять же, обвинить Ивана в том, что он развязал Смуту - значит, снова попробовать дать простой (и, как это обычно бывает, неверный) ответ на сложный вопрос. Смута была подготовлена всем ходом русской (впрочем, не только русской - в свое время я уже писал о том, что вся вторая половина XVI - первая половина XVII вв. сплошная Смута от берегов Атлантики и до берегов Тихого океана, и через нее прошли все мало-мальски значимые государства Евразии - так, если это было повсеместно, а не только в России, может, не Иван в этом виноват?) истории в предыдущие десятилетия, и вина Ивана (которая в каком то смысле присутствует - в конце концов, не он ли замешан в темной истории со смертью царевича Ивана Ивановича?) - лишь один фрагмент большой мозаики, и далеко не самый главный.
Что ж до интереса общества к фигуре Ивана, который носит якобы нездоровый характер, то я бы сказал, что это как будто нездоровый интерес обусловлен вовсе не тем, что общество больно, причем всерьез и надолго, оздоравливаться не желает и состояния своего не осознает . Как раз наоборот - оно пытается оздоровиться и разобраться в своем прошлом, избавиться от догм и заскорузлых стереотипов, взглянуть на свою историю более объективно и непредвзято. В конце концов, это часть процесса общего пересмотра прежней исторической картины мира, которая носит глобальный характер. И власть тут совершенно не при чем - уж о чем, о чем, а о Иване Грозном и о том, как его обелить и превратить из Савла в Павла она думает меньше всего. Скорее это запрос "снизу", и от нас историков, зависит, сможем ли мы дать удовлетворительный ответ на это запрос или же нет, будем и дальше подыгрывать всяким фрикам от истории и заведомым непрофессионалам и рукожопам (намек на одну высокопоставленную в прежние времена персону, с которой у меня давние разногласия).
Вот как-то так получилось. Несколько, конечно сумбурно и местами, может, не слишком убедительно - но не судите строго, писалось все это на скорую руку, урывками, Все никак руки не доходят до биографии Ивана - может, все-таки по весне дойдут?


https://thor-2006.livejournal.com/865345.html


"Не нам, Господи, не нам, но все во славу имени Твоего..."

Среда, 12 Мая 2021 г. 05:01 + в цитатник

Метки:  

Обидели, значит, Ивана нашего-3

Вторник, 11 Мая 2021 г. 04:58 + в цитатник
Предыдущая часть отзыва/рецензии/размышления над материалом Булата Рахимзянова представляла собой этакое затянувшееся вступление, которое предполагало обрисовку в общих чертах той позиции, от которой я намерен отталкиваться, анализирую выдвинутые Булатом претензии к Ивану Грозному. А теперь можно перейти и к основной части. Но прежде несколько слов, зачем я ввязался в эту историю. С Булатом я заочно знаком уже несколько лет и в свое время сделал рецензию на его работу "Москва и татарский мир. Сотрудничество и противостояние в эпоху перемен. XV-XVI вв.". Работа любопытная, хотя, конечно, небесспорная и вызывающая желание подискутировать, и я с интересом ее прочел (люблю подобного рода неоднозначные вещи!) и с таким же интересом написал на нее рецензию ( Свой среди чужих, чужой среди своих? Москва и татарский мир в XV–XVI вв.). И когда Булат анонсировал в Мордокниге свое выступление о Иване Грозном, то я не мог не обратить на него внимание по двум вполне очевидным причинам.
Продолжим нашу рецензию-отзыв с со следующего тезиса:
. Провозгласил себя царем – независимым правителем, над которым властен только Бог (а не татарский хан, например), причем многие окрестные правители этот независимый титул не признавали. В чем здесь бонусы для населения? Ни в чем. Можно назвать себя кем угодно, зачастую от этого ничего не меняется. Население как жило, так и продолжало жить.

72258987_images_10925811885




Гм, касаясь этой идеи, прежде всего заметим, что вряд ли (я выражаюсь аккуратно, потому как мы не знаем достоверно. как именно все это обстояло) именно Иван провозгласил себя царем. Весьма сомнительно, чтобы парнишка, которому шел тогда 17-й год (и который только что женился, да и вообще, судя по всему, у него в голове еще ой какой ветер гулял - подчеркну еще раз - к этому времени, по моему глубочайшему убеждению, Иван не был готов к самостоятельному правлению ни физически, ни, что самое важное, морально, не осознавал еще, что править - это тяжкий, непомерный труд), четко осознавал всю значимость этой церемонии и то, что за ней воспоследует. А вот тот же Макарий или бояре - вот они хорошо представляли, и именно они сделали так, чтобы Иван венчался на царство шапкой Мономаха. Потому спрашивать надо в первую очередь с них, а не с Ивана, зачем и для чего они это сделали.
Дальше. Можно много и долго спорить и рассуждать о причинах этого важного политического шага, но одно очевидно - став царством, Россия заявила о претензиях на более высокий статус в системе политических отношений того времени, поставив себя вровень не только с османским султаном и римским императором, но и с татарскими "царями", обозначив тем самым четко и недвусмысленно намерение избавиться раз и навсегда от унизительной необходимости выплачивать в тот же Крым (а на очереди еще и те же ногаи стояли, и, надо полагать, еще и казанцы, да и астраханцы были не против) пресловутые поминки (а поминки эти собирались не из воздуха, а с того же населения). Правда, по итогам процесс сильно затянулся, но это не вина Ивана и бояр - время полного освобождение еще не пришло, а сами татары тонких намеков на толстые обстоятельства не понимали (или делали вид, что не понимают) и не хотели добром от поминок отказываться (аж до самого конца XVII в.) - на халяву и уксус сладкий, а тут тебе и злато, и серебро, и шубы... Ну а что не признали за Иваном царский титул - ну так и за российскими императорами этот титул долго не признавали, и ничего, потом все равно вынуждены были это сделать.
А что до бонусов для населения - вопрос, как именно отразилась эта церемония на повседневном быте народонаселения? Сильно сомневаюсь, что в массе простонародства ее вообще заметили. Впрочем, можно поставить вопрос и иначе - когда в 1552 г. встал вопрос о личной унии Москвы и Казани, когда Иван мог стать казанским "царем" и объединить два государства - почему казанцы в конце концов отказались утвердить это соглашение и закрыли ворота перед царскими наместниками? Какая им была разница, кому налоги платить - московскому царю или крымскому "царевичу"? А они отказались - значить, есть разница?
Пресловутая "централизация" и "реформы" идут вторым пунктом в рассуждениях Булата:
«Централизация государства» если и отражается на жизни людей, то в основном негативно: у человека отбирают его свободы якобы в обмен на «заботу» государства о нем, которая по факту обычно не реализуется (но налоги на реализацию «централизации» взимаются исправно) .
Оно, конечно, так - усиление позиций государства сопровождается определенным ущемлением прав народонаселения. Но я согласен с Бердяевым (великий путаник, но и в его голове порой рождались весьма примечательные мысли), который заявил однажды, что "государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад".
В нашем случае это именно то, что и нужно - Иван и бояре вовсе не ставили перед собой задачу "централизовать" государство и отнять у народонаселения его свободу - само по себе понятие "свободы" (как это понимаем мы) в то время имело явно иное наполнение, чем сейчас, да и чтобы они делали с этой присвоенной народной свободой? И к тому же о таком мудреном понятии, как "централизация", ни Иван IV, ни его советники не знали и помыслит себе такое не могли - это за них домыслили историки Нового и в особенности Новейшего времени.
А вот закрепить эти самые "свободы", проистекающие из "старины", упорядочить жизнь государства, навести более или менее определенный порядок, укоротить руки боярству (чтобы они не обижали сирых, убогих и вдов с малыми детками - я серьезно, этого прежде всего и ожидали от государя - справедливости, которую понимали как прежде всего защиту малых сих от сильных мира сего. Ссылка в тему на мою старую статью: Московский пожар 1547 г. и его политические последствия: опыт реинтерпретации. Кстати, это как раз к вопросу о том, насколько Иван был готов к роли самостоятельного правителя в 1547 г. - во всяком случае, к началу этого года), вообще закрепить на веки вечные "старину" - вот эту цель и ставил Иван и его советники, воспитанные в традиционном духе и не мыслившие себя вне рамок традиции-"старины".
И еще один момент - если понимать под "централизацией" обратный процесс "дисперсии" власти, который наблюдался в прежние времена, процесс, связанный с наполнением реальным содержанием принадлежащей государю "по старине" власти, то тогда да, это то самое и есть, такую "централизацию" в духе Ивана III Иван и его "министры" очень даже проводили - тем более, что сам Иван как человек книжный и зело ученый, похоже, все сердцем воспринял византийские идеи относительно власти монарха - первого после Бога на земле (но при этом еще и несущего персональную ответственность перед Богом за своих подданных).
Идем дальше. Пожалуй, я соглашусь с Булатом в том, что "Земские соборы" при Иване - вовсе не те земские соборы, что были потом, при первом Романове. С ними вообще история весьма занимательная и интересная - вот, кстати, и любопытная статья на эту тему: Сословно-представительная монархия: ошибка в переводе? . И, касаясь этого вопроса, в качестве предварительного замечания я бы сказал следующее:
во-первых, Иван Грозный особенно в "земских соборах" не нуждался по той простой причине, что он "природный" государь, власть свою имеющий от Бога. Но вот посовещаться со знающими людьми, услышать глас народа в лице го избранных, "излюбленных людей - а почему бы и нет тем более, если такая модель поведения монарха являлась частью образа идеального православного государя. А если это еще и придает его власти дополнительную легитимность - так вообще, полезная вещь, все эти собрания нотаблей (как в 1566 г.);
во-вторых, само по себе появление земских соборов стало возможным благодаря деятельности Ивана, который, собственно говоря. и конституировал земское самоуправление и привязал его к формирующейся государственной машине (и об этом я тоже не раз уже писал - а вот хотя бы и здесь: «НА СВОЕ НА ДЕЛО ГОСУДАРЕВО И НА ЗЕМСКОЕ…» ). И набравшись при Иване опыта государственного управления, земцы в Смуту спасли Русское государство, заменив собой рассыпавшуюся государственную власть. Так что по всему выходит, что ирония Булата относительно земской и губной "реформ" Ивана несколько преждевременна, тем более что они вполне соответствовали общей практике того времени, когда слабые институционально раннемодерные монархии так или иначе вынуждены были искать опору в "земле", чтобы успешно решать те задачи, которые перед ними стояли. Так было во Франции, так было в Испании, так было в Англии, и так было в России.
Кстати, тут сказано было, что де бюрократизация управления, выразившаяся в организации приказов (аналог современных министерств), также служила цели облегчить власти контроль над своим народом, но никак не улучшить его жизнь . Эта претензия также не совсем понятна - Иван Грозный не делал ничего такого, чего не делали при нем его современники - а хоть и тот же Филипп II Испанский или последние Валуа, множившие бюрократов. М.М. Кром, между прочим подчеркивал, что степень бюрократизации русской государственной машины в ту эпоху существенно уступала той же французской (что собственно, отмечали и "интуристы" - тот же Дж. Флетчер). Иван снова следовал тренду того времени, как п подобает "ренессансному князю", но с местной спецификой, и с проблемами он сталкивался с теми же, что и его венценосные братья в Европе и в Турции. И потом, перед приказами вовсе не ставились задачи усилить контроль за людишками - на то было земское самоуправление, а приказные чины вершили дело государево и ведали людьми государевыми, а также прилагали усилия к тому, чтобы жизнь на земле не превратилась в сущий ад (правда, делали это не так чтобы успешно хотя бы по той простой причине, что мало их было, чрезвычайно мало). Ну а что дьяки и подьячие взятки берут - ну так это было в обычае в тогдашнем мире повсеместно, да и сама взятка рассматривалась не как взятка в нашем понимании, а как средство ускорить ход дела, смазать колеса государственной машины и повлиять на нее в нужную для себя сторону (писал я когда пост про нравы английских джентри конца XV в., как они решали посредством "телефонного" права тяжбы в суде).
Булат пишет также, что вот, мол, "Царский Судебник" 1550 г. вновь ограничил свободу подвластного населения – правила перехода крестьян от одного хозяина к другому были ужесточены . Это как посмотреть - стакан наполовину полон или же наполовину пуст? С одной стороны, если придерживаться классики, как будто да, свобода ограничена, а с другой - все наоборот, право перехода было еще раз подтверждено на самом высоком уровне. Вообще, крепостничество при Иване Грозном было каким-то странным и необычным - вовсе не похожим на то скотство, которое утвердилось сильно позже (особенно в "просвещенном" XVIII в.). Тут, опять же, речь нужно вести не некоем ограничении свободы, а о интересе и государственном, и общественном, который, как ни странно, стоит выше индивидуального. В конце концов, в земско-служилом государстве служат все, только род службы у каждого свой, и крестьянин пашет на помещика, который, в свою очередь, защищает крестьянина (а государь не дает помещику драть с крестьянина семь шкур - кстати, можно сыскать такие грамоты от имени Ивана, в которых он воспрещает помещикам доводить крестьян до бегства нещадной эксплуатацией, угрожая этим живоглотам жестокой казнью).
Иван Грозный намеревался провести секуляризацию (читай – конфискацию) церковных земель, - пишет Булат. Точно намеревался? Или же выслушал мнение двух церковных "партий" и подвел черту под давней "дискуссией" о праве Церкви владеть недвижимостью в пользу "иосифлян" пресловутых? Тут явное противоречие выходит - если Иван такой тиран и кровопивец, что же тогда ему помешало реализовать свой замысел? А если он его не реализовал, то, тогда, быть может, его отношения с Церковью были более сложны и не укладываются в подобного рода простые схемы? Вообще, из поведения Иван следует, что, с одной стороны, он четко следовал принципу "Воздайте Богу Богово, а кесарю - кесарево", не смешивая (по возможности) две эти епархии. С другой же стороны, как уже было сказано выше, он полагал себя ответственным (подобно императору Юстиниану) за все, что происходит во врученному ему по воле Господа государстве, в т.ч. и в Церкви, отсюда и его стремление контролировать ход дел в ней, но, заметим, не волюнтаристским способом, а посовещавшись предварительно с иерархами.
Про купцов-евреев я писать не буду вовсе - Иван Грозный антисемит? Нет, это даже не смешно....
В общем, на этом поставим точку в разборе - в следующей части коснемся внешней политики.

https://thor-2006.livejournal.com/864882.html


Метки:  

Вундерваффе бронзового века

Понедельник, 10 Мая 2021 г. 05:33 + в цитатник

Метки:  

Устоит?

Воскресенье, 09 Мая 2021 г. 05:49 + в цитатник

Метки:  

Разжаловали

Суббота, 08 Мая 2021 г. 05:08 + в цитатник

Метки:  

Обидели, значит, нашего Ивана-2

Пятница, 07 Мая 2021 г. 05:44 + в цитатник
Мои исследовательские симпатии к временам Ивана Грозного и его персоне, думаю, ни для кого из тех, кто регулярно на протяжении последних десяти лет заходит в мою уйютненькую, не секрет, поэтому я никак не мог пройти мимо материала, подготовленного ув. Булатом Рахимзяновым о Иване Грозном. Вчера утром (реально, конечно, позавчера вечером) я некоторым образом анонсировал свой ответ на это выступление и решил не откладывать в долгий ящик это дело и потратить пару часов утреннего времени на своего рода рецензию-разбор этого выступления.



Начнем с хорошего. Мастерство, как и профессионализм - они либо есть, либо их нет, и настоящего историка легко можно узнать по перьям по тому, как он относится к источникам. Булат совершенно верно начал свое повествование с краткой характеристики источников. И я в общем и в целом согласен с тем, что он пишет. В самом деле, разве можно не согласиться с тем, что жившие в России русские люди лучше знали собственные реалии, нюансы жизни, скрытые от иностранцев, обычаи и традиции и что, в таком случае, в этом плане эти источники более репрезентативны, более «представительны». Точно также нельзя не согласиться и с тем, что хотя "интуристы" и хуже знакомы с внутренней жизнью посещаемого ими государства, они могут быть предвзято настроены по отношению к нему , но, вместе с тем, они они могут подмечать нюансы, для россиянина уже примелькавшиеся, то, что считалось понятным и доступным всем (и потому не нуждавшимся в отдельных описаниях), менее подвержены внутрироссийской «цензуре» (хотя могут иметь свою собственную), могут красочно описывать детали событий, считавшихся внутри страны обыденными и потому не заслуживавшими внимания.
Здесь все верно и с этим можно и должно согласиться. Правда, я бы выделил пару нюансов, касающихся источников. Относительно русских - летописи, конечно, достаточно информативный источник, в особенности те, что непосредственно касаются эпохи Ивана Грозного (пресловутый "Лицевой свод" и примыкающие к нему летописи в той их части, что повествуют о 40-х - 60-х гг. XVI в.), тем более что они не совсем уж и летописи в традиционном понимании этого термина - тут скорее нужно вести речь о своего рода "эмбрионе" официальной истории, отражающей официальный взгляд на события (причем в таком позитивистском духе). Вместе с тем нельзя забывать и и о том, что летопись (любая, а провинциальные и неофициальные в особенности) носят ярко выраженный субъективный характер - "здесь пишем, тут не пишем, а здесь рыбу заворачиваем" и "пишем, что видим, а чего не видим - пишем вдвойне". И это большая проблема - отделить мух от котлет сухую более или менее объективную информацию от субъективной оценки списчика/справщика летописного текста.
Опусов "интуристов" это касается в еще больше степени. В пассаже булата относительно их сочинений я бы в особенности выдели вот эти места:
1) "интуристы" не только хуже знакомы с внутренней жизнью посещаемого ими государства , но они также они могут быть предвзято настроены по отношению к нему . Вот тут самое время вспомнить фразу В.М. Тюленева, который писал о том, что впору преодолеть традиционный функциональный подход современных историков к произведениям исторической прозы, перестать видеть в них исключительно поставщиков информации и оценивать античного или средневекового историка только по его «честности», «непредвзятости», «аккуратности в отборе информации», ибо каждый писатель, бравшийся за перо историка, обладал некоторой суммой взглядов на прошлое и настоящее, философией истории, исходя из которой, он и организовывал исторический материал, привлекал те или иные источники. «Замалчивание» какой-то информации, событийная путаница, «сгущение красок» оказываются в этой связи не столько проявлением «непрофессионализма» историка, сколько суммой его методов, с помощью которых он конструировал собственный исторический мир. И здесь бы в особенности я выделил бы слова о конструировании собственного мира на основе некоей "матрицы", которая уже заложена в сознание нашего "интуриста" изначально. Да, у меня есть "пунктик" относительно Сигизмунда нашего Герберштейна, не отрицаю, и я считал, считаю и буду считать, что он искусный мастер создания альтернативной реальности, в которой правда смешана с полуправдой и откровенной, не побоимся этого слова, "заказухой" и брехней, что отличить их друг от друга и развести на разные места чрезвычайно сложно. Но так сложилось, что именно Герберштейн задал тон всей последующей раннемодерной Rossica и именно его образ России как варварского и, гм, тоталитарного государства, в котором раз сидит на рабе и рабом погоняет, а чтобы раб и прочие погонялы-рабы об этом не забывали, им дан калач, напоминающий ярмо.
В общем, с "интуристами" все плохо, а порой очень плохо и того хуже (ага, сразу приходит на ум Гваньини и падре Одерборн как образцы объективности и тщательности). Ситуацию могли бы спасти русские документы - как официальные, так и частного происхождения, но вот с ними беда. К сожалению, сохранность архивов XVI в., мягко говоря, очень далека от, нет, не то чтобы идеальной, но просто хорошей. И вот. исходя из все этого, можно представить, с какими проблемами сталкиваются историки, когда обращаются к эпохе Ивана Грозного и пытаются ответить на вопросы, которые возникают при ее изучении. Но есть еще одна беда, о которой писал еще Василь Осипыч Ключевский. А он писал сто лет назад, что (процитирую сам себя) «нашу русскую историческую литературу нельзя обвинить в недостатке трудолюбия – она многое обработала». Однако, воздав должное трудолюбию отечественных историков, далее он продолжал: «Я не взведу на нее напраслины, если скажу, что она сама не знает, что делать с обработанным ею материалом; она даже не знает, хорошо ли его обработала». И перечисляя наиболее значимые на тот момент, по его мнению, недостатки отечественной исторической науки, он указывал, к примеру, на «слабость ответственности» со стороны исследователей. Она проявлялась в том, что русские историки «не задаются достаточно серьезными вопросами, не чувствуют себя достаточно обязанными глубоко разрабатывать ее, вообще наклонны успокаиваться на первых результатах, схватывая наиболее доступное, лежащее наверху явлений» .
И снова - в этой фразе я выделю последние ее слова, а именно те, в которых говорится о том, что русские историки (не все конечно, но многие) наклонны успокаиваться на первых результатах, схватывая наиболее доступное, лежащее наверху явлений . Добавим к этому господствующий в нашей историографии с сер. XIX в . (если не раньше, еще со времен "последнего летописца" "придворного историографа"-сочинителя сентиментального исторического романа под названием "История государства Российского") "дискурс", который я называю "либеральным", который задает определенный угол зрения, под которым трактуются показания источников (покойный А.Я. Гуревич писал об этом, что источники сообщают историку только те сведения, о которых он эти источники вопрошает , и при этом результате источник трактуется через призму господствующей на данный момент парадигмы и выдает тот результат, которого от него и ожидает «запрограммированный» изначально (еще со студенческой скамьи) исследователь ). И в итоге получается, по словам Е.С. Корчминой, что щения ... предшествовали накоплению эмпирического материала. Между тем сформулированные тогда концепции порой продолжают восприниматься не как первое приближение к истине, а как нечто доказанное. В результате изучение ... темы в последние десятилетия фактически остановилось, хотя в существующих работах по сути лишь поставлен круг тех вопросов, на которые ученым еще предстоит дать ответ…»
Вот такое вот вышло длинное вступление к собственно отзыву-рецензии-иеремиаде. Но я считаю своим долгом пояснить свою позицию, прежде чем критиковать. Ну а теперь можно начать и собственно разбор (видимо, придется его поделит на пару частей, иначе вся "простынка" будет просто неподъемной (как там у графа Чиано, который был министром внешних сношений у дуче: Мы составили список, который убил бы быка, если бы он мог читать! ).
Итак приступим. Булат составляет сперва список вопросов, точнее, одни вопрос, но вопрос как будто бы чрезвычайно важный (длинный такой вопрос, но я все же приведу цитату полностью - это важно): для чего вообще нужно государство и представляющие его правители? Для реализации великих свершений типа захвата всей Волги и выхода в Сибирь, прорубания окна в Европу, победы в Великой войне (которую сами же и накликали на себя), запуска человека в космос (стоившее чудовищного напряжения человеческих и материальных ресурсов и плохо окупающегося в дальнейшем), доказывания всему миру того, что наш «другой культурно-нравственный код» лучше остальных кодов (о чем носители «иных» кодов просто не догадываются), или все же для того, чтобы население вверенной правителю страны жило счастливо? Иначе говоря, государство для людей или люди для государства?
Вроде бы все логично, все правильно и т.п., и т.д., но вот незадача - мне представляется, что это чистой воды презентизм в духе приснопамятного Каждый век пытается сформулировать свою концепцию прошлого. Каждый век заново пишет историю прошлого, соотнося ее с главной темой своего времени. Впрочем, как по мне, дело даже не только и не столько в этом, сколько в другом. Скажем так - современное государство и раннемодерное государство (а Россия эпохи Ивана Грозного может быт отнесена именно к таким государствам), равно как и соответствующие им (или наоборот - в данном случае не суть важно) общества-социумы, суть две большие разницы, далеко не одно и тоже. То что нам представляется очевидным и само собой разумеющимся, для той эпохи таковым вовсе не является, и наоборот, и уж совершенно точно к этой эпохе не относятся права человека и вот это вот все, с ними связанное. Сама по себе постановка вопроса - что важнее, государство или человек, применительно к той эпохе не имеет смысла. Подчеркну - вообще не имеет смысла Это из другой оперы и из другой трагедии. А что имеет смысл, спросите вы. уважаемый читатель? А вот что (и Булат об этом и пишет): чтобы население вверенной правителю страны жило счастливо .
Экзистенциальный вопрос - что значит "жить счастливо", В чем правда счастье, брат? Применительно к той эпохе, конечно - не так ли? Причем не в духе пресловутого "либерального дискурса", а вот каким его представляли себе люди того времени? Русские люди? А вот с этим-то как раз и есть большая проблема. Увы, не припомню я фундаментального исследования в нашей историографии на эту тему - одна из самых значимых работ по близкой тематике, Категории русской средневековой культуры А.Л. Юрганова, этого вопроса не касается. Кое-что может подсказать М.М. Кром и его статья "Дело государево и земское": понятие общего блага в политическом дискурсе России XVI в..
Осмелюсь предположить, в силу своих познаний в этой сфере, что такое "счастье" применительно к той эпохе, что первостепенным показателем оного будет соблюдение установившегося порядка вещей, "старины", "пошлины", коглда вяский "чин" занят своим делом надлежащим образом и исполняет свой долг перед Богом - освященный чин молитвой ходатайствует перед Господом о сниспослании на землю Русскую мира и в человецех благоволения, служилый чин с саблей или пером в руке воинствует в поле против недругов государевых и земских или управляет "дело государево" в приказной или земской избе, торговый чин торгует, а крестьянский - пашет. И над всем этим стоит государь, царь-батюшка, который должен был соответствовать распространенным в обществе взглядам на образ идеального христианского, православного государя. Процитирую здесь мысль, высказанную Н. Коллманн (на мой взгляд, одни из лучших западных русистов на данный момент): Русские государи утверждали традиционную христианскую картину единства государства и церкви. Благочестие царя было ее краеугольным камнем; его обязанностью было защищать подданных от врагов на войне и оказывать им благодеяния. Он должен был покровительствовать церкви, кормить бедных и быть внимательным к тяготам своего народа; от него ожидали, что он будет восстанавливать справедливость и подавать всем пример нравственной жизни. К этому списку я бы добавил еще и ожидание ширнармасс, что государь будет свято блюсти "старину" и "пошлину".
На этих ожиданиях/требованиях покоилась легитимность его власти и согласие его подданных подчиняться царю и выполнять его требования, их выполнение гарантировало "на земле мир и в человецех благоволение",а, значит, и пресловутое "счастье" как некое "общее благо". И исходя из этих соображений, рассмотрим, как характеризует деятельность Ивана Булат, к каким выводам он приходит и с чем я не согласен...
To be continued!



P.S. Ссылочка на мою статью с размышлениями относительно личности Ивана и о том, какая это была эпоха: Святой или “Erbfeind Gantzer Christenheit”? Иван Грозный и его эпоха: образ и реальность. Хоть она и была подготовлена давно, я и сегодня не откажусь, пожалуй, ни от одного написанного в ней слова...

https://thor-2006.livejournal.com/863808.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_thor_2006
Страницы: 174 ... 145 144 [143] 142 141 ..
.. 1 Календарь