Взгляд на Индию изнутри |
Метки: выставка |
Видео: Классическая рага Тоди |
Метки: культура видео музыка |
Индия. Гокарна. Коровье ухо Вселенной. Ч/2/2 |
Метки: фото храмы традиции религия индуизм |
Мурдешвара. «Большой Шива» |
Как-то излагая все свои индийские эпопеи, я сосредоточился на крупных эпизодах туристической жизнедеятельности, составляющих несколько дней и имеющих приличную продолжительность. Но были же и другие однодневные поездки, в частности в Мурдешвару, которые я ещё не удосужился представить к обзору. При этом недавно встретил кучу небольших обзорчиков, во-первых, коротких и рваных; во-вторых, с небольшой путаницей событий и эпосов, а так же в последовательности фотографий с соответствующими искажениями «реальной действительности», происходящей в индийском пантеоне. Я же хочу отметить, что не все материалы получил прочтением первоисточников в оригинале, но вводную к постижению основ и истин получил от замечательного экскурсовода, получившей образование в России, а потом в силу образования «ячейки общества» так и осталась в Индии. И «общий стаж трудовой деятельности» на этом поприще у гида уже перевалил за десяток лет, при этом материал она излагает на великолепном русском научном языке с привлечением фактологического исторического материала и современных данных социологии и политики. Мне бы ещё самому всё не перепутать, а так исходный материал достаточно достоверен.
Итак, речь пойдет о городке Мурдешвара, расположенном в штате Карнатака на юго-западе Индии, на побережье Аравийского моря (Индийского океана).
В данном посте я хочу пока остановиться на статуе индуистского бога Шивы, построенной в 2002 году практически за два года. Высота статуи (для эрудиции) составляет 37 метров, и она является второй по габаритам после непальской Kailashnath Mahadev Statue. Памятник построен индийским нуворишем для упрочения своего общественного статуса.
В религиозном и эпическом плане Шива вместе с Брахмой и Вишну входит в божественную триаду Тримурти и является верховным богом в шиваизме, олицетворяя собой космическое сознание, статичное мужское начало вселенной (Пуруша), оппозиционного Шакти (Пракрити), динамичному женскому началу вселенной. Другие боги Тримурти олицетворяют следующие начала.
Брахма — бог творения в индуизме. Супруга Брахмы — богиня знания и учёности Сарасвати. Брахму часто отождествляют с ведийским божеством Праджапати. Брахма является саморожденным, не имеющим матери, рождённым из цветка лотоса, выросшего из пупа Вишну в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной. Хотя Брахма является одним из трёх божеств Тримурти, его культ очень мало распространён. В Индии существует всего несколько посвящённых Брахме храмов, тогда как храмов двух других божеств Вишну и Шивы, существует несколько десятков тысяч. В писаниях индуизма приводятся различные истории о том, как в результате проклятий, полученных Брахмой, поклонение ему на Земле было крайне ограничено (https://ru.wikipedia.org/wiki/Брахма).
Вишну — верховное божество в вишнуизме. В индуистской мифологии выполняет функции охранителя мироздания. В различных направлениях индуизма Вишну поклоняются либо непосредственно, либо через посредство его аватар, самыми популярными из которых являются Кришна и Рама. Вишну в форме Нараяны пребывает в «причинных водах», погружённый в сон, откуда возникает его имя «Тот, чья обитель — воды». До создания Вселенной Вишну дремлет в космическом Молочном океане первозданных вод на божественном змее Ади-Шеше. Из его пупка растёт лотос, из которого появляется Брахма, бог-создатель, творящий Вселенную. С момента создания Вселенной и до её разрушения Вишну пребывает в своей божественной обители на Вайкунтхе. По воле и милости Вишну происходит создание, сохранение и разрушение бесчисленных миров. Когда вселенский цикл подходит к концу, Вишну становится пылающим солнцем, бушующим ветром и проливным дождём. Цикл рождения и смерти является его божественной игрой. Вишну отвечает за поддержание дхармы и уничтожение зла. Для наказания злодеев и защиты добродетели Вишну нисходит в земной мир в виде аватар. Вишну в различных ипостасях является одним из самых почитаемых богов индийского пантеона. Традиция поклонения Вишну, известная как вишнуизм, является вторым направлением индуизма по численности последователей (https://ru.wikipedia.org/wiki/Вишну).
Но речь мы сегодня поведем о Шиве, и одной из легенд, связанной с его именем.
Шива изображается чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета, с синей шеей, со спутанными волосами, носящим змею на шее, голове, руках и ногах (как браслеты), на поясе и переброшенную через плечо (как аналог священного шнура брахмана).
Поза лотоса без премудростей означает обретение духовной силы, что и понятно нам порой восседающим в данной позе.
Белая кожа олицетворяет, естественно божественную духовную чистоту; а вот синяя шея отсылает нас к легенде о пахтании океана дэвами и асурами, которую я излагал в своих камбоджийских дневниках – там Шива был вынужден проглотить яд змея Васуки, которым приводили (как верёвкой) во вращение гору для этого самого пахтания.
Спутанные волосы отражают божественную сущность ветра, присущую Шиве.
Змея (символ мудрости и бесконечности времени) на шее символизирует в своих трех кольцах прошедшее, настоящее и будущее время и отнюдь не в грамматике.
Шива имеет четыре руки. В одной — трезубец, символ трёх аспектов мироздания: энергии, сознания и материи. В другой – барабан, которым он задает тактовый ритм нашего мира, и звучащий в мантрах звуком «Ом». То есть эти две вещи из рук никогда не выпускаются.
Надо сказать, что с символикой и различными божественными и духовными атрибутами связана каждая деталь изображения Шивы, имеет своё божественное происхождение, назначение или имеет статус трофея его божественных похождений.
Кстати (не к этому случаю), одно из популярных изображений Шивы — Ардханаришвара, когда он предстает гермафродитом: левая сторона – женская ипостась (супруга Парвати), правая — мужская. В символически знаковом плане Шива может упрощенно изображаться в виде лингама (фаллоса) или йонилингама (лингама в вагине - образ женского начала, понятно какого).
Но почему же бог и лингам(?), что очень странно для нашего уха и мировоззрения. А вот тоже есть несколько историй по этому поводу.
История присутствует в трех пуранах – в Курма Пуране, Вайю Пуране и Шива Пуране. Согласно Пуранам Брахма и Вишну, состязались в мастерстве друг с другом. Испуганные интенсивностью сражения, другие боги попросили Шиву вмешаться. Чтобы заставить понять тщетность их борьбы, Господь Шива принял форму пылающего Лингама между Брахмой и Вишну и бросил вызов им обоим, прося, чтобы они измерили гигантский Лингам.Преисполненные благоговейного страха перед величиной этого Лингама, Брахма и Вишну решили каждый первым найти один из концов Лингама, чтобы доказать свое превосходство. Бог Брахма принял форму лебедя и взмыл вверх, в то время как Бог Вишну принял форму Варахи, борова, и вошел в землю. Оба искали тысячи миль, но ни один из них не мог найти конец. Во время своего полета вверх, Брахма столкнулся с цветком Кетаки. Измученный и изумленный своим поиском высшего предела пламенной колонны, Брахма заставил Кетаки согласиться солгать, что он видел вершину колонны. Так, сопровождаемый своим сообщником, Брахма противостоял Вишну и утверждал, что он действительно обнаружил происхождение космической колонны. В этот момент центральная часть колонны раскололась, и Шива показал себя в полной славе. Испытывая благоговение, Брахма и Вишну склонились перед ним и признали превосходство Господа Шивы. Господь Шива также объяснил Брахме и Вишну, что они оба родились из него и что они трое были тогда выделены в три различных аспекта Божественного. Однако Бог Шива был рассержен на Брахму из-за того, что он солгал. Бог проклял Брахму, которого никто никогда не будет почитать. (Эта легенда объясняет, почему едва ли можно найти крупный храм Брахмы в Индии). Бог Шива также наказал цветок Кетаки за то, что он лжесвидетельствовал и запретил его использовать в качестве предложения в любом почитании (https://nathi.ru/legends/makhashivaratri/shivalingam/).
И есть ещё анекдотический вариант.
По версии из Падма Пураны, мудрец Бхригу пришел на гору Кайлас и нашел Шиву и Парвати настолько потерявшимися и погруженными друг в друга от любви, что они даже отказались обратить внимание на его присутствие. В ярости мудрец проклял Шиву таким образом, что люди будут поклоняться ему без формы, как лингаму, охваченному йони. (http://ombhagavan.blogspot.com/2013/06/blog-post_4308.html?m=1)
И тут мы как раз с этими разговорчиками о лингамах и переходим к одной занимательной легенде, представляемой вышеописанным памятником. Внутри статуи Шивы находится экспозиция, включающая диораму легенды о царе Раване и атма-лингаме.
Так вот о легенде внутри…
Жил был царь Ланки (Шри-Ланка сейчас) по имени Равана, который как и положено в древние времена имел и безусловное демоническое происхождение, то есть кое-что мистическое мог. И была у него мама, страстная поклонница Шивы, которая ежедневно на берегу океана воспроизводила лингамы в его честь для совершения поклонений. А ночью океан смывал все плоды её трудов.
И решил сын Равана вымолить у Шивы постоянно действующий, так называемый — атма-лингам. Поначалу он пошёл формальным путем, так как индуистское мифотворчество позволяло при исполнении обрядовых правил добиться от бога снисхождения и награды независимо от личного отношения бога к вопрошающему. Так вот Равана погрузился в аскезу, медитации, моления и жертвоприношения.
Шива уже и готов был всё сделать по правилам, но явился к нему мудрец Нарада и стал разубеждать, так как с атма-лингамом Равана обрел бы плюсом ещё бы бессмертие и прочие божественные штучки.
Ясное дело – Равана не стерпел такого долгого рассмотрения своего вопроса и вообще несправедливости в ответ на свои соблюдения обрядов и отправился к Шиве добиваться положенного по-другому, с применением своих демонических способностей.
То есть просто шатал священную гору Кайлас, на которой обитал Шива.
Шиве ничего не оставалось, как согласиться на насильно запрашиваемую аудиенцию.
Но что-то пошло не так, Шива запудрил мозги Равану своим неожиданным предложением внезапно женить его. А в качестве невесты вручил ему свою подругу и спутницу Парвати.
Чем собственно и удовлетворил на первых порах Равану, который и направился с девушкой домой восвояси без нужных призов. Надо сказать, что Парвати в своей другой ипостаси самая что ни на есть злобная Кали, и знал об этом, наверное, не один хитрец и мудрец Нарада.
И привел Равана невесту в дом и познакомил с мамой, начисто забыв о своем сыновнем планируемом подвиге о добыче маме лингама на постоянку.
Ну и, короче, как всегда бывает, когда обманывают взрослых, а тут вообще практически смертельный случай — со свекровью – счастье не срослось; а мама сыну глаза на невестку открыла. А сын, вспомнив о своём обязательстве, пошел опять скандалить к Шиве.
Шиве деваться некуда – выписал он Раване атма-лингам со склада, но в качестве обременения поставил условие, чтобы не землю этот причиндал не ставился ни при каком условии.
А в это время, предвидя столь печальный финал переговоров, мудрец Нарада отправился к Ганеше.
Ганеша – реально сын Шивы и Парвати; а по распространенному анекдоту свою голову получил забавным стечением обстоятельств. Шива в процессе своих медитаций упустил сам факт рождения сына и, увидев в покоях Парвати юного мужичка, срубил ему инстинктивно голову. Вникнув в сущность своих деяний после объяснения ситуации Парвати, Шива наколдовал, чтобы Ганеше приделалась голова первого встречного, которым оказался слон.
Так вот мудрец Нарада вступил в тайный сговор, что Ганеша прикинется пред глазами Равана мальчиком брахманом знатных кровей, которые никогда не врут – стало быть им можно доверять, и обманет искателя божественных артефактов.
Так всё и случилось… Ганеша предстал перед Раваном в момент, когда ему стало необходимо исполнить религиозные процедуры посредством омовения в море. Он наказал мальчику держать в руках атма-лингам, а, случись что – троекратно просигналить новому владельцу предмета мистического свойства о наличии нештатной ситуации. И полез в воду поплавать брассом. Ганеша с учетом уговора с Нарадом скороговоркой и тихонечко оттарабанил сигнал тревоги и водрузил лингам на белый индийский песочек.
Равана хотел было наказать пацана, но он же бог – кто его накажет?!
И стал Равана выковыривать лингам из почвы, в которую тот врос не мира сего корнями.
И как в нашей русской поговорке говорится, что сдуру можно и член сломать, так и случилось с Раваной – разлетелся агрегат на несколько фрагментов и по разным индийским провинциям.
И там, где части исходного божественного причиндала приземлились – там теперь священные индийские города и храмы, указанные выше на картинке.
Такая вот познавательная и поучительная история, а то и басня…
Для комплектного описания памятника Шиве необходимо представить ещё его ездовое животное (вахана), у всех индийских богов оно своё — бык Нандин. Нандин считается символом Шивы и изображается как белый бык или существо с бычьей головой. Статуи быка находятся во многих шиваитских храмах, обычно располагаясь перед входом, головой к алтарю. Иногда Нандина рассматривают как зооморфный образ самого Шивы, так как последний часто изображался на индийских монетах быком.
Нандин, когда он является индивидуальным объектом почитания, выражает собой символ сексуальной мощи, деторождения и плодородия.
И еще, рядом — колесница с Арджуной и Кришной, на которой они согласно Бхагавадгите (часть героического эпоса «Махабхарата») стояли между двумя противоборствующими армиями, как бы символизирующих добро и зло.
И Арджуна видит с двух сторон друзей и близких, противостоящих друг другу, о чем сильно переживает. Но он имеет божественное оружие, подаренное Шивой…
…там была славная или бесславная битва, которая не красит ни людей, ни богов. После победы Арджуна покоряет все окрестные земли, а также искупает грех убийства родичей в битве.
И еще несколько памятников вблизи «большого Шивы» по мотивам индийских эпосов.
И … ещё не всё, рядом — такие исторические места, что будет ещё один рассказ.
Метки: фото храмы религия история индуизм |
Одна фотография: Варанаси |
Метки: Варанаси/Бенарес/Varanasi/Benares |
Как проходит карантин на пляжах Гоа в Индии |
Метки: быт Гоа/Goa рассказы/заметки гигиена |
Чем нас кормили индийцы. Не все было вкусно и аппетитно |
Метки: фото традиции люди |
Одна фотография: Золотой Храм |
Метки: Амритсар/Amritsar традиции Пенджаб/Punjab |
бесплатный доступ к курсу деванагари |
Друзья привет, на время карантина мы открываем бесплатный доступ к курсу деванагари, для тех кто только учится читать и писать на хинди. Чтобы присоединиться нужно зарегестрироваться по ссылке
https://get.hindirus.ru/hindi-devanagari_karantin
Метки: хинди |
6 марта – Амалака Экадаши |
|
21/22 февраля 2020. Махашиваратри |
|
Трущобы в престижном районе Бомбея |
|
Хампи. Лабиринты времени |
Вот такие они, наверное, лабиринты времени… Во всяком случае в Хампи.
Правда остался только фундамент древних строений, но, тем не менее, оставшиеся повороты ассоциируются с проблемами понимания и ощущения истории – нет простору взгляду для восприятия целостной картины мира, а новый поворот открывает взгляду иную картину событий и иные впечатления произошедшего.
При этом фундамент фундаментом, но все же он выше человеческого роста… То есть как не крути, а моего роста не хватает, чтобы возвысится над этим фундаментом; так какие же фундаменты останутся после меня!?
Да и честно сказать те, что останутся - будут без слоников и орнаментов по периметру. Да, это уже наша цивилизация – делаем все быстро; фундаментальные основы если и выделяются, то не сильно высоко над «нулевым» уровнем; да и то, что выделяется уж точно без всякой этой музейной эстетики и исторической памяти.
А вот нашелся предмет, достойный нашей цивилизации:
Вполне такая добротная широкоэкранная вещь с ультра узкой рамкой. По свидетельствам историков технической эстетики индийских телевизоров тогда делать не могли, поэтому объект использовали для водопоя коней; а теперь из подобных объектов «поят» баранов.
Но, тем не менее, может быть, с точки зрения новоиспеченной лженауки «мемористики», апологетом которой я являюсь с античных времен мнемоники, разум ищет ассоциации с ранее усвоенным материалом, находя точки соприкосновения в прошлом и настоящем, а кое-где и в грядущем, в рамках терминологии и культурно-эстетической систематизации объектов и явлений сегодняшнего дня.
Потому что ну нельзя запомнить все эти названия в их исключительно единичном, художественно-уникальном и единственно-возможном наименовании объекта.
Вот Вам колонный зал дома союзов имени Дурбар халла:
А уже мгновение спустя разум вытаскивает правильное название - стоколонный зал дома союзов (может что-то тут опять напутал).
От колонн остались только гнезда – вариантов несколько: их конфисковали в порядке контрибуции; они были деревянные и их сожгли; они были деревянные и их все равно конфисковали в порядке контрибуции (вариант сожжения каменных колонн не рассматривается).
Предполагается, что в данном помещении проходили аудиенции короля для выслушивания народных нужд – типа ежегодной прямой линии в современных интерпретациях.
Кроме того, предполагается, что колонны держали второй этаж, на который вела лестница, сохранившаяся в ансамбле руин и также сохранившаяся на фотографии.
Но я так думаю, что данное сооружение могло быть просто трибуной для королевской особы, чтобы все-таки как-то держать дистанцию и не слушать все подряд, что тебе говорят – имеет же человек простое человеческое право что-то не услышать.
За гранью литературных источников я сделал для себя интересное открытие, по-армейски развернувшись на 180 градусов Цельсия:
На заднем плане явно проступает сооружение мусульманского толка, что с моей точки зрения свидетельствует в условиях процветающего царства, которым нам представляют Хампи, что нравы и морали процветали тут далеко не иерусалимского склада с вечной враждой и обидой религий друг на друга. Скорее здесь, как в Москве, мирно уживались и Храм Христа Спасителя и Соборная Мечеть – всего пару станций на метро.
А вот и вход в метро:
Тут некоторые специалисты банально считают, что запечатленное сооружение является секретной камерой, предназначенной теперь уже для тайных аудиенций; но мы современные ученые-любители отвергаем все эти теории заговоров, а видим другие реминисценции данного объекта, связывающего его с недавним прошлым за гранью добра и зла… Был тут у нас еще один ариец, который любил строить бункеры.
Ну и, безусловно, Храм Хазара Рама, наконец-то мы пришли и к нему:
В буквалистически-формальном переводе название храма трактуется, как зал тысячи Рам, так как содержит означенное количество изображений; сам я не проверял, но попадались несколько товарищей со счетами, которые пытались проверить. На вопрос, точно ли название соответствует плановым показателям, вращательным движением ладони давали мнение, что цифрам можно доверять, но для научных расчетов использовать не следует.
Но суть все-таки не в этих количественных изобилиях, а суть в том, что барельефы представляют эпическо-графическое воплощение сюжетов Рамаяны:
Справа я привел аналогичную историю из Ангкор-вата по той же тематике, которые в сумме мне позволили думать, что это Глазунов в первой своей реинкарнации воплотил и там и здесь свои нетленочки «Мистерию» и, скажем, «Великий эксперимент» с поправкой на 15 век.
Безусловно, нужно тут еще сказать о базальтовых колоннах с барельефами:
Во-первых, при известной прочности материала получена такая филигранная точность рисунка, сохранившаяся в веках, благодаря упомянутой прочности. Во-вторых, восхитительная игра света – мрачная до жути чернота в тени и золотое тепло на свету. Мало, надо сказать современные художники и скульпторы используют данный материал в своих поделках.
И вот уже речь дошла и до Нарасимхи:
Надо сказать, что, во-первых, про него есть что почитать, а, во-вторых, почитать это интересно и в хроникально-историческом экскурсе его создания и частичного разрушения, и в искусствоведческом дискурсе его непреходящей ценности, а так же в мифологических отступлениях и допущениях двуединого компромисса свирепости и влюбленности.
Я же, безусловно, вижу в этом изваянии портрет микроэлектронщика, которого практически насильно оторвали от семьи, даже руки треснули в процессе побуждения к труду. Однозначно и органично выглядит профессиональное окружение специалиста в лабораторно-серпентарных условиях живого участия коллег. Улыбка счастья от занятия любимым делом блуждает на его устах, симпатичный шлем скрывает его волосы в целях поддержания электровакуумной гигиены; глаза же слегка на выкате из-за того, что резко оторвался от микроскопа. Без сомнения, это мой сотрудник.
И наконец, простите за тавтологию, дело дошло до Шивалингама:
Надо сказать, что это самые большие лингам и йони, виденные мной в жизни, что практически в физико-анатомическом и эмоционально-темпераментном планах исключают в дальнейшем мое участие в непрерывных спорах и диспутах о размерах и достоинствах, просто буду носить с собой фотографию.
Вот я и закончил серию своих очерков о Хампи...
Метки: Хампи/Hampi |