-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_ru_bykov

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.04.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 112




Дмитрий Львович Быков, писатель - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://community.livejournal.com/ru_bykov/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://ru-bykov.livejournal.com/data/rss??71998000, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Анонс книги Дмитрия Быкова СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. РАСШИРЕННЫЙ КУРС (2014)

Пятница, 11 Апреля 2014 г. 14:48 + в цитатник
.


Дмитрий Быков
СОВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. РАСШИРЕННЫЙ КУРС


издательство: "ПРОЗАиК", 2014
твёрдый переплёт, 592 стр.

тираж: ??? экз.
ISBN 978-5-91631-210-2

с о д е р ж а н и е:


  1. ОТ АВТОРА

  2. САМ СЕБЕ ЧЕЛОВЕК (Максим Горький)

  3. БРОНЕНОСЕЦ "ЛЕГКОМЫСЛЕННЫЙ" (Анатолий Луначарский)

  4. МОГУ (Анна Ахматова)

  5. ТРЕЗВЫЙ ЕСЕНИН (Сергей Есенин)

  6. ОЧКАРИК И КЕНТАВРЫ (Исаак Бабель)

  7. ПЕРЕВОД С НЕИЗВЕСТНОГО (Александр Грин)

  8. РУССКИЙ КОМ (Федор Панферов)

  9. ФЛАГИ БЕЗ БАШНИ (Антон Макаренко)

  10. СИНДРОМ ПАНТЕЛЕЕВА (Леонид Пантелеев) *

  11. ОТРАВЛЕННЫЙ (Михаил Зощенко)

  12. ГОСТЬ ИЗ БУДУЩЕГО (Юрий Олеша)

  13. РОМАН С КОЛЛЕКТИВОМ ("Большие пожары")

  14. СЕМИЦВЕТИК (Валентин Катаев)

  15. ПОСЛАНИЕ К ЛЮБИМОЙ (Владимир Луговской) *

  16. СВЕЖЕСТЬ (Николай Шпанов)

  17. ФЕДИН БЕДЕН (Константин Федин)

  18. МЕХАНИКА МАГИИ (Юрий Тынянов) *

  19. ДИКИЙ ДОН (Михаил Шолохов)

  20. РУССКАЯ ПИРАМИДА (Леонид Леонов)

  21. О САМОМ ГЛАВНОМ (Евгений Замятин) *

  22. ТРИ СОБЛАЗНА МАСТЕРА (Михаил Булгаков)

  23. ЛЕГКИЙ ГЕНИЙ (Евгений Шварц) *

  24. ИЛЬЯ ФОРМОТВОРЕЦ (Илья Эренбург)

  25. ПРОИГРАННАЯ БИТВА (Галина Николаева) *

  26. НЕСТРАШНЫЙ СВЕТ (Александр Твардовский)

  27. ВЫХОД СЛУЦКОГО (Борис Слуцкий)

  28. ЖИЗНЬ И ВОЙНА, МИР И СУДЬБА (Василий Гроссман) *

  29. ЖИВОЙ (Константин Воробьев)

  30. ПОЧЕРК (Вера Панова)

  31. АУАЛОНО МУЭЛО (Александр Шаров)

  32. АПОЛОГИЯ ЗАТРАВЛЕННОГО ЧЕЛОВЕКА (Надежда Мандельштам) *

  33. ИМЕЮЩИЙ ПРАВО (Варлам Шаламов)

  34. Я ТАКОЙ ЖЕ, КАК ВЫ, ТОЛЬКО ХУЖЕ (Александр Галич) *

  35. ЦЫГАН (Юрий Домбровский)

  36. АБСОЛЮТНЫЙ РУССКИЙ (Виктор Некрасов) *

  37. ОТСУТСТВИЕ (Юрий Трифонов)

  38. ПРОТИВОСТОЯНИЕ (Юлиан Семенов)

  39. ОПЫТ О СДВИГЕ (Владимир Высоцкий) *

  40. С ОСТРОВА НА СТРЕЖЕНЬ (Василий Аксенов)

  41. БАЛЛАДА ОБ АСАДОВЕ (Эдуард Асадов)

  42. СЧАСТЛИВЫЙ МИХАЛКОВ (Сергей Михалков) *

  43. Я ПРОЖИВУ (Белла Ахмадулина)

  44. ПОБЕДА НА ПОСЛЕДНЕМ БЕРЕГУ (Борис Стругацкий)

  45. ТЕЛЕГИЯ (Русское почвенничество как антикультурный проект)

  46. МАССОЛИТ (Советская и постсоветская массовая культура)


* новые рубрики
.

http://ru-bykov.livejournal.com/1916055.html


Метки:  

В Петербург приедут знаменитые писатели

Пятница, 11 Апреля 2014 г. 08:35 + в цитатник
IX Санкт-Петербургский международный книжный салон пройдет в Михайловском манеже с 23 по 26 мая. В рамках мероприятия запланирована обширная программа для жителей и гостей города.

Кроме мероприятий в стенах Михайловского манежа, запланирована и обширная программа на открытом воздухе.Тематические площадки расположатся на улицах, прилегающих к основному месту проведения мероприятий.

- Центральная сцена, на которой будут происходить основные события салона, такие как открытие, выступления музыкантов и поэтов и многое другое, будет находится на Манежной площади. В створе Малой Садовой улицы установят экран, на котором будут демонстрироваться театральные постановки. Также предусмотрены отдельные площадки для мастер-классов, музыкального салона и встреч с писателями.

Уже известно, что на данный момент в мероприятиях Книжного салона подтвердили свое участие такие известные авторы, как Дмитрий Быков, Михаил Задорнов. Татьяна Устинова, Александр Проханов, Захар Прилепин и многие другие.

Кроме программы для горожан в рамках салона запланирован и целый ряд мероприятий для авторов и издателей. Это будут круглые столы, конференции, лекции и бизнес-тренинги.

Вход на мероприятия Книжного салона будет бесплатным для петербуржцев и гостей города.

http://ru-bykov.livejournal.com/1915800.html


Метки:  

Госдума и Кремль решили урегулировать культурную политику России

Пятница, 11 Апреля 2014 г. 08:23 + в цитатник
...Писатель Дмитрий Быков спокойно оценивает появление концепции культурной политики России. На страницах "Новой газеты" он отмечает, что "документ этот не окончательный", а группой по его окончательному созиданию руководит Владимир Толстой, "человек, по моим представлениям, почти такой же умный, как его прапрадед, и такой же хитрый, как тезка". Он, считает Быков, "не допустит явного идиотизма". По его мнению, публикацию проекта скорее можно назвать толчком для общественного обсуждения. "Обсуждения никакого пока нет, и это понятно, потому что для адекватной дискуссии документ сначала надо перевести с государственного языка на человеческий", - резюмирует Быков.

По его словам, содержимое документа "означает, что Министерство культуры не будет поддерживать гомосексуальную педофилию под маской националистической хунты". "Лично я могу только поддержать такую практику", - пишет Дмитрий Быков.

Вообще же главная задача Министерства культуры — сделать так, чтобы культура в обществе стала важней и заметней. С этой задачей оно справляется виртуозно. А что от противного — так что же делать, если, кроме противного, почти ничего не осталось?/Дмитрий Быков/

http://www.s-pravdoy.ru/vlast/21907-2014-04-10-153331.html

http://ru-bykov.livejournal.com/1915527.html


Дм. Быков и В. Жарова интервьюируют Конст. Хабенского // «Собеседник», №13, 9-15 апреля 2014 года

Четверг, 10 Апреля 2014 г. 18:44 + в цитатник
.


КОНСТАНТИН ХАБЕНСКИЙ: В ПУТИНЕ Я БЫ СЫГРАЛ "НЕСБЫЧУ МЕЧТ" И КРУШЕНИЕ НАДЕЖД

Только что Хабенский получил "Нику" за лучшую мужскую роль. Фильм Велединского "Географ глобус пропил" становится одной из самых титулованных российских картин, а учитель Служкин — самой звездной ролью Хабенского, который, впрочем, и так не обойден славой. Оба "Дозора", "Убойная сила", "Женская собственность" — провальных ролей у него нет, а в театре он только что показал премьеру зюскиндовского "Контрабаса", где умудряется на протяжении двух часов сложнейшего моноспектакля держать публику в неослабевающем напряжении. При этом меньше всего Хабенский похож на звезду. В нем потому и узнают себя все постсоветские мужчины, что он — даже когда играет Адмирала, в котором угадывается Колчак — словно только что шагнул на экран из нынешней мутной, нервной и неправильной жизни.

Я и есть Бивень

— Костя, во-первых, позвольте поздравить...

— Спасибо. Это все Велединский.

— А вот один чудесный артист — Смоляков, будем откровенны — говорит: перед Хабенским поставь камеру, пусть он просто ходит — и все равно будет интересно...

— Я рад, если так кажется. Но в "Географе" продуманы каждое слово, каждый поворот головы. Продумывали Велединский, я и автор романа Алексей Иванов, которому приходилось одновременно вспоминать себя двадцатипятилетнего и при этом переписывать роль на меня, почти сорокалетнего. Так что Служкин — многоступенчатая конструкция. Но когда я преподаю своим студийцам, я, пожалуй, тот же самый Бивень...

— А что значит это пресловутое "бивень"?

— Шут.

— Чем вы объясняете такой успех этой картины?

— Успех никогда нельзя объяснить, и не верьте тому, кто это пытается делать. Успех — это звезды сошлись. Если все-таки пытаться нащупать логику — это фильм, который противоположен так называемому фестивальному жанру. Фестиваль, или артхаус, — это когда предельно сложно рассказано о простом. Ну, а тут — о сложном рассказано самым простым языком, и вдобавок рискну сказать, что это фильм человечный. Для меня он весь в одной реплике. Помните, там дети прошли пороги — и Служкин вытаскивает давно не работающий мобильник и говорит вдруг: "Давно я маме не звонил..." Этого нет в романе, режиссер придумал. Но для меня в этом весь Служкин. И в том, конечно, что он не соблазнился десятиклассницей, которая ему отдается. Случись у них любовь — я был бы за него только рад. Но это было бы плохое кино.

— Мы предложили Велединскому две концепции Служкина: одна — что он Карлсон, а вторая — что подражает Христу с учениками. Вам что ближе?

— А я не вижу принципиальной разницы. Ведь и Христос воспитывает учеников, вынуждая их к человеческим, часто радикальным поступкам, и Карлсон все время ставит Малыша в такие условия, что тот вынужден взрослеть. Суть-то одна: заставить пройти порог. Пусть подставляясь. Но учитель и должен подставляться — иначе ученик никогда его не перерастет.

— Почему невозможно снять кино про современность? Она сопротивляется?

— Да бросьте. Что, "Майор" — не про современность? Просто нужна... как бы это сформулировать? Ну, какая-то определенность в понятиях. Где добро, где зло. В вымышленном мире или в историческом кино с этим проще, а когда все здесь и сейчас — поди определись. Какая-то нужна... назовем это внутренней неуступчивостью. Она у Велединского есть.

Пореченков копирует меня безупречно

— А этот ваш монолог детям, злой, про то, что им ничего не интересно, одни гаджеты... Это ведь не столько Служкин, сколько вы?

— А. Он в двух вариантах был снят. И в обоих мне не нравился. Мне все казалось, что я там недостаточно злой. Вообще вы угадали, это до известной степени мои мысли. И когда я смотрел материал, мне все казалось, что я их недостаточно вбиваю в класс...

— Мы тут искали нечто общее у всех ваших персонажей.

— Нашли?

— Раздражительность.

— А пожалуй.

— Угрюмость.

— Вот это нет. Нервность — да. Меня можно завести и даже вывести из себя, если действовать целенаправленно. Нельзя потом только сделать вид, что это получилось случайно.

— А какие ваши герои вообще на вас похожи?

— Те, которые больше всего непохожи. Объясню. Я не знаю себя, не знаю, где я. Мне все время интересно, какой я. Если по роли видно, что я сам себе удивляюсь, — тогда да, это про меня. Если я смотрюсь органично — значит, играю другого человека, с другим опытом. Не знаю, насколько у меня получилось это объяснить.

— Вполне получилось. Вот Адмирал — вполне вы.

— Там это требовалось. Обычно как? Играешь одно, думаешь другое. Но Андрей Кравчук, поставивший "Адмирала", — настаиваю, серьезный режиссер. У него надо играть Колчака и становиться Колчаком. То есть не совсем Колчаком, конечно, — не то мне пришлось бы для полного перевоплощения учить восемь языков и наживать ревматизм в ледяных водах, — но действительно становиться этим обобщенным Адмиралом. Носить корсет до кровавых мозолей на плечах. Делать обреченное дело. Я к "Адмиралу" отношусь как к очень серьезной работе — и в сериальном, полном варианте она такая и есть.

— А вы могли бы делать обреченное дело? Как Турбин, скажем?

— Не знаю, насколько я Турбин, но имеет смысл браться только за дела с минимальными шансами.

— Лиза Боярская рассказывала, что на площадке вы мгновенно включаетесь в работу — словно рычажок повернули. Этому учат или...

— Она так сказала? Никогда не замечал. Но вообще есть один способ сосредоточиться: включить воображение. Это действительно быстро делается, ты сразу выключаешься из жизни и попадаешь в материал. Но чтобы я мог его включить — там должен быть мир, который меня заинтересует. На худой конец жанр, в котором есть вызов. Вот за "Дозоры" я взялся только из-за жанра, в котором прежде не работал никогда. Это было фантастически интересно. Все придумывалось на месте, в абсолютном отрыве от сценария, и честь и слава Бекмамбетову, что он смог из этого собрать кино. Хорошее, кстати, кино, очень неожиданное. Спецэффекты, которые в Штатах стоили бы миллионы, делались за три копейки. На ходу выдумывались приемы — когда герой до неузнаваемости меняется, ему просто залепляют лицо снегом. Стряхнул снег — а там другой человек. Все понятия не имели, что такое "выйти из сумрака". Каждый представлял это по-своему. А наибольшее удовольствие — это было, конечно, играть с Тюниной эпизод, где мы обменивались телами.

— Отлично она вас там изображает, а это ведь трудно...

— Положим, меня не так трудно изобразить. Миша Пореченков, будучи совершенно другим по фактуре, копирует меня безупречно. А вот мне поиграть в Тюнину было очень увлекательно — я специально сидел на съемках эпизодов, где меня не было, а только она.

В "Убойной силе" я играл непрофессионала

— Можете сказать, какое у вас было амплуа в "Убойной силе"? Там же у каждого своя маска...

— Запросто. Непрофессионал. Вот Андрей Федорцов — он играет идеального профи, одного из наших консультантов, который на съемках присутствовал. А я был утвержден последним. И пробовался после изнурительного дня, после спектакля, почти ничего не соображая. Евгений Татарский, режиссер, пробовал мне что-то объяснить, потом заглянул мне в глаза — и махнул рукой. Вот я и сыграл в результате человека, который всему обучается на ходу.

— Как на вас вышел Бутусов? С него же началась ваша театральная слава...

— Не знаю, слава ли, но благодаря Бутусову во мне окончательно выстроилось и улеглось все, чему нас на курсе учил Вениамин Михайлович Фильштинский. А Юрий Николаевич сначала познакомился с Трухиным, а потом — через него — со всеми нами, учившимися на параллельном курсе. Честно сказать, я вообще до него плохо представлял, про что пьеса Беккета — делал несколько попыток дочитать ее и никогда не мог. Спектакль, конечно, веселее.

— Вам нужно жить в театре, состоять в труппе — или вы могли бы уже существовать за счет кино?

— Зарабатывать мог бы в кино, но работать надо в театре. И слава Богу, что с Олегом Табаковым мы находим общий язык. На прошлый год он меня фактически отпустил из репертуара, оставив только "Трехгрошовую оперу", но поставил условие — что в новом сезоне я вернусь с новым названием. И я принес "Контрабас".

— Костя, а зачем? Ведь вы дико там выкладываетесь, там сложнейшая машинерия — стоит ли эта пьеса того?

— Безусловно, стоит, потому что она про самое главное. Про самого Зюскинда, кстати, про личную коллизию, которую каждому так или иначе приходится проходить. Иногда надо отойти в сторону, бросить дело, которое на самом деле не твое, или жизнь, которая на самом деле не твоя... А этот герой, чей монолог я играю, не сумел отойти. И в результате жизнь прошла мимо. Так что это о-го-го какая пьеса. Насчет физической изнурительности... Ну да, это не самый легкий спектакль. Но когда у тебя есть физический контакт с залом, когда вы обмениваетесь энергиями — это так тебя вычищает, прополаскивает, что потом чувствуешь себя много лучше.

— А вам случалось выздоравливать на сцене?

— Ну, это вам каждый расскажет. Вышел на сцену — болезнь осталась где-то там.

— А потом навалилась с удвоенной силой.

— Не всегда. Чаще наоборот, доброжелательность зала — если она есть — лечит все. Я и артистом стал, поймав впервые эту волну. Знаете, как я вообще оказался на сцене? Я был, что называется, ленинградский неформал.

— Ходили с крысой на плече и слушали группу "Алиса".

— "Алису" помню, крысу — нет... Но вообще мог, да. Если не было других способов обратить на себя внимание — могла быть и крыса. Невский, Казанский собор, Ротонда на Гороховой — традиционные питерские места, где все со всеми встречались. И как-то меня водоворотом этих знакомств занесло в театр "Суббота", где я работал монтировщиком декораций. Однажды мне дали там кого-то заменить, сказать со сцены одну реплику. Я сделал все безобразно, но поймал эту волну зала — и с тех пор уже ничем другим не увлекался.

— А вот Райкин говорит, что в актере главное — притягивать внимание. Вот просто он вышел на сцену, сел в углу — и все смотрят только на него.

— Это называется магнетизм, да. И это дается от природы. Но, знаете, если не работать, то как дается — так и отбирается.

У меня всегда есть второй дубль

— Костя, а вот сейчас будет довольно страшный вопрос. Вам не кажется, что если человек не играет, не пишет, не музицирует, вообще ничего не творит — то его жизнь лишена смысла?

— Не кажется, конечно. А слушать всех этих, которые играют и музицируют, кто будет? Смысл жизни человека — это вообще-то смотреть, и видеть, и понимать... то, что ему показывает Бог или театр... А без этого зрителя какой смысл во всем? Я думаю, человек и создан в качестве такого зрителя.

— Можете вы как-то объяснить вечный успех "Утиной охоты"? Пьесе сорок лет, а все смотрят, все хотят играть.

— Попробую. Во-первых, там есть гениальный центральный монолог про утиную охоту — больше Зилов почти ничего осмысленного не говорит. А во-вторых... не знаю, так ли я это сформулирую... но в этой пьесе правильно расставлены пустоты. В пьесе это главное — чтобы там были пустоты, куда зритель может встроить себя. Вы знаете, кстати, что прототип Зилова — с которого Вампилов это писал, — он был крупный, тяжелый человек, тяжело двигался, вообще был массивен во всем? А я совершенно другой. Зилов, может быть любым. И тем не менее вы будете смотреть — и понимать, что это про вас.

— Вас тяготит, что некоторые роли прилипают, вот как прилип к вам одно время Антон Городецкий? Надо же потом отдирать этот образ...

— Знаете, хуже — если вообще ничего не прилипает. Это подарок судьбы, если появилась такая роль, по которой тебя знают. Прилипло — значит получилось. А уж потом, само собой, надо пробовать новое и заново все доказывать.

— Вы и сказали как-то, что профессия сволочная, потому что каждый раз все доказывать заново. Интересно, вы сыну пожелали бы такую профессию?

— Ну, не вижу себя агитатором за какую-то профессию... Но вообще я ее ругать не стану. Знаете, почему? Во-первых, всегда есть второй дубль или второй спектакль, и если не вышло — ты можешь переиграть, довести до ума в процессе. Есть профессии единственной попытки — там без дубля, и это самое страшное. А во-вторых, это же не медицина, не разминирование, в конце концов... Если ты плохо сыграл — от этого никто не умирает. Так и запишите: работа лучше многих.

— После спектакля, когда наступает опустошение или, наоборот, надо успокоиться, перевести себя в обычный регистр — что вы делаете?

— Могу выпить, если очень уж трудно переключиться. Но вообще... Кто сказал, что из этого состояния надо выходить? Когда ты опустошен — это отличный шанс чем-нибудь наполниться. А когда перевозбужден — это вообще прекрасно, гораздо лучше, чем апатия...

В Путине я играл бы "несбычу мечт"

— Вам не говорили, что вы похожи иногда на Путина? Не хотелось бы его сыграть?

— Говорили и даже предлагали дважды. В одном из "Крепких орешков", в частности. Но оба раза история была плосковата. Сыграть... Я бы, если уж играть человека, облеченного супер-властью, для начала хотел Наполеона...

— На Наполеона вы не похожи.

— Серьезно? А так? (Поворачивается в профиль.)

— Блин...

— Вот. Но вообще-то, как учил наш мэтр Константин Сергеевич, играешь злого — ищи, где он добрый. И если играешь человека во власти — то, наверное, играй "несбычу мечт" и крушение надежд. На контрасте с могуществом. Вот это я и попробовал бы. Ведь там выбор какой? Или ты в какой-то момент, как римский император, бросаешь все и идешь сажать капусту... или сам становишься капустой.

— После "Бедных родственников" Лунгина было чувство, что вы можете отлично играть фарсовые роли, а предлагают совсем другое...

— Я эту недоигранность очень чувствую. Я хочу комедию. Предлагают даже. Правда, в основном глупые вещи, но я жду и знаю: обязательно что-то будет.

— Вы вообще не хотите играть в сериалах?

— Да почему! Может, лучшее, что я вообще видел за последнее время, — это сериал "Черное зеркало".

— Костя... А как вы думаете, вы красивый?

— Я? Я научился мириться со своей внешностью, и только. С лысиной, сутулостью... О мужской красоте вообще надо с женщинами говорить, я в этом ничего не понимаю. Мужская красота — это значительность какая-то. Для меня абсолютный образец в этом смысле — Олег Иванович Янковский. И он же, кстати, нравственное мерило — я мысленно прикидываю, сделал бы он то-то или не сделал...

— Хорошо, а женский идеал... актриса, в которую вы могли бы влюбиться...

— Что значит — мог бы? Я и был в детстве влюблен в Алферову.

— Вау! А в режиссуре не хотите себя попробовать?

— Пробую. Осторожно и понемногу. Вот у нас есть студия творческого развития в Казани, там преподаю я и мои друзья. И мы поставили там спектакль "Поколение Маугли", про мальчика в городских джунглях, который — в условном и довольно жутком городе — попадает в компанию таких же, как он. И начинает постепенно понимать, что главное — это родительская любовь и вообще связь с людьми... Красота снега, свобода ветра, мощь солнца и чистота дождя — все, чего лишены дети каменного мира. Кортнев написал туда отличные песни, а остальное мы с детьми придумали.

— Вам надо, чтобы дома кто-то ждал, или вы легко без этого обходитесь?

— Пока не обхожусь... и, надеюсь, никогда не буду обходиться.

— Вам не кажется, что вокруг становится заметно хуже? Что вас заставит уехать?

— Прямая угроза физического уничтожения. А насчет хуже... У нас же преимущество: нам чем хуже, тем лучше. В хорошие времена человек забывает о навыке сопротивления. А сейчас — какие напряжения! Смотри не хочу. Играть, ставить — гораздо интересней стало. Вот я и думаю: успеем мы засечь момент, когда возникнет прямая угроза? Или так увлечемся профессией, что пропустим его?

P.S. от Хабенского. "Так Дмитрий и Валерия услышали мои ответы, но не факт, что я говорил именно так".
.

http://ru-bykov.livejournal.com/1915290.html


Метки:  

Дмитрий Быков на книжной ярмарке "The London Book Fair" // 10 апреля 2014 года

Среда, 09 Апреля 2014 г. 03:49 + в цитатник
.


Thursday, 10:00-10:30, 10 Apr 2014

In Search Of A New Utopia: The Future Of Russian Literature

PEN Literary Salon, EC2
Author event: Dmitry Bykov

Speaker:
Pavel Basinsky, Journalist, Literary critic and Scholar, Self-employed
Viv Groskop, Literary Critic, Broadcaster, Stand-up Comedian, Freelance

.

http://ru-bykov.livejournal.com/1914931.html


Метки:  

Дмитрий Быков // «Собеседник», №13, 9-15 апреля 2014 года

Вторник, 08 Апреля 2014 г. 20:48 + в цитатник
.


ПРОХОРОВ, Ё-МОЁ...

Михаил Прохоров закрыл начатый с помпой в 2010 году проект создания гибридного "ё-мобиля". Все наработки он передал за условный 1 евро государственному институту НАМИ, а производственные помещения в Санкт-Петербурге намерен продать в ближайшее время.

Всегда я знал, скажу, как перед Богом:
Итог всех наших НАНО — нанопыль.
Я знал, что по российским ё-дорогам
Не будет ездить русский ё-мобиль.

Пришел черед иным российским модам —
Дни танков и военных кораблей,—
И Прохоров проект за евро продал,
Поскольку не хватает ё-рублей.

На новый круг в своем круженье тошном
Заходим мы наглядно, как в кино.
Ё-партии давно остались в прошлом,
Ё-лидеры приручены давно.

Про слово "инновация" забыли,
Забили на прогресс и мирный труд...
Какие тут сегодня ё-мобили?
Ё-БМП нужны сегодня тут!

Когда-то, легковерных привлекая,
Шутил миллиардер про букву ё...
Но нынче ё-политика такая,
Что надо жизни вкладывать в неё.

Довольно. Слава Богу, не убили.
Верна себе крутая наша мать.
Нет, чтоб в России делать ё-мобили,
Тут надо все запчасти поменять.
.

http://ru-bykov.livejournal.com/1914637.html


Метки:  

Дмитрий Быков // "Новая газета", №38, 9 апреля 2014 года

Вторник, 08 Апреля 2014 г. 18:12 + в цитатник
.


ЗЕЛЁНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Перевод "Основ государственной культурной политики" с государственного языка на человеческий.

Некоторых испугало (а некоторых, понятное дело, обнадежило) сообщение "Интерфакса" о грядущем появлении в России "Основ государственной культурной политики" — документа, регламентирующего духовную жизнь общества. Копья ломаются вокруг следующей цитаты.

"Краеугольным камнем основ государственной культурной политики должен стать тезис "Россия не Европа". "Россия должна рассматриваться как уникальная и самобытная цивилизация, не сводимая ни к "Западу", ни к "Востоку". Документ подписан первым заместителем министра культуры РФ Владимиром Аристарховым и направлен на рассмотрение в администрацию президента. В документе говорится: "Представляется целесообразным включить в разрабатываемый документ тезис об отказе от принципов мультикультурализма и толерантности. Сохранение единого культурного кода требует отказа от государственной поддержки культурных проектов, навязывающих чуждые обществу ценностные нормы". Авторы проекта считают необходимой защиту традиционных ценностей российского общества. "Никакие ссылки на "свободу творчества" и "национальную самобытность" не могут оправдать поведения, считающегося неприемлемым с точки зрения традиционной для России системы ценностей. Это не означает ограничения свободы слова и прав граждан, но требует отказа в государственной поддержке лицам и сообществам, демонстрирующим противоречащее культурным нормам поведение", — пишут составители проекта. "Отсутствие мировоззрения либо насаждение чуждых ценностей, в том числе средствами псевдоискусства, ведет к психическому неблагополучию, которое проявляется через рост преступности, алкоголизма, наркомании, через рост числа самоубийств и брошенных родителями детей, через рост заболеваемости и смертности". Цель государственной культурной политики авторы документа видят в сохранении единства российского общества и борьбе с чуждыми ценностями".

Для начала хотелось бы всех успокоить (в последнее время вообще почему-то хочется всех успокоить): документ этот не окончательный, вариантов много, творческой группой по его окончательному созиданию руководит Владимир Ильич Толстой, человек, по моим представлениям, почти такой же умный, как его прапрадед, и такой же хитрый, как тезка. Он не допустит явного идиотизма. Публикацию проекта скорее можно назвать вбросом, толчком для общественного обсуждения. Обсуждения никакого пока нет, и это понятно, потому что для адекватной дискуссии документ сначала надо перевести с государственного языка на человеческий. Автор его — Владимир Аристархов, который в девяностые работал в строительстве просто, а сейчас переброшен на строительство культурное. Человек как человек, в армии служил с 1987 года по 1989-й. Как и я. То есть у нас с ним есть что-то общее. Поэтому я, как могу, попробую разъяснить его формулировки. У нас ведь давно уже язык не поясняет, а прячет мысль или правду. Уничтожение Докку Умарова называется его нейтрализацией, киевское временное правительство — хунтой, вооруженные силы без опознавательных знаков на чужой территории — отрядами самообороны или зелеными человечками. Сейчас зеленые человечки входят на территорию культуры, и это естественно — они могут существовать только за счет экспансии, а экспансия у нас теперь лозунг дня. Культура не может же оставаться в стороне, когда вся страна испытывает патриотический подъем с температурой 96,6. Так что предлагаемый проект — не руководство к действию, Боже упаси, а своеобразный рапорт: мы тоже. Ну и кто бы сомневался.

Надо для начала разобраться с тем, чего нам не надо: о культуре, как и о Боге, проще всего говорить апофатически. Кто не знает этого слова — посмотрите в словаре, духовно обогатитесь. Смысл слова определяется его употреблением в языке, учит Витгенштейн. Кто не знает Витгенштейна — посмотрите в вики. Нам не нужны мультикультурализм и толерантность. Означает ли это, что в современном российском обществе возможна только одна культура — российская — и невозможны, допустим, татарская, еврейская, тувинская или голливудская? Нет, не означает. Мультикультурализм и толерантность, то есть многообразие и терпимость, в современной российской языковой практике означают гомосексуализм, педофилию и разгул бендеровского (sic! иначе давно не говорят) нацизма, что, в свою очередь, приводит к росту самоубийств, наркомании и социальному сиротству. Сказанное в документе всего лишь означает, что Министерство культуры не будет поддерживать гомосексуальную педофилию под маской националистической хунты. Лично я могу только поддержать такую практику.

Утверждение "Россия не Европа" — а, напротив, "самобытная цивилизация, не сводимая ни к Западу, ни к Востоку", — на деле означает, что западный путь для России не годится, поскольку из всех соблазнов свободы она прежде всего осуществляет коррупцию, а для восточного, то есть китайского, у нее не хватает трудолюбия. С этой констатацией трудно не согласиться. Поскольку никакого третьего пути, кроме автократии либо демократии, пока не придумано (компромиссные варианты вроде меритократии стремятся либо к одному, либо к другому полюсу, будем уж честны), третий путь в действительности означает кружение на месте, в вихре неразрешенных проблем, что мы и наблюдаем в русской истории вот уже седьмой век подряд, с чередованием одних и тех же революционных, репрессивных, оттепельных и застойных стадий. С этим тоже невозможно поспорить, — видите, как ясен и правдив любой официоз после честного перевода?

Правда, дальше там идет пассаж, от которого мой внутренний переводчик начинает, товарищи, дымиться. Там дословно сказано: "Никакие ссылки на "свободу творчества" и "национальную самобытность" не могут оправдать поведения, считающегося неприемлемым с точки зрения традиционной для России системы ценностей". Подождите, но вы же только что сказали, что национальная самобытность России превыше всего, в том смысле, что она отличает нас от Европы и Востока. И тут же, понимаете, вы запрещаете ссылаться на национальную самобытность, если она оправдывает неприемлемое для России поведение. Традиционная для России система ценностей — тоже не вполне ясное понятие, потому что традиции у России разные. Русский бунт, бессмысленный и беспощадный, — такая же традиция, как самодержавие, и они даже взаимно обусловлены; славу российского искусства составляют не столько соцреалистические эпопеи, сколько авангард; в российскую систему ценностей одинаково легко вписываются публичные казни и либеральные реформы, террор государственный и революционный — у Бога всего много. Но главное — почему при отказе от западного или восточного пути ссылаться на национальную самобытность можно и должно, а при защите свободы творчества нельзя? Тут напрашиваются всего два варианта: либо НАША национальная самобытность священна, а чужая ужасна, и тогда мы вступаем в фазу готтентотства, — либо цитируемый документ не имеет смысла и представляет собою ритуальный жест.

Верно второе.

От партийного постановления по вопросам культуры, говорил Пастернак, снег не начнет идти снизу вверх. Точно так же и культура по самой природе своей менее всего может регулироваться постановлениями, и никакая национальная самобытность, никакая педофилия и тем более гомосексуализм не имеют к ее развитию никакого отношения. Вне зависимости от того, будет ли Министерство культуры поддерживать патриотическое кино или, напротив, захочет вложиться в кино жанровое (неизвестно еще, какое хуже), — зрительский успех и профессиональные награды будут доставаться кинематографу человеческому. Министерство культуры не сделает патриотическую прозу хорошей, а толерантную — плохой. Терпимость останется существенной добродетелью в глазах столь пестрого и разномысленного народа, как наш, — распределенного вдобавок по гигантской и разнообразной территории. Бездарные авторы ни при какой погоде не перестанут писать доносы на талантливых, а наоборот не будет никогда, ибо в основе всякого доноса лежит не патриотизм, а банальная зависть. Все эти вещи очевидны, напоминать о них даже несколько скучно, и никакие административные меры не изменят объективного порядка вещей. Скажем, Григорий Ревзин, уволенный с должности комиссара российского павильона в Венеции, не перестанет быть Григорием Ревзиным, и ни его авторитет, ни сумма его знаний не поколеблются.

Тогда зачем?

Но ведь надо же что-то делать, понимаете? Художник выполняет свое предназначение от Бога, то есть пишет, рисует, снимает. Военный делает то, что ему прикажет начальство. Начальство изо всех сил отвлекает народ от реальных проблем страны. Все заняты делом, и даже зеленый человечек — главный фантом 2014 года — укрепляет территориальную целостность России путем присоединения к ней исконных территорий. Нечем заняться в этой ситуации только огромной армии сенаторов, депутатов и чиновников от культуры, чья лояльность определяется лишь количеством сероводорода, вбрасываемого ими в нашу духовную атмосферу.

Вообще же главная задача Министерства культуры — сделать так, чтобы культура в обществе стала важней и заметней. С этой задачей оно справляется виртуозно. А что от противного — так что же делать, если, кроме противного, почти ничего не осталось?
.

http://ru-bykov.livejournal.com/1914379.html


Метки:  

Дмитрий Быков // «Собеседник», №13, 9-15 апреля 2014 года

Вторник, 08 Апреля 2014 г. 17:46 + в цитатник
.


УЖАС И ЕРУНДА С ГРОЗНЫМ ВИДОМ

В Москве задержали (через четыре часа, правда, выпустили) пикетчиков с "невидимыми" плакатами: они вышли на защиту узников Болотной, протягивали руки вперед, якобы держа транспаранты, которых не было. Сам намек на протестные плакаты был, однако, сочтен нарушением правил.

В интернете уже вовсю гуляет шутка о том, что на следующих акциях ОМОНовцы будут тащить в автозаки невидимых пикетчиков. Но шутки шутками, а смысл у всего происходящего довольно серьезный: ясно же, что хватать сегодня, как в анекдоте брежневских времен, будут даже за листовки, в которых ничего не написано. Просто белая бумага. Всем и так все понятно.

Кому-то это покажется началом конца российской реакции: абсурдные действия всегда свидетельствуют о кризисе. Так нам казалось. Теперь понятно: не всегда. Иногда абсурд, напротив, победителен и неуязвим. "В бессмыслице — сила", как писал Курт Воннегут применительно к государственной символике.

Вот Владимир Путин, глядя в глаза журналистам, заявляет, что Крым присоединен не будет, таких планов нет,— а вот Крым присоединяется через каких-то полторы недели. Вот тем же акулам пера рассказывают об отрядах самообороны Крыма, заверяя, что никаких российских военных там нет. Вот в Госдуму вносится законопроект, в котором к организаторам массовых беспорядков приравниваются заявители митингов. Вот в новой концепции отечественной культуры предлагается отойти от толерантности и мультикультурализма, а в основу всей культуры положить идеологию и "традиционные ценности".

Все это абсурд, отлично понятный любому, кто этот абсурд насаждает. И это свидетельство силы, а не слабости (по крайней мере им наверху так кажется): мы можем, простите за каламбур, схватить кого угодно за что угодно.

Мы можем арестовать за невидимый плакат и за то, что на нем написано, коль скоро уже попытались увидеть крамолу в ненаписанной пьесе. Мы можем отменить не только законы собственной страны, но и законы природы, и ни перед кем не будет отчитываться, поскольку остановить нас военной силой нельзя, а любое сопротивление лично нам мы приравниваем к предательству Родины.

Мы можем делать все, что захотим, и абсурдность наших действий лишь подчеркивает нашу силу, поскольку ни перед кем отчитываться мы не обязаны. Нам можно все, вам ясно? Черное — это белое. Захотим — будем арестовывать за цвет глаз, и вся страна будет в восторге: ничто так не сплачивает, как аресты. Тут двойная спайка: с одной стороны — страх, что следующими будем мы. А с другой — радость, что пока еще не тронули нас.

Эта смесь ужаса и ликования всегда срабатывала в России, а теперь она подкреплена абсурдом. Знать, они там действительно сильны, если позволяют себе с грозным видом нести любую ерунду.

Конечно, тактика тотальной абсурдизации опасна — прежде всего для самой власти, — поскольку в дурдоме не бывает ни настоящего патриотизма, ни преданности, ни ответственности. Абсурд — никак не способ продлить свои дни: он скорей позволяет порезвиться напоследок. Системы, в которых нет правил, долго не живут.

Но в российской традиции как раз устроить напоследок знатную веселуху. Вот почему нам, занесшим ногу над пропастью, сегодня не страшно, а смешно.
.

http://ru-bykov.livejournal.com/1914312.html


Метки:  

Дмитрий Быков (комментарии) // "Эхо Москвы", 5 апреля 2014 года

Воскресенье, 06 Апреля 2014 г. 23:16 + в цитатник
.


ДМИТРИЙ БЫКОВ в программе ГРАНИ НЕДЕЛИ
с Владимиром Кара-Мурзой

<...>

Владимир Кара-Мурза: 65 лет назад страны Запада, обеспокоенные экспансией Кремля, создали Североатлантический альянс. <...> Стабилизирующую роль альянса ставит на первое место писатель Дмитрий Быков.

Дмитрий Быков: Я думаю, НАТО олицетворяет собой некий сдерживающий центр в мире, но роль его, как и роль ООН, мне кажется, уменьшается с годами.

<...>

Владимир Кара-Мурза: После возрожденного неделю назад указом президента физкультурного комплекса ГТО настал черед реанимации и других ласкавших слух советских аббревиатур, будь то официозный ТАСС или не менее помпезная ВДНХ, хотя ни телеграфа, ни народного хозяйства, как, в прочем, и самого Советского Союза уже не существует. Тем не менее, возвращением в СССР показалось массовому сознанию обывателя возвращение Крыма, по мнению писателя Дмитрия Быкова.

Дмитрий Быков: Это естественно. Людям кажется, что если Крым опять стал нашим, значит, мы вернулись в СССР. Хочу их огорчить. До СССР нам еще лет 80.

<...>

Владимир Кара-Мурза: На минувшей неделе на телеканале "Дождь" прошел марафон по сбору средств на продолжение вещания. В течение этого времени журналистам удалось собрать около 40 миллионов рублей, каковых хватило бы ориентировочно еще на 2 месяца работы. <...> Телемарафон принес ощутимую пользу, уверен писатель Дмитрий Быков.

Дмитрий Быков: Безусловно. Даже если телеканал "Дождь" не будет иметь никакого физического носителя, на собранные деньги его сотрудники еще некоторое время смогут зачитывать блоки новостей на улицах.

<...>
.

http://ru-bykov.livejournal.com/1913916.html


Метки:  

Дмитрий Быков // "Новая газета", №37, 7 апреля 2014 года

Суббота, 05 Апреля 2014 г. 22:10 + в цитатник
.


КОЛОННОЕ
"Нашлась лишь эта горсточка больных интеллигентов,
Чтоб высказать, что думает здоровый миллион".

Ю.Ким

Какой эфир ни слушаю, куда я взгляд ни кину — в жежешную полемику, в агитку ли властей, — все тотчас же кидаются орать про Украину, как будто больше нет уже российских новостей. Родимая империя скукожилась настолько, что все определяется в отеческом дому лишь санкциями Запада да просьбами Востока ввести туда такое же, которое в Крыму. Взгляну на Соловьева ли, взгляну на Киселева, смотрю на Соколова ли, на Гришина порой — ну где ж у них проблемы-то эпохи, право слово? Да кто у них герои-то? Сплошной антигерой. На западную мафию нацелен взор влюбленный, дерется с англосаксами отважный царь Горох, повсюду наблюдение за пятою колонной плюс горестные новости из первых четырех. Как будто ни правительства, ни личного состава, ни школы, ни геологов, ни мощных производств, как будто у Отечества проблем уже не стало — а лишь "Медведев встретился" да "Путин произнес". Какое непостижное, извратное влеченье к проклятию, к распятию… Сплошная Скойбеда! Поспорьте хоть о способах леченья-обученья, делах науки-техники, Героях Соцтруда… Ужели наши граждане лавиною единой задумали обрушиться на бывшую сестру, и весь досуг их, Господи, заполнен Украиной, борьбою с мужеложеством и происками ЦРУ? Ужели мы действительно страна второго сорта? Не верю, нет, немыслимо! Ведь есть, в конце концов, цифирь помимо рейтинга, и труд помимо спорта, и не одни душители, и не один Немцов! А то уже, по Бродскому, мы видим лишь руины, сомнительное варево из желчи и слюней. Давайте хоть о чем-нибудь помимо Украины, да можно б и сенаторов представить поскромней. С российской точки зрения, идет осада Трои, весь мир на нас окрысился, кругом сплошная жесть… Но есть же население, проблемы и герои, свои, не заграничные, какие ни на есть!

Во времена советские — их каждый третий помнит, — родному телевиденью вполне хватало тем. Как мы глумились, юные, над тем "Рабочим полднем", над черно-белым "Временем", над "Сельским часом" тем! Андропов был не лапонька, и Брежнев был не зайка, и "Время" было мутное — "станки-станки-станки", — но складывалась, граждане, какая-то мозаика — благодаря вещанию, а чаще вопреки. Случались и дискуссии — о фильмах, о морали: не только кулинарные программы о борще! Не только огрызались мы, и не всегда карали, а про колонну пятую молчали вообще. Ну да, инакомыслящих метут по психбольницам, и рейтинг Бровеносного превыше сотни всполз, — но главным инфоповодом там не был Солженицын, и академик Сахаров упоминался вскользь… Сегодня охранительство, подобное горилле, ликует беспрепятственно. Сигнал резвиться дан. Но черти, что б вы делали, о чем бы говорили, когда б не нацпредатели, не Крым и не Майдан?! Прости меня, о Родина, за это злое слово. Не цацкается с крысами Верховный Крысолов. И что в тебе, прости меня, сегодня есть живого?

Лишь мы.

Да эти санкции.

Да Крым.

Да Киселев.
.

http://ru-bykov.livejournal.com/1913717.html


Метки:  

Дмитрий Быков в длинном списке премии ПОЛИТПРОСВЕТ 2014 // 3 апреля 2014 года

Суббота, 05 Апреля 2014 г. 19:48 + в цитатник
.


Объявлен лонг-лист из 25 номинантов на премию "ПолитПросвет"-2014

3 апреля 2014 года жюри премии "ПолитПросвет" объявило 25 претендентов на звание лучшего политического публициста и денежное вознаграждение в размере 500 тысяч рублей. В состав жюри нового сезона входят экономист, ученый, публицист и общественный деятель Евгений Ясин, журналист Татьяна Малкина, экономист Владислав Иноземцев, политолог Лилия Шевцова, журналист Максим Трудолюбов и лауреат премии 2012 года, аналитик Сергей Шпилькин. Председателем жюри в этом году стал журналист, колумнист Slon.ru Александр Баунов.

Конкурс "ПолитПросвет" основан в 2011 году по инициативе Дмитрия Зимина и проводится ежегодно при поддержке фонда "Либеральная миссия". Цель премии – привлечь внимание общества к журналистам, публицистам и блогерам, которые своими работами вносят вклад в политическое просвещение россиян и систематически проясняют текущую ситуацию в России и в мире. В этом году на конкурс принимались газетно-журнальные, радио-, телевизионные и онлайн-публикации общественно-политической тематики. В качестве заявителей выступили редакции центральных и региональных СМИ, общественные организации и члены жюри премии, члены Совета фонда "Либеральная миссия". Всего было принято более 100 заявок, из которых жюри после внимательного изучения представленных на конкурс работ отобрало 25 участников лонг-листа.

ДЛИННЫЙ СПИСОК ПРЕМИИ ПОЛИТПРОСВЕТ 2014:

  1. Азар Илья. Серия интервью на lenta.ru

  2. Бабченко Аркадий. Публикации colta.ru, Эхо Москвы

  3. Бершидский Леонид. Колонки на snob.ru, slon.ru и Forbes

  4. Быков Дмитрий. Публикации в журнале "Профиль"

  5. Гельфанд Михаил, Заякин Андрей, Михайлов Кирилл, Пархоменко Сергей, Ростовцев Андрей – проект Диссернет (цикл статей)

  6. Герасименко Олеся. Публикации в "Коммерсантъ Власть" и "Esquire"

  7. Гудков Лев, публикации на "Русской планете" и "Эхо Москвы".

  8. Давыдов Иван. Публикации на slon.ru

  9. Драгунский Денис. Колонки в gazeta.ru и на "Эхо Москвы"

  10. Дымарский Виталий. Публикации на "Эхо Москвы"

  11. Зубов Андрей. Публикации в газете "Ведомости"

  12. Кынев Александр, Публикации в журнале Forbes, в gazeta.ru, slon.ru, "Ведомости"

  13. Лошак Андрей. Публикации на colta.ru

  14. Лукьянов Федор. Публикации в газете "Коммерсантъ", журнале "Россия в глобальной политике"

  15. Морозов Александр. Колонки на colta.ru и slon.ru

  16. Орешкин Дмитрий. Колонки в "Новой газете"

  17. Пастухов Владимир. Публикации в "Новой газете"

  18. Полухина Юлия. Публикации в "Новой газета"

  19. Ревзин Григорий. Колонки в газете "Коммерсантъ" и на lenta.ru

  20. Рогов Кирилл, колонки в "Новой газете"

  21. Рубинштейн Лев. Колонки на grani.ru

  22. Сатаров Георгий. Статьи в "Ежедневном журнале"

  23. Светова Зоя. Статьи в журнале New Times

  24. Соколов Михаил, программы на радио "Свобода"

  25. Янов Александр, статья на сайте snob.ru

.

http://ru-bykov.livejournal.com/1913549.html


Метки:  

Дмитрий Быков интервьюирует Дениса Драгунского // "Профиль", 4 апреля 2014 года

Пятница, 04 Апреля 2014 г. 23:43 + в цитатник
.


"ЦЕНЗУРЫ, НАТРАВЛИВАНИЯ ЛЮМПЕНОВ НА "ПРЕДАТЕЛЕЙ", ИЗОЛЯЦИОНИЗМА — ВСЕГО ЭТОГО МЫ НАЕДИМСЯ ПОЛНОЙ ЛОЖКОЙ"

Денис Драгунский в разговоре с Дмитрием Быковым — о том, чем мы отличаемся от СССР 70-х, зачем Путину Крым, и почему Казань не сможет отделиться.

Денис Драгунский пережил три волны славы. Сначала весь СССР узнал о нем из "Денискиных рассказов" его отца, выдающегося прозаика Виктора Драгунского. Потом — в 1990-е — Денис, филолог по образованию, получил известность как политолог и публицист. И уже в конце нулевых его узнали как прозаика: за последние три года Драгунский издал двенадцать книг коротких рассказов и две повести.


[Дмитрий Быков:]
— Как думаешь, дело Крымом ограничится? Это ведь явно разочарует тех, на кого сегодня опирается Путин?

[Денис Драгунский:]
— Остановиться на Крыме очень трудно при всем желании. Ограничиться Крымом — значит действительно разочаровать идеологов империи. Кстати, одним из главных внутриполитических последствий крымской операции может быть резкое усиление патриотических мистиков-конспирологов. Но это прекрасно: получив трибуну, они сами себя так разоблачают, что никакой контрпропаганды не надо.

[Дмитрий Быков:]
— И все-таки зачем все это Путину надо — Крым, конфронтация с Западом?..

[Денис Драгунский:]
— Если он на все это идет, значит, на страну, клубясь, надвигается такой масштабный и небывалый... назовем это "катаклизм", что избежать этого без войны было никак нельзя. Война все спишет, отвлечет, вызовет патриотический подъем, который хоть и кончается известно чем, но в краткосрочной перспективе спасителен. Я не говорю о войне крупномасштабной, но холодная война уже налицо.

[Дмитрий Быков:]
— У меня есть страшное подозрение, что каждая нация в своем развитии обязана пройти через этап агрессивного шовинизма. Швеция при Карле XII, наполеоновская Франция, гитлеровская Германия, которая принесла больше всего зла и тяжелей всего расплатилась... У России просто еще не было этого периода.

[Денис Драгунский:]
— Очень возможно. Наверное, Россия в самом деле вечно беременна шовинизмом, идеологией, которая состоит из агрессивной и сентиментальной доктрин. Сентиментальная доктрина — нас все обижают, мы самые бедные; агрессивная — сейчас мы всем покажем за наши горькие унижения, за всеобщую русофобию и прочее. Может быть, вечная беременность в самом деле губительна: пора уже родить, чтобы больше этому соблазну не поддаваться. Но ведь из фашизма, или квазифашизма, или наполеонизма всегда возможны два выхода. Первый — через внешнюю войну, в которой распоясавшаяся страна получает тяжелый урок. В случае Швеции, Франции и Германии такой урок как раз давала Россия. Второй выход — через гражданскую войну или по крайней мере через радикальный общественный раскол. Какой вариант вероятнее в нашем случае? Гражданская война — пусть и в холодном варианте — вполне вероятна. Не думаю, что произойдут массовые посадки, поскольку они и не нужны, но цензуры почти что по закону военного времени, натравливания люмпенов на "предателей", изоляционизма — всего этого мы наедимся полной ложкой. На этом фоне бегство из России приобретет характер повальный. В Киев и даже в Белоруссию, которая покажется на нашем фоне вполне стабильной, поедут и люди, и сбережения.

[Дмитрий Быков:]
— Ядерной войны ты не допускаешь?

[Денис Драгунский:]
— Не допускаю даже обычной горячей войны с Украиной, хотя истерика будет зашкаливать — и, думаю, с обеих сторон. Но не думаю, что ее следует опасаться.

[Дмитрий Быков:]
— Все говорят, что мировой порядок после Крыма изменится, что создан опасный не только для России прецедент: в этом есть резон или это тоже пугалка?

[Денис Драгунский:]
— Прецедент создан, и мы, пожалуй, уже живем в "постправовом" пространстве. Аргументы типа "это русская земля" чрезвычайно опасны: во-первых, исторически Крым — это и греческая, и генуэзская, и татарская земля. Во-вторых, Будапештский протокол нарушен, какой бы риторикой это ни прикрывалось. И со временем никто не помешает Германии, например, сказать: мы долго каялись, выплатили все репарации, приняли множество евреев, а теперь, пожалуйста, верните Кенигсберг. Сколь бы фантастичным ни выглядел такой вариант, он вполне в духе крымской кампании 2014 года.

[Дмитрий Быков:]
— А кто-то в России может по аналогичному сценарию захотеть самоопределения?

[Денис Драгунский:]
— Не думаю. Чтобы требовать федерализма, надо граничить с кем-нибудь притягательным и влиятельным, а та же Казань со всех сторон окружена Россией.

[Дмитрий Быков:]
— Знаешь, мне кажется, что нынешнее время хуже семидесятых: тогда было больше иронии, меньше рвения, больше просвещения, меньше дикости...

[Денис Драгунский:]
— Насчет искренности тех, кто сегодня кликушествует об имперском величии, я бы не обольщался. То время было лучше в одном отношении: казалось, что стоит сорвать со страны уродливую маску социализма-марксизма, и мы увидим под ней прекрасные черты. Сегодня сдирать нечего — все поражено глубже. И, может быть, без жестокого урока действительно не обойтись. Но что это будет за урок? Я не могу желать большого политического проигрыша своей стране и вялой изоляции в тисках санкций не хочу тоже. Но никто не запретит желать ей вразумления.
.

http://ru-bykov.livejournal.com/1913337.html


Метки:  

Сборник лекций Дмитрия Быкова по литературе // лекторий "Прямая речь", 2010-2014 гг.

Четверг, 03 Апреля 2014 г. 17:59 + в цитатник
.
Дмитрий Быков

ДМИТРИЙ БЫКОВ
ЧИТАЕТ ЛЕКЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ИЗ ЦИКЛА "КАЛЕНДАРЬ"

mp3


2010-й год

2011-й год


2012-й год


2013-й год


2014-й год

.

http://ru-bykov.livejournal.com/1912837.html


Метки:  

Анонс теле-эфира с Дмитрием Быковым // "Центральний Канал", 3 апреля 2014 года

Четверг, 03 Апреля 2014 г. 05:41 + в цитатник

Метки:  

Дмитрий Быков (фотографии)

Четверг, 03 Апреля 2014 г. 05:36 + в цитатник
.








Дмитрий Быков В ГОСТЯХ У ГОРДОНА // сентябрь 2013 года
.

http://ru-bykov.livejournal.com/1912567.html


Метки:  

Дмитрий Быков // "Собеседник", №12, 2-8 апреля 2014 года

Четверг, 03 Апреля 2014 г. 01:58 + в цитатник
.


РЕЙТИНГ ВЛАДИМИРА ПУТИНА И АБСОЛЮТНОЕ ЗЛО

Рейтинг Аркадия Мамонтова, Дмитрия Киселева, Владимира Соловьева растет одновременно с рейтингом Владимира Путина – таковы свидетельства старого доброго Гэллапа. И в этом, право, нет ничего удивительного. Я сам люблю их смотреть. Правда, у меня нет телевизора, но есть интернет, а там они вполне доступны.

Правда, делать из этого выводы о том, что Киселеву, Мамонтову, Соловьеву и Путину вот так прямо и верит вся Россия, было бы неверно. Эстетическое наслаждение не имеет ничего общего с верой или неверием. Прекрасен по-своему может быть и заспиртованный тарантул – прекрасное ведь связано с идеей стилистической цельности, абсолютной последовательности. Хармс называл это "чистотой порядка".

Мамонтов, Киселев, Соловьев и, допустим, программа "Вести 24", не говоря уж о "Журналистском расследовании" на НТВ, – это абсолютная последовательность и цельность, зло без единого проблеска добра, в соответствующем эстетическом оформлении. И смотреть на это всегда интересно – так же, как читать журнал "Корея", издающийся в КНДР, или наблюдать бесчинства хунвейбинов во время китайской культурной революции.

Есть своеобразное наслаждение и в чтении сетевых комментариев типа "Проклятая либерастня во главе с иудой ельцыным разорила в девяностые Россию а теперь Путин собирает ее и простому народу даром не нужен весь этот ваш доллар и мировой жандарм а с Крымом англосаксонская закулиса села в Лужу!" Прекрасна откровенность, замечательно стилистическое единство, а в просмотре информационной программы на федеральном канале есть то же наслаждение, какое, согласно Андрею Кнышеву, возникает при выдавливании прыща. Никто не скажет, что прыщ красив, но он прекрасен.

Рейтинг российской массовой культуры – скажем, прозы Дарьи Донцовой или ряда юмористических телепрограмм – растет по той же причине: людям нравится считать себя умными по контрасту с авторами этих текстов либо исполнителями этих скетчей. Я полагаю, что Донцова, Мамонтов и Киселев – лучшие стилисты нашего времени, потому что их стиль абсолютно целостен, выдержан до мелочей, в их текстах нет ничего человеческого, а такая последовательность дорогого стоит.

Их читают и смотрят именно потому, что падение всегда интересно; перед нами порнография духа, его демонстративное раздевание. Любой парад уродств на любой ярмарке – будь то женщина с бородой или человек-слон – тоже пользуется стабильным успехом, и вовсе не потому, что кто-то способен возжелать женщину с бородой. Отвратительное, если оно цельно, прекрасней смазливого, если оно половинчато. И при выборе между Киселевым или Познером я буду, естественно, смотреть Киселева. Мне ведь не информация нужна, а экстаз.

Что до рейтинга Путина, он растет по иной причине. Народ России очень любит всецело поддержать действия власти, чтобы потом все на нее свалить. Историческая ответственность нам невыносима, и мы от души радуемся, когда власть компрометирует себя: она как бы принимает на себя наши грехи. Чем выше был рейтинг вождя, тем интенсивней будет его оплевание в следующую эпоху; и в этом оплевании будет не меньше рабства, чем в предыдущем единогласии.

Впрочем, с телепропагандой происходит нечто подобное: эти люди берут на себя страшную роль – быть плохими за нас. Именно за это им и платят. За это да еще за то, что несколько лет спустя виноваты во всем будут нарицательные киселев, соловьев и мамонтов. А мы ни при чем. Нам врали.


.

http://ru-bykov.livejournal.com/1912094.html


Метки:  

Дмитрий Быков (стихотворение) // кинопремия "Ника", 1 апреля 2014 года

Среда, 02 Апреля 2014 г. 23:51 + в цитатник
.


написано для 27-й церемонии вручения Национальной кинематографической премии "Ника";
читал со сцены Александр Филиппенко


* * *

Иные, распалясь до крика, как в фильме "Ленин в октябре", воскликнут: ну какая Ника, когда такое на дворе! И будь ты десять раз задира с гражданским пафосом в груди -- какая может быть сатира? Оденься в траур и ходи! Над Украиной грех стебаться, там нынче пражская весна, мы против всех, и участь бакса еще, похоже, неясна... Вот запретят, допустим, баксы, мерило нашего труда, -- и что мы будем делать, братцы, мы все, пришедшие сюда? Кругом кричат про сверхдержаву. Включишь ТВ -- война близка! Не только в Харьков и в Полтаву того гляди введут войска, но так Отечество окрепло, с Кореей северной в родстве, что все покроет слоем пепла, источник бакса в том числе! Но, паникующая клика, ты попрекаешь нас не тем, поскольку нынешняя "Ника" как раз на стрежне этих тем. Лишь пять картин сегодня в топе, а две возглавили парад: одна -- "Географ глобус пропил", другая -- федин "Сталинград".

Как угадали -- тайна фирмы, но наши выводы верны: ведь воплощают эти фильмы два состояния страны. У нас обычно как бывает? Сначала двадцать лет подряд географ глобус пропивает, а дальше сразу Сталинград. И "Глобус" наш, по крайней мере, пока еще разрешено, снят в человеческой манере, как наше папино кино, но что за прок в подобной ленте, когда на суше и в воде под музыку Бадаламенти мы жаждем всех мочить в 3D? Ужель еще кому-то странно, -- и даже, может, кто-то рад, -- что чуждый Оскар Пиндостана нам не вручен за "Сталинград"? Везде -- в Америке, в Европе ль, -- сегодня слышат грозный гул: ну да, географ глобус пропил. Но Крым он все-таки вернул! Пугать соседей я не буду, тем паче в творческой среде, но Сталинград теперь повсюду: Крым, Сочи, далее в 3D. Сегодня мы покрыты славой, как в дни Всеобщего Отца. Вам подтвердит орел двуглавый, что у России два лица: сперва мы пьем и силы копим, но трепещи, коварный гад! Сперва "Географ глобус пропил", но после будет "Сталинград"!

И зря надеешься, болван, ты, что многогранен русский дух, что есть другие варианты у нас, помимо этих двух. Нет, каждой твари здесь по паре! Мы чтим наследие отцов. Да, есть "Майор", есть жены Мари небесные, в конце концов, и "Роль", в которой просто таешь, и "Страсть", и "Горько", и "Труба", и "Жизнь счастливая"... хотя уж -- какая жизнь? Одна борьба... Но их, я верю, мы утопим в совместном творческом труде.

Ну да, "Географ глобус пропил".

Но "Сталинград" зато в 3D!
.

http://ru-bykov.livejournal.com/1912052.html


Метки:  

Дмитрий Быков (радио-эфир) // "Эхо Москвы", 2 апреля 2014 года

Среда, 02 Апреля 2014 г. 20:00 + в цитатник

Метки:  

Дмитрий Быков // "Собеседник", №12, 2-8 апреля 2014 года

Среда, 02 Апреля 2014 г. 18:15 + в цитатник
.


НЕПРОГНУВШИЙСЯ МАКАР

Андрей Макаревич публично заявил о своем несогласии с политикой, проводимой в отношении Украины и Крыма. И огреб по полной — в интернете и СМИ началась кампания по его травле.

Какая-то действительно смертельная страсть —
Как можно откровеннее пасть.
Травила Макаревича советская власть —
Потравит и российская власть.
Проклятьями наполнен федеральный эфир,
Последовал верховный заказ...
Не стоит залупаться на изменчивый мир —
Он может залупиться на нас.

Естественно, и прочих окликали: "К ноге!",
За многими следила ЧК,
Травили и Кормильцева, и даже БГ,
Уж я не говорю — Шевчука,
Но как-то Макаревич был лиричен и тих —
А все же огребал за двоих…
Они, должно быть, думали, он собственность их.
А он, как оказалось, не их.

За них уже, как водится, Третьяк, Роднина,
И Гергиев, и главный альтист —
Давайте у Макара отберем ордена
И звание "Народный артист"!
Пускай он поторопится прибиться к своим,
И сразу все простится ему.
Не стоит заступаться за отхваченный Крым —
Такого не потерпят в Крыму.

Мы чувствуем, что подан недвусмысленный знак.
Свободы нам уже не грозят.
Сейчас "Машина времени" сработала так,
Что все переместилось назад.
Тем больше уважухи тем, кто встал поперек
Извилистых привычных дорог.
Мы спорили, бывало: это рок иль не рок?
Сегодня оказалось, что рок.
.

http://ru-bykov.livejournal.com/1911119.html


Метки:  

Дмитрий Быков на презентации новой книги Михаила Веллера "Любовь и страсть", 1 апреля 2014.

Среда, 02 Апреля 2014 г. 16:46 + в цитатник
Михаил ВеллерДмитрий Быков

Дмитрий Быков на презентации новой книги Михаила Веллера "Любовь и страсть".
В книжном магазине "Москва", 1 апреля 2014.

http://ru-bykov.livejournal.com/1910924.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_ru_bykov
Страницы: 649 ... 17 16 [15] 14 13 ..
.. 1 Календарь