Новогоднее обращение Капитула Катабазии. 2019 |
В наступающем году мы хотим пожелать всем именно этого. Упорной работы. Если у вас есть идея, которую хотелось бы реализовать, то не ждите подходящего настроения в обозримом будущем. Начинайте. Музыкальный альбом, картину, книгу или серию статей – всё что может реализоваться через вас. Пусть у вас не будет ничего получаться, пусть вы не успеете завершить задуманное к концу года – это не так важно. Важно само движение к цели, само упорство и готовность потратить самый важный и редкий ресурс – время. Сжечь его в современном потлаче.
И главное — не бойтесь сотрудничать. Не бойтесь выходить с нами на связь с вышеперечисленным. Не ждите, что кто-то другой организует для вас оккультный ренесанс, какой бы смысл вы не вкладывали в это странное словосочетание.
Не грейтесь у чужих костров, но пылайте сами. Попытайтесь зажечь в себе огонь, пусть даже через упорное трение.
Метки: новый год katab.asia |
Итоги года подвели за меня и без меня (явно перехвалив в процессе) |
Всё, конфиденты, крышка, час пробил – время подводить итоги сделанного за год. В этот раз их СТОЛЬКО и они НАСТОЛЬКО РАЗНЫЕ, что мы будем их давать целым циклом постов. И начнём с человека, который написал за этот год для сайта больше всего статей, – с нашей Атлантической Аутической (и потому чрезвычайно плодовитой, честь и хвала!) Редакции, Раймонда Крумгольда.
Крумгольд каждый год пишет для нас много материалов (если только ничего не случится), создаёт уже и собственные книги, и генеалогические изыскания, и настоящие рунические исследования проводит – не в стиле "выколю себе глаз и повишу на дереве" (хотя это, наверное, тоже имеет место быть?), а как раз в таком академическом ключе, что всем Редакциям, оккультистам и прочим шизо-эзо-экзотерикам только равняться.
В частности, в этом году у Раймонда возник свой телеграм-канал, посвящённый рунологии с академической стороны. Научные и околонаучные тексты, малоизвестные диссертации, заслуживающие доверия источники, скептицизм и романтика, иногда сдержанная пикировка со "спецификой оккультной среды" – рунология без всшитой шизы: @RunicaABC
Другой немаловажный проект тоже этого года – канал о редком кино, которое Раймонд обозревает го-о-ораздо дольше, чем стоит Катабазия. Во вконтакт и в блог оттуда идёт да-ле-ко не всё, так что если вам интересны редкие, иногда вовсе уникальные фильмы и сериалы, которых нигде, кроме как в видеомагазинчиках Лондона и пригородов, не найти, а вкусы совпадают со вкусами Атлантической Редакции – welcome: @paracinemascope
Несмотря на такую активную деятельность, на сайте Раймонд в этом году – самый плодовитый автор больших статей и материалов.
В частности, он написал:
"Отражение Нарцисса", хуковый текст о внутренней противоречивости фигуры Пандрогина вообще и Дженезиса нашего свет-Пи-Орриджа в частности: его нарциссизме и властолюбивости, которые парадоксальным образом шли на пользу его проектам, хоть и разрушали его идеальный образ – то, каким он хотел быть, а не казаться.
"Преодолённое солнце. Некрополис, неофолк и правые идеи", объединение разрозненных заметок в большую аналитическую статью об идеологической сущности неофолка и о "правых идеях" в его основании
"Ритуалы Му-зыки", обстоятельный и захватывающий текст, посвящённый РИТУАЛУ, лежащему в основе творческого пути Драммонда, а также приуроченный к акции #месяц_авангарда.
"На красно солнышко. На звёзды в ночи", небольшая статья о группе Moon Far Away, написанная под впечатлением от двух её синглов 2017
"Энвольтование по Манусову", увлекательную статью, посвящённую творчеству Юрия Манусова, околоперестроечного феномена, который мог стать русским Энгером, но не стал и русским Эдом Вудом, хотя и снял как минимум два ярчайших фильма. В одном из них в Набережных Челнах 1985 года производилась попытка кинематографического реконструирования картин Босха, а во втором, в 1991-м, на деньги КАМАЗа Дева Мария в компании нудистов бродила по антично-индустриальным пейзажам с инквизицией, весталками и эшафотом на главной площади.
"Путь Царя", увлекательный материал о Евгении Шифферсе, режиссёре, снявшем в 1967-ом откровенно религиозный (и при том очень талантливый) фильм "Первороссияне"; духовидце, всю жизнь переживавшем ошибочность собственной национальной идентичности как трагедию; авторе мрачных текстов "Круги" и "Числа", художественной автобиографии "Смертию смерть поправ"; стихийном экзистенциалисте-смертепоклоннике; рыцаре Богородицы, каким её увидел Серафим Саровский; аскете с манией учительства; интерпретаторе Пушкина как азиатского кагана-волшебника, павшего жертвой иудео-католического заговора; маге, ламе-самосвяте, неудачливом основателе "Русского Аненербе", "сакральном царе", стерёгшем астральные границы СССР 80-х, и, наконец, авторе правомонархического авангарда "Путь царей", снятого в последние недели СССР не для людей – "для третьего глаза, ангелов, Огненного Мира", странной проповеди о жертвоприношении царевича, пришедшего из Шамбалы, с кукольным театром в подвале, превращающемся в лабиринт из свастики.
"Проклятый колхоз. Рождение шаманского хоррора", материал, в котором разбирается один из самых любопытных российских культурных феноменов конца нулевых и начала десятых, а именно внезапный расцвет якутского малобюджетного жанрового кино. На фоне деградации российского кинематографа происходившее в республике Саха вызывает глубокий интерес своей экзотичностью
"Грабители, предостерегающие о буре", текст о творческом тандеме анархистов-сценаристов Луцика и Саморядова и о сложной судьбе их гениальных сценариев
"Сын Вавилона. История мальчика-звезды", статью о Кеннете нашем Энгере. Едкую. Заслуженную.
"Бурный поток в никуда", заметку про один из своих любимых советских фильмов, "Бурный поток". Вместе с ним выложена подборка работ режиссёра Феликса Якубсона и один фильм его сына Максима. В идеальном мире эти фильмы были бы в дополнениях к лицензионному изданию в рамках русского Flipside.
Метки: 2018 месяц_авангарда katab.asia |
Nachtlied (25.12) |
Метки: стихи |
Уйти. Остаться. Жить |
Метки: отец |
Ac/AEsc (05.12)/Медведь (12.12)/Modraniht (21.12) |
Метки: сны солнцестояние стихи |
Бурный поток в никуда (Написал про фильмы Феликса и Максима Якубсонов) |
Иногда можно встретить культурные артефакты, словно попавшие к нам из параллельного мира. Это как сбой в симуляции реальности, возможность заглянуть в другой вариант развития культуры и оценить упущенные возможности.
Подобные находки всегда лежат в стороне от магистральных путей развития искусства. Я не имею в виду банальное противопоставление мейнстрима и авангарда, даже наоборот. Речь идёт о том, что могло стать мейнстримом, но не реализовалось или реализовалось, но по стечению обстоятельств прошло незамеченным и не оказавшим заслуженного влияния на искусство в целом.
Заросшие тропинки, уводящие прочь от привычных путей, обычно заканчиваются тупиком. Но иногда в этом тупике можно найти очень красивые места. Мне очень повезло однажды найти такое место, помочь нанести его на карту. Вернуть в общекультурный контекст.
Мы случайно нашли "Бурный поток". Одной из ключевых точек синефильского рунета нулевых был блог в ЖЖ Ильи Мутигуллина, впоследствии ставшего редактором замечательного, но недолговечного сайта cinemutations.ru.
Однажды там завязалась дискуссия о любительском кино в СССР. Обсуждался вопрос, возможно ли было появление любительского жанрового кино. Участники дискуссии начали искать в интернете — и нашли много интересного вроде весьма любопытных детских фильмов, снятых студией FIGA при кружке "Каравелла" писателя Крапивина, или истории про хоррор о вампирах "МакГриг", якобы снятый Муслимом Магомаевым в шестидесятые после возвращения из Италии. В конце концов нашлась точная информация о том, что в Ташкенте местные кинолюбители реально сняли хоррор с названием "Спиритический сеанс". Жаль, что самого фильма найти не удалось.
Именно в ходе того мозгового штурма я вспомнил про странную ссылку на одном популярном трекере. Там выложили советский фильм 1975 года, определённый как стилизация под немое кино. Без указания режиссёра. Фильм неизвестного автора вполне мог оказаться тем, что мы искали.
Я его нашёл. Скачал. Посмотрел. Когда пришёл в себя — посмотрел ещё раз. И только тогда поверил в такую удачу, я чувствовал себя как золотоискатель, выкопавший самородок с первым ударом лопаты. Фильм оказался не просто хорошим, он воплотил в себе всё то, за что я до сих пор люблю кинематограф. Хотя и всё реже и реже в нём нахожу. Выход за рамки ожидаемого.
Передо мной была лёгкая и свободная комедия, снятая очень профессионально. Блестящая игра актёров, среди которых заметен народный артист СССР Рэм Лебедев. В высшей степени пластичный главный герой, чья игра идеально подходит для немого кино. Интеллигентный юмор в интертитрах, включая фразу: "Сколько же на свете хороших людей", — подумал Фёдор… он понял, что бороться с добром бесполезно". И ни на одном ресурсе, посвящённом истории кино, этот фильм не был даже упомянут. Это было нечто в принципе невозможное. Комедия уровня "Шахматной горячки", снятая в годы застоя и никем не замеченная.
Дальнейшее напоминало детектив. Я вышел на связь с релизером и выяснил, откуда взялась плёнка. Её купили в комиссионном магазине его родители. Дома был проектор для плёнки 8 мм, и помимо просмотра снятого семейного архива, для него покупали катушки. В основном мультфильмы. И катушка с "Бурным потоком" была легально куплена в советском магазине. Уже этот факт всерьёз разрушил устоявшуюся картину мира.
Поиск через имена в титрах дал гораздо больше. В главной роли снялся Николай Никитин, судьбу которого оказалось легко выяснить. Он был мим, один из основателей "Лицедеев" и друг Полунина, но со слишком радикальными взглядами на творчество, в результате которых он отказался от контакта со зрителями и в конце концов всерьёз запил. Мы просматривали биографию за биографией, пока на одном из сайтов не нашли слова: "У отца был фильм "Бурный поток", там снимался Николай Никитин, питерский клоун, один из старейших питерских мимов, учитель многих поколений".
Текст был найден в повести Максима Якубсона "Чайхана". Его отец, Феликс Якубсон, указан в титрах в списке авторов фильма, без указания конкретной должности. После он стал режиссёром научно-популярных и документальных фильмов. И хотя в его официальной фильмографии "Бурный поток" не был указан, всё остальное явно указывало на него как на автора. Так и оказалось. Илья Мутигуллин написал Максиму, тот подтвердил авторство отца и даже дал его е-мейл; Феликс Якубсон сейчас живёт в Израиле. В итоге получилось очень познавательное интервью, выложенное на Киномутациях.
Оказалось, что это действительно профессиональное кино: в семидесятые Министерство кинематографии пыталось сделать серию фильмов для домашних проекторов. Но возникла проблема. Очень сложная. Дело в том, что у домашних проекторов были очень важные технические ограничения. В большинстве случаев они были пригодны только для проигрывания десятиминутных катушек с плёнкой и не были пригодны для воспроизведения звука. То есть ничего не мешало продавать в этом формате ранние немые комедии. Можно было монтировать сокращённые и немые версии мультфильмов. С полнометражными фильмами — сложнее, хотя на западе в шестидесятые сложился вполне активный сегмент рынка, занимавшийся перемонтированием и продажей для частного просмотра версий популярных фильмов. Сейчас эти удивительные версии можно без труда найти на специализированных трекерах. В СССР тоже начинали экспериментировать в этом направлении: сохранился фильм "Чёрные перчатки", смонтированный из "Иван Васильевич меняет профессию" с добавлением фрагментов, не вошедших в основной фильм. Странное название связано с тем, что основным персонажем версии сделали Жоржа Милославского и его криминальную профессию. Общее впечатление от фильма напоминает про "sweded films" из "Be Kind Rewind" Гондри. Вполне возможно, что и на другие популярные фильмы делались подобные минималистические версии.
Но для нового фильма, снятого специально для проекторов, решение сознательно ухудшить готовое уже не подходило.
Технические ограничения, как видим, были очень серьёзными, и назначенный на студии "Леннаучфильм" профессиональный режиссёр просто не справился с запланированным фильмом "Борщ по-московски". В итоге дело поручили дебютанту, который пришёл на студию из кинолюбителей. И пообещали не вмешиваться в процесс. А в результате именно технические недостатки в руках талантливого новичка превратились в эстетические достоинства.
В данном случае мы наблюдаем не "стилизацию под немое кино", это именно подлинное немое кино, просто снятое в семидесятые годы двадцатого века. Термин "стилизация" подразумевает сознательный отказ от имеющихся технических возможностей, когда автор обладает всем необходимым для работы со звуком, но предпочитает более архаический язык для достижения определённого эффекта.
Это реальное возвращение к условиям эпохи кинопримитивов. И Якубсон заговорил на полузабытом языке с неожиданной свободой. Это во многом было связано с удачным выбором на главную роль мима, который внёс в текст фильма живую, актуальную традицию немого театра. Плюс литературная аллюзия: "Бурный поток" — это популярная пародия на кондовый соцреализм, псевдороман под авторством советского Козьмы Пруткова, "писателя-людоведа" Евгения Сазонова, фрагменты из которого печатались тогда в Литературной газете и были очень популярны. Подобная структура идеальна для фильма, чей обязательный хронометраж так мал, что стилизация под завершённый фрагмент некого большого бессюжетного текста выглядит единственным выходом. Тем более, что под вывеской романа "людоведа" можно было снимать вообще всё, включая изначальную тему с "борщом по-московски". Судя по интервью, все перечисленные удачные решения — целиком заслуга самого Феликса Якубсона.
Интересно, что на западе продажа плёнки с фильмами для домашнего просмотра тоже привела к возвращению эстетики первых кинопримитивов: к примеру, в Британии режиссёр и фотограф Джордж Харрисон Маркс, снимавший эротику на продажу, оценил возможности рынка и приступил к серии слэпстик короткометражек. Таланта у него, в сравнении с Якубсоном, немного, но фильмы их явно принадлежали к одному подвиду паракинематографа.
Так и не ставшему жанром кинематографа без приставки "пара".
Пускай "Бурный поток" получился блестящим. Всё равно он остался никем не замеченным. Судя по обстоятельствам обнаружения плёнки, он явно поступил в продажу. Судя по отсутствию отзывов – ажиотажа не вызвал. Проект фильмов для домашних проекторов вскоре закрыли. Даже если и были сняты другие подобные фильмы, нам про это, на данный момент, ничего неизвестно. И далеко не факт, что проект в принципе мог взлететь. Он слишком выпадал из магистрального развития, причём речь идёт и о технике, и о культуре. История не знает сослагательного наклонения, но перед нами прекрасный сюжет для фантастической повести. Главной проблемой советского кинолюбительства было отсутствие возможностей для распространения фильмов за пределами узкой, пусть и официально поддерживаемой субкультуры. В шестидесятые поддержка кинолюбительства, согласно удивительному фильму "Я — кинолюбитель", выражалась в специальных программах на телевидении с показом любительских работ. Проблема в том, что большая часть раннего телевидения тоже исчезла — пропали сотни официальных фильмов и спектаклей. Естественно, что единичные показы любительских фильмов тоже ждало забвение. Есть одно яркое исключение: студия "Фрязино-фильм" объединила усилия с местной командой КВН, в результате чего их фильмы, включая "Пей первым, Федя", оказались не просто показаны по телевидению в рамках сверхпопулярной программы, но и получили ограниченный прокат в рамках гастролей команды по стране. Это сделало фильмы студии настолько популярными, что копии были любовно сохранены и дожили до оцифровки. Абсолютному большинству любительских фильмов шестидесятых и семидесятых так не повезло. Если бы тогда реально возник рынок с продажей фильмов для домашнего просмотра, то работы вроде "Пей первым, Федя" однозначно стали бы хитами. Понятно, что такой гипотетический рынок не привёл бы к реальным изменениям советской культуры в целом — это же не рынок видеомагнитофонов и кассет с западными боевиками. Но у любительского кино появился бы шанс вырваться из резервации, да и "параллельное кино" возникло бы раньше и развилось бы сильнее. Главное — Феликс Якубсон мог бы продолжить снимать комедии и реализовался бы в качестве жанрового режиссёра.
В нашей реальности он стал режиссёром научно-популярных фильмов. Крепким профессионалом: я нашёл два таких фильма: "Из истории геометрии" (1977) и "Живопись как вид искусства" (1985) — это качественный продукт. В девяностые, когда пересказ на экране истории с поиском решения научной теоремы уже перестал быть кому-либо нужен, Феликс переквалифицировался в документалиста. В частности, он оказался в Чечне во время войны, сняв отличный набор зарисовок "Грозный. Май 95". Лучший свой фильм, "Дневники счастливого человека", он снимал с 97-го, но смонтировал и выпустил только в 2012. То есть это не фильм из девяностых, но скорее фильм о поздних девяностых. Что важно — среди его персонажей хорошо заметен постаревший и маргинализировавшийся, но по-прежнему ошеломительно талантливый Никитин. Если бы случилось чудо и сделали лицензионное двд-издание "Бурного потока", по образцу изданий от BFI или Criterion, то "Дневники счастливого человека" были бы идеальным дополнением. Другим идеальным дополнением стали бы "Имена", фильм сына Феликса, Максима Якубсона. Максим вырос весьма ярким персонажем, которого можно описать как "хиппи-богоискатель" или "богемный православный". На выбор религии явно повлияла дружба с Артуром Аристакисяном. Влияние Аристакисяна очевидно и в фильме: во-первых, Артур появляется в "Именах" как один из персонажей, но что ещё важнее — сам фильм является явной калькой с "Ладоней", только с питерской богемой вместо кишинёвских нищих. Это особенно заметно по восприятию Никитина как классического юродивого, проявившегося и в "Именах", и в повести "Чайхана", в которой даже "Бурный поток" явно описан через призму трансформации, случившейся в будущем и с режиссёром, и с актёром:
"В дни съемок отец, оператор и Коля грузили в машину реквизит и выезжали в город, импровизируя по ходу работы. В одном из снятых ими кадров Федор, выброшенный из окна Эрмитажа, повисает пугалом на фонарном столбе. Через окно он видит распятого Христа на висящей напротив картине".
На самом деле "Чайхана" — весьма познавательный текст о богоискательстве отца и сына, творческой богеме и хиппи. Включая группу "Зелёные рукава" и театр AXE. Документальные фильмы Феликса Якубсона и повесть Максима рассказывают о насыщенной жизни прекрасно реализовавшегося человека, в которой история про съёмку немой комедии осталась незначительным полузабытым курьёзом.
Так бы всё и осталось, если бы не один человек, оцифровавший плёнку из семейного киноархива и выложивший её в открытый доступ.
Приступив к этому тексту, я вбил в поисковик "Бурный поток", и меня немедленно привело в официальную фильмографию на kino-teatr.ru. За прошедшие годы фильм не просто внесли в базу. Для него даже сделали плакат.
На удивление оптимистичная история.
Оригинал статьи на сайте
Копия в вконтакте
Метки: paracinema katab.asia кино |
Птицы/Слёт оккультистов на небесах/Остролист |
Метки: topy psychick tv солнцестояние стихи |
Nemeton/Фестиваль/Самайн |
Метки: сны лисы солнцестояние |
Nemeton/Фестиваль/Самайн |
Метки: сны лисы солнцестояние |
Глубина Балтики (09/14.09) |
Метки: солнцестояние стихи Латвия |
Внимание: собираем на четвёртый катабазин |
Метки: katab.asia |
Рябина (07.08)/Обещание (08.08) |
Метки: солнцестояние стихи |
60 лет Валдису. Выкладываю свой текст "Тень Отца" плюс "Синяя Тетрадь" (Черновики) |
Метки: katab.asia отец |
Кормушка (02.07) |
Ёж вернулся.
Несколько дней он не приходил в наш сад.
Всё это время я не находил себе места. У меня и так в последний месяц было ощущение полного выгорания. Не хотелось даже доделывать задуманные тексты, хватало только на чтение. Днём стояла дикая жара и почти всё свободное время, до глубокой ночи, я проводил в саду с планшетом в руках. Наблюдая за животным миром.
Просто после встречи с раненым ежом на солнцестояние я твёрдо решил превратить наш сад если и не а безопасное, то точно привлекательное для ежей место. Там уже хватает мест откуда можно пить воду, оставалось придумать как обеспечить безопасное питание и убежище. Сперва хотел сам сделать кормушку из пластиковой коробки. Потом мы решили, что это может быть недостаточно экологично для сада принадлежащего квакерской общине. Община тоже заинтересована в оживлении сада и без вопросов оплатила деревянную кормушку с водонепроницаемой крышей. Довольно дорогую.
Правда победа в первую ночь осталась за ежиным упрямством, пока я читал в саду "Сатурналии" Макробия колючая сволочь ползала по всем кустам, но никаких признаков интереса к кормушке не проявила. Во вторую ночь я сменил еду, добавив к сосискам рыбные палочки. Убедился что ёж в саду. И оставил его в покое.
Минут через сорок, закончив свои дела, я решил заглянуть внутрь кормушки, проверить наличие следов укусов. Сосиски опять не тронуты. Зато рыбные палочки активно уничтожались ежом прямо в тот момент, когда я заглянул.
За последовавшую неделю я выяснил приблизительное время появления и точный путь как он идёт в
сад.
Знал, когда из под забора, со стороны соседей, будет слышен хорошо знакомый шум.
Осторожно наклонялся через забор. Обычно если я вижу его, то и он видит меня. Замирает и готовится свернуться. Поэтому мне так нравятся моменты, когда он он ощущает себя в безопасности и движется вперёд как танк. Можно убедиться, что задние ноги явно целы.
Я склонен увлекаться, и ухаживание за диким животным быстро приобрело черты навязчивой идеи.
Буквально часами я сидел в саду, слушая чавканье из кормушки и отслеживая передвижение по кустам.
Поэтому исчезновение ежа предельно испортило мне настроение. К ночи с первого на второе августа я смирился с мыслью что ёж попал под машину или не успел свернуться при атаке лисы. Всё равно вынес корм, просто в два раза меньше чем обычно. Часть отдал пришедшему в сад хромому и самоуверенному лисёнку, названному нами Джорджем. В три часа ночи всё равно вышел проверить и нашёл живого и внешне здорового ежа жадно вылизывющего блюдце.
PS
В ночь на субботу он снова исчез. Ко мне на выходные приехала старая подруга, ещё по партийным временам, со своим молодым человеком. Соответственно я был слишком занят редким для меня отдыхом и не успел всерьёз забеспокоиться. В ночь на воскресенье стало окончательно ясно, что именно мешает. Ёж ходил у соседей, я его видел и слышал. Но даже в два часа ночи дорога была полной, каждые несколько минут проезжали машины. Для единственного пути в наш сад ему нужно было выйти из безопасных кустов и бежать по асфальту в сторону источника шума и света. Я полчаса за этим наблюдал, пока спать не пошёл.
Не удивительно что он сдался и корм утром остался нетронутым
Метки: ёж Англия |
Письмо/Эпидемия/Ёж и Сорока |
Метки: сороки мориска лисы солнцестояние стихи ежи |
Путь Царя (Написал про Шифферса) |
Метки: апокалипсис Евгений Шифферс katab.asia кино кино девяностых |
Энвольтование по Манусову (Написал про любимого графомана) |
"Выкидыш" – это чисто сюрреалистическое кино. Начал я с того, что с детства мне не даёт покоя загадка человека. Почему он создан именно таким, способным мир сотворить и его же разрушить? Кому это нужно? Создателю? И что после смерти? Всю жизнь я мучительно ищу истину. Вчитываюсь в философские трактаты, религиозные каноны, многочисленные труды психологов. Но как не знал ответа, так и не знаю.
Юрий Манусов
Всё началось с "Выкидыша".
Первое упоминание этого фильма попалось мне ещё в конце девяностых, в подборке журнала "Искусство кино" за 91 год. Это была совершенно потрясающая подборка, настоящая хроника апокалипсиса, когда выпуск мог быть издан на бумаге чудовищного качества, с сообщением, что нормальная бумага внезапно кончилась, и неизвестно, появится ли в будущем. Статьи о новых фильмах тоже отличались явными признаками паники рецензентов. И статья про "Выкидыш" запомнилась именно интонацией отчаяния. Русское кино умирает, а в Набережных Челнах на деньги Камаза снимают нечто совершенно отвратительное, депрессивное и бездарное. Всё пропало.
К счастью, сам фильм, о котором шла речь, не пропал. Точнее, почти пропал: на DVD он, естественно, не переиздавался и в сети доступен только в ужасном качестве. Это настоящая экранка, записанная на камеру из зрительного зала с тенями встающих зрителей. Но даже в таком виде фильм представляет собой настоящее сокровище.
Перед нами лютый артхаус, бессмысленный и беспощадный. Ни одного кадра без претензий. Уже в первых мы видим Деву Марию – и целую колонию нудистов. Если снимается сцена в ресторане, то этот ресторан находится посреди гигантского пустого цеха. Если герои просто идут, то в каждом кадре у них меняются костюмы, причём гардероб представляет собой весь склад одежды провинциального театра. Если вспоминается студенческое прошлое, то все ходят по общежитию с цепями, привязанными к поводку на шее. Эффект, с одной стороны, довольно комичный, но одновременно и впечатляющий. Когда видишь заполненную народом заводскую столовую, в которой все дружно красят лампочки гуашью и всё это символизирует обычный жизненный процесс вроде обеда, то челюсть непроизвольно падает на пол. Дело даже не в визуальной находке, вполне естественной для кинографоманов вроде Исканова. Просто графомания в кинематографе, в отличие от литературной, редко доходит до логического конца – не хватает ресурсов и воображения. У Манусова со вторым явный избыток. Да и первого вполне хватило, помощь гигантского завода видна в каждом кадре.
Если отвлечься от постоянного мельтешения и метаморфоз, то сюжет выглядит довольно ясным, хотя и скучным. Нет, верный своей творческой концепции сознательного запутывания зрителя Манусов и тут напустил плотного тумана: мир, о котором говорят персонажи, скорее похож на смесь античности и средних веков. Если донос, то в инквизицию, если любовные отношения, то с весталкой.
Кстати, эту самую "весталку", актрису и любовницу главного героя, играет маленькая девочка. Персонаж взрослый, что по нынешним временам выглядит провокационнее, чем задумывал сам автор. Ещё там есть кадр с поджигаемым крупным планом католическим крестом, причём загорается именно фигура распятого на нём. Причину всей этой бижутерии и эпатажа Манусов объяснил прямым текстом в монологе одного из героев, режиссёра по имени Венедикт. Описывая свой будущий фильм, он постоянно ссылается на Босха, заканчивая пояснение фразой: "Каждый кадр должен стрелять в подсознание. Зрителя надо довести до шока". В этот момент он открывает консервную банку, откуда выползают живые тараканы. Это глупо, безвкусно и похоже на письма Видоплясова из "Села Степанчикова", но конкретно в этом фильме такая пошлость вполне уместна. Возможно, именно за счёт безвкусицы. Кстати, герои при этом вообще не говорят и всё делают молча, а монологи наложены поверх.
Но если понять визуальный ряд всё же нелегко, так как нужно пытаться расшифровывать значение бессмысленных действий на экране, то узнать в инквизиции КГБ легко и просто. Весь фильм – саморефлексия позднесоветской интеллигенции, со стукачеством, презрением к обывателям и скучными оргиями. Герой ненавидит себя и свою жизнь, запутывается в отношениях с женщинами и балансирует на грани самоубийства. Спорит на кладбище с покойным отцом-коммунистом. В "нормальном" кино того времени подобной чернухи было полно. Но бескомпромиссный подход Манусова, превратившего картину в поток эротических и параноидальных образов, явно выделяет этот фильм из общей массы. Интересна кульминация с обязательным эшафотом на центральной площади. Этот образ так часто всплывает в фильмах эпохи, что выглядит одним из ключевых.
После такого опыта всё, связанное с фамилией “Манусов”, стало вызывать у меня искренний интерес. “Всего” было совсем немного. Два полнометражных фильма (причём вторым оказалась клинически глупая народная комедия "Чёртов пьяница"), две короткометражки ("Репетиция Боккаччо" и "Путь к Харону"), плюс описание боевика "Любить так любить", снятого за счёт местного криминального авторитета, захотевшего исполнить главную роль. Авторитета убили конкуренты ещё до завершения фильма, но он якобы был закончен, просто недоступен нигде и ни в каком виде.
Кроме этих немногих фильмов, в сети находится большое количество текстов Манусова: сценарии, один рассказ и явно не законченный автобиографический роман "Донпижон". Пришлось всё перечисленное прочитать, и если просмотр даже "Чёртового пьяницы" доставлял искреннее удовольствие, то читать я был вынужден через силу. Это достаточно интересный феномен: кино смягчает раздражающий эффект от графомании, он, похоже, резко снижается при изменении медиума. Хороший пример – архетип кинографомана Эдвард Вуд-младший. Он был профессиональным писателем, автором бесконечного потока книг в мягких обложках на "горячие" темы. Знавшие его лично с изумлением вспоминали его работоспособность. Точнее, способность сесть и сразу, без правок и переписывания, с пулемётной скоростью сочинить и записать текст на заданную тему. Решив снимать фильмы в том же ускоренном стиле, без правок, он случайно породил незабываемый эффект от своих фильмов: одновременно комичный и трогательный, когда смеёшься над автором, но при этом уважаешь его за искренность и энтузиазм. В фильмах Манусова этот энтузиазм тоже заметен, тексты же вызывают раздражение. Они, конечно, разнообразны, а первый вариант сценария "Теоремы Ферма" даже неплох. По крайней мере, я бы с интересом посмотрел снятый по нему фильм. Правда, второй вариант, с попыткой сделать нечто вроде киберпанка, уже раздражает. Плоха киноповесть "После потопа", полная дешёвого эротического символизма. Там беременная женщина после кораблекрушения оказывается на необитаемом острове и рожает близнецов, которые вырастают и по очереди её насилуют под размышления о смысле бытия. В итоге оказывается, что за всем этим инцестом десятилетиями следят через скрытые камеры телезрители. Очень плох сценарий пилотного выпуска исторического сериала "Золотой потоп". Средневековье там чрезвычайно неубедительное, все персонажи с их поведением и мотивацией выглядят современными людьми в театральных костюмах. Интересно только наличие прямой евразийской пропаганды: по сюжету коварные католические агенты путём убийств предотвращают образование могучего союза между Русью и цивилизованной веротерпимой Ордой.
Зато есть сценарий, который столь плох, что даже хорош. В мистерии "Скала смерти" Манусов превзошёл сам себя, этот текст читается как пародия в духе Козьмы Пруткова. Достаточно просто процитировать список действующих лиц:
Родопис – жрица любви из Древнего Египта.
Агариста – молодая девушка из Древних Афин.
Люция – христианка из общины Аврелия Августина
Жульетта – героиня одноимённого романа Маркиза де Сада.
Кандавл – астролог из Ассирии.
Джованни – поэт, друг Данте.
Фернандо – знаменитый испанский пират.
Антуан – герой романа "Тошнота" Сартра.
Все эти персонажи предотвращают апокалипсис путём любви друг друга. Не всегда с согласия партнёра. Если снять этот фильм без цензуры, то получится шедевр авангардной порнографии, сравнимый с "Кафе "Плоть"". Нужно будет только сознательно усилить комический эффект от монологов.
Проза у Манусова скучнее, но познавательнее в плане мотивации и самопрезентирования. В рассказе "Гибельный пожар" его альтер эго соблазняет девушку, показывая ей кассету с "Выкидышем". Но сперва демонстрирует запись с пресс-конференции, где все хвалят этот фильм, называя его шедевром. Это принципиально важно для Манусова – знать, что он реализовал свою манию. Снял абсолютный фильм, в котором есть всё.
Другая мания – абсолютный роман, в котором тоже есть всё. Он пытается реализовать её, десятилетиями работая над "Донпижоном". Уже доступная в интернете часть текста не доходит даже до перестройки, значит, не написано или не выложено ещё очень многое. Когда оставшееся появится в сети, мне придётся это дочитывать, и сама мысль наполняет меня ужасом. Чтение "Донпижона" было настолько тяжёлым опытом, что оставалось немного до крови из глаз. Это так плохо, что плохо. Очень плохо. Бесконечно плохо. Сотни однообразных страниц про переживания несчастного героя, который никого не любит, но со всеми спит. Думаю, основное раздражение от текста связано с моим инстинктивным желанием прибить авторское альтер эго мухобойкой. Невероятно неприятный тип, самовлюблённый и сексуально озабоченный резонёр, живущий так, словно любовь к чтению позволяет ему играть с другими людьми. Он соблазняет всех окружающих девушек и женщин, в начале книги – неудачно. Со всеми ними потом происходят трагические события, в основном они погибают самыми экзотическими способами. Включая самоубийство от любви к главному герою, глубоко по этому поводу страдающему. С поиском дальнейших утешений.
Жизнь самого героя тоже полна экзотики, вроде дуэли с командиром во время службы в армии или уничтожения всего подразделения венгерскими контрреволюционерами. Если это события из реальной жизни Манусова, то это была интересная жизнь. Если фантазии, то показательные. Особенно показательны эпизоды, где герой работает пионервожатым, бросающие новый свет на образ весталки в "Выкидыше". Правильно, измученное трагедиями альтер эго автора находит утешение в объятиях не достигших возраста согласия девочек-подростков. Которые, естественно, сами начали.
В любом случае, когда мне уже хотелось выть и лезть на стены от бешенства, в книге появилась действительно интересная линия. Герой захотел снять Фильм. Единственный и неповторимый, вмещающий в себе все философские вопросы. Он попытался поступить в киноинститут на режиссёра – безуспешно. Но потом понял, что фильмы можно снимать в рамках любительской студии. А заботливая бабушка купила редкую цветную камеру. Вот на связанных с этой темой эпизодах у меня просыпалось внимание и проходила неприязнь. Советское кинолюбительство – огромная, но совершенно не изученная тема, любой обрывок информации про это явление вызывает у меня огромный интерес. Особенно когда это текст изнутри. Описанные Манусовым будни кинолюбителей вполне подтвердили мои впечатления от доступных фильмов. Официальный загон для энтузиастов, не сумевших приспособится к нормам большого кино. Кружки, изолированные в разных городах, с минимальной публикой и без возможности широкого проката. Но и без особого давления сверху, просто в силу своей незначительности. Описанные в романе любительские фильмы в основном выглядят нормальным советским кино про пионерские лагеря, память о войне и ветеранах – за одним любопытным исключением. Наш герой с другом, на самом пике застоя, якобы снимают эротическую комедию про полуголых амазонок. Причём успешно соблазняют под эту тему девушек, и только закончившаяся на самом интересном месте плёнка помешала эротическому фильму стать порнографическим. Манусов уверяет, что подобное кино вполне демонстрировалось в их кинокружке, и только вмешательство КГБ, накрывшего их подпольный дискуссионный клуб "Скитальцы в поисках истины", он же "Скит", привело к конфискации плёнки и расписке с обещанием больше не снимать ничего подобного. Понятно, что текст романа сильно смахивает на эротическую фантазию, но возможно, за этим всё-таки стоит некая реальная история и кинолюбители действительно иногда снимали эротику.
В определённый момент герой осознаёт, что при имеющихся технических возможностях нужно не пытаться экранизировать "Гадюку", а переключиться на ненарративное кино. Чистый авангард, с визуальными образами вместо текста. На этом интересовавший меня аспект книги заканчивается, приблизившись к реальной, верифицируемой биографии. Первый доступный фильм Манусова, любительская короткометражка "Энвольтование по Босху", снята на цветную плёнку и представляет собой яркий пример ненарративного кино, причём на удивление хорошего. Это ещё только 1985 год, даже перестройка толком не началась, а в Набережных Челнах актёры местного театра снимают на 8-милиметровую плёнку лютый авангард, пытаясь повторить на экране фрагменты картин Босха. Отсутствие звука явно пошло фильму на пользу, характерные для Манусова патетические монологи заменены наложенной музыкой.
Это реально лучшее из того, что снял Манусов. Единственный его фильм, который я могу не кривя душой порекомендовать всем ценителям советской параллельной культуры. Да и остальным, на мой взгляд, стоит ознакомиться. Ведь это реально странное кино, выпадающее за рамки "плохого" и "хорошего".
Ну и теперь возникает важный вопрос. Как однозначный графоман мог снять два действительно ярких и оригинальных фильма? Где проходит граница между талантом и верой в его наличие? Понятно, что он не снял тех универсальных шедевров, о которых мечтал, но себя и своё подсознание передал на экране отлично. Видимо, графоманом Манусова делает неспособность понять свои сильные стороны. Его смелые и яркие визуальные решения при правильном подходе к выбору фильмов могли бы превратить его в некий аналог русского Энгера. Тоже крайне неровного автора. Многие яркие авангардисты явно не в состоянии написать нормальную стандартную прозу или снимать стандартные фильмы. Осознавший границы своего таланта Манусов мог бы стать одним из представителей параллельного кино и получить культовый статус. Но "Выкидыш" силён именно глобальностью своих претензий и отсутствием понимания границ.
После "Выкидыша" Манусов не снял больше ничего столь радикального. Его фамилия указана в числе авторов сценария невероятного экспло "День любви", но трудно понять, какой у него был реальный вклад в этот эпос о мести за изнасилованный город. Ещё ему принадлежат два жанровых фильма. Боевик "Любить так любить", как я уже писал выше, недоступен, но зато можно без проблем посмотреть комедию "Чёртов пьяница", и это настолько жалкое зрелище, что даже умиляет своей халтурностью. Сам Манусов признаёт халтурность, он даже хотел убрать свою фамилию из титров, но утешился популярностью фильма, якобы регулярно повторяемого по телевидению. Не знаю, насколько это соответствует действительности, но это единственный фильм Манусова, изданный на DVD. Он даже пишет, будто приобрёл квартиру за счёт гонорара, то есть внедрение в массовую культуру прошло успешно. Проблема только в том, что фильм никак нельзя назвать качественной массовой культурой. Это всё похоже на поднимавшиеся иногда из могилы в девяностые полусгнившие трупы советской комедии вроде "Выстрела в гробу". Или на попытку передать на экране алкогольный делирий, невнятный сон с похмелья, когда ничего не понятно, но всё неприятно. Скорее всего, эта невнятная муть получилась благодаря нескрываемому презрению автора к широким народным массам. По фильму разлито отвращение от необходимости снимать фильм. Интересно, что музыку к фильму написали некие Виктор Голубец и Георгий Черкасов. В их фильмографии четыре фильма от ассоциации кино "Меркурий – Камаз": "Выкидыш", "Чёртов пьяница", "День любви" и "Мистификатор". Последнее – символическая притча от режиссёра Яна Михайлова, без единого слова, с действием, передаваемым только через музыку и пантомиму. Это единственный известный мне конкурент "Выкидыша" по радикальности и уровню претензий. Композиторы обеспечивают прямую связь между фильмами, делая их зародышем так и не реализовавшейся авангардной волны от Камаза.
Если бы в России существовал некий аналог BFI, сохраняющий историю кино с заходом в самые экзотические и обскурные аспекты, то они бы обязательно издали в русском аналоге серии “Flipside” "Выкидыш" на DVD и Blu-ray, с подробным буклетом и дополнениями в виде "Энвольтования по Босху" и "Мистификатора". Культура беднеет без осознания и анализа маргинальных, но ярких явлений. Но в России нет своего аналога BFI.
Сейчас Манусов снимает рекламные фильмы для различных учреждений. В рассказе "Гибельный пожар" он знакомится с девушкой, снимая фильм для консерватории, где она играет. Из поздних фильмов доступна трёхминутная "Репетиция Бокаччо", и это хороший, очень профессиональный рекламный ролик театрального фестиваля. То, что он пишет, действительно ужасно, но хорошо, что он продолжает писать, и жаль, что он перестал снимать.
Иллюзии тоже необходимы. Искусство нуждается в маниях.
Раймонд Крумгольд (Raimonds Krumgolds)
Метки: апокалипсис katab.asia кино Юрий Манусов кино девяностых |
Ритуалы Лейси |
Предисловие. Шаман.
Момент его окончательной трансформации был зафиксирован на видео с названием “Awakening of the Earth Goddess, Rougham”. Оно было снято в 1982 году, во время Albion Fair, одного из фестивалей в сельской местности, проводимого экс-хиппи, не заметившими завершения своей утопии. Это был не музыкальный фестиваль, с дорогой аппаратурой и популярными группами, скорее, собрание племён. Нечто вроде общего сбора неприкаянных бродяг и богемы со всех концов Англии, огромные полуподпольные ярмарки в сельской местности.
Именно такая публика собралась на перформанс. Одни могли помнить Брюса Лейси по шестидесятым: полуклоун-полухудожник, культовая фигура в "свингующем Лондоне". Многие из присутствующих знали его актёром второго плана рядом с Джорджем Харрисоном в фильме “Help!” или героем песни “Mr. Lacey” группы Fairport Convention, в которой поётся о его киберскульптурах. Зрители помоложе могли знать его как одного из фриков, постоянного участника и организатора подобных фестивалей. В любом случае мало что из прошлой биографии Лейси могло подготовить зрителя к архаическому ритуалу публичного полового акта с Матерью Землёй во всех графических подробностях. Не с актрисой, изображающей Землю, а непосредственно с травой и почвой. Erce, erce, erce eorþan modor.
Немолодой мужчина, абсолютно голый, с нарисованными на теле узорами медленно идёт с пламенем в руках через лабиринт в виде женского тела. Двигаясь к точке слияния. Неподготовленному человеку это зрелище может показаться крайне смешным, но Лейси явно делал всё всерьёз. Возможно, впервые за долгую карьеру в искусстве в его перформансе отсутствовали ирония или издевательство. Он давно разучился смущаться и бояться выглядеть смешным. Теперь перестал сознательно смешить. Клоун и трикстер стал шаманом, оставаясь самим собой. Подобная эволюция в примитивных обществах хорошо описывается этнографами, к примеру, в работах Елеазара Мелетинского, но для Великобритании конца ХХ века подобный итог карьеры в современном искусстве выглядит довольно неожиданно. Однако собравшаяся толпа была именно племенем, члены которого наблюдали за самым настоящим инициатическим ритуалом. Брюс Лейси нашёл себя.
Часть первая. Пятидесятые. Клоун.
Он выбрал идеальный момент, чтобы стать художником. Молодой военный моряк Брюс Лейси лежал в военном госпитале и медленно умирал от туберкулёза. Он рисовал в палате в качестве психотерапии и понял, что хочет заниматься именно этим. Что если он выживет, то станет художником. Ясно, что понятие "художник" в тот момент не включало в себя вымазанного глиной обнажённого фрика, но первый шаг к вышеописанному состоянию был сделан именно тогда. Выжив и демобилизовавшись, молодой моряк поступил в художественное училище, то есть в резервацию для богемы внутри строгой британской классовой системы. Его там научили рисовать, и рисовать неплохо, но основной талант у него проявился в сфере, близкой к театральной. Лейси нравилось переодеваться, отыгрывать персонажей и смешить людей. Сочетание артистизма с художественными амбициями неизбежно повело его в сторону новорожденного performance-art. Разумеется, он мог бы стать просто актёром, но особенности его таланта плохо сочетались с театром и кино пятидесятых, он был скорее маской, чем персонажем. Идеально подходит для немых комедий. Как ни странно, именно с немого кино началась его карьера как актёра. Пятидесятые были периодом короткого расцвета британского кинолюбительства, во многом похожего на грандиозный феномен советского кинолюбительства. Технические характеристики доступных для населения камер толкали любителей к пластичности немого кино, в то время как желание догнать современность заставляло накладывать поверх видеоряда звуковую дорожку, обычно в формате монолога, как в худших образцах раннего звукового кино. Получались довольно неровные фильмы, современные кинопримитивы в самом точном смысле этого слова. Любопытные как феномен даже в случае полной и безоговорочной бездарности их авторов. Лейси не был бездарностью. Сейчас доступны два любительских фильма с его участием, и они действительно талантливы. Оба фильма снял Джон Севелл, хороший друг Брюса, ставший впоследствии известным художником-дизайнером. Именно он сделал обложку для британского издания "Билета, который лопнул" Берроуза. Лейси никогда не стремился к роли режиссёра, предпочитая рисовать декорации и играть главные роли. В любом случае оставшиеся фильмы сохранили все признаки его яркой индивидуальности.
Первый из доступных фильмов — “Head in Shadow”. Мрачная немая короткометражка 51-го года, в которой Брюс играет слепого, бредущего через трущобы послевоенного Лондона. Очень сильный образец британского авангарда.
Второй фильм, “Agib and Agab”, на порядок веселее. Он идёт свыше получаса и выглядит на общем фоне любительского кино как высокобюджетный блокбастер. Это настоящий ориентализм в духе ранних голливудских фильмов вроде “Багдадского вора”, только снятый в городском саду с помощью толпы студентов. Действительно масштабный проект, который не портит даже решение наложить поверх фильма запутанный монолог. Лейси в фильме скорее присутствует, чем играет. Большую часть этой чёрной комедии он исполняет роль мёртвого тела, которое перекидывают друг другу напуганные возможным наказанием жители некоего восточного города. Пластично лежать весь фильм трупом тоже совсем непросто. Главное — кроме роли центрального для сюжета трупа, Лейси ещё был художником, ответственным за дизайн фильма. Именно он с помощью подручных средств превратил лондонский публичный сад в город из “Тысячи и одной ночи”. Если внимательно посмотреть на геометрические линии, которыми покрыты стены, можно увидеть, что они поразительно напоминают архаические узоры на теле в его поздних, ритуальных перформансах. Словно вся его жизнь оказалась в итоге соединена одним узором.
Любительское кино, даже самое талантливое, редко оказывается трамплином для серьёзной карьеры, обычно эти фильмы и их авторы не выходят за пределы небольшой культурной резервации. Одно из исключений — Кен Рассел, начинавший в пятидесятые с самопальных комедий вроде “Amelia and the Angel”. Интересно, что он знал Лейси и даже снял про него небольшой фильм “The Preservation Man”.Очень хороший, но явно не документальный. Брюс в нём описан как эксцентрик, сохраняющий и трансформирующий старые вещи, осколки забытой массовой культуры. В любом случае неугомонная натура Лейси не позволяла ему ограничиться одной средой для самореализации. Всю жизнь бывший солдат будет выходить за классовые и кастовые границы. Конец пятидесятых он встретит во всеоружии и в очень актуальной команде комиков, снимая в 1960-ом один из важнейших фильмов надвигающейся культурной трансформации.
Такое грандиозное явление, как шестидесятые, не может зародиться в одной конкретной культурной среде, даже в такой яркой, как околобитническая богема. Или поклонники фолк-музыки. Или группа учёных, изучающих эффект от психоделиков. Или молодые режиссёры, снимающие дешёвые хорроры для Роджера Кормана, получая опыт, необходимый для собственного, авторского кино. Или трансвеститы, собравшиеся на "Фабрике" Уорхола. Этот список можно продолжать и продолжать, главное, что все перечисленные эпицентры американской культурной революции сложились независимо друг от друга и слились в единое явление в процессе собственного развития. В Англии были свои точки притяжения для талантливой молодёжи, и одной из самых ярких оказалась волна комедии абсурда. Американская стендап комедия тоже порождала контркультурных героев вроде яростного нигилиста Ленни Брюса, но у англичан всё наложилось на развитую традицию эксцентрики и породило действительно яркое явление. Сперва, ещё в начале пятидесятых, на радио пришёл Спайк Миллиган. Прошедший войну сатирик с достаточно радикальным подходом. В “Of Time and the City”, замечательном документальном фильме о Ливерпуле пятидесятых, Теренс Дэйвис вспоминает о шокирующем и одновременно освобождающем влиянии провокационных шуток из “The Goon Show” на аудиторию в своём лице . Цитируемые в фильме шутки реально провокационные. Самые яркие выпуски ещё долго переиздавались на виниле.
Сходство темпераментов и жизненного опыта прибило Лейси к Спайку Миллигану, который как раз инфильтрировался в телевидение. Сама природа таланта Брюса плохо сочеталась с основным медиа эпохи. Радио основано на текстах, в то время как Лейси всегда был визуальным артистом. Он не говорил, он показывал. То есть снимался в отдельных эпизодах различных телешоу и одновременно делал для них декорации и антураж. Почти ничего не сохранилось: телепередачи того периода быстро стирали ради драгоценной плёнки.
Главное — он заработал огромный опыт, и когда Спайку Миллигану пришла в голову идея снять собственный фильм, то Брюс с его опытом в любительском кино и телевизионных декорациях оказался незаменим. Фильм решили сделать полностью немым. Это явно сознательное решение, никак не связанное с техническими ограничениями. Всё-таки съёмочная группа включала в себя профессиональных радиоведущих, которым не составляло труда добавить озвучку любой степени сложности. Им хотелось сделать нечто совершенно новое совершенно архаическими средствами. Получившийся в итоге “The Running Jumping & Standing Still Film” стал одной из лучших стилизаций под немое кино в истории, сравнимый с уникальным советским "Бурным потоком". Отличное кино, своим активным участием в его создании Лейси уже вписал своё имя в историю.
Понятно, что авторами фильма были Спайк Миллиган и режиссёр Ричард Лестер, уже работавший с Миллиганом на телевидении. Для Лестера этот десятиминутный сюрреалистический скетч стал началом успешной кинокарьеры. Только столь же понятно, что без участия Лейси фильма бы не получилось, его рука очевидна и в декорациях, и в самом действии. Это было идеальное завершение десятилетия.
Часть вторая. Шестидесятые. Безумный профессор.
Новое десятилетие Лейси начнёт ешё одним авангардным фильмом, “Everybody’s Nobody”, снова снятым вместе с Севеллом. В этот раз фильм стилизован под рекламу искусственного человека. Чистая пантомима, в которой персонаж Брюса пытается следовать за голосом диктора. У фильма все признаки немой комедии, но от него уже не смешно. Скорее, жутко. Жути добавляет атональная музыка, написанная на все руки мастером Лейси.
Дальнейшая деятельность нашего героя может быть разделена на три составляющие. Самая незначительная из них оказалась результатом популярности “The Running Jumping & Standing Still Film”.
Среди поклонников фильма оказалась молодая группа The Beatles. Когда они решили монетизировать истерию и снять для этого свой первый фильм "Вечер трудного дня", они без колебаний пригласили Лестера. В итоге он снял для группы два фильма, и во второй, “Help!”, взял с собой и Брюса, дав ему эпизодическую роль странного садовника, работавшего на Харрисона. Естественно, роль в эпизоде не может дать старт карьере, это не режиссёр. Но такая позиция была в целом характерна для Лейси: незаменимый, но всегда на обочине. Мастер эпизода. В любом случае общение с The Beatles неизбежно ввело его в богемные круги — идеальная позиция для встречи такого десятилетия, как шестидесятые. В "свингующем Лондоне" он будет модным. Не популярным, но модным. К этой части его жизни можно отнести и главную роль в короткометражке Боба Годфри “One Man Band”, язвительно высмеивающей музыкальный бизнес эпохи. Сотрудничество с Годфри началось ещё в шестидесятом году с музыкальной короткометражки на четыре минуты под названием “Battle of New Orleans”, удивительно похожей на стилистику The Alberts.
Так мы переходим к действительно важной второй составляющей его истории. Уже в начале шестидесятых он под псевдонимом "Профессор Лейси" включился в вышеупомянутую комик-группу The Alberts. Это был один из самых буйных и анархических проектов своего времени. Братья Грэй в образе "Альбертов" были злобной пародией на имперский дух и ностальгию. Они изображали размахивающих флагом викторианских джентльменов, рвущихся к новым подвигам во славу родины и королевы. Естественно, отыгрывая всё это в формате немой слапстик-комедии. Весьма популярной: их шоу с характерным названием An Evening of British Rubbish почти целый год шло при полных залах. Уровень их радикальности можно определить уже по тому факту, что планировавшийся выпуск пластинки с записью их джазовых композиций и фрагментов из этого шоу сорвался в связи с принципиальной позицией группы, отказавшейся менять запланированную обложку. Обложка была явным издевательством над имперским флагом. Автором был неоднократно упомянутый Севилл. Это был ещё 63-ий, никакой контркультуры не существовало, и подобная позиция была карьерным суицидом. Известно, что альбом был записан. Больше о нём не известно ничего.
От деятельности The Alberts сохранилось совсем немного. Есть отличный немой фильм, “Uncles Tea Party”, снятый Джорджем Харрисоном Марком, известным "порнографом", который зарабатывал тогда на жизнь, снимая эротические короткометражки на восьмимиллиметровую камеру. Настоящее живое немое кино, не стилизация под него. Выбрав его в режиссёры, Thе Alberts лишний раз подтвердили свою анархичность. Ещё есть телерепортаж 1965 года о перформансе The Flying Alberts. Последний прекрасно передаёт особенности этой арт-группы: группа людей разыгрывает на публике эпизод из старого приключенческого романа, изображая запуск нового летательного аппарата из Хэмпстед-Хит. Аппарат едет прямо в пруд, Лейси даёт у обломков интервью, объясняя что это всё — явный саботаж. В играющем на фоне оркестре видны музыканты из Bonzo Dog Doo-Dah Band, на тот момент тоже игравших комедийный джаз. Через пару лет они уйдут в психоделический рок и превратятся в нечто вроде музыкального аналога Монти Пайтона. На заднем фоне суетится молодая и артистичная женщина в костюме медсестры. Вскоре Джилл Смит станет Джилл Лейси, женой и матерью многочисленных детей.
Вторая его маска шестидесятых станет самой популярной. Лейси всегда был практичным человеком, умевшим и любившим работать руками. Это приводит нашего героя в скульптуру, но предельно модернистскую и футуристическую. Брюс делает скульптуры из найденных объектов, но затем механизирует их, превращая в "роботов". Этот образ безумного профессора, окружённого механическими слугами, тоже взят из устаревшей массовой культуры, логично продолжая эстетику The Alberts. Маска оказывается популярной. Только большинство его роботизированных скульптур смотрелись откровенно пугающе, как обломки от атомной войны: достаточно посмотреть фильм “Humanoid Race”, где они фигурируют. Этот эффект усиливала любовь к использованию кукол в качестве материала. Лежащая в основе серии концепция тоже выглядит мрачной, Лейси к тому моменту начинает всерьёз интересоваться вопросом механичности и повторяемости человеческого поведения.
Часть третья – Инопланетная антропология.
В семидесятые стилистика работ Лейси заметно меняется. Во-первых, искусство реально становится работой, его многодетной семье нужно было где-то жить, и он стал смотрителем в SPACE, комплексе арт-студий на улице Мартелло. Огромное, плохо приспособленное для быта помещение, небольшую часть которого занимала семья Лейси. Остальное было отдано различным художникам под мастерские и хранение материалов. Брюс мог и рекомендовать художникам, и даже закрывать глаза на формальное нарушение правил, вроде проживания в мастерских самих художников. Благодаря этому Лейси случайно помог создать индустриальную культуру, пригласив в Лондон провинциальную арт-группу COUM Transmissions, которой он предоставил помещение. Они жили в SPACE до момента появления сквота на Бэк Стрит. За это время старший сын Брюса, Джон, успел включится в деятельность COUM Transmissons под псевдонимом John Gunni Busck. Что ещё важнее, Джон Лейси унаследовал от отца любовь к разнообразной технике, что выразилось в увлечённом создании новых музыкальных инструментов и экспериментах со звуком. Благодаря такому хобби он подружился с другим увлечённым шумами техником, Крисом Картером. Познакомил его с основой будущих Throbbing Gristle, и дальнейшее стало историей. Важное замечание: электронной музыкой занимались тогда и сын, и отец. Очень похоже, что импровизации Брюса Лейси, которые тогда слышали совсем немногие знакомые, в итоге прямо повлияли на развитие одного музыкального жанра. Просто потому, что его создали именно вышеупомянутые знакомые.
Жизнь семейства Лейси в окружении современного искусства оказалась хорошо задокументированной благодаря новой концепции, которая пришла в голову главе семьи. Он просто представил, как повседневные дела выглядели бы в глазах гипотетического инопланетного антрополога. Уже в 1972-ом в Гайд-Парке прошёл перформанс Laceys at Home. Сохранилось видео, без звука, но вполне ясное. Семья пьёт чай и занимается повседневными делами внутри большого помещения без четвёртой стены, стоящего прямо посреди парка. Немногочисленные прохожие наблюдают за происходящим, явно недоумевая. Дети совершенно естественны, словно уже привыкли быть объектами на выставках.
Развитием этой концепции стали три короткометражных фильма, которые можно объединить под общим названием "Фильмы о человеческом поведении". Фильмы просты до примитивности: подробный показ крупным планом повседневной человеческой деятельности. Показывая, как принимать ванну, Брюс достигает очень неприятного эффекта, порнографического в худшем смысле этого слова. Ощущение брезгливости может усилиться при просмотре полнометражного фильма "Ритуалы Лейси". По крайней мере, я лично досмотрел его с трудом, несмотря на свой большой опыт просмотра самого радикального и скучного авангарда. Это действительно неприятный фильм, слово домашнее видео, снятое в духе Уорхола. Ничего специально шокирующего нет, просто богемная семья, живущая в условиях, напоминающих цыганский табор, подробно рассказывает о своей жизни. Рассказывает и показывает, как готовить кофе, принимать ванну, чистить зубы и ходить в туалет. Все весёлые и раскованные, никого не смущает обнажённое тело или физиологические подробности. Трудно сказать про инопланетных антропологов, но для земных это отличный рабочий материал, к примеру, наглядно показывающий разницу между британским и континентальным представлением о том, как нужно мыться.
Разумеется, Лейси никогда не ограничивался одной рабочей концепцией. Одновременно с предельно приземлённым проектом, сводящим жизнь к набору механических ритуалов, он вместе с женой начал максимально романтичный "Научно-фантастический театр". Они приезжали в бедные районы Лондона или в провинциальные города. Ставили там бесплатную игровую площадку. Приглашали детей и играли перед ними сказочные представления. Несмотря на название театра, в сюжетах не было никакой научности, чистая фантазия. Сохранилось видео, использовавшееся в представлениях. Изображающая "Стеллу", то есть луч света, Джилл убегает от своего мужа, играющего Чёрную Дыру.
Именно в этот период Брюс открывает для себя мегалиты. Странствуя по Британии, их театр часто оказывался поблизости от неолитических кругов из камней. В Англии их довольно много, они меньше Стоунхенджа, и большинство из них вполне доступны для посещения. Супруги Лейси начали устраивать в них импровизированные театральные представления, без зрителей, но с камерой. Возможно, изначальной целью этих фильмов было создание материала, который можно использовать в спектаклях. Но у ритуалов есть способность незаметно менять мировоззрение участников. На плёнке зафиксировано, как супруги Лейси совершают откровенно ритуальные действия с использованием четырёх элементов. В какой-то момент эти ритуалы стали вполне серьёзными. Не только для мужа — Джилл Смит, судя по сайту, сейчас представляет из себя типичную поклонницу викки, занимаясь женской магией и поклонением Богине. Значит, их общее увлечение мистикой предшествовало разводу. Уже неизбежному на тот момент. Уже в видео с Чёрной Дырой есть еле уловимое предчувствие распада семьи. Последний их совместный фильм из цикла о человеческом поведении ещё очевиднее. Он называется “Double Exposure” и посвящён сексу, но вместо ожидаемого по другим фильмам натурализма на грани порно оказывается ирреальным и психоделическим. Всё построено на двойной экспозиции, оба супруга в одиночку изображают на камеру занятие сексом с невидимым партнёром. Затем оба изображения соединяются на тёмном фоне, превращаясь в настоящий символ одиночества и отчуждения. До этого момента Лейси зависел от своих друзей с талантом режиссёра, но это короткое видео оказалось настоящей жемчужиной, которой хватает для вписывания его собственного имени в историю киноавангарда.
Послесловие. Шаман.
Здесь эта история возвращается к предисловию. Брак распался, и Лейси публично заключает сакральный брак с Матерью Землёй. Оставшиеся десятилетия он будет жить отшельником в маленьком городе. По-прежнему выступать перед детьми в образе клоуна. Он собирал и восстанавливал старую технику. Учился на пилота. Только теперь рядом с повседневными делами в его жизни появилось серьёзное мистическое измерение. Поздние перформансы не предназначались для людей. Один из них, к счастью, зафиксирован на видео в фильме под названием “The Re-awakening of My Ancestral Spirits”. Это отличный образец ритуального кинематографа, с шумовой музыкой авторства самого Брюса и гипнотизирующим видеорядом. Только целью ритуала было не создание хорошего фильма, Лейси именно устанавливал связь со своими предками. Возрождал их в себе самом.
Парадоксальный момент: предметы для символического использования в ритуале явно взяты из большой коллекции старого антуража. В том числе и рогатый "шлем викинга", поставленный в центр всего действия. Хорошо известно, что у викингов не было рогатых шлемов, этот образ происходит из декораций к операм Вагнера. С другой стороны, сохранились изображения рогатых шлемов в явно ритуальной, религиозной обстановке, возможно, как символ жречества. Получается, что Лейси, возможно, сам того не понимая, снова вводит этот символ в изначальный контекст.
Очень хорошая метафора всей его жизни: взять деталь клоунского костюма и вернуть её архаическое, сакральное значение.
P.S.
Незадолго до его смерти произошло “открытие” забытого художника. Про него сняли документальный фильм; режиссёры потом опишут своё впечатление от героя как “Джон Ди в интерпретации от “The Goon Show””. Подборку его фильмов издали на двух дисках BFI. Одновременно на Trunk Records вышла подборка его музыкальных экспериментов, сразу в двух форматах: полноценный релиз на двух винилах и сокращённый, на cd. Всю свою жизнь он был на острие контркультуры, явно опережая культуру обычную. Перед смертью мир его догнал. Хотя всё равно, не поймал.
Раймонд Крумгольд(Raimonds Krumgolds)
Метки: bruce lacey katab.asia кино музыка |
На красно солнышко. На звёзды в ночи |
Метки: неофолк moon far away katab.asia |
Fomh'oraigh (19.05) |
Метки: сны |