Метод Ильи Франка на уроках РКИ |
Книги с методом чтения Ильи Франка изданы для многих языков. В них текст произведения разбит на небольшие отрывки. Сначала идёт отрывок с дословными переводом на русский язык и грамматическими комментариями, затем повторяется тот же отрывок, но уже без перевода и комментариев. Такие книжки очень хороши для самостоятельной работы и для поддержания языка.
Для русского языка есть серия текстов Russian Through Real Stories.Red bicycle and miracle tree (Светлана Франк. Красный велосипед и чудо-дерево). К книге есть аудиоприложение. Сам метод чтения подробно описан на сайте автора www.franklang.ru. Там же есть советы для учащихся и даже методические разработки для преподавателей.
По отзывам коллег, многим студентам очень нравятся эти тексты. Однако, как отмечают коллеги, не всем этот метод подходит. Одних он мотивирует, помогает прочувствовать язык, запоминать слова и конструкции, других, наоборот, пугает обилие незнакомой лексики, которую сложно усвоить. Метод более успешно используется, когда родной и изучаемый языки структурно схожи. И в меньшей степени подходит для изучения отличного по структуре языка. В статьях некоторых полиглотов отмечается, что чтение параллельных текстов на двух языках менее эффективно, когда языки разноструктурны.
В моей личной коллекции есть две книги по методу Ильи Франка: адаптации для новогреческого и турецкого языков. На момент приобретения «Греческих сказок и легенд» я уже довольно неплохо владела новогреческим языком, а потому в русском тексте практически не нуждалась. Фактически это было не очень сложное дополнительное чтение. Турецкие сказки помогли мне запомнить часто повторяющиеся лексические единицы, научиться узнавать некоторые структуры и немного проникнуться языком.
В целом, на мой взгляд, в изучении языков все средства хороши. Подобные книги с параллельными текстами для чтения удобны для самостоятельной работы: не требуется прилагать усилия для перевода и выполнения упражнений, в то же время работа (даже пассивная) по запоминанию лексики и грамматических конструкций происходит. Собственно, об этом и пишет автор метода Илья Франк: «Мой метод чтения — это специальный способ адаптации текста, который способствует пассивному освоению языка. Его можно использовать либо в качестве поддержки, дополнения к разговорной практике, либо просто для пассивного освоения языка (если цель, например, научиться читать книги на том или ином языке)».
Метки: чтение обучение |
Стихи на уроках русского языка как иностранного |
Можно ли использовать стихи на уроках русского языка как иностранного?
Да, конечно. Есть специальные учебные стишки для запоминания падежных форм, глаголов движения и др.
Стихи широко используются в учебниках для детей. С детьми можно двигаться, играть и одновременно проговаривать слова стихотворений. Но и взрослые с удовольствием могут читать и даже учить наизусть стихи. Есть стишки об одежде, о частях тела. В них и лексика полезная. Например, стих С.Я. Маршака «Почему у человека две руки и один язык». Тут отрабатываются и формы родительного падежа единственного числа с числительным «два». А ещё стих А. Усачёва «Что такое бутерброд?»
Простые короткие стишки можно найти в учебнике элементарного уровня «Русский сезон». Например, «В Париже, в Берлине, в Караганде – русский язык изучают везде!». А также в учебнике элементарного уровня «Молодец» (это итальянская версия известного учебника Джона Ланграна «Руслан»). А есть и целый сборник Ольги Штельтер «Стихи, стишки, стишочки» (Библиотека Златоуста).
Есть пособие “Auf Alle F"alle Singular” (автор: Michaela Liaunigg). Там тоже много стихов. Например, на дательный и предложный падежи: «Я поеду к Тине на своей машине, я поеду к Лизе по турецкой визе, я поеду к дяде Феде на большом велосипеде, я поеду к самураю на метро и на трамвае и в Тулузу к тёте Моте на учёном бегемоте, а к зубному врачу – не хочу!»
Это мы говорили об учебных стихах в основном для начального этапа обучения. Но можно использовать и настоящие стихи русских классиков. Есть специальные сборники поэтических текстов для уроков РКИ, с комментариями, переводом и заданиями: «Читаем стихи русских поэтов» Натальи Владимировны Кулибиной. В сборник вошли стихотворения 22 авторов ХIХ-ХХ вв. Пособие предназначено для уровней А2-В2.
Нужно обязательно помнить, что нельзя превращать чтение художественного произведения исключительно в разбор грамматических форм (к сожалению, в интернете мне попадались подобные разработки, где, например, на основе знаменитого стихотворения Пушкина может выполняться упражнение на падежи). Методика работы с поэтическими текстами на уроках РКИ, система пред- при- и послетекстовых заданий, описана Н.В. Кулибиной (смотрите книгу «Зачем, что и как читать на уроке? Художественный текст при изучении русского языка как иностранного»). Нужно помочь иностранцам самостоятельно понять художественное произведение.
Метки: Лексика стихи развитие речи |
Пособия по фонетике |
Если это не сложно, могли бы Вы подсказать, в каком именно из многочисленных учебников и пособий стоит поискать упражнения на произнесение -ТЬ и -ЛЬ?
- Можно посмотреть упражнения на мягкие согласные в пособии И.В. Одинцовой "Звуки. Ритмика. Интонация".
Помимо упражнений в пособии есть методические рекомендации по постановке произношения и устранению ошибок.
При произнесении твёрдого [л] кончик языка поднят и прижат к верхним зубам, задняя часть языка оттянута назад и напряжена. При произнесении мягкого [л’] кончик языка опущен и прижат к нижним зубам, а передняя часть языка смыкается с верхними зубами и альвеолами.
- Пособие И. Миловановой "Фонетические игры и упражнения"
- Панков Ф.И., Бархударова Е.Л. "По-русски - с хорошим произношением". Практический курс звучащей речи
- Любимова Н.А. Лингвистические основы обучения артикуляции русских звуков. Постановка и коррекция
Для образования мягкого звука необходимо настроить речевые органы на произнесение [и] и протянуть гласный. Это позволяет ощутить положение языка при [и] и закрепить его. Затем, произнося гласный, необходимо перейти к согласному, так чтобы после него следовал гласный [и]: [и]...[т']...[и];[и]-[т']-[и]. Далее артикуляция [т'] закрепляется после [и] перед другими гласными.
Метки: Фонетика phonetics пособия произношение фонетические умения |
В какой последовательности вводить материал на уроках РКИ |
«Исходя из уроков курса методики, получается, что начинать надо с фонетики и лингвострановедения, но я изучал/изучаю английский/испанский/словацкий, и на фонетику отводится 1 вступительный урок - знакомство с алфавитом - что логично, т.к. глубокое изучение фонетики - выработка правильного произношения - это уже финальные штрихи, когда у человека есть хотя бы жизненно необходимый языковой минимум».
В курсе методики преподавания РКИ (это курс для преподавателей РКИ) сначала рассматривается система языка по уровням: фонетика, грамматика (по частям речи + синтаксис - выражение различных типов смысловых отношений в простом и сложном предложении), лексика. Все уровни рассматриваются с точки зрения преподавания РКИ, в функциональном аспекте. Мы изучаем языковые единицы с точки зрения их функционирования в речи; "отрицательный языковый материал" (т.е. ошибки, которые допускают иностранцы, когда говорят по-русски). Это помогает нам правильно и доступно объяснять материал иностранцам. Затем рассматриваются 4 вида речевой деятельности: чтение, письмо, аудирование, говорение. Затем организация урока, включая анализ существующих учебников; уровни владения РКИ и контроль в обучении. А также страноведение и межкультурная коммуникация.
В практическом курсе русского языка для иностранцев не изучаются сначала фонетика, потом грамматика, потом лексика, а потом страноведческий материал (если только это не курс для иностранных преподавателей русского языка, которые проходят профессиональную переподготовку и осваивают теорию и методику). Каждый урок включает грамматический блок и разговорную тему, отработку навыков аудирования и речевую практику. В коммуникативных учебниках, нацеленных на формирование навыков разговорной речи, отражён этот принцип. Действительно чаще всего на интенсивных курсах РКИ фонетике отводится лишь небольшая часть урока (фонетическая разминка в начале каждого урока и попутные замечания во время чтения и говорения). Может быть специальный вводно-фонетический или корректировочный фонетический курс для студентов вуза. Как правило, у студентов подготовительных факультетов в первом семестре есть отдельный вводно-фонетический курс, где они осваивают правильную артикуляцию русских звуков и интонацию.
Метки: metodika-rki курс методики преподавания РКИ программа metodika_rki методика |
Вопросы "где?" и "куда?" в греческой аудитории |
Метки: Лексика грамматика наречия |
УМК по РКИ с книгой для преподавателя и рабочей тетрадью |
Посоветуйте, пожалуйста, комплексные интересные учебники с актуальными текстами по изучению русского языка: с иллюстрациями, рабочей тетрадью, пособием для преподавателя и диском в комплекте. Есть ли такие?
Таким полным комплектом обладают учебно-методические комплексы:
- Е. Новачац, О. Долматова «Точка ру» (две части: для уровня А1 и А2).
- И. Мозелова «Русский сувенир» (уровни А1, А2, В1)
- Т. Эсмантова «Пять элементов». К учебнику есть также сборник контрольных работ и диагностических тестов (уровни А1, А2, В1).
- Л.В. Миллер, Л.В. Политова «Жили-были» (уровни А1, А2).
- Для немецкоязычных учащихся есть учебник «Ясно!» (издательство Klett). Уровни А1-А2. К нему также прилагается полный комплект материалов. На сайте издательства можно посмотреть материалы, доступные онлайн.
Метки: учебники пособия методические пособия |
Скороговорки на уроках РКИ |
Метки: Фонетика Звук произношение скороговорки фонетические умения звуки |
Учебники и пособия по РКИ уровня В2 |
Владение русским языком в объёме второго сертификационного уровня (В2) свидетельствует о достаточно высоком уровне коммуникативной компетенции во всех сферах общения. Этот уровень позволяет иностранцу вести профессиональную деятельность на русском языке.
- О. В. Головко "Вперёд!"
- Н.М. Лариохина "Практический курс русского языка"
- М. Н. Макова, О. А. Ускова "В мире людей"
- Т. Попова, Е. Юрков "Поговорим!"
- Л. Ю. Скороходов, Л. В. Хорохордина "Окно в Россию"
- Н. Баско "Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем русскую грамматику"
- Родимкина А.М., Ландсман Н. Россия: день сегодняшний. Тексты и упражнения
- Родимкина А.М., Ландсман Н. Россия: экономика и общество. Тексты и упражнения / Russia: Economics and Society. Texts and Exercises
- Родимкина А., Ландсман Н. Россия: день за днём. Выпуск 1. Тексты и упражнения / Russia: Day By Day
- Родимкина А., Ландсман Н. Россия: день за днём. Выпуск 2
- М.Н. Аникина В Россию с любовью. Продолжаем изучать русский язык
Пособия по грамматике
- О.И. Глазунова «Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях»
- А. Ф. Егорова "Трудные случаи русской грамматики"
- Е.Р. Ласкарева "Чистая грамматика"
- Г.А. Битехтина, Л.П. Клобукова и др. "По-русски без ошибок!"
- Bitekhtina N., Grouchevskaia L. / Битехтина Н., Грушевская Л. - A Living Russian Grammar Intermediate II + Advanced / Живая грамматика русского языка
- Волкова Н., Филипс Д. Улучшим наш русский. Пособие по грамматике русского языка предназначено для иностранных учащихся среднего и продвинутого этапов обучения
Пособия по лексике
- Э.И. Амиантова, Г.А. Битехтина «Лексика русского языка» (приставочные глаголы, паронимы, различные лексико-семантические группы слов)
Пособия по чтению и развитию речи
- Старовойтова И.А. Ваше мнение
- Р.А. Кулькова Я хочу тебя спросить. Беседы и дискуссии на русском языке
- Е. Косарева, Н. Хруненкова «Время обсуждать»
- Голубева А.В., Задорина А.И., Ганапольская Е.В. Россия: характеры, ситуации, мнения: книга для чтения. В 3 вып. Вып. 1. Характеры. Для владеющих русским языком в объеме II — III сертификационного уровня (В2 — С1, продвинутый этап)
- Н. Глебова, И. Орехова «О русских фильмах по-русски»
Пособия по письму
- Д.В. Колесова, А.А. Харитонов "Золотое перо"
- Д. Колесова, А. Харитонов «Пишем эссе»
- Е. Бузальская, Н. Любимова «Пространство эссе»
Язык российской прессы
- Богомолов А. "Новости из России"
- Дерягина С. И. и др. В газетах пишут ...
- Л. Москвитина «В мире новостей»
Учебные пособия по деловому русскому
- Котане Л.В. Русский язык для делового общения. В2. Russian for business Учебное пособие по изучению делового русского языка как иностранного. Адресовано менеджерам и бизнесменам, ведущим сотрудничество или планирующим работу с русскоговорящими клиентами и партнёрами.
Метки: учебники пособия business_russian деловой русский |
Учебники и пособия по РКИ уровня В2 |
Владение русским языком в объёме второго сертификационного уровня (В2) свидетельствует о достаточно высоком уровне коммуникативной компетенции во всех сферах общения. Этот уровень позволяет иностранцу вести профессиональную деятельность на русском языке.
- О. В. Головко "Вперёд!"
- Н.М. Лариохина "Практический курс русского языка"
- М. Н. Макова, О. А. Ускова "В мире людей"
- Т. Попова, Е. Юрков "Поговорим!"
- Л. Ю. Скороходов, Л. В. Хорохордина "Окно в Россию"
- Н. Баско "Обсуждаем глобальные проблемы, повторяем русскую грамматику"
- Родимкина А.М., Ландсман Н. Россия: день сегодняшний. Тексты и упражнения
- Родимкина А.М., Ландсман Н. Россия: экономика и общество. Тексты и упражнения / Russia: Economics and Society. Texts and Exercises
- Родимкина А., Ландсман Н. Россия: день за днём. Выпуск 1. Тексты и упражнения / Russia: Day By Day
- Родимкина А., Ландсман Н. Россия: день за днём. Выпуск 2
- М.Н. Аникина В Россию с любовью. Продолжаем изучать русский язык
Пособия по грамматике
- О.И. Глазунова «Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях»
- А. Ф. Егорова "Трудные случаи русской грамматики"
- Е.Р. Ласкарева "Чистая грамматика"
- Г.А. Битехтина, Л.П. Клобукова и др. "По-русски без ошибок!"
- Bitekhtina N., Grouchevskaia L. / Битехтина Н., Грушевская Л. - A Living Russian Grammar Intermediate II + Advanced / Живая грамматика русского языка
- Волкова Н., Филипс Д. Улучшим наш русский. Пособие по грамматике русского языка предназначено для иностранных учащихся среднего и продвинутого этапов обучения
Пособия по лексике
- Э.И. Амиантова, Г.А. Битехтина «Лексика русского языка» (приставочные глаголы, паронимы, различные лексико-семантические группы слов)
Пособия по чтению и развитию речи
- Старовойтова И.А. Ваше мнение
- Р.А. Кулькова Я хочу тебя спросить. Беседы и дискуссии на русском языке
- Е. Косарева, Н. Хруненкова «Время обсуждать»
- Голубева А.В., Задорина А.И., Ганапольская Е.В. Россия: характеры, ситуации, мнения: книга для чтения. В 3 вып. Вып. 1. Характеры. Для владеющих русским языком в объеме II — III сертификационного уровня (В2 — С1, продвинутый этап)
- Н. Глебова, И. Орехова «О русских фильмах по-русски»
Пособия по письму
- Д.В. Колесова, А.А. Харитонов "Золотое перо"
- Д. Колесова, А. Харитонов «Пишем эссе»
- Е. Бузальская, Н. Любимова «Пространство эссе»
Язык российской прессы
- Богомолов А. "Новости из России"
- Дерягина С. И. и др. В газетах пишут ...
- Л. Москвитина «В мире новостей»
Учебные пособия по деловому русскому
- Котане Л.В. Русский язык для делового общения. В2. Russian for business Учебное пособие по изучению делового русского языка как иностранного. Адресовано менеджерам и бизнесменам, ведущим сотрудничество или планирующим работу с русскоговорящими клиентами и партнёрами.
Метки: учебники пособия business_russian деловой русский |
Учебники и пособия по РКИ уровня В1 |
Уровень В1 соответствует первому сертификационному уровню российской системы тестирования. Данный уровень является достаточным для удовлетворения основных коммуникативных потребностей при общении с носителями русского языка в социально-бытовой, социально-культурной, учебно-профессиональной сферах деятельности. Успешная сдача этого теста необходима для поступления в высшие учебные заведения России.
- В.Е. Антонова, М.М. Нахабина и др. «Дорога в Россию» (третья часть в 2 книгах, первый сертификационный уровень)
- Капитонова Т.И. Живём и учимся в России
- Аксёнова М.П. Русский язык по-новому (третья часть)
- Т. Эсмантова «Пять элементов» (третья часть)
- И. Мозелова «Новый сувенир»
- Ю.Г. Овсиенко «Русский язык для начинающих» (вторая часть, В1-В2)
- Л.Г. Беликова, Т.А. Шутова «Русский язык. Первые шаги»
- Иванова Э.И., Богомолова И.А. «Наше время»
- Т. Блюм, Е. Горелова "Путь к успеху». Russian for everyday life and business communication (вторая часть)
Пособия по развитию речи
- Левина Г.М., Николенко Е.Ю. Владимир. Интенсивный курс русского языка для среднего уровня
- Короткова О.Н., Одинцова И.В. Загадай желание
- Яркина Л.П. Разговоры о жизни
- Бондарь Н.И., Лутин С.А. Как спросить? Как сказать?
Пособия по аудированию
- Одинцова И.В. Что вы сказали? Книга по развитию навыков аудирования и устной речи для изучающих русский язык
- Гончар И.А. Послушайте!
- Беляева Г.В., Гудкова И.А. Слушаем и пишем
Пособия по грамматике
- Битехтина Н.Б., Грушевская Л.Ю. Живая грамматика русского языка. Часть 2. Средний этап
Учебные пособия по деловому русскому
- Котане Л.В. Русский язык для делового общения. В1. Russian for business Учебное пособие по изучению делового русского языка как иностранного. Адресовано менеджерам и бизнесменам, ведущим сотрудничество или планирующим работу с русскоговорящими клиентами и партнёрами.
Метки: учебники пособия ТРКИ |
Учебники и пособия по РКИ уровня В1 |
Уровень В1 соответствует первому сертификационному уровню российской системы тестирования. Данный уровень является достаточным для удовлетворения основных коммуникативных потребностей при общении с носителями русского языка в социально-бытовой, социально-культурной, учебно-профессиональной сферах деятельности. Успешная сдача этого теста необходима для поступления в высшие учебные заведения России.
- В.Е. Антонова, М.М. Нахабина и др. «Дорога в Россию» (третья часть в 2 книгах, первый сертификационный уровень)
- Капитонова Т.И. Живём и учимся в России
- Аксёнова М.П. Русский язык по-новому (третья часть)
- Т. Эсмантова «Пять элементов» (третья часть)
- И. Мозелова «Новый сувенир»
- Ю.Г. Овсиенко «Русский язык для начинающих» (вторая часть, В1-В2)
- Л.Г. Беликова, Т.А. Шутова «Русский язык. Первые шаги»
- Иванова Э.И., Богомолова И.А. «Наше время»
- Т. Блюм, Е. Горелова "Путь к успеху». Russian for everyday life and business communication (вторая часть)
Пособия по развитию речи
- Левина Г.М., Николенко Е.Ю. Владимир. Интенсивный курс русского языка для среднего уровня
- Короткова О.Н., Одинцова И.В. Загадай желание
- Яркина Л.П. Разговоры о жизни
- Бондарь Н.И., Лутин С.А. Как спросить? Как сказать?
Пособия по аудированию
- Одинцова И.В. Что вы сказали? Книга по развитию навыков аудирования и устной речи для изучающих русский язык
- Гончар И.А. Послушайте!
- Беляева Г.В., Гудкова И.А. Слушаем и пишем
Пособия по грамматике
- Битехтина Н.Б., Грушевская Л.Ю. Живая грамматика русского языка. Часть 2. Средний этап
Учебные пособия по деловому русскому
- Котане Л.В. Русский язык для делового общения. В1. Russian for business Учебное пособие по изучению делового русского языка как иностранного. Адресовано менеджерам и бизнесменам, ведущим сотрудничество или планирующим работу с русскоговорящими клиентами и партнёрами.
Метки: учебники пособия ТРКИ |
Учебники и пособия по РКИ уровня А2 |
Для подготовки к уровню А2 подойдут те же учебно-методические комплексы, что были на уровне А1.
Учебники уровня А2
- В.Е. Антонова, М.М. Нахабина и др. «Дорога в Россию» (вторая часть, базовый уровень)
- Л.В. Миллер, Л.В. Политова «Жили-были» (вторая часть)
- С. Чернышов «Поехали!». (вторая часть в двух томах)
- Т. Эсмантова «Пять элементов» (вторая часть)
- И. Мозелова «Русский сувенир» (вторая часть)
- Е. Новачац, О. Долматова «Точка ру» (вторая часть)
А также:
- Ермаченкова В.С. «Слово». Пособие по лексике и разговорной практике
Пособия по письму
- Г.В. Беляева, М.М. Нахабина «Я пишу по-русски» (вторая часть, базовый уровень)
Пособия по аудированию
- Гончар И.А. Послушайте!
- Ермаченова В.С. Слушать и услышать
Книги для чтения
- «Шкатулка»: пособие по чтению для иностранцев, начинающих изучать русский язык. Под ред. О.Э. Чубаровой (многие тесты подойдут для чтения на уровне А2)
- И. Дьяков «Рассказ-сенсация» в помощь изучающим русский язык
Учебные пособия по деловому русскому
- Котане Л.В. Русский язык для делового общения. А2. Russian for business Учебное пособие по изучению делового русского языка как иностранного (базовый уровень) адресовано менеджерам и бизнесменам, ведущим сотрудничество или планирующим работу с русскоговорящими клиентами и партнёрами.
Метки: учебники пособия методические пособия |
Учебники и пособия по РКИ уровня А2 |
Для подготовки к уровню А2 подойдут те же учебно-методические комплексы, что были на уровне А1.
Учебники уровня А2
- В.Е. Антонова, М.М. Нахабина и др. «Дорога в Россию» (вторая часть, базовый уровень)
- Л.В. Миллер, Л.В. Политова «Жили-были» (вторая часть)
- С. Чернышов «Поехали!». (вторая часть в двух томах)
- Т. Эсмантова «Пять элементов» (вторая часть)
- И. Мозелова «Русский сувенир» (вторая часть)
- Е. Новачац, О. Долматова «Точка ру» (вторая часть)
А также:
- Ермаченкова В.С. «Слово». Пособие по лексике и разговорной практике
Пособия по письму
- Г.В. Беляева, М.М. Нахабина «Я пишу по-русски» (вторая часть, базовый уровень)
Пособия по аудированию
- Гончар И.А. Послушайте!
- Ермаченова В.С. Слушать и услышать
Книги для чтения
- «Шкатулка»: пособие по чтению для иностранцев, начинающих изучать русский язык. Под ред. О.Э. Чубаровой (многие тесты подойдут для чтения на уровне А2)
- И. Дьяков «Рассказ-сенсация» в помощь изучающим русский язык
Учебные пособия по деловому русскому
- Котане Л.В. Русский язык для делового общения. А2. Russian for business Учебное пособие по изучению делового русского языка как иностранного (базовый уровень) адресовано менеджерам и бизнесменам, ведущим сотрудничество или планирующим работу с русскоговорящими клиентами и партнёрами.
Метки: учебники пособия методические пособия |
Учебники и пособия по РКИ уровня А1 |
Список учебников и пособий элементарного уровня (А1)
- С. Чернышов «Поехали!». Учебник для начинающих. Хорошее представление грамматических и разговорных тем на начальном этапе.
- В.Е. Антонова, М.М. Нахабина и др. «Дорога в Россию». Учебник пригодится для подготовки к сертификационным экзаменам вплоть до уровня В1 (первый сертификационный). Рекомендован для подготовительных факультетах вузов.
- Т. Эсмантова «Пять элементов» (много упражнений и игровых заданий, есть книга для преподавателя и сборник диагностических тестов).
- Л.В. Миллер, Л.В. Политова «Жили-были» (есть книга для преподавателя и рабочая тетрадь).
- Е.Н. Машовец, Е.Г. Суворкина «Самовар» (есть рабочая тетрадь).
- С. Хачатурова «Русский экспресс»
- А. Куцерева-Жаме, М. Китадзё «Спасибо»
- Е.Л. Корчагина «Приглашение в Россию» (есть рабочая тетрадь)
- М. Загребельная «Мой русский друг»
- М.Н. Аникина «Лестница»
- Ю.Г. Овсиенко «Русский язык для начинающих»
- Н.Б. Караванова «Матрёшка»
- Г. Усейнова «Русский – это просто. Курс русского языка для начинающих. Russian In An Easy Way»
- Л.Г. Беликова, Т.А. Шутова «Русский язык. Первые шаги»
- И.В. Курбатова «Русский – легко! Russian … It’s easy!»
- М.М. Нахабина, В.Е. Антонова и др. «Русский сезон» (есть рабочая тетрадь)
- Т. Блюм, Е. Горелова "Путь к успеху». Russian for everyday life and business communication
- Е. Новачац, О. Долматова «Точка ру». Полный комплект состоит из учебника, рабочей тетради, книги для преподавателя и диска.
- И. Мозелова «Русский сувенир». Состоит из учебника, рабочей тетради, книги для преподавателя, CD для учащихся и CD для преподавателей.
- Е. Гуськова «По-русски – легко!». Учебное пособие по развитию речи
Дополнительные пособия с активной лексикой и грамматикой, бытовыми диалогами
- Т. Е. Акишина "Русский язык за 10 дней по-новому"
- Г. М. Копытина "Очень просто! Русский язык для начинающих"
- Н. Б. Караванова "Говорите правильно!" = Survival Russian. Курс русской разговорной речи
- Т.Б. Клементьева, Д.С. Труанова «7 шагов к общению на русском языке»
- Л.Г. Каретникова «Да, я говорю по-русски»: русский язык для начинающих
Пособия по грамматике
- С.А. Хавронина «Русский язык в упражнениях». Системное представление всей базовой грамматики в одной книге (таблицы, комментарии и упражнения).
- Г. Снетков "Иллюстрированная грамматика русского языка". Это пособие охватывает грамматику элементарного уровня (А1). Пособие рассчитано на англоязычных учащихся: содержание, формулировки заданий, краткие грамматические справки даются на английском. Построено оно по принципу учебника Murphy ''English Grammar in Use'': слева - страница с объяснениями, рисунками и схемами; справа - страница упражнений. Книга может использоваться в качестве самоучителя (в конце есть ключи ко всем заданиям) и дополнительного пособия по грамматике к основному курсу РКИ.
Книги для чтения
- «Шкатулочка»: пособие по чтению для иностранцев, изучающих русский язык (элементарный уровень). Под ред. О.Э. Чубаровой
- «Шкатулка»: пособие по чтению для иностранцев, начинающих изучать русский язык. Под ред. О.Э. Чубаровой
- И.В. Курлова «Начинаем читать по-русски». Пособие по чтению для иностранцев, начинающих изучать русский язык
- Н.Б. Караванова «Читаем и всё понимаем». Пособие по чтению и развитию речи для иностранцев, изучающих русский язык
- И. Дьяков «Рассказ-сенсация» в помощь изучающим русский язык (А2)
Деловой русский с нуля
- Т. В. Козлова, И. В. Курлова, М. В. Кульгавчук "Начальный курс русского языка для делового общения"
Пособия по письму
- Е.В. Бузальская, Н.А. Любимова «Мои первые строки по-русски». Пособие по развитию навыков и умений письменной речи
- Г.В. Беляева, М.М. Нахабина «Я пишу по-русски». Пособие для иностранных учащихся. Элементарный уровень
Часто на курсах вместе с основным учебником («Поехали!» или «Жили-были», например) в качестве дополнительного пособия по грамматике подключают «Русский язык в упражнениях» С.А. Хаврониной. Дополнительные тексты для чтения можно брать из «Шкатулочки», «Шкатулки» и других указанных книг для чтения, а дополнительные диалоги на повседневные темы общения – из “Survival Russian” Н.Б. Каравановой, «Очень просто!» Г.М. Копытиной, «Да, я говорю по-русски» Л.Г. Каретниковой.
Как приложение к «Дороге в Россию» вышло пособие по письму Г.В. Беляевой, М.М. Нахабиной «Я пишу по-русски». Пособие отлично дополняет основной курс учебника интересными упражнениями. Может использоваться как рабочая тетрадь.
Метки: учебники пособия элементарный уровень методические пособия |
Учебники и пособия по РКИ уровня А1 |
Список учебников и пособий элементарного уровня (А1)
- С. Чернышов «Поехали!». Учебник для начинающих. Хорошее представление грамматических и разговорных тем на начальном этапе.
- В.Е. Антонова, М.М. Нахабина и др. «Дорога в Россию». Учебник пригодится для подготовки к сертификационным экзаменам вплоть до уровня В1 (первый сертификационный). Рекомендован для подготовительных факультетах вузов.
- Т. Эсмантова «Пять элементов» (много упражнений и игровых заданий, есть книга для преподавателя и сборник диагностических тестов).
- Л.В. Миллер, Л.В. Политова «Жили-были» (есть книга для преподавателя и рабочая тетрадь).
- Е.Н. Машовец, Е.Г. Суворкина «Самовар» (есть рабочая тетрадь).
- С. Хачатурова «Русский экспресс»
- А. Куцерева-Жаме, М. Китадзё «Спасибо»
- Е.Л. Корчагина «Приглашение в Россию» (есть рабочая тетрадь)
- М. Загребельная «Мой русский друг»
- М.Н. Аникина «Лестница»
- Ю.Г. Овсиенко «Русский язык для начинающих»
- Н.Б. Караванова «Матрёшка»
- Г. Усейнова «Русский – это просто. Курс русского языка для начинающих. Russian In An Easy Way»
- Л.Г. Беликова, Т.А. Шутова «Русский язык. Первые шаги»
- И.В. Курбатова «Русский – легко! Russian … It’s easy!»
- М.М. Нахабина, В.Е. Антонова и др. «Русский сезон» (есть рабочая тетрадь)
- Т. Блюм, Е. Горелова "Путь к успеху». Russian for everyday life and business communication
- Е. Новачац, О. Долматова «Точка ру». Полный комплект состоит из учебника, рабочей тетради, книги для преподавателя и диска.
- И. Мозелова «Русский сувенир». Состоит из учебника, рабочей тетради, книги для преподавателя, CD для учащихся и CD для преподавателей.
- Е. Гуськова «По-русски – легко!». Учебное пособие по развитию речи
Дополнительные пособия с активной лексикой и грамматикой, бытовыми диалогами
- Т. Е. Акишина "Русский язык за 10 дней по-новому"
- Г. М. Копытина "Очень просто! Русский язык для начинающих"
- Н. Б. Караванова "Говорите правильно!" = Survival Russian. Курс русской разговорной речи
- Т.Б. Клементьева, Д.С. Труанова «7 шагов к общению на русском языке»
- Л.Г. Каретникова «Да, я говорю по-русски»: русский язык для начинающих
Пособия по грамматике
- С.А. Хавронина «Русский язык в упражнениях». Системное представление всей базовой грамматики в одной книге (таблицы, комментарии и упражнения).
- Г. Снетков "Иллюстрированная грамматика русского языка". Это пособие охватывает грамматику элементарного уровня (А1). Пособие рассчитано на англоязычных учащихся: содержание, формулировки заданий, краткие грамматические справки даются на английском. Построено оно по принципу учебника Murphy ''English Grammar in Use'': слева - страница с объяснениями, рисунками и схемами; справа - страница упражнений. Книга может использоваться в качестве самоучителя (в конце есть ключи ко всем заданиям) и дополнительного пособия по грамматике к основному курсу РКИ.
Книги для чтения
- «Шкатулочка»: пособие по чтению для иностранцев, изучающих русский язык (элементарный уровень). Под ред. О.Э. Чубаровой
- «Шкатулка»: пособие по чтению для иностранцев, начинающих изучать русский язык. Под ред. О.Э. Чубаровой
- И.В. Курлова «Начинаем читать по-русски». Пособие по чтению для иностранцев, начинающих изучать русский язык
- Н.Б. Караванова «Читаем и всё понимаем». Пособие по чтению и развитию речи для иностранцев, изучающих русский язык
- И. Дьяков «Рассказ-сенсация» в помощь изучающим русский язык (А2)
Деловой русский с нуля
- Т. В. Козлова, И. В. Курлова, М. В. Кульгавчук "Начальный курс русского языка для делового общения"
Пособия по письму
- Е.В. Бузальская, Н.А. Любимова «Мои первые строки по-русски». Пособие по развитию навыков и умений письменной речи
- Г.В. Беляева, М.М. Нахабина «Я пишу по-русски». Пособие для иностранных учащихся. Элементарный уровень
Часто на курсах вместе с основным учебником («Поехали!» или «Жили-были», например) в качестве дополнительного пособия по грамматике подключают «Русский язык в упражнениях» С.А. Хаврониной. Дополнительные тексты для чтения можно брать из «Шкатулочки», «Шкатулки» и других указанных книг для чтения, а дополнительные диалоги на повседневные темы общения – из “Survival Russian” Н.Б. Каравановой, «Очень просто!» Г.М. Копытиной, «Да, я говорю по-русски» Л.Г. Каретниковой.
Как приложение к «Дороге в Россию» вышло пособие по письму Г.В. Беляевой, М.М. Нахабиной «Я пишу по-русски». Пособие отлично дополняет основной курс учебника интересными упражнениями. Может использоваться как рабочая тетрадь.
Метки: учебники пособия элементарный уровень методические пособия |
Род существительных с мягким знаком на конце |
Род существительных мы учим с иностранцами уже на первом занятии. Во всех учебниках есть таблички с тремя столбцами «он», «она», «оно». От учащихся требуется распределить существительные по нужным колонкам. Преподаватель объясняет, что слова мужского рода оканчиваются на согласный, а слова женского рода – на А/Я.
Но уже на первых занятиях появляются слова, род которых необходимо запоминать. Это слова, оканчивающиеся на –ь: тетрадь, ночь, площадь. Это слова женского рода. А, например, слово «словарь» мужского рода. На начальном этапе число таких слов довольно ограничено. К словам женского рода на «мягкий знак» на элементарном-базовом уровне мы можем добавить «осень», «мебель», «дверь», «кровать», «соль», «морковь», «фасоль», «Сибирь». Возможно, и некоторые другие. Например, когда я работала со студентами-нефтяниками у нас обязательно фигурировали слова «специальность», «нефть».
Также Ч, Ж, Ш, Щ + Ь = женский род: ночь, дочь, брошь, рожь, вещь, помощь. Запомнить род слов «дочь» и «мать» легко, т.к. они соотносятся с реальным полом лица.
На более продвинутом этапе, особенно если иностранцы изучают язык специальности, они обязательно знакомятся с правилом, что все существительные на –ость являются словами женского рода: жидкость, плотность (кроме слова «гость»).
Запоминать слова легче в сочетании с прилагательным или местоимением: мой словарь, моя тетрадь, новая мебель.
Метки: грамматика существительные nouns |
Род существительных с мягким знаком на конце |
Род существительных мы учим с иностранцами уже на первом занятии. Во всех учебниках есть таблички с тремя столбцами «он», «она», «оно». От учащихся требуется распределить существительные по нужным колонкам. Преподаватель объясняет, что слова мужского рода оканчиваются на согласный, а слова женского рода – на А/Я.
Но уже на первых занятиях появляются слова, род которых необходимо запоминать. Это слова, оканчивающиеся на –ь: тетрадь, ночь, площадь. Это слова женского рода. А, например, слово «словарь» мужского рода. На начальном этапе число таких слов довольно ограничено. К словам женского рода на «мягкий знак» на элементарном-базовом уровне мы можем добавить «осень», «мебель», «дверь», «кровать», «соль», «морковь», «фасоль», «Сибирь». Возможно, и некоторые другие. Например, когда я работала со студентами-нефтяниками у нас обязательно фигурировали слова «специальность», «нефть».
Также Ч, Ж, Ш, Щ + Ь = женский род: ночь, дочь, брошь, рожь, вещь, помощь. Запомнить род слов «дочь» и «мать» легко, т.к. они соотносятся с реальным полом лица.
На более продвинутом этапе, особенно если иностранцы изучают язык специальности, они обязательно знакомятся с правилом, что все существительные на –ость являются словами женского рода: жидкость, плотность (кроме слова «гость»).
Запоминать слова легче в сочетании с прилагательным или местоимением: мой словарь, моя тетрадь, новая мебель.
Метки: грамматика существительные nouns |
В каких случаях Г читается как В и почему |
Метки: history_of_the_language ого ого history_of_the_language ово |
"Облако слов" при обучении конспектированию |
Как использовать облако слов на уроках РКИ
Другая интересная технология – создание облака слов из предложенного текста. Облако тегов – это визуальное представление списка категорий (ключевых слов, понятий, концептов и под.). Такое представление удобно для восприятия и распределения терминов по значимости друг относительно друга.
Как известно, умение выделить ключевые слова является одним из важнейших навыков при обучении конспектированию, реферированию, аннотированию, составлению номинативного и вопросного плана. При обучении научному стилю речи широко применяется задание «сжать» объёмный текст до нескольких предложений. Безусловно, такому сжатию должно предшествовать выделение ключевых понятий. Не всегда данный навык выработан у учащихся в необходимой степени даже на родном языке. Но его важность трудно переоценить для совершенствования как рецептивных (чтения и аудирования), так продуктивных (письма и говорения) видов речевой деятельности. Плодотворно обучать студентов делать заметки по методу Корнелла. Использование системы Корнелла помогает фиксировать материал при чтении и на лекциях, обобщать и анализировать его. На наших занятиях мы предлагали для аудирования образцы лекций из учебного пособия «Русский язык будущему инженеру» (авторы: Е.В. Дубинская, Т.К. Орлова и др.). Студенты слушали текст лекции два раза в медленном и нормальном темпе и одновременно записывали его. Затем извлекали ключевые слова и составляли вопросы. На заключительном этапе излагали содержание текста в пяти-шести предложениях (изначальный объём текста – 20 – 25 предложений) и презентовали его в аудитории. Составленные вопросы студенты задают друг другу. Одногруппники контролируют правильность ответов. Таким образом, в процесс обучения вплетается технология “peer teaching” (взаимообучение, основанное на совместной работе). Преподаватель мониторит деятельность группы, делает пометки и резюмирует работу студентов: выделяет их достижения, указывает на ошибки и на что нужно обратить внимание в дальнейшем. При такой форме работы прогресс можно отслеживать на каждом занятии, повышается успеваемость, студенты оказываются более подготовленными на итоговом экзамене.
Онлайн-сервис Word It Out worditout.com – программа, в которой можно создать облако слов на русском языке. Регистрация на сайте не требуется. Сгенерированные облака слов можно использовать для оформления презентаций, для визуализации информации, в качестве вспомогательного средства во время поиска и выделения ключевых понятий. Можно выбирать, как в генерируемом облаке будет представлен текст: наиболее часто встречающиеся слова имеют другой цвет и размер шрифта. Фон, цвет и размер легко меняется. Процесс создания таких облаков может по-настоящему увлечь. А параллельно достигается основная цель обучения: запоминание слов, установка ассоциативных и логических связей. Со словами из облака можно придумывать свои примеры, составлять цельный рассказ. Причём делать это можно всей группой, по принципу «снежного кома». Ученики могут сравнить шаблоны, которые у них получились: обменяться результатами, обсудить, согласны ли они с таким наполнением облака, почему согласны или не согласны, что следует убрать, а чем, наоборот, дополнить. Помимо этого, студенты могут изобразить собственное облако слов на бумаге, сопоставить с тем, что предложит веб-приложение и выбрать наиболее удачный вариант. Рутинная работа с терминологией превращается в весёлую игру.
Современные компьютерные технологии качественно изменяют образовательный процесс: они способствуют активизации мыслительной деятельности, улучшению процесса обучения и, что немаловажно, самообучения, увеличению количества форм представления материала, повышению результативности. Студенты всегда с большим энтузиазмом приступают к таким формам работы и с удовольствием отмечают свой прогресс в изучении русского языка. Дополняя, а иногда заменяя традиционные методы преподавания, новейшие приёмы организуют новую обучающую среду. Комплексное применение различных способов передачи знаний позволяет обеспечить нашим учащимся наиболее комфортные условия обучения, мотивирует их, представляет сложную информацию в простой, ясной и увлекательной форме.
Также для обучения конспектированию рекомендуют книгу В.П. Павловой «Обучение конспектированию (теория и практика)». В теоретической части книги дается психологическое обоснование необходимости выработки определенных навыков конспектирования. Рекомендуемая система упражнений позволяет освоить эти навыки в нужной последовательности и объеме.
Предназначается преподавателям, обучающим иностранцев русскому языку как в условиях русской языковой среды, так и вне ее, и может быть использована в качестве руководства при обучении конспектированию на русском языке.
Метки: письмо сетевые ресурсы Письменная речь |
Какие приёмы работы можно использовать в очень большой группе студентов |
Как преподавать в очень большой группе студентов (50 — 100 человек)?
Действительно, такие большие группы студентов бывают в зарубежных вузах, особенно на первых курсах. В таких условиях практически невозможно организовать индивидуальную работу. Важно, чтобы аудитория была оборудована большим экраном с проектором, где можно показывать презентации, видео. Помимо лекционной формы, объяснений преподавателя нужно постараться по мере возможностей включать студентов в диалоги и полилоги между собой.
Полезно (если пространство аудитории это позволяет) предлагать студентам не только сидеть на своих местах, но и перемещаться по аудитории. Если студентов очень много, то можно не всем сразу, а командами. На первом занятии по теме «Знакомство» (когда студенты ещё не знакомы между собой) можно предложить им сначала создать круг, поднять через одного правую или левую руку (правая – левая – правая …), затем повернуться по направлению поднятой руки. Таким образом, создадутся пары, студенты окажутся лицом к лицу друг с другом. В парах нужно познакомиться (сказать свои имя, фамилию, город, страну). Затем повернуться в другую сторону и познакомиться с другим своим соседом. Предварительно желательно раздать студентам маленькие бумажки-стикеры, где они будут фиксировать информацию о своих одногруппниках. Затем эти стикеры можно приклеить на доску, чтобы у каждого была возможность прочитать информацию. Так отрабатываются начальные навыки письма, аудирования, чтения и говорения.
На разговор в паре даётся 1-2 минуты. Затем предлагается разбиться на группы по 3 человека, 4 человека, 5 человек, 6 человек. И давать аналогичное задание, немного увеличив лимит времени на обсуждение. Таким способом все учатся у всех.
В такой форме можно работать и на последующих уроках, предлагая для обсуждения новые темы («Моя учёба», «Мои хобби»). Когда словарный запас студентов станет побольше, они могут предлагать спикера от каждой команды, который расскажет о результатах работы в их группе, что они узнали друг о друге. Информацию они могут записывать маркерами на доске или на больших листах бумаги. Можно не только писать, но и рисовать. Такие задания не обязательно должны быть на продвинутом этапе, уже на ограниченном лексическом материале можно организовать говорение.
Безусловно, в большой группе невозможно на каждом уроке охватить всех и каждого. Но тем не менее можно постараться, чтобы все постоянно в той или иной форме были включены в активную работу.
Такой формат общения (обсуждение разных вопросов по небольшим группам и постоянная смена собеседников) был у нас во время знакомства на молодёжном форуме «Балканы и Россия». У нас была многонациональная команда. Это было по-настоящему увлекательно и позволило совместить серьёзную научную конференцию с неформальным общением.
Метки: говорение Лексика развитие речи |