-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_ivanov_petrov

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.06.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 48




Иванов-Петров - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://ivanov-petrov.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss??8ef01000, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

До чего страну довели...

Суббота, 11 Января 2020 г. 09:21 + в цитатник
Дама рассказала мне свой сон.
... полиция ловит кур, которые разбрасывают и подкладывают яйца - как прокламации. Их, собственно, и ловят за подрывную деятельность. Это известно, и на улицах сквозь поток прохожих иногда проносится заполошная курица, за которой бегут, преследуя её, полицейские. Сновидица потом осознала себя в метро "Деловой центр". Она спокойно сидит и вдруг видит курицу, которая исподтишка пытается закатить отложенное яйцо под скамейку на станции метрополитена. И в этот момент сновидица осознает своё желание позвать полицию и указать на эту курицу. От изумления своими желаниями и отвращения к себе сновидица резко дернулась, пытаясь проснуться - и проснулась.

(c) zh3l

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2230263.html


* * *

Пятница, 10 Января 2020 г. 08:27 + в цитатник

Как узнать высшего

Среда, 08 Января 2020 г. 09:31 + в цитатник
Думаю, большинству читателей вопрос покажется надуманным. И мне показался поначалу. Мне удалось избавиться от этого ощущения, когда я понял, что мой собеседник искренне спрашивает, это у него не умствование, а живой интерес. Может быть, если вы подумаете, что есть люди, для которых понять это в самом деле важно - не будете относиться с насмешкой. (И не он один... https://nezrim.livejournal.com/107914.html https://nezrim.livejournal.com/110717.html )

Вопрос этот выстроить трудно. Если его задать прямо, он срывается в некоторую тупую тривиальность, и ответы идут на эту тривиальность - очень ожидаемые. Из прошлого, как привычно отвечать. А вопрос, между тем, новый. Он не о том, что привычно, а о новом опыте. Поэтому я спрошу не совсем прямо - я сначала задам, если угодно, сказочную ситуацию, а потом уже спрошу прямо - чтобы было понятно, в чем же вопрос.

Выдуманная ситуация такова. Вы, конечно, знаете сентиментальные истории о животных. Крокодил, спасенный местным мужиком, годы потом к нему приплывал, мужик его чистил, с ним плавал, кормил и играл, и крокодил его не трогал. Собака, которая привыкла встречать хозяина после работы на автобусной остановке, после смерти хозяина (он тем самым не вернулся) очень долго ждала его каждый день в любую погоду на этой остановке. Благодарность. Верность. Любовь. Память.

Такого можно насобирать очень много. Почему это сказка? Потому что на языке привычек и условных рефлексов никаких этих высоких чувств нет - есть привычное ожидание подкрепления и прочая такая лабуда. Но это совершенно неважно для того вопроса, который желает ответа.

Можно смотреть на поведение животных, на животный мир таким образом, что в нем есть - иногда бывают - изредка проявляются - формы на ступень высшего поведения. Это не видовые привычки, это не "примеры альтруизма", определяемые генетически. Это индивидуальные истории типа "а вот у меня был кот - не поверите...", "а моя собака, - что вы мне будете говорить! - я на самом деле чувствовал её чувства". И вот среди поверхности "обычного" для животных поведения (кавычки там потому, что я не представляю, кто мог бы адеватно раскрыть их и в самом деле понимал бы, что такое обычное поведение животного, это вопрос крайне сложный...) возникают такие "случаи", которые какой-то человек читает как проявление высшего для животных, того, что животным несвойственно. Это нельзя описать в терминах видового поведения, это вообще не существует, если "объективно" это описывать. То есть на фоне "обычного" поведения животных проявляется высшее, надвидовое поведение - которое мы расшифровываем как человеческие чувства: те самые верность, любовь.

Вот. Собственно, учитывая эту фантастическую интерлюдию, можно задавать вопрос. Как вы считаете, что является таким "высшим" поведением среди людей? Что это за поведение у человека?

Почему было нельзя спросить иначе? Без сказок о поведении животных? Потому что есть конфессионально принятые ответы и есть моральные ожидания. Обычно взрослый человек, скривившись, как жуя лимон, выдавливает из себя: "Ну эти... святые... ну там добро всякое причинять... бескорыстно...". Жалкую эту сцену сами можете представить, и мне не хотелось бы видеть таких ответов - это человек нехотя пересказывает прописи, в которые сам не верит и примеров исполнения которых не видел. Зачем это?

Можно представить это гораздо живее. Вот перед каждым из нас жизнь и наблюденные случаи поведения. Я привел пример: эта вот собака, которая ждет... То, как это поведение чувствует человек - не про рефлексы и ассоциации, а про чувства человека - что это нетипичное поведение, его в каком-то смысле "не может быть". И таким взглядом посмотреть на виденное среди людей. Может быть, вы видели поведение людей, которое, если не пытаться что-то доказывать, а просто для себя - обозначаете как "высшее"? Оно в рутине человеческих действий может быть столь же бессмысленным, как понятие "верность" в рутине условных рефлексов. Но, может быть, оно есть?

И я спрашиваю о вашем собственном мнении относительно такого поведения. Не о том, что "в нашей культуре принято считать...", не о том, что "обычно говорят...", а о личном опыте. Может быть, не очень объяснимом, самому непонятном, но настоящем: вы почувствовали, что увиденное - это... Вопрос, видимо, в том, какое направление вы называете "вверх" и какие проявления у него могли бы быть.


Я скажу для разгона своё представление. Когда мы смотрим на материальные явления, там всегда можно сопоставить происходящему пространство и время. И невольно происходящее описывается в понятиях, берущих начало в пространстве и времени - в площади и длине пути, в секундах и сутках. А когда смотрим на происходящее с человеком в его жизни - для этого нет приличного слова, не "биография" же писать, - в его душевном развитии на протяжении лет, там первичным фактом восприятия будет то, что считается производным - скорость. Скорость и производительная плодотворность - это первичные феномены для оценки жизни. Иного человека не удается описать иначе, чем через скорость падения. При взгляде на другого очевидна его фантастическая продуктивность... которую, конечно, нечем измерять - настоящая продуктивность, как понятно, измерена быть не может, она слишком "есть", чтобы измеряться. И эти скорость и продуктивность, плодотворность - есть опорные точки, от которых взгляд может направляться на самое существо вопроса: где тут верх? где низ? как направлено движение? где относительно меня оно происходит?

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2229689.html


* * *

Вторник, 07 Января 2020 г. 08:40 + в цитатник

Чувство юмора

Воскресенье, 05 Января 2020 г. 09:21 + в цитатник
это когда человек умеет оставаться серьезным

То есть кто не умеет - у того нет чувства юмора.

Я посмотрел списки современных добродетелей. Мужчины и женщины описывали "хорошие" качества. Опрос типа - что вы больше всего цените в мужчинах (женщинах)? Или в другой какой такой же формулировке. Ну и там что-то привычное либо пропало, либо на десятом месте, а на каком-то весьма высоком и значимом - чувство юмора.

Мне интересно, что это такое. То есть надо описать другими словами и чтобы было понятно. Ведь многим уже непонятно, что такое "гордыня". То ли гордость, то ли с добавкой какой-то противной, и почему она самое плохое, совершенно непонятно. Обычно представляют, что это типа такое высокомерие, когда совершенно никакущий прыщ залез повыше и ну вокруг плеваться и презирать. И типа все обиделись и назначили его самым паршивым.

Как получилось, что в список добродетелей попал юмор? Это ведь весьма новое чувство. Кажется, прежде столь высокого места юмор не занимал, "веселость", "бодрость духа" - совершенно иные качества. Сейчас юмор удивительным образом совсем не противоречит унынию, правда ведь? "Хороший грустный человек" и "плохой веселый человек".

Обычно среди добродетелей (и грехов) качества известные, почтенные, старинные. А тут - новое. Новый человек складывается. Как получилось, что такое "несерьезное" качество совершило такую карьеру? не просто "какое-то чувство", не просто "приятное", а - одно из самых ценимых, в пятерке самых значимых добродетелей. Это так удивительно - смотреть на сложение нового антропологического типа. С новым списком пороков и добродетелей.

И вот в таком ключе - для тех, кто не относится к современной вере и потому не знает элементарных вещей, которые знают все верующие люди: почему чувство юмора - это так хорошо и что это вообще такое?

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2228996.html


* * *

Суббота, 04 Января 2020 г. 08:02 + в цитатник

Художественную литературу

Четверг, 02 Января 2020 г. 10:47 + в цитатник
я читаю с некоторой надеждой - в отличие от прочего. Там низкий порог вхождения. Не нужно тратить пустые годы, не нужно оглядываться на мнение сообщества, которое всегда тормозит и всегда искажает. Человек может выложиться и сказать то, что считает нужным.

Почти всё, что я читаю, смысла не имеет. Но случайно две книги образовалось разом. Попались подряд, хотя между собой, наверное, ничем не связаны. Незаурядные книги. Думаю, можно потратить время и попробовать их прочесть. Хотя в некотором отношении книги как музыка... Музыка ловит внутренний ритм, который даже не в сердцебиении, а в сплетении желаемого ритма дыхания и эмоций. Она почти индивидуальна, так что мелодия, кажущаяся прекрасной одному - бессмысленный лязг для другого. Музыкой нет смысла делиться - она звучит, только когда к ней добавлен слушатель, и если нет способа добавить себя - так зачем эти ссылки.

С книгами почти так, и я совсем не уверен, что понравится. Я поэтому редко рекомендую что-то художественное. А тут - неожиданность: смотрите, как удивительно - настоящие книги. Одна: Марина Аницкая. Онтологически человек. Она, кажется, появилась еще в 2015 году. А другая тоже, кажется, не новинка - Эдуард Веркин, Остров Сахалин. Кажется, 2018 года.

Авторы умелые, но ловушки собственного мастерства избежали. Это удается немногим - умеющих писать пьянит власть, и они пишут посильное себе. Мне читать посильное им скучно, такое я закрываю очень быстро. А эти старались сделать непосильное. Может быть потому, что читал подряд, они по строению кажутся похожими. Там сначала автор прыгает вверх очень высоко и мне остается лишь восторженно смотреть: настоящий текст! настоящая история! А потом у обоих - ... Ну, не то чтобы срыв, скорее - они делают что умеют. Писатели, они владеют ремеслом. К сожалению, середина провисает - там только литературное мастерство. Потом... авторы незаурядные, понимают - к концу надо прыгать, иначе всё будет бессмысленно. Они пытаются.

Не получилось у обоих. Но, в отличие от книг, о которых не надо упоминать, об этих вполне можно говорить и их стоит прочитать. Хотя, как мне кажется, авторы не справились - обоим не хватило дыхания. Человеческой мощности. Писательского мастерства, воображения, точности образов и прочей такой штуки обоим хватает, всё, что положено делать крупному писателю, они делать умеют (в отличие от многих многохвалимых и несоразмерно часто упоминаемых). Так что со "способностями" проблем нет, и таланта хватает. Не хватило человеческого содержания.

Очень жаль. Настоящие книги. Могли б быть. Редко встречается такое, я уж и не помню, когда в последний раз так радовался. А, вспомнил - последний раз, когда Шмаракова читал. Но там совсем другое дело.

В общем, это чрезвычайно обнадеживающие неудачные попытки. Почти полетели, надо же...

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2228498.html


* * *

Вторник, 31 Декабря 2019 г. 09:11 + в цитатник

Фантазии у животных

Понедельник, 30 Декабря 2019 г. 08:46 + в цитатник
Праздников у животных, кажется, нет. А есть...
Воображение, образы, планы. Всё это есть. Обычно неотделимое от действительности, то есть реальное для фантазёра. Есть воспоминания - хотя, возможно, они устроены иначе, чем привычное человеческое воспоминание. Наверное, есть нечто вроде представления о будущем - хотя иное, чем надежда. Воображение с изменением свойств и функций воображаемого объекта, отличающие его от реального объекта... Представление совсем несуществующего образа, то, что называется "тульпа" - отчего нет?

Вот шимпанзе-самец, живущий в лесу вместе со своей беременной матерью, играет с палкой, как будто с детенышем - кормит игрушку, прячет в построенное убежище https://www.bbc.com/future/article/20130207-can-animals-imagine Кукла рождается в последовательности поведенческих актов легко и непосредственно. Исследователь вытаращивается, он изумлен: обезьяна создала куклу! Но в реке поведения этого шимпанзе это не выделено "открытием" - он учился у мамы управляться со сложными видами пищи, он подражает поведению окружающих, он видел детенышей и как с ними себя ведут родители. Он проявил в действиях то, что видел. А когда кошка спит и вдруг начинает быстро перебирать ногами, гонится за кем-то - это другое? Одна шимпанзе в неволе иногда играла с воображаемой игрушкой, тянула за собой на веревочке воображаемое нечто, следила за этой выдуманной несуществующей игрушкой, просила людей освободить игрушку, будто бы застрявшую по дороге. Воображаемые предметы сравнительно часто возникают в играх шимпанзе, один детеныш нечто "протягивает" другому, играет с этим ничто, снова протягивает... Другие иногда не понимают игры, иногда вроде бы включаются. Кукла, да - но: недостижимой правдоподобности. Ведь они не отличают придуманное от реальности, эта выдуманная игрушка "есть". Нет сознания, что выдуманное выдумано.

Что уж говорить о планах животных - в сложных ситуациях, например при выборе пути, достаточно явно вырабатывается план, если его выполнение наталкивается на препятствия - следует задержка, придумывается другой ход. Но такой же ли это план, как у людей? Наверное, другой. Разве дело в шимпанзе? Когда личинка ручейника строит домик, подбирая подходящие элементы, в определенном порядке выстраивая конус для тела и крышечку, чтобы закрываться от непрошеных гостей - у нее есть план. Или предполагаемая последовательность действий. Если ударом тока прервать постройку, личинка сбивается. Начинает с одного из предшествующих этапов, иногда пропускает одну-две операции. Причем функционально акты могут организовываться в несколько разной последовательности. Это никоим образом не станок, который действует по одной программе - это именно поток поведения (как говорят о живой форме: морфопроцесс, живой вихрь формы, так и поведение - вихрь движений), в котором некоторые стадии могут изменять место в привычной последовательности, пропускаться, изменяться - не говоря о том, что ручейник строит из песка, бусинок, стекляшек и камней разные постройки с несколько разной последовательностью действий. Наверное, это всё же не такой же план, как у нас - но в точности сказать, в чем он другой, трудно. Можно упереться в количественный показатель: сколько этапов будущего поведения (запланированного) и прошлого (непосредственно запомненного) держится "в уме". У человека, кажется, побольше, чем у личинки ручейника. Та держит в памяти одну-две предыдущих стадии и вперёд, в будущие действия смотрит в основном на один-два "функциональных шага". Человек, наверное, на три-четыре. Иногда, изредка, даже больше. Вы в шахматы на сколько ходов вперед смотрите? Ну, а я не смотрю...

Впрочем, сравнивать с человеком нужно только с одной целью - чтобы выпасть из гипноза слов. Это "план"? Это "надежда"? Это "мечта"? Или вот пчелиный рой. Он висит на ветке рядом с ульем, и восемьдесят тысяч пчёл выпускают в разные стороны сотни разведчиц, которые должны найти подходящее место для жизни, дупло или ещё что. Разведчицы находят (или нет), возвращаются и на поверхности кипящей живой капли пчёл танцуют, сообщая, что на таком-то расстоянии (вроде бы так) пригодное место. Интенсивность танца завсит от того, насколько пчеле понравилось потенциальное место для будущего заселения всего роя. Одни танцуют интенсивно, другие едва-едва. В одно место зовут десятки разведчиц, в другое едва пара. И рой снимается и летит за теми, кого было больше и кто танцевал жарче. Это планирование? в масштабах социума? Нет? Ну нет, конечно, там же не мозг, а обнажённая поверхность семьи, где тысячи пчёл всё время то ныряют вглубь клуба, то выходят на поверхность и умудряются при этом сообразить, что протанцевавшие по спине ножки-брюшки - это не абы кто, а разведчица и она куда-то зовёт. Это сходный с планированием процесс, похожий на оценку альтернативных вариантов, но как-то прямо до физического осуществлённый не клетками, а особями.

Так что планы, фантазии, воображаемые игрушки... Эстетический вкус - помните птиц-шалашников? Видимо, значительную роль в том, что собирает шалашник, играет желание отличаться от окружения, контрастировать и выделяться - но, кажется, назвать их выставки совсем не имеющими отношение к красоте тоже не удастся. Шалашник ищет не похожее на окружение - соцветия, плоды, камушки, этикетки и что угодно, что выделит его постройку, и он это располагает в определённом порядке, он это уворовывает у других ценителей редкостей, он это хранит и за это бьётся. Видимо, нечто вроде образа постройки у него есть. Это можно назвать представлением о красоте?








И, кажется, если идти вглубь - этому нет конца. Мы приняли это у обезьян. Это же можно найти у кошек и собак. Вот что-то очень похожее у мышей. Им тоже снятся сны... Песни китов: уникальные мелодии, разные индивиды исполняют с разным мастерством, мелодии по характеру свойственны данной стае и группе стай, они могут распространяться и могут исчезать, сменяясь совсем другими. У птиц - другое, вызывающе-отличающееся, непонятное, но... Те же частично наследуемые, частично изобретаемые и модулируемые песни. И вот в мире насекомых тоже следы чего-то, что вроде бы так можно назвать, правда, язык уже не поворачивается, но что делать - "память" и "планы". Там трудно с приписыванием эмоциональных реакций. Нам понятнее и привычнее, когда эти вещи сопровождаются эмоцией. А если без неё? Это всё же планы. Фантазии. Игры. Вот раздосадованный нелепой суетой молодого рабочего, который только другим мешает, бегая вокруг, - пожилой бригадир командует свернуться чемоданчиком и уносит этого молодого в гнездо... Это у муравьёв. Молодые не любят, когда их складывают чемоданчиком, муравьи стремятся избегать этого, неприятно, но подчиняются старшему, и если потом молодой вернётся на рабочую площадку, - будет вести себя тише, а по прошествии дней и сам заматереет и будет одёргивать других молодых, прекращая их весёлую беготню.

Обычно все эти тонны фактов используют с простой целью сказать что-то вроде "у нас как у животных" или "у животных как у нас". Это скушно. Веселее было бы понять, как меняются смыслы того, что мы называет воображением, планом, надеждой, доверием, страхом, фантазией и т.п. - там же явно совершенно иные сочетания элементов этих понятий, и они иначе скроены. Там всё это без зеркала сознания, без рефлексии и самопонимания, тем самым без лжи и "сознательного притворства". Там это с меньшей базой оперативной памяти. Там это вытекает из непосредственного потока поведения и образует привычные нам картины, обозначаемые этими понятиями, "просто так" - а как просто так? Это не "инстинкт", эти реакции наследуемы, но модифицируемы - как и у нас, впрочем. Но в другой пропорции? иными средствами? Кто знает. Может быть, удастся увидеть, как там проявляется... ну, например, не один "страх", а два разных "страха", две реакции сходного избегания-замирания, но с разной связью с другими элементами и разной основой? Страх как эмоция и страх как акт. Страх как возбуждение и как торможение. Или там не одно воображение, а десять, или по числу органов чувств, или по числу моторных возможностей? Как в их психике скроены реакции, похожие на те, что нам знакомы? Как это соотносится с реакциями детей или со случаями нарушенного поведения?

Скажем, приветствие. Вот встречаются две группы дельфинов. Если они дружественно настроены и потом объединятся на время в общее стадо, происходит обмен сигналами, эти сигналы считаются приветствием https://royalsocietypublishing.org/doi/full/10.1098/rspb.2011.2537 Все в стаде молчат, а пара особей "приветствуют" друг друга. Может быть, это "лидеры". Может, нет. По-разному бывает. Конечно, "что-то такое есть" - кого встречала его собака, тот сомневаться не будет. Но это именно "приветствие"? Что это в точности означает? Это пожелание здоровья или радость встречи? Это же разные вещи. Можно выделить разные приветствия: "здоровья тебе" "рад видеть" "как дела". И какое приветствие у кого?

Вот такая вот горбатка

бодается, защищая личинок. Это в самом деле ровно то же, что нападение быка? Сопит, ярится и кидается? Нет? А что?

Вот, скажем, штука. Есть старое "правило": человек - дитя природы; смысл: формы животных оказываются более специализированными, чем такие же органы людей, скажем плавники китов или копыта лошади - более специализированные передние конечности, чем рука человека. Так можно сказать о многом - хоть о желудке в сравнении с коровой, хоть о чём. А органы поведения? То есть формы, акты, совершаемые животными? Обычно формы поведения животных сравнивают с поведением детей. Мол, у животных "такие же фантазии", как у детей - непосредственные, не отделяющие себя от действительности, "честные". Потому что дети ещё не вполне сознательны. Так что говорят о сходстве поведения животных, скажем шимпанзе, и детей до 2-3-4 лет. Но если понимать поведение как развёрнутую во времени морфологию, следовало бы считать, что у животных более специализированные формы, как раз "не детские", продвинувшиеся дальше - переразвитые. Если так взглянуть на множество примеров "животных эмоций и фантазий" - что получится?

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2228217.html


Случайность

Суббота, 28 Декабря 2019 г. 15:25 + в цитатник
кажется хорошим объяснением, потому что вслед за ним нельзя уже спрашивать о дальнейших причинах. (В этом отношении она точно подобна объяснению через волю Бога.)

Свойством прерывать цепь рассуждений обладает и другое универсальное объяснительное средство - закон. Эти две вещи - закон и случайность - позволяют остановиться в развертывании объяснений. Это делает их столь востребованными при построении картины мира.

Есть ли еще какой-то понятийный класс объектов, который останавливает цепочку рассуждений? И может использоваться наряду с законом и случайностью.

Возможен ли стиль мышления, который не нуждается в остановке такими средствами? Такое мышление должно давать картину мира и объяснения (иначе это просто другая игра), но не нуждается в тупике, средстве прерывания ряда рассуждений.

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2227934.html


* * *

Четверг, 26 Декабря 2019 г. 16:06 + в цитатник

* * *

Четверг, 26 Декабря 2019 г. 16:06 + в цитатник

Бельгийский модерн, арт нуово и далее

Среда, 25 Декабря 2019 г. 15:01 + в цитатник
Интересно, он как-то многими корнями возник в начале ХХ в., а потом рассеялся быстро и не видно его почти. А ведь прекрасная штука. И у меня такое чувство, что я говорю вовсе не о всём модерне, и не о всем франко-бельгийском, и не о всём бельгийском - то, о чем говорю, узнаётся, но слова нет
Особняк И.А. Миндовского

Москва, ул. Поварская. Архитектор Лев Кекушев. 1904




Брюссель. Отель Сольвей. Архитектор Виктор Орт (Victor Horta) 1900


Steinerschool Antwerpen 1954


Casa Batllo Барселона Архитектор Антони Гауди 1906






La Pedrera/ Casa Mila. Barcelona, Spain. Antoni Gaudi 1905-10.


Jugendstil building in Munich Prinzregentenplatz
Lucile-Grahn-Strasse, 47; арх. Johann Zitter








Rudolf Steiner, Second Goetheanum, Dornach, Switzerland, 1925-28


Первый Гетеанум




Art Nouveau style, Maison Coilliot, Lille - France 1898 by Hector Guimard


Art Nouveau architecture: Re"ok Palace, Szeged, Hungary


проект виллы в стиле модерн https://arenda-scena.ru/projects-of-houses-and-cottages-made-of-bricks-brick-houses-in-a-modern-style.html








Hotel Hannon Brussels architect Jules Brunfaut in 1903


Dornach heizhaus






Eurythmyhaus 1920

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2227340.html


***

Вторник, 24 Декабря 2019 г. 16:34 + в цитатник

есть согласие?

Понедельник, 23 Декабря 2019 г. 15:24 + в цитатник
Слушал разговоры, - кажется, складывается консенсус, чего делать нельзя. То есть люди живут в плохо устроенном обществе и быть незамаранным нельзя; замараны все, никого вне общества нет. Но есть разные степени, и самое дно формулируется, как мне кажется, трояко - для сферы бизнеса, государства и культуры:

Не продавать говно;
Не мучить людей;
Не гнать бессмыслицу

Это так или почти так формулируется снова и снова самыми разными людьми, занятыми в бизнесе, при государстве и в культуре. Кажется, это некоторое согласие... Или мне кажется и ничего подобного вы не слышали?

(c) zh3l

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2226744.html


* * *

Воскресенье, 22 Декабря 2019 г. 08:38 + в цитатник

Враги

Суббота, 21 Декабря 2019 г. 11:21 + в цитатник
Подумал, как много в прежние времена говорилось о врагах. А ведь, кажется, мне - уходящая натура.

Враг - это когда ты делаешь какое-то дело, важное для многих людей, крупное дело, а он - мешает, сопротивляется, делает другое, противное, вредит. В пределе - тот, с кем ты воюешь, находишься в вооруженном конфликте, и он тебя при случае убьет или изувечит, и семью твою, и родичей.

Сейчас функции насилия отчуждены в пользу государства. Больших дел люди не делают. Живут частной жизнью. Какие враги? Ну да, в офисе могут быть какие-то неприятные люди, то ли кофе твой выпили, стоило отвернуться, то ли наябедничали и премии лишили. Но работы же не пожизненные - через год то ли ты ушел, то ли он(а), то ли офис прогорел и закрылся. Через месяц вспоминать фамилию такого "врага" смешно - ну да, гаденький был человек, да что в нем проку, всё, забыл.

Скажите, я верно понимаю, что враги теперь - редкость? Нет, верю, что бывают, но не у всякого человека они есть и, думаю, даже скорее именно редкость. У вас есть враги? были? За что вы их врагами считаете?

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2226250.html


Женский мир

Четверг, 19 Декабря 2019 г. 12:20 + в цитатник

* * *

Понедельник, 16 Декабря 2019 г. 16:02 + в цитатник

Вампиры

Воскресенье, 15 Декабря 2019 г. 09:22 + в цитатник
Сколько-то колов времени назад я спрашивал про вампиров. Мол - ба! откуда? это что? почему вдруг такой образ стал таким популярным? Мне тогда много чего ответили, один из самых массовых ответов был - из кино. Были фильмы про вампиров, ну вот и мода.

Разумеется, я счел это неответом. Фильмов много, не все придуманные образы стартуют. На это мне - как всегда ответили: случайность. Не все, а некоторые. Вот этот выстрелил. Нет проблемы. Просто вампиры. Их случайно придумали, они случайно стали популярны и теперь мы их случайно вспоминаем в наших случайных мыслях.

Глядя на этот образ и его смысл, вижу - он глубоко укоренен в культуре, массово используется, "родной" и значимый. Это совершенно не случайное дуновение моды. Как механически это возникло - дело другое (пусть из веяния моды), но веяний много, а закрепляются совсем не все. Я и спрашивал в этом смысле - что же это за устойчивый элемент современного сознания? С чем он связан, как сварен?

Нашлась книга. Там есть ответы на некоторые вопросы. Если совсем кратко и без деталей... Это новая мифология, до XVIII в. такого практически не было, это не из "мифов" взято, это почти целиком придумано. Т.е. этот образ - новодел, это именно современный миф, живущий в "секулярной" культуре, в культуре, где высший авторитет знания - научность и пр. Век просвещения, науки и цивилизации создал это. Этот миф произведен английской культурой. Многие характерные черты - именно из Англии. Индивидуализм, эгоизм, сознательность, высокая степень рефлексивности, материализм. Современный миф, созданный на наших глазах, пошел в массовое воспроизводство от Стокера, который, кажется, получил образ во сне. Этот автор долго работал, у него была "литературная лаборатория" - он в ряде текстов отыскивал ингредиенты, из которых следует составлять этот образ, и в одном из романов (опытов) - нашел. Оно ожило.

Потом, конечно - фильмы. Кинематограф - это механизм положительной обратной связи, мультипликатор, усилитель. Когда нужный образ был найден, когда он оказался нужен культуре - вот именно такой, тогда он может быть немного дополнен, вариации размножаются, идет тиражирование образа, который спустя короткое время "все" знают. Поскольку это англосаксонская культура, доминирующая и производящая глобальную - эта современная мифология расходится именно во всемирном масштабе, это не миф локальной национальной культуры, а миф глобальной культуры.

В книге нет ответов на мои вопросы типа "зачем", "почему именно это", как связаны материализм и сознательность, рефлексивность именно с образом вампира. На это ответов нет. Там, видимо, должно быть что-то про отнятую кровь и как сознание управляет телом без души. Многое мне непонятно. Почему современная культура порождает именно образ кровопийц? Есть сильное различие между образами хищника и паразита, тигра и "паука", чего-то высасывающего. Именно этот "паразит" стал характерен и популярен, и сосет именно кровь (есть в литературе другие высасывающие твари, но не популярны). И бессмертие, приплетенное в этот образ, и красота с особенной эстетикой. В общем, неясного очень много, но уже примерно понятно, что сварено в Англии, и характерные интуиции - оттуда. Даже и праобраз вампира примерно понятен. Оказывается, какой там Дракула - Ирвинг и в скобках Уайльд. Экие алхимические сны снятся литераторам-синтезаторам.

tempFileForShare_2019-12-06-22-01-17

tempFileForShare_2019-12-06-22-02-19

tempFileForShare_2019-12-06-22-03-08

tempFileForShare_2019-12-06-22-27-16

tempFileForShare_2019-12-06-22-30-15

tempFileForShare_2019-12-06-22-31-47

tempFileForShare_2019-12-06-22-33-54

tempFileForShare_2019-12-06-22-34-57

tempFileForShare_2019-12-06-22-37-11

tempFileForShare_2019-12-06-22-38-02

tempFileForShare_2019-12-06-22-43-59

tempFileForShare_2019-12-06-22-45-24

tempFileForShare_2019-12-06-22-46-37

tempFileForShare_2019-12-06-22-47-43

tempFileForShare_2019-12-06-22-49-50

tempFileForShare_2019-12-06-22-51-49

tempFileForShare_2019-12-06-22-53-53

tempFileForShare_2019-12-06-22-55-31

tempFileForShare_2019-12-06-23-03-08

tempFileForShare_2019-12-06-23-04-36

https://ivanov-petrov.livejournal.com/2225663.html



Поиск сообщений в lj_ivanov_petrov
Страницы: 115 ... 78 77 [76] 75 74 ..
.. 1 Календарь