Сегодня вечером в Москве пройдут публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки, который меняет Генплан Москвы 2010 года. Причём, по мнению многих, не в лучшую сторону.
Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) разработаны специалистами Москомархитектуры и НИиПИ Генплана Москвы. Они касаются 10 из 12 московских округов (кроме Троицкого и Новомосковского, которые присоединены к территории города в 2012 году — ПЗЗ для них примут отдельно позже). Правительство Москвы планирует принять его в первом полугодии 2017 года. ПЗЗ вносит в принятый в 2010-м и рассчитанный на срок до 2025 года Генплан Москвы ряд изменений, против многих из них возражают горожане и депутаты.
РБК отмечает, что принятия ПЗЗ, кроме мэрии, очень ждут застройщики. И это понятно, ведь тогда им будет существенно проще получать необходимые участки в обход мнения горожан. Если сейчас при подготовке проекта застройки каждого участка необходимо проводить публичные слушания, на которых рассматривается и утверждается градостроительный план застройки участка (ГПЗУ), то после принятия ПЗЗ необходимость в слушаниях отпадёт и мэрия будет выдавать ГПЗУ автоматически, в течение 30 дней после подачи всех необходимых документов. Но "на публику" они говорят не только и даже не столько об этом, а о том, что ПЗЗ позволят сделать сферу строительства более "прозрачной" и оптимизировать многие процессы.
Коротко о сути предложенного командой Собянина проекта ПЗЗ: по нему вся территория столицы разбивается на территориальные зоны, для каждой из которых оформляется градостроительный регламент — документ, определяющий параметры допустимой в этой зоне застройки: что можно строить, какой высотности и плотности, на какой части территории зоны (максимальный процент) и т.д. Всего эти зоны можно поделить на три вида: для первых сохраняется уже имеющаяся застройка (т.е. документируется фактически сложившаяся картина), для вторых прописываются параметры, заложенные в уже принятые "под них", но пока не реализованные проекты, для третьих параметры использования в градостроительных целях определят "с нуля".
Отдельно выделяются зоны с особыми условиями использования (территории, на которых расположены объекты культурного наследия, водо- и природоохранные территории и т.д.). Они не попадают под действие ПЗЗ, порядок их использования регламентируется другими нормами, в т.ч. федеральными законами. В ПЗЗ только фиксируются границы таких территорий.
Несмотря на то, что в проекте указывается, что новые правила позволят создать условия для развития районов, привлечь инвестиции, сохранить объекты культурного наследия и окружающую среду (в т.ч. парковые зоны), обеспечить соблюдение прав жителей и собственников объектов недвижимости в районах и т.д., во многих округах Москвы жители и муниципальные депутаты открыто выражают недовольство предлагаемой версией ПЗЗ и процедурой принятия проекта.
Так, депутат Мосгордумы Елена Шувалова направила генеральному прокурору Юрию Чайке запрос с просьбой провести проверку по факту нарушения закона при проведении публичных слушаний по проекту ПЗЗ. Шувалова указывает, что на предварительном этапе был допущен ряд нарушений. Во-первых, с 6 по 19 декабря мэрия проводила "электронные публичные слушания" на сайте "Активный гражданин", хотя такая форма публичного обсуждения проекта не закреплена в Градостроительном кодексе Москвы. Во-вторых, дата публичных слушаний назначена раньше, чем положено по закону — 22 декабря, т.е. через 3 дня после закрытия посвящённых проекту экспозиций в округах столицы, хотя в законе указан срок 2 недели. Депутат просит Чайку
"не допустить признания результатов слушаний, порядок проведения которых был осуществлён с правонарушениями".
Депутат Мосгордумы Андрей Клычков отмечает, что в проекте ПЗЗ представлены не все разработки архитекторов, а, видимо, только те, которые устроили администрацию города:
"На работу разных архитектурных институтов выделяются огромные деньги. Специалисты разрабатывают проекты планировок, схемы территориального планирования, но результатов их работы нет в новых ПЗЗ."Муниципальный депутат района Аэропорт Роман Дьячков отмечает, что руководство города не сочло необходимым даже оповестить горожан как следует о проведении публичных слушаний:
"В округе, где, допустим, проживает примерно 1 млн человек, под слушания отвели зал на 250 человек. Это сознательная политика по замалчиванию."Его коллега из района Зюзино Константин Янкаускас заявил, что в имеющемся виде проект рассматривать нельзя, т.к. это
"очень сырой документ", который даст мэрии право
"строить в ручном режиме", фактически отстранив жителей Москвы от участия в определении будущего своих районов:
"Мы настроены бороться с этим проектом. Акции протеста будут, но, скорее всего, после Нового года. После слушаний до 29 декабря будем собирать по району письменные отзывы."Также с решением о недопустимости принятия проекта также выступил совет муниципальных депутатов Щукинского района столицы. В решении совета отмечено, что предлагаемый документ содержит нормы, нарушающие Градостроительный кодекс РФ, Градостроительный кодекс Москвы и закон "О Генеральном плане города Москвы". Причём эти нарушения
"носят системный и массовый характер и не могут быть устранены путём внесения в проект Правил землепользования и застройки в городе Москве отдельных дополнений и уточнений". В связи с этим депутаты просят правительство Москвы отозвать проект со слушаний
"как не соответствующий действующему законодательству Российской Федерации и города Москвы" и вернуть его на доработку/переработку. С аналогичной просьбой они обратились и к москвичам, призывая их прийти на публичные слушания и добиться отклонения проекта в существующем виде и отправки его на доработку.
По словам эксперта Общественного экологического совета Москвы Алины Енгалычевой, в случае принятия предложенного правительством Москвы документа
"точечная застройка лужковско-ресинских времен покажется детской шалостью".
Используют противники ПЗЗ и интернет: 20 декабря на сайте Change.org появилась адресованная президенту и генеральному прокурору петиция, которую подписали уже более 2000 человек. Её авторы просят
"не допустить принятия ПЗЗ". Они утверждают, что с помощью ПЗЗ городское правительство
"хочет лишить несколько миллионов человек, проживающих в Москве, имущества, созданного в советский период и зарегистрированного в соответствии с действовавшим законодательством", ограничив участки под жилыми домами
"по отмостке здания". Также в петиции говорится о желании мэрии и застройщиков узаконить с помощью ПЗЗ объекты, против которых протестуют горожане:
"В Проекте содержатся сведения о большинстве точечных строек, которые в течение ряда лет были остановлены москвичами, отменены Московским Правительством, поскольку они были начаты с нарушением законодательства и основывались на документах, полученных сомнительным путем, где незаконное строительство было прекращено, администрацией города были отозваны разрешительные документы, пересмотрены планировочные решения. Максимальные параметры застройки (высотность, плотность и др.) основаны, в том числе и на незаконно построенных строениях.
По неизвестным причинам это никак не отразилось на содержании материалов ПЗЗ, которые аккумулируют сведения из выданных градостроительных планов земельных участков (ГПЗУ) и проектов планировок, в том числе предназначенных для незаконного строительства."Условно "спорных" (а по сути — незаконных) объектов, о возможной легализации которых говорится в ПЗЗ, активисты насчитывают в Москве немного — 10 по всему городу. Но это только самые "громкие" из них, на деле таких точек гораздо больше. И после появления ПЗЗ, как считают противники проекта, их число только вырастет. Только теперь их уже не будут считать незаконными вопреки мнению жителей.
В общем, всё как обычно: Собянин и его команда пытаются "протолкнуть" выгодный мэрии и застройщикам проект, общество сопротивляется. Причём против выступают не только обычные жители, но и депутаты. Чем-это это напоминает историю с реформой подмосковных округов, которую сейчас продвигает губернатор Андрей Воробьёв. Но там у него пока мало что выходит, слишком уж велико сопротивление. Посмотрим, что получится у мэрии.
Кандидат философских наук, доцент кафедры государственного управления Института общественных наук РАНХиГС Александр Балобанов в беседе с
"Давыдов.Индекс" отмечает, что вокруг подобных проектов всегда разгораются споры. В то же время он уточняет, что прилагать усилия к решению конфликта нужно не только власти, но и активистам:
"Правила землепользования и застройки всегда вызывают споры, потому что они затрагивают конкретные интересы конкретных групп. И в решении этого вопроса кто-то всегда хочет получить больше возможностей: застройщики, те, кто распоряжается территориями и т. д. Поэтому ПЗЗ — это всегда точка столкновения интересов. <...> Выступать против могут те, кто внимательно ознакомился с документом и увидел в нем какие-то потенциальные ущербы для территории. Например, возможность появления новых домов на месте, скажем, сквера. Не строительство, а именно возможность строительства. <...>
Что касается обвинений в недостаточном информировании о планируемых изменениях в ПЗЗ, то с этим можно отчасти согласиться. <...> Разместить документ в открытом доступе — это функция власти. А вот рассчитывать на то, что власти займутся подробным разъяснением всех нюансов документа, не стоит. И здесь либо сами активисты в состоянии провести эту работу, либо нужны достаточно проработанные правила по донесению информации. <...> Поэтому пока эти вопросы не будут решены, будут возникать конфликтные ситуации при обсуждении важных вопросов, будь то бюджет или правила землепользования и застройки." Своей оценкой публичных слушаний как явления делится советник Союза российских архитекторов (САР), член Союза московских архитекторов (СМА), соучредитель и член НП ГАРХИ (Некоммерческое партнерство Гильдия Архитекторов и Инженеров), директор Центра градостроительных компетенций Института общественных наук РАНХиГС Ирина Ирбитская:
"Совершенно чётко можно осознавать, что по поводу изменений правил землепользования и застройки в городах всегда есть недовольства. Это форма выражения своего мнения. <...> И здесь на самом деле нужна хорошая работа специалистов, культурологов, социологов, медиаторов, которые могли бы выбрать из предложений конструктивные или помочь превратить неконструктивные предложения в конструктивные. <...> Людям нужно разъяснять планируемые изменения, с людьми нужно переписываться. Люди — это не только горожане, это средний и малый бизнес, это девелоперы. Публичные слушания — это долгий большой процесс, если он сводится к схлопыванию мнения жителей, и дальше уже совершенно без диалога что-то выкидывается из этих ПЗЗ, а что-то меняется, это, в общем, сублимация процесса, чем сам процесс."Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов
можно прочитать тут.
Ссылки в тему:
Москвичи и депутаты раскритиковали план перестройки столицыСовет депутатов Щукино просит москвичей отозвать ПЗЗ с рассмотрения на публичных слушанияхПетиция: Не допустить принятия ПЗЗ. Москвичей лишают земли. http://davydov-index.livejournal.com/2975979.html