Фатал все записи автора
Слово «русский» часто фигурирует за рубежом в паре с другими словами, образуя устойчивые выражения. Сегодня я решил разобраться, какие вещи и явления нам приписывают и почему?
1. Русский красный
Russian Red - так за границей называют ярко-красный оттенок губной помады, который, как полагают иностранцы, очень любят русские девушки. Ну и в целом красный цвет наверняка имеет множество ассоциаций с Россией: коммунизм, флаги, пионерские галстуки, Кремль, матрешки, помада…
Любопытно, что иностранная певица Лурдес Эрнандес взяла псевдоним Russian Red в честь помады после того, как однажды увидела девушку с ярко-накрашенными губами - цвет ей приглянулся, как и его название. Ее мать - испанка, отец - англичанин, поет она в стиле фолк и инди на английском и к России не имеет никакого отношения.
2. Русская рулетка
Эта экстремальная игра действительно русская по происхождению. По одной из версий, она зародилась в XIX веке в местах заключения: охранники заставляли арестантов стрелять по очереди в себя и делали ставки, кому достанется единственный патрон.
По другой версии, игру придумали российские офицеры с целью проверить себя на храбрость и показать удаль окружающим. Впервые термин «русская рулетка» встречается в американском журнале Collier’s Weekly в 1937 году. Джордж Сурдез описывает эту экстремальную забаву русских со слов французского сержанта, служившего в русской армии в Иностранном легионе:
«Ты когда-нибудь слышал о "русской рулетке"? Когда я сказал, что не слышал, то он поведал мне все о ней. Когда он служил в русской армии в Румынии, примерно в 1917 году, когда вокруг все разваливалось, русские офицеры считали, что теряют не только престиж, деньги, семью, страну, но и честь перед лицом союзников. Некоторые из них, сидя где угодно - за столом, в кафе, у друзей, - неожиданно доставали револьвер,вынимали один патрон из барабана, крутили его, приставляли дуло к своей голове и нажимали спусковой крючок. Вероятность того, что выстрел будет и мозги офицера разлетятся повсюду, составляла пять шансов из шести. Иногда так и случалось, иногда нет».
Игру, похожую на русскую рулетку, описывает Лермонтов в «Герое нашего времени» - рассказе «Фаталист». В наши дни словосочетание «русская рулетка» имеет также метафорическое значение: это нечто рискованное, опасное и немного сумасшедшее.
3-4. Черный русский и белый русский
Русскими за границей называются крепкие коктейли, содержащие водку. Напиток
«Черный русский» состоит из семи частей водки и трех частей кофейного ликера «Калуа», а также колотого льда. Впервые его подал бельгиец Гюстав Топ в брюссельском отеле «Метрополь» в честь посла США в 1949 году - название символизировало темный период начавшейся холодной войны. Это был первый из коктейлей, в который был добавлен кофе.
«Белый русский» появился позднее - он впервые упомянут в газете Oakland Tribune 1965 года. Он содержит те же ингредиенты, что «Черный русский», но также щедро разбавлен сливками. Пропорции могут быть разными. Дополнительную рекламу коктейлю принес фильм «Большой Лебовски» 1998 года: напиток перестали считать женским, так как его пил один из героев-мужчин.
Есть много любопытных вариаций на тему этих коктейлей. В меню баров фигурируют названия «Сильный белый русский» (с водкой «Белая Русь»), «Бледный русский» (с самогоном), «Голубой русский» (вишневый ликер вместо «Калуа»), «Грязный русский» (с шоколадным сиропом), «Прокол русского» (с ликером «Шериданс»), «Нищий русский» (с вареной сгущенкой вместо «Калуа» и сливок).
5. Сервировка по-русски
Service à la russe, service in the Russian style - это самый распространенный способ подачи еды в современных европейских ресторанах: когда приборы уже стоят на столе, на тарелке лежит свернутая салфетка, и вам приносят блюда по очереди: от закусок до десерта.
Это «новшество» принес в Европу русский посол во Франции Александр Куракин в начале XIX века. До этого начиная со Средневековья популярна была сервировка по-французски (service à la française), когда блюда подавались все сразу и гости, стоя вокруг стола, накладывали себе, что хотели. Им приходилось проводить много времени на ногах и есть все подряд, не соблюдая последовательности. К тому же кушанья успевали остыть.
Сервировка по-русски очень понравилась французам, а затем стала популярна и в Англии. Традиционный европейский обед включает несколько смен блюд: сначала закуски, потом салаты, суп, основное блюдо с гарниром - обычно и рыбное, и мясное - и наконец десерт. Перед подачей десерта со стола убирается все лишнее.
6. Русский чай
Словосочетание
«русский чай» закрепилось в Великобритании еще в XIX веке: купцы привозили из России копорский чай, известный также как иван-чай - это традиционный русский травяной напиток, который делался из растения кипрей узколистый (иван-чай) и получил название в честь села Копорье под Петербургом. Этот странный терпкий чай имел не слишком приятный вкус, из-за чего возникла поговорка «Копорское крошево и кисло, и дешево».
Напиток и вкусом, и цветом удивлял англичан, так как они традиционно пили чай с молоком. Сейчас русским чаем британцы называют, как правило, чай с лимоном.
В Сети найдется немало рецептов русского чая. Например, популярен такой: «Берем по щепотке растворимого черного чая, порошкового фруктового напитка Tang и лимонного порошкового напитка, добавляем ложку молотой гвоздики и две ложки корицы, кладем немного сахара, все перемешиваем, храним в стеклянной банке и завариваем по щепотке в чашке кипятка или холодной воды».
7. Русский салат
Это блюдо можно встретить в меню во многих странах мира. Иногда имеется в виду
винегрет, но чаще все-таки речь идет об
оливье - салате, который действительно имеет большое значение для русских людей хотя бы потому, что является традиционным блюдом для встречи Нового года.
Для нас его название звучит по-французски, и неудивительно: ведь придумал блюдо французский повар Люсьен Оливье и хранил рецепт в тайне до самой смерти. Но салат действительно можно считать русским, так как работал этот повар в Москве и изобретал свой салат для русских посетителей ресторана «Эрмитаж» в 1860-х годах.
«Считалось особым шиком, когда обеды готовил повар-француз Оливье, еще тогда прославившийся изобретенным им салатом Оливье, без которого обед не обед и тайну которого не открывал. Как ни старались гурманы, не выходило: то, да не то», - вспоминал Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи».
По легенде, Оливье изобрел свой салат со злости на клиентов, которые не поняли его изысканного блюда «Майонез из дичи» - оно состояло из компонентов, которые мы привыкли видеть в салате оливье, но поданных по отдельности. Кто-то из едоков просто смешал мясо птицы, соус, картофель с корнишонами и вареные яйца. На следующий день после этого «проступка» повар стал подавать готовую кашу из некогда фирменного блюда.
К сожалению, оригинальный рецепт салата умер вместе с самим Оливье, а разошелся он благодаря некоему русскому повару Ивану Иванову, который проник на кухню и подглядел за мастером.
То, что для нас оливье, в испаноговорящих странах называют русским салатом, хотя ингредиенты могут немного отличаться. Например, в Перу в такой салат добавляют тунца, фасоль и лимон. А в Коста-Рике русским салатом называют винегрет. Популярностью блюдо пользуется еще и на Балканах, в Турции, Иране, Пакистане и Монголии.
8. Русские горки
Аттракцион, который мы в России называем американскими горками, во многих странах именуют русскими горками. Так чьи же они на самом деле? Правда, как это часто бывает, где-то посередине.
Действительно, этот аттракцион был запатентован и стал популярен в США. В 1884 году открылась «Наклонная железная дорога» Джона Тейлора на Кони-Айленде. Затем другой американец ЛаМаркус Эдна Томпсон доработал идею и запустил несколько горок по всей Америке.
От года к году аттракцион становился все более популярным. Однако, как считают историки, подобное развлечение имеет русские корни, ведь в основе «наклонных железных дорог», работающих под действием силы тяжести, лежит тот же принцип, что у ледяных горок, а они строились в Санкт-Петербурге еще в XVIII веке.
Как свидетельствуют историки, в России катания с горок стали популярны еще при Екатерине II - уж очень любила эту забаву императрица. Ледяные горки имели высоту примерно 25 м и угол наклона около 50°, а для надежности укреплялись деревянными опорами. Некоторые историки полагают, что именно в России к саням впервые приделали колеса, чтобы Екатерина II могла кататься не только зимой, но и в теплое время - считается, что такие горки появились в садах Ораниенбаума в 1784 году.
Впрочем, некоторые историки не согласны и утверждают, что горки с вагонетками на колесах появились в Париже в 1812 году. Любопытно, что уже тогда они назывались русскими: Les Montagnes Russes à Belleville («Русские горки в Бельвилле»).
9. Матрешка
Матрёшка - русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Считается, что русская деревянная расписная кукла появилась в 1890-х годах. В этот период в России возникло художественное направление, известное как «русский стиль». Его последователи, в частности, занимались возрождением и развитием традиций народной крестьянской игрушки. Первые эскизы разработал профессиональный художник Сергей Малютин (1859-1937), активно продвигавший «русский стиль» в искусстве.
Идею создания разъёмной деревянной куклы ему подсказала японская игрушка, привезённая женой мецената Саввы Мамонтова, - это были вкладывающиеся одна в другую куколки, изображавшие Семь богов счастья. Русская кукла, изготовленная Малютиным, представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, накрытую цветастым платком, в руках у которой был чёрный петух.
Эту куклу назвали матрёшкой: до революции в русской провинции имя Матрёна (уменьш. Матрёша) входило в число наиболее распространённых женских имён и ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии это имя сделалось нарицательным.
Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина, была сделана лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным, она была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.
10. Оренбургский платок
Оренбургский пуховый платок - вязаный платок из козьего пуха и нити-основы (хлопчатобумажной, шёлковой и др.). Является, наряду с
тульским самоваром, матрёшкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской финифтью, уральским малахитом - одним из символов России.
Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке. Первым обратил внимание на оренбургские пуховые платки Пётр Иванович Рычков. В 1766 году он опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти», предлагая организовать пуховязальный промысел в крае.
Оренбургские пуховые платки за рубежом впервые представлены на первой Лондонской международной выставке 1851 года. Тем самым Оренбургский платок вышел на международный уровень и получил там признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Ускова М. Н. получила медаль «За шали из козьего пуха».
Пика популярности оренбургские паутинки достигли на закате развития Российской империи. В это время в Англии начали изготавливаться изделия с пометкой «Имитация под Оренбург». Но и в наше время за рубежом публикуются целые книги об истории промысла и вязании Оренбургских пуховых изделий.
11. Шапка-ушанка
Ша́пка-уша́нка - широко распространённый головной убор в России. Ушанка получила своё название из-за наличия отложных наушей (наушников, «ушей»), в поднятом виде связанных на верху (макушке) или на затылке тесьмой.
На Руси (в России) существовали «ушастые шапки», которые имели различные названия такие как ушанка, уша́нья, капелюх, малахай (большая, ушастая шапка на меху, две лопасти кроют щеки, одна затылок, небольшая, четвертая - лоб), кучма (вислоухая меховая шапка), но предназначение, покрой и материал были примерно одним и тем же.
В западном мире ушанка - составная часть стереотипного «образа русского», по-английски называется просто
shapka. Схожие головные уборы распространены во многих странах мира. Например головные уборы такого типа относятся к традиционной национальной одежде у казахов, монголов, китайцев и широко распространены в таких странах как Казахстан, Китай, Северная Корея, Монголия. Ушанки нередко носят также в Канаде, где она выступает и как элемент зимнего обмундирования некоторых вооружённых формирований.
12. Калашников
Автомат Калашникова можно без преувеличения назвать самым известным и популярным автоматическим оружием. По подсчетам специалистов с момента начала массового производства в 1948 году и до наших дней во всем мире было произведено более 50 миллионов автоматов Калашникова разных модификаций.
АК-47, а также его модификации клоны можно увидеть в руках солдат и повстанцев, полицейских и террористов по всему миру. Кроме того, такие государства как Мозамбик и Зимбабве изобразили его на своих государственных символах.
В ходе Великой Отечественной Войны резко встал вопрос о необходимости перевода основного стрелкового вооружений РККА на промежуточный патрон 7.62 мм. Использование более легких, чем винтовочных, патронов предполагало, что боец сможет иметь при себе больший боезапас. В то же время такие патроны имеют достаточную убойную силу на средних расстояниях - в отличие от пистолетных, применяемых в пистолетах-пулеметах (ПП), которые эффективны в ближнем бою.
Такой патрон был создан к 1943 году и под него была начата разработка целого семейства стрелкового оружия, включающего самозарядный карабин (СКС), автомат и ручной пулемет (РПД). По итогам специального конкурса, проведенном в 1946 году и последующих войсковых испытаний, автомат, предложенный Михаилом Калашниковым, официально принимается на вооружение.
13. Водка
Водка - водно-спиртовой раствор, считающийся русским национальным алкогольным напитком. Она наряду с матрёшкой, балалайкой и ручным медведем стала частью национального русского колорита для иностранцев.
До 19 века «водкой» назывался практически весь крепкий алкоголь, полученный методами дистилляции (перегонки) и последующего настаивания. Да, изначально водка, как и бренди, коньяк, джин, виски, граппа, ром, текила получалась перегонкой, и использовались для этого зерновые культуры. Основным сырьём для производства сначала «горячего хлебного вина», а потом и водки, служила рожь как главная зерновая российская культура. Сахара в ржи мало, поэтому рожь сначала проращивалась, чтобы получить солод, в котором сахара значительно больше. Из солода делали брагу, а уже из браги способом перегона производили водку.
К концу 18 века хлебные водки, получаемые перегонкой «хлебного горячего вина», стали визитной карточкой российского рынка алкоголя. Российским брендом стало название («водка»), сырьё (рожь) и крепость (40%). Правда, в конце 70-х годов 20 века Советскому Союзу чуть было не запретили продавать водку под названием «водка». Бренд удалось отстоять благодаря научным изысканиям Вильяма Похлебкина, который сумел доказать русский приоритет в создании термина и технологии производства водки.
14. Русская баня
С древних времен русская баня была неотъемлемой частью наших традиций. По субботам, в конце рабочей недели на Руси все с удовольствием посещали баню. В ней не только очищается тело, но и мысли, после бани человек чувствует себя обновленным и отдохнувшим. Баня - это было особенное место, где рождались дети, доживали свои последние дни больные, в ней проводились и поминальные обряды, и девичники.
В древности считалось, что баня объединяет 4 главные природные стихии: огонь, воду, воздух и землю. Поэтому человек, посетивший баню, вбирал в себя силу всех этих стихий и становился крепче, сильнее и здоровее. Недаром на Руси бытовала поговорка «Помылся - будто заново родился!»".
Первые упоминания о бане можно увидеть еще в «Повести временных лет»! Термин «баня» появился лишь в XI веке, до этого ее называли «мыльной», «мовницей». Банные процедуры были популярны и распространены на Руси, даже побежденные народы платили дань березовыми вениками. Причем посещали баню и знать, и простые люди. Считалось, что подобные процедуры помогали защитить человека от сглазов и невзгод. Когда приходили гости, первым делом их приглашали в баню, а лишь потом за стол.
В русской бане было принято не сидеть, а лежать, поэтому раньше полки делали широкими и лишь в один ярус, сегодня же распространен вариант в виде ступенек. Особенность русской бани - это окно в парной, оно было необходимо для обеспечения вентиляции. Еще одна традиция, уходящая своими корнями в древнее время, – из парилки выбегать на улицу и прыгать в сугроб. Такая процедура полезна для организма, резкий скачок температур улучшает кровообращение, тонизирует сосуды, нормализует обмен веществ и в разы повышает иммунитет человека.
15. Русский балет
«Русский балет» - слова, почти ставшие синонимами, неотделимые друг от друга: невозможно представить себе Россию без искусства классического танца, трудно выбрать иное место на карте мира, если хочешь увидеть настоящий балет.
Русский балет известен во всём мире. Во многих странах считают, что именно Россия - родина этого искусства. На самом деле возникновению феномена «русский балет» мы обязаны, прежде всего, итальянцам и французам. Как искусство балет возник в Италии в эпоху Возрождения из придворных празднеств. И само слово «ballo», означающее «танец», - итальянское.
Первая балетная школа появилась во Франции, поэтому вся терминология - французская. Однако первой исполнительницей, вставшей на пальцы ног, была итальянка Мария Тальони, которая гастролировала и в России. Кстати, первая из россиянок это сделала балерина Авдотья Истомина. Первым «танцмейстером», прибывшим в Петербург, был француз Жан-Батист Ланде. По его прошению в 1738 году была основана школа - нынешняя Академия русского балета им. А. Вагановой. Она стала второй в мире - после французской.
Настоящий переворот в балетной музыке совершил Чайковский, в содружестве с которым Мариус Иванович Петипа поставил самый знаменитый в мире спектакль «Лебединое озеро» и ещё два шедевра - «Спящую красавицу» и «Щелкунчика». В рождественские дни в Европе и Америке «Щелкунчик» ставит рекорды, он идёт едва ли не во всех театрах, балет показывают по телевидению.
Есть мнение, что у русских танец - в крови, поэтому сплав отечественных талантов дал фантастический результат. К началу ХХ века балет в России достиг расцвета. Театр был императорским, денег на него не жалели. А вот в Европе балет захирел: во Франции, к примеру, его стали рассматривать, прежде всего, как «представление с участием хорошеньких женщин».
В Англии он переместился в мюзик-холлы. Когда Дягилев привёз в Париж «Русские сезоны» - это вызвало фурор. Кстати, тогда впервые в Европе зародилась мода на всё русское. Солист Дягилевского «Русского балета» Серж Лифарь возглавил балет парижской «Гранд-опера» и отдал ему более тридцати лет. А в Америке широко распространено мнение, что балет - родом из России. Напомню, что петербуржец Георгий Баланчивадзе, больше известен как создатель американского балета Джордж Баланчин.
Авторитет русского балета вырос настолько, что западные исполнители стали брать себе русские имена! Так, англичане Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс остались в истории искусства как Антон Долин, Алисия Маркова, Лидия Соколова. На Западе самые уважаемые преподаватели - русские, везде за честь почитают постигать искусство танца по системе Вагановой.
Новый всплеск интереса к русскому балету вызвали оказавшиеся за рубежом Рудольф Нуреев, Михаил Барышников и Наталья Макарова. Нуреев несколько лет возглавлял «Гранд-опера», Барышников - «Американский театр балета». Балетная труппа петербургского Мариинского театра - по отзывам самых известных критиков разных стран - самая почитаемая в мире.