(форматирование опускаю, некогда) ;)
Если необходимо ускорить начальное освоение машинописи...
© 2007 Автандилина (Лукина Элеонора Алексеевна)
Источник:
http://www.liveinternet.ru/community/faq_avtandiline/post36534625/
16 апреля 2007 г. - 4 апреля 2008 г.
Иногда жизнь, к сожалению, заставляет начинающих форсировать свое освоение машинописи, с целью как можно быстрее перейти к практическому письму.
Вообще форсирование темпов, сокращение продолжительности учебного периода крайне нежелательно. (Рискуем получить навык с весьма ограниченной перспективой развития. Т.е., рискуем, что самые азы, усвоенные неправильно, будут потом "вылезать" неодолимыми ошибками или низкой скоростью). Взвесьте необходимость. Если она действительно перевешивает всё, - рискните.
Итак, необходимо в течение одной-двух недель взять машинопись штурмом, тратя на учебу много - 5-6 и даже больше часов в день.
(Эти же подходы и рекомендации действительны также для нормального, спокойного освоения машинописи. Их важность просто еще больше возрастает при напряженных сроках учебы).
1. Защищаем себя от перегрузки
Постоянно используйте в течение дня как можно более разнообразные способы, приемы и средства для обучения, освоения, приучения. В любом порядке и выборочно: то одно, то другое.
Например:
* печатание упражнений по книге и тренажеру,
* рисование схемы клавиатуры (см. на FAQультете Автандилины
http://avtandiline.ru/avtan_00.html и
http://www.liveinternet.ru/users/faq_avtandiline/post9807014/ ),
* печатание взглядом по нарисованной схеме,
* всяческая гимнастика для пальцев,
* подчеркивание определенных букв - например, букв основной позиции - различными цветами, в имеющемся тексте на бумаге (ненужная полиграфическая продукция, компьютерные распечатки),
* мысленный подсчет общего количества букв и количества каких-либо определенных букв в имеющемся тексте на бумаге или на экране (например: сколько раз в тексте встречается буква "о").
И т.п.
2. Мысленная подготовка к удару
Прежде чем собственно нанести удар, сообразите, как можно чётче (ориентируясь по схеме):
1) какой рукой
2) каким пальцем
3) направление движения.
Например:
"О" - правый, указательный, на месте.
"Г" - правый, указательный, вверх на один ряд.
"Н" - правый, указательный, вверх на один ряд и влево.
В некоторых методиках рекомендуют даже проговаривать всё это вслух.
Классическая методика, которой я придерживаюсь, рекомендует, напротив, абсолютно ничего не_проговаривать вслух - а учиться именно мысленно проделывать все пути.
Буквально: глаз ведём по схеме от основной позиции к искомой, а почти (!) одновременно ведём палец. Повторяя в физическом пространстве маршрут, проложенный глазом на схеме клавиатуры. Затем наносим удар. Затем ведём - глаз по схеме, а палец в пространстве - обратно на основную позицию.
"Палец" говорю условно, для краткости. Конкретно здесь следует выполнять все правила собственно движения и нанесения удара.
"Параллелизм" выполняемых маршрутов глазом и пальцем - исключительно важен. А по времени глаз должен идти чуть впереди пальца - он показывает пальцу путь.
Прокладывая путь, глаз должен идти уверенно и чётко, не_метаться из стороны в сторону. Значит, еще немного опережая глаз, искомым маршрутом идет наш первый лоцман - сосредоточенная мысль :)
3. База - это наше всё
* На основную позицию неукоснительно возвращайтесь после каждого удара. (До тех пор, пока не_пройдете полностью упражнения на все ряды клавиатуры). Каждый раз, вернувшись на основную позицию, прочувствуйте её. Сбросьте напряжение с пальцев, кисти, предплечья, плеча, спины... Сидите прямо.
* Рука свободная, мягкая, от кончиков пальцев и во всю длину. В каждый момент чувствуйте это!
* Предплечья параллельно полу. Отрегулируйте высоту сиденья и прочие параметры мебели.
* Удары легкие-легкие, отрывистые, только кончиком пальца. Не_давите "от руки". Как сказал здесь в другой теме ZaiR;) - ТЫЧКИ :)
* Спокойствие, методичность. Постарайтесь, чтобы не_было внутреннего ощущения спешки.
4. Практическое письмо выполняйте с использованием нарисованной схемы, чтобы видеть, где какая буква расположена. "Слепым" метод называется лишь потому, что нельзя смотреть на саму клавиатуру и на свои пальцы. А на учебные пособия смотреть - очень даже можно и нужно :)
Другими словами, не_старайтесь набирать "на память" - совсем не_по этому признаку определяется начальное умение печатать! :)
Оно определяется тем, насколько пишущий в состоянии соблюдать ритмичность и безошибочность.
Ритм и скорость задавайте себе не_по центральным, а по периферийным на клавиатуре буквам третьего и первого рядов (Й, Я, Х, Ю). Т.е., в среднем, с какой скоростью и равномерностью, не_надрываясь, получается без ошибки напечатать периферийную букву, с такой скоростью и равномерностью печатайте весь текст. Слегка напрягайтесь на трудных буквах и сразу же отдыхайте на легких. (Именно чтобы обеспечить себе постоянные мелкие передышки на протяжении всего набора - легкие буквы следует набирать помедленнее, чем в принципе могли бы. Поэтому и ставим себе такой ориентир: свои возможности точного выполнения трудных букв, а не_легких. Поймите и оцените в этом контексте важнейшую роль ритма.).
Рекомендации, особенно о ритме и скорости, относятся не_только к практическому письму, но и, разумеется, к выполнению упражнений. :) И в том числе для освоения машинописи нормальным, естественным ходом, а не_в этой безумной гонке, которой от нас иногда требуют обстоятельства...
Самообладания и успеха!
Из комментариев читателей:
Автандилина советует не смотреть на настоящую клаву и руки, а на другие (на рисунке, экране) - можно (в Соло тот же совет).
Ответ Автандилины:
Во всей точности, что советуют в Соло, не_вспомню, а от себя - подтверждаю. Только уточню немножко.
Действительно, в традиционной методике смотреть на схему клавиатуры - рекомендуется! Но важный нюанс данной рекомендации: масштаб изображения должен быть 1:1, в натуральную величину, и именно с той (конкретной) клавиатуры, на которой обучающийся печатает упражнения.
Т.е., рисованная (или, на худой конец, типографская) схема клавиатуры на листе бумаги - гораздо более надёжна как учебный инструмент, чем любое экранное изображение клавиатуры.
Кстати, ориентирование по экранной клавиатуре только добавляет объективных затруднений для освоения и привыкания. Это одна из причин, в силу которой экранные тренажёры имеют ограниченные возможности по сравнению с простыми, подручными, "допотопными" учебными средствами.
(Ну и, конечно, vice versa )).
Для добавочного разнообразия впечатлений можно иногда использовать в упражнениях, вместо схемы, ещё один экземпляр настоящей клавиатуры. Той же самой модели. Но постоянно этого делать не_стоит. Схема обобщает и абстрагирует, это удачный мостик для связки между реальными действиями рук в пространстве и мысленными операциями в голове.
В идеале - схему клавиатуры должен лично сам обучающийся вычертить (нарисовать), разметить по зонам работы пальцев, раскрасить, надписать буквы... и вообще довести до блеска. Выполнение этой работы побуждает в полной мере (как ничто другое) присмотреться к реальной клавиатуре. Мы узнаём, оцениваем и запоминаем (прочувствуем) все ее элементы - их конфигурацию, размеры, взаимное расположение. Всё это непроизвольно отпечатлевается в глубинах нашего организма и впоследствии питает и подпитывает машинописный навык, очень надёжно, очень качественно.