-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Classica_FM

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.05.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 430

Classica.FM





Классическая музыка - центр притяжения

Реставрация фасадов Большого театра будет закончена в ноябре

Вторник, 26 Октября 2010 г. 00:16 + в цитатник

 (450x300, 31Kb)Продолжающаяся реставрация всех четырех фасадов Государственного академического Большого театра России завершится в ноябре этого года, сообщила Classica.FM пресс-служба Инвестиционной группы «Сумма Капитал». Первоначальный облик будет возвращён боковым фасадам, где восстанавливаются чугунные галереи Альберта Кавоса, а также исторической части Северного фасада.

Фасады по Петровке и Щепкинскому проезду вновь украсят чугунные галереи с фонарями – эти элементы архитектурного декора были спроектированы архитектором Альбертом Кавосом, восстановившим в 1856 году здание Большого театра после пожара. Современников архитектора особенно восхищал вид театра по вечерам, когда галереи в свете горящих ламп представлялись им бриллиантовой нитью, лежащей на боковых фасадах. «Благодаря реставраторам этот архитектурный декор обрел свою вторую молодость. Первоначально к чугунным галереям подкатывали кареты, а в советское время стали подавать такси. Москвичи старшего поколения ещё помнят эти галереи, где всегда можно было переждать дождь. В 90-х годах прошлого века они были демонтированы, поэтому немногие москвичи о них знают», – рассказал Classica.FM официальный представитель генподрядчика Михаил Сидоров.

Для работы по восстановлению чугунных украшений потребовалась исследовательская работа. Реставраторы изучили историко-архивные графические и фотоматериалы конца XIX века, а также материалы музея Большого театра. Как показало исследование демонтированных элементов галерей боковых фасадов и четырех торшерных фонарей Главного фасада, проведенное в начале реставрационного процесса, за 150 лет они серьезно пострадали. По словам Михаила Сидорова, «по всей поверхности чугунных элементов были видны сколы и ржавчина. Цоколи колонн и зазоры между деталями были поражены коррозией. При внимательном осмотре выяснилось, что часть так называемых «торшерных фонарей», которые являются поздними копиями с оригиналов Альберта Кавоса, не лучшего качества. Например, большинство деталей этих копий не соответствовали оригиналу ни по форме, ни по качеству исполнения».

Полный текст: Classica.FM


Метки:  

Возрождение хора им. А.В. Свешникова

Пятница, 24 Сентября 2010 г. 17:28 + в цитатник
Хор им. А.В. Свешникова

Хор возрождён его нынешним художественным руководителем и главным дирижером, народным артистом России профессором Борисом Тевлиным. Возрождён из руин, в которых коллектив пребывал долгие последние годы. И не только возрожден до уровня, на котором он находился при А.В. Свешникове, но и превзошел его. Правда, для этого пришлось заменить половину состава хора и очевидно приложить огромные усилия, но они оправдались. Кроме дирижёра это, разумеется, и заслуга хормейстеров, – заслуженного артиста России Евгения Волкова, Владимира Кротова и Александра Соловьева. Именно благодаря их общим усилиям сегодня Госхор им. Свешникова звучит великолепно во всех регистрах и динамических диапазонах.

Программа началась со сдержанного, без каких-либо внешних эстрадных эффектов и вполне церковного исполнения двух литургических сочинений – священника Александра Косолапова «Утверди, Боже…» и Добре Христова «Хвалите имя Господне…», в которых очень красиво прозвучали соло баритона Юрия Лаптева. Продолжилось выступление редко исполняемыми, но интересными сочинениями Модеста Мусоргского: Хором из музыки к трагедии Софокла «Царь Эдип», 1860 (первая редакция), «Поражение Сеннахериба» на стихи Дж. Байрона для хора и фортепиано (1867, вторая редакция) и «Иисус Навин» на текст из Библии для хора, солистов и фортепиано (1877). Очень хорошо, что в мемориальном концерте нашлось место для малоизвестной музыки. Эти сочинения лишний раз продемонстрировали самобытность и глубину творчества Мусоргского; особо впечатлила кантата «Иисус Навин» на библейский текст. Хорошо показали себя в ней Лариса Костюк (меццо-сопрано) и Михаил Давыдов (бас-баритон) – оба солисты театра «Геликон», а сам Тевлин продемонстрировал красочные возможности хора. Партию фортепиано исполнила Екатерина Мечетина.


Метки:  

Фестиваль БСО в Мордовии. Этноцентризм и культурный вектор власти

Четверг, 23 Сентября 2010 г. 20:59 + в цитатник

 (450x300, 53Kb)

Чем являются музыкальные фестивали с участием известных коллективов для регионов, где классическая музыка не является полноправной частью культурной среды? Получить ответ на этот вопрос стал целью моей поездки в столицу Мордовии Саранск, где впервые проходил Фестиваль БСО – многодневный музыкальный форум с участием Большого Симфонического Оркестра им. Чайковского и его главного дирижёра Владимира Федосеева.

Саранск нечасто попадает в ленты новостей. Он не является крупным промышленным центром, не богат полезными ископаемыми, посему не привлёк внимания крупного капитала и не приобрёл следующего за ним гламурного флёра. Тем не менее эта часть России имеет давнюю историю и культуру. Коренное население – мордва, но этнос дробится на три основных национальности – шокша, мокша, эрзя. Антропологические различия возможно и видны внимательному глазу, обычному – нет. Выглядят как все русские, парни неприметные, а вот мужчины видные и девушки красивые.

Первое достоверное упоминания о мордве нашлось в труде византийского епископа Иордана VI, написанного в шестом веке. В республике в 2012 году празднуют 1000-летие единения с русским народом, что местным жителя даёт повод для иронии – всего несколько лет назад праздновалось пятисотлетие, однако недавно археологи нашли новые документы – это дало основание прибавить ещё пять веков и праздновать всё заново, ещё масштабнее. Выходит, поторопились, вернее – недобрали. На самом деле даты эти формальные – как можно говорить о «единении», если самого факта единения не было, как и разъединения, – мордва во взаимоотношениях с русскими всегда выступали как этнически единый народ. Так русские их и воспринимали, так и отразили в летописях.
 

Полный текст: Classica.FM 


«Новая Россия» отмечает свое 20-летие

Понедельник, 20 Сентября 2010 г. 14:48 + в цитатник

 (699x464, 195Kb)
30 сентября в Концертном зале им. П.И.Чайковского Симфонический Оркестр «Новая Россия» отмечает свое 20-летие.

Коллектив был создан указом Правительства РФ в 1990 году. До 2002 года оркестр возглавлял Народный артист России Марк Горенштейн, в 2002 году за дирижерский пульт встал Юрий Башмет – с ним связывают качественно новую страницу в истории коллектива. Приход Башмета стал новым импульсом в творческой деятельности оркестра, определившим художественные стандарты в исполнении мировой классики и произведений современных композиторов.

Имя оркестра постоянно появляется на страницах нашего издания, поскольку творческая жизнь коллектива чрезвычайно насыщена. Ежегодно проходит несколько крупных фестивалей, артистическим директором которых является Юрий Башмет – это зимний в Сочи, который в следующем году пройдёт в четвёртый раз, в Ярославле, Минске, который откроется совсем скоро, в начале октября. «Новая Россия» участвует во всех этих музыкальных форумах, а гастрольный график редко позволяет музыкантам коллектива надолго задержаться дома.

Полный текст: Classica.FM


14 июня – день рождения Николая Рубинштейна

Понедельник, 14 Июня 2010 г. 15:26 + в цитатник
nikolay-rubinshtein (348x500, 29 Kb)
14 июня 1835 года родился российский пианист-виртуоз, дирижёр, основатель Московской консерватории и первый её директор Николай Григорьевич Рубинштейн.


Уже в 1842 году маленький Рубинштейн поразил своей виртуозной игрой знаменитого Ференца Листа. Вместе со своим братом Антоном Рубинштейном, Николай принадлежит к величайшим пианистам ХИХ века. Огромное значение имела и его педагогическая деятельность. Среди его учеников – Танеев, Зилоти, Зауэр.

В 1902 основан в Москве «Рубинштейновский кружок», главная цель которого – музыкальное общение членов кружка в духе Николая Рубинштейна. Главной же заслугой Николая Рубинштейна стало создание Московской консерватории, которая, тем не менее, носит имя большого друга Николая Григорьевича, Петра Ильича Чайковского.

В официальный выходной день концертов немного, тем не менее, любителям музыки Москвы и Санкт-Петербурга повезло больше, чем остальным.

Москва

В Малом зале Московской консерватории пройдёт камерно-вокальный вечер, посвящённый памяти выдающегося певца и педагога Гуго Ионатановича Тица (к 100-летию со дня рождения). В концерте принимают участие заслуженный артист России Юрий Нечаев (баритон), народный артист России Виталий Таращенко (тенор), заслуженная артистка России Ирина Бикулова (сопрано), Наталья Левитина (сопрано), заслуженная артистка России Наталья Разсудова (фортепиано), лауреат международных конкурсов Валерия Петрова (фортепиано). В программе прозвучат лучшие образцы камерно-вокального наследия Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского, Николая Рубинштейна. Отметим, что это Благотворительный концерт в фонд реставрации Большого зала консерватории. Начало в 19:00.

В Рахманиновском зале консерватории //

Полный текст: Classica.FM [B]http://

Шуберт в «Покровских воротах» – популярный и малоизвестный

Понедельник, 14 Июня 2010 г. 15:01 + в цитатник
Завершился ежегодный фестиваль «Шуберт.Москва», проведенный Культурным центром «Покровские ворота». Фестиваль проходил при поддержке Австрийского культурного форума и фирмы «Yamaha», предоставившей для его проведения новый кабинетный рояль своего производства. Наш музыкальный критик Владимир Ойвин посетил два заключительных концерта фестиваля.

Второй концерт

Второй концерт фестиваля состоялся 9 июня 2010 года. В нём выступили пианист Вячеслав Попругин, солистка театра «Новая опера» сопрано Екатерина Кичигина, сопрано Светлана Бойченко, солисты Национального Филармонического оркестра России кларнетист Михаил Безносов и валторнист Станислав Давыдов. Программа концерта состояла из поздних сочинений Франца Шуберта.

На этом концерте прозвучало последнее произведение, написанное Шубертом

Метки:  

5 июня - обзор событий классической музыки

Суббота, 05 Июня 2010 г. 15:38 + в цитатник
Кому-то дано переворачивать лишь листок календаря, а кому-то вместе с этим листком жизнь всего человечества. 5 июня 1661 года сын мелкого, но зажиточного фермера Исаак Ньютон поступил в Тринити-колледж, где сделал свое первое математическое открытие и окончательно решил посвятить жизнь науке. В этот же день в 1897 году на верфи «Новое Адмиралтейство» в Петербурге началось строительство крейсера «Аврора», известного своей ролью в Октябрьской революции 1917 года. Знаменитый русский писатель Иван Бунин в 1918 году приехал в этот день на Савёловский вокзал, чтобы навсегда проститься с Москвой, а Оксфордский университет в 1965 присудил почетную премию доктора литературы «величайшему из современных русских стихотворцев — 76-летней Анне Ахматовой» – так писали английские газеты.

5 июня 1798 родился автор Российского гимна «Боже, царя храни!» Алексей Львов, а в 1625 скончался Орландо Гиббонс – английский композитор и органист, автор большого числа произведений для церковных служб, предшественник Г. Пёрселла. Унес этот день жизни и двух прекрасных светских музыкантов – Джованни Паизиелло в 1816 и Карл Мария фон Вебера в 1826. Первый – всю жизнь был придворным музыкантом, успев поработать в Австрии, Неаполитанской республике, Франции и России. Второй – стал основоположником немецкой романтической оперы и воспел в своих сочинениях красоту национальной музыки Германии.

Историю пишем мы сами. И, возможно, одно из событий музыкальной жизни 5 июня когда-нибудь войдет в энциклопедии и справочники. Итак…

Москва

Закрытие Большого зала повлияло на концертную деятельность консерватории, и все же нельзя не отметить, что с уходом на реконструкцию главной концертной площадки, значительно возвысилась роль ранее не так часто используемых залов. Например, Белого (Концертный зал им. Н.Я Мясковского). В этот день на его сцене пройдут даже два концерта, и оба – аспирантские. В 16:00 Чжон Хе Бин (скрипка) и Ким Да Ын (фортепиано) исполнят свою концертную программу: «Чакону» Иоганна Себастьяна Баха, «Лунный свет» Клода Дебюсси, Сонату №1 для Скрипки и фортепьяно Эдварда Грига и «Этюд в форме вальса» Камиля Сен-Санса. А в 19:00 другой скрипач – Владимир Солуянов – представит на суд публики Сонату для скрипки и фортепиано №3 d-moll, ор.108 Йоганесса Брамса и Сонату для скрипки и фортепиано №1 Альфреда Шнитке. Концертмейстер – Мария Джемесюк.

В Малом зале Московской консерватории – первый вечер цикла «Все камерно-вокальные сочинения Г. Свиридова». Попытаться объять необъятное нужно хорошо подготовившись, решили организаторы. Исполнители – только звезды с мировым именем, ведущий концерта – специалист по музыке XX века. В результате первый концерт под названием ««Там за Млечными холмами…». Г.Свиридов и…» проведет Елена Долинская – доктор искусствоведения, профессор нескольких высших музыкальных учебных заведений страны. А иллюстрацией к ее рассказу станут произведения Георгия Свиридова, Михаила Глинки и Дмитрия Шостаковича в исполнении Михаила Светлова (бас, приглашенный солист ГАБТа, солист театров La Scala, Arena di Verona, Deutche Oper Berlin), Ирины Бикуловой (сопрано, Солистка ГАБТа, Заслуженная артистка России) и Сергея Плюснина (баритон, приглашённый солист ГАБТа). Партия фортепиано – Заслуженная артистка России, профессор Елена Савельева. Начало в 19:00. Билеты можно приобрести в кассах №3 и №4.

В Рахманиновском зале можно будет посетить открытый концерт хорового отдела Академического музыкального колледжа при Московской консерватории. Для будущих Юрловых и Свешниковых – это возможность продемонстрировать свои знания и умения, накопленные за 4 года учебы, а для профессорско-преподавательского состава столичной консерватории – оценить возможных будущих студентов. Вдохновение, рождаемое первым стройным звуком хора, может получить каждый, причем бесплатно, начиная с 16:00.

В Концертном зале филармонии – концерт абонемента №40 «Классика – это классно!». На этот раз Евгений Бушков вместе с оркестром «Новая Россия» покажет юным ценителям классической музыки «Историю о глупом мышонке». Премьера мультипликационного фильма, которая пройдет в Концертном зале имени П.И. Чайковского, будет сопровождаться музыкой Дмитрия Шостаковича. Мало кто знает, что этот композитор внес огромный вклад в развитие музыки кино и мультипликации. «История о глупом мышонке» – своеобразная детская опера, с прекрасно прописанными и вокальными и партиями и счастливым концом, придуманным самим Шостаковичем. Узнать, будет ли в новом мультфильме happy end, задуманный композитором, или Кошке все же удастся съесть беззащитного Мышонка, можно будет в 15:00.

В рамках V Фестиваля симфонических оркестров мира в Колонном зале Дома союзов пройдет концерт Национального симфонического оркестра Китая. Французский дирижер Мишель Плассон, возглавивший его три месяца назад, раньше отдавал предпочтение своей родной, французской музыке. Этот же концерт– синтез трех состояний дирижера: благодарности стране, которая его приняла, восхищения величеством и масштабом гения и любви к своей Родине. Программа вечера была подобрана соответствующая: вначале прозвучит первая часть «Реквиема по Земле» Гуань Ся, затем последует 7 симфония Людвига ван Бетховена, а завершит вечер Симфония №3 Камиля Сен-Санса. Начало концерта в 19:00, спешите, несколько билетов еще есть.

В Доме-музее Федора Шаляпина с 14 до 16 можно послушать редкие записи певца, в рамках традиционных вечеров звукозаписи. А в доме-музее Сергея Прокофьева в 18:00 состоится концерт «Жемчужины вокальной музыки». В программе вечера прозвучат произведения зарубежных композиторов, итальянские и неаполитанские песни, русские романсы. Исполнители – студенты Государственной классической академии имени Маймонида (класс доцента Л.А. Саркисян). Партия фортепиано – заслуженный артист РФ Б.С. Франкштейн. Вход свободный.

Любителям органной музыки наверняка придется по душе концерт в Евангелическо-лютеранском Соборе Святых Петра и Павла. Старинный инструмент Вильгельма Зауэра 1898 года появился в соборе в 1996 году, взамен утраченного органа. Великолепное звучание в сочетании с воссозданной неповторимой акустикой вернули Cобору свв. Петра и Павла возможность принимать в своих стенах талантливых музыкантов со всего мира. В этот вечер в концерте под названием «Светлое и темное» прозвучат произведения Иоганна Себастьяна Баха, Феликса Мендельсона, Зигфрида Карг-Элерта, Максимилиана Регера, Софьи Губайдуллиной. Исполнит эти опусы молодая выпускница Казанской консерватории Мария Блажевич. Начало концерта в 19:00.

С наступлением теплых летних дней начались концерты классической музыки в усадьбах Москвы. В этот день распахнет свои двери фестиваль «Шереметевские сезоны в Останкине. Лето 2010». Право его открытия доверено школе-театру «Галина Вишневская». В интерьерах старинной Усадьбы Останкино прозвучит концертное исполнение оперы Висенте Мартин-и-Солера «Редкая вещь».

В Музее Керамики в «Кусково» свою интерпретацию произведений Антонио Вивальди, Иоганна Себастьяна Баха, Арканджелло Корелли и Томазо Альбиони представят Юлия Климова (кларнет) и Елена Привалова (орган). Начало обоих концертов в 19:00.

Альбиони зазвучит в этот вечер и в Музее-усадьбе «Царицыно». Сонаты для скрипки, органа и виолончели, кантаты для двух голосов, струнных и органа исполнят Ансамбль старинной музыки под руководством Виктора Филицианта, Валерия Головко (сопрано), Надежда Панферова (меццо-сопрано) и Игорь Никитин (орган). Обратите внимание: начало концерта в 17:00.

Большой театр представит в этот день целых четыре спектакля. Не пугайтесь этой цифры, все вполне объяснимо. В 12:00 на сцене театра опера Петра Чайковского «Иоланта», по пьесе Г. Герца «Дочь короля Рене» о слепой дочери правителя Прованса. В постановке заняты: Иоланта – Лолитта Семенина, Рене (король Прованса) – Дмитрий Белосельский, Роберт (герцог Бургундский) – Михаил Дьяков, Водемон (граф, бургундский рыцарь) – Виталий Таращенко, Марта (кормилица Иоланты) – Евгения Сегенюк. Дирижер – Павел Сорокин.

А вечером Большой покажет три одноактных балета: «Серенада» Джорджа Баланчина, «Пиковая дама» и «Юноша и смерть» Ролана Пети. О последнем из названных спектаклей следует сказать отдельно. Для Большого театра это премьера, его показывают всего лишь третий раз за сезон, и к его постановке были привлечены лучшие силы театрального мира. Судите сами: декорации к спектаклю предоставлены театром Ла Скала (La Scala), нотный материал – знаменитым музыкальным издательством G. Ricordi & Co., костюмы – разработка Барбары Каринска, художник по свету – Жан-Мишель Дезире, заглавную партию Смерти исполняет народная артистка России Светлана Захарова. Подобному составу может позавидовать любой театр мира! Но выбор пал на Москву, и столичный зритель наверняка вознаградит создателей балета их за этот выбор. Полюбоваться детищем интернациональной труппы можно с 19:00, и то, если у кого-нибудь окажется лишний билет. Кассы театра пусты.

В Московском Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко – вечер классической оперетты. Когда-то давно этот театр начался именно с этого жанра – первым спектаклям в музыкальной студии МХТ была «Дочь Анго» Шарля Лекока. Сегодня, сохраняя свои традиции, театр показывает «один день из жизни отдыхающих», где звезды оперной сцены становятся ненадолго просто счастливыми людьми, которым «легко на сердце от пенсии веселой». Начало спектакля в 19:00.
«Геликон-опера» третий день продолжает радовать свою публику фантастическими «Сказками Гофмана» Жака Оффебаха. А в «Новой опере» решено дать выходной и артистам, и зрителям. Впрочем, это закономерный итог длинного сезона.

Санкт-Петербург

Близится дата, памятная многим ценителям русской классической литературы – День рождения Александра Сергеевича Пушкина. Свой подарок к этому празднику подготовили и студенты вокального факультета Санкт-Петербургской консерватории. Концерт-посвящение русскому поэту пройдет в павильоне «Зал на Острову» города Пушкин. Начало концерта в 16:00. А в павильоне «Круглый зал» Павловского парка 5 и 6 июня состоятся концерты «Памяти Пушкина». В них примут участие Лейла Курбанова, Антонина Николаева, Мэри Черкевишвили, Анна Широкова, Галина Ярцева, Мария Корсанова (фортепиано), Екатерина Чистохина, Евгения Емельянова (флейта), Галина Завитновская (скрипка). Художественный руководитель программы – Станислав Воронцовский. В программе произведения Валерия Гаврилина, Михаила Глинки, Петра Чайковского. Начало концерта в 14:00.

С наступлением лета начали свою работу традиционные летние фестивали классической музыки. В первую неделю июня для северной столицы наступит ежегодное «Время музыки: FIN DE SIИCLE». В семи концертах фестиваля, наряду с произведениями современных композиторов прозвучит музыка эпохи «барокко». «Время музыки» 2010 года проходит под общей идеей: новая музыка на старинных инструментах, обогащение новыми «инструментами» и нетрадиционное использование привычных инструментов. 5 июня в Камерном зале Капеллы Санкт-Петербурга выступит ансамбль «Save as music», в исполнении которого прозвучит музыка американского минимализма, в частности ставшее уже классикой этого направления сочинение Терри Райли «In C». Начало концерта в 19:30.

Продолжает свою работу IV Международный Хоровой фестиваль. На сцене Эрмитажного театра в этот вечер выступит Ансамбль Собора Св. Николя де Грени из Реймса. Этот коллектив объединяет лучших певцов Реймса и окрестностей под руководством Жана-Мари Пуссена. Широкий спектр творческих возможностей позволяет коллективу охватить весь хоровой репертуар от музыки барокко до наших дней. Гость многочисленных фестивалей, хор сотрудничал с Мишелем Корбо, Эриком Ледерхандлером, Кшиштофом Пендерецким, Национальным симфоническим оркестром и другими композиторами и исполнителями. Осуществленная хором запись L’an Mil Габриэля Пьерне с Национальным оркестром Лотарингии под управлением Жака Мерсье получила престижную награду «Диапазон д’ор» в 2007 году. Прославленный коллектив можно услышать с 19:00.

В Концертном зале Фонда художника Михаила Шемякина в рамках XIV Международного фестиваля искусств «Сергей Осколков и его друзья» состоится концерт камерной музыки «Сентиментальное путешествие». В программе вечера произведения Мориса Равеля, Алексиса-Эммануэля Шабрие, Игоря Мациевского и самого Сергея Осколкова. Исполнители – Хедвиг Швимберге (кларнет, Бельгия), Пьер Мурабиа (фортепиано, Франция). В роли солиста также выступит и автор: Заслуженный деятель искусств России, композитор Сергей Осколков (фортепьяно). Начало концерта в 16:00.

В Екатерининском парке Царского села в павильоне «Вечерний зал» в рамках II Международного музыкального фестиваля «Царскосельский дивертисмент» пройдет концерт классической музыки. Программа вечера будет объявлена дополнительно. Начало в 16:00.

В Мраморном зале Константиновского дворца пройдут «Музыкальные сезоны в Константиновском» – «Созвездие романсов» – с участием знаменитых певцов Виргилиуса Норейки (тенор), Юдиты Лейтайте (меццо-сопрано), Ларисы Рудаковой (сопрано) и Василия Герелло (баритон). Вечер старинного русского романса в исполнении блистательных вокальных имен обещает стать одним из самых задушевных концертов XVIII международного фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга». В программе концерта – произведения русских композиторов от Глинки до Рахманинова. Начало концерта в 18:00.

Вечер камерной музыки состоится и в Театре «Санктъ-Петербургъ опера». Оркестр театра под управлением Валентина Богданова, скрипачки Марина Воронина и Анна Зива исполнят произведения Иоганна Баха – Арию D-dur и Концерт d-moll для двух скрипок с оркестром, и Петра Чайковского – Размышление (для скрипки с оркестром), Серенаду для струнного оркестра. Начало традиционно – в 19:00.

Концертный зал Мариинского театра, где в эти дни проходит XVIII Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей», представит в этот вечер оперу Николая Каретникова «Мистерия Апостола Павла». Трагический рассказ о переплетении судеб, пожалуй, самого известного римского императора Нерона и одного из самых почитаемых святых – апостола Павла в интерпретации режиссера Алексея Степанюка и дирижера Валерия Гергиева. В главных партиях Павел Шмулевич (Апостол Павел), Андрей Попов (Нерон) и Владимир Мороз (Тигеллин). Начало спектакля в 19:00.

На основной же сцене Мариинки в спектакле «Дон Кихот» в этот день будет блистать одна из лучших пар мирового балета – Денис и Анастасия Матвиенко. Красочная постановка на музыку Людвига Минкуса, хореография Александра Горского по мотивам спектакля Мариуса Петипа, отточенное мастерство танцоров – лучший подарок любителям балета и везунчикам, успевшим купить билеты. Начало балета в 19:00.
Как и положено культурной столице страны, Петербург предлагает зрителям большой выбор балетных спектаклей. В Михайловском театре в этот день пройдет премьера восстановленной «Лауренсии». В основе сюжета — пьеса Лопе де Вега «Овечий источник», автор музыки — Александр Крейн. «Эмоциональный накал и стремительность действия, напоминающего отпущенную стальную пружину, передана ярким танцевальным языком, в котором классические па сплавлены с огненными испанскими ритмами. Виртуозные соло и дуэты, гармоничные ансамбли, захватывающие массовые сцены — в этой бурлящей танцевальной стихии разворачивается драматическая история, где радость разделенной любви грубо разрушена насилием, ответом на которое стал взрыв народного гнева» – так в аннотации описывается эта постановка. Сместив акцент с социального аспекта на межличностный, автор воссоздания «Лауренсии» Михаил Мессерер не изменил главных особенностей спектакля — его эмоциональность и зрелищность. Убедиться в этом можно в 19:30.

Выбрать для себя лучшую Одетту предстоит желающим посмотреть балет «Лебединое озеро». В этот день спектакль пройдет на сцене Театра оперы и балета Консерватории, а так же в знаменитой Александринке. Но если в первом случае исполнителями будет традиционная труппа, то в Александринском театре выступит Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона под руководством Юрия Петухова. Спектакль будут проходить в сопровождении «Конгресс-оркестра». Начало в обоих случаях в 20:00.

Казань

В этот день в столице Татарстана пройдет лишь одно мероприятие с участием исполнителей классической музыки. В рамках всероссийского проекта «Малый театр – Великой Победе!» пройдет праздничный концерт, в котором примут участие артисты и оркестр театра. Местом проведения мероприятия традиционно выбран концертный зал имени Салиха Сайдашева. Начало концерта в 18:00.

Екатеринбург

Уральский город предоставил возможность зрителям насладиться летними прогулками в парках и скверах города и устроил «выходной» для классической музыки: ни концертов, ни спектаклей в этот день не будет.

Нижний Новгород

В Малом зале Консерватории имени Михаила Глинки состоится концерт камерных произведений Мориса Равеля. Исполнители – Заслуженная артистка России, профессор Марина Амелина (сопрано), заслуженная артистка России, доцент Татьяна Хохлова (сопрано), лауреаты международных и всероссийских конкурсов Наталья и Ольга Гринес (фортепианный дуэт), лауреаты международных конкурсов Мария Спирина Ирина Заречнева (фортепианный дуэт), доцент Наталья Матвеева (фортепиано). Начало в 19:00.

Равель прозвучит и в Театре оперы и балета имени Александра Пушкина, где в 18:00 начнется феерия под названием «Пламя страсти и любви». 2 действия на музыку Шарля Гуно, Эйтора Вила-Лобоса, все того же Мориса Равеля и испанские народные мелодии. Автор либретто, хореографии и постановщик спектакля – заслуженная артистка России Нина Дьяченко. В спектакле объединены три разных по содержанию и хореографической лексике балета. Их лейтмотивы – страсть и любовь, способные творить самые неожиданные и привычные, грандиозные и незамысловатые, зловещие и светлые сюжеты человеческого бытия.

Пермь

В Пермском Театре оперы и балета имени Петра Чайковского в этот день прозвучит камерная опера Гаэтано Доницетти «Разбитая чашка, или как стать мужем и уцелеть». Трактовка названия, да и самого спектакля, весьма вольная. «Разбитая чашка, или Как стать мужем и уцелеть…» – такое название обрела опера «Рита, или Побитый муж». В центре театрального фойе, в непосредственной близости от зрителей, развернутся баталии между тремя супругами – двумя бывшими и двумя настоящими. Любви, ревности, путаницы и разных недоразумений в сюжете комической оперы предостаточно. Но изящная и жизнерадостная музыка Доницетти диктует, в соответствии с законами жанра, вполне благополучный финал. В главных партиях: Наталья Кириллова (Рита), Анатолий Маринин (Беппо), Олег Иванов (Гаспар). Принять непосредственное участие (а постановщики обещают «выходы» в публику) можно будет в 19:00.

Челябинск

Свою версию спектакля «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева предлагает в этот вечер Челябинский театр оперы и балета. В оригинальной хореографии Константина Уральского балет получил современную интерпретацию, которую блестяще поддержали дирижер Антон Гришанин и сценограф Никита Ткачук (США). Удивительно цельный, сценически продуманный и столь редко появляющийся на нашей сцене балет, уже 2 года приводит в восторг челябинских балетоманов. Удача увидеть одну из лучших постановок этого спектакля улыбнется всем пришедшим в 18:00 в Челябинский театр оперы и балета.

Баку

Азербайджанская столица на время приостановила бег культурной жизни, и в этот день, к сожалению, ничем не порадует любителей классической музыки.

* * *

Музыкальная жизнь страны, словно погода в горах: на одной вершине метет метель, а на другой – слепит солнце. Так Москва и Санкт-Петербург активно продолжают музыкальный сезон, а меж тем, чем дальше от столиц, тем спокойнее и безмятежнее проходят дни в созерцании ясного солнечного неба. И лишь изредка грозовые дожди, приносящие свежесть и прохладу, увлажняют благодатную почву.

Главным музыкальным Событием дня Москвы является премьера одноактного балета «Юноша и Смерть» Большого театра, в постановке которого задействована интернациональная команда профессионалов. Санкт-Петербург не отстает от главной столицы и представляет свой премьерный спектакль – возрожденный балет «Лауренсия» в Михайловском театре, в постановке Михаила Мессерера. Казань примет у себя в гостях Малый театр и его оркестр, а в Нижнем Новгороде зрителя попробуют удивить балетом-феерией «Пламя страсти и любви». Главное культурное событие Перми – часовая опера Гаэтано Доницетти «Разбитая чашка, или как стать мужем и уцелеть» в свободной интерпретации драматурга Юрия Димитрина. Челябинский театр оперы и балета порадует публику балетом «Ромео и Джульетта», доказав в очередной раз, что любовь сильнее смерти. Екатеринбург и Баку в этот день решили, что выходной должен быть днем отдыха для всех и не стали включать концерты и музыкальные спектакли в свой традиционный репертуар. Впрочем, это их право. Лето пролетит быстро, и, не успев оглянуться, мы вступим в новый музыкальный сезон.

Мы всегда будем держать Вас в курсе музыкальной жизни страны. Читайте Classica.FM.

Обзор событий классической музыки 5 июня 2010 для вас подготовила Ольга Грачёва.

В усадьбе Останкино «Дети играют старинную музыку»

Суббота, 05 Июня 2010 г. 14:31 + в цитатник
В рамках популярного традиционного Летнего музыкального фестиваля «Шереметевские сезоны в Останкине» в Московском музее-усадьбе в этом году проводится Первый открытый конкурс «Дети играют старинную музыку» – продолжение Шереметьевских традиций детского музыкального и театрального образования.

Шереметевы первые в России открыли театральную школу для детей 6-7 лет из семей крепостных и создали систему обучения музыке, пению и танцам. Юные музыканты впервые выходили на сцену в 11 лет. Как и следовало ожидать, результат был незамедлительным – первая певица Шереметьевского театра Прасковья Ковалева–Жемчугова, будущая графиня Шереметева в 13 лет стала ведущей солисткой театральной труппы. И сегодня юные исполнители принимают участие в фестивале «Шереметевские сезоны» и исполняют произведения, некогда звучавшие в стенах старинного театра, полностью сохранившего свой интерьер и прекрасную акустику. В программе исполняются произведения, написанные в период до первой четверти 19 века.

Цели конкурса – продолжение русских культурных традиций XVII – VXIII вв., развитие и реализация таланта молодых исполнителей, обмен творческими достижениями, стимулирование международного культурного обмена.

В конкурсе примут участие юные исполнители – солисты, играющие на струнных, духовых инструментах и клавесине, вокалисты, дуэты, ансамбли, камерные хоры. 10 июня в 18.00 состоится Гала- концерт победителей конкурса.

Открытый Конкурс «Дети играют старинную музыку»

Департамент культуры города Москвы
Государственное учреждение культуры города Москвы
«Московский музей-усадьба Останкино»
Многопрофильная компания «Арт-Центр Плюс»
Газета «Музыкальный Клондайк»

Музей Усадьба Останкино
6 – 10 июня 2010 года

Органный фестиваль – музыка французского барокко

Среда, 17 Марта 2010 г. 04:25 + в цитатник
 (604x403, 41Kb)
В Москве продолжается X Московский Международный органный фестиваль. Перед закрытием органных залов консерватории – Малого на продолжительное время, Большого – на неопределённое, вряд ли стоило бы пропускать такие концерты, поэтому залы в фестивальные дни и не пустуют. 16 марта в Малом зале выпускница Московской консерватории представляла программу французской барочной органной музыки. Мало того, в рамках «Года Франции в России» в своём лице она выступала как уполномоченный делегированный представитель французской культуры – Марина живёт во Франции и работает органисткой Королевской капеллы Версальского дворца.

Королевский дворец, построенный во времена Людовика XIV в 1661 г., согласно записям тех лет, «стоил 15228287 ливров, 10 су и 3 денье». Вся страна работала на Версаль: более 36 тысяч человек трудились долгие годы. Величие дворца уже при входе поражает всех, кто видел его однажды – огромные резные двери, необъятный зал с чередой бесконечных палат золоченых покоев.

Конечно, архитектуру нужно видеть, а музыку слышать – говорить о ней всё равно что привести на кухню, дать напитаться чудесными запахами и отправить восвояси голодным. Чтобы такого не случилось, некоторые фрагменты записей мы предоставляем. Посмотреть же, что такое Королевский дворец Версаля можно, на худой конец, поискав в Интернете, а лучше увидеть воочию тем, кто побывает во Франции. Ну и непременно послушать местную органистку с необычным для французов именем – Марина Чебуркина.

Полный текст: Classica.FM

Метки:  

Вадим Репин одержал «Почётную победу» в классической музыке

Среда, 10 Февраля 2010 г. 23:53 + в цитатник
Вадим Репин
Высшая номинация французской премии Les Victoires de la Musique Classique (Победы в классической музыке), «Почётная победа» (Victoire d’Honneur), присуждена российскому скрипачу Вадиму Репину.

В ряду лауреатов премии прошлых лет – скрипачка Анне-Софи Муттер, певицы Монтсеррат Кабалье и Тереза Берганца. Из российских музыкантов этой премией награждался пианист Евгений Кисин. В номинации «Лучший инструменталист года» ранее были названы лауреатами гобоист Алексей Огринчук и виолончелистка Татьяна Васильева.

Голосование было публичным и было открыто во время концерта, который прошёл в Париже 17 декабря на «Радио Франс». Интернет-голосование велось с 22 декабря по 30 января 2010. Торжественная церемония объявления и награждения лауреатов транслировалась в прямом эфире из «Берлиоз-Опера» (l’Opйra Berlioz) и транслировалось французскими каналами «France 3» и «France Inter».

Вадим Репин родился в Новосибирске в 1971 году. Стал известен после победы на конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе в 1981 году, в десятилетнем возрасте. В следующем году репин одержал победу на юношеском конкурсе им. Венявского в Любляне. Постоянно живет в Швейцарии и Италии. Ближайшее выступление Вадима Репина в России состоится в Сочи 13 февраля этого года, на открытии III Международного музыкального фестиваля «Сочи-2010» // Полный текст: Classica.FM

Метки:  

В Казани открылся Международный оперный фестиваль

Среда, 10 Февраля 2010 г. 23:51 + в цитатник
 (300x201, 16Kb)
Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина открылся в Казани 9 февраля. Мероприятие проходит ежегодно, уже 28-й раз. Открыла фестиваль премьера Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля – постановка оперы Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй». Это одна из традиций фестиваля – откывать последней оперной премьерой театра. «Мадам Баттерфляй» уже привлек внимание европейских критиков во время недавних гастролей. В прошлом году такой премьерой была постановка оперы «Риголетто» Джузеппе Верди.

Режиссёр оперного спектакля Михаил Панджавидзе, судя по последним тенденциям Большого театра (где он постоянно работает), в оформлении спектакля отошёл от традиционной для этой оперы «пряничности и сувенирности с милыми домиками, цветочками, мостиками». Оформление спектакля решено в стиле хай-тек: декорации из стекла и металла, игры света и спецэффекты. В постановке участвует интернациональная труппа.

За время фестиваля будет показано десять спектаклей, для их постановки в Казань приезжают исполнители из крупнейших театров России, ближнего и дальнего зарубежья. Дирижировал оперной «Мадам Баттерфляй» литовский маэстро Гинтарас Ринкявичус. Художественное оформление оперы принадлежит знаменитому театральному художнику Игорю Гриневичу из Новосибирска и московскому художнику по костюмам Ольге Резниченко // Полный текст: Classica.FM

Опера «Страсти по Живаго» в Московской филармонии

Среда, 10 Февраля 2010 г. 23:47 + в цитатник
 (290x193, 25Kb)
19 февраля в Камерном зале Московской филармонии состоится второе представление из цикла «Камерные оперы в Камерном зале». 17 января в рамках этого абонемента уже прозвучали две оперы Александра Чайковского по А.С. Пушкину: «Мотя и Савелий» и «Про царя Никиту и сорок его дочерей», вызвавшие большой интерес и у обычных слушателей, и у музыкальной общественности. На этот раз, 19 февраля, прозвучит опера Игоря Егикова «Страсти по Живаго». Несмотря на то, что имя этого композитора не на слуху, он пользуется авторитетом в профессиональных кругах. Музыка к таким знакомым песням, как «Тихо музыка играла…» на стихи Юнны Мориц или «Наш театрик» на стихи Натальи Галкиной в исполнении Александра Абдулова написана Игорем Егиковым.

Композитор, пианист Игорь Егиков родился в Баку в середине 30-х годов. Было что-то феноменальное в то время в этом городе, где буквально на каждой улице рождались люди, без которых сегодня невозможно представить историю русской музыки, литературы, художественной критики, театра, изобразительного искусства. Баку и сегодня остаётся одной из самых просвещённых культурных столиц на постсоветском пространстве, где русская культура чувствует себя как дома, где в погоне за национальной исключительностью не вытравлялись исторические традиции других великих культур // Полный текст: Classica.FM.

Classicis Trio: «Мы достойно сыграли»

Понедельник, 08 Февраля 2010 г. 17:42 + в цитатник
Classicus Trio
Выступление на престижной концертной площадке имеет для карьеры музыканта значение не меньшее, чем победа в известном конкурсе. Может быть, даже большее. С годами факты побед на конкурсах из резюме постепенно исчезают – остаются лишь один-два самых знаменитых, вроде Конкурса им. Чайковского в России. Важнее становится список концертных залов мировых столиц, которые приглашали для выступлений. Среди них Карнеги-Холл выделяется особо – это один один из самых известных и популярных концертных залов Нью-Йорка.

Выступления именитых русских музыкантов происходят там довольно регулярно – к примеру, в нынешнем феврале с серией концертов там выступят Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра, пианист Денис Мацуев, меццо-сопрано Ольга Бородина и пианист Дмитрий Ефимов. Молодые же русские музыканты, стоящие в начале творческой карьеры, появляются на этой сцене не так часто, – в основном в рамках фестивалей. Случаи же, когда камерный состав, образованный буквально менее трёх лет назад студентами Московской консерватории был приглашён для выступления с сольным концертом настолько редки, что на память не приходят. 22 февраля такой концерт в прославленном Карнеги-Холле дал московский камерный ансамбль Classicus Trio. Не обратьить на это внимание мы не могли – анонс события освещался в материале от 21 января, по возвращении музыкантов мы встретились для интервью.

В беседе принимали участие главный редактор Classica.FM Евгений Бойко, пианист Максим Бандурин и виолончелист Валерий Верстюк. Третий участник коллектива, скрипач Роберт Степанян в Москву пока не вернулся, решив погостить у многочисленных родственников в США, многих из которых видел впервые.

Е. Бойко: Расскажите, как вас пригласили, кто пригласил, как это происходило? // Полный текст: Classica.FM

Через неделю откроется III Музыкальный фестиваль «Сочи-2010»

Суббота, 06 Февраля 2010 г. 19:01 + в цитатник
 (604x403, 84Kb)
Близится самое громкое музыкальное событие февраля – III Зимний Международный музыкальный фестиваль «Сочи-2010». Статус мероприятия беспрецедентно высок, что вполне объяснимо – задолго да того, как в южной столице откроется белая «Олимпиада-2014», власти всех уровней озабочены имиджем города, представляя его миру как культурный центр международного уровня. Торжественное открытие фестиваля 13 февраля в 20:00 будет транслироваться в эфире телеканала «Культура», журналисты Classica.FM будут присутствовать непосредственно в Сочи, на всех мероприятиях фестиваля, чтобы с места сообщать о его событиях и брать интервью у участников.

Фестиваль «Сочи–2010» пройдёт с 13 по 20 февраля под руководством дирижера Юрия Башмета. Среди его участников исключительно знаменитости мирового уровня: сам маэстро Башмет, камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», скрипач Вадим Репин, балерина Ульяна Лопаткина, певица Нино Катамадзе, актёр Константин Хабенский, живой классик композитор Кшиштоф Пендерецкий. Подчеркнуть олимпийский статус фестиваля призваны ряд спортивных и специальных мероприятий.

Юрий Башмет, организатор и артистический директор фестиваля, был вдохновлен идеей его проведения, когда Сочи ещё только боролся за звание олимпийской столицы 2014 года. С тех пор Зимний фестиваль состоятся дважды, с каждым годом приобретая размах, собирая ведущих российских и зарубежных артистов, исполнителей, музыкантов. Открытие состоится в Зимнем театре 13 февраля, в 20:00 – на концерте в качестве солистов выступят пианист Олег Майзенберг, итальянский флейтист Массимо Мерчелли, выдающийся российский скрипач Вадим Репин. Сам Юрий Башмет также будет на сцене как солист и как дирижер камерного ансамбля «Солисты Москвы» // Полный текст: Classica.FM

Лауреаты Грэмми в области классической музыки

Пятница, 05 Февраля 2010 г. 23:47 + в цитатник
 (290x193, 12Kb)
В конце прошлой недели были объявлены победители ежегодной премии Грэмми, несколько номинаций которой включают исполнения классической музыки.

В числе номинантов этого года звучали несколько русских имён и коллективов. В номинации «Лучший звукорежиссёр» номинировался Джон Ньютон (John Newton) и Дирк Соботка (Dirk Sobotka) с записью произведений Шостаковича – оперы «Нос», 1 и 15-й Симфоний в исполнении оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Победа досталась другому кандидату – Питеру Лэнгеру (Peter Laenger)за запись Восьмой симфонии Малера Симфоническим оркестром Сан-Франциско, дирижёр Майкл Тилсон Томас (Michael Tilson Thomas).

Продюсером года назван Стивен Эпштейн (Steven Epstein) – так были оценены заслуги легендарного продюсера в записи вышеназванной 8-й симфонии Малера, а также других проектов: исполнение Фортепианного квинтета Габриэля Форе с участием «Fine Arts Quartet» и пианистки Кртистины Ортиз (Cristina Oritz); проект «Йо-Йо Ма и друзья» под названием «Songs Of Joy And Peace»; исполнение «A Dylan Thomas Trilogy» американского композитора Джона Колигриано (John Corigliano) при участии Леонарда Слаткина (Leonard Slatkin), Джорджа Марби (George Mabry), сэра Томаса Аллена (Sir Thomas Allen), Нэшвилльского хора и симфонического оркестра (Nashville Symphony Chorus & Nashville Symphony Orchestra). Ранее на эту номинацию был выдвинут Джеймс МакМиллан (James MacMillan) – вторая номинация лейбла петербургского лейбла «Mariinsky». Всего номинаций, связанных с записью CD пож этим лейблом с произведениями Шостаковича было пять // Полный текст: Classica.FM

Скрипачка Анна Савкина стала лауреатом «Январских вечеров»

Пятница, 05 Февраля 2010 г. 15:22 + в цитатник
 (604x403, 64Kb)
Приз зрительских симпатий, учреждённый банком HSBC на фестивале «Январские вечера» завоевала 15-летняя скрипачка из Москвы. Пятнадцатилетняя скрипачка Анна Савкина стала обладательницейПриза зрительских симпатий -награду в 25 000 рублей по итогам музыкального конкурса, проведенного Московской средней специальной музыкальной школой им. Гнесиных и банком HSBC. Концерт прошел в воскресенье вечером, 31 января, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Фестиваль «Январские вечера» был организован Фондом Бориса Ельцина.

Пятнадцатилетняя скрипачка получила около трети голосов публики после исполнения «Цыганских напевов» Пабло Сарасате – произведения, входящего в репертуар скрипачей-виртуозов старшего поколения, чем покорила сердца слушателей. Финалистов судило не профессиональное жюри – победителя выбирали слушатели, которым были розданы карточки для голосования. Успех был предсказуем – Анна уже обладает прекрасной техникой и музыкальностью, а феерическая композиция мало кого может оставить равнодушным.

После объявления результатов голосования счастливая обладательница Приза зрительских симпатий сказала: «Я так рада, что победила. Всегда любила музыку, петь и танцевать. Я не дотягивалась до фортепиано, поэтому начала играть на скрипке. Мне нравитcя переживать и интерпретировать каждое музыкальное произведение». Мама Ани, Наталья, поблагодарила организаторов фестиваля: «Мы благодарны банку HSBC и школе им. Гнесиных за то, что они дали детям возможность выступить в Пушкинском музее» // Полный текст: Classica.FM

Метки:  

Павел Верников, Джеймс Бонд и Пендерецкий на фестивале в Эйлате

Пятница, 05 Февраля 2010 г. 15:05 + в цитатник
 (605x403, 113Kb)С 18 по 27 февраля в израильском Эйлате, в зале гостиницы «Леонардо Клаб» пройдёт V фестиваль камерной музыки. В течение 10 дней состятся 23 концерта с участием 35 музыкантов из разных стран мира.

Это единственный фестиваль в Израиле, состоящий из концертов и мастер-классов, пять из которых будут открытыми. Генеральным директором является основатель фестиваля Леонид Розенберг — скрипач, дирижер, директор Эйлатской консерватории. В роли художественного руководителя фестиваля второй год выступает известный музыкант и педагог Павел Верников. Именно с появлением Верникова, которого мы с особым удовлетворением представляем читателям, фестиваль поменял свой формат. Вместо сложившихся коллективов, таких как барочный «Eifondamento», Брюссельский ансамбль старинной музыки, британский струнный «Квартет Ардитти», теперь артисты собираются в ансамбли для того, чтобы вместе выступить именно на этом форуме. Причём в это музыкальное сумасшествие включаются всемирно известные музыканты, являющиеся профессорами ведущих музыкальных академий мира. Для участия в мастер-классах на нынешний фестиваль приедут более 100 студентов – в основном победители крупных международных конкурсов, которые уже начали свою творческую карьеру. Некоторые из них являются концертмейстерами различных оркестров мира.

В фестивале принимают участие дирижеры Алексей Игудесман, нынче живущий в Австрии, Сальваторе Аккардо из Италии, Юлиан Рахлин из Австрии, Джордж Пехливаньян; пианисты Константин Богино из Франции, Павел Гилилов из Германии, Итамар Голан (Израиль), Хатия Буниатишвили (Грузия); скрипачи Павел Верников, Юлиан Рахлин, Борис Кушнир (Австрия), Дань Чжу (Китай), Л. Горна (Италия), Я. Клесс (Израиль); альтисты Б. Макиз (Нидерланды, внук Льва Маркиза), Даймут Поппен, (Германия); виолончелист Миша Майский, ансамбль Hortus Musicus и Андрес Мустонен, Фестивальный оркестр Эйлата, актеры Сэр Роджер Мур (Великобритания) // Полный текст: Classica.FM

Финальный концерт конкурса альтистов Юрия Башмета

Пятница, 05 Февраля 2010 г. 14:12 + в цитатник
 (604x403, 85Kb)Шестой фестиваль альтистов Юрия Башмета завершился вчера концертом лауреатов в Большом зале Московской консерватории. Пятеро финалистов в двух отделениях исполнили два крупных произведения, подведя, таким образом, итоги этого громкого мероприятия.

Программа гала-концерта состояла их трёх инструментальных концертов, части которых разделили финалисты. Альтовый концерт Уильяма Уолтона исполнили американец Элиас Гольдштейн, обладатель второй премии, и Армен Назарян, третья премия. Альтовый концерт Бартока целиком исполнил лауреат перовой премии Александр Акимов, второе отделение альтовым концертом Шнитке завершили Ирина Сопова – вторая премия, наряду с Гольдштейном, и Пейджун Ксю – первая премия, наряду с Акоповым.

На финальной церемонии присутствовал сам маэстро Башмет, рассказав в почти в получасовом выступлении о каждом из выступавших, членах жюри конкурса. Слушать Башмета – одно удовольствие, даже его рассказы о спонсорах. Он не делает различия ни для частной беседы, ни для пресс-конференции для журналистов, ни для речи с высокой сцены для публики – каждый раз он откровенен, интересен, готов шутить, охотно делиться впечатлениями о людях, особенно близких друзьях. В жюри были как раз его друзья – все они музыканты, и, что интересно, среди них ни одного альтиста. «Для объективности», – пояснил Башмет. «Ни одни из них не будет лоббировать какую-то определённую исполнительскую школу или своих учеников, поскольку никакого отношения к ним не имеет» – объяснил он. Забегая вперёд, замечу, что принципиальных разногласий по оценке конкурсантов, скорее всего, не было – в целом всё спраедливо // Полный текст: Classica.FM

Русский пианист открыл концертный сезон государства Леон

Пятница, 29 Января 2010 г. 01:19 + в цитатник
Андрей Ярошинский Город Леон – столица государства Леон на территории Испании, которому в этом году исполняется 1100 лет. В юбилейный для города сезон организован специальный цикл юбилейных концертов, куда приглашены известные исполнители – певица Тереза Берганца, «Tokyo String Quartet», пианист Хоакин Сориано, которые выступят в сопровождении Orquesta Sinfonica Castilla y Leon. В январе же состоялось открытие нового концертного сезона Леона, которое было поручено российскому пианисту Андрею Ярошинскому.

Андрея знают в этом городе по предыдущим выступлениям в сборных составах. На этот раз его имя было включено в абонемент категории «А» – «Grandes solistas». Программа выступления пианиста в главном государственном концертном зале Леона – Auditorio Ciudad de Leon, включала западную и русскую музыку. В первом отделении Ярошинский исполнил Сонату Бетховена №26, четыре пьесы Брамса ор.119 и «Венгерскую рапсодию» Листа №2 с каденцией Рахманинова. Второе отделение было посвящено только русской классической музыке – 8 прелюдий Рахманинова из ор.23 и op.32 и «Исламей» Балакирева.

Столь серьёзная программа и широчайшая реклама концерта со стороны организаторов привели к аншлагу в первом отделении, и переаншлагу во втором – зал был полон, после первого отделения количество слушателей только увеличилось, все места были заняты вновь пришедшими людьми. Пианисту для восхищённой публики пришлось играть пять бисов //

Полный текст: Classica.FM

Musica Viva выступит на Фестивале «La folle journee» в Нанте

Пятница, 29 Января 2010 г. 01:02 + в цитатник
 (290x193, 17Kb)С 28 по 31 января московский Камерный оркестр Musica Viva отправляется на один из самых знаменитых французских фестивалей – «La folle journee». В течение четырех дней в концертных залах Дома конгрессов города Нанта ему предстоит исполнить восемь концертов.

Фестиваль известен своим «датским» уклоном: ежегодно здесь чествуется одна из гранд-персон мировой музыки. В 2010-м, как нетрудно догадаться, программа празднеств сфокусирована на творчестве Фредерика Шопена – 1 марта великому композитору исполнится 200 лет.

Однако «Musica viva» приготовила слушателем и музыкальные сюрпризы – коллектив везет на фестиваль специальную программу: в духе многих проектов Александра Рудина, представляющих неизвестный исторический срез эпохи, оркестр исполнит сочинения мастеров польского окружения Шопена. Центральное место отведено уникальному и чрезвычайно редкому в концертной практике произведению весьма популярного в начале 19-го века австрийского композитора Адальберта Гировеца (в чешском варианте его имя читается как Войтех Йировец) – фортепианному концерту №2 си-бемоль мажор, который стал первым фортепианным концертом, исполненным юным Шопеном. В Нанте его исполнит с оркестром российский пианист Александр Мельников.

Полный текст: Classica.FM

Метки:  

Премьера новой симфонии Слонимского прошла в Петербурге

Пятница, 29 Января 2010 г. 00:54 + в цитатник
Сергей Слонимский
Мировой премьерой 21-й симфонии Сергея Слонимского «Из Фауста Гете» в исполнении симфонического оркестра Мариинского театра в Петербурге отмечен III Фестиваль современной музыки «Новые горизонты».

Это произведение написано в 2009 году. К созданию автора подтолкнуло знакомство со сценарием фильма (по мотивам поэмы Гете) кинорежиссера Александра Сокурова. В 2008 году Сокуров уже ставил в петербургской Капелле ораториальную оперу Сергея Слонимского «Антигона», на этот раз режиссер предложил композитору дать отзыв на киносценарий. «Я не претендовал на то, чтобы писать музыку к фильму, – сказал Сергей Слонимский. – Но перечитал поэму. И мне захотелось написать симфонию: при чтении сценария у меня возникли музыкальные темы Фауста, Маргариты и Мефистофеля. Я решил развернуть их без всякого заказа, по собственной воле в симфоническое полотно».

Произведение состоит из трех частей: «Фауст», «Маргарита» и «Вальпургиева ночь». Первая из них – рисунок смятенной души главного персонажа поэмы. Во второй автор счел необходимым, чтобы «Песня Маргариты» прозвучала на немецком – языке оригинала, хотя в программке для зрителей был приведен и перевод Бориса Пастернака. Впрочем, в отличие от кипения страсти, характерного для этого перевода, композитор наполняет образ Маргариты бесконечным лиризмом и даже долготерпением. Музыка приобретает характер романтической баллады (сам Слонимский называет жанр этой части «немецкой лирикой»). Меццо-сопрано Олеся Петрова, солистка театра Петербургской консерватории, пела в «Антигоне», но на Мариинскую сцену вышла впервые. «Я рад, что добился дебюта этой очень хорошей певицы. Валерий Гергиев мне поверил и взял ее. Мне кажется, что она очень успешно выступила», – поделился своим мнением автор // Полный текст: Classica.FM

Метки:  

Юрий Башмет: «Самый большой подарок самому себе – быть на сцене»

Пятница, 29 Января 2010 г. 00:34 + в цитатник
Юрий Башмет
24 января, в день рождения одного из самых выдающихся музыкантов нашего времени, Юрия Башмета, состоялась пресс-конференция, главной темой которой стало открытие VI Международного конкурса альтистов Юрия Башмета. В тот же вечер состоялся торжественный концерт-открытие, посвященный также и личному празднику первого альтиста. Уже 31-го января станут известны имена лауреатов, которые мы с удовольствием сообщим нашим читателям.

В этом году участниками конкурса стали молодые исполнители более чем из 10 стран, одну треть из которых Маэстро, по его словам, знает лично. Среди членов жюри собраны выдающиеся музыканты всех специальностей, которые будут оценивать исполнителей не только по непосредственным качествам игры, но и манере держать себя на сцене, и умению прочувствовать свой инструмент. В их числе артистка театра и кино Т. Л. Друбич, композитор А. В. Чайковский и мастер-художник по созданию и реставрации музыкальных инструментов А. С. Кочергин. «Не хватает только врача-психолога», – отшутился Юрий Башмет.

Конкурс имеет весьма солидную финансовую базу, несмотря на возникающие по мере его организации проблемы. Так, например, участникам конкурса предоставляется бесплатное проживание в Москве, сами они оплачивают только дорогу. Большую признательность Маэстро выразил Московской консерватории за предоставление концертных площадок без аренды, и ректору МГК А.С. Соколову, в частности за его личное участие в мероприятии. «Все финансы конкурса – прозрачные и чистые, и на государственной основе», – заверил он // Полный текст: Classica.FM

Метки:  

Назад в СССР – к прежнему блеску культурной жизни

Пятница, 29 Января 2010 г. 00:26 + в цитатник
 (290x193, 33Kb)Сегодня в Министерстве культуры Российской Федерации состоялся брифинг, посвящённый событию, обещающему стать одним из самых громких за последние несколько лет. «Назад в СССР!» – его девиз. Вкратце – Минкульт намерен возродить существовавший в советское время Всероссийский конкурс молодых исполнителей.

Событие отчасти ожидаемое, хотя не стоит придавать особое значение исторической значимости будущего события, если оно, конечно, состоится. Вероятно – да, об этом говорит масштаб представительства заявленного события и масштаб фигур, стоящих у его руководства. Председатель Оргкомитета – Галина Вишневская, сопредседатели – Александр Авдеев, министр культуры и Ольга Ростропович, президент фонда М.Л. Ростроповича. В членах оргкомитета – ректоры российских консерваторий и музыкальных вузов, региональные министры культуры и руководители департаментов культуры федеральных округов – числом несколько десятков. Важные персоны, одни из которых прилетали, другие уже спешили в аэропорт, заполняли сегодня коридоры здания министерства в Гнездиковском переулке, где прошёл брифинг.

Что будет представлять собой конкурс? Масштаб, как можно догадаться, всероссийский. Отборочные туры, начиная с сенября этого года, по очереди пройдут во всех восьми российских федеральных округах, для чего жюри будут объезжать их. Делается это для того, чтобы выявить таланты в музыкальных глубинках, где, как известно, таланты эти никому не видны, а что такое сегодня приехать в Москву и показаться на глаза нужным людям с точки зрения бюджета средней семьи из этой самой глубинки – объяснять не нужно. В советское время это было доступно практически каждому, нынче – единицам // Полный текст: Classica.FM

Метки:  

Валерий Гергиев и Денис Мацуев в Большом зале

Пятница, 29 Января 2010 г. 00:18 + в цитатник
Большой зал Московской консерваторииМосковская консерватория, Большой зал которой готовится к закрытию на капитальный ремонт, продолжает большую серию концертов в фонд реконструкции. На участие в этом мероприятии откликнулись многие исполнители, в том числе настоящие звёзды классической музыки.

Среди «бриллиантов Осетии» ярко горят имена дирижёров Вероники Дударовой и Валерия Гергиева, прославивших на весь мир свою малую родину. Год назад, 15 января 2009, года первая российская женщина-дирижёр Вероника Дударова ушла из жизни. Отмечая печальную дату, Валерий Гергиев посвящает её памяти концерт.

Дополнит это выступление участие харизматичного российского пианиста Дениса Мацуева, которого связывают с Гергиевым тесные творческие связи. Денис — постоянный участник фестивалей «Звёзды белых ночей», Пасхального в Москве, зарубежных и российских гастролей оркестра. В июле 2009 г. пианист дал концерты в рамках европейского турне коллектива, также участвовал в гастролях в Японии.

В прошлом году совместные концерты дополнились партнёрством в области звукозаписи – в 2010 г. намечен выход альбома на только что созданном лейбле Mariinsky с произведениями Рахманинова и Денисом Мацуевым в качестве солиста – Концерт №3 и «Рапсодия на тему Паганини». Запись состоялась в Концертном зале Мариинского театра в марте 2009 года // Полный текст: Classica.FM.Classica.FM

Метки:  

Пианист Кирилл Герштейн стал обладателем Gilmore Artist Award

Четверг, 28 Января 2010 г. 23:50 + в цитатник
Кирилл ГерштейнПианист Кирилл Герштейн стал победителем престижной и щедрой премии Гилмора (Gilmore Artist Award), которая вручается раз в четыре года.

Внушительные $300,000, которые составляют суммупремии в этом году, вручаются молодым пианистам, уже начавшим музыкальную карьеру. Её обладатель может быть уверен, что награждён по заслугам – премия присуждается без официальной заявки или процесса выдвижения кандидатов. Предыдущими победителями Gilmore Artist Award были Пётр Андржевски (Piotr Aderszewski), Лейф Ове Андснес (Leif Ove Andsnes ) и аргентинская пианистка Ингрид Флитер (Ingrid Fliter).

Жюри престижной премии, которая базируется в американском Каламазу, штат Мичиган, прослушивает молодых пианистов, не афишируя своих планов – посещая концерты и мастер-классы фактически украдкой. Они обсуждают качество исполнения, артистизм, а также глубину интерпретаций, и, в более широком смысле – их широкое мировоззрение. Для победителя, таким образом, новость о награждении является совершенно неожиданной. По условиям премии, из суммы 300 тысяч долларов США, 50 тысяч пианист может потратить на собственное усмотрение, остальные 250 он должен за четыре года использовать на благо своей музыкальной карьеры // Полный текст: Classica.FM

Метки:  

Rusquartet выступил в новом составе

Суббота, 23 Января 2010 г. 16:10 + в цитатник
Rusquartet
Этот коллектив давно обратил на себя внимание качеством исполнения. Он много ездил по миру, участвуя в различных конкурсах и концертных мероприятиях, завоёвывал призы и премии. Венцом его признания в России стал VIII Международный конкурс струнных квартетов имени Д. Д. Шостаковича в октябре 2008-го. Говоря словами Пушкина, «Старик Берлинский их заметил, и в гроб сходя, благословил» – тогда коллектив получил Первую премию и специальный диплом «За интерпретацию музыки Д. Д. Шостаковича». Председателем конкурсного жюри, кстати, весьма авторитетного – Павел Верников, Доминик де Вильенкур, Александр Галковский, Изадора Шварцберг, Валерий Ворона, Стефан Метц, был именно Берлинский. Есть и ещё один знак тайного благословения – тогда же Валентин Александрович передал Rusquartet’у несколько личных партитур. Что это значит – партитура из рук мастера, со всеми правками, замечаниями и рекомендациями, которые делались на протяжении 60 лет его творческой жизни, переданная за месяц до того, как четыре девушки из Rusquartet стояли в почётном карауле на церемонии прощания с великим Маэстро – объяснять не нужно.

Немногие активно выступающие квартеты способны заявить о своей сыгранности в превосходной степени без некоторой доли условности, а иногда и натяжки. Rusquartet имеет право это сказать, но скромно молчит – пресс-релизы не рассылает, громких премьер не устраивает. Концерты его редки и в основном проходят не в России. Rusquartet добился близкой к идеальной точности совместного звучания и шагнул дальше, приобретая по на этом пути и музыкальность, и особую тонкость, необычную даже для камерной музыки. Причём в широчайшем диапазоне – от проникновенного панисиимо до почти октетного звучания в определённых, фактурно-насыщенных фрагментах //

Полный текст: Classica.FM

«Просветлённая ночь» в консерватории

Пятница, 22 Января 2010 г. 01:04 + в цитатник
 (290x193, 19Kb)
Камерная музыка, которая на европейских сценах составляет большую часть программ выступлений в концертных залах, в России пока востребована меньше, чем симфония, опера и балет. По отдельности и вместе взятые. Однако и здесь ситуация меняется, интерес к ней возрастает, залы постепенно наполняются. Рождаются новые коллективы, музыканты находят новые интересные произведения и вытаскивают на свет полузабытые или вовсе неизвестные.

«Шестеро их» — так, перефразируя название известной кантаты Прокофьева, можно было назвать эту эффектную программу концерта в Малом зале Московской консерватории 27 января. На сцене выступит Камерный ансамбль «Солисты Москвы», который когда-то дебютировал в Большом зале Московской консерватории – это было 19 мая 1992 года, а через день, 21 мая, выступил на сцене Парижского зала Playel. Создатель коллектива, Юрий Башмет, пригласил в состав талантливую молодёжь: выпускников, студентов и аспирантов Московской консерватории.

С тех пор, за 17 лет совместной работы, музыканты ансамбля сыграли более 1400 концертов – это около 2800 часов пребывания на сцене. Занявшись от скуки подсчётами в очередном гастрольном путешествии, они выяснили, что в самолётах и поездах провели 4850 часов, преодолев расстояние в 1400000 км, что равно 35 путешествиям вокруг Земли по экватору, посетили более 50 странах Европы и Азии, Северной и Латинской Америки, Австралии и Новой Зеландии. К счастью, московским слушателям путь до Малого зала на Большой Никитской будет значительно короче.

Полный текст: Classica.FM

Юрий Башмет – День рождения Маэстро

Пятница, 22 Января 2010 г. 01:02 + в цитатник
 (290x193, 17Kb)
24 января 2010 года в Большом зале консерватории пройдет вечер, посвященный дню рождению Юрия Башмета – артиста с мировым именем, альтиста, ансамблиста, дирижера, педагога, музыкально-общественный деятеля. Ему приписывают превращение альта из ансамблевого инструмента в солирующий. В этот вечер Башмет будет выступать как в качестве дирижера, так и солиста.

В концерте примут участие коллективы, созданные маэстро – обладатели премии Грэмми Камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия». В программе – произведения Берлиоза, Леденева, Шнитке. В этот же день состоится открытие Шестого международного конкурса альтистов Юрия Башмета в Москве. Этот музыкальный форум за несколько лет существования заслужил признаеие музыкантов – за ним стоит авторитет жюри, талант участников, сложность исполняемого репертуара, уровень организации. Конкурсные просушивания пройдут с 25 по 28 февраля в Рахманиновском зале консерватории, финальный тур – в 5-ой студии Телеканала «Культура» 31 января. Торжественное закрытие и концерт лауреатов конкурса состоится 1 февраля на сцене Большого зала консерватории.

Вклад Юрия Башмета в мировую музыкально-общественную жизнь трудно переоценить. Его позиция в сочетании с творческой деятельностью ставят имя альтиста в ряд значительных персон в музыке XX и нынешнего столетия.

Полный текст: Classica.FM

Метки:  

Поиск сообщений в Classica_FM
Страницы: [7] 6 5 4 3 2 1 Календарь