Французский классик Камиль Сен-Санс был старше Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова и Балакирева (он родился 9 октября в 1835), но при своей жизни успел поездить на автомобиле, поговорить по телефону, выпустить грамзаписи своих сочинений, написать музыку к фильму и даже сняться в кино.
Кажется, что Сен-Санс прожил не одну, а две жизни. Он успел охватить абсолютно всё в своей профессии: был композитором, писавшим много, как Бах, и быстро, как Россини, пианистом-виртуозом со славной и длинной карьерой (последний концерт он дал в возрасте 86 лет), органистом (гениальным, как сказал о нём Лист), дирижёром, педагогом и ярким журналистом, опубликовавшим сотни статей.
При этом он печатался в журналах по проблемам астрономии и акустики, увлекался историей, издавал книги стихов и прозы.
Кроме того, Сен-Санс был заядлым, практически профессиональным путешественником. Он сплавлялся по Нилу на парусном баркасе, ездил в Аргентину, во Вьетнам и на Цейлон, жил инкогнито на Канарских островах и в сумме посетил около тридцати стран, предпочитая южные края ( у него с детства была предрасположенность к туберкулёзу). Все зимы он проводил в Африке, в Алжире, где и умер 16 декабря 1921 года.
Послушаем некоторые произведения композитора.
Вакханалия из 3 акта оперы "Самсон и Далила", Соч. 47
♪♫♪♪♫♪♪
1 часть. Allegro non troppo из Концерта для виолончели с оркестром № 1, Соч. 33
Интродукцию и Рондо-каприччиозо для скрипки с оркестром a-moll, Op 28 слушаем полностью в исполнении Виктора Третьякова (скрипка) и оркестра Санкт-Петербургской филармонии, дирижер - Николай Алексеев.
Но громче всего имя композитора прозвучало благодаря русскому балету. Хореографом Михаилом Фокиным и неподражаемой Анной Павловой была создана хореографическая миниатюра "Умирающий лебедь". Вдохновила на создание знаменитого танца музыка Сен-Санса - пьеса "Лебедь" из зоологической фантазии для инструментального ансамбля "Карнавал животных".
Уникальная студийная запись из архива Гостелерадиофонда 1964 года -
маленький спектакль в исполнении великолепной Майи Плисецкой.
Когда Анна Павлова в Париже станцевала «Умирающего лебедя», Камиль Сен-Санс, восхищённый хореографической композицией на свою музыку, с трудом пробрался в гримёрку к балерине. Он высказал Анне, что только благодаря её танцу осознал, что написал хорошую музыку. При этом композитор изумился, как мелодия, сочинённая в мажорной тональности, приобрела в хореографии такой драматический окрас.
В 1913 году, в своем поместье в Англии, Павлова исполнила для Сен-Санса эту миниатюру
За все время Анна Павлова исполнила сольную композицию «Умирающий лебедь» почти 4000 раз
На мой непросвещенный взгляд, сравнивая исполнение этой композиции, я отдаю предпочтение Плисецкой. И потом музыкальное сопровождение. Если образно, то Плисецкая - это вальс, а Павлова - танго.
Впервые увидел "вживую" Анну Павлову в этой роли. И даже знаменитая рубиновая брошь, - символ смертельной раны.
Спасибо.