«Меж датами рожденья и кончины...памяти Эльдара Александровича Рязанова, кинорежиссера, кинодраматурга, поэта и писателя (1927-2015). |
Сегодня исполнилось бы 96 лет Эльдару Александровичу Рязанову. Сложно представить советский кинематограф таким, каким мы его любим и знаем, без работ великого режиссера. Эльдар Рязанов снял десятки больших фильмов, которые и сегодня собирают перед экранами людей разных поколений.
Эльдар Александрович Рязанов был очень многогранным человеком – кинорежиссер, сценарист, актер, педагог, телеведущий, писатель, поэт, драматург, продюсер и народный артист СССР.
Родился 18 ноября 1927 г. в Самаре в семье Александра Семеновича Рязанова и Софьи Михайловны Шустерман. Незадолго до его рождения родители, работавшие в советском торговом представительстве в Тегеране (Персия, ныне Иран), вернулись в СССР. В 1930 г. семья переехала в Москву. Вскоре родители развелись, в 1938 г. отец был репрессирован, в общей сложности провел в лагерях 17 лет. Эльдара Рязанова воспитывали мать и отчим - инженер Лев Копп. Со второй половины 1941 г. вместе с матерью и отчимом он находился в эвакуации в Куйбышеве (до 1935 г. и после 1991 г. - Самара) и Нижнем Тагиле. В годы Великой Отечественной войны Лев Копп работал на оборонных заводах. В 1944 г. семья вернулась в Москву.
Эльдар рязанов с мамой Софьей Михайловной
В 1950 г. Эльдар Рязанов с отличием окончил режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК; ныне Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова), где занимался в мастерской педагога Григория Козинцева. Его дипломной работой стала документальная лента "Они учатся в Москве", снятая совместно с сокурсницей Зоей Фоминой.
Работа в кино
По окончании института Эльдар Рязанов в течение пяти лет работал на Центральной студии документальных фильмов, снимал сюжеты для киножурналов "Пионерия", "Советский спорт" и "Новости дня".
В 1955 г. стал режиссером киностудии "Мосфильм". В том же году совместно с Сергеем Гуровым поставил фильм-концерт "Весенние голоса". Через год снял свой первый художественный фильм - музыкальную комедию "Карнавальная ночь". Картина не только возглавила список самых кассовых лент 1956 г., но и вошла в "золотой фонд" отечественного кинематографа.
В 1958 г. на экраны вышла его лирическая комедия "Девушка без адреса", в 1961 г. - фильм "Человек ниоткуда", в 1962 г. - музыкальная кинокартина "Гусарская баллада", в 1965 г. - комедия "Дайте жалобную книгу".
Всего на счету режиссера около тридцати картин, многие из которых стали классикой отечественного кино. Сценарии к большинству из них были написаны самим Эльдаром Рязановым или в соавторстве с Эмилем Брагинским. Среди самых популярных - "Берегись автомобиля" (1966), "Зигзаг удачи" (1968), "Ирония судьбы, или С легким паром!" (1975), "Служебный роман" (1977), "Гараж" (1979), "Вокзал для двоих" (1982; приз за режиссуру XVI Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде, 1983).
В 1984 г. состоялась премьера мелодрамы "Жестокий романс", поставленной режиссером по мотивам пьесы Александра Островского "Бесприданница". В 1985 г. она была отмечена Гран-при "Золотой павлин" Международного кинофестиваля в Дели.
В 1991 г. на экраны вышел фильм "Небеса обетованные" (в 1992 г. был удостоен кинопремии "Ника" в номинации "Лучший игровой фильм" и Гран-при Международного кинофестиваля в Мадриде), а спустя два года - "Предсказание" по повести собственного авторства. В 1996 г. зрители увидели фильм "Привет, дуралеи!", в 2000 г. - картины "Тихие омуты" и "Старые клячи". Среди последних работ Эльдара Рязанова - "Андерсен. Жизнь без любви", "Карнавальная ночь - 2, или Пятьдесят лет спустя", снятые в 2006 г.
Роли в его фильмах исполняли Андрей Мягков, Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Людмила Гурченко, Валентин Гафт, Светлана Немоляева, Леонид Филатов, Никита Михалков и другие известные актеры.
Сам режиссер играл эпизодические роли почти во всех своих картинах.
25 января 2005 г. в Москве был открыт созданный по инициативе режиссера киноклуб "Эльдар". В нем демонстрируются отечественные и зарубежные фильмы, проходят концерты и встречи с мастерами искусств.
Работа на телевидении
Эльдар Рязанов был автором и ведущим ряда телевизионных программ. Он вел популярную в СССР "Кинопанораму" (1979-1985), которая выходила на Первой программе Центрального телевидения Гостелерадио СССР.
Василий Ливанов, Эльдар Рязанов, Игорь Масленников и Никита Михалков на съемках легендарной телепередачи "Кинопанорама". 1981 год
Кроме того, им создано более двухсот авторских телепрограмм. Наиболее популярными стали циклы: "Восемь девок, один я" (1992, 1-й канал "Останкино"), "Белоснежка и семь гномов" (1993, "РЕН-ТВ"), "Разговоры на свежем воздухе" (1992-1994, 1-й канал "Останкино"), "Парижские тайны Эльдара Рязанова" (1996-1997, "РЕН-ТВ"), "В гостях у Эльдара Рязанова" (с 2007 г., "Культура").
Литературное творчество
Эльдар Рязанов - автор книг "Грустное лицо комедии" (1977), "Эти несерьезные, несерьезные фильмы" (1977), "Неподведенные итоги" (1983), "Четыре вечера с Владимиром Высоцким" (1989), "Эльдар-TV, или Моя портретная галерея" (2002), сборника стихов и новелл "Ностальгия" (1997). В 2010 г. вышла его автобиографическая книга "Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги".
В некоторых фильмах Эльдара Рязанова звучат песни и романсы, написанные на его стихи ("У природы нет плохой погоды" из "Служебного романа", "Любовь - волшебная страна" из "Жестокого романса" и др.).
Педагогическая деятельность
С 1980 г. Эльдар Рязанов преподавал в Москве на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Среди его учеников - Юрий Мамин, Иван Дыховичный, Исаак Фридберг.
Звания, награды
Народный артист СССР (1984).
Эльдар Рязанов был награжден орденами Трудового Красного Знамени (1967, 1977), Дружбы народов (1987), "За заслуги перед Отечеством" II и III степеней (2008, 1996). Отмечен благодарностью президента РФ (1997).
Лауреат Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры 1977 г., Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых 1979 г.
Был отмечен премией "Ника" в категории "Лучшая режиссерская работа" (1992, "Небеса обетованные") и почетной номинации "Честь и достоинство" (2006), премией ТЭФИ (1997, специальный приз), Царскосельской художественной премией (2005).
Почетный гражданин Самары (2012).
Кончина
Эльдар Рязанов скончался 30 ноября 2015 г. в Москве на 89-м году жизни. Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.
Личные сведения
Был трижды женат. Первая супруга - однокурсница по режиссерскому курсу ВГИКа Зоя Фомина (1924-1999). Дочь - Ольга (род. 1952, филолог и киновед).
С дочерью Ольгой
Второй женой была редактор "Мосфильма" Нина Скуйбина (1930-1994).
Третья супруга - киноредактор Эмма Абайдуллина (род. 1941).
Память, признание
В честь Эльдара Рязанова названы улица в Москве и астероид главного пояса 4258 Ryazanov.
В 2016 г. на фасаде дома №120 по улице Фрунзе в Самаре, в котором режиссер провел первый месяц жизни, была установлена мемориальная доска. В 2018 г. в этом доме начал работу музей режиссера.
В 2017 г. в Самаре был открыт памятник Эльдару Рязанову (автор - грузинско-итальянский скульптор Важа Микаберидзе).
Жизни и творчеству кинематографиста посвящены документальные фильмы "Эльдар Рязанов. Моей душе покоя нет" (2012, режиссер Константин Мурашев) и "Эльдар Рязанов. Человек-праздник" (2015, Георгий Ананов), а также цикл программ "Монолог в пяти частях. Эльдар Рязанов" (2005, Наталия Урвачева).
Помимо культовых фильмов: Рязанов оставил нам большой багаж поэзии.
Так он сам говорил о своих стихах:
"Я поставил несколько фильмов — «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты», «Дорогая Елена Сергеевна». В этот период параллельно с многочисленными и разнообразными занятиями и обязанностями существовало что-то вроде внутреннего монолога или, если хотите, стихотворного дневника.
В стихах фиксировалось то, что не находило себе места, да и не могло найти, в сценариях и фильмах, мучительное желание высказаться о личном, только моем, стремление поделиться чем-то заветным, жажда исповеди и побудили меня к стихотворству. Исповедь, я думаю, - то, к чему властно тяготеет каждый вид искусства. В этом смысле поэзия наиболее интимна. В искренности, правдивости чувств, обнажении тайников души, умении заглянуть в человеческие глубины, наверное, и есть суть поэзии."
Предлагаю почитать несколько его проникновенных стихов:
Жизнь прожить – нехитрая наука:
отыщи любовь да сбереги…
Место жизни – ближняя округа,
далью не прельщайся, не беги.
Даже если жизнь обыкновенна,
делай всё, что можешь, от души,
понимай всему живому цену
и судить чужого не спеши.
Трать себя, живи неосторожно,
выгод не считай, не мелочись…
Пусть с людьми и сложно, и тревожно,
ты пойми их суетную жизнь.
Жизнь, коль вдуматься, простая штука.
Главное, ни разу не предать.
Жизнь – совсем не сука и не скука,
если станешь дальним сострадать.
И живи! В любую непогоду!
Сочиняй свой собственный мотив.
А любить жену, друзей, природу —
не такой уж, право, примитив.
***
Любовь готова все прощать,
когда она — любовь,
умеет беспредельно ждать,
когда она —любовь,
любовь не может грешной быть,
когда она — любовь,
ее немыслимо забыть,
когда она —любовь,
она способна жизнь отдать,
когда она — любовь,
она — спасенье, благодать,
когда она — любовь,
полна безмерной доброты,
когда она — любовь,
она естественна, как ты,
когда она — любовь.
***
Как много песен о любви к Отчизне!
Певцы со всех экранов и эстрад,
что, мол, для Родины не пожалеют жизни,
через динамики на всю страну кричат.
А я б о том, что глубоко интимно,
не декламировал, не пел бы, не орал.
Когда о сокровенном пишут гимны,
похоже, наживают капитал.
Земля не фразы требует, а плуга.
Как ей осточертели трепачи!
Вот мы с землей посмотрим друг на друга
и о любви взаимной помолчим…
***
Сумерки — такое время суток, —
краткая меж днем и ночью грань,
маленький, но емкий промежуток,
когда разум грустен, нежен, чуток
и приходит тьма, куда ни глянь.
Сумерки — такое время года, —
дождь долдонит, радость замерла,
и, как обнаженный нерв, природа
жаждет белоснежного прихода,
ждет, когда укроет все зима.
Сумерки — такое время века, —
неохота поднимать глаза…
Там эпоха тащится калекой,
человек боится человека
и, что было можно, все нельзя.
Сумерки — такое время жизни,
что заемным греешься огнем,
но добреешь к людям и Отчизне…
При сплошной вокруг дороговизне
сам ты дешевеешь с каждым днем.
Сумерки -- такое время суток,
между жизнью и кончиной грань,
маленький, но емкий промежуток,
когда взгляд размыт, печален, чуток
и приходит тьма, куда ни глянь.
***
Пришла озябшая и жалкая зима
с каким-то серым и убогим снегом,
с давящим, низким, сумеречным небом
и с тусклой отупелостью ума.
Закончен труд. Ушел он на свободу.
Покинул автора, чтоб жить сам по себе.
И ты не волен уж в его судьбе,
не в силах изменить его природу.
Так поздней осенью тяжелые плоды,
отторгнуты ветвями, упадают…
А почерневшие усталые сады,
воздевши к небу руки, замирают.
И кажется, отныне никогда
на голых ветках не набухнут почки…
Что не взрастить на бездыханной почве
ни выдумки, ни мысли и ни строчки…
И жуть, что ты приехал в никуда.
***
Господи, ни охнуть, ни вздохнуть,–
дни летят в метельной круговерти.
Жизнь — тропинка от рожденья к смерти,
смутный, скрытный, кривоватый путь.
Господи, ни охнуть, ни вздохнуть!
Снег. И мы беседуем вдвоем,
как нам одолеть большую зиму…
Одолеть ее необходимо,
чтобы вновь весной услышать гром.
Господи, спасибо, что живем!
Мы выходим вместе в снегопад.
И четыре оттиска за нами,
отпечатанные башмаками,
неотвязно следуя, следят…
Господи, как я метели рад!
Где же мои первые следы?
Занесло начальную дорогу,
заметет остаток понемногу
милостью отзывчивой судьбы.
Господи, спасибо за подмогу!
***
Как много дней, что выброшены зря,
дней, что погибли как-то между прочим.
Их надо вычесть из календаря,
и жизнь становится еще короче.
Был занят бестолковой суетой,
день проскочил -- я не увидел друга
и не пожал его руки живой...
Что ж! Этот день я должен сбросить с круга.
А если я за день не вспомнил мать,
не позвонил хоть раз сестре иль брату,
то в оправданье нечего сказать:
тот день пропал! Бесценная растрата!
Я поленился или же устал --
не посмотрел веселого спектакля,
стихов магических не почитал
и в чем-то обделил себя, не так ли?
А если я кому-то не помог,
не сочинил ни кадра и ни строчки,
то обокрал сегодняшний итог
и сделал жизнь еще на день короче.
Сложить - так страшно, сколько промотал
на сборищах, где ни тепло, ни жарко...
А главных слов любимой не сказал
и не купил цветов или подарка.
Как много дней, что выброшены зря,
дней, что погибли как-то между прочим.
Их надо вычесть из календаря
и мерить свою жизнь еще короче.
***
Когда-то, не помню уж точно когда,
на свет я родился зачем-то…
Ответить не смог, хоть промчались года,
на уйму вопросов заветных.
Зачем-то на землю ложится туман,
всё зыбко, размыто, нечётко.
Неверные тени, какой-то обман,
и дождик бормочет о чём-то.
О чём он хлопочет? Что хочет сказать?
Иль в страшных грехах повиниться?
Боюсь, не придётся об этом узнать,
придётся с незнаньем смириться.
От звука, который никто не издал,
доходит какое-то эхо.
О чём-то скрипит и старуха-изба,
ровесница страшного века.
И ночь для чего-то сменяется днём,
куда-то несутся минуты.
Зачем-то разрушен родительский дом,
и сердце болит почему-то.
О чём-то кричат меж собою грачи,
земля проплывает под ними.
А я всё пытаюсь припомнить в ночи
какое-то женское имя.
Зачем-то бежит по теченью вода,
зачем-то листва опадает.
И жизнь утекает куда-то… Куда?
Куда и зачем утекает?
Кончается всё. Видно, я не пойму
загадок, что мучают с детства…
И эти «куда-то», «о чём-то», «к чему»
я вам оставляю в наследство.
***
Ты укpой меня снегом зима,
Так о многом хочу позабыть я
И отpинуть pаботу ума...
Умоляю тебя об укpытьи!
Одолжи мне, зима, одолжи
Чистоты и отдохновенья
Бело-синих снегов безо лжи..
Я пpошу тебя об одолженьи.
Подаpи мне зима, подаpи
День беззвучный угрюмый, неяркий
Полусон от зари до зари
Мне не надо богаче подаpка.
Поднеси мне, зима, поднеси
Отpешенности и смиpенья
Чтобы снес я,
Что тpудно снести..
Я пpошу у тебя подношенья.
Ты подай мне зима, ты подай
Тишину и печаль состpаданья
К моим собственным пpошлым годам..
Я пpошу у тебя подаянья..
***
Я всё ещё, как прежде, жил, живу,
а наступило время отступленья.
Чтобы всю жизнь держаться на плаву,
у каждого свои приспособленья.
Я никогда не клянчил, не просил,
Карьерной не обременён заботой.
Я просто сочинял по мере сил
и делал это с сердцем и охотой.
Но невозможно без конца черпать —
колодец не бездонным оказался.
А я привык — давать, давать, давать!..
И, очевидно, вдрызг поиздержался.
Проснусь под утро… Долго не засну…
О, как сдавать позиции обидно!
Но то, что потихоньку я тону,
покамест никому ещё не видно.
Богатства я за годы не скопил,
хотя вся жизнь ухлопана на службу.
В дорогу ничего я не купил…
Да в этот путь и ничего не нужно.
***
Меж датами рожденья и кончины
«Меж датами рожденья и кончины,
А перед ними наши имена,
Стоит тире, черта, стоит знак „минус“,
И в этом знаке жизнь заключена.
В ту чёрточку вместилось всё что было,
А было всё! И всё сошло как снег!
Исчезло, растворилось и погибло,
Чем был похож и не похож на всех.
Погибло всё моё! И безвозвратно.
Моя любовь, и боль, и маета.
Всё это не воротится обратно,
Лишь будет между датами черта…»
И песни из кинофильмов Эльдара Рязанова
Светлая память МЭТРУ
Рубрики: | искусство Кинематограф Памятное |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |