Святая мученица Людмила жила в конце IX - начале X века.
Будучи дочерью сербского князя, Людмила была выдана замуж за Борживоя - правителя Чехии.
Людмила сразу приняла в сердце родину мужа, полюбила чешский народ.
Людмила и Борживой стали первой христианской княжеской четой в Чехии.
К христовой вере их привела проповедь святого равноапостольного Мефодия, одного из двух великих братьев – учителей словенских.
Святитель Мефодий крестил благочестивую чету около 871 года.
Как истинные христианские правители, князь Борживой и княгиня Людмила стремились приобщить к открывшейся им вере весь свой народ, строили храмы, заботились о нуждах духовенства.
Святая мученица Людмила – покровительница бабушек.-https://www.liveinternet.ru/community/camelot_club/post460996644
*****
Вершиной творчества чешского композитора Антонина Дворжака(1841-1904) в жанре крупных музыкальных произведений является оратория «Святая Людмила» для солистов, хора и оркестра. Согласно древним народным поверьям, легендарная Людмила является покровительницей чешских земель.
В оратории «Святая Людмила» три части.
В первой части, сюжет которой относится к концу IX века, обрисован мир славянского язычества: обряд встречи весны, воспевание славянских богов, здесь же происходит обращение Людмилы.
Во второй части героиня со своей подругой Сватавой странствует в поисках пустынника Ивана, обратившего ее в новую веру, и возле его пещеры встречается с будущим мужем князем Борживоем.
Действие третьей части происходит в Велеграде – столице Великой Моравии: свадебное пиршество и ликование народа, принявшего христианство. (трагическая судьба героини-мученицы не входит в сюжет оратории).
Особую роль играют в оратории хоровые номера. Они особенно разнообразны в первой части: сумрачному и неспешному хору служителей культа «Тьма отступила в укрытие скал и лесов» противопоставляется радостный хор народа «Цветы, которыми чарует весна». Торжественный хор, в котором восхваляются языческие боги, напоминает некоторые хоровые сцены из русских опер. В последующих хорах передается смятение народа, вызванное деяниями Ивана. Во второй части светлым гимном родной стране звучит хор ангелов и княжеских дружинников.
Вступление и хор языческих священников:
Сумерки опускаются в мрачные пещеры и леса
Хор: Цветы, которыми чарует весна
Хор: Услышь, когда мы поем наш псалом с пылающей страстью
Хор: Из-за чего весь этот шум?
Хор: Что с нами будет?
Ария Людмилы
О, позволь мне набраться смелости, чтобы осыпать поцелуями
пыль с твоих ног и в слезах полностью растаять!
Кто ты, святой человек? Ужасное уважение
заставь меня встать перед тобой на колени,
но мой взгляд распознает в тебе отца,
дружелюбие которого сочетается с величием.
О, скажи, куда, следуя по твоим стопам, устремляется искренняя душа?
О, открой для меня потоки света,
Я хочу попасть в рай!
О, дай мне смелости
задыхаясь от поцелуев, пыль с твоих ног
и в слезах растаять совсем!
Величавая концепция, с мощными хоровыми фресками, богатством музыкальных характеристик, выдвигает это произведение в ряд лучших ораторий, созданных в XIX веке.