-Метки

ЖЗЛ а.с.пушкин алтай арии из опер архитектура балет бетховен видео война волгоград декабристы день рождения дом-музей живопись заметка и фотоподборка звездные истории зима имя искусство история история жизни история любви картины катар концерт куба лица из прошлого лицей любимые песни москва музей музыка музыка для души музыка из оперы музыка из фильмов музыка настроения мультфильм опера память париж портреты православие праздник прикладное искусство птицы пушкин пушкин а.с. радио орфей романсы российская империя российский композитор россия симфоническая музыка симфонический оркестр симфония советские песни советский композитор сочи ссср старые фотографии стихи судьба судьбы таиланд театр трансляция усадьба фестиваль фортепианная музыка фортепиано фото фотографии франция храм художник художники чайковский п и юбилей

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 237547


Дом-музей Владимира Набокова в Санкт-Петербурге

Четверг, 15 Декабря 2022 г. 12:58 + в цитатник
Майя_Пешкова все записи автора

Дом Набокова — дом в Санкт-Петербурге, по современному адресу: Большая Морская улица, дом 47. Именно в этом особняке родился Владимир Набоков в 1899 году. В настоящее время первый этаж дома — музей Владимира Набокова СПбГУ

Дом в конце 1897 года стал приданым Елены Ивановны Рукавишниковой (1876—1939), вышедшей замуж за Владимира Дмитриевича Набокова, который через семь лет стал его владельцем (очевидно, ради получения им ценза для участия в выборах). Их сын, Владимир Владимирович Набоков, жил в доме до ноября 1917 года.

Набоков в 1973 году

В своем произведении «Другие берега» он описывает это здание как «трехэтажный, розового гранита, особняк с цветистой полоской мозаики над верхними окнами». Так дом выглядит и по сей день. И где бы ни жил писатель после своего отъезда из России, петербургский дом так и остался для него самым ярким воспоминанием детства и единственным родным пристанищем. Для него этот дом остался «Единственным в мире домом». В течение всей своей жизни он никогда не приобретал какого-либо другой недвижимости в собственность, предпочитая жить в гостиницах.

 

 

8 ноября 1904 года в доме, в гостиной на первом этаже — после известной под названием «комитетская» — проходило одно из заседаний знаменитого земского съезда, где были подписаны резолюции, содержавшие конституционные требования (поэтому ряд исследователей именно с этого события отсчитывают историю русской революции). Затем в доме часто проходили заседания ЦК Конституционно-демократической партии.

Здание на Большой Морской, 47 знаменито не только тем, что в нем жил выдающийся писатель. Этот дом – прежде всего уникальный образец петербургской архитектуры раннего модерна.

Сама же история дома очень насыщенна: он был построен в XVIII веке, изначально это был небольшой каменный одноэтажный особнячок, принадлежавший члену Соляной конторы Якову Маслову, но на протяжении десятилетий его постепенно меняли и перестраивали, благодаря чему он стал больше и приобрел более классический вид.

Проект обновленного фасада, выполненный для Елены Набоковой. Рисунок 1990 года. /Фото:nrfmir.ru

Проект обновленного фасада, выполненный для Елены Набоковой. Рисунок 1990 года. 

Дом пережил несколько владельцев, в числе которых были, например, сестра директора Царскосельского Лицея, внук полководца Александра Суворова, а за два года до рождения Владимира Набокова здание приобрел наследник уральских и сибирских рудников Иван Рукавишников в качестве приданого для дочери Елены – будущей матери великого писателя. Вместе с мужем Владимиром Дмитриевичем Набоковым и пятью детьми она прожила здесь до самой революции.

Три поколения Набоковых. Фотография начала XX века. /Фото:nrfmir.ru

Три поколения Набоковых. Фотография начала XX века. /Фото:nrfmir.ru
 

Владимир Набоков (слева) и его братья и сёстры (слева направо): Кирилл, Ольга, Сергей и Елена. Фотография сделана в 1918 году

 

Тот вид, который описывает Набоков, дом приобрел в 1901 году, когда он был кардинально перестроен «в духе времени» (автор проекта – инженер-архитектор М. Гейслер). Облицовка фасада природным камнем, характерные узоры и много других элементов придали зданию стиль модерн.К особняку не только добавили третий этаж (с бережным сохранением отделки), но и оборудовали его современной системой отопления, провели электричество, телефонную связь (телефон стоял в специально отведенной комнате) и даже построили лифт. Интересно, что в доме была даже предусмотрена изолированная комната с санузлом, представлявшая собой что-то вроде изолятора на тот случай, если кто-то из домочадцев подхватит какую-нибудь инфекцию.В новом проекте очень удачно проявилось сочетание архитектуры и декоративного искусства. Особенно оригинален мозаичный фриз, изготовленный в известной мастерской В. Фролова (кстати, автора мозаики храма Спас на Крови), который идет по всей ширине фасада. А ажурные кованые узоры очень хорошо гармонируют с каменной поверхностью.


Фрагмент мозаики на фасаде. /Фото:nrfmir.ru

Фрагмент мозаики на фасаде. /Фото:nrfmir.ru

Гордостью и главным украшением дома стали витражные окна: орнамент из ромбов был очень модным в те времена архитектурным мотивом. Кстати, позднее Набоков очень часто будет упоминать этот орнамент в своих произведениях. Видимо, эта деталь была одним из самых ярких воспоминаний его детства.

 

Орнамент над входной дверью. /Фото:nrfmir.rи


Оконные витражи второго этажа, изготовленные в мастерской рижского мастера Эрнеста Тоде, сохранились до наших дней.

Фрагмент витража. /Фото:nrfmir.ru

Фрагмент витража. /Фото:nrfmir.ru


Фрагмент витража. /Фото:nrfmir.ru

Фрагмент витража. /Фото:nrfmir.ru

Внутри особняка Набоковых уже при их жизни можно было открыть музей, ведь в помещениях была оригинальная отделка, все они были оформлены в разных исторических стилях (барокко, ренессанс и т.д.), а также в более новом по тем временам стиле модерн.


Внутри здания. Помещение музея Набокова. /Фото:nrfmir.ru

модель дома

Ну а коллекции живописи и графики хозяев дома, доставшиеся матери Набокова от ее родителей, были невероятно разнообразны – они включали работы Бакста, Бенуа и других выдающихся художников. Часто Набоковы получали ценные произведения искусств в благодарность от различных учреждений культуры (например, от руководства Мариинки) за свою благотворительную деятельность.

 

Увы, после революции 1917 года, когда Набоковы покинули свой дом, все эти реликвии так и остались на Большой Морской, ведь, уезжая, домочадцы и не предполагали, что больше не вернутся.

Как и другие особняки богатых господ, дом Набоковых национализировали, а наиболее ценные вещи бывших хозяев большевики свезли в Государственный Музейный фонд. Впоследствии картины Набоковых попали в музеи нашей страны, а наиболее ценные книги оказались в библиотеках либо были проданы за границу. Кстати, много лет спустя Владимир Набоков, по его воспоминаниям, то и дело встречал книги их семьи в букинистических лавках Франции, (их было нетрудно узнать по экслибрису его отца).



Из всего большого семейства вернуться и увидеть родной дом смогла только сестра писателя, Елена Владимировна Набокова-Сикорская. Ей удалось полвека спустя попасть в Ленинград, однако, по ее словам, в родное здание на Большой Морской ее не пропустили – удалось лишь мельком увидеть лестницу.



В 1920-е годы в доме Набоковых располагалось датское агентство по прокладке телеграфа из Европы в Японию. Сотрудники компании лишь дивились роскошным интерьерам здания, даже не догадываясь о том, кому оно раньше принадлежало. Впоследствии в доме размещались и другие организации, в том числе (что символично) и комитет по литературной цензуре.



После того, как Набоков перестал быть запрещенным писателем и о нем узнала широкая читательская аудитория России, в доме, наконец, открыли его музей. Правда, сначала это была лишь маленькая экспозиция в одной из комнат. И только в 1999-м, через сто лет после дня рождения Набокова, здесь появился официальный музей.

 

Музей Владимира Набокова

С апреля 1998 года первый этаж дома (назывался «семейный этаж» во времена Набокова) занимает «Музей Владимира Набокова» (структурное подразделение филологического факультета СПбГУ), и два верхних этажа («родительский этаж» и «детский этаж») занимает Санкт-Петербургская детская школа искусств имени Д. С. Бортнянского. На территории музея «телефонная комната», «столовая», «библиотека», «комната комитета» (здесь было проведено большинство заседаний Конституционно-демократической партии) и «кухня»

Бабочки, нарисованные Набоковым для жены

Внутри мало что осталось со времен семейной жизни Набоковых в этом доме. Время и история ничего не пощадили, за исключением интерьеров нескольких комнат на первом и втором этажах здания и старые витражи окон над пролётом лестницы, ведущей на третий этаж. Музей был открыт к столетию со дня рождения писателя, когда в доме не было почти ни одного предмета, оставшегося со времени жизни Набоковых.

Рисунки бабочек на книге Другие берега

Однако за эти годы музей сумел собрать значительную мемориальную коллекцию и большую научную библиотеку, которая всегда открыта для посетителей. Сейчас музей занимает первый этаж дома, где сохранились помещения столовой, гостиной и библиотеки. Бывшая «комитетская» комната, в которой исторический интерьер не сохранился, используется как выставочный зал.

Бабочки, собранные Набоковым в США, и переданные музеем Сравнительной зоологии Гарвардского университета в дар петербургскому музею Набокова.

Памятные вещи Набокова, в том числе личные вещи Владимира Набокова (индексные карточки, карандаши, очки, игра Scrabble), а также книги и другие предметы, связанные с его жизнью и искусством, составляют основу музейной коллекции. Музей посвящён памяти Владимира Набокова и его художественному наследию и культурным ценностям, как внутри России, так и на международном уровне. Деятельность Музея Набокова имеет регулярную поддержку ведущих учёных из разных стран мира

Книги Набокова, изданные самиздатом в России
На первом этаже можно увидеть парадные, общие помещения, которые соединяет анфилада, на втором этаже – комнаты отца и матери писателя, а на верхнем – детские. Здесь до сих пор сохранились лестницы, витражи и резные узорчатые деревянные панели, а также монограммы хозяйки – Е.Н. (Елена Набокова).
 

Рисунки бабочек, которые Набоков адресовал своей жене. /Фото:turbina.ru

Рисунки бабочек, которые Набоков адресовал своей жене. /Фото:turbina.ru

Кстати, сохранить многие из вещей Набоковых помог их управляющий Иосиф Дорзеник. После отъезда хозяев из Петербурга он еще больше года жил во вверенном ему доме в качестве преданного хранителя покинутого особняка. Несмотря на то, что зарплату он уже не получал, Иосиф бережно оберегал внутренние интерьеры, а также вещи, которые ему подарили Набоковы. Впоследствии они тоже стали экспонатами дома-музея. Ну а подробнее об этом доме можно узнать в романе Набокова «Другие берега» (особняк фрагментарно упоминается и в других его произведениях).Интересно, что это был по сути единственный дом писателя, ведь после отъезда с семьей за границу он так и не обзавелся собственным жильем. В Европе Набоков снимал простенькие квартиры, а порой и комнаты, в США жил в арендованных домах.

Даже после того, как благодаря «Лолите» Набоков приобрёл большой успех и разбогател, он не стал покупать собственного дома, а снял номер в отеле, где прожил полтора десятка лет, до самой смерти. На все намеки знакомых о том, что неплохо бы обзавестись собственным домом, писатель лишь отшучивался.«Единственный дом в мире» – так говорил Набоков о своем родном доме, оставшемся в далеком Петербурге, в той «прошлой» жизни.

-в ночь на 10 января 2013 неизвестные вандалы разбили стекло в Музее, кинув внутрь бутылку с запиской, содержащей угрозы и оскорбления.в ночь на 21 февраля 2013 неизвестные написали на стене Музея слово «педофил». По факту правоохранительными органами возбуждено уголовное дело по ст. 214 УК РФ «Вандализм».

в тот же день нападению вандалов подверглась и музея-усадьба Набоковых «Рождествено» в Ленинградской области. 
 

Так что понятие «жизнь» основано на системе абстракций, и, только став абстракциями, так называемые «факты» так называемой «жизни» соприкасаются с произведением литературы. Поэтому чем меньше в книге отвлеченного, тем труднее применить к ней «жизненные» понятия. Или, иначе говоря, чем ярче и новее подробности в книге, тем дальше она отходит от так называемой «жизни», поскольку «жизнь» — это обобщенный эпитет, заурядное чувство, одураченная толпа, мир общих мест. Я нарочно сразу ныряю в ледяную воду — это неизбежно, когда хочешь разбить лед. Итак, бессмысленно искать в этих книгах подробного и достоверного изображения так называемой «реальной жизни». Но при этом между абстракциями вымысла и жизни есть иногда некое соответствие. Например, физическая или душевная боль, сны, безумие или такие вещи, как доброта, милосердие, справедливость, — посмотрите на эти универсальные категории человеческого бытия, и вы согласитесь, что узнать, как мастера литературы претворяют их в искусство, — стоящее дело.

«Лекции о Дон Кихоте»


Источники: 

https://vk.com/nabokov_museum

http://nabokov.museums.spbu.ru/

Рубрики:  история/Музеи
Литература/О писателях и поэтах (Русская литература)
Метки:  

Процитировано 9 раз
Понравилось: 27 пользователям

Mjja   обратиться по имени Четверг, 15 Декабря 2022 г. 13:14 (ссылка)
БлагодАРЮ.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 15 Декабря 2022 г. 16:43ссылка
Хорошего настроения,Ева
Galyshenka   обратиться по имени Четверг, 15 Декабря 2022 г. 14:32 (ссылка)
Майя_Пешкова, спасибо, Майя. Печально, когда люди вынуждены покинуть родину, родной дом. Но дом все-таки хранит память о прежних владельцах. Дом Набокова конечно очень красив, и если сам писатель не смог вернуться туда, то его многочисленные читатели туда приходят и вспоминают его.
Но дом конечно не несет ответственности за творчество писателя и кидать в него бутылки, разбивать окна - пустое занятие...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 15 Декабря 2022 г. 16:46ссылка
Спасибо,Галя.С каждым годом число умалишенных увеличивается в прогрессии с потреблением пива,пивное поколение...их зачинали под парами,они делают таких же,из крайности в крайность,что в головах этих людейй ни один МРТ не разберет)))
Каменный_Цветок1   обратиться по имени Четверг, 15 Декабря 2022 г. 20:01 (ссылка)
Постоянно хожу мимо этого особняка,когда бываю в Юсуповском дворце.
Опять вспомнила и хочется бежать туда!Скучаю по Питеру очень.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 16 Декабря 2022 г. 20:42ссылка
Благодарю,вот зимой не хочется никуда выходить,ненавижу холод
Буала   обратиться по имени Четверг, 15 Декабря 2022 г. 20:30 (ссылка)
Благодарю Майя, очень интересная экскурсия!
Хорошего вечера!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
babeta-liza   обратиться по имени Четверг, 15 Декабря 2022 г. 22:23 (ссылка)
Красивый дом и музей интересный! Благодарю Майя за интересный рассказ! С удовольствием цитирую. Доброй ночи и всех благ!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 16 Декабря 2022 г. 20:44ссылка
Привет,Лиз.Благодарю.Приболела,вот к вечеру голову приподняла....
Перейти к дневнику

Пятница, 16 Декабря 2022 г. 21:21ссылка
Лечись и выздоравливай, Майечка! У меня тоже сегодня голова болела из-за погодных качелей, к вечеру стало лучше.
ГалКон   обратиться по имени Четверг, 15 Декабря 2022 г. 22:46 (ссылка)
Спасибо большое, Майя, за интересный рассказ о музее Владимира Набокова в С-Петербурге! Очень красивый дом, восхитительные витражи,лестницы с растительным рисунком ограждений и залы музея остались как память о писателе, его "прошлой" дореволюционной жизни. Не буду давать оценку вандалам. Вандалы -они и есть вандалы и этим уже многое сказано. Очень интересные музей и его экспозиции, связанные с жизнью и творчеством писателя.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 16 Декабря 2022 г. 20:45ссылка
Спасибо,Галя.Задержалась с ответом,болею
ЛНЛ   обратиться по имени Пятница, 16 Декабря 2022 г. 00:48 (ссылка)
Благодарю.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
izogradinka   обратиться по имени Пятница, 16 Декабря 2022 г. 07:06 (ссылка)
Спасибо, Майя. Когда буду в Санкт-Петербурге, обязательно загляну в этот музей)))
Ответить С цитатой В цитатник
Меркульдин   обратиться по имени Пятница, 16 Декабря 2022 г. 15:12 (ссылка)
Был в Монтрё, в отеле, где писатель жил до смерти, в холле стояла скульптура сидящего Набокова, сейчас перемещена на лужайку перед отелем, прожил достойную жизнь порядочного человека и великого писателя.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 16 Декабря 2022 г. 20:50ссылка
Спасибо,Саша
В 1959 году Вера и Владимир Набоковы впервые остановились в отеле Le Montreux Palace. После 20 лет проведенных в Америке, Набоковы решили переехать в Европу, чтобы быть ближе к сыну Дмитрию, который в то время жил в Милане. В 1961 году Набоковы снова остановились в отеле Le Montreux Palace. На этот раз они поселились в старом крыле отеля на шестом этаже в апартаментах с кухней и прожили там 16 лет!
В апреле 1999 года отель Le Montreux Palace праздновал 100-летний юбилей Владимира Набокова. В холле была организована большая экспозиция книг писателя, был представлен фотоархив и знаменитая коллекция бабочек. А 23 апреля, в день рождения Набокова, в Монтрё прошла церемония установки памятника, который был создан скульпторами Александром и Филиппом Руковишниковыми.
unspecified-76-1170x759 (700x454, 61Kb)
Перейти к дневнику

Пятница, 16 Декабря 2022 г. 22:36ссылка
это всё известные вещи, горько лишь, что родина воздает своим сыновьям не при жизни, а после смерти, а потому эти воздаяния выглядят далеко не искренними , а возможно, лицемерными, и Набоков в этом ряду не едиственный великий сын отечества;
давненько это было, но будучи в москве в командировке, моя подружка повела меня в компанию успешных по тем временам, каких-то закрытых и дюже секретных ракетных мужиков, где хозяйка, дочь московского сановника, предложила почитать "лолиту", об книжке знал только из мутных волн эфира, не из газеты же "правда", пили водку, чего-то гундели по пьяни, а потом выделили мне койку в тёмной комнатёнке, где я всю ночь стоически вчитывался в переживания героя, книжка была переведена на русский , а на внутренней обложке было отпечатано обращение автора, типа- дорогой русский читатель, согласись, что книжка не несёт ничего антисоветского, так почему же меня не печатают там, где я родился, почему мои книжки под запретом, ведь я так люблю родину;
а вы говорите- памятники, музеи, тиражи и прочие атрибуты славы, но к сожалению, не прижизненные
Перейти к дневнику

Пятница, 16 Декабря 2022 г. 22:52ссылка
Меркульдин, а я где-то в середине 80-х была в Польше, а мы, тогда советские туристы массово закупались книгами (кстати прекрасно изданными), и конечно звезда каждой книжной лавочки была "Лолита", ну и местная "Кукла" обязательно...т.е. в восточной Европе "Лолита" была очень активно распространена...ничего такого так сказать.
И да, главное - признание. Пусть не при жизни, может быть даже лучше, если после, потому что это уже вечность.
Перейти к дневнику

Суббота, 17 Декабря 2022 г. 00:21ссылка
ха, вы действительно думаете, что автору будет лучше от посмертного признания? а вечность- это так красиво!
Перейти к дневнику

Суббота, 17 Декабря 2022 г. 00:36ссылка
Меркульдин, не знаю, не автор...возможно кто-то и скажет- лучше сейчас и лучше деньгами...но все-таки вечность это вечность, это никакими деньгами...
Перейти к дневнику

Суббота, 17 Декабря 2022 г. 00:55ссылка
не смею спорить, но загробная жизнь и посмертное признание , как понятия , не близки мне
Перейти к дневнику

Суббота, 17 Декабря 2022 г. 09:05ссылка
При всем при этом наше поколение знает,пусть и с опозданием, о существовании наших великих соотечественников ТАМ,за бывшим железным занавесом,мы читали не издаваемое,потому как хотели прочесть,единственное,что могли в то время..
...О признании.Это беда многих людей искусства и литературы,начиная с истоков и до наших дней...Начиная с Римской империи.Кто восхвалял императора-тот и получал почести...Быть признанным при советской власти-это значит тесное сотрудничество автора,властями и партией и КГБ,вот таков парадокс.Чтобы стать знаменитым и востребованным-нужно умереть.Пример,кстати,с В.Гюго.Мсье Гюго был самым богатым и востребованным среди писательской братии того времени,его издавали и т.д.С чего бы?Просто он был политический и общественный деятель,сенатор Франции
Перейти к дневнику

Суббота, 17 Декабря 2022 г. 09:13ссылка
К примеру древнего Рима..Публий Вергилий Марон. Прозванный "Мантуанским лебедем", Вергилий куда больше заслужил бы прозвище "Премудрый пескарь". Не ищите страть и подлинные переживания в его стихах - он "как прилежный мальчик" следует Феогниду в "Буколиках" (положивших начало отвратительной традиции европейской поэзии описывать слащаво-гламурную вымышленную жизнь пастушков и пастушек и своих сюзеренов), Гесиоду в "Георгиках" ("духовно-скрепное" прославление "физического труда на лоне природы" в пику "либерастическому атеизму каменных джунглей"), и Гомеру в "Энеиде" (госзаказ-переросток о том, что народ Рима родился не из сборища бандитствующей быдлоты с райена, а произошел от героических троянцев). Хотя пока большинство людей роняют слезы умиления от "банальностей в столбик", ошибочно называемых ими стихами, Вергилий будет оставаться популярным...
зуева_татьяна   обратиться по имени Пятница, 16 Декабря 2022 г. 17:46 (ссылка)
Спасибо за интересный экскурс!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 16 Декабря 2022 г. 20:50ссылка
Таня,приятных впечатлений
BLANKA   обратиться по имени Пятница, 16 Декабря 2022 г. 20:59 (ссылка)
Когда бывали в Монтрё, всегда с внутренним волнением смотрела на отель, где ОН жил, и его памятник на лужайке... Спасибо,Майечка!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку