INSTITYTKA все записи автора
Добрый день. Я хочу ещё раз поблагодарить всех камелотовцев, которые меня поддержали в конкурсе буктрейлеров о Сергее Довлатове. Я не победила, (и не ставила перед собой такой цели). Для меня важней - участие в различных проектах и конкурсах. Спасибо всем за поддержку.
Сегодняшний пост посвящён феномену электронной книги.
18 сентября отмечается Международный день электронной книги (International Read an eBook Day).
Из библиотечного юмора
Встретились однажды две книги - бумажная и электронная.
Электронная говорит бумажной:
- "Ты старая, вся зачитанная. Тебя пора выбрасывать, сдать в макулатуру"
А бумажная взяла и отключила электронную.
Первое упоминание ридеров (электронных читалок) я встречала в конце 1980-х гг. на страницах газеты "За рубежом". Причем я тогда совсем не понимала механизм этого устройства. И не думала совсем, что доживу до массовой популярности ридеров и электронных библиотек.
Этот день отмечается по инициативе американской компании OverDrive, занимающейся цифровой дистрибуцией электронных книг, аудиокниг, музыки и видео.
Компания OverDrive была основана в 1986 году и изначально специализировалась на конвертации аналоговых медиа в цифровой формат (дискеты и компакт-диски). Как только Интернет стал лидирующим способом распространения цифровых медиа, компания перенесла свои сервисы онлайн и открыла цифровое хранилище Content Reserve.
Наиболее раннее упоминание об идее электронной книги принадлежит Бобу Брауну. Вдохновившись просмотром первого фильма со звуковой дорожкой, он в 1930 году даже написал целую книгу о своем изобретении. Она называлась «The readies». Идея была довольно простой: на бумажную ленту наносился текст, который можно было перематывать вперед и назад с разной скоростью. К нехитрой конструкции добавлялось увеличительное стекло и в итоге получался примитивный проигрыватель. Большой популярности изобретение не получило, но попало в историю как первый прототип электронной книги. Это - самый далекий прототип современного варианта.
Первыми предсказали появление электронной книги писатели-фантасты.
В фантастическом рассказе американского писателя Айзека Азимова (1920–1992) «Как они весело жили» (1951), действие происходит 17 мая 2157 г. Юные герои рассказа Азимова с любопытством держали в руках найденную книгу, но сравнивали её с эффективностью чтения книг на телеэкране. Именно в этот день два школьника Марджи и Томми нашли самую настоящую (бумажную) книгу. В мире героев рассказа люди вообще не держали бумажные книги, о которых Марджи рассказывал дедушка, помнивший о временах, когда разные истории записывали на бумагу: «Они переворачивали желтые хрупкие страницы, и было ужасно забавно читать слова, которые стояли на месте, а не двигались, как им положено,– ну, вы сами знаете, на экране. И потом, когда они переворачивали страницы назад, там были те же самые слова, что и раньше, когда они читали в первый раз.
Прочитать рассказ полностью можно здесь
Я готовила этот материал для конференции в нашей библиотеке после режима самоизоляции и локдауна, когда 2 месяца библиотека была закрыта для читателей. И после прочтения рассказа Азимова, до меня чётко дошло, что в образе Механического учителя он предсказал современное дистанционное обучение, пик популярности которого как раз и пришёлся на период локдауна. Мне это всё очень представилось актуально. Американским писателям фантастам образ Будущего не представлялся позитивным.
Прообраз современной электронной книги представлен также в произведениях Станислава Лема ("Магелланово облако" - 1955, "Возвращение со звёзд" - 1961", Бориса Борина ("Земное притяжение" - 1965).
Дальнейшее развитие технологий привело к появлению первых электронных книг с изображением механизма их воздействия на читателя. Американский писатель-фантаст Нил Стивенсон (род.1959) в романе «Алмазный век, или Букварь для благородных девиц» (1995) представляет проект в виде развивающей самонастраиваемой (интерактивной) книги. Действие происходит в далёком будущем, когда пали национальные правительства, стерлись границы государств, настало время анклавов, объединяющих людей на основе общей культуры или идеологии. В центре сюжета – история девочки Нелл из бедной и неблагополучной семьи, в руки которой случайно попал «Букварь для благородных девиц». И когда Нелл открыла волшебный букварь, она оказалась внутри книги. Стивенсон описывает механизм воздействия книги на психику и судьбу девочки: «Как только девочка возьмет его и раскроет, ее лицо и голос запечатлеются в памяти книги. – Да, установится связь. Понятно. – С этого времени книга будет видеть людей и события в их отношении к девочке, используя ее как исходное для построения психологической карты. Поддержание этой карты – главная функция букваря. Всякий раз, как девочка возьмет книгу, та будет проецировать свою базу данных на специфическую карту ребенка»

В центре внимания романа французского прозаика Поля Фурнеля «Читалка» (2012) осмысление судьбы бумажного книгоиздания в эпоху расцвета цифровой культуры. Всё повествование в произведении ведётся от лица издателя Робера Дюбуа, в руках которого оказалась электронная читалка. Он типичный представитель мира, сформированного в бумажную эпоху, пытается найти точки соприкосновения между традиционным книгоизданием, когда текст и книга создавали единое целое и грядущей эрой электронного книгоиздания, которое опирается на новые качества текста: законы его создания, распространения и восприятия.
Электронная имеет несколько преимуществ перед традиционной библиотекой - кроме компактности и легкости, она может вмещать целую библиотеку. У меня на смартфоне загружено более 600 книг, а на ридере - более 300-х файлов. Конечно, как любое электронное устройство, ридеры требуется часто заряжать, но поверье мне, пользование электронной библиотекой очень удобно.
https://fantlab.ru/work731
https://kgeu.ru/News/Item/141/9857