В рамках фестиваля BEE250VEN - Симфония № 3 Бетховена
Понедельник, 24 Августа 2020 г. 07:37
+ в цитатник
liudmila_letoвсе записи автора
“Я постараюсь, если возможно, бросить вызов судьбе, хотя в моей жизни должны быть моменты, когда я не могу не быть самым несчастным из божьих созданий”
(Людвиг ван Бетховен, письмо другу)
Третья,” героическая " симфония Бетховена радикально нова и по продолжительности (почти час! а для стилистики-это симфония, написанная для героев и о героях. Первоначально симфония была посвящена Наполеону Бонапарту, человеку, на которого вся Европа возлагала свои надежды на заре его правления и которым Бетховен, революционер и мечтатель, глубоко восхищался. Услышав новость о коронации Наполеона, композитор, по свидетельству очевидцев, пришел в ярость и вычеркнул имя диктатора с титульного листа симфонии, разорвав эту бумагу. Имя Наполеона исчезло, но идея героя, начинающего бороться с несправедливостью и неизбежно терпящего потери, остается и скрепляет симфонию, как стебель: в первой части есть патетика борьбы, а во второй-похоронный марш: нет героизма без жертвы.
С другой стороны, Третья симфония во многом отражает душевное состояние композитора, это произведение о борьбе и победе человека над обстоятельствами. 32-летний успешный музыкант на пике своей славы пишет ее на фоне нарастающих приступов глухоты и несчастливого романа с Жюльеттой Гвиччарди (именно ей посвящена Лунная соната). Два тяжелых удара судьбы, нанесенных вместе, были бы, конечно, поводом впасть в отчаяние и начать горевать, но не поводом покориться. Несмотря ни на какие удары судьбы, нельзя забывать о высшем предназначении человека, о божественной Искре в его душе. Вопреки всему, сдаваться нельзя – и Бетховен пишет Третью симфонию. Кстати, композитор в конце концов посвятил ее своему близкому другу и благодетелю князю фон Лобковицу, который преданно поддерживал композитора в трудные времена.
Симфония № 3 ми-бемоль мажор, соч. 55 (1804)
Allegro con brio
Marcia funebre: Adagio assai
Scherzo: Allegro vivace
Finale: Allegro molto
Цифровой оркестр Голикова исполняет Третью симфонию в стенах лютеранской церкви Святой Анны (Анненкирхе) в центре Санкт-Петербурга. Здание, построенное в конце 17 века по проекту Юрия Фельтена, может похвастаться гармоничными пропорциями и выдающейся акустикой. Его интерьер является рекордом тяжелого жребия, постигшего Анненкирхе на протяжении всего 20-го века. век: в этом здании располагался склад, кинотеатр, а в 2002 году он загорелся. Сегодня Анненкирхе прекрасно сочетает функции церковно-культурного центра с выставками, лекциями и экскурсиями, доказывая самим своим существованием главную теорию Третьей симфонии: никогда не сдавайся!