-Метки

ЖЗЛ а.с.пушкин алтай арии из опер архитектура балет бетховен видео война волгоград декабристы день рождения дом-музей живопись заметка и фотоподборка звездные истории зима имя искусство история история жизни история любви картины катар концерт куба лица из прошлого лицей любимые песни москва музей музыка музыка для души музыка из оперы музыка из фильмов музыка настроения мультфильм опера память париж портреты православие праздник прикладное искусство птицы пушкин пушкин а.с. радио орфей романсы российская империя российский композитор россия симфоническая музыка симфонический оркестр симфония советские песни советский композитор сочи ссср старые фотографии стихи судьба судьбы таиланд театр трансляция усадьба фестиваль фортепианная музыка фортепиано фото фотографии франция храм художник художники чайковский п и юбилей

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 237547


Как великие артисты расставались с публикой

Четверг, 01 Августа 2019 г. 09:11 + в цитатник
liudmila_leto все записи автора
Драматичные истории расставания со сценой


Акрам Хан
Год рождения 1974
Годы публичных выступлений 1987 —



Акрам Хан объявил о завершении танцевальной карьеры так рано, что в это пока еще не все поверили. Тем более что хореограф Акрам Хан и танцовщик Акрам Хан до сих пор были абсолютно неотделимы друг от друга. Теперь он отказывается от одной ипостаси, но как при этом будет жить втора?
Акрам Хан соединял несоединимое — идеологию современного танца, очень западную по своему духу, с ориентальной архаикой индийского танцевального стиля катхак, который изучал с детства. Появившимся из этого соединения пластическим языком он рассказывал хореографические истории, одновременно и абстрактные, и предельно конкретные. Само это пробуждение архаики в современном искусстве, переплетение восточного и западного опыта стало своего рода знаком определенного времени — недаром его первой важной сценической работой стало участие в великой «Махабхарате» Питера Брука. Стиль Акрама Хана часто называют уникальным, а между тем он с одинаковой легкостью позволяет соединять себя с самыми разными традициями, форматами, школами, жанрами. Акрам Хан работал с Анной Терезой Де Керсмакер и Рави Шанкаром, Анишем Капуром и Сильви Гиллем, с народной индийской музыкой и современными европейскими композиторами, сочинял хореографию для открытия лондонской Олимпиады и для концертного тура Кайли Миноуг. При этом Акрам Хан всегда оставался своим собственным лучшим исполнителем и лучшим протагонистом своих историй — независимо от того, шла ли речь о моноспектаклях или о больших многофигурных композициях, его появление на сцене всегда обозначало центр смысла, энергии и концентрации. Дело здесь не только в исключительной пластичности тела и недосягаемой точности движения. Просто мера соучастия всего существа танцовщика, необходимая для спектаклей Акрама Хана, настолько высока, что, вероятно, по-настоящему договориться о таком соучастии можно только с самим собой.
Этим летом Акрам Хан привез в Москву два спектакля, которые демонстрируют обе его ипостаси — режиссерскую и исполнительскую.
«Жизель», только что показанная на Чеховском фестивале,— большая, многофигурная работа, в которой классический балетный сюжет разыгрывается современными средствами, история меняется, традиция становится не предметом воспроизведения, а объектом игры. Этот спектакль уже получил высшую английскую театральную награду — премию Лоуренса Оливье.
Второй спектакль, «Xenos» («Чужой», «Чужестранец»), собственно, и есть спектакль-прощание. Это 65-минутное соло, в котором Акрам Хан в последний раз выходит на сцену как танцовщик, чтобы в одиночку рассказать историю шести миллионов индусов-сипаев и Первой мировой войны, которая разделила мир и при этом оставила человека наедине с самим собой.



После «Чужого» хореограф Хан продолжит свою работу, а танцовщик Хан уйдет на покой, как бы странно и обидно это ни звучало. Впрочем, им обоим всего 45 лет — и они еще могут изменить свое решение в любую сторону.

*****
НЕНАВИСТЬ К СЦЕНЕ

Гленн Гульд
Годы жизни 1932–1982
Годы публичных выступлений 1937–1964


Гленн Гульд с самого начала — очень раннего — своей карьеры считал публичные выступления «анахронизмом» и «мировым злом» и покончил с ними при первой возможности
Впервые в публичном концерте канадский пианист Гленн Гульд выступил в пять лет — в составе семейного оркестра и сразу перед залом в 2000 человек. Регулярные же концертные выступления Гульда начались в 1945 году. Выступления эти он с ранней молодости не любил — и его концертная биография была чрезвычайно бедна. За 20 лет Гульд дал в общей сложности около 200 концертов (Ван Клиберн, к примеру, давал 200 концертов за два года). Кстати, из 40 концертов, которые он дал вне Канады, несколько пришлось на оттепельный СССР: здесь он исполнил сложнейшую программу, в которую входили не только Бах и Бетховен, но и запретные Шёнберг и Берг.
У его нелюбви к концертам было несколько причин. С одной стороны, живое выступление не позволяло ему добиться совершенства исполнения, которого требовал его перфекционизм. С другой — в отличие от большинства артистов, живая реакция публики была для него не поддержкой, а мучением, он не желал никаких помех в своих взаимоотношениях с партитурой. И даже составил так называемый GPAADAK — The Gould Plan for the Abolition of Applause and Demonstrations of All Kinds («план Гульда по запрету аплодисментов и любых других проявлений»). Сильнейшая мизантропия Гульда подкреплялась сильнейшей же ипохондрией — боязнью заразных заболеваний, холода, сквозняков и любых контактов с коллегами и зрителями. Один из его концертов чуть было не сорвался из-за того, что кто-то из музыкантов в качестве приветствия дружески хлопнул Гульда по плечу.
Когда слава Гульда стала всемирной, он принял решение избавить себя от ненавистных выступлений. Последний публичный концерт Гленна Гульда состоялся в Лос-Анджелесе, в помещении театра «Уилшир Эбелл», 10 апреля 1964 года.
В программе были Бетховен, соната № 30,



«Искусство фуги» Баха



и соната № 3 для фортепиано Пауля Хиндемита,IV. Fuge



После этого Гульд работал только в студии звукозаписи. Здесь возникли самые известные его записи, которые он делал, выбирая самые удачные дубли из разных исполнений — возможность, которой у него никогда не было в живом концерте.

*****

ОТНЯТАЯ СЦЕНА

Рудольф Нуреев
Годы жизни 1938–1993
Годы публичных выступлений 1958–1991

Фото: Shutterstock Premier / Fotodom

Последний выход Рудольфа Нуреева на сцену не был объявленным прощанием. Но и он, и публика понимали, что танцовщик Нуреев выступает в последний раз
В 1983 году Рудольф Нуреев возглавил балетную труппу Парижской оперы, став не только ее этуалью, но и ее стратегом. В том же году у него диагностировали СПИД: у вируса иммунодефицита в тот момент даже еще не было устойчивого названия, и для того времени это был диагноз смертельный — только скорость и неизбежность приближения смерти предсказать было невозможно. Все последние годы жизни Нуреева прошли под знаком противоречивых попыток то ли остановить болезнь, то ли игнорировать ее. Он снимался в кино, чрезвычайно успешно выступал как балетный дирижер, был наставником и партнером молодых танцовщиков. К концу 1980-х его сил уже не хватало на большие партии — тогда он придумал камерные вечера «Нуреев и друзья», а в классических постановках исполнял роли, которые требовали скорее пантомимы, чем танца.
В 1989 году Нурееву пришлось против воли расстаться с должностью артистического директора балета Парижской оперы — контракт с ним дирекция не продлила, а его место занял танцовщик-премьер Патрик Дюпон, коллега и соперник. Есть безусловная — хотя и, безусловно, непреднамеренная — символика в том, что в последний раз как танцовщик Нуреев вышел на сцену как раз вместе с Дюпоном: 23 октября 1990 года они исполнили балет Бежара на музыку Малера «Песни странствующего подмастерья», балет для двоих, который хореограф подарил Нурееву еще в 1971 году. То, что этот выход воспринимался как прощальный, хорошо видно из описания Татьяны Кузнецовой: «Когда Патрик в образе Судьбы-Смерти нежно уводил героя Нуреева в глубь темной сцены и в луче света оставалась только протянутая в зал беспомощная рука великого артиста, зал рыдал в голос».



Оставшиеся силы и оставшееся время он посвятил постановке «Баядерки». Ее премьера 8 октября 1992 года стала и днем окончательного прощания: во время финальной овации зал встал, в то время как Нуреев был вынужден остаться в кресле, потому что болезнь уже не позволяла ему держаться на ногах. Через три месяца после своего последнего появления на публике Рудольф Нуреев скончался в парижской клинике.

*****

ТОЧНО РАССЧИТАННЫЙ УХОД

Сильви Гиллем
Год рождения 1965
Годы публичных выступлений 1981–2015


Сильви Гиллем заранее решила, что расставание с танцевальной карьерой не должно превращаться в мучение. Поэтому, назвав дату прощания с публикой, соблюла ее с присущей ей абсолютной точностью
Карьера Сильви Гиллем — великой балерины нового времени — выглядит эксцентрично, в первую очередь по причине своей абсолютной последовательности, которую не стоит путать с предсказуемостью. От своего начала до финала эта карьера, кажется, была выстроена по какой-то незримой прямой линии — похожей на ту прямую, которую сама Гиллем демонстрировала в своем «фирменном» па, получившем название «six o’clock Сильви Гиллем»: одна нога на пуанте, вторая вытянута вверх, обе образуют идеальную линию, своего рода вертикальный шпагат.
Сравнительно поздно попав в балетную школу, Гиллем в 16 лет оказалась в кордебалете Парижской оперы, в 18 получила золотую медаль на хореографическом конкурсе в Варне, в 19 получила звание первой солистки труппы. Его Гиллем носила рекордные пять дней, потому что ее учитель и партнер Рудольф Нуреев немедленно провозгласил ее этуалью, самой молодой в истории существования титула. В этом качестве она все так же последовательно и одинаково триумфально танцевала классический, а позже contemporary-репертуар, работая с Нуреевым, Морисом Бежаром, Матсом Эком, Уильямом Форсайтом, Расселлом Малифантом, Акрамом Ханом, Робером Лепажем. Ее талант и технику Бежар называл «инопланетными». Когда Гиллем наскучил несколько неповоротливый академизм и бюрократизм парижской сцены и она решила уехать в Лондон, это вызвало скандал, закончившийся парламентскими слушаниями. Но в этом ее шаге не было эпатажа, ее капризы и прихоти вообще не были капризами и прихотями от необузданности темперамента или характера: она просто не хотела тратить ни секунды времени на повторение пройденного.
Когда Гиллем объявила, что год ее 50-летия станет последним ее годом на сцене, это вызвало отчаяние поклонников по всему миру — отчаяние, смешанное с надеждой на то, что в этот раз последовательность ей откажет. Но, в отличие от многих других звезд, Гиллем поступила именно так, как пообещала. В 2015-м она отправилась в прощальное турне, маршрут которого включал в себя Афины, Москву, Лондон, Геную, Барселону, Сидней, Париж, Пекин, Шанхай, Нью-Йорк. Финальной точкой этого кругосветного путешествия была Иокогама, где 31 декабря Гиллем пунктуально закончила исполнять легендарное бежаровское «Болеро» за две секунды до новогодней полуночи.




*****

УХОД РАДИ ПОКОЯ

Анита Черкуэтти
Годы жизни 1931–2014
Годы публичных выступлений 1951–1960


Взлет Черкуэтти длился восемь лет — но то, что казалось крутым началом длинной карьеры, вопреки всем ожиданиям, оказалось короткой вспышкой
Анита Черкуэтти стала знаменитой быстро и ярко: дебютировав в 20 лет в «Аиде», она за несколько лет завоевала и главный оперный репертуар, и большие оперные дома — от Арены ди Верона и Ла Скала до сцен Нью-Йорка и Чикаго.



Она была оперной дивой старой школы, то есть певицей, а не актрисой: пластичность, красота и выразительность были у нее только в голосе, но в голосе их было более чем достаточно. Огромную славу ей принес драматичный «профсоюзный» инцидент: в первые дни января 1958 года она исполняла партию Нормы в Неаполе, а одновременно с этим очень ревниво относившаяся к Черкуэтти Мария Каллас пела Норму в Риме. После первого же спектакля Каллас то ли заболела, то ли сказалась больной, и, чтобы не отменять спектакли, дирекция римской оперы срочно привезла на замену из Неаполя Черкуэтти, и она выступила с огромным успехом. Каллас моментально выздоровела, но обиженная дирекция оставила роль за Черкуэтти, которая в результате весь следующий месяц пела на два города.
Однако уже в конце 1950-х Черкуэтти начала жаловаться на то, что театральный стресс так действует ей на нервы, что от этого страдает вокал. Вид рабочего календаря, наполненного выступлениями, выводил ее из себя — и буквально лишал голоса. Собственное душевное спокойствие было ей дороже любой славы: в октябре 1960 года она вышла на сцену в последний раз, спев Абигайль в «Набукко» в голландском городе Хильверсуме. Следующие 54 года Анита Черкуэтти прожила тихой семейной жизнью, время от времени давая уроки молодым певцам и участвуя в жюри оперных конкурсов.



Среди выдающихся оперных биографий биография Аниты Черкуэтти оказалась самой короткой — начавшись в 20 лет, она закончилась в 29. Правда, слава ее продолжала расти и некоторое время после ухода: студии звукозаписи успели выпустить всего лишь два полноценных оперных диска с участием Черкуэтти, а все остальные записи, сделанные нелегально или полулегально, продолжали «всплывать» и вызывать ажиотаж на рынке еще десятилетия спустя.

*****

СМЕРТЬ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ

Томми Купер
Годы жизни 1921–1984
Годы публичных выступлений 1947–1984


Томми Купер был комиком-мистификатором: он показывал фокусы, которые как бы не получались. Но в его последнем выступлении все вышло по-настоящему
У комиков существует свой профессиональный рейтинг, вполне серьезный: в нем Томми Купер с 2005 года занимает шестое место — чуть пониже Вуди Алена, чуть повыше Мистера Бина. Смешным Купер был очень на британский манер, и даже самая узнаваемая деталь его сценического костюма, красная феска, смотрелась на нем как реквизит колониалиста-недотепы, клоунский колпак особого сорта. Купер создал свой собственный жанр юмористического шоу: он был фокусником-неудачником. С детства полюбив показывать фокусы, он тренировался в годы Второй мировой войны на своих сослуживцах по британскому флоту — и тогда же обнаружил, что публику гораздо больше развлекают фокусы, которые не удаются. В его рабочем архиве остались целые амбарные книги с бухгалтерски подробными описаниями и разборами того, как провалить любой трюк. Демобилизовавшись, Купер немедленно отправился в английские варьете и стал их любимцем на ближайшие 35 лет: иногда у него случалось по 52 шоу за одну неделю. Но во всем англоязычном мире Купер стал легендой после того, как его шоу попали на телевидение, с конца 1960-х: зритель никогда не мог уловить момент, когда трюк превращается в шарлатанство, волшебство в скетч — и наоборот.
В этом смысле последнее появление Томми Купера на публике оказалось настоящим торжеством мелодраматического черного юмора в прямом эфире. Высокий человек в мантии фокусника выходит на авансцену — и начинает медленно и очень театрально оседать на пол.



Ассистентка смеется от неожиданной импровизации, а зал просто заходится от хохота, глядя на нелепые движения длинных рук и ног. Лишь через несколько секунд продюсер в студии почему-то все же догадался дать оркестру знак играть отбивку на рекламную паузу. Публика перед телевизорами увидела белый экран, потом рекламу, потом следующий номер. Тело Томми Купера в этот момент втащили обратно за занавес.
Он умер от сердечного приступа по-настоящему...

https://www.kommersant.ru/doc/4026741?utm_source=w...=email&utm_campaign=newsletter
https://territoryfest.ru/about/press/akram-khan-st...l-svoe-poslednee-bolshoe-solo/
Рубрики:  Музыка/Классическая музыка
Танец/Балет
Метки:  
Понравилось: 10 пользователям

Лулу_Прада   обратиться по имени Четверг, 01 Августа 2019 г. 22:52 (ссылка)
Людочка, доброго вечера! Спасибо.
Интереснейший пост, не знала многое...

..не вижу читателей - ? нечто похожее с героями поста (приобретение усталости)...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 02 Августа 2019 г. 07:05ссылка
Лариса,материал действительно интересный,малознакомый....
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку