Портрет Антонио Вивальди кисти Франсуа Морелона дё ля Кавэ (1723)
Одним из излюбленных жанров композитора всегда оставался сольный инструментальный концерт. Недаром Вивальди известен как мастер оркестра: не только в целом, но и в частности. Более 350 концертов для одного инструмента входят в наследие композитора.
Вспомним музыкальные инструменты, которые Вивальди наиболее часто выбирал для сольных концертов.
Скрипка
Бесспорно, первое место в творчестве и в сердце композитора принадлежит скрипке. 253 из 350 сольных концертов написано именно для неё. Не говоря уже о её роли и в остальных концертах, где она использовалась в хоре с другими инструментами. Хотя скрипка и ранее была популярна среди музыкантов, Вивальди трактовал её музыкальную природу совершенно по-новому, утвердив новую драматизированную, так называемую "ломбардскую" манеру исполнения.
Violin Concerto in A Minor RV356
***
Фагот
Духовые инструменты – деревянные (фагот, флейта) и реже медные (валторн, труба) – представляют огромный интерес в наследии композитора, во-первых, потому, что выходят за пределы сферы исполнительской практики Вивальди (струнные инструменты); во-вторых, потому, что до него эти инструменты традиционно почти не входили в репертуар. Вивальди изменил эту практику, оставив после себя 38 сольных концертов для фагота с сопровождением. Кроме того, фагот используется почти во всех камерных концертах, где обычно соединяется с тембром виолончели.
Bassoon Concerto in F RV489
***
Виолончель
Второй по значимости струнный инструмент для Вивальди после скрипки. Около 26 концертов для виолончели сохранилось в творческом наследии композитора, что было большим достижением для того времени: в XVII веке виолончель почти не использовалась в качестве сольного инструмента, будучи известной как инструмент сопровождения. Вивальди виртуозно раскрыл новую сущность инструмента, гармонично показав все грани его звучания, включая ранее не известные низкие тоны, и разработав новые техники игры на нём.
Concerto for Cello in C major, No.2, (RV 399)
***
Флейта
В своём творчестве композитор разнообразно использовал оба типа флейты, существовавших в то время: продольную и поперечную. До Вивальди концертных сочинений, созданных специально для флейты, практически не было. Флейтисты исполняли произведения, написанные для скрипки или гобоя. Композитор стал одним из первых, кто раскрыл новые экспрессивные возможности звучания флейты в сольном концерте. Сохранилось 16 концертов Вивальди для флейты.
Il Gardellino. Flute Concerto Op. 10 No. 3 in D Major. RV 428
***
Гобой
В отличие от других относительно "нераскрытых" инструментов в композициях Вивальди, гобой занимал почётное место в оперных оркестрах XVII века. Особенно часто его использовали в "музыке под открытым небом". Сохранилось 12 концертов Вивальди для гобоя с оркестром, а также 3 концерта для двух гобоев. Многие из них были изданы ещё при жизни композитора.
Oboe Concerto in A minor, RV 461
***
Также композитор использовал такие инструменты, как виола д’амор (6 концертов), кларнет (3 концерта), мандолины (2 концерта для одной и двух мандолин с оркестром), лютню (2 концерта), валторны (2 концерта для двух валторн с оркестром) и трубы (1 концерт для двух труб).
Хороший концерт-обозрение. Наглядное и интересное сообщение об инструменте и тут же демонстрация его звучания.
Поражает ваше осведомленность не только об инструментах, но и о всех концертах для них как соло, так и в ансамбле. Людмила, раз у вас есть сведения о творчестве композитора, то не могли бы показать его концерт для двух гобоев ля минор RV 536. Хотя бы первую часть. Не могу найти. Спасибо.
Повторяюсь. Но уж очень кстати ваш блог о Вивальди.
Концерт "Гармонические вдохновения" №8 для 2-х скрипок, струнных и бассо ля минор оп 3 RV 522. Первая часть
Удивительный композитор. Никто не знает, сколько произведений он создал. Далеко за тысячу. Одних "Времен года" было бы достаточно, чтобы остаться в памяти веков, а он таких скрипичных концертов создал более 500. Я нашел только число записанных исполнителей и исполнений его опусов - более 2500. Какое разнообразие музыкальных жанров и неожиданных сочетаний различных инструментов
Например:
Концерт для 2-х скрипок 2-х флейт 2-х труб 2-х мандолин 2-х шалюмо 2-х теорб, виолончели, струнных и бассо.
Концерты для 1-ой, 2-х, 3-х, 4-х скрипок.
Концерт для флейты и органа !!!
Концерт для флейты 2-х скрипок фагота и бассо континуо Оп10 №2 !!! В духе музыки Денисова и Шнитке.
Великий композитор. Лучший представитель лирической музыки барокко.
Людмила, спасибо.