-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 233410


Пост принят: чем обедали на Руси в ожидании Пасхи

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 11:12 + в цитатник
Galyshenka все записи автора https://iz.ru/854541/maksim...nii-paskhi

Автор Максим Марусенков

Патриаршие повара отличались особой изобретательностью:
«Мы довольно часто бывали на великопостных трапезах и не могли достаточно надивиться изобретательности человеческого ума. Господи! чего, чего только нет на этих трапезах!» — писал Александр Ушаков в «Очерках Москвы» (1862–1868).

2019-03-17_10-41-50 (700x180, 202Kb)

Соблюдайте умеренность
Василий Левшин писал в «Русской поварне»: «Стол постный русский имеет три разделения: собственно постный стол, в котором не подают рыб; стол рыбный и полупост, в котором подают рыбу, молочные, яичные и с маслом коровьим пищи». Согласно православному календарю, постных (и полупостных) дней в году — около половины, а посты в исторической России «наблюдали» строго. Представители же черного (монашествующего) духовенства вовсе не употребляли мяса и редко ели другие скоромные продукты.

Высшего развития русская постная кухня XVI–XVII веков достигла в патриарших трапезах. К счастью, у нас сохранились подробные, каждодневные описания столового обихода русских патриархов: Филарета Никитича в 1623–1624 годах и Адриана в 1698–1699 годах. Мы обратимся к анализу великопостных трапез из «Столовой книги Патриарха Филарета Никитича».

Philaret (602x700, 507Kb)
Патриарх Филарет

Патриарх Филарет был отцом первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича. Боярин Федор Никитич Романов-Юрьев попал в опалу при царе Борисе Годунове и был насильно пострижен в монахи под именем Филарета.

В миру, по свидетельству голландского купца Исаака Массы, Федор Никитич был красивым, статным мужчиной и ловким наездником. В Смутное время на его долю выпало немало испытаний, включая пятилетнее монастырское заточение и восьмилетнее пребывание в плену у поляков. Однако вскоре после воцарения Михаила Федоровича Филарет Никитич становится Патриархом Московским и всея Руси и вместе с тем Великим Государем — официальным соправителем своего сына.

«Въ пятницу 1-я недѣли Великаго Поста, февраля въ 13 день. Того дни у Великаго Государя, Святѣйшаго патріарха Филарета Никитича Московскаго и всеа Русіи, кушенье было въ Крестовой палатѣ и въ кушенье Государю патріарху ѣствы подавали: шти съ цѣлымъ лукомъ да съ перцомъ, а квашены уксусомъ, а капуста сѣчена мелка, грибки тяпоныя безъ масла, грибки цѣлики безъ масла, горошикъ хлѣбанецъ безъ масла, лапша гороховая безъ масла, ядра миндальныя, орѣхи грецкіе, взваръ медвеной квасной со пшеномъ да съ изюмомъ, съ шафраномъ да съ перцомъ, горшечикъ мазуней съ перцомъ, горшечикъ мазуней съ инбиремъ, горшечикъ мазуней съ шафраномъ, греночки, рѣпа пареная рѣзана въ ломтики съ уксусомъ да съ хрѣномъ, 2 блюда ягодъ винныхъ на рожникахъ, полоса дынная, полоса арбузная, патоки, яблоки, вишни».

Квашенные уксусом щи встречаются в столовой книге единственный раз. Обыкновенно щи для патриарха готовили из квашеной или свежей капусты. Свежую капусту могли смешивать пополам с репой, а по весне к капустным щам добавлялись «шти борщевые» — по-нашему зеленые, сваренные из борщевика обыкновенного (не перепутайте его с ядовитым борщевиком Сосновского). В данном случае щи были «простыми», но чаще всего «в подвару» шли сушеные снетки. Вплоть до начала XX века эта мелкая разновидность европейской корюшки была основополагающим продуктом в пост. В иные скоромные дни щи со снетком забеляли сметаной и подавали с яйцами («шти с забелою да с яйцы»), встречаются в росписях и «шти с соком» (конопляным или маковым молочком).

2019-03-17_10-42-59 (700x389, 402Kb)

Лапшу для патриарха чаще всего готовили гороховую и иногда «кислую». Из чего делалась «кислая» лапша, неясно, но подавалась она «с орманейным уксусом» — или романейным, сделанным из «романеи» — красного французского вина. Заимствованная у тюркских народностей, лапша стала одним из самых популярных кушаний в русской кухне XVI–XVII веков. Помимо гороховой, ели обычную пшеничную лапшу — куриную, молочную, «соковую».

Горох подавали еще в трех видах: тертым, как «хлебанец» и «зобанец». «Горох тертой» — это, как нетрудно догадаться, гороховая каша. Под «горохом хлебанцем», очевидно, имеется в виду похлебка. Описание «гороха зобанца» мы находим в «Русской поварне» Василия Левшина: «Горох зобаный называется, когда оный сварен будет в воде, пока соскочит с него или треснет на нём кожица. Подают оный, приправив солью, перцем и мелко скрошенным сырым луком». Глагол «зобать» в значении «клевать» или «есть» до сих пор встречается в русских говорах.

Взвар в данном случае уже не дополнение к основному блюду («щука да взвар с перцом да с луком целым подаван»), а самостоятельное кушанье: «взвар медвеной квасной со пшеном да с изюмом». Двумя днями ранее патриарху подавали «взвар со пшеном Сорочинским да с шефраном да с перцом да с ягоды», так что пшено в данном случае — это рис, а не просяная крупа, а под «ягодами» имеется в виду изюм или коринка (мелкий изюм).

2019-03-17_10-43-17 (700x370, 309Kb)

Далее в описании пятничной трапезы следуют три горшочка с мазуней: с перцем, с имбирем и с шафраном. Такая подача была столь традиционной, что в других местах это блюдо называется просто: «троимазуни». Мы бы никогда не узнали, что такое мазуня, если бы описание ее приготовления не сохранилось в одном из прибавлений к «Домострою». Итак, редьку нарезали тонкими ломтиками, высушивали, толкли в муку и в равных долях заливали горячей патокой (чистым жидким мёдом). В горшочек добавляли пряности, запечатывали его тестом и парили в печи «2 дня и 2 ночи». Редька в данном рецепте вовсе не обязательно была черной, так как в России издавна выращивали и белую редьку.

Сушеный инжир («ягоды винныя») подавался нанизанным на тонкие заостренные палочки («рожники»), а дыня, арбуз, вишни и яблоки — варенными в патоке. Винные ягоды появлялись на патриаршем столе еще не раз, а вот дыня, арбуз, вишни и яблоки в этой столовой книге больше не упоминаются. Такого рода единичные кушанья — не редкость. Например, 29 декабря патриарх единственный раз за весь год отведал «40 ягод оливных».

Рыбный день
В качестве примера «рядового кушанья» с рыбными блюдами возьмем трапезу в воскресенье, 7 марта, на четвертой неделе Великого поста.

«Въ недлю, марта въ 7 день, у Великаго Государя, Святйшаго патріарха Филарета Никитича Московскаго и всеа Русіи, столовое кушенье было въ Крестовой палат рядовое. И въ кушенье Государю патріарху ствы подавали: блюдо икры паюсныя, блюдо икры осеннія, блюдо икры сиговыя, ставецъ ксеней осетрьихъ сухихъ, ставецъ ксеней осетрьихъ прсносольныхъ, ставецъ ксеней блужьихъ сухихъ; ставецъ ксеней блужьихъ прсносольныхъ, ставецъ кашки осетрьи, ставецъ кашки блужьи, ставецъ кашки стерляжьи, въ сковород мтя сущу муромсково, 2 пластки карасовыхъ въ ух, 2 пупка осетрьи сухіе, 2 пупка осетрьи прсносольные, тешка осетрья мокрая, языкъ блужей сухой, языкъ блужей прсносольной, три ступки икры вареныя, икряникъ, въ немъ полъ гривенки икры паюсныя, грибки цлики, грибки тяпоные съ масломъ, горошикъ хлбанецъ безъ масла, лапша гороховая съ масломъ, капуста пареная съ орховымъ масломъ, шти капусты соленыя.

Да приказныя ствы Государю патріарху подавали: шти капусты свжія пополамъ съ рпою, взваръ шафранной съ ягоды съ коринкою, коронка съ икрою, уха икры осеннія.

А въ ухи въ подвару 4 ставца снятковъ.

На хлбенной дворецъ 12 пучковъ вязиги въ пироги, на монастырское дло 3 ставца снятковъ, въ пирожокъ ставецъ снятковъ».


2019-03-17_10-43-36 (700x381, 463Kb)

Первое, что привлекает внимание в этой росписи, — это изобилие блюд из осетровых и изобретательность их применения в поварне. Описывая рыбный промысел на Волге в 1769 году, немецкий естествоиспытатель Петер Симон Паллас отмечал:
«Из осетров ничего не бросают; да и потроха употребляют в пищу свежие». Действительно, в ход тогда шли не только «звенья» (филейные части), «спины», «тешки» (брюшные части), «пупки» (жирные брюшные части), но и рыбьи головы, белужьи языки, осетровые и белужьи «ксени» (печенки), молоки, вязига, икра и даже плавательный пузырь — «пузырек белужей под соусом».

Заготовленная по осени осетровая икра (вероятно, зернистая) соседствовала на патриаршем столе с черной паюсной и сиговой икрой. Особым видом черной икры была «арменская»: она ценилась ниже паюсной, так как ее подавали на стол братье и другим лицам невысокого звания. Осетровую икру употребляли не только в натуральном виде, но и готовили с ней разные блюда: «три ступки икры вареныя, икряник, в нем пол гривенки икры паюсныя, уха икры осенния». Традиция делать икряники, то есть икряные блины, дожила до наших дней — правда, ныне для этого используют щучью икру.
Вот как их делали в то время:
«бьют икру много, да процедят сквозе решето частое, да приложат мучки крупичатой (пшеничной муки-крупчатки. — Прим. авт.) и оне толсты станут, что красные блины, и кладутся по три блина на блюдо».

2019-03-17_10-43-58 (700x393, 444Kb)

Что касается вареной икры, то еще в середине XIX века, как сообщает журнал «Москвитянин», сохранялась традиция готовить на Лазареву субботу икряную калью. Рецепт мы находим в «Русской поварне»:
«Взять икры паюсной, изрезать оную жеребейками (тонкими полосками. — Прим. авт.); огурцов солёных очистить и скрошить жеребейками же; прибавить луку, налить рассолу огуречного, развести водою и варить в горшочке. Подавая, приправить перцем». Нежирную паюсную икру также использовали для оттяжки ухи. «Делая уху светлой и прозрачной, она (паюсная икра. — Прим. «Известий») в то же время придает ей особенно хороший вкус», — писала Пелагея Александрова-Игнатьева в «Практических основах кулинарного искусства».

«Кашки» осетрьи, белужьи и стерляжьи готовились из рыбного филе с потрохами: «кашка осетрья, а в ней гривенка молок осетрьих свежих, звено осетрины свежия». Судя по позднейшему описанию Василия Левшина, другим важным компонентом была гречневая крупа:
«Белужьей или осетрьей засольной тешки нарезать небольшими кусочками, накрошить луку и приставить вариться с водою; после засыпать немного гречневыми крупами. <...>
В прочем варят кашицу с вялою всякою и провесною рыбою, еще на ухе, вываренной из мелкой свежей рыбы». В прибавлении к «Домострою» — перечню «Книги во весь год в столы еству подают» — встречается «каша с молоки стерляжьими да со пшеном».

2019-03-17_10-44-19 (700x389, 514Kb)

«Метью» называли связку провесной (сыровяленой или сырокопченой) рыбы, в другом месте она обозначена как «сущ муромской». На патриаршем столе встречались «шехонская» осетрина (шекснинская, из Шексны), астраханская белуга, владимирские и новгородские лещи и сиги, ростовские «боченные гвозди» — засоленные в бочках щуки.

Еще один продукт, широко распространенный в исторической России, но практически исчезнувший в XX веке, — это вязига. Хорду, проходящую в середине хребта осетровых рыб, засаливали и вялили на свежем воздухе. Затем ее размачивали, разваривали до мягкости и мелко крошили. Вязига могла подаваться как самостоятельное кушанье, но чаще всего употреблялась в начинку для пирогов, расстегаев, кулебяк. Это был ценный рыбный субпродукт: в 1741 году «добрая» осетровая вязига стоила вдвое больше черной икры.

«Капуста пареная с ореховым маслом» наводит на мысль о селянке/солянке — капусте, тушенной с добавлением разных других ингредиентов. В мясоедном столе она готовилась с мясом или птицей, в постном — с рыбой или грибами. Само слово «селянка» впервые встречается только в 1761 году среди блюд для студентов и гимназистов Академии наук. Однако, как видим, тушенная в ореховом (из лесных орехов) масле «соленая» капуста появилась в русской кухне гораздо раньше.

2019-03-17_10-44-36 (700x393, 356Kb)

Самая обильная и разнообразная по части рыбных кушаний великопостная трапеза состоялась у патриарха Филарета Никитича на Праздник Входа Господня в Иерусалим. В Вербное воскресенье 1624 года на стол в разных видах были поданы 19 рыб: сельдь (переяславская ряпушка), осетр, лещ, белорыбица, лосось, судак, язь, чир, сиг, лудога, сырть, белуга, стерлядь, щука, окунь, карась, пелядь, семга (ее отличали от лосося), снеток. Рыба использовалась как свежая, так и соленая. «Живую» рыбу готовили на пару, жареной и в ухе. Заготовленная впрок рыба могла быть «росольной», «свежепросольной», «пресносольной» (малосольной) и «боченной». Возможно, какие-то из этих терминов были синонимами, но градация по типам засолки очевидна. Рыбу обжаривали на сковороде в масле, зажаривали в печи в открытой сковороде или распаривали в печи в закрытой сковороде. Стерлядь (и только стерлядь) также жарили на вертеле — «стерлядь верченая».

Отдельную категорию блюд составляло тельно́е — истолченное до состояния теста «тело» (филе) рыбы, из которого делали «кружки» и «короваи». «Круглое тельное» описывает Екатерина Авдеева в «Записках и замечаниях о Сибири» 1837 года: «Тело рыбы толкли в тесто, средину начинивали вязигой с фаршем и жарили в масле». Для Филарета Никитича «кружки тельные» готовили из свежих или бочечных судаков, иногда с добавлением вязиги, а обжаривали иной раз в маковом масле. «Короваи тельные», очевидно, представляли собой запеченную в форме массу тельного. Состав таких караваев мог быть довольно сложным: в столовой книге упоминается «короваец да плотица (плотва. — Прим. авт.) тельные с телом рыбьим, со пшеном, да с вязигою, с перцем, да с шафраном, в них в тело судак свеж, да 3 щуки колодки живы». С рыбой также готовились остающиеся загадкой караваи «просыпные» и «ставленые», пироги подовые (испеченные на поду в печи) и пироги-караси (пряженные в масле).

Всему голова?
Наряду с невероятным разнообразием рыбного стола в «Столовой книге патриарха Филарета Никитича» бросается в глаза слабое присутствие «хлебенного» и кушаний из зерновых и круп. Стол патриарха Адриана был более сбалансированным в этом отношении. На столе последнего патриарха в досинодальный период присутствовали разные виды белого хлеба («хлебец ситней, калачик, папошник, хлебец саешный»), зерновые кисели, клюквенный кисель, пироги с постными начинками (груздями, рыжиками, луком, пшеном и изюмом), пироги-ягодники, оладьи в патоке, «кашка яшная» с разными добавками и даже «дрочена миндального соку» (запеченное в печи блюдо наподобие омлета, с миндальным молочком вместо коровьего).

2019-03-17_10-44-56 (700x394, 406Kb)

При чтении описаний боярских и патриарших трапез невольно возникает вопрос: а как же питались в то время люди простого звания? «Столовая книга Патриарха Филарета Никитича» дает нам на него косвенный ответ. «За столом у государя патриарха» часто ели самые разные гости, трапеза которых была гораздо скромнее патриаршей. Так, дьякам и подьячим на Праздник Входа Господня в Иерусалим подали четыре блюда: «шти с снятками, ухи щучьи свежия с перцом, осетрина розкладная, белужина астраханская». Практически аналогичным был стол у патриарших крестьян: «блюдо икры арменския, шти с перцом, звено осетрины, звено семжины пресносольныя».

https://iz.ru/854541/maksim-marusenkov/post-prinia...ali-na-rusi-v-ozhidanii-paskhi

Рубрики:  По России/Русь древняя
Угощения /Кулинарные традиции
Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 16 пользователям

oberon-00   обратиться по имени Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 12:39 (ссылка)

Не скоро ели предки наши,
Не скоро двигались кругом:
Ковши, серебряные чаши
С шипящим пивом и вином..

6516 (700x418, 184Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Майя_Пешкова   обратиться по имени Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 12:44 (ссылка)
Спасибо,Галя.Вот интересно было бы узнать постные блюда,которые готовят наши читатели в пасхальный пост,может каждый для себя что-то новое открыл...и озаглавить как-то интересно...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 13:01ссылка
Майя_Пешкова, хоть и считается, что 35% верующих соблюдают пост...но не очень уверена в этой пропрции. Пост блюсти необычайно трудно.
У меня подруга- вегетарианка - она готовит нечто в виде плова, только мясо заменяет бобами или фасолью. Т.е. те же жареная морковка, лук, рис и бобы. Между прочем, очень вкусно и сытно.
Щи действительно все готовят на пост (и вегетарианцы), только без мяса. Тоже щи как щи - очень вкусно, но не так сытно.

Приятельница еще печет пирожки постоянно с постной начинкой - но на пост сдоба запрещена. С другой стороны вегетарианцам не советуют дрожжевое тесто, по крайней мере свежеиспеченное - это вредно для здоровья.
Кроме того моя приятельница отказывается от конфет, шоколада и кофе...выглядит прекрасно, надо сказать.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 19:24ссылка
от стерлядки и икорочки не отказалась бы
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 19:31ссылка
Майя_Пешкова, а интересно как они икорочку готовили для начинки - и отжимали, и с мукой смешивали...не просто так на блиночки мазали.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 19:37ссылка
они в икру муку добавляли,сначала ее били,чтобы икринки лопнули,икра клейкая и яиц не надо и такие блины получались
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 19:39ссылка
Майя_Пешкова, ням ням ням...захотелось попоститься...
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 19:44ссылка
а ктоб отказался бы....
прошлым снтябрем повезло купил свеже выловленную стрелядочку где-то на 1,5 кг прямо на берегу Оки...
загрилил ее...
мелкие сначала носы воротили, а потом только хруст стоял...
))))
Нина-Ник   обратиться по имени Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 14:55 (ссылка)
Замысловатый пост был у наших предков, но, наверное, вкусный. Я так поняла, что рыбу они все - таки ели в пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 15:32ссылка
Нинель_Ник, в определенные дни (церковные праздники, которые выпадают на пост) можно есть рыбу. Рыбу разрешают есть и на поминках например, если выпадают на пост. Щи варят рыбные.
АнИчка2   обратиться по имени Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 16:48 (ссылка)
Что готовим в Великий пост? В основном - то, что привычно, а значит, можно приготовить быстро. Постные борщи, щи, грибной суп. На второе - картошка с соленьями, овощи, каши с добавками (чаще - жареный лук), реже - котлетки из круп и овощей. Винегрет. Жаль, грибов много нельзя. В выходные пирожки (оч. редко), кексики с замороженной ягодой (это быстрее). Для разнообразия в выходные иногда пробуется что-нибудь новенькое из интернета. Вот попробовала сделать котлетки из гречневой каши с грибами. Не должны были развалиться, но пюре получилось вкуснейшее!... Новых рецептов набралось много, выходных дней поста не хватит. Словом, не пост, а увы, сплошное объедение.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 17:20ссылка
"НЕ ЖРАТь"!!!!!!!(c)
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 17:33ссылка
"НЕ МОГУ"!!!!!!(с)
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 17:37ссылка
Нада бороться с тлетворными привычками...
"Воздержание, Воздержание, Воздержание"....



Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 21:40ссылка
Спасибо за "Покровские ворота". Могу смотреть бесконечно!
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 19:23ссылка
Слюнки потекли
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 21:42ссылка
В пост почему-то ВСЯ, даже самая простая еда, кажется необыкновенно вкусной!!улыбка!
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 19:33ссылка
АнИчка2, и пост может быть вкусным оказывается!
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 21:48ссылка
Я поначалу была уверена, что в строгий пост вообще нечего есть будет!!! А оказалось, что всего так много, даже вкусненького!
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 22:08ссылка
АнИчка2, ну конечно, а про винегрет напомнили! Про него почему-то забывается - хотя блюдо действительно постное, и вкусное, и всеми любимое. Винегрет готовлю почти на каждые выходные зимой, даже и без поста.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 22:17ссылка
Винегрет - это вообще песня!!!! И палочка-выручалочка. Когда по какой-то причине невозможно взять еду из дома, его можно купить в гипермаркете по-соседству. Главное - успеть, т.к. его всегда хорошо разбирают, а в пост он вообще исчезает уже к обеду.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 22:20ссылка
АнИчка2, значит действительно многие постятся... свёклу обязательно надо кушать - очень полезный продукт.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 22:27ссылка
Похоже, что да. Гипермаркет на этом тоже зарабатывает. Во время поста там всегда есть выбор постных блюд.
И не он один. В магазинчике, где продают орехи, изюм и т.п. делают Великопостную скидку, и покупателей - больше.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 22:34ссылка
АнИчка2, рада, что тема вызвала интерес. Наверное завтра продолжу с рецептами.

У нас, в мусульманской стороне, к сожалению скидок не делают...
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 22:43ссылка
Жалко...
С удовольствием, буду ждать. В частности о постной еде москвичей в к.19 - н.20 веков, очень интересно у Шмелёва в "Лето господне".
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 22:48ссылка
АнИчка2, да, действительно. Очень интересен Постный рынок у Шмелева. Спасибо вам за подсказку и хорошую идею.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 19:40ссылка
спасибо за идеи
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 22:08ссылка
Это еще без грибов и фасоли, которые имеют противопоказания, но очень нужны как растительный белок. Кроме блюд (в борще, тушение, жарка, запекание) из них можно делать, например, паштеты для бутербродов. Особенно из фасоли (очень вкусно!), т.к. грибы это всё-таки дорого. Можно даже делать домашнее овсяное молоко (хочется попробовать сделать, т.к. готовое в магазинах просто безумно дорого). А для сластён мармелады и пастила по воскресеньям?! А ещё халва? А ещё салаты. Даже в дни без растительного масла можно найти много рецептов. Самые простые - рассольник и макароны/каша с заправкой из вёшенок. Они тушатся без масла и дают "юшечку".
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 22:11ссылка
АнИчка2, вёшенки очень вкусны. Обычно с картошечкой их жарю, вернее тушу - как раз из-за юшечки.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 22:20ссылка
Мммммм!!!....
Хитр_из_Дупла   обратиться по имени Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 19:50 (ссылка)
Galyshenka, спасибо, Галя!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 19:51ссылка
Хитр_из_Дупла, а вы, Валя, поститесь или только собираетесь?
Минор   обратиться по имени Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 21:10 (ссылка)
Интересно,спасибо,Галочка!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 22:06ссылка
Минор, Доброго воскресного вечера, Оля.
babeta-liza   обратиться по имени Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 22:28 (ссылка)
Благодарю Галя! Пост не держим, но люблю готовить постные блюда, особенно различные винегреты и с грибами блюда. Наморозила много вешенок своих и ягод.В винегреты добавляю ягоды: смородину красную, крыжовник, черную смородину и малину. Получается вкусно!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 22:35ссылка
babeta-liza, винегреты с ягодами? оригинально!
Перейти к дневнику

Воскресенье, 17 Марта 2019 г. 23:00ссылка
Очень вкусно! Я замораживаю все ягоды и мы потом всю зиму и весну до самого урожая их едим, в винегретах, в смузи, в пирогах и просто так...
Перейти к дневнику

Понедельник, 18 Марта 2019 г. 00:46ссылка
babeta-liza, про винегреты с ягодами просто не слышала... тоже замораживаю, но нужно будет больше - в расчете на винегреты...
Перейти к дневнику

Понедельник, 18 Марта 2019 г. 01:17ссылка
Это муж придумал...
Перейти к дневнику

Понедельник, 18 Марта 2019 г. 01:32ссылка
babeta-liza, естествоиспытатель...вот что значит научное, нестандартное мышление...молодец.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку