-Метки

ЖЗЛ а.с.пушкин алтай арии из опер архитектура балет бетховен видео война волгоград декабристы день рождения дом-музей живопись заметка и фотоподборка звездные истории зима имя искусство история история жизни история любви картины катар концерт куба лица из прошлого лицей любимые песни москва музей музыка музыка для души музыка из оперы музыка из фильмов музыка настроения мультфильм опера память париж портреты православие праздник прикладное искусство птицы пушкин пушкин а.с. радио орфей российская империя российский композитор россия симфоническая музыка симфонический оркестр симфония советские песни советский композитор сочи ссср старые фотографии стихи судьба судьбы таиланд театр трансляция усадьба фестиваль фортепианная музыка фортепиано фото фотографии франция французский композитор храм художник художники чайковский п и юбилей

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 237858


Музыкальная история Сергея Лемешева.К 115-летию певца

Понедельник, 10 Июля 2017 г. 08:02 + в цитатник
liudmila_leto все записи автора Лирический тенор Сергея Яковлевича, поражающий редким богатством красок и благородством тембра, стал одним из символов русского вокального искусства.


Сергей Яковлевич Лемешев
10 Июля 1902 - 26 Июня 1977


Судьба великого певца Сергея Яковлевича Лемешева удивительна: она напоминает луч света, расходящийся от маленькой точки до ослепительного сияния.

Небольшая деревушка Старое Князево в Тверской губернии ничем не отличалась от сотен тысяч других русских деревень и посёлков. Но именно ей суждено было стать родиной выдающегося артиста. Лемешев так вспоминал свои детские годы: «Ещё до революции деревня отличалась от города тем, что она пела. Народные песни звучали всюду: и в избах, и на улице, в поле, и пели их мои земляки выразительно, проникновенно, задушевно, а случалось – и очень весело».





"Лемешев… на руках поклонников"

Специальный репортаж Леонида Варебруса
с дороги Москва-Старое Князево
(из архива радио Россия)

В старинном селе близ Твери в 1902 году и родился будущий солист Большого театра, уникальный лирический тенор Сергей Лемешев. О том времени и об истории крестьян Ивановых, ставших Лемешевыми, этот рассказ.




На протяжении уже 30 лет в деревне Князево Калининского района проходят музыкальные праздники «Вижу чудное приволье», посвященные Сергею Лемешеву.

Родина (Вижу чудное приволье)



Музыка Абрам Полячек (1889 - 1976), слова Феодосий Савинов (1865 - 1915).
Ансамбль домристов ВРК п/у Н.Некрасова.
Картины художника Дмитрия Лёвина.





Русская глубинка всегда славилась хорошими голосами.И тем не менее, для того, чтобы из простого крестьянского мальчугана Лемешев превратился в великого певца, необходимо было чудо. Оно произошло: Лемешев стал студентом Московской консерватории. Ему было тогда 19 лет. Консерватории предшествовали выступления в клубах, общение с семьёй Квашниных, поселивших в Лемешеве мечту об опере, обучение в кавлерийской школе, командир которой и отправил молодого курсанта в Консерваторию.

«С безудержной энергией, жадностью к знаниям, в каком-то головокружительном вихре я вступил в новую, сказочную жизнь. И на всё у меня хватало времени: на трудные, непривычные занятия по специальности у профессора Райского, и на ещё более сложные теоретические предметы». Так Лемешев вспоминал о своих консерваторских годах. В его жизнь прочно вошли частые походы в Большой театр и на концерты в Большой зал консерватории. Студенты – обычно самые строгие судьи, но когда звучал голос Собинова, или Евлахова, или Петрова – никто не отваживался высказать хотя бы самое маленькое замечание. Лемешев и его друзья затаив дыхание ловили каждый звук, каждую ноту, спетую этими выдающимися артистами. А на концертах Фёдора Ивановича Шаляпина, по признанию Лемешева, он от восторга иногда забывал дышать.

Ария Неморино из оперы Г. Доницетти «Любовный напиток»




Изменчивый, красочный мир театра неудержимо влёк певца. Не забудем – 20-е годы ХХ столетия – это время, когда десятки всё новых и новых театральных течений сталкивались друг с другом, кружились в бурных водоворотах и затягивали в свои пучины молодых артистов, постоянно ищущих чего-то необычного. Именно в эти годы возникла студия Константина Сергеевича Станиславского. В её стенах вскоре оказался и Лемешев, так и не окончивший полного курса Консерватории. И вскоре – постановка «Евгения Онегина» Чайковского. Партию Ленского поёт Сергей Лемешев. Это был его дебют в студии великого режиссёра. «Не гримируйте его, он в жизни – Ленский» – сказал перед спектаклем Станиславский. И не ошибся: образ молодого поэта, этот «юноша бледный со взором смущённым», был с Лемешевым всегда и повсюду. Где бы артист не выступал, он пел Ленского.

Прошло 10 лет с того момента, как Лемешев приехал в столицу – и его мечта сбылась. Отныне он – солист Большого театра. Его дебютными партиями стали Царь Берендей в «Снегурочке» Римского-Корсакова и Джеральд в опере Делиба «Лакме». Лемешев воспринял своё поступление в театр как ещё одно чудо. Он писал: «Шутка ли сказать! Всего каких-нибудь 10 лет назад я был деревенским парнем, а теперь, получив высшее образование, стал артистом лучшего в стране оперного театра». Ленский в «Евгении Онегине», Герцог в «Риголето» Верди, Звездочёт в «Золотом петушке» Римского-Корсакова, Рудольф в «Богеме» Пуччини, Дубровский в одноименной опере Направника – таковы наиболее значительные партии, спетые Лемешевым в стенах Большого театра в довоенные годы.

"Серенада".Ф.Шуберт




Однако, овладев таким солидным оперным репертуаром, артист столкнулся с неожиданной для него самого проблемой: «Я мог лишь совершенствовать свои старые роли, а мне хотелось новой работы, хотелось узнавать незнакомое, преодолевать новые трудности» - писал Лемешев. И тогда у певца возник интерес к концертной эстраде. Помогли годы, проведённые в студии Станиславского: Константин Сергеевич нередко работал с артистами над камерным репертуаром, обучая их общаться с воображаемыми собеседниками и обращая внимание на прочувствованное произнесение текста. И в 1936 году в стенах Большого зала консерватории состоялся цикл концертов, который был посвящён романсам Петра Ильича Чайковского.
Лемешев был единственным, кто в цикле из пяти концертов исполнил абсолютно все романсы Петра Ильича Чайковского, открыв для слушателей удивительный мир камерного творчества великого русского композитора (помимо романсов М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова и других).
Отныне Лемешев регулярно выступал с программами из вокальных миниатюр этого композитора, а так же – Римского-Корсакова, Баликирева и многих других.

Но началась война. Лемешев вместе с другими артистами Большого театра выступал во фронтовых концертах.

Из фильма-концерта "Киноконцерт". 1941 г.
Сцена из оперы "Риголетто". Музыка - Дж. Верди.
Баллада герцога



Песенка герцога




А в 1943 Большой возобновил работу. Звучала опера Глинки «Иван Сусанин». С этого дня певец не покидал сцены на протяжении более чем 20-ти лет.



Из трёх десятков партий, спетых Лемешевым, он сам выделял две – Альфреда в «Травиате» Верди и Ленского в «Евгении Онегине». В молодости артист подчёркивал сходства двух молодых людей; в зрелом возрасте – пришёл к почти противоположной трактовке образов Альфреда и Ленского. Именно Ленский был любимым героем Лемешева. «Сколько с ним связано впечатлений, чувств, раздумий! Ведь арию Ленского(которую он исполнил 500 раз) я пел с самой ранней юности, и музыкальный образ пушкинского героя уже волновал меня» - вспоминал певец.




Ария Ленского и сцена дуэли из оперы П. И. Чайковского "Евгений Онегин".
Запись 1960 г. (ТВ), Онегин - Евгений Белов, Зарецкий - Игорь Михайлов.


«Ленский целиком заполнил мою жизнь, — говорил артист. — Из моих более чем тридцати ролей эта — самая дорогая, любимая, самая большая радость моего творчества». Его голос, лирический тенор редкой красоты и обаяния, был словно создан для образа юного влюбленного поэта.

Выступал он и как эстрадный певец, исполняя лучшие песни М.И. Блантера, Т.Н. Хренникова, Б.А. Мокроусова, А.Г. Новикова, Н.В. Богословского.

В качестве оперного режиссёра Лемешев дебютировал в 1951 году постановкой оперы «Травиата» на сцене Ленинградского малого оперного театра. В 1957 г. выступил в Большом театре как режиссёр-постановщик оперы «Вертер» Ж. Массне.

В 1951—1961 руководил кафедрой оперной подготовки, в 1969—1971 — кафедрой сольного пения в Московской консерватории. Вёл циклы передач на Всесоюзном радио, был руководителем вокальной группы. Автор книги «Путь к искусству» (1968).

В своей книге «Путь к искусству», в главе «Вам, молодые певцы» Лемешев пишет: «Настоящий успех не приходит к артисту сам собой, он дается не только талантом, но и большим трудом. Искусство требует жертв! Как правильна эта крылатая фраза!» А ведь мало кто знал, что с 1942 по 1948 год, артист работал и пел «на одном легком», ведь второе было отключено пневмотораксом после сильнейшей простуды. Но не теряя даром времени, Лемешевым были подготовлены новые сценические образы: Фра-Дьяволо из одноименной комической оперы Обера, Афанасий Иванович из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского, романтичный Вертер из оперы Массне. Лемешев вспоминал: «Поначалу я не мог петь, задыхался – ведь работало одно легкое. Врачи разрешили одно-два выступления в месяц, однако, я приспособился и пел три-четыре спектакля в месяц до 1948 года». А разве это не подвиг, а разве это не жертва?


ПОСЛЕДНИЙ КОНЦЕРТ...



♪ ♫♪♪ ♫♪♪ ♫♪
"Скажите, девушки, подружке вашей"
Музыка Р. Фальво, русский текст М. Улицкий.



♪ ♫♪♪ ♫♪♪ ♫♪
"Снегурочка"



Музыка А. Пахмутовой, слова - С. Гребенников, Н. Добронравов.
♪ ♫♪♪ ♫♪♪ ♫♪
"Одинокая гармонь"



Музыка Борис Мокроусов, слова Михаил Исаковский.
♪ ♫♪♪ ♫♪♪ ♫♪
Песня индийского гостя из оперы Н.А.Римского-Корсакова "Садко" .



♪ ♫♪♪ ♫♪♪ ♫♪
Ария Надира из оперы Ж.Бизе "Ловцы жемчуга"



♪ ♫♪♪ ♫♪♪ ♫♪

"Музыкальная история"— художественный музыкальный фильм (1940)




Теплый, истинно русский тембр голоса Лемешева, был неповторим, а искренность и ответственность исполнения всегда выделяли его из общего ряда певцов. Имя Сергея Яковлевича Лемешева стоит в почетном ряде имен, которые являются нашим достоянием в истории нашей русской культуры.

СергеЙ Яковлевич Лемешев «Чтобы стать певцом, кроме голоса, музыкальных и сценических данных, необходимо обладать еще одним качеством. Это – всепоглощающая, не дающая покоя, почти сумасшедшая любовь к пению!»



http://www.muzcentrum.ru/personslibrary?id=28&informationtype=full&layout=person
http://www.classic-music.ru/lemeshev.html
Рубрики:  актуальное/живая память народа
Музыка/Классическая музыка
Метки:  

Процитировано 17 раз
Понравилось: 32 пользователям

Алла_Студентова   обратиться по имени Понедельник, 10 Июля 2017 г. 08:14 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
KoshkaZosia   обратиться по имени Понедельник, 10 Июля 2017 г. 09:04 (ссылка)
Благодарю за прекрасный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Mjja   обратиться по имени Понедельник, 10 Июля 2017 г. 11:20 (ссылка)
спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
valniko77   обратиться по имени Понедельник, 10 Июля 2017 г. 11:29 (ссылка)
Спасибо за прекрасный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
babeta-liza   обратиться по имени Понедельник, 10 Июля 2017 г. 14:54 (ссылка)
Благодарю Люда за прекрасного Лемешева!
Ответить С цитатой В цитатник
Galyshenka   обратиться по имени Понедельник, 10 Июля 2017 г. 15:14 (ссылка)
Liudmila5591, Спасибо, Люда. Не так давно слышала в какой-то передаче, что тогда были Лемешевцы и Козловцы. Люблю обоих этих замечательных певов.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 10 Июля 2017 г. 15:38ссылка
Да было такое противостояние,даже "очень серьезное".Но я далека от этих разборок.Люблю и того и другого.)))
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Июля 2017 г. 21:11ссылка
Сердцу не прикажешь
Хитр_из_Дупла   обратиться по имени Понедельник, 10 Июля 2017 г. 18:18 (ссылка)
Liudmila5591, спасибо за Лемешева! к стыду своему, я о нём почти ничего не знаю...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Июля 2017 г. 21:22ссылка
Хитр_из_Дупла, зато есть возможность сделать открытие!И это хорошо!
летчик_наблюдатель   обратиться по имени Понедельник, 10 Июля 2017 г. 20:11 (ссылка)
Автору спасибо.

Вот никогда не понимал протиивостояния фанатов великих артистов. А "лемешихи" и "козлихи" дамы весьма культурные и даже временами интеллигентные, говорят порой доходили до целых баталий .

Ужель так гипнотически талант на души женские влияет?)))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Июля 2017 г. 19:09ссылка
летчик_наблюдатель,наверно,это было,скорее всего, ради эпатажа.
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Июля 2017 г. 19:15ссылка
Да дело в том, что фанаты а особенно фанату ки, люди очень целеустремлённые. Им внешняя эпатажная сторона не важна. И важен сам процесс поклонения Идолу.
И никакой толерантности в отношении адептов другого Кумира.
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Июля 2017 г. 19:21ссылка
Как хорошо,что я болела этим заболеванием.
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Июля 2017 г. 19:38ссылка
Болели или НЕ болели фанатством?
Перейти к дневнику
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Июля 2017 г. 19:48ссылка
Ну это тоже глубоко индивидуально. Одни не "болели" и этим счастливы. Другие, напротив, счастливы от эмоций переживаемых в этой "болезни".

Просто мы, не "болевшие" не понимаем их радикализма.
Впрочем, они тоже, видимо,не понимают нашей "чёрствости и толстокожести эстетической" .)))
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Июля 2017 г. 19:58ссылка
Какая чёрствость и толстокожесть?Что Вы!Эмоций всегда много,часто не выскажешь их,а просто плачешь от потрясения,впечатления.И переживаешь в душе.
Только фанатам этого не объяснишь...
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Июля 2017 г. 20:01ссылка
Да. У нас с ними разные подходы к восприятию прекрасного.
И наверное это хорошо. Многообразие более красочно. В разумных границах, конечно.)
Минор   обратиться по имени Понедельник, 10 Июля 2017 г. 21:33 (ссылка)
У меня бабушка была поклонницей Лемешева!Дома всегда звучали его пластинки!Я выросла на прекрасной музыке.По рассказам бабушки ,у нас была квартира у Большого театра ,было видно ,что вытворяли его "фанатки",они не давали выйти после спектакля ,рвали на нем одежду ,доходило до безумия. Спасибо,за прекрасный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Июля 2017 г. 19:10ссылка
Минор, никогда не понимала таких фанаток.
Николай_Разгуляев   обратиться по имени Вторник, 11 Июля 2017 г. 09:26 (ссылка)
Великий русский самородок.
Ответить С цитатой В цитатник
Kosta   обратиться по имени Вторник, 11 Июля 2017 г. 10:30 (ссылка)
Спасибо большое ,вот и вспомнили великого артиста.Сегодня только старшее поколение помнит Лемешева,НО "Одинокую гармонь" должны знать.В нашей семье пелись эти песни и любили Лемешева.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Июля 2017 г. 19:12ссылка
bayrak, увы,есть представители старшего поколения незнающие Лемешева.Для меня это было удивительно,пока не столкнулась с этим.
зуева_татьяна   обратиться по имени Вторник, 11 Июля 2017 г. 20:49 (ссылка)
Прекраснейший и обстоятельный и хорошо проиллюстрированный пост о великом русском теноре!!! Первые наши пластинки для проигрывателей того времени были именно певца Лемешева. Давно уже не слышала ничего в исполнении Лемешева. Спасибо за доставленное громадное удовольствие!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 11 Июля 2017 г. 22:04ссылка
Татьяна,как хорошо мы все вместе отметили очередной день рождения нашего любимого певца.
Хитр_из_Дупла   обратиться по имени Вторник, 11 Июля 2017 г. 21:27 (ссылка)
Liudmila5591, да, Вы правы! и спасибо за открытие!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку