Galyshenka все записи автора
17 сентября - День памяти известного актера и режиссера Владимира БАСОВА
Владимир Басов родился 28 июля 1923 в семье красного командира и сельской учительницы, умер в 1987 году. Но его роли и фильмы запомнились и оставили глубокий след в нашей истории.
Далее выдержки из мемуарной прозы «Сколько себя помню» Владимира Басова, о его пути в кино
- Я подчас завидую некоторым своим друзьям-кинематографистам, которые точно могут назвать конкретную причину своего прихода, в кино, в искусство, будь то атмосфера актерской семьи, или война, впечатления от которой вызывали жгучую потребность рассказать обо всём увиденном — великом и горьком. У меня такой ясной причины, определившей судьбу, не было.
Просто с самого раннего детства жило во мне неизвестно откуда взявшееся, совершенно не поддающееся определению, желание подражать, имитировать, лицедействовать.
- У меня нет интригующей истории прихода в кино, какая есть у других, или как иные её придумывают. Конечно, я мог бы говорить моим зрителям всё, что угодно.
- Родился и вырос я в семье, где работников искусств не было. Разве что дядя — он еще до войны закончил ВПК, был фронтовым кинооператором, снимал боевые. Он погиб в Триесте в апреле 1945 года, его кадры и поныне встречаются в кинохронике военных лет.
Но я начал мечтать о кино еще раньше, чем он...
- Когда-то я был уверен, что кино делается за маленьким окошком в задней стене кинотеатра — там, журча и излучая свет, готовится волшебное киноварево, которое чародей-киномеханик переносит из своей будки на полотно киноэкрана. Очень хотелось стать киномехаником и самому делать кино.
-… режиссер кино — лишь много позже я узнал, что есть такая профессия, профессия таинственная, мало кому понятная, неуловимая.
- Десятилетку мы окончили 20 июня 194I года. Надели свои лучшие костюмы на выпускной вечер. Правда они были не такие нарядные, как у теперешних выпускников, — страна жила тогда нелегко. Но мы считали, что хорошо одеты, девочки подкрахмалили свои юбчонки, и все были веселы и счастливы.
- Вместо институтов мои одноклассники оказались в окопах, вместо занятий науками — строевая, марш-броски с полной выкладкой. Сначала пот, мозольные волдыри из-за неумения правильно навернуть портянки, потом — борьба с самим собой, кровь.
- Беспощадная статистика времени: мои ровесники, десятиклассники выпуска 1941 года на фронте погибали чаще всех. Наши семнадцатилетние жизни война поглощала особенно охотно, так и не позволив узнать и почувствовать всё счастье возраста. Мне надо было выжить, и войну я вспоминаю, несмотря на весь её ад, самым прекрасным временем в своей судьбе. Именно тогда я познал цену вечным истинам и основные понятия — нравственные, философские, просто житейские — открылись мне во всей своей определенности.
ИЗ ПИСЕМ МАТЕРИ
Если сумеешь послать театральную литературу, то пришли её. Она нужна. Хорошо бы портреты актеров…
…Ещё немного и я в Берлине организую Художественный театр…
…Я — начальник клуба бригады. Должность высокая и ответственная. Я справляюсь хорошо. В моем подчинении — люди старше меня по годам и званиям. Но я их всех держу в ежовых рукавицах.
Будь здорова. Приезжай в Берлинский театр..,
… Я вчера вылепил из снега бабу на самой передовой линии. Утром озлобленная немчура открыла по ней минометный огонь и сбила…
…Меня наградили медалью «За боевые заслуги»…
…Мне присвоили звание старший лейтенант…
…Мне уже двадцать…
- Трудно было? Трудно! Очень! Но сегодня мне кажется, и весело было.
- Война стала моими, университетами. А истинный аттестат зрелости моё поколение получило у стен рейхстага.
Когда в 1946 году я поступал во ВГИК, то не знал, какой факультет выбрать — актерский или режиссерский. Но жизнь сама подсказала и. позаботилась обо мне — мастерская тогда была объединенная, актерско-режиссерская.
Наша группа застала Эйзенштейна, он вёл у нас семинарские занятия. Мне посчастливилось, еще учась, работать ассистентом у Юткевича и Пырьева. Именно работать, а не быть на побегушках. Студенты-фронтовики ценились режиссерами, как говорится, на вес золота.
«ЩИТ И МЕЧ».
…фильм не о немцах, не о разведчиках, не об их приключениях — я делал фильм о Родине. Странно: на экране всё время чужая земля, а я говорю о своей. Но когда уйдут из кинозала зрители и вынесут щемящее чувство Родины, то мне как художнику и режиссеру, — это высшая награда.
«ДНИ ТУРБИНЫХ»
Я всегда ставлю только те произведения, которые мне близки, которые хочется играть. Так получилось и с Булгаковым: «Дни Турбиных» — моя давняя страсть.
Может быть, потому, что я сам был мальчишкой в армии как раз в Николкином возрасте и не раз ходил на этот спектакль в Художественный театр. Мне хотелось самому очутиться на сцене, быть на месте Николки…
Но это присказка. Главная же причина вот в чем. Мне хотелось напомнить зрителям о нашей истории, о нашем родстве с героями Булгакова, с их мыслями и чувствами, ибо нет ничего хуже Иванов, не помнящих родства.
Я, видимо, устроен не очень сложно и поэтому всегда думаю и верю, что зритель поймет меня, подойдет к моему «костерку». И в этой вере — мое уважение к зрителю.
У каждого режиссера, как правило, есть вторая профессия. Так и у меня — я очень люблю играть и не мыслю заниматься только режиссурой.
Я не переходил из режиссуры в актеры, и никогда в своей жизни не отделял одно от другого, потому что актерство — это не должность, это то, что носишь в душе и хочешь, как говорится, выдать людям «на-гора». Я служу таким образом делу, которое люблю.
Владимир Павлович Басов
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1964)
Народный артист РСФСР (1977)
Народный артист СССР (1983)
Орден Трудового Красного Знамени (1971)
Орден Отечественной войны I степени (1985)
Орден Красной Звезды (1945)
Медаль «За боевые заслуги» (1943)
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
http://klauzura.ru/2012/08/vladimir-basov-skolko-s...asov-chast-5-zaklyuchitelnaya/
http://akter.kulichki.net/publ/basov_vl.htm
https://ru.wikipedia.org/wiki/Басов,_Владимир_Павлович