Galyshenka все записи автора
Женское имя Матрена (церковное имя Матрона) считается устаревшим и давно уже не является популярным среди новорожденных девочек, тем не менее у него своя захватывающая история.
Матрена имеет латинское происхождение. Оно образовалось от слова «matrona» и в переводе на русский язык означает «матрона», «почтенная замужняя женщина», «почтенная дама», и еще ему приписывают значение и латинского слова «mater», означающего «мать».
Святые с именем Матрена в 2016 году почитаются 16 раз. Почти все они преподобномученницы, преподобноисповедницы и блаженные.
29 июля - блаженная Матрона Анемнясевская (настоящее имя Матрона (Матрёша) Григорьевна Белякова) — святая Русской православной церкви.
Матрона Анемнясевская (мирское имя Матрона Григорьевна Белякова) родилась в с. Анемнясево в 1864 году, в бедной семье горького пьяницы. После 7 лет Матрёша заболела оспой. Но родители не лечили девочку, и после болезни девочка ослепла. В возрасте 10 лет она вообще перестала расти и потеряла способность ходить после сильного избиения своей матерью за то, что слепая девочка уронила сестренку. Всю оставшуюся жизнь Матрёша была прикована к постели. Еще при жизни стала объектом паломничества: к ней обращались за исцелением, и различной помощью все жители округи, приезжали и издалека. Под конец жизни Матрона была подвергнута репрессиям. Летом 1935 года Бельковским районным отделением НКВД было заведено уголовное дело «попов Правдолюбовых и больного выродка Матрены Беляковой» об антисоветской и антиколхозной агитации. Постановлением Особого Совещания при НКВД СССР от 2 августа 1935 года было принято решение «Белякову Матрёну Григорьевну отправить на принудительное лечение». Умерла 16 июля 1936 в возрасте 71 года. В 2000 году была канонизирована и представлена для почитания во всех церквях Русской православной церкви.
Часовня в честь Матроны Анемнясевской при Храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине, 2014 (Во Владыкине её первоночально похоронили)
В дореволюционной провинции имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь». Эти имена ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.
Какими они были, русские Матрёны, фактически ставшие собирательным образом всех русских женщин. Каких-либо очень знаменитых исторических личностей с этим именем нет, поэтому просто несколько портретов стародавних времен, чтобы представить какими внешне были русские Матрены - Матрёнки, Матрёхи, Матрёши, Матрюши, Матряши, Мари, Матюли, Муси, Туси, Матюша, Тюши, Матяши, Мотри, Моти и Мони
Матрена Павловна Салтыкова(1730-1813), жена посланника в Гамбурге и Париже С.В.Салтыкова
Портрет Матрены Ивановны Соколовой Аргунов Николай Иванович
Турчанинова Матрёна Ивановна
Мать художника К. Ф. Турчанинова.
Образ Матрены наделен характером стойким, светлым, самоотверженным и готовым к жертвенности.
Этот памятник посвящен простой русской крестьянке Яковлевой Матрене Ивановне, которая во время войны продала все, что имела: дом, скотину, вещи, — и пришла в сельсовет с мешком денег со словами: «Купите на эти деньги самолет. У меня сынки воюют, надо помочь».
Яковлева дождалась мужа с войны, прожила долгий век и умерла в 1995 году в возрасте 101 года. До последнего дня она продолжала работать в огороде и ухаживать за скотиной.
Деньги на памятник Матрёне Ивановне – а требовалось более миллиона рублей – собирали все жители Пермского края. И к одной из годовщин начала Великой Отечественной войны – 22 июня 2012 г.– он украсил главную площадь села Буб.
Как продолжение истории о Яковлевой Матрене Ивановне рассказ А.И. Солженицына «Не стоит село без праведника» или «Матренин двор» о простой русской крестьянке, также пожертвовавшей своим скудным имуществом пусть и не на такое громкое дело, ведь «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
Вот и воплотило имя Матрена, черты русских простых, простоватых и немного наивных женщин. Когда в западной прессе печатается статья о России, то на обложке, как символ нашей загадочной и непредсказуемой души обычно помещают рисунок деревянной куклы Матрёшки, - ведь при кажущейся её простоте, поджидает сюрприз - внутри другая кукла, и опять кукла - множество других кукол Матрешек
Матрёшка - символ материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.
Тем не менее кукла Матрешка не является созданной в народе игрушкой. У неё есть даже конкретные родители.
Она была создана на волне интереса к возрождавшейся русской культуре в конце XIX века.
С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды. В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859—1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.
японский мудрец Фукурама
Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным, была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.
Названия у куклы не было, а когда токарь её сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой – Матрёна. Ещё говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем.
Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, очень распространённого и любимого в среде русского крестьянства, то и здесь имеются любопытные факты. Некоторые исследователи попросту забывают, что Россия большая. А это значит, что одно и то же имя, или один и тот же образ могут заключать в себе как положительное, так и отрицательное, иносказательное значение.
Так, например, в «Сказках и преданиях Северного края», собранных И.В.Карнауховой, есть сказка «Матрёна». Автор повествует о том, как баба по имени Матрёна чуть было не умучила чёрта. В публикуемом тексте прохожий-горшечник избавляет чёрта от ленивой и вредной бабы и, соответственно, в дальнейшем пугает ею чёрта. В данном контексте Матрёна является неким прообразом злой жены, которую боится сам чёрт. Подобные описания встречаются и у Афанасьева.
И опять выходит, что не так проста русская матрёшка ...да и не совсем русская уже, уже и космополитическая она
http://www.pinterest.com/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Матрона_Анемнясевская
http://www.dagestanpost.ru/novosti/russia/26293-pa...j-yakovlevoj-matryone-ivanovne
http://sasovo-kruiz.ru/gus-zheleznyj-matronushka-anemyasevskaya/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Матрёшка