-Метки

ЖЗЛ а.с.пушкин алтай архитектура балет бетховен видео война волгоград декабристы день рождения дом-музей живопись заметка и фотоподборка звездные истории зима имя искусство история история жизни история любви картины катар концерт куба лица из прошлого лицей любимые песни москва музей музыка музыка для души музыка из оперы музыка из фильмов музыка настроения мультфильм опера память париж портреты православие праздник прикладное искусство птицы пушкин пушкин а.с. радио орфей романсы российская империя российский композитор россия симфоническая музыка симфонический оркестр симфония советские песни советский композитор сочи ссср старые фотографии стихи судьба судьбы таиланд театр трансляция усадьба фестиваль фортепианная музыка фортепиано фото фотографии франция французский композитор храм художник художники чайковский п и юбилей

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 237670


Казанская икона Божией Матери. Иконография Праздника.

Среда, 04 Ноября 2015 г. 20:02 + в цитатник
Мила_Лова все записи автора




4 ноября - Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.).


*изображения кликабельны

1.
Век:XVII
Место хранения: Вологодский областной краеведческий музей.


Иконографическая справка:
На полях иконы написаны свт. Гурий, первый архиепископ Казанский и свт. Варсонофий, епископ Тверской, казанские чудотворцы. Они почитались как просветители Казани, основатели и устроители Казанской епархии.


Фрагмент. Лики Спасителя и Богоматери


2.
Век:XVII
Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва


Иконографическая справка:
Иконография иконы относится к типу Одигитрии со стоящим Младенцем Христом (Кондаков, 19О2. С. 143-144). Рук Богоматери не видно, десница Христа сложена в жесте благословения, опущенная левая скрыта под гиматием.

Стилистическая справка:
Богоматерь Казанская" - одна из самых почитаемых в России икон. Чудотворный образ был обретен 8 июля 1579 г. в городе Казани, в земле на пепелище дома стрельца Данилы Онучина, его дочерью Матроной. Вскоре список с него и краткое описание чудес были посланы в Москву царю Иоанну Грозному, по повелению которого на месте явления основали девичий монастырь. К освящению в 1595 г. каменного монастырского храма Богоматери Одигитрии была закончена "Повесть о явлении и чудесах иконы", написанная казанским митрополитом, впоследствии патриархом Гермогеном, участником события обретения святыни. Служба иконе напечатана в Казани вскоре после ее явления (Турилов, 1984. С. 11). Явленный чудотворный образ, находившийся в девичьем Казанском монастыре, был похищен в 1904 г. Икона особо почиталась династией Романовых. В 1613 г. царь Михаил Федорович повелел учредить празднование ей, кроме дня явления 8 июля, еще и 22 октября - как защитнице и помощнице в избавлении России от польско-литовских интервентов. В царствование Алексея Михайловича установлено общерусское празднование иконе.


3.

Век:XVII
Место хранения: Частное собрание

4.
Век:XVII
Место хранения: Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль"


Иконографическая справка:
На обороте иконы, над верхней шпонкой помещена надпись с подписью автора Тимофея Ростовцева. Известный ростовский мастер, работавший в середине - второй половине 17 века. В 1642-1643 годах он принимал участие в создании фресок Успенского собора Московского Кремля, а в 1670-х - вместе с другими художниками расписывал церковь Спаса на Сенях ростовского Архмерейского дома. Икона "Богоматерь Казанская" является его единственным подписным произведением.

5.

Казанская, Николай Мирликийский (двустворчатый складень)
Век:XVII
Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей -заповедник "Ипатьевский монастырь"


Иконографическая справка:
Очевидно, является царским вкладом в Ипатьевский монастырь. Изображения Богоматери Казанской получили широкое распространение после событий Смутного времени, когда икона стала считаться покровительницей Дома Романовых. На публикуемом складне образ Богородицы восходит к московской чудотворной иконе из Казанского собора на Красной площади.


6.

Казанская, с клеймами
Век:XVII
Место хранения: Сольвычегодский государственный историко-художественный музей


Иконографическая справка:
Иконография центрального образа, вероятно заменяющего собой более ранний, традиционна. Порядок клейм: 1. Явление иконы Богоматери спящей отроковице Матроне 2. Матрона со своей матерью приходит к Казанскому воеводе и передает повеление Богоматери, полученное во сне 3. Матрона со своей матерью приходят к Казанскому архиепископу и передают повеление Богоматери, полученное во сне 4. Матрона, при стечении народа, собранного матерью, находит в земле икону, пресвитер Гермоген показывает народу обретенную икону 5. Моление народа перед новоявленной иконой 6. Чудо 1-е. Прозрение Иосифа 7. Чудо 2-е. Прозрение Никиты 8. Чудо 3-е. Исцеление болящего человека, приведенного к иконе своей женой из Вияжского града 9. Чудо 4-е. Прозрение ребенка, принесенного матерью 10. Чудо 5-е. Исцеление жены боярина Ивана Кузьминского, болевшей ногами 11. Чудо 6-е. Явление жене некоего поселянина иконы Богоматери наказание ее за ослушание и исцеление усохшей руки после исповеди архиепископу и молитвы к Богородице 12. Чудо 7-е. Исцеление болящего ногами Исаака, по молитве его матери к Богородице 13. Чудо 8-е. Исцеление Елены, болевшей очами, на пути в Казань 14. Чудо 9-е. Исцеление очей инока Иосифа 15. Чудо 10-е. Исцеление Козмы Окулова, исступленного умом 16. Чудо 11-е. Исцеление очей болящей Пелагеи 17. Чудо 12-е. Исцеление Трофима, болевшего очами и трясовицей 18. Чудо 13-е. Исцеление жены попа Ивана Домны, одержимой бесом 19. Чудо 14-е. Исцеление жены скорняка Дмитрия Домны и их дочери Неониллы; Чудо 16-е. Исцеление инока Арсения 20. Построение каменного собора во имя Богоматери Одигитрии в Казани.

Стилистическая справка:
Богоматерь Казанская" - одна из самых почитаемых в России икон. Чудотворный образ был обретен 8 июля 1579 г. в городе Казани, в земле на пепелище дома стрельца Данилы Онучина, его дочерью Матроной. Вскоре список с него и краткое описание чудес были посланы в Москву царю Иоанну Грозному, по повелению которого на месте явления основали девичий монастырь. К освящению в 1595 г. каменного монастырского храма Богоматери Одигитрии была закончена "Повесть о явлении и чудесах иконы", написанная казанским митрополитом, впоследствии патриархом Гермогеном, участником события обретения святыни. Служба иконе напечатана в Казани вскоре после ее явления (Турилов, 1984. С. 11). Явленный чудотворный образ, находившийся в девичьем Казанском монастыре, был похищен в 1904 г. Икона особо почиталась династией Романовых. В 1613 г. царь Михаил Федорович повелел учредить празднование ей, кроме дня явления 8 июля, еще и 22 октября - как защитнице и помощнице в избавлении России от польско-литовских интервентов. В царствование Алексея Михайловича установлено общерусское празднование иконе.


7.

Век:XVII-XVIII
Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Ипатьевский монастырь"


Иконографическая справка:
Поля иконы украшены современным живописи окладом московской работы. Его гладкая форма, "с трубами" по краям, типична для рубежа XVII-XVIII веков. В углах оклада находятся овальные пластины с изображением четырех евангелистов, закрытые сверху горным хрусталем. По старым описям известно, что на иконе также имелась цата с аналогичным закрытым хрусталем изображением Христа. Убор иконы дополнял скан-ный с эмалями венец. Икону отличает подчеркнутая пышность в изображении одежд, украшенных золотым орнаментом, городчатым кружевом и драгоценными камнями. Из-под чепца Богоматери выходит край прозрачной вуали - редкая деталь, навеянная западноевропейскими образцами. Лики Богоматери и Младенца индивидуализированы, возможно, в них использованы портретные черты заказчиков. Драгоценность живописи и оклада свидетельствуют о том, что икона создавалась по исключительному случаю для знатного заказчика.

Стилистическая справка:
Лики написаны в живоподобной манере с очень грамотной проработкой формы, характерной для лучших царских мастеров. В то же время особенности наложения белильных высветлений, их рисунок, а также форсированный розовый оттенок верхних век, губ и подрумянки типичны для костромской традиции. Очевидно, икона была выполнена работавшим в Москве в Оружейной палате иконописцем костромского происхождения.


8.

Век:XVIII
Место хранения: Музей-заповедник "Щелыково"

Иконографическая справка:
Иконография традиционная, дополнена изображением городчатого венца Богоматери, воспроизводящего серебряный венчик с камнями.

Стилистическая справка:
При сохранении традиционной манеры письма личного мастер воспроизводит отдельные анатомические подробности человеческого лица, в чем проявляется воздействие "живоподобного" стиля. Преобладание в палитре охр связывает памятник с галичской иконописной традицией, также как красноватый оттенок личного, который появляется в начале XVIII века за счет использования в вохрении красной охры.


9.

Век:XVIII
Место хранения: Музей-заповедник "Щелыково"

Иконографическая справка: Иконография традиционная.

Стилистическая справка:
Стиль иконы характерен для галич-ской провинции. Неширокие нимбы и "жемчужное" окаймление нимбов и дробниц связывают икону с художественной традицией сопредельного с Костромскими землями Северо-Восточного региона.


10.

Век:XVIII
Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Ипатьевский монастырь"

Иконографическая справка: Иконография традиционная.

Стилистическая справка:
Стиль иконы, ориентированный на древние образцы, характерен для иконописания, связанного со старообрядческой средой.


11.

Век:XVIII
Место хранения: Собрание В. А. Бондаренко


Иконографическая справка:
Феодот Феофанов Протопопов-Ухтомский (уп. 1676-1727) - придворный певчий дьяк и иконописец, обучавшийся, по-видимому, у Симона Ушакова. Уроженец Переславля-Залесского, сын настоятеля московского Благовещенского собора и царского духовника Феофана Феофилактовича. В последние годы жизни - священник одного из московских храмов. Известен по ряду подписных произведений, датированных с 1676 по 1722 год. На нижнем поле надпись белилами: [1720]го сiи образ[...]исал иерей Феодот Ухтомской.


12.

Казанская, с избранными святыми
Век:XVIII
Место хранения: Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Иконографическая справка:
Иконография иконы относится к типу Одигитрии со стоящим Младенцем Христом (Кондаков, 1902. С. 143-144). Рук Богоматери не видно, десница Христа сложена в жесте благословения, опущенная левая скрыта под гиматием. На боковых полях в овальных медальонах на желтом и розовом фоне поколенно изображены слева: Иаков, брат Господень, епископ Иерусалимский, в святительских одеждах, с раскрытой книгой и святой Алексий, человек Божий; справа святые Константин и Елена в золотых царских одеждах с крестами и скипетрами в руках.

Стилистическая справка:
Иконописца Успенского монастыря Александровой слободы можно причислить к последователям Симона Ушакова. Письмо ликов выполнено в "живоподобной" традиции. Лики Богоматери и Младенца писаны по темно-оливковому санкирю высветлениями, создающими объем. На веках, щеках, контурах носа положена подрумянка, уста розовые. В колорите иконы разные оттенки зеленого, оливкового цветов сочетаются с лиловыми, розовыми, оранжево-краными тонами. Серебряные и золотые орнаменты одежд дополнены мелкими серебряными облачками на фоне иконы.


13.

Казанская, со сказанием
Век:XVIII-XIX
Место хранения: Богоявленский собор Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме


Иконографическая справка:
Клейма: 1.Первое явление иконы Богоматери Матроне и ее рассказ об этом матери 2.Второе явление иконы Матроне и ее рассказ об этом матери 3.Третье, "огненное" явление иконы 4.Приведение Матроны к воеводам 5.Приведение Матроны к архиепископу 6.Обретение иконы 7.Мать Матроны рассказывает архиепископу об обретении иконы 8.Крестный ход к месту обретения иконы 9.Перенесение иконы в храм и исцеление Иосифа от слепоты 10.Поставление иконы в Благовещенском соборе и исцеление слепца Никиты 11.Создание списка с иконы и отсылка его в Москву 12.Царь Иван Васильевич приказывает учредить монастырь на месте обретения иконы В среднике под изображением Богоматери приведен текст тропаря иконе.

Стилистическая справка:
Манера письма отличается некоторой схематичностью, свойственной народной иконе. Характерный красноватый оттенок личного позволяет отнести памятник к произведениям, связанным с художественной традицией Солигалича.


Источник: Иконография восточно-христианского искусства
Рубрики:  живопись, графика, акварель
Метки:  

Процитировано 22 раз
Понравилось: 25 пользователям

altinira   обратиться по имени Среда, 04 Ноября 2015 г. 20:19 (ссылка)
С благодарностью за чудесный пост! С праздником!
Ответить С цитатой В цитатник
Алла_Студентова   обратиться по имени Среда, 04 Ноября 2015 г. 21:32 (ссылка)
oie_41198DV9WYOuD (258x258, 37Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
КЛИМ1   обратиться по имени Среда, 04 Ноября 2015 г. 22:34 (ссылка)
историческая справка , "первоисточник " , который никогда не покидал места приобретения Казани был утерян ( украден ) в 1904 году.
Все приведенные тут иконы сие есть официальные и полуофициальные " списки".....
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 04 Ноября 2015 г. 23:15ссылка
Это что за термины такие - "официальные и полуофициальные списки"?
Перейти к дневнику

Среда, 04 Ноября 2015 г. 23:27ссылка
официальные которые находятся в храмах полуофициальные в музеях....
место иконы в храме....
таков наш примар....
пы.сы. ихма исключение для таких шедевров как "Tрoица " Андрея Рублева......
Перейти к дневнику

Четверг, 05 Ноября 2015 г. 00:05ссылка
Можно узнать источник вашей ахинеи? откуда вы это берёте?
Galyshenka   обратиться по имени Среда, 04 Ноября 2015 г. 22:39 (ссылка)
Мила_Лова, Большая благодарность вам за пост. Тем более, что я сама казанская. Та ли, не та икона, но она у нас есть, т.к. есть знакомые, кто видел. Ее хранят очень бережно.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 04 Ноября 2015 г. 23:25ссылка
Конечно, та. Казанская икона - это тип иконографии.
Не смущайтесь предыдущим комментарием, человек просто абсолютно не разбирается в вопросе.
Перейти к дневнику

Среда, 04 Ноября 2015 г. 23:50ссылка
нет такого типа " казанский" .....
да изибрасжение богородицы на праведенных тут иконах однотипное - " путеуказываюсчая " если по русски, считается основоположником данного иконотипа св. Лука....
сие не означает что они должны быть вде "казанские" , однако приведенные вами являются копия изначальной по сему и называются аналогично...
матчасть знать надобно....
пы.сы. как пример икона Тихвинская божья матерь....
Перейти к дневнику

Четверг, 05 Ноября 2015 г. 00:06ссылка
Во-первых, Богородица пишется с большой буквы...
Перейти к дневнику

Четверг, 05 Ноября 2015 г. 00:08ссылка
и чо....
по дело что есть сказать или как????
mng52   обратиться по имени Среда, 04 Ноября 2015 г. 23:02 (ссылка)
с праздником !
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Золотая_Кобра   обратиться по имени Четверг, 05 Ноября 2015 г. 11:52 (ссылка)
Спасибо, цитирую.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 05 Ноября 2015 г. 20:11ссылка
Рада поделиться :)
Жанна_николаевна   обратиться по имени Четверг, 05 Ноября 2015 г. 12:49 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Leon_Meusi   обратиться по имени Четверг, 05 Ноября 2015 г. 18:00 (ссылка)
Спасибо, цитирую
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Галина_Крохина   обратиться по имени Четверг, 05 Ноября 2015 г. 18:02 (ссылка)
Спасибо! Интересно! Познавательно!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
нюша3   обратиться по имени Суббота, 14 Ноября 2015 г. 06:43 (ссылка)
спасибо, это мной самая почитаемая икона
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку