-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Camelot_Club

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 234804


29 июля родились...

Вторник, 29 Июля 2014 г. 13:15 + в цитатник
Galyshenka все записи автора
Цитата сообщения kakula Сегодня именинники
 (468x699, 75Kb)
1915
Павел Петрович Кадочников

артист киностудии «Ленфильм», народный артист СССР.
Родился в городе Петрограде (ныне Санкт-Петербург) в рабочей семье. Когда началась Гражданская война семья уехала на Урал, родину отца, село Бикбарда Пермской губернии (ныне Куединский район Пермского края). В этой деревне прошло детство Павла, здесь он окончил школу крестьянской молодежи.
Когда в 1927 году Кадочниковы вернулись в Ленинград, Павел поступил на изобразительное отделение Детской художественной студии, собирался стать профессиональным художником. Однако из-за серьезной болезни отца он был вынужден оставить студию и пойти работать учеником слесаря завод «Красный путиловец», где проработал до 1931 года. Все свободное время он по-прежнему проводил в художественной студии. Там в 1929 году и состоялось его знакомство с театром. В 1931 году талантливый юноша был принять почти без экзаменов (!)в Театральный техникум при Театре юного зрителя. Через полгода театральный техникум был расформирован, а класс профессора Б.В. Зона почти полностью переведен в Театральный институт. Так Кадочников стал студентом, ему тогда было лишь 15 лет.
В 1935 году, после окончания института Кадочников стал ведущим актером только что созданного Ленинградского Нового театра юного зрителя. С 1935 по 1938 год недавний выпускник работал педагогом по технике речи в Ленинградском театральном институте.
Первой работой Павла Кадочникова в кино стала крохотная роль Михася в картине «Несовершеннолетние» (1935). В 1937 году режиссер Юткевичу предложил Кадочникову роль в своей картине «Человек с ружьем». Уже в следующей картине Юткевича «Яков Свердлов» (1940) Кадочников сыграл сразу две роли - рабочего паренька Леньки Сухова и писателя Максима Горького. В двадцать лет он умел перевоплощаться как волшебник. Кадочников так вошел в образ, что сыграл Горького ещё в двух картинах. Роль Горького принесла актеру популярность, и в 1940 году режиссер Александр Ивановский пригласил его на роль молодого композитора Алексея Мухина в музыкальной комедии «Антон Иванович сердится». Съемки картины закончились 21 июня 1941 года, а на следующий день началась Великая Отечественная война. В конце июля 1941 года Павел подал заявление в народное ополчение. Но ему отказали: «Ты снимаешься в «Обороне Царицына» и «Походе Ворошилова». На «Ленфильме» сообщили, что это фильмы оборонного значения. «Вернись на студию», - ответили ему. После завершения съемок в ленте братьев Васильевых «Оборона Царицына» (1942), где Кадочников сыграл одну из главных ролей, актера пригласил к себе Сергей Эйзенштейн. Легендарный режиссер предложил актеру роль Владимира Старицкого в картине «Иван Грозный» (1944). Встреча и работа с Эйзенштейном изменила и творческую судьбу Павла Кадочникова.
В 1946 году режиссер Борис Барнет начал снимать первый советский фильм о разведчиках – «Подвиг разведчика». На главную роль режиссёр пригласил Кадочникова. Роль советского майора Федотова (он же немец Генрих Эккерт) принесла актеру всенародную популярность и стала его визитной карточкой, одновременно определив в советском кино образ героя-разведчика на долгие годы. Через год (1948) картине была присуждена Сталинская премия. Кадочников уже снимался в фильме «Повесть о настоящем человеке» (1948) Александра Столпера. Актеру предстояло сыграть знаменитого летчика Алексея Мересьева. Картина имела огромный зрительский успех, а в 1949 году Кадочников был награжден второй Сталинской премией. Свою третью Сталинскую премию Кадочников получил в 1951 году за роль Ковшова в фильме «Далеко от Москвы» Александра Столпера. Так, в течение трех лет, с 1948 по 1951-й, Кадочников умудрился получить три (!) Сталинские премии!
Следующим значимым фильмом в творческой биографии актера стала картина Укротительница тигров», в которой он сыграл роль мотогонщика Федора Ермолаева. Участие в фильме принесло и новую волну славы.
В 1956-1958 годах П.П.Кадочников был художественным руководителем студии киноактера при киностудии «Ленфильм». В последующие годы Кадочников много и напряженно снимается, и на его популярности держится множество картин, забытых теперь зрителями. Однако они сыграли свою роль в воспитании по крайней мере двух поколений.
Кадочников стал пробовать свои силы в режиссуре. Первая его работа, приключенческая комедия «Музыканты одного полка» (совместно с Г.Казанским), вышла на «Ленфильме» в 1965 году. Затем он поставил сказку «Снегурочка» (1968), где сам сыграл роль Берендея. Полоса забвения закончилась в середине 1970-х, когда режиссер Никита Михалков предложил Павлу Кадочникову роль Ивана Ивановича в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977).В 1977-1978 годах он сыграл только в двух картинах - «Сибириада» и «Сюда не залетали чайки». В 1979 году Кадочникову было присвоено звание народного артиста СССР. А в 1981 году он снялся сразу в почти десятке фильмов, среди которых наиболее заметной стала роль П.Лафарга в картине режиссера С. Юткевича «Ленин в Париже».
В 1982 году Кадочников снялся сразу в 5 фильмах, а в 1983-м просто блестяще сыграл небольшую роль полковника Шолто в детективе «Сокровища Агры» из серии фильмов о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне.
Последней режиссерской работой Кадчоникова стал фильм «Серебряные струны» (1987) о русском виртуозе-балалаечнике Василии Андрееве. Некрасивый случай, произошедший с этой картиной, скорее всего, поспособствовал кончине актера. Сценарий фильма был украден, несколько процессов долго устанавливали его авторство. В результате судебных тяжб фильм и вовсе попал в разряд запрещенных.
Павел Петрович Кадочников скончался из-за острой сердечной недостаточности 2 мая 1988 года. Похоронен на Серафимовском кладбище города Санкт-Петербурга. Награждён орденом Ленина (26 июля 1985), орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов (4 августа 1985), медалями.
Kadochnikov_Pvl_Ptr_doska (454x700, 112Kb)
В Санкт-Петербурге, на доме где он жил, Каменноостровский проспект, дом 2, установлена мемориальная доска.

 (699x605, 83Kb)
1918
Владимир Дмитриевич Дудинцев
(настоящее имя - Владимир Семенович Байков)
русский советский писатель.
Родился в Купянске Харьковской области. Отец Дудинцева, царский офицер, был расстрелян красными. После окончания в 1940 Московского юридического института был призван в армию. После ранения под Ленинградом работал в военной прокуратуре в Сибири (1942–1945). В 1946–1951 – очеркист «Комсомольской правды». Начал печататься в 1933.
Потрясающий успех имел опубликованный в 1956 в журнале «Новый мир» роман Дудинцева Не хлебом единым, рассказывающий о тщетных попытках провинциального инженера Лопаткина, честного и мужественного человека, пробить со своим изобретением, ускоряющим и удешевляющим жилищное строительство в послевоенной разрушенной стране, стену безразличия чиновников. Его обвинили в «клевете»а далее к фактическому запрету на публикации произведений Дудинцева.
Только в 1987, с началом «перестройки», появился в печати и сразу стал вехой в истории современной русской литературы второй многолетний труд Дудинцева – роман Белые одежды (Государственная премия СССР, 1988), основанный на повествовании о противоборстве в советской науке 1940–1950-х годов ученых-генетиков со сторонниками «академика-агронома» Т.Д.Лысенко,: «Я убежден, что только в по-настоящему суровых условиях проявляются наши лучшие и худшие стороны. Мне кажется, что в обществе, где „не доносятся жизни проклятья в этот сад за высокой стеной", я и писателем не стал бы».
Умер в Москве 23 июля 1998 года. Сочинения: Повести и рассказы, Москва, 1959; Новогодняя сказка, (Москва), 1965; Не хлебом единым, Москва, 1968. Литература: Еремин Д., Чем жив человек?, "Октябрь", 1956, № 12; Дымшиц А., Правда жизни и краски художника, в его книге: В великом походе, Москва, 1962.

1912
Дмитрий Сергеевич Писаревский

российский историк кино, кинодраматург и критик. Выступал в печати со статьями по вопросам киноискусства. С 1955 г. – старший научный сотрудник Института истории искусств (Москва). С 1961 г. – главный редактор журнала «Советский экран». Один из инициаторов развития киноклубов в СССР. По его сценариям сняты документальные фильмы «День отдыха» (1938), «Комсомольцы» (1943) и др. Автор работ по истории кино: «Сто фильмов советского кино» (1967); глав в «Очерках истории советского кино».

1918
Валентин Иванович Невзоров

российский режиссер. Творческую деятельность начал как актер Иркутского театра. В 1938 г. окончил Московское театральное училище, в 1941 г. – режиссерский факультет ГИТИСа. Работал как режиссер в Московском театре драмы (1944-1948), главным управляющим радиовещания (1946-1956), Малом театре (1951-1956). С 1956 г. работал в кино. Поставил фильмы: «Долгий путь» (1956, совместно с Л.Гайдаем, по рассказам В.Короленко), «Семья Ульяновых» (1957, по пьесе И.Попова «Семья»).

1902
Владимир Викторович Немоляев

российский кинорежиссер, сценарист ("Доктор Айболит", "Старый двор", "Морской охотник"). Родился в Москве. Окончил Комиссаровское техническое училище (1920), актерско-режиссерское отделение ГТКа (1927, мастерская В.Пудовкина). Работал на студиях: «Межрабпомфильм, «Союздетфильм», «Мосфильм», «Стереокино», Фрунзенской киностудии. Умер 12 апреля 1987 года.

Maria Ouspenskaya (537x700, 217Kb)
1876
Мария Алексеевна Успенская (Maria Ouspenskaya)
русско-американская актриса и театральный педагог. Мария Успенская родилась в Туле, в семье адвоката. Училась вокальному мастерству в Варшаве, некоторое время гастролировала в провинции. В 1917 году Успенская была принята в Московский Художественный театр, где работала под руководством Константина Станиславского. В то же время она дебютировала в кино, появившись в дальнейшем в четырёх немых фильмах. Во время американских гастролей театра в 1922 году, Мария Успенская решила обосноваться в Нью-Йорке, где в 1929 году, совместно с польским актёром Ричардом Болеславски, основала школу драматического искусства, активно пропагандируя в ней метод Станиславского. Актриса была занята во многих бродвейских постановках, преимущественно в возрастных ролях. Среди её работ в Голливуде — старая цыганка в фильме ужасов «Человек-волк» (1941), Мадам Кирова в ремейке «Моста Ватерлоо» (1941), а также менее значительные роли в фильмах про Франкенштейна и Тарзана. Успенская была впервые выдвинута на премию «Оскар» за свою дебютную американскую роль в фильме «Додсворт» (1936), как лучшая актриса второго плана. Три года спустя вновь номинировалась за роль в мелодраме «Любовная история». На съёмочной площадке Мария Успенская всегда была властной и требовательной, а на съёмках своих последних фильмов настаивала на том, чтобы в титрах она значилась как мадам Мария Успенская. В 1946 году «Оскар» был присужден её ученице — Энн Бакстер. Мария Успенская умерла от инсульта 3 декабря 1949 года после серьёзных ожогов, полученных во время пожара в своем доме, где она уснула с сигаретой в руке.
Успенская Мария Алексеевна (700x525, 95Kb)


 (500x700, 97Kb)
1878
Варвара Осиповна Массалитинова

русская актриса. Народная артистка РСФСР (1933). Родилась в Ельце.
В Томске, куда переехала семья, много играла в любительских спектаклях, в 1898 поступила в Московское театральное училище. Окончив его в 1901 по классу крупнейшего педагога своего времени, актера и режиссера Малого театра А.П.Ленского, была зачислена в труппу театра. Однако первые значительные роли (среди них – Коробочка в инсценировке Мертвых душ Н.Гоголя в 1902) были созданы актрисой на сцене не Малого, а Нового театра, руководимого Ленским. В Малом театре впервые большой успех выпал на ее долю в роли Мерчуткиной (Юбилей А.Чехова), которую она сыграла в юбилей О.О.Садовской в 1904.
Обладавшая своеобразной внешностью, Массалитинова с молодости тяготела к ролям «возрастным», очень скоро став одной из ярчайших характерных актрис Малого театра, создательницей целой галлереи разнообразных старух в пьесах русской классики. Среди ее особых удач – ряд персонажей Островского.

 (699x595, 252Kb)
1954
Игорь Яковлевич Крутой

российский композитор, певец, владелец продюсерской фирмы «АРС», независимого агентства по авторским правам (НААП), телеканала Муз-ТВ и радиостанции «Love-радио», один из создателей фестиваля «Новая волна» в Юрмале, музыкальный продюсер «Фабрики звезд-4». После обучения в музыкальной школе поступил на теоретический факультет Кировоградского музыкального училища, которое окончил с отличием в 1974 г. Год преподавал музыку в сельской школе. В 1979 г. окончил дирижерско-хоровое отделение Николаевского музыкально-педагогического института. В 1986 и 1987 гг. Александр Серов побеждал на международных конкурсах с его песнями «Вдохновение» и «Судьбе назло». Его песни также исполняют Алла Пугачева, Ирина Аллегрова, Игорь Николаев, Валерий Леонтьев, Лайма Вайкуле, Александр Буйнов, Алексей Глызин. Также сочинил музыку для кино («Сувенир для прокурора», «Заложники дьявола», «Жажда страсти»), записал альбом инструментальной фортепианной музыки «Без слов».

 (553x699, 267Kb)
1817
Иван (Ованес) Константинович Айвазовский
(армянское имя - Оганес (Ованес) Айвазян, )
всемирно известный российский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Наиболее выдающийся художник-армянин XIX века. Брат армянского историка и священника Габриэла Айвазовского. Ованес (Иван Константинович) Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворга) и Рипсиме Айвазовских. священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна».
Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении в XVIII в. Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова, однако никаких документов, бросающих более подробный свет на происхождение Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин (Геворг) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия — полонизированная форма армянской фамилии Айвазян). Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию) где занялся торговлей, оттуда в Феодосию; знал несколько языков. После переселения в Феодосию Константин Григорьевич Айвазовский (1771—1841) женился на местной армянке Рипсиме (1784—1860), и от этого брака родились три дочери и два сына — Ованес (Иван) и Саргис (впоследствии, в монашестве — Габриэл). Первоначально торговые дела Айвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился. Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке. Феодосийский архитектор Я.Х.Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски. Он также рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику Казначееву. После окончания феодосийского уездного училища, он был при помощи Казначеева, который в то время уже был таврическим губернатором и признававшем талант будущего художника, зачислен в симферопольскую гимназию. Затем он был принят на казённый счёт в Академию художеств Санкт-Петербурга (последний приём учеников за казённый счёт) и зачислен в пейзажный класс профессора Максима Воробьёва. Айвазовский приехал в Санкт-Петербург 28 августа 1833 года. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Санкт-Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики, выставленные же работы Таннера, наоборот, критиковались за манерность. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу как пенсионеру Академии. Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета. Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши» (так тогда черкесы называли это место), написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Картину приобрёл Николай I. В конце лета 1839 года вернулся в Санкт-Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство.
«23 сентября 1839 г.
Санкт-Петербургская императорская Академия художеств в силу своего устава, властью, от монарха ей данною, воспитанника своего Ивана Гайвазовского, обучавшегося в оной с 1833 года в живописании морских видов, окончившего курс своего учения, за его хорошие успехи и особливо признанное в нём добронравие, честное и похвальное поведение, возводя в звание художника, уравняемого по всемилостивейше данной Академии привилегии с 14-м классом и наградя его шпагою, удостаивает с потомками его в вечные роды пользоваться правами и преимуществами, той высочайшею привилегией таковым присвоенными. Дан сей аттестат в Санкт-Петербурге за подписанием Президента Академии и с приложением большой её печати».
В это же время сблизился с кругом Карла Брюллова и Михаила Глинки. В июле 1840 года Айвазовский и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг отправились в Рим. По дороге они останавливались в Венеции и Флоренции. В Венеции Иван Константинович познакомился с Гоголем, а также побывал на острове святого Лазаря, где встречался со своим братом Габриэлом. Художник долгое время работал в южной Италии, в частности, в Сорренто, и выработал манеру работы, которая заключалась в том, что он работал на открытом воздухе лишь короткие промежутки времени, а в мастерской восстанавливал пейзаж, оставляя широкий простор для импровизации. Картина «Хаос» была куплена папой Григорием XVI, который также наградил Айвазовского золотой медалью. В целом, творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал успех, как критики (в частности, о его работах высоко отозвался Уильям Тёрнер), так и коммерческий. За свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств. В начале 1842 года Айвазовский через Швейцарию и долину Рейна отправился в Голландию, оттуда отплыл в Англию, а позже посетил Париж, Португалию и Испанию. В Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул, так что в парижских газетах появились сообщения о его гибели. Путешествие в целом продолжалось четыре года. Осенью 1844 года он вернулся в Россию. В 1844 году стал живописцем Главного морского штаба (без денежного пособия), а с 1847 — профессором Санкт-Петербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта. Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ. С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею (1880), стал основоположником Киммерийской школы живописи, был инициатором строительства железной дороги «Феодосия — Джанкой», построенной в 1892 г. Активно занимался делами города, его благоустройством, способствовал процветанию. Интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, принимал участие в исследовании более 80 курганов (часть найденных предметов хранится в кладовой Эрмитажа). На свои средства построил новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П.С.Котляревского; за заслуги перед археологией избран действительным членом Одесского общества истории и древностей. 12 апреля 1895 года великий маринист И.К.Айвазовского, возвращаясь из Нахичевани-на Дону, где встречался с Мкртичем (Хримьяном) (1820 - 1907) верховным патриархом и католикосом всех армян, заехал к своему старому знакомому Я.М.Серебрякову в Таганрог. Это был второй приезд Айвазовского в Таганрог - первый был в 1835 году, когда он посещал Дворец Александра I. Для Палестинского общества, которым руководил Ипполит Ильич Чайковский (брат великого композитора), Айвазовский подарил свою картину «Хождение по водам», которая была размещена в часовне. Великий художник умер в Феодосии 2 мая 1900 года. Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной. Так описан последний день на сайте Феодосийской картинной галереи имени И.К.Айвазовского: Утром 2 мая 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей феодосийской мастерской. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец избрал реальный факт — героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В течение дня художник почти закончил работу. Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей. Искусство И.К.Айвазовского никого не оставляет равнодушным. Высокую оценку его творчеству давали многие его современники, а художник И.Н.Крамской писал: "...Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще..." Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Сергия). В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л.Биоджоли. На древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память». В 1848 году Иван Константинович женился. Первая жена Айвазовского, Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было четыре дочери: Елена, Мария, Александра и Жанна. Из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году. Вторая жена — Анна Никитична Саркисова. Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа, известного феодосийского купца, в 1882 году. Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича. Спустя год они поженились. В галерее хранится портрет Анны Никитичны, написанный Айвазовским. Сам дом, впоследствии картинная галерея, был спроектирован лично Айвазовским в 1845 году, а в 1880 художник открыл собственный выставочный зал. Иван Константинович выставлял в нём свои картины, которые должны были покинуть Феодосию. Этот год официально считается годом создания галереи. По его завещанию картинная галерея перешла в дар Феодосии. В основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя, полнее всего представлено творчество великого мастера. Архив документов Айвазовского хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства, Государственной публичной библиотеке имени М.Е.Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галерее, Государственном центральном театральном музее имени А.А.Бахрушина. Константин Арцеулов, русский пилот и художник-иллюстратор — сын его дочери Жанны. Особой известностью пользовался Айвазовский не только в России, но и в Турции. Его знакомство с Османской империей началось в 1845 году. Средиземноморская географическая экспедиция под руководством Ф.П.Литке, в составе которой был Иван Константинович, отправилась к берегам Турции и Малой Азии. Тогда Стамбул покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи. После окончания войны в 1856 году по пути из Франции, где на международной выставке выставлялись его работы, Айвазовский второй раз посетил Стамбул. Был тепло встречен местной армянской диаспорой, а также, по протекции придворного архитектора Саркиса Баляна, был принят султаном Абдул-Меджидом I. К тому времени в коллекции султана уже была одна картина Айвазовского. В знак преклонения перед его творчеством султан наградил Ивана Константиновича орденом «Нишан Али» IV степени. Третью поездку в Стамбул, по приглашению армянской диаспоры, И.К.Айвазовский совершает в 1874 году. На многих художников Стамбула, в то время, оказало влияние творчества Ивана Константиновича. Особенно это видно в маринистике М.Дживаняна. Братья Геворк и Ваген Абдуллахи, Мелькоп Телемакю, Ховсеп Саманджиян, Мкртыч Мелькисетикян позже вспоминали, что Айвазовский также оказал значительное влияние на их творчество. Одна из картин Айвазовсого была подарена Саркис-беем (Саркисом Баляном) султану Абдул-Азизу. Картина настолько понравилась султану, что он сразу заказал художнику 10 полотен с видами Стамбула и Босфора.
29.07.1817 (Родился Айвазовский) (700x286, 200Kb)
Во время работы над этим заказом Айвазовский постоянно бывал во дворце султана, подружился с ним, в результате им было написано не 10, а около 30 различных полотен. Перед отъездом Ивана Константиновича был устроен официальный прием к падишаху в честь награждения его орденом Османии II степени. Уже через год Айвазовский снова едет к султану и везёт ему в дар две картины: «Вид на Санкт-Петербург с моста Святой Троицы» и «Зима в Москве» (эти картины в настоящее время находятся в коллекции дворца-музея Долмабахче). Очередная война с Турцией закончилась в 1878 году. Сан-Стефанский мирный договор подписывался в зале, стены которого украшали картины русского художника. Это было символом будущих добрых отношений между Турцией и Россией. Картины И.К.Айвазовского, находившиеся в Турции, неоднократно выставлялись в различных выставках. В 1880 году в здании русского посольства проходила выставка картин художника. По её окончании султан Абдул-Хамид II вручил И.К.Айвазовскому алмазную медаль. В 1881 году владелец художественного магазина Ульман Громбач проводил выставку работ известных мастеров: Ван Дейка, Рембрандта, Брейгля, Айвазовского, Жерома. В 1882 году здесь же состоялась художественная выставка И.К.Айвазовского и турецкого художника Оскана Эфенди. Выставки имели огромный успех. В 1888 году в Стамбуле состоялась ещё одна выставка, организованная Левоном Мазировым (племянником И.К.Айвазовского), на которой были представлены 24 картины художника. Половина сборов от неё пошла на благотворительные цели. Как раз на эти годы приходится первый выпуск османской Академии художеств. В работах выпускников Академии прослеживается манера письма Айвазовского: «Гибель корабля „Эртугрул“ в Токийском заливе» художника Османа Нури Паши, картина «Корабль» Али Джемаля, некоторые марины диярбакырца Тахсина. В 1890 году была последняя поездка Ивана Константиновича в Стамбул. Он посетил армянскую патриархию и дворец Йылдыз, где оставил в дар свои картины. В этот приезд он был награждён султаном Абдул-Хамидом II орденом Меджидие I степени. В настоящее время несколько известных картин Айвазовского находятся в Турции. В Военном музее в Стамбуле находится картина 1893 г. «Корабль на Черном море», картина 1889 г. «Корабль и лодка» хранится в одной из частных коллекций. В резиденции президента Турции находится картина «Тонущий во время шторма корабль» (1899). В наше время не утихает интерес к работам художника. Его работы постоянно продаются на различных аукционах. Например в 2008 на аукционе «Сотбис» два полотна Айвазовского, «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи», были проданы за $2,4 млн. Полотна посвящены помощи США России в 90-х годах XIX века и подарены автором музею Corcoran Gallery в Вашингтоне. Аукцион Christie’s в 2004 году продал «Исаакиевский собор в морозный день» за 1,125 млн фунтов стерлингов. На этом же аукционе в июне 2009 года продано две небольшие марины (за Ј32 тыс. и Ј49 тыс.) и два больших полотна (за Ј421 тысяч и Ј337 тысяч). Картина Айвазовского «Девятый вал» включена в книгу «100 великих картин». Награды и регалии: 1856 год - награждён орденом Почётного легиона (Франция); награждён османским орденом «Нишан-Али» IV степени; 1874 год - награждён орденом Османие II степени; 1880 год - вручена «Алмазная медаль» (Османская империя); 1890 год - награждён султаном Абдульхамидом II орденом Меджидие I степени. В 2007 году на аукционе «Кристис» картина «Корабль у скал Гибралтара» была продана за 2,708 миллиона фунтов стерлингов, что является рекордом для картин Айвазовского. В 1888 году И.К.Айвазовского посетил А.П.Чехов. 22 июля, Феодосия. Вчера я ездил в Шах- мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал. Часто приезжая к своему брату Габриэлю на остров святого Лазаря, Айвазовский постоянно останавливался в комнате великого поэта Джорджа Байрона, который также приезжал сюда для изучения армянского языка. Известного английского мариниста У.Тёрнера, побывавшего в Риме в 1842 году, настолько потрясли картины И.Айвазовского («Штиль на море» и «Буря»), что он посвятил ему стихотворение:
Прости меня, великий художник, если я ошибся,
Приняв твою картину за действительность.
Но работа твоя очаровала меня,
И восторг овладел мною.
Искусство твоё высоко и монументально,
Потому что тебя вдохновляет гений.
(дословный перевод)
Отец Айвазовского, Геворг Айвазян, сменил имя сына Ованес Айвазян на Айвен Гайвазовский, когда семья переехала в Польшу. Когда сам Айвазовский приехал в Москву, он сменил себе имя на русский манер. Прижизненные публикации, посвящённые Айвазовскому, передают с его слов семейное предание о том, что среди его предков были турки. Согласно некоторым публикациям, покойный отец художника рассказывал ему, что прадед художника (согласно Блудовой — по женской линии) был сыном турецкого военачальника и будучи ребенком, при взятии Азова русскими войсками (1696 г.) был спасен от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил (вариант — солдатом). После смерти художника (в 1901 году) его биограф Н.Н.Кузьмин в своей книге рассказал эту же историю, однако про отца художника, сославшись на неназванный документ в архиве Айвазовского.
АйвазовскийПамятник Кронштадте1 (525x700, 86Kb)
15 сентября 2007 года в Кронштадте был открыт первый в постреволюционной и постсоветсткой России памятник Айвазовскому. Бюст художника находится на Макаровской набережной у морской крепости, прикрывающей морские подходы к Санкт-Петербургу. Скульптор — заслуженный художник России, лауреат государственной премии Владимир Горевой. В торжественной церемонии открытия памятника приняли участие представители правительства Санкт-Петербурга, законодательного собрания северной столицы, администрации Кронштадта. Кроме этого, присутствовали представители Ленинградской военно-морской базы и праправнучка художника Ирина Касацкая. 1 мая 2003 года в Ереване был установлен памятник Ивану Айвазовскому (Ованесу Айвазяну). Автор — Оган Петросян. Памятник находится в центре Еревана в одном из живописных скверов столицы возле Дома камерной музыки.]
Фонтан_АйвазовськогоФеодосия. (700x525, 179Kb)
Феодосия. Фонтан Айвазовского.
АйвазовськогоФеодосия. (463x700, 238Kb)
Феодосия — Айвазовскому.
Библиография: Aivazovsky. Leningrad, Aurora Art Publishers, 1989; Иван Константинович Айвазовский. Издательство «Искусство», Москва, 1965; Игорь Долгополов, Мастера и шедевры. Издательство «Изобразительное Искусство», Москва, 1987; Популярная Художественная Энциклопедия. Издательство «Советская Энциклопедия», Москва, 1986; Айвазовский. Документы и материалы. — Ереван, 1967; Барсамов Н.С. И.Айвазовский. 1817—1900. — Москва, 1962; Вагнер Л., Григорович Н. Айвазовский. — Москва, 1970; Un peintre russe sur la Riviera : Aivazovsky par Guillaume Aral et Alex Benvenuto, Lou Sourgentin N°192, Nice, juin 2010. …С тех пор я знаю, что стать Айвазовским не просто, что художник Главного морского штаба имел в кармане мундира секрет, при помощи которого умел делать на полотне воду мокрой…— Конецкий В.В. Солёный лёд. В шторм и штиль // Собрание сочинений в 7 томах (8 книгах). — Санкт-Петербург.: Международный фонд «300 лет Кронштадту — возрождение святынь», 2001—2003. — Том 2. — 471 страниц. Фильмография: 1983 год. «Айвазовский и Армения» (документальный фильм); В 2000 году Русский музей и студия «Квадрат фильм» создали фильм «Иван Айвазовский»; Также есть сюжет о художнике в проекте «Российская Империя».
Рубрики:  история/Жизнь Замечательных Людей
Метки:  
Понравилось: 6 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку