Беременность. Что слышит видит чувствует плод. |
Беременность. Когда плод начинает слышать и влияние музыки на него.
С какого срока беременности у малыша появляется способность воспринимать звуки? Какие звуки он предпочитает слышать? Какие звуки пугают плод? Какие шумы мешают развитию?
В этой статье мы разобрали сразу несколько важных вопросов:
Запоминает ли и узнает ли ребенок голос матери?
Что слышит плод?
Каково влияние музыки на плод?
Однако, прежде всего, ответим на самый важный вопрос: когда у плода появляется возможность слышать.
Современные специалисты не имеют однозначно точных сведений на этот счет. По данным исследований, проведенных во Франции, первые «слуховые» ощущения плода появляются очень рано. Однако они не являются в полном смысле слуховыми (такими, как их понимаем мы – взрослые). Они носят вибрационный характер. В это время развития кроха не слышит звуки, а только способен воспринимать звуковые колебания как вибрацию. Считается, что на этом этапе у ребенка формируется особая картина мира: все окружающее воспринимается не через звук, а через пульсацию.
В период до 16 недели внутриутробной жизни у ребенка происходит формирование внутреннего уха (органа слуха), которое начинает функционировать приблизительно с 20 - й недели. То есть именно с 20 – ой акушерской недели звуковые волны, которые доходят до плода, постепенно перерождаются и начинают ощущаться как слуховые. До ребенка теперь доходят отдельные звуки, а именно: шумы, издаваемые материнским организмом (кроха слышит громкую пульсацию сердца, мамин голос, шумы легких, звуки перистальтики кишечника и желудка, кроме того малыш воспринимает и шум, который издает кровоток в организме матери, а также кровоток в плаценте). Самыми громкими звуками, которые слышит малыш, являются голос мамы, а также стук биения ее сердца. Это удалось установить исследователям, которые ввели во время родов в матку мини-микрофон.
Звуки внешнего мира доходят до ребенка ослабленными и измененными, что объясняется наличием постоянного внутреннего шумового фона, а также водным окружением.
Современные специалисты высказывают догадки, что новорожденный способен узнавать голос матери, вспоминая его, поскольку уже слышал ранее – в период внутриутробного развития. Более того, ученым удалось доказать наличие слуховой памяти у плода. Американские исследователи провели показательный эксперимент: беременные женщины, начиная с 34 – ой недели вынашивания дважды в день читали своему ребенку вслух одно и то же стихотворение. Новорожденным, которые появились на свет у этих женщин, через некоторое время после рождения, были надеты наушники и дана соска-датчик, которая соединялась с устройством. Устройство могло переключать звучащий в наушниках рассказ в зависимости от характера сосания. Совершая сосательные движения с различной частотой, малыши могли либо прослушивать одно и то же стихотворение, начитанное голосом матери, либо голосом другой женщины. Младенцы старались сосать таким образом, чтобы слышать голос матери. Новорожденные также могли выбрать между несколькими стихотворениями, прочитанными матерью. И каждый раз они отдавали предпочтение уже знакомому – тому, которое слышали в последние месяцы внутриутробной жизни. Данный эксперимент позволил сделать вывод, что малыш узнает голос матери еще в утробе, а также способен различать стихотворения, вероятно по их ритму.
Между прочим, голос матери ребенок слышит так хорошо, потому что он транслируется через костную систему, то есть не проходит водную среду, которая способна исказить звуки.
На 6 - 7 месяцах беременности плод способен не только слышать, но и дифференцировать внутренние шумы. Кроме того, малышу вовсе не безразлично, возбужденное или спокойное у матери сердцебиение, грустный или веселый у нее голос, ровное или прерывистое, напряженное дыхание. Если мать взволнована, ритм сердца встревоженный, сбит ритм дыхания, то плод замирает, будто бы предчувствуя опасность. К сожалению, эта опасность становится через некоторое время настоящей – в организм плода попадают гормоны, вызванные негативными эмоциями матери. А гормоны стресса, как известно, способны вызвать ухудшение самочувствия ребенка. Таким образом, можно говорить о способности плода устанавливать связь между характером звука и эмоцией, а затем и с собственным физиологическим состоянием.
В последние месяцы внутриутробного развития (начиная с 8-го месяца), плод воспринимает звуки все более дифференцировано. Французские акушеры провели эксперимент, в результате которого удалось доказать, что ребенок способен слышать не только внутренние шумы (описанные и перечисленные нами выше), но и внешние. Эти звуки из внешнего мира проходят через водную среду, что несколько искажает их. Кроме того, малыш слышит их через шумовую завесу внутренних звуков.
Как проходил эксперимент? Исследователи размещали мини-микрофон в матке роженицы после того, как происходил разрыв плодных оболочек. Датчик регистрировал интенсивность внешних звуков, которые достигали малыша, еще находящегося внутри утробы матери. Вот какие внешние звуки слышал плод, принимающий участие в исследовании: голоса в комнате, а также классическую музыку, которая транслировалась в родильном блоке.
После тридцать второй недели развития малыш способен не только различать внеутробные звуки, но и дифференцировать их. Лучше слышны ребенку низкие звуки, а также шумы, которые окрашены эмоциональным восприятием матери. Эмоции мамы позволяют крохе «разделять» голоса людей, с которыми она общается, на дружеские и враждебные. Если общение не приносит матери удовольствия, если близкие или любые другие люди заставляют ее переживать (что приводит к нервному сердцебиению, появлению тревожных ноток в голосе), ребенок ощущает опасность. И наоборот, если общение с кем-то приносит матери радость, спокойствие, то и ребенок понимает, что с этим человеком он в безопасности. Это знание можно взять на вооружение будущим родителям. Пересмотрите свои взаимоотношения с близкими, постарайтесь избегать людей, которые заставляют Вас нервничать, настройтесь на добросердечное отношение к окружающим. Тем самым Вы защитите еще не рожденного малыша от стресса и страха, которые вовсе не способствуют его благополучному развитию.
Положительный опыт плода – залог успешной адаптации его к новой внеутробной среде после рождения. Новорожденные часто расстраивают своих родителей постоянным жалобным криком. Почему ребенок плачет? Это может быть не связано с дискомфортом и внешними раздражителями. Случается, ребенка мучают воспоминания о том трудном опыте, который ему пришлось пережить в утробе матери. Немаловажное значение доброжелательность голоса беременной, а также положительные эмоции, которые возникают в ответ на внешние звуки. Вот почему беременным рекомендуется слушать музыку!
Давайте сначала ответим на вопрос: «С какой недели беременности плод может воспринимать музыку?». Мы уже писали о том, когда плод начинает слышать. Однако восприятие музыки имеет некоторые особенности. Какие?
Специалисты говорят о том, что можно знакомить еще не появившегося на свет малыша с музыкальными произведениями, начиная с 32-й недели. Именно с этого времени плод способен реагировать на тоны музыки, которые проникают в матку (однако музыка должна по своей интенсивности превосходить ее основные шумы).
Как плод реагирует на музыку? Музыкальные звуки способны изменить частоту сердечных сокращений плода, а также оказать влияние на его двигательную активность. Музыку ребенок воспринимает не только на уровне звука. Большое значение для плода имеет эмоциональная сторона музыки – то, как ее воспринимает его мать.
Вне зависимости от эмоций матери есть музыкальные жанры, которые оказывают на кроху определенное, заведомо известное воздействие. Так, например, плод отдает предпочтение музыке классиков, народным песням, старинным романсам и оперным ариям. Тяжелое воздействие на ребенка оказывает грохочущая эстрадная рок-музыка. Более того, негативную реакцию порождают и звуки эстрадной музыки, которая характеризуется четкостью и однообразием ритма и высокой громкостью. Известны случаи, когда малыши буквально заставляли своих матерей покидать концертные залы и помещения дискотек. Плод в таких случаях сильно вертится, настойчиво толкает мать в живот, как бы пытаясь сказать маме: «Мне плохо и страшно в этом громком и душном месте».
С тридцать третьей недели развития ребенок избирательно реагирует на классические произведения, которые ему предлагает для прослушивания музыки. Так, например, музыка Бетховена и Брамса оказывают возбуждающее и волнующее действие, а Моцарт и Вивальди действуют успокаивающе. Ребенок не только избирателен в реакциях, он запоминает музыку и хранит воспоминания о ней всю свою жизнь. Случается, что люди узнают те или иные музыкальные произведения, которые слышали только в утробе матери. Показательна история американского дирижера Бориса Брота, который знакомясь с некоторыми произведениями в первый раз, заведомо знал скрипичную партию еще до того, как перелистывал страницу партитуры. Самому дирижеру не удавалось найти причину данного феномена. Это было похоже на чудо! Ему случилось упомянуть об этом во время разговора с матерью, которая прежде также занималась музыкой, будучи виолончелисткой. Мать просмотрела свои давнишние программы и с удивлением обнаружила, что ее сын «помнит» те произведения, которые она, беременная, разучивала...
Конечно, нет никаких оснований утверждать, что прослушивание классической музыки во время беременности послужит причиной появления на свет музыкально одаренного ребенка. Однако одно представляется очевидным: родится ребенок, восприимчивый к музыке. А это необычайно обогатит всю его жизнь.
Если раньше специалистов интересовал вопрос о том, может ли видеть новорожденный (удивительно, но только в 1960 году были найдены доказательства того, что младенец видит, различает цвет и предпочитает «созерцание» одного объекта другому), то сегодня будущие родители хотят знать, видит ли плод. Ведь если он способен воспринимать свет, который проникает через оболочки организма матери, это дает дополнительные возможности для общения до рождения! Итак, давайте разбираться! Видит ли плод? С какой недели он начинает видеть? И что видит плод, находясь в утробе матери?
Способность видеть появляется тогда, когда заканчивает формироваться орган зрения – глаз. Его развитие начинается с первых дней существования эмбриона, и можно говорить о том, что он практически сформирован к десятой неделе беременности. Однако в это время ребенок еще не видит – только к пяти месяцам глаза малыша пройдут все этапы созревания.
Специалисты считают, что плод способен видеть с 20-ой недели развития беременности. Однако они уточняют эти сведения, утверждая, что включение зрительного восприятия происходит только после рождения, когда малыш непосредственно сталкивается с влиянием света. Матка матери, а также водное окружение исключают возможность видеть окружающее. Во всяком случае, нельзя говорить о том, что плод видит в привычном для нас понимании. Однако если на живот матери направить интенсивный свет (яркую лампу), плод увидит, как оболочки, окружающие его, приобретут оранжевый или красноватый оттенок.
Итак, видеть окружающее плод не может. Однако у природы есть намного более интересные механизмы, с помощью которых плод может получать зрительные образы, находясь изолированным в материнской утробе.
У ученых имеются сведения, согласно которым ребенок, находящийся в утробе матери, воспринимает и запоминает зрительные образы, эмоционально окрашенные ее переживаниями. Эта удивительная возможность появляется у плода примерно с пятидесятого дня внутриутробного развития (в это время глаз ребенка прошел стадии первичного формирования, а также плод способен фиксировать мозговые импульсы). Доказал реальное существование данной особенности С. Гроф во время лечебных гипнотических сеансов. Его пациенты вспоминали виденные их матерями картины (эти картины вызывали у беременных яркие эмоции). Как же это возможно?
Подобное внутреннее зрение возможно из-за удивительного устройства сетчатки глаза. Ей свойственно не только восприятие внешних сигналов, а затем трансляция их в мозг! Сетчатка способна и на обратную работу: она воспроизводит образы, которые возникают в мозге. Именно эти удивительные свойства позволяют нам воспроизводить в памяти образы, которые мы видели ранее, фантазировать и, наконец, видеть сны. Вот почему существует правило: беременная женщина должна окружать себя красивыми вещами, людьми, отводить время на созерцание природы и произведений искусства.
При условии, что беременность протекает благополучно, внутриутробную жизнь плода можно смело назвать временем безмятежного существования. И воспоминания об этом периоде сохраняются у человека в подсознании на всю его жизнь. Человек помнит о тех ощущениях, которые он испытывал, а также о тех эмоциональных состояниях, в которых находился. Что чувствует плод? Каковы его первые ощущения?
Вот как можно охарактеризовать ощущения плода: малыш чувствует себя полностью удовлетворенным, он «знает», что находится в безопасности, ему комфортно, он не испытывает огорчения от наличия границ или препятствий. Ощущение абсолютной защищенности и покоя – вот, что помнит каждый из нас на подсознательном уровне о времени пребывания у мамы в животе.
К моменту рождения у ребенка разовьются полноценный слух, зрение, вкусовые ощущения, очень чувствительное обоняние и острая тактильная чувствительность. Однако известно, что все рецепторы начинают функционировать еще в период внутриматочного существования. Когда же плод начинает слышать? С какого срока беременности у малыша появляется способность воспринимать звуки? Когда кроха начинает видеть? Чувствует ли он тепло и давление стенок матки? Может ли чувствовать вкус околоплодных вод?
Мы уже писали о том, когда ухо малыша начинает воспринимать внутренние и внешние шумы, а также о том, как формируется зрение плода. В этой статье мы рассмотрим еще два не менее важных и интересных вопроса. А именно: каковы кожные ощущения плода (чувствует ли он прикосновения), а также как формируются вкусовые и обонятельные анализаторы.
Тактильная чувствительность (или чувствительность кожи) формируется у малыша на 3-м месяце внутриутробной жизни. Доказательством этому служит наблюдение, в результате которого было установлено, что плод сжимает пальчики в кулачок, если кисть руки сталкивается с каким-либо раздражителем. Развитие тактильной чувствительности и осязания тесно связаны с его телесными ощущениями и с особенностями восприятия пространства.
На ранних сроках развития (до шестнадцатой – двадцатой недели) плод свободен в своих движениях, он почти не касается стенок матки – вокруг него большое количество околоплодных вод. В это время плод переживает ощущения парения в свободном пространстве. Малыш не ощущает границ мира, в котором существует. Чем старше становится ребенок, тем больше места он занимает, внутриматочное пространство становится тесным, плод начинает осознавать наличие некоторых границ. Ребенок переживает это новое знание не как свидетельство сужения пространства вокруг себя, а как ощущение формы собственного тела. При этом можно говорить о том, что младенец получает неверное представление о форме своего тела. Почему это происходит?
На 33-й неделе беременности сильно подросший плод начинает занимать все пространство в матке. Малыш больше не плавает в околоплодных водах, они теперь выполняют смазочную роль. Тело малыша соприкасается со всей маточной поверхностью, можно даже сказать, что она плотно облегает ребенка. Это обуславливает позу плода – он сворачивается калачиком, тесно прижимает подбородочек к груди, скрещивает на груди руки и поджимает ноги. Эта поза не представляется ребенку вынужденной или неудобной. Однако подобное положение формирует у плода ощущение шарообразной формы собственного тела. А если быть точнее, кроха воспринимает форму своего тела, как яйцевидную, ему кажется, что у него нет ни ручек, ни ножек.
На седьмом месяце внутриутробного созревания у плода появляется способность различать привкусы и отдельные запахи. Ребенок даже может демонстрировать предпочтение одного вкуса другому. Каждый день он поглощает некоторое количество околоплодных вод. Исследователи вводили раствор сахара в амниотическую жидкость, что приводило к тому, что плод жадно заглатывал большие, чем обычно порции. Введение горьковатого раствора приводит к обратному результату: плод употребляет крайне малое количество жидкости. Вкусовые ощущения отражаются и на личике плода (горький вкус заставляет его кривиться). Диета беременной также влияет на вкусовые качества околоплодной жидкости. Таким образом, ребенок еще в утробе привыкает к той пище, которую ему предстоит употреблять после рождения.
Тихая тайна, или обучение до рождения
Беременность — это совершенно особенное состояние. В женщине развивается новое человеческое существо, и, по сути, именно в этот период определяется, какими качествами будет обладать будущий ребенок будет ли он здоров, счастлив, спокоен и талантлив или, напротив, будет болен, беспокоен и несчастен. Зная об этом, многие родители стремятся использовать период беременности, чтобы улучшить интеллектуальный и творческий потенциал ребенка. Для этого они прибегают к различным методикам воздействия на внутриутробный плод. Еще задолго до рождения плод начинает реагировать на внешние воздействия. Но это отнюдь не означает, что окружающие непременно должны начать воздействовать на него и что эти воздействия воспринимаются им положительно и служат для блага. Напротив, не родившийся младенец очень настороженно относится к любым вторжениям в свой мир, и его реакция бывает, как правило, негативной. Она может выражаться либо в бурных шевелениях плода, либо в их полном отсутствии. Например, семимесячный плод в ответ на освещение маминого живота яркой лампой сжимается, затихает и как бы пытается закрыться, спрятаться. Сегодня в практике дородовой подготовки широко распространены рекомендации для будущих отцов, целью которых является «установление связи с будущим младенцем». Советуют разговаривать с плодом через переднюю брюшную стенку, читать ему алфавит или громко сообщать: «Я твой папа!». Кроме этого, папаше рекомендуют накладывать руки на живот беременной жены и мысленно разговаривать с плодом, пытаясь установить с ним контакт и вызвать к общению. При тщательном рассмотрении подобных методик было обнаружено, что как только мужчина накладывает руку на живот жены и начинает разговаривать с плодом, его шевеления прекращаются! Реакция бурной активности или замирания наблюдается также в тех случаях, когда родители пытаются обучать внутриутробного младенца таким «полезным», с их точки зрения, вещам, как алфавит, счет и т.д. Целенаправленное воздействие на плод, в том числе и попытки его обучения, разрушительно сказываются на развитии его нервной системы и психики. В некоторых же случаях влияние на плод может привести даже к трагическим результатам. В этом смысле небезынтересен опыт Древнего Китая. В неблагополучные времена, когда рождение еще одного ребенка в семье было нежелательно, а беременность уже состоялась, проводился обряд, суть которого заключалась в следующем. Отец ребенка рассказывал плоду о том, какие трудности ожидают его после рождения, и просил, чтобы он покинул их семью. Через несколько дней после проведения этого обряда у женщины наступал выкидыш. Находясь во чреве матери, ребенок, видимо, не отделяет себя от нее. Он ощущает свое единство с мамой и чувствует себя наиболее спокойно и безопасно, когда по отношению к нему нет пристального сосредоточенного внимания как к отдельной личности, когда факт его существования как бы не замечается. Все положительные проявления в свой адрес внутриутробный младенец воспринимает только тогда, когда они направлены на его мать. Например, когда муж оказывает знаки внимания своей беременной жене, поведение плода остается спокойным и благодушным. Поэтому, чем комфортнее и спокойнее чувствует себя женщина во время беременности, тем больший положительный потенциал накапливает плод к моменту рождения и тем устойчивее будет его психика. В Древнем Китае, на Руси, в Древнем Египте и других древних государствах было прекрасно известно, что для рождения красивого и умного ребенка необходимо окружить беременную красотой и покоем, создать условия для развития ее творческого потенциала.
Чтобы создать благоприятные предпосылки для развития интеллекта будущего ребенка, беременная женщина должна все делать в свое удовольствие, заниматься деятельностью, связанной с творчеством, интересоваться искусством и всячески самосовершенствоваться. Прекрасно, если во время беременности она предается музицированию, рисованию, рукоделию, посещает концерты и картинные галереи, а не читает алфавит, приставив наушник к животу Наиболее благополучными и умными получаются дети у тех мам, которые во время беременности максимально раскрывают свой творческий потенциал, а не изобретают способы обучения для еще не родившегося младенца, как будто готовясь отправить его на работу сразу после рождения.
Статья создана специально для сайта 2мира.рф (взрослым о детях). В основе статьи – книга Цареградской Ж.В. «Ребенок от зачатия до года».
Скачать книгу Цареградской Ж.В. «Ребенок от зачатия до года»:
//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//4154/4154328_caregradskaya_zh.rar
Серия сообщений "БЕРЕМЕННОСТЬ. В ОЖИДАНИИ МАЛЫША":
Часть 1 - БЕРЕМЕННОСТЬ В КАРТИНКАХ
Часть 2 - Беременность. Что слышит видит чувствует плод.
Серия сообщений "Внутриутробное развитие":
Часть 1 - Беременность. Что слышит видит чувствует плод.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |