-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46232
Написано: 55618


Короткие фортепианные пьесы Александра Сергеевича Даргомыжского

Воскресенье, 14 Февраля 2021 г. 11:51 + в цитатник
Нина-Ник все записи автора

Ко дню рождения Русского композитора Александра Сергеевича Даргомыжского

Александр Сергеевич Даргомы́жский (14 февраля 1813, село Троицкое, Белёвский уезд, Тульская губерния —17января 1869, Санкт-Петербург) — русский композитор, чьё творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века. Один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством Михаила Глинки и "Могучей кучки".

a40d635db19ce0d5565064528d89a6ca-800x (700x525, 178Kb)

Мать, урождённая княжна Мария Борисовна Козловская, сестра знаменитого остряка Петра Козловского, вышла замуж против воли родителей. В семейном имении Твердуново, восточнее г. Вязьма, Александр Даргомыжский провёл первые 3,5 года своей жизни. В мае 1816 г. семья Даргомыжских переехала в Смоленск, а в конце 1817 г. в Петербург. В 1817 году семья переселилась в Петербург, где отец Даргомыжского получил место правителя канцелярии в коммерческом банке, а сам он начал получать музыкальное образование. Первой его учительницей по фортепиано была Луиза Вольгеборн, затем он начал заниматься с Адрианом Данилевским. Тот был хорошим пианистом, однако не разделял интереса юного Даргомыжского к сочинению музыки. Достигнув определённого мастерства, Даргомыжский начал выступать как пианист на благотворительных концертах и в частных собраниях. К тому времени он уже написал ряд фортепианных сочинений, романсов и других произведений, некоторые из которых были изданы.

Осенью 1827 года Даргомыжский, следуя по стопам отца, поступил на государственную службу и благодаря трудолюбию и добросовестному отношению к делу быстро начал продвигаться по карьерной лестнице. В этот период он нередко музицировал дома и посещал оперный театр, основой репертуара которого были сочинения итальянских композиторов. Весной 1835 года он познакомился с Михаилом Глинкой, с которым играл на фортепиано в четыре руки, занимался анализом творчества Бетховена и Мендельсона. К 1841 году Даргомыжский закончил оркестровку и перевод оперы, для которой также взял название «Эсмеральда», и передал партитуру в дирекцию Императорских театров. Опера, написанная в духе французских композиторов, ждала своей премьеры несколько лет, так как намного большей популярностью у публики пользовались итальянские постановки. Несмотря на хорошее драматическое и музыкальное решение «Эсмеральды», эта опера через некоторое время после премьеры, проходившей в Москве в Большом театре, сошла со сцены и в дальнейшем практически никогда не ставилась.

526714_12 (497x700, 35Kb)

В 1843 году Даргомыжский уходит в отставку, а вскоре уезжает за границу. Вернувшись в 1845 году в Россию, композитор увлекается изучением русского музыкального фольклора, элементы которого ярко проявились в романсах и песнях, написанных в этот период, а также в опере «Русалка», которую композитор начал писать в 1848 году.  Вернувшись в Россию, вдохновлённый успехом своих сочинений за границей, Даргомыжский с новыми силами берётся за сочинение «Каменного гостя». Язык, который он выбрал для этой оперы, — почти полностью построенный на мелодических речитативах с простым аккордовым сопровождением — заинтересовал композиторов «Могучей кучки», и в особенности Цезаря Кюи. Однако назначение Даргомыжского на пост руководителя Русского Музыкального общества и провал оперы «Торжество Вакха», написанной им ещё в 1848 году и не видевшей сцены почти двадцать лет, ослабили здоровье композитора, и 17 января 1869 года он умер, оставив оперу неоконченной. По его завещанию, «Каменный гость» был завершён Кюи и оркестрован Римским-Корсаковым. Даргомыжский похоронен в Некрополе мастеров искусств Тихвинского кладбища, неподалёку от могилы Глинки.

(14) (393x700, 181Kb)

Творчество

 В течение долгих лет имя Даргомыжского связывалось исключительно с оперой «Каменный гость» как с произведением, оказавшим большое влияние на развитие русской оперы. Основное её достоинство — новый, ни разу не использованный стиль музыкального диалога. Все мелодии являются тематическими, а персонажи «говорят ноты». Другая опера Даргомыжского — «Русалка» — также стала значительным явлением в истории русской музыки — это первая русская опера в жанре бытовой психологической драмы. В ней автор воплотил одну из многочисленных версий легенды об обманутой девушке, превращённой в русалку и мстящей своему обидчику. Две оперы относительно раннего периода творчества Даргомыжского — «Эсмеральда» и «Торжество Вакха» — ждали своей первой постановки в течение многих лет и не пользовались у публики большой популярностью. Большим успехом пользуются камерно-вокальные сочинения Даргомыжского. Его ранние романсы выдержаны в лирическом духе, сочинённые в 1840-х годах — испытывают влияние русского музыкального фольклора. В ряде произведений ярко проявился комический талант композитора: «Червяк», «Титулярный советник» и др. Для оркестра Даргомыжским написано четыре сочинения: «Болеро», «Баба-Яга», «Казачок» и «Чухонская фантазия». Несмотря на оригинальность оркестрового письма и хорошую оркестровку, они исполняются достаточно редко. В XX веке интерес к музыке Даргомыжского возродился: его оперы ставились в ведущих театрах СССР, оркестровые сочинения вошли в «Антологию русской симфонической музыки», записанную Е. Ф. Светлановым, а романсы стали неотъемлемой частью репертуара певцов. Среди музыковедов, внёсших наибольший вклад в исследование творчества Даргомыжского, наиболее известны А. Н. Дроздов и М. С. Пекелис, автор множества трудов, посвящённых композитору.

Меланхолический вальс




 

Франсез ми-бемоль мажор был сочинен композитором в возрасте 10 лет

Франсез ми бемоль



Полька



Чаруй меня - чаруй



Вальс "Табакерочный"



"Пылкость и хладнокровие"



Я все еще безумная люблю, аккомпанемент 



Французский танец



Источник "Википедия"

 

Рубрики:  Музыка/Фортепианная
Композиторы
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 13 пользователям

Кахетинка   обратиться по имени Воскресенье, 14 Февраля 2021 г. 11:54 (ссылка)
Прекрасный композитор! Замечательная музыка! Благодарю, Нинель, за удовольствие!
Ответить С цитатой В цитатник
komor_valerya   обратиться по имени Воскресенье, 14 Февраля 2021 г. 12:19 (ссылка)
Прекрасно знала его "Русалку". Но, конечно,в основном в партии Мельника пел Шаляпин. А у нас не ставили. Но ставили его короткие оперы: "Каменный гость". Слушала эту оперу. А вот фортепьянные короткие пьесы послушала сейчас с удовольствием! Особенно хороши вальсы "Меланхолический" и "Табакерочный", замечательна "Полька", про "Французский танец" вообще слов нет.
А вот романсы у него действительно тяжелые. "Он был титулярный советник, Она- генеральская дочь..." Помню, слушала на концерте своего братца Нестеренко Евгения. Кстати и оперу "Каменный гость" с ним же. Очень интересный композитор! Благодарю, Ниночка, за приятные фортепьянные пьесы, коротенькие, но так поднимающие настроение!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Воскресенье, 14 Февраля 2021 г. 12:21 (ссылка)

Ответ на комментарий Кахетинка

Кахетинка, Спасибо большое Вам за внимание и теплый отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Воскресенье, 14 Февраля 2021 г. 12:27 (ссылка)

Ответ на комментарий komor_valerya

komrik_valerya, А я слушала "Русалку" в театре еще в молодости. Очень понравилась. Пел Мельника нар. арт. СССР Линховоин. Он из Улан-Уденского театра. Помню зал принял оперу шквалом аплодисментов. "Каменный гость" только в интернете послушала. Тоже понравилась! Спасибо, Валерия за внимание!!!
Ответить С цитатой В цитатник
ЛГП   обратиться по имени Воскресенье, 14 Февраля 2021 г. 14:59 (ссылка)
Благодарю за удовольствие. прослушала, понравилось, его произведения в театре не смотрела!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Воскресенье, 14 Февраля 2021 г. 19:32 (ссылка)

Ответ на комментарий ЛГП

ЛГП, Рада Вашему отзыву! Спасибо большое за внимание!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку