Особую ветвь в симфоническом творчестве Бетховена образуют его одиннадцать увертюр.
Связанная с сюжетом, с театральной образностью, увертюра XVIII века (Глюка, Моцарта, Керубини) сформировалась как своеобразный программный жанр симфонической музыки классицизма. Она обладала исключительной доходчивостью, широтой воздействия. Эти черты усилились и получили еще более отчетливое выражение в увертюрах Бетховена.
Содержание и стиль бетховенских увертюр определяется избранными им театральными сюжетами. За исключением «Именинной увертюры».
История создания "Именинной увертюры" до мажор op.115 была довольно длительной. Еще в 1809 году Бетховен начал писать увертюру торжественного характера, предназначенную «для любого случая». В дальнейшем у него возникла мысль соединить ее с хором на слова из оды Шиллера «К радости» (таким образом, в многолетней истории создания Девятой симфонии увертюра до мажор также является одним из этапов). В 1814 году увертюра была в основном написана и предназначена к исполнению в день тезоименитства императора Франца, но исполнена не была. Поскольку первое исполнение состоялось только в 1815 году, название «Именинная» выглядит очень условным.
*** *** ***
"Поздравительный менуэт" для оркестра ми-бемоль мажор (`Gratulationsmenuett `) написан в честь друга Бетховена - драматурга и директора Иосифштадтского театра в Вене Карла Фридриха Генслера. 3 ноября 1822 года это сочинение, наряду с другими музыкальными посвящениями было исполнено на торжественном вечере. Музыка менуэта достаточно ретроспективна и напоминает ранние произведения Бетховена в этом жанре.