Спасибо, Ниночка, за попытку понять этих удивительно талантливых людей. К сожалению, если от Шумана и Брамса остались их гениальные сочинения, то от Клары именно в том, в чём она считалась РАВНОЙ их гениальности, а именно в ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ, не осталось НИЧЕГО и это не просто печально, но это никому из нас не даёт возможности разобраться в их настоящих чувствах, ибо её сочинения, в общем-то весьма банальны для того времени, а как исполнительницу её сравнивали чуть ли не с Ференцем Листом. Постоянно печалишься, что тогда не было ещё звукозаписи и мы знаем только по описанию не только об игре Шопена, Листа, но и Антона Рубинштейна...
Фильм о них мне показался довольно слабым и исполнительски и тем, что там полностью отсутствует ВРЕМЯ, в котором Шуман был не только композитором, но и ОБЩЕСТВЕННЫМ ДЕЯТЕЛЕМ, инициатором создания активного сообщества гениев, противостоящих ПОШЛОСТИ бюргерского существования. И это, мне кажется, угнетало его куда сильнее, нежели появление Брамса. Тем более, что Шуман, как и Лист впоследствии, посвятил себя продвижению нового музыкального языка, отразившего ИХ ВРЕМЯ и ставшего РОМАНТИЗМОМ, - СТИЛЕМ того периода европейской истории культуры.
(Добавил ссылку к себе в дневник)