-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4144
Комментариев: 46232
Написано: 55618


Жизнь, посвященная музыке. Клара Шуман

Пятница, 23 Октября 2015 г. 09:35 + в цитатник
Нина-Ник все записи автора


iskusstvo-zvuka.livejournal.com

Клара Жозефина Вик Шуман (13 сентября 1819, Лейпциг — 20 мая 1896, Франкфурт-на-Майне) немецкая пианистка, композитор и педагог. Считается одной из самых выдающихся пианисток эпохи романтизма, влиятельным учителем и композитором. Начиная с 1840 года — жена и первая исполнительница сочинений Роберта Шумана. Также была первой исполнительницей сочинений Иоганнеса Брамса.

6861B86D-D5BD-465B-8F2B-53C3562FAAED (498x600, 60Kb)

 

Отец Клары Шуман, Фридрих Вик был по образованию богословом. Он окончил университет, после чего поселился в Лейпциге, где стал преподавать фортепиано. Мать Клары — Марианна Тромлиц была концертирующей певицей и пианисткой. После замужества она преподавала фортепиано и за восемь лет брака родила пятерых детей. Клара была вторым ребёнком. После развода родителей Клара и её братья остались с отцом.
Все внимание уделялось Кларе, о которой он намеревался, из-за её музыкального таланта, заявить, как о вундеркинде и пианистке-виртуозе.
С раннего возраста карьера и жизнь Клары были распланирована её отцом до мельчайших деталей. Он давал ей ежедневные часовые уроки на фортепиано, скрипке, обучал её пению, теории, гармонии, композиции и контрапункту.
Клара Вик играла в Лейпциге в концертном зале, когда ей было девять, а её сольный официальный дебют состоялся там же в возрасте 11 лет. Вик видел себя в качестве импресарио Клары, который организовывал её гастроли, нередко связанные с трудностями.

124298723_26 (300x58, 27Kb)

53252881_imgpic___clara (201x252, 11Kb)В 1830 году в возрасте 11 лет Клара поехала на гастроли в Париж и другие европейские города в сопровождении своего отца. В Веймаре она исполнила бравурную пьесу Анри Герц для Гете, который наградил её медалью со своим портретом и письменной запиской: «Для талантливого художника Клары Вик». Во время этого тура, Никколо Паганини предложил Кларе выступить с ним на одной сцене.
В Вене в 18-летнем возрасте она была удостоена чести быть назначенной императорским королевским придворным виртуозом. Очень рано она стала писать музыку.
В возрасте восьми лет, Клара Вик выступала в доме доктора Эрнста Кара, директора психиатрической больницы в Колдиц замке. Там она встретила другого одаренного молодого пианиста — Роберта Шумана, который был на девять лет её старше. Шуман был настолько восхищен игрой Клары, что попросил разрешения у своей матери прекратить юридическое образование, которое никогда не интересовало его, и брать уроки музыки у отца Клары. Клара всегда восхищалась Робертом Шуманом и обожала его. Когда ей исполнилось 16 лет, они стали ближе. Она была его «Цилия», его «Кьяра», как он нежно называл её; он посвятил ей пьесу «Киарина».
Тем не менее, отец Клары совершенно не был готов отдать её неимущему, не имеющему профессии молодому человеку, который больше не мог быть пианистом, так как воспаление сухожилий безымянного пальца правой руки преждевременно закончило его карьеру. Даже тот факт, что Роберт был успешным музыкальным редактором и основал собственный журнал не мог переубедить его. Вик запрещал влюблённой паре любой контакт: свидания и переписка запрещались. Вик добился их разлуки тем, что запланировал Кларе многочисленные концертные турне. Он наблюдал за ней почти круглые сутки; очевидно, он лишал её даже чернил, чтобы она не могла писать. 
Наконец, в сентябре 1839 года Роберт и Клара подали жалобу в суд Лейпцига с заявлением либо обязать отца Клары согласиться с запланированным браком, либо официально дать согласие. Процесс затягивался, не в последнюю очередь также действиями Фридриха Вика, но 1 августа 1840 года суд дал, наконец, согласие на бракосочетание.
Желанный брак с Шуманом вызывал у Клары некоторые опасения. Годы разлуки сохраняли её любовь возвышенной; теперь ей предстояло столкнуться с бытовыми трудностями. Хотя Клара освободилась из-под отцовской власти, брак тем не менее накладывал определённые ограничения на ее жизнь. Роберт Шуман не был деспотичен, но всё же именно он определял отношения в семье.

124298723_26 (300x58, 27Kb)

Роберт без энтузиазма смотрел на желание Клары концертировать; он хотел, чтобы она больше времени уделяла ему. По его просьбе Клара ограничила свои занятия на фортепиано — иначе Роберт не мог концентрироваться на сочинении музыки. Ситуация изменилась только тогда, когда они переехали в большую квартиру в Дрездене, где Клара могла играть на фортепиано в отдельной комнате. Кроме того, Шуман хотел, чтобы Клара больше занималась композицией. Но и здесь Роберт пытался оказывать влияние на жену, так как ему казались несерьёзными романтические сочинения, ограниченные в виртуозности и бравурности.
Скоро Клара стала вновь гастролировать. Не в последнюю очередь этому способствовала и сложная финансовая ситуация семьи: доходы от концертов Клары составляли существенную долю семейного бюджета. Впрочем, её концерты помогали также самому Роберту: так как из-за проблем правой руки он больше не мог выступать публично, она исполняла его произведения и сделала его музыку известной во всей Европе. Таким образом, она заботилась и о его композиторской славе.


Фортепианный концерт in A minor. Allegrо.




В начале 1854 года заболевание Роберта и, соответственно, нагрузки Клары достигли своего апогея. У Шумана нарастали «аффекты слуха»: он описывал не просто шумы, а скорее назойливые звуки вплоть до полных музыкальных произведений, которые не давали ему спать, причиняли невыносимые боли и нередко доводили до галлюцинаций. 27 февраля он пытался покончить с собой, бросившись в Рейн с понтонного моста, но был спасён и 4 марта 1854 года Роберта поместили в больницу. Клара в это время была беременнаФеликсом, и врачи не рекомендовали ей видеться с мужем в его состоянии. В марте 1854 года Брамс, Иоахим, Альберт Дитрих, и Юлия Отто Гримм проводили время с Кларой, играя музыку для нее или вместе с ней, пытаясь отвлечь её от тяжелых дум. Роберт скончался 29 июля 1856 года. 

 

Трио для скрипки, виолончели и фортепиано Op. 17 - I - Allegro






Каждая новая биография о Кларе Шуман ставит вопрос: что было между Кларой и Иоганнесом Брамсом? Клара познакомилась с композитором, который был на 14 лет моложе её, в 1853 году. На вечере знакомства Шуманов и Брамса в Дюссельдорфе он играл некоторые из собственных композиций для фортепиано соло. Супруги Шуман остались под глубоким впечатлением от выступления молодого композитора. Вскоре после госпитализации Шумана в 1854 году контакты Клары и Брамса стали интенсивнее. Брамс был влюблён в Клару, об этом свидетельствуют многочисленные письма. Однако то, что происходило между ними в 1854—1856 годах, освещено мало. 


Ноктюрн in F major op.6





В 1863 году Клара переехала в Баден-Баден. Последующие годы были насыщены успешными гастролями в многочисленных городах Германии и Европы. До самой смерти Клара оставалась знаменитой пианисткой.

Клара Шуман осуществляла финансовое благополучие своей семьи. В часть её обязанностей входило зарабатывание денег, что она и делала, давая концерты. Но она продолжала играть на протяжении всей своей жизни не только ради доходов, а потому, что была концертным исполнителем по образованию и натуре. 


Вариации на темы Роберта Шумана.






Скерцо №1 in D minor op. 10.




 

124298723_26 (300x58, 27Kb)

Документальный фильм,


 посвященный жизни и творчеству композитора Роберта Шумана и его жены Клары. Будучи выдающейся пианисткой, Клара Шуман была первой исполнительницей многих произведений мужа, а также много сочиняла сама. Фильм расскажет о непростых отношениях четы Шуман, неоднозначной дружбе с композитором Иоганнесом Брамсом.
Прозвучат произведения Иоганнеса Брамса, Роберта и Клары Шуман в исполнении Элен Гримо, Анны Софи фон Оттер, Трульса Мерка и Альбрехта Майера. 

 



Текст из википедии. 

124298723_26 (300x58, 27Kb)

 

Рубрики:  Музыканты/Пианисты
Композиторы
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 11 пользователям

daizyLeningrad   обратиться по имени Пятница, 23 Октября 2015 г. 10:01 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Zahar_Pravdin   обратиться по имени Пятница, 23 Октября 2015 г. 11:19 (ссылка)
Спасибо, прекрасный фильм, и вся история - светлая и доброжелательная. Удачи!

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Светлана_Крымская   обратиться по имени Пятница, 23 Октября 2015 г. 11:28 (ссылка)
Спасибо, Ниночка, за попытку понять этих удивительно талантливых людей. К сожалению, если от Шумана и Брамса остались их гениальные сочинения, то от Клары именно в том, в чём она считалась РАВНОЙ их гениальности, а именно в ИСПОЛНИТЕЛЬСТВЕ, не осталось НИЧЕГО и это не просто печально, но это никому из нас не даёт возможности разобраться в их настоящих чувствах, ибо её сочинения, в общем-то весьма банальны для того времени, а как исполнительницу её сравнивали чуть ли не с Ференцем Листом. Постоянно печалишься, что тогда не было ещё звукозаписи и мы знаем только по описанию не только об игре Шопена, Листа, но и Антона Рубинштейна...
Фильм о них мне показался довольно слабым и исполнительски и тем, что там полностью отсутствует ВРЕМЯ, в котором Шуман был не только композитором, но и ОБЩЕСТВЕННЫМ ДЕЯТЕЛЕМ, инициатором создания активного сообщества гениев, противостоящих ПОШЛОСТИ бюргерского существования. И это, мне кажется, угнетало его куда сильнее, нежели появление Брамса. Тем более, что Шуман, как и Лист впоследствии, посвятил себя продвижению нового музыкального языка, отразившего ИХ ВРЕМЯ и ставшего РОМАНТИЗМОМ, - СТИЛЕМ того периода европейской истории культуры.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Пятница, 23 Октября 2015 г. 22:00 (ссылка)

Ответ на комментарий daizyLeningrad

daizyLeningrad, благодарю за внимание.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Пятница, 23 Октября 2015 г. 22:01 (ссылка)

Ответ на комментарий Zahar_Pravdin

Zahar_Pravdin, спасибо большое за отзыв и внимание.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Суббота, 24 Октября 2015 г. 18:00 (ссылка)

Ответ на комментарий Светлана_Крымская

Светлана_Крымская, делая это пост, я не пыталась разобраться в их отношениях, у меня была цель показать женщину - музыканта, композитора, жену Шумана и мать. И то, что для нее не было жизни без музыки. Она даже своих детей так не любила, как концертирование. А как исполнитель, она считалась даже лучше Листа, т.к. игра ее более выразительна.( Естественно это я пишу , ссылаясь на источник). Ну, а музыка, конечно, у нее не такая уж выразительная и сильная, как у мужа или других, но слушать ее все-равно приятно. А фильм мне понравился. Он же не художественный. Там женщины-пианистки выразили свое видение о семье Шуманов, об их музыке, отношениях семейных ит.д. И это у них поучилось как то лирично и трагательно. Спасибо, Светлана, за отзыв, внимание.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Суббота, 24 Октября 2015 г. 18:02 (ссылка)

Ответ на комментарий Annakraj

Annakraj, спасибо большое, Анна, за внимание и отзыв.
Ответить С цитатой В цитатник
Berlios   обратиться по имени Суббота, 07 Ноября 2015 г. 14:00 (ссылка)
Не в интересах истины, а в интересах правды, как говорил незабвенный Берлага, намерен предложить Вам книгу, которая снимет глянец с Вашей публикации:
Черкасова Т. М. Роберт и Клара Шуман: метаморфозы любви и творчества / Предисл. С.С. Коробейникова - Новосибирск, 2012. -416 с.

Вот ссылка, которая позволит познакомиться с книгой:
https://cloud.mail.ru/public/FX7N/xBLeWbNdN

Данная работа представляет собой тщательно организованную систематизацию новых фактов, касающихся самых разных сторон жизни великого немецкого композитора Роберта Шумана, его творческих устремлений, взаимоотношений с женой Кларой, судеб их многочисленных детей. Автор ставит перед собой трудную и благородную задачу: развенчать мифы, избавить биографию крупнейшего немецкого романтика от фальшивого глянца. Это стало возможным после публикации уже в XXI веке истории болезни композитора, появления в Западной Европе и США целого ряда исследований, основанных на неизвестных ранее в нашей стране материалах и документах.
Книга может быть рекомендована как профессиональным музыкантам, преподавателям музыкальных учебных заведений, так и любителям музыки, желающим расширить свой кругозор и узнать новое о любимом композиторе.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Суббота, 07 Ноября 2015 г. 18:25 (ссылка)

Ответ на комментарий Berlios

Berlios, спасибо Вам за ссылку. Почитаю обязательно. В комментариях я уже писала, что было целью поста. Для меня главное музыка и композиторская деятельность человека. Мне все равно кто какой был и чем болел. Каждый человек оригинален по своему, а особенно талантливые люди. Когда искала материал, много чего поначиталась и про самого Шумана и про Клару, про не состоявшуюся любовь Клары и Брамса. Но всего этого писать не стала, просто дала краткие сведения для знакомства с семьей знаменитых музыкантов и их музыкой. Благодарю Вас за комментарий. Ну а книгу просмотрю, конечно.
Ответить С цитатой В цитатник
Berlios   обратиться по имени Суббота, 07 Ноября 2015 г. 23:28 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Cовершенно согласен с Вами. Творчество композитора должно оставаться самым главным и хорошо, когда мы обожествляем своих кумиров. Роберт Шуман достоин того.Потомки чтут его: по числу упоминаний в репертуарных афишах его имя уступает только Моцарту и Чайковскому (данные 2010 года). Но так уж устроен человек: он любопытен, хочется поближе познакомиться со своим божеством. И тут многих любознательных огорчает и даже отталкивает легенда о "сумасшедшем гении". Меня оскорбляет высокомерие музыкально необразованных людей, отдающих предпочтение какой либо легенде о "великих" только для того, чтобы унизить их, типа "а Мусоргский бухал", а Чайковский был...", чем и заканчивается их знакомство с гениями, ногтя которых эти знатоки не стоят. Но много сложнее вникнуть во внутренний мир, постичь величие духа творца. Для этого следует познакомиться с реальными условиями его творчества. Тогда мой кумир становится более понятным, более близким и дорогим. Он велик не только как композитор, но, оказывается, и как человек. Я начинаю многое переосмысливать и понимать его творения.
Поэтому так важна правда.
Желаю Вам плодотворных поисков на этом пути.
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Понедельник, 09 Ноября 2015 г. 12:38 (ссылка)

Ответ на комментарий Berlios

Berlios, да, есть люди, которые из-за того, что у кого-то из талантов было какое-то отклонение от общих правил, не хотели слушать их произведения. Так одна моя знакомая при разговоре о песнях и стихах Высоцкого, заявила, что он наркоман и пьяница и она не хочет ни читать ни слушать его. А ведь у многих талантливейших людей были какие-то отклоненя: и у Гоголя и у Чайковского и у Достоевского... Я так считаю, каким бы ни был гений, для меня его произведения будут гениальные и буду с огромным удовольствием читать и слушать их и не разбираться, какие они были и, что с ними происходило. Ну а если и узнаю, то отношение к их творениям у меня тоже не изменится. Спасибо большое Вам за отзыв, за беседу. Мне всегда интересно узнать мнение другого человека.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку