Две знаменитые симфонические поэмы Ф. Листа |
Лист вошел в историю симфонической музыки как создатель нового жанра – одночастной симфонической поэмы. Его название вызывает мгновенные ассоциации с атмосферой поэзии и наглядно отражает ту связь музыки и литературы, которая лежала в основе листовской эстетики (как известно, Лист был одним из самых убежденных сторонников программного творчества и синтеза различных искусств).
Симфоническая поэма воплощает конкретное программное содержание, порой очень сложное.
12 из 13 симфонических поэм Листа относятся ко времени расцвета его творчества, когда композитор был руководителем и дирижером придворного Веймарского театра.
Круг образов, воплощенный в симфонических поэмах Листа, очень широк. Здесь представлена мировая литература всех веков от античных мифов до творчества современных романтиков. Но среди пестрого разнообразия сюжетов отчетливо выделяется очень специфическая для Листа философская проблематика: проблема смысла человеческой жизни.
Наиболее широкую известность из листовских поэм получили две – «Тассо» (где композитор обратился к личности замечательного итальянского поэта эпохи Возрождения Торквато Тассо) и «Прелюды».
«Прелюды» – третья по счету симфоническая поэма Листа. Ее название и программа заимствовано композитором из одноименного стихотворения французского поэта Ламартина. Однако Лист значительно отошел от основной идеи стихотворения, посвященного раздумьям о бренности человеческого существования. Он создал музыку, полную героического, жизнеутверждающего пафоса.
Начало поэмы очень характерно для Листа, который обычно отказывается от торжественных вступлений и многие произведения начинает тихо, как бы затаенно. В «Прелюдах» отрывистые тихие звуки первых тактов производят впечатление таинственности, загадочности. Затем возникает типично романтический мотив вопроса , выражая «ключевую» начальную фразу программы: «Жизнь наша не есть ли ряд прелюдий к неведомому гимну, первую торжественную ноту которого возьмет смерть?»), то есть вопрос о смысле жизни. Этот мотив играет роль тематического ядра для всей последующей музыки сочинения.
Выросшая из мотива вопроса, но приобретающая определенность самоутверждения, героическая главная тема звучит мощно и торжественно.
Побочная , согласно программному замыслу, – тема любви. Ее связь с основным мотивом более опосредованная. С главной темой побочная оказывается в красочном, «романтическом» соотношении. Особую теплоту и задушевность придает побочной звучание валторн, удвоенных альтами.
Любовная идиллия побочной партии в разработке сменяется жизненными бурями, батальными сценами и, наконец, большим эпизодом пасторального характера: «герой» ищет на лоне природы отдохновения от треволнений жизни. Все это вызывает ассоциации с яростными порывами ветра. Эпизод бури отличается яркой картинной изобразительностью.
Следующий же раздел – пасторальный – напоминает медленную часть. Его тема, поочередно исполняемая различными духовыми инструментами, в целом является новой. Однако и здесь, в прозрачном звучании пасторальных наигрышей, мелькает «интонация вопроса», словно и на лоне природы герой не может отрешиться от своих сомнений.
Последующее развитие побочной темы направлено на ее героизацию: она становится все более активной, энергичной и в динамической репризе превращается в победный марш в пунктирном ритме. Этому маршеобразному варианту побочной темы опять предшествует связующая тема, которая также теряет мечтательный характер и превращается в ликующий призыв. Героизация лирических образов логично подводит к вершине всего произведения – мощному проведению главной темы, которая становится героическим апофеозом поэмы.
Симфоническая поэма "Прелюды"
musike.ru/index.php?id=78
Среди 12 поэм «Тассо» стоит под № 2, что, однако, не определяется ни временем окончания, ни порядком издания сочинения. Герой поэмы — великий итальянский поэт эпохи Возрождения Торквато Тассо , эпическая поэма которого «Освобожденный Иерусалим» вдохновляла на протяжении веков многих композиторов. В судьбе Тассо немало неясного. Блиставший при дворе феррарского герцога Альфонса II д'Эсте, поэт в 35 лет оказался в госпитале Святой Анны — доме умалишенных и одновременно тюрьме, попав туда то ли действительно из-за поразившей его болезни, то ли из-за придворных интриг. Легенда назвала причиной заточения любовь — дерзкую, разрушающую все сословные преграды любовь поэта к сестре герцога Альфонса Элеоноре д'Эсте. Спустя семь лет, выйдя из темницы благодаря заступничеству Папы Римского, Тассо —уже совершенно сломленный человек — был провозглашен величайшим поэтом Италии и удостоен лаврового венка, до того присужденного лишь однажды великому Петрарке.
Симфоническая поэма "Тассо"
Однако смерть пришла раньше, и на торжественной церемонии в римском Капитолии лаврами был увенчан лишь гроб поэта."Жалоба и Триумф: таковы две великие оппозиции в судьбе поэтов, о которых справедливо сказано, что если проклятье часто тяготеет над их жизнью, то благословение никогда не покидает их могилы", писал Лист в программе к этой драматичной поэме, изображающей все перепетии жизни поэта - от тюрьмы и воспоминаний о любви до заслуженной славы.
Рубрики: | Музыка/Симфоническая |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий liudmila_leto
Liudmila5591, Людмила, какие Ваши годы? Успеете еще не только дорости, но и вырости. А композитор замечательный. Спасибо.Ответ на комментарий Нина-Ник
Дело совсем не в темпе! Романтическое произведение - это иное отношение, иной темперамент, иное внутреннее напряжение. Всё ИНОЕ ! Это вообще ИНОЙ СТИЛЬ! Потому сейчас это так редко исполняется - век другой, слишком РАЦИОНАЛЬНЫЙ... Светланов играл гениально, он был воспитан в иное время...А здесь стиля, как такового, просто нет, всё тянется, как кишка на среднем уровне. У Листа такого вообще не бывает. Я вчера как раз слушала Юрия Симонова... Я его помню со времени его работы в Кисловодске, куда его пригласили сразу после конкурса... То, что я услышала сейчас - это небо и земля. Тогда у него не было мастерства, но было ЖИВОЕ ЧУВСТВО, а сейчас оно исчезло напрочь, осталась одна арифметика...Свежесть чувств редко, кто сохраняет до старости... Только гении разве что, но и они, если что-то в душе угасает, уходят со сцены. Как, кстати, ушёл из ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА сам гениальный Лист...А беда нынешнего времени, что всё заменили имитация и симулякры. И публика к этому привыкает, тоже становится имитирующей эмоции из этикета и желания соответствовать "высшим ценностям". Мне просто посчастливилось учиться у ОСНОВАТЕЛЯ консерваторского курса "история и теория исполнительства" - гениального профессора Григория Михайловича Когана. Его в 48 году, в эпоху "борьбы с космополитизмом" подсидел его же ученик в Московской консерватории, а в 56 его пригласили обратно, но он оставил себе лекционный курс в нашей консерватории, только для пианистов. Приезжал на один семестр, и читал годичный курс, трижды в неделю по 3 часа с 8 утра. Я жила напротив консерватории и наблюдала в окно, как туда стекались люди, как к заводской проходной. Шли наши академики из филиала казанского, бежали преподаватели Университета и наша медицинская элита. Лекции шли сначала в хоровом классе (самом большом), потом их перенесли в малый зал, а потом в Большой зал, иначе не помещались все желающие. У меня уже в филармонии и уже в "зрелые годы", был авторский цикл бесед, который я назвала "Искусство быть СЛУШАТЕЛЕМ". Из всех абонементов - самый популярный и любимый, вечно все его заказывали... Просто сейчас уже никому не хочется учиться, все и так всё знают (или считают, что знают)Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |