-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Искусство_звука

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.06.2012
Записей: 4143
Комментариев: 46231
Написано: 55630


Клаудио Монтеверди (1567 - 1643)

Четверг, 15 Мая 2014 г. 13:47 + в цитатник
Томаовсянка все записи автора

Монтеверди отстаивает права чувств и свободы в музыке. Невзирая на протесты защитников правил, он разрывает путы, которыми музыка сама себя опутала, и хочет, чтобы впредь она следовала лишь велениям сердца. 

Р. Роллан

  Творчество итальянского оперного композитора Клаудио Монтеверди — одно из уникальных явлений в музыкальной культуре XVII века В интересе к человеку, к его страстям и страданиям, Монтеверди — истинный художник Ренессанса. Никому из композиторов того времени не удалось так выразить трагическое, ощущение жизни, так раскрыть первозданную природу человеческих характеров в музыке.

  Клаудио Монтеверди родился в Кремоне 5 мая 1567 года. Его отец был медиком, возможно, с университетским образованием. Кремона издавна славилась как университетский и музыкальный центр с превосходной церковной капеллой и высокой инструментальной культурой. В XVI—XVII веках семейства знаменитых кремонских мастеров — Амати, Гварнери, Страдивари — изготовляли смычковые инструменты, которым нет равных по красоте звука.  

  Уже в юности Клаудио Монтеверди сложился как музыкант, искусный в пении, игре на виоле, органе, сочинении духовных песен, мадригалов, канцонетт и как художник весьма широкого кругозора и гуманистических взглядов. Сочинению его обучал композитор Марк Антонио Индженьерн -  капельмейстер кремонского собора.

 

  В 1580-х Монтеверди жил в Милане, в в 23 года по приглашению герцога Винчензо Гонзага он отправился к мантуанскому двору в качестве певца и виртуоза на виоле. С 1601 он стал придворным капельмейстером. Работа Монтеверди с превосходными ансамблями придворной капеллы и церкви Св. Варвары, странствования по Европе в свите Гонзага в Венгрии, Фландрии, общение с выдающимися современниками, как, например, с Рубенс, способствовала его совершенствованию. Особенно важным фактором прогресса Монтеверди была свойственная ему скромность, неустанный труд и исключительно строгая взыскательность к собственным сочинениям.

  В этот период (в 1595) он женился на певице Клаудии Каттанео, родившей ему двух сыновей – Франческо и Массимилиано; Клаудиа умерла рано (1607), и Монтеверди оставался вдовцом до конца своих дней.



  В 1580-1600-х в Кремоне, Милане и Мантуе были написаны пять книг прекрасных мадригалов пятиголосного склада. Велико их значение в формировании творческого метода и артистической индивидуальности мастера. Мадригал (около двухсот на тексты Тассо, Марине, Гварини, Стриджо...) стал для Монтеверди творческой лабораторией, они уже в молодости содержали его смелые новаторские начинания.


  Монтеверди — первооснователь конфликтной драматургии трагедийного плана. Он настойчиво стремился к естественной выразительности музыки. «Речь человеческая — повелительница гармонии, а не служанка ее». И поскольку герой Клаудио Монтеверди — герой трагический, «мелопоэтические фигуры» его отличаются остро напряженным, зачастую диссонантным интонационным строем, поэтому  этому мощному драматическому началу тесно становилось в границах камерного жанра. Драматургические поиски привели его на путь оперного театра, где он выступил с первыми мантуанскими операми «Орфей» (1607) и «Ариадна» (1608).




  С «Орфея» начинается вся история оперы. Предназначенная для придворного празднества опера написана на либретто, связанное со сказочной пасторалью и роскошными декоративными интермедиями — атрибутами всякой придворной эстетики. Однако, музыка Монтеверди превращает сказочную историю в глубокую психологическую драму. «Орфей» характеризуется экспрессивной, неповторимой музыкой, овеянной поэтической атмосферой скорбного мадригала.
«...Ариадна трогала потому, что она была женщиной, Орфей — потому, что он простой человек... Ариадна возбуждала во мне истинное страдание, вместе с Орфеем я молил о жалости...» В этом высказывании Монтеверди заключена и сущность его творчества, и главная суть переворота, произведенного им в искусстве.

  Мысль о способности музыки воплощать «богатство внутреннего мира человека» при жизни Клаудио Монтеверди воспринималась как нечто неслыханно-новое, революционное. По всему «Орфею» рассыпаны певучие мелодии, созвучные облику действующих лиц и сценическим положениям. Оркестр оперы по тем временам был огромен и даже чрезмерно многолик по составу, он отразил период перехода от инструментов, унаследованных от Возрождения и даже от средних веков, к инструментам, отвечающим новому эмоциональному строю, складу, музыкальным темам и выразительным возможностям. Инструментовка «Орфея» всегда эстетически созвучна мелодии, гармоническому колориту, сценической ситуации. Инструменты, сопровождающие монолог певца в подземном царстве, напоминают о его искуснейшей игре на лире. В пасторальные сцены флейты вплетены бесхитростные мелодии пастушьих наигрышей. Рев тромбонов сгущает атмосферу страха, окутывающую безрадостный и грозный Аид. Монтеверди — подлинный отец инструментовки, и в этом смысле «Орфей» — опера основополагающая.



  Из "Ариадны" (либретто Ринуччини, речитативы Пери), написанной Монтеверди в Мантуе, сохранилась только знаменитая ария героини, которую композитор оставил в двух вариантах для пения соло с сопровождением и в более позднем — в виде пятиголосного мадригала. Ария эта — редкой красоты и по праву считается шедевром ранней итальянской оперы.

   В 1608 Клаудио Монтеверди, тяготившийся положением при герцогском дворе, покинул Мантую. После недолгого пребывания на родине в Кремоне, в Риме, Флоренции, Милане, он в 1613 принял приглашение в Венецию, где прокураторы Сан-Марко остановили выбор на нем как капельмейстере этого собора.

  В Венеции Монтеверди выступил во главе новой оперной школы, которая далеко обогнала своих предшественниц. Это объяснялось иными местными условиями и исторически сложившимся соотношением общественных сил и идейных течений.



  Венеция той эпохи — город с республиканским устройством, с политически сильной, культурной буржуазией и дерзновенной оппозицией папскому престолу. Венецианцы во времена Возрождения создали жизнерадостное, реалистическое искусство. В Венеции в музыке конца XVI века широко и ярко явились предвестники барокко. Первый оперный театр Сан-Кассиано был открыт в 1637. Это не была «академия» для узкого круга просвещенных гуманистов-аристократов, как во Флоренции, папа и двор не имели власти над искусством, так как её сменила власть денег. Венецианская буржуазия построила театр по собственному образу и подобию коммерческому предприятию. Вслед за Сан-Кассиано в Венеции выросло более десяти театров. Появилась неизбежная конкуренция между ними, борьба за публику, артистов. Эта коммерчески-предпринимательская сторона наложила отпечаток на оперно-театральное искусство, оно стало зависимым от вкусов широкой публики.

  Творчество Монтеверди стало кульминационным моментом и могучим фактором прогресса итальянского оперного искусства. Регент, возглавлявший вокально- инструментальную капеллу Сан-Марко. Клаудио Монтеверди писал культовую музыку — мессы, вечерни, духовные концерты, мотеты, и церковь, религия неизбежно оказывали на него влияние. Выше уже говорилось, что, будучи по природе своей светским художником, он принял смерть в духовном сане.

  В течение ряда лет, предшествовавших расцвету венецианского оперного театра, Монтеверди был вынужден и здесь обслуживать меценатов, правда, не таких властных и всесильных, как в Милане или Мантуе. Дворцы Мочениго и Гримани, Вендрамини и Фоскари были роскошно украшены не только картинами, статуями, гобеленами, но и музыкой. Капелла Сан-Марко нередко выступала здесь на балах и приемах во время, свободное от церковной службы. Наряду с диалогами Платона, канцонами Петрарки, сонетами Марине, любители искусства увлекались мадригалами Монтеверди. Он не оставил этого любимого им жанра в венецианский период и именно тогда достиг в нем наивысшего совершенства.

  В Венеции написаны были шестая, седьмая и восьмая книги мадригалов - жанр, в котором Монтеверди экспериментировал перед тем, как созданы были его последние оперы. Но венецианские мадригалы имели и огромное самостоятельное значение. В 1838 году появился интереснейший сборник «Мадригалы воинственные и любовные». В нем сказалась глубокая психологическая наблюдательность художника; музыкально-поэтическая драматизация мадригала доведена там до последнего возможного тогда предела. В этот сборник вошли и некоторые более ранние произведения «Неблагодарные женщины» — интермедия мантуанского периода и знаменитое «Единоборство Танкреда и Клоринды» — великолепная драматическая сцена, написанная в 1624 году на сюжет из «Освобожденного Иерусалима» Тассо, предназначенная для исполнения с театральными костюмами и бутафорией.

  В течение тридцати лет, прожитых в Венеции, Монтеверди создал большинство своих музыкально-драматических произведений для театрального или камерно-сценического представления.

  У Монтеверди восемь опер: «Орфей», «Ариадна», «Андромеда», «Мнимо безумная Ликори» — одна из первых комических опер в Италии, «Похищение Прозерпины», «Свадьба Энея и Лавинии», «Возвращение Улисса на родину», «Коронация Поппеи».



  Опера «Коронация Поппеи» в трех действиях с прологом; либретто Бузенелло; первая постановка: Венеция, театр «Сан-Джованни и Сан-Паоло», сезон 1642/43, венчает творческий путь Монтеверди и безмерно возвышается над всем, что было создано в опере до Глюка.  Разрыв между созданной в преклонном возрасте «Коронацией Поппеи» и всем предшествующим разителен и необъясним. Это в меньшей мере относится к самой музыке истоки музыкального языка «Поппеи» можно проследить в исканиях предыдущего периода. Но общий художественный облик оперы, необычный как для творчества Монтеверди, так и для музыкального театра XVII века вообще, в решающей степени предопределен оригинальностью сюжетнПоппея Сабина на картине 16 векао-драматургического замысла. По полноте воплощения жизненной правды, широте и многогранности показа сложных человеческих взаимоотношений, подлинности психологических конфликтов, остроте постановки нравственных проблем ни одно из дошедших до нас произведений не может сравниться с «Коронацией Поппеи».


Поппея Сабина на картине 16 века


  Клаудио Монтеверди и либреттист Франческо Бузенелло обратились к сюжету из древнеримской истории по «Анналам» Тацита, «Двенадцати цезарям» Светония, «Римской истории» Дио Кассия, «Октавии» Псевдо-Сенеки.

  Действие происходит в Риме, в царствование Нерона. Поппея, жена Отгона, любовница Нерона, мечтает стать императрицей, но на ее пути стоит Октавия, жена Нерона. Поппея убеждает Нерона устранить его наставника Сенеку, друга Октавии; Сенека, повинуясь воле императора, кончает жизнь самоубийством. Октавия велит Оттону, отвергнутому Поппеей, убить ненавистную соперницу, но покушение не удается. Нерон теперь может развестись с женой и короновать Поппею.

  Музыка оперы поражает драматической выразительностью. Монтеверди, воссоздающий душевный мир, интонации речи героев, яляется предтечей композиторов XIX и XX веков.
classic-music.rumonteverdi.html



 


  Монтеверди закончил свой шедевр в 1642 и увидел его на сцене. Маэстро успел осуществить свою мечту – рассказал об испепеляющей силе страсти.  


  Клаудио Монтеверди умер вскоре после премьеры «Коронации Поппеи», 29 ноября 1643 года. Незадолго до кончины он принял духовный сан.


 Монтеверди стал основоположником современной музыки. В его творчестве сложился строй художественного мышления, характерный для нашей эпохи.




Рубрики:  Композиторы
Метки:  

Процитировано 17 раз
Понравилось: 12 пользователям

вариния   обратиться по имени спасибо.замечательный пост.великолепная музыка. Четверг, 15 Мая 2014 г. 13:52 (ссылка)


LJILJANA

LJILJANA
Ответить С цитатой В цитатник
Владиславна   обратиться по имени Четверг, 15 Мая 2014 г. 14:52 (ссылка)
Спасибо, отличный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
natali_100   обратиться по имени Четверг, 15 Мая 2014 г. 20:24 (ссылка)
Спасибо, Тамара! Пост, как всегда блестящий. Очень интересный и полный.
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Четверг, 15 Мая 2014 г. 21:53 (ссылка)

Ответ на комментарий вариния

Сколько цветов и прекрасных слов! Спасибо, Вариния! Счастья Вам!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Четверг, 15 Мая 2014 г. 21:59 (ссылка)

Ответ на комментарий Владиславна

Добрый вечер, Владиславна! Рада Вашему вниманию!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Четверг, 15 Мая 2014 г. 22:05 (ссылка)

Ответ на комментарий natali_100

Спасибо за отзыв, Наташа! Благодествия Вам!
Ответить С цитатой В цитатник
nomad1962   обратиться по имени Четверг, 15 Мая 2014 г. 22:08 (ссылка)
Спасибо!:mms_smile:
65901860 (660x495, 1599Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
танялев   обратиться по имени Пятница, 16 Мая 2014 г. 00:17 (ссылка)
Благодарю Вас за чудесный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Людмила_Констанденко   обратиться по имени Пятница, 16 Мая 2014 г. 00:18 (ссылка)
(
102816807_7 (500x380, 334Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Пятница, 16 Мая 2014 г. 14:38 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
liudmila_leto   обратиться по имени Пятница, 16 Мая 2014 г. 20:55 (ссылка)
Томаовсянка,очень интересно!
Как хорошо,что невозможно объять необъятное!Еще столько всего,чем мы можем поделиться друг с другом!
От всего сердца благо дарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Пятница, 16 Мая 2014 г. 21:52 (ссылка)

Ответ на комментарий nomad1962

Спасибо, Юрий, за сияющие цветы и симпатично благодарных смайликов! Чудесных выходных!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Пятница, 16 Мая 2014 г. 21:55 (ссылка)

Ответ на комментарий танялев

Очень рада, что сообщение о Монтеверди Вам понравилось!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Пятница, 16 Мая 2014 г. 21:59 (ссылка)

Ответ на комментарий liudmila_leto

Добрый вечер, Людмила! Интересного много! Будем обогащать друг друга!
Ответить С цитатой В цитатник
Violetta0777   обратиться по имени Суббота, 31 Мая 2014 г. 00:57 (ссылка)
ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ-ПОСТ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ!:rose:
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Суббота, 31 Мая 2014 г. 21:01 (ссылка)

Ответ на комментарий Violetta0777

Спасибо, Виолетта, за добрые слова!
Ответить С цитатой В цитатник
Коллекционерка   обратиться по имени Вторник, 17 Июня 2014 г. 10:29 (ссылка)
Спасибо за волшебную музыку!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Вторник, 17 Июня 2014 г. 21:32 (ссылка)

Ответ на комментарий Коллекционерка

Клаудио Монтеверди был бы рад, услышав эпитет "волшебная" к его музыке
Ответить С цитатой В цитатник
Antiberlioz   обратиться по имени Вторник, 17 Июня 2014 г. 22:45 (ссылка)
Спасибо!Спасибо!Спасибо!!!!!!!!!!!!!!!

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Среда, 18 Июня 2014 г. 19:33 (ссылка)

Ответ на комментарий Antiberlioz

Пожалуйста! Всего Вам доброго!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку