-Рубрики

 -Метки

bbg brombenzol gorra krissti-2008 maxfactor72 nemoes rotmistr1980 rotmistr80 strange2 svetlana_k123 unico_unicornio valentina polnova valentina_polnova viktoria_aka_ptory yu_shutova Взаимоотношения О людях абьюзеры абьюзинг актуальное алексей_алексеев1 алексей_груненков алексей_шутёмов белая сова валера_столыпин влад_костромин война волшебница_алиша воспоминания гальдр григорий_родственников дети дионмарк дэйв макара дэйв_макара еквалпе женя_саприн жизнь занудкин зарубежные авторы интересное истории из жизни книги кристиан_бэд лара_вагнер ленинградское_время леха ильин леха_ильин лиза глум любовь любопытное люди мак_ар марат_валеев мария_шурухина мировые новости новости о любви о человеке отношения политика происшествия путешествия рассказ ретрофан сатира семья сим_никин сиротка_мегги скобарка случай случай из жизни события современные авторы суанта фантастика фото характеры чёрная_хаски читательский дневник чтение что почитать эманон_идобон юмор

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Чортова_Дюжина

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.11.2011
Записей: 4655
Комментариев: 750422
Написано: 761671


Разбор заклепок.

Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 00:00 + в цитатник
Ptisa_Lucy все записи автора Автор Maxfactor72


Почему же летает самолет?

Дисклаймер, сиречь, отмазка: речь в этой статье пойдет не об антигравах или каком-то еще фантастическом принципе полета, а только лишь об аэродинамике. То есть, о машинах, широко использующихся человечеством прямо сейчас. Когда-то я написал целый рассказ-лекцию, но ридеры сказали, что из-за беллетристики понять техническую информацию сложно. И я решил накарябать более, так сказать, академическую статью.

Как известно, человек рожден ползать. Но, в отличие от ужа, у него есть разум, который дал стальные руки-крылья, а вместо сердца – турбореактивный двигатель фирмы «Дженерал Электрик». Ну, или Люльку-турбофан, как на Су-27. Это уж кому что.

Итак, представим себе, что самолет (не имеет значения, какой), летит прямолинейно и с постоянной скоростью. На него действуют четыре силы: сила тяжести, подъемная сила, сила сопротивления среды и сила тяги двигателя. Все эти четыре силы уравновешены.

Ну, с силой тяжести и силой сопротивления все понятно – это природные, естественные силы, которые на Земле действуют всегда, то две другие силы – подъемная и сила тяги, искусственные. И если сила тяги создается двигателем, то чем же создается подъемная сила?

Ну, не буду вас томить. Как и всякий уважающий себя Капитан Очевидность, скажу сразу: подъемная сила создается крылом. Маленькое уточнение: в России считается, что у самолета всего одно крыло и оно состоит из двух полукрыльев. За рубежом же крыльев два – left wing и right wing, соответственно.

Как же крыло создает подъемную силу? Для начала оно делит набегающий поток воздуха на две части – потоки над и под крылом. Во многих источниках написано, что из-за формы (профиля) крыла в верхней его части поток воздуха приобретает большую скорость и (по закону Бернулли) давление становится меньше. В нижней части все наоборот – скорость потока ниже, а давление выше. Возникает подъемная сила. А теперь пойдем гулять и возьмем с собой воздушного змея. Мы его запустили на радость местным детишкам, поиграли, подняли настроение. И вот змей на земле, мы его складываем и с удивлением обнаруживаем, что он плоский! У него нет никакой формы! Но он летал! Почему?

Мы снова запускаем змея (прямо на глазах изумленных детишек) и видим, что он висит в небе под углом к горизонту. А если представить себе, что ветер дует вдоль поверхности земли, то змей висит и под углом к ветру, то есть, к потоку воздуха. Так вот и крыло самолета врезается в воздух под определенным углом к потоку. И этот угол называется углом атаки. Он настолько важен, что во многих самолетах ставится отдельный его указатель.

Есть несколько теорий подъемной силы, но суть примерно одна. Крыло делит поток воздуха на две части. Нижний поток оно как бы спрессовывает и отбрасывает вниз, создавая повышенное давление. Вверху же, наоборот, создается разрежение. Крыло стремится вверх. Самолет жужжит (или свистит) и летит. Важно запомнить (и я повторю это еще раз): подъемная сила крыла создается за счет угла атаки. Особый профиль нужен крылу только для повышения эффективности.

Добавлю, что бывают самолеты совсем без крыла – подъемная сила создается фюзеляжем особой формы. Правда, это, скорее, исключение. Но именно здесь реальность пересекается с фантастикой – к примеру, челнок «Шайенн» из фильма «Чужие», при сложенных крыльях создает подъемную силу за счет формы корпуса.

Еще я добавлю, что подъемная сила и сила сопротивления зависят от угла атаки и скорости. Чем больше скорость и угол атаки, тем выше подъемная сила, но тем и выше сопротивление самолету. Соответственно, если пилот снижает тягу двигателей (это называется «прибрать газ»), скорость падает, и самолет начинает снижаться. Значит, чтобы сохранить горизонтальный полет, нужно увеличить угол атаки. Да, именно так – в

полете все параметры связаны друг с другом. И ничего здесь не поделать, увы. Вот такая трудная работа у летчика.

На сегодня все. В одной из следующих статей я расскажу, каким образом управляется самолет. Нам ведь нужно не просто лететь, а добраться туда, куда нужно. А пока… пока!


Как управлять самолетом?


Купил американец самолет. Как управлять, не знает. Выписал журнал. Сел в кабину, читает. Как взлететь: ручку А на себя, ручку Б от себя. Взлетел. Читает дальше. Как развернуться: ручку А вправо, ручку Б от себя. Развернулся. Читает дальше. Как посадить самолет: продолжение в следующем номере.

К чему это я? Ах да. Тема у нас сегодня такая: управление самолетом. Мы же не хотим быть похожими на того американца из анекдота. Но сначала немного пробежимся по верхушкам предыдущей темы. Как говорится, повторение – мать учения.

Так вот: в прошлый раз мы говорили, что самолет летает, потому что его крыло взаимодействует с воздухом под определенным углом к набегающему потоку – углом атаки. И подъемная сила крыла напрямую зависит от угла атаки – чем он больше, чем сильнее самолет тянет вверх. Строго говоря, есть понятие средней аэродинамической хорды. И угол атаки – это угол между ней и потоком. Но мы не будем лезть в унылые дебри.

Сразу же дисклаймер: все, что я буду говорить, будет сказано о самолете так называемой нормальной аэродинамической схемы. То есть, о тех машинах, у которых хвостовое оперение расположено позади крыла. Никаких «уток», бесхвосток и так далее.

Ну-с, вводная часть закончена, начнем. Для начала – скучные основы. Через любой самолет можно провести три оси. Ось от носа до хвоста называется продольной осью (каналом), или осью крена. Ось от крыла до крыла называют поперечной осью или осью тангажа. И ось, проходящую через фюзеляж сверху вниз, перпендикулярно продольной оси, называют вертикальной осью или осью рыскания. И какие бы кренделя не выписывал в небе наш летательный аппарат, напрямую управлять мы им можем только по этим трем осям. Или, как говорят авиаторы, самолет управляется по крену, тангажу и рысканию. Как же это делает пилот?

Очевидно, что управлять самолетом в небе можно лишь изменяя подъемную силу или тягу двигателя. Ну, тяга нас сегодня мало интересует. А вот для изменения подъемной силы существуют особые управляемые плоскости. Те, что на крыльях, называются элеронами. Их хорошо видно на любом самолете: элероны расположены ближе к законцовкам. (Те плоскости, что ближе к корню крыла называются закрылки, и мы пока не будем их рассматривать).

Так вот, когда летчик отклоняет ручку или штурвал, скажем, вправо, правый элерон поднимается вверх, подъемная сила падает и крыло опускается. Левый же элерон опускается, подъемная сила возрастает и крыло поднимается. Самолет начинает крениться вправо. Нетрудно догадаться, что произойдет, если отклонить ручку влево.

С креном разобрались. С тангажом все немного сложнее. Он управляется рулем высоты, который расположен сзади, на хвостовом оперении. И здесь нужно маленькое уточнение. В нормальной аэродинамической схеме хвостовое оперение создает отрицательную подъемную силу. То есть, тянет хвост вниз!

Значит, когда летчик берет ручку на себя, руль высоты отклоняется вверх. Отрицательная подъемная сила возрастает и хвост опускается. Зато нос самолета идет вверх, увеличивается угол атаки и возрастает подъемная сила крыла, которая намного больше отрицательной подъемной силы хвоста. Наш самолет весело… ну или вяло набирает высоту. Если же отдать ручку от себя… надеюсь, все понятно.

С рысканием же на первый взгляд все просто – оно управляется дополнительной плоскостью на киле (или вертикальном стабилизаторе) - рулем направления при помощи педалей. Куда нажал педаль, туда отклоняется руль направления и туда же идет нос самолета. Красота! Ну, по крайней мере, теоретически.

Внизу блестят речки, зеленеет лес, надо выходить на посадочный курс, пилот что есть силы давит на педаль – вот сейчас ногой пол пробьет, а самолет разворачивается в час по чайной ложке. Что мы делаем не так?

Когда-то, на заре авиации, самолеты именно так и разворачивали – «блинчиком», при помощи руля направления. Летчики плевались, изрыгали чудовищные проклятия и отборные ругательства на всех языках, но продолжали грызть аэродинамический кактус. Положил конец нервотрепке русский летчик Петр Нестеров.

Поначалу Нестеров страдал и матерился, как все. Каждый раз, посадив «Ньюпор» и выключив ротативный двигатель, он шел к своему другу академику Жуковскому и жаловался на тяжкую судьбу летчика-первопроходца. Жуковский качал головой и наливал товарищу стакан минералки. Глядя на это бесконечное качание, Нестеров однажды поинтересовался, а что будет, если накренить самолет? Жуковский только развел руками: он же не мог спорить с зарубежными авторитетами. Во всех источниках убедительно доказывалось, что крен приведет к неуправляемому падению: крыло попросту не сможет удержать машину в воздухе!

Но однажды Нестеров не выдержал. Он, как и все образованные люди, витиевато выругался, крикнул «была не была!», отклонил ручку и… самолет не упал! Зато он развернулся намного, в разы быстрее! После посадки Нестеров прибежал к Жуковскому и тот немедля оповестил по телеграфу все авиационные журналы мира.

С тех пор самолеты разворачиваются только при помощи элеронов и крена, изменяя вектор подъемной силы, а языки стран мира стали намного чище.

Значит, руль направления для разворотов не используется? Зачем же он нужен? На тихоходных поршневых самолетах при помощи руля направления устраняют скольжение – координируют развороты. На быстроходных (по большей части реактивных) или тяжелых машинах руль направления пользует автоматика – так называемый демпфер рыскания. Ну и иногда рулем направления пользуются при выводе самолета из штопора. Но еще раз повторюсь: никогда не пытайтесь развернуть самолет при помощи руля направления (если, конечно, не отказало все остальное управление). Не стоит провоцировать инструктора загрязнять русский язык.

Теперь я расскажу об одном маленьком нюансе. Чтобы самолет летел горизонтально, то есть, без набора или потери высоты, пилот должен удерживать руль высоты в определенном положении. Надо сказать, это довольно утомительно: приходится постоянно тянуть или толкать ручку управления, прикладывать так называемые балансировочные усилия. Но самолет – не качалка, а пилоты, как правило, лентяи. Вот они, поигрывая снятой с самолета ручкой управления, и предложили инженерам как-то решить их проблему. Изобретательные умы сначала заартачились: чужие проблемы им ни к чему. Потом покумекали и решили, что слишком накачанные пилоты могут попортить им не только жизнь, но и морду лица. Одним словом, инженеры сдались и придумали хитроумное устройство.

Чтобы снять с ручки нагрузку, на руле высоты ставят еще одну, совсем крохотную плоскость – триммер. Летчик отклоняет ее при помощи особой рукоятки, колеса или тумблера (если триммер с электроприводом). Триммер за счет набегающего потока как бы фиксирует руль высоты и снимает нагрузку с ручки управления. Летчик довольно улыбается… Нет, дружище, это еще не автопилот. Пить кофе и жарить курочку на рабочем месте не получится. Так что ручку-то не отпускай. Ну так, на всякий случай.

Глянем на картинку. На ней свистит реактивными двигателями учебно-тренировочный самолет ВВС США Т-38 «Тэлон». У вас еще нет когнитивного диссонанса? Тогда приглядитесь к хвостовому оперению. Все верно: куда-то исчезли рули высоты. Да и триммер не просматривается. Получается, я всю дорогу ездил вам по ушам? Ошибаетесь.

Дело в том, что Т-38 – сверхзвуковой самолет. На сверхзвуке обычные рули высоты малоэффективны и горизонтальный стабилизатор отклоняется целиком. Он так и называется – цельноповоротный стабилизатор. Но и это еще не все. Никаких триммеров

на нем нет. Дело в том, что отклонить стабилизатор на сверхзвуковой скорости вручную, используя систему тяг и тросов, не смогут даже три штангиста. Рули заклинивает, как в цементе, усилия достигают сотен килограммов. Приходится ставить гидравлическую систему: летчик управляет клапанами, а рули отклоняет давление жидкости в гидроцилиндрах. Система необратима, усилия от рулей на ручку управления не передаются. А чтобы пилот совсем не загрустил и не обленился, ставят специальное устройство: полетный загружатель – связанную с ручкой систему пружин.

Но переключатель триммера на Т-38 все же есть. Он просто-напросто управляет затяжкой пружины загружателя или вовсе устанавливает ручку управления в нейтраль.

Добавлю, что часто триммеры ставят и в другие плоскости – на элероны и руль направления. Но пользуются ими реже, чем триммером руля высоты.

Ну-с, на сегодня все. Как говорится, сплошная работа и никакого веселья сделали из Джека скучного парня. Я же не хочу, чтобы вы стали скучными парнями. Так что… веселитесь! На сегодня все.


Продолжение следует

Разорванное небо
Рубрики:  ТехНаучПоп
Наука и жизнь
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 14 пользователям

Ptisa_Lucy   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 00:10 (ссылка)
А неплохой препод получился бы из автора.:-):-) даже девочкам было бы интересно.:-):-)
Ответить С цитатой В цитатник
Ptisa_Lucy   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 00:12 (ссылка)
Но, летать все равно боюсь. Хотя, если меня на место пилота??:-):-) то пусть боятся другие.:-):-)
Ответить С цитатой В цитатник
Ptisa_Lucy   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 00:14 (ссылка)
И продолжение будет!! У меня еще 2 статьи есть.:-):-)
Ответить С цитатой В цитатник
Base4ka   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 00:38 (ссылка)

Ответ на комментарий Ptisa_Lucy

Исходное сообщение Ptisa_Lucy
Но, летать все равно боюсь. Хотя, если меня на место пилота??:-):-) то пусть боятся другие.:-):-)

Так уже боятся летать те, кто раньше не боялся, бо сейчас на месте пилота всё чаще те, у кого кривые руки-крылья, патамушта их учили неправильные преподы.
Ответить С цитатой В цитатник
Base4ka   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 00:42 (ссылка)
На всякий случай, чтобы бояться ТУТ
Самолет хорошо, пароход хорошо, паровоз хорошо, а олени луччче )))
Ответить С цитатой В цитатник
Tess_Garbo   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 01:26 (ссылка)
Ptisa_Lucy,поверь, девочек начинает тошнить уже на второй паре ;)
Ответить С цитатой В цитатник
Maxfactor72   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 01:27 (ссылка)

Ответ на комментарий Ptisa_Lucy

Только препод уже на второй паре захотел бы спать. )))
Ответить С цитатой В цитатник
lord_gold   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 07:44 (ссылка)
Откуда такое определение, что человек рожден ползать
Ответить С цитатой В цитатник
All_Is_Blues   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 07:49 (ссылка)
...как без этого жил?!
Ответить С цитатой В цитатник
Scallagrim   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 08:59 (ссылка)

Ответ на комментарий lord_gold

Исходное сообщение lord_gold
Откуда такое определение, что человек рожден ползать


Иван Грозный так сказал.
А кто мы такие, что с царем спорить?
Ответить С цитатой В цитатник
Scallagrim   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 09:00 (ссылка)
Аффтару лайк и лучи добра.
Отлично написано.
Ответить С цитатой В цитатник
Сиротка_Мегги   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 09:36 (ссылка)

Ответ на комментарий Ptisa_Lucy

Исходное сообщение Ptisa_Lucy
А неплохой препод получился бы из автора.:-):-) даже девочкам было бы интересно.:-):-)

Не всем девочкам.
Ответить С цитатой В цитатник
Сиротка_Мегги   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 09:38 (ссылка)
Maxfactor72, Если бы я была директором ЦАГИ им.Жуковского, я бы непременно пригласила вас на собеседование.
Ответить С цитатой В цитатник
Maxfactor72   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 11:56 (ссылка)

Ответ на комментарий Сиротка_Мегги

Спасибо. Но на самом деле это уровень наземной подготовки летного училища.
Ответить С цитатой В цитатник
Сиротка_Мегги   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 12:07 (ссылка)

Ответ на комментарий Maxfactor72

Исходное сообщение Maxfactor72
Спасибо. Но на самом деле это уровень наземной подготовки летного училища.

Отличная шутка! А если вдруг вы серьезно, то я бы не взяла вас на собеседование.
Ответить С цитатой В цитатник
Сиротка_Мегги   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 13:20 (ссылка)

Ответ на комментарий Maxfactor72

Исходное сообщение Maxfactor72
Спасибо. Но на самом деле это уровень наземной подготовки летного училища.

Чтобы не выглядеть голословной:
ЦАГИ -
Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н. Е. Жуковского — крупнейший государственный научный авиационный центр России, Научно-исследовательский институт.
http://ru.wikipedia.org/wiki/ЦАГИ
Ответить С цитатой В цитатник
gorra   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 13:40 (ссылка)
Отлично.
Тоже почитываю авиафорум, уже умею отличать тангаж от угла атаки.
Ответить С цитатой В цитатник
gorra   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 13:42 (ссылка)
Какое то время назад все пытались решить задачу, самолет колесами ставится на ролики, силой трения пренебрегаем, двигатели на взлетный, ревут, тяга, колеса крутятся, самолет на месте.
Взлетит или нет?
Ответить С цитатой В цитатник
gorra   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 13:51 (ссылка)
Так и быть, раз в теме не рассказано, а нужно девочек просветить, угол атаки - это когда самолет летит ПРЯМО, но у самолета задран нос, самолет не горизонтально расположен, а под некоторым углом, который и называют углом атаки.
А тангаж? это когда самолет под некоторым углом к горизонту, летит не прямо, а поднимается или опускается. Если вверх, это кабрирование, если вниз - пикирование.
Ответить С цитатой В цитатник
Maxfactor72   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 13:52 (ссылка)

Ответ на комментарий Сиротка_Мегги

А то я не знаю. Но то, что я написал, действительно преподают в летных училищах. И даже (как ни странно) в аэроклубах.
Ответить С цитатой В цитатник
Maxfactor72   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 13:53 (ссылка)

Ответ на комментарий gorra

Он разбежится и взлетит. Потому что самолет отталкивается не от роликов, а от воздуха. Или (если реактивный), от самого себя. Реактивному так и вовсе по барабану, что у него под колесами шасси.
Ответить С цитатой В цитатник
gorra   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 13:56 (ссылка)
Исходное сообщение Maxfactor72
Он разбежится и взлетит. Потому что самолет отталкивается не от роликов, а от воздуха. Или (если реактивный), от самого себя. Реактивному так и вовсе по барабану, что у него под колесами шасси.
как он разбежится, если колеса на роликах? Самолет на месте стоит.
Ответить С цитатой В цитатник
Maxfactor72   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 14:00 (ссылка)

Ответ на комментарий gorra

Ему по барабану, на чем он стоит. У самолета колеса с двигателями никак не связаны. Это же не автомобиль.
Ответить С цитатой В цитатник
gorra   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 14:04 (ссылка)
Maxfactor72, колеса связаны с землей, крутятся. Двигатели на взлетном режиме.
Самолет неподвижен относительно Земли. Самолет взлетит с места?-)
Ответить С цитатой В цитатник
Maxfactor72   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 14:08 (ссылка)

Ответ на комментарий gorra

Самолет и не будет неподвижным относительно земли (и воздуха). Он просто разбежится и взлетит.
Ответить С цитатой В цитатник
gorra   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 14:10 (ссылка)
Maxfactor72, как он разбежится, если колеса на роликах стоят?
Ответить С цитатой В цитатник
Maxfactor72   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 14:15 (ссылка)

Ответ на комментарий gorra

Да и пусть себе стоят. Ему-то по барабану, на чем. К земле-то самолет не привязан.
Ответить С цитатой В цитатник
летчик_наблюдатель   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 14:19 (ссылка)
Тоже мне проблема- почему летает самолёт. Давно известно. что для того чтобы летать нужны крылья. У м самолёта крылья есть.Вот и летает.

А куча учёных бездельников нам всякие теории напридумывали - мол в зависимости от скорости потока жидкости или газа давление в этом потоке разное. Чем выше скрость , тем меньше давление.
Это же голову сломаешь! напридумывать иакое.

Есть крылья - вот и летает а нет так просто падает-вверх или вниз.

Некоторые слишком вумные мне скажут а как же ракета-? Так если присмотреться и у ракеты крылышки, хоть маленькие, а есть.Потому и летит.
Так шта уважаемый Аффтар пишите свои фантазии на околокосмические темы и забиваёте чистые и свтлые мозги нормальных людей всякими там Бернуллями.

Кстати вывод ,что профиль не важен а важен угол атаки- это на Нобелевку.Не меньше. ))))

Плюс Автору поставлю - за искусство беллитристики в практической аэродинамике.)
Ответить С цитатой В цитатник
gorra   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 14:20 (ссылка)
Maxfactor72,
разбор задачи, где ответ непонятен все-равно-)
https://fishki.net/1269067-zaprewyonnaja-zadacha-p...olyot-na-begovoj-dorozhke.html
Ответить С цитатой В цитатник
летчик_наблюдатель   обратиться по имени Воскресенье, 09 Июня 2019 г. 14:22 (ссылка)

Ответ на комментарий Ptisa_Lucy

Но, летать все равно боюсь. Хотя, если меня на место пилота??:(ц)
=======================================
Абсолютно правильный с точки зрения психологии вывод. Пилот контролирует процесс. потому он всегда уверен в успехе полёта. а пассажир -заложник. Отсюда и страх.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 3 4 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку