человек-ништяк все записи автора
В середине октября я, в который раз уже, ездила со своими школьничками в поход в Адыгею. На конях кататься.
Кавказ в этом году порадовал нас погодой. Было такое ощущение, будто специально для нас погода сделала недельный перерыв в мерзопакости. Когда мы приехали, было холодно и заморозки по ночам. Потом потеплело. Когда мы уезжали, начался дождь. Дождь застал нас в автобусе "Сахрай - Армавир". Мы победно показали ему языки и покрутили пальцами у носов, как ехидные Буратины.
Вроде бы, каждый раз ездим практически в по одним и те же местам, но не надоедает. Как может надоесть, например, вот такой вид с Гурмайской поляны?! Жаль, только, что пришли мы туда уже в темноте, и не полюбовались Кавказом на закате.
Ещё одно красивейшее место, куда мы попадаем повторно - это Большой Тхач. Длинная-длинная гора с травянистым северным склоном, по которому вполне можно подняться, и грандиозными скальными обрывами на южном. А виды оттуда! Виды!
В прошлый раз нам повезло, и мы на склонах Тхача встретили серн. В этом году мы их не видели, правда. Но красотища вокруг впечатляет, конечно. Большой Тхач - это мой должок со времён первого руководства походом. Тогда мы его обошли стороной...
У нас есть две причины, по которым хоть одни (а лучше двое) школьные каникулы в год мы должны провести на Кавказе.
Сергей Александрович и кони. Сергей Александрович - близкий друг И.Т. Мне кажется, что вообще чуть ли не самый близкий ей человек после дочек и внучат.
А вторая причина - кони. Кони, кони, кони. Кони потрясающие, конечно. Умные сильные звери. Говорят, есть такое направление в медицине - иппотерапия. Говорят, особенно она полезна детям. Я, конечно, уже не совсем дитя, но всё равно раз или два в год у меня иппотерапия от всех невзгод.
Звёзды! Какие же над Кавказом звёзды! Их много, они усеяли небосвод, как веснушки нос рыжего сорванца. Таинственные, большие, мерцающие. Большая Медведица тут не просто большая, а совершенно огромная!! Продавец в магазине разговорился с нами - оказывается, он несколько лет прожил в Москве.
- Потом надоело, сюда вернулся. Дети меня достали спрашивать: "Почему в Москве звёзд не видно, а тут их так много?!"
Звёзд мы, жители больших городов, лишены...
А ещё тут каждый раз луна показывает свою невидимую сторону. Смотрите. И так каждую ночь.
Знаете, чем стреноженный конь отличается от спутанного? У спутанного связаны две ноги, а у стреноженного - три. Спутанный конь может при большом желании уйти километров на десять от места ночёвки, а стреноженный уже никуда не уйдёт. Кого-то из лошадей на ночь привязывают к дереву или колышку, кого-то спутывают или стреноживают. На шеи им надевают бубенчики, чтобы было слышно, где ходят. И всё равно раз в два-три часа кто-нибудь из конников просыпается, чтобы проверить, не ушли ли кони.
Мне снова достался ехидный золотой конище. Зовут его Гудбайчик. А почему такое странное имя, мне никто так и не объяснил. Гудбайчик вредный и умный. Вот, например. Коням нельзя есть, когда они осёдланы, так они подпругами натирают себе грудь до язв. Кони в это верить не хотят и при любой возможности стараются поживиться, чем Бог пошлёт. Уступать им и давать слабину нельзя, и я честно учусь не давать коням слабины. Но они меня чуют, кажется, даже не за версту, а версты за три. Ждём, пока коней навьючат. Гудбайчик тянется к траве. Я его одёргиваю раз, другой, третий. Гудбайчик начинает задумчиво бодать меня в спину и грызть мою сидушку. Реально клочок откусил!!! Выплюнул, правда. Воля моя сломлена, Гудбайчик лопает траву. Кстати, такой золотистая лошадиная масть называется "тёмно-соловая".
Любимый наш конь, сопровождавший во всех предыдущих кавказских походах, Гранит, погиб. Попал под машину. Так что у И.Т. в этот раз другой конь-огонь. Коня зовут Семён. Именно И.Т. он достался потому, что низок ростом, и на него просто забираться. Семён - смирный и послушный конёк с мохнатой чёлкой. Есть у него, правда, один недостаток: он не хочет идти. Категорически. Плетётся где-то в самом хвосте процессии, отстаёт, теряет всех из виду, еле-ковыляет.
Александр рассказывал про своё с ним знакомство:
- Купили нового коня, Семёна этого. Привезли его на конюшню, дали мне объезжать. Я на него сел, он лёг. Как его только не старались расходить. Другой лошадью его таскали, машиной его таскали... Всё ни в какую! Я луковицу в костре нагрел, сунул ему под хвост. Он хвостом прижимает, она не падает. Луковица жжётся, он начинает кидать. Сел я на него, он меня покидал, покидал... Ну, думаю, сейчас побежит наконец-то. Он встал. Луковица, понятное дело, выпала... Сейчас хоть как-то ходить начал.
Инструктора... Инструктора у нас зачастую меняются. Неизменным остаётся только Сергей Александрович. Впрочем, с Николаем мы едем уже третий раз. А, вот, Александра не называющего своего отчества, видим впервые. Жители городов, особенно выпускники престижных ВУЗов свысока смотрят на деревенских, особенно без какого бы то ни было образования. А зря.
Наши инструктора - люди совершенно необыкновенные. Александр, вот, молчал весь поход. Я, кажется, за всю неделю ни слова от него не услышала, кроме "Доброе утро". А в последний вечер разговорился... Оказывается, он профессиональный жокей и имеет звание мастер конного спорта. Карьеру свою спортивную закончил в 1996 году, выиграв дерби в Москве. Обалдеть!
Рассказывал: как-то раз перед скачкой к нему подошли два мордоворота с пачкой денег, приказали придти последним, тренер, мол, в курсе.
- Всю гонку на руках шёл, - говорит Александр, - конь вперёд рвётся, а я его держу. Люди свистят, кричат, бутылки на арену бросают - переживают, поставили же, проигрывают. А я держу... Потом, у финишной прямой, мне бутылка в голову попала. Думаю: "Да, что ж я, дурак, делаю?!" - как отпустил поводья!! Обошёл всех, как стоящих.
- А как потом было?
- Ну, как-как... Пришли ко мне в гостиницу, побили, вот как.
А Николай и того хлеще. Он отмалчивался первые два похода, и разговорился только к концу третьего. Зато как разговорился! Он и стихи читал, и историю скифов и сарматов рассказывал, и про лошадей много чего... И с такими горящими глазами про них говорил, что ясно - с ними вся его жизнь связана, без них будет плохо.
Инструктора, Александр особенно, рассказывают нам про разные породы лошадей, которых разводят на Кавказе. Абхазские, карачаевские, черкесские... Конь, на котором Александр выиграл дерби, был английской скаковой породы.
- А лошади, на которых мы сейчас едем, они кто?
- Колбаса...
В последний день, когда всех почти коней с инструкторами мы проводили, оставшись только с Сергеем Александровичем, на его единственного коня Хана напали. Здоровенный вороной жеребец с белой полоской на носу начал учить молодого конька, кто тут главный, кидался на него, пытался укусить, толкал, бил. Хан, может, и был бы рад убежать, да пасся привязанный. Мы похватали палки и кинулись прогонять обидчика. Такой убить может запросто. Мудрее, сильнее, старше. Сергей Александрович рассказывал, что главная задача его - уронить соперника. А, если второй конь упадёт, дальше тот его затопчет. Ух, как мы гоняли этого вороного! Размахивая палками и руками, выкрикивая угрозы на бегу... Убежал таки. Видимо, это был главный жеребец в табуне (или как тут говорят, в косяке) и защищал своих кобыл от чужака...
А затем к нам в гости пришли козы и овцы. Небольшое любознательное стадо. В прошлом году один козлёнок твёрдо решил не возвращаться домой, а уехать с нами. Пришлось относить его к хозяину, схватив в
охапку. Кажется, теперь козлёнок вполне подрос, но идей своих не утратил.
Пожалуй, мне больше нечего рассказывать про наш поход... Не было там каких-то таких уж важных и значимых событий... Но несколько фотографий я вам, тем не менее, покажу.
Мораль сей басни такова: "Приезжайте на Кавказ! Там обалденно!"
PS: Всё, повели домой нашу прелесть.